ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-31036/19 от 09.02.2021 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,

тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761
http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск Дело № А19-31036/2019
«16» февраля 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 09 февраля 2021г.

Решение в полном объеме изготовлено 16 февраля 2021 года. 

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Куклиной Л.А., при  ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Загерсон  А.А., рассмотрев в судебном заседании с использованием системы видеоконференц- связи при содействии Падунского районного суда г. Братска дело по заявлению  ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ ФИО1 (ОГРН <***>; ИНН <***>) 

к КОМИТЕТУ ПО ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВУ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА  БРАТСКА (ОГРН <***>; ИНН <***>) 

о признании незаконным отказа от 28.10.2019г. № МУ 9758/12/19 в утверждении  схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, 

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя: ФИО2 – представитель по доверенности, представлен паспорт;  ФИО3 – представитель по доверенности, представлен паспорт; 

от ответчика: ФИО4 – представитель по доверенности, представлен паспорт;
 установил:

 ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ ФИО1 (далее – заявитель, ИП ФИО1) обратилась в  Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к КОМИТЕТУ ПО 


ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВУ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА БРАТСКА (далее –  ответчик, Комитет) о признании незаконным отказа от 28.10.2019г. № МУ 9758/12/19  в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане  территории. 

Представители заявителя в судебном заседании требование поддержали по  основаниям, изложенным в заявлении, возражении на отзыв, дополнительных  пояснениях. 

Представитель Комитета заявленное требование не признал, поддержав  позицию, изложенную в отзывах. 

Решением арбитражного суда Иркутской области от 28 февраля 2020 года,  оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного  апелляционного суда от 22 июня 2020 года, в удовлетворении требований заявителю  отказано. 

Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28  сентября 2020 года судебные акты первой и апелляционной инстанций в части  отменены. Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к выводу, что  суды первой и апелляционной инстанций не проверили оспариваемый ненормативный  правовой акт на предмет его законности, исходя из той нормы, которая указана  Комитетом в качестве основания его принятия. 

Кроме того, судом кассационной инстанции указано, что суд первой инстанции  не указал какой подпункт пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской  Федерации им применен при рассмотрении дела, по которым посчитал установленные  фактические обстоятельства, положенные в основание принятого решения,  имеющими связь с предусмотренными подпунктами 1-5 пункта 16 указанной статьи  основаниями отказа в утверждении схемы расположения земельного участка. 

Суд кассационной инстанции указал, что при новом рассмотрении дела суду  необходимо учесть изложенное, установить все входящие в предмет доказывания и  имеющие существенное значение для правильного рассмотрения спора  обстоятельства и с учетом этого, а также полной, всесторонней оценки всех доводов и  возражений, участвующих в деле лиц, представленных ими доказательств, принять  законное и мотивированное решение. 

Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации. 

Судом установлены следующие обстоятельства дела.


ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ АЛЕКСАНДРОВА ИННА  ВАЛЕРЬЕВНА зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя в  реестре под основным государственным регистрационным номером 319385000121972. 

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ ФИО1 обратился в КОМИТЕТ ПО ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВУ  АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА БРАТСКА с заявлением № МУ-9492/40/19 от  16.10.2019г. об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом  плане территории. 

Письмом от 28.10.2019г. № МУ 9758/12/19 КОМИТЕТ ПО  ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВУ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА БРАТСКА отказал в  утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане  территории. В качестве основания для отказа в утверждении схемы расположения  земельного участка является то обстоятельство, что в границах испрашиваемого  земельного участка согласно координатам, указанным в приложенной к заявлению  схеме расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом  плане территории (далее – схема), расположен многоконтурный земельный участок  для размещения объектов электросетевого хозяйства с кадастровым номером  38:34:000000:1729, а также расположен в пределах охранной зоны объектов  электросетевого хозяйства, сведения о которой содержатся в Едином государственном  реестре недвижимости, в связи с чем, утверждение схемы расположения земельного  участка на кадастровом плане территории не представляется возможным на  основании подпункта 1 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской  Федерации, так как схема расположения земельного участка ее форме, формату или  требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12  статьи 11.10 настоящего кодекса. 

Заявитель полагая, что отказ, выраженный в письме КОМИТЕТА ПО  ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВУ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА БРАТСКА от 28.10.2019г.   № МУ 9758/12/19 в утверждении схемы расположения земельного участка на  кадастровом плане территории, не соответствует требованиям закона, а также  нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной  экономической деятельности, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением. 

Исследовав доказательства по делу: заслушав объяснения представителей лиц,  участвующих в деле, ознакомившись с письменными доказательствами, суд приходит  к следующему. 


В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в  арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных  правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов,  осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что  оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не  соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права  и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической  деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные  препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической  деятельности. 

Таким образом, основанием для признания недействительными ненормативных  правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов,  осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие  одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному  правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с  соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической  деятельности. 

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных  правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих  публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании  осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений,  оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие  закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий  у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили  оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли  оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы  заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. 

В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного  правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности  принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия),  наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта,  решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, 


послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения  оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые  приняли акт, решение или совершили действия (бездействие). 

Правоотношения, возникающие в связи с предоставлением испрашиваемого  земельного участка для ведения предпринимательской деятельности, регулируются  Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 25 октября  2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской  Федерации», иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними  иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными  нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. 

В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федеральным законом от 25 октября 2001  года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»  полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти  субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные  настоящим Федеральным законом, могут быть перераспределены между ними в  порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003г.   № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской  Федерации. 

В соответствии со статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации  предоставление земельных участков, находящихся в государственной или  муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом  государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их  компетенции в соответствии со статьями 9-11 Земельного Кодекса

Согласно положениям Земельного кодекса Российской Федерации земля может  находиться в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном  наследуемом владении, ограниченном пользовании, аренде и безвозмездном срочном  пользовании. 

Статьей 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что  земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной  собственности, предоставляются на основании: 


3. договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;

На основании статьи 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации  предоставление земельных участков, находящихся в государственной или  муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом  государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их  компетенции в соответствии со статьями 9-11 вышеназванного Кодекса. 

В пунктах 1, 2 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации указано,  что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся  в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии  с одним из следующих документов: 

Образование земельных участков из земель или земельных участков,  находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в  соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или  земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного  проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3  настоящей статьи. 

В соответствии с пунктом 4 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской  Федерации не допускается образование земельных участков, если их образование  приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких  земельных участках объектов недвижимости. 

Согласно положениями статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации  форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется  в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы  расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного  участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы  расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным 


Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной  власти. 

Схема расположения земельного участка или земельных участков на  кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка)  представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или  образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме  расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого  земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более  земельных участков, указываются их условные номера. 

Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом  утвержденных документов территориального планирования, правил  землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной  документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с  особыми условиями использования территорий, земельных участков общего  пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения  границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе  размещение которых предусмотрено государственными программами Российской  Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации,  адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного  строительства. 

Согласно подпункту 1 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской  Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного  участка является несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме,  формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с  пунктом 12 настоящей статьи. 

Как следует из оспариваемого решения основанием для отказа в утверждении  схем расположения земельного участка на кадастровом плане территории являлось  несоблюдение требований статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации к  земельному участку. 

Из положений пунктов 4, 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской  Федерации следует, что не допускается образование земельных участков, если их  образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных  на таких земельных участках объектов недвижимости. Образование земельных  участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ,  чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим 


препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а  также нарушать требования, установленные Земельным кодексом Российской  Федерации, другими федеральными законами. 

На основании письма Минэкономразвития Российской Федерации от 22.12.2009   № 22409-ИМ/Д23 «Особенности подготовки документов, необходимых для  осуществления государственного кадастрового учета многоконтурных земельных  участков, осуществления такого учета и предоставления сведений государственного  кадастра недвижимости о многоконтурных земельных участках» под  многоконтурным земельным участком понимается объект недвижимости (земельный  участок), граница которого представляет собой несколько замкнутых контуров. 

В связи с этим отдельные контуры границы земельного участка не являются  отдельными земельными участками, входящими в состав многоконтурного  земельного участка, либо его частями, а выступают в качестве единого объекта.  Каждый контур образуемого многоконтурного земельного участка должен быть  обеспечен доступом от земель или земельных участков общего пользования. 

При этом, образуемые многоконтурные земельные участки должны  соответствовать требованиям действующего законодательства к земельным участкам,  в частности требованиям статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации. 

Несоблюдение указанных в статье 11.9 Земельного кодекса Российской  Федерации требований является, в том числе, основанием для отказа в осуществлении  государственного кадастрового учета образованного земельного участка в  соответствии со статьей 27 Федерального закона от 13.07.2015г. № 218-ФЗ «О  государственной регистрации недвижимости». 

Как следует из материалов дела, в границах испрашиваемый  ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕМ ФИО1 земельного участка, согласно координатам, указанным в  приложенной к заявлению схеме расположения земельного участка или земельных  участков на кадастровом плане территории, расположен многоконтурный земельный  участок для размещения объектов электросетевого хозяйства с кадастровым номером  38:34:000000:1729, а также расположен в пределах охранной зоны объектов  электросетевого хозяйства, сведения о которой содержатся в Едином государственном  реестре недвижимости. 

Охранные зоны объектов электросетевого хозяйства, а также особые условия  использования земельных участков, расположенных в пределах охранных зон,  обеспечивающие безопасное функционирование и эксплуатацию указанных объектов, 


устанавливаются сетевой организацией в соответствии с Постановлением  Правительства Российской Федерации от 24.02.2009г. № 160 «О порядке установления  охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования  земельных участков, расположенных в границах таких зон». 

Согласно названным Правилам в охранных зонах запрещается осуществлять  любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов  электросетевого хозяйства, в том числе, привести к их повреждению или  уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и  имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение  экологического ущерба и возникновение пожаров, в том числе, размещать любые  объекты и предметы (материалы) в пределах созданных в соответствии с  требованиями нормативно-технических документов проходов и подъездов для  доступа к объектам электросетевого хозяйства, а также проводить любые работы и  возводить сооружения, которые могут препятствовать доступу к объектам  электросетевого хозяйства, без создания необходимых для такого доступа проходов и  подъездов. 

Для предотвращения или устранения аварий работникам сетевых организаций  обеспечивается беспрепятственный доступ к объектам электросетевого хозяйства, а  также возможность доставки необходимых материалов и техники. 

Из приложенной к заявлению ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ  ФИО1 № МУ-9492/40/19 от 16.10.2019г. схемы  расположения испрашиваемого земельного участка следует, что заявителем не  обеспечен доступ к земельному участку с кадастровым номером 38:34:000000:1729, в  связи с чем, образование испрашиваемого предпринимателем земельного участка  приведет к нарушению действующего законодательства РФ о земле. 

Кроме того, согласно пункту 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской  Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении,  перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из  земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. 

Исчерпывающие основания для отказа в утверждении схемы расположения  земельного участка установлены в подпунктах 1 - 5 пункта 16 статьи 11.10 Земельного  кодекса Российской Федерации. 

Приложенная к заявлению схема расположения земельного участка не может  быть утверждена по основаниям, указанным в подпункте 3 пункта 16 статьи 11.10  Земельного кодекса Российской Федерации. 


Подпунктом 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской  Федерации предусмотрено, что разработка схемы расположения земельного участка с  нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к  образуемым земельным участкам, а также согласно подпункту 1 пункту 16 статьи  11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, где основанием для отказа в  утверждении схемы расположения земельного участка, среди прочих является:  несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или  требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12  настоящей статьи (пункт 1). 

 Форма, формат или требования к подготовке схемы расположения земельного  участка утверждены Приказом Минэкономразвития России от 27 ноября 2014 года   № 762 «Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного  участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы  расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане  территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных  участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы  схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом  плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на  бумажном носителе» (далее – Приказ № 762). 

В соответствии с пунктом 4 Приказа № 762 схема расположения земельного  участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра  недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). 

При подготовке схемы расположения земельного участка помимо прочего  учитываются материалы и сведения землеустроительной документации; положения об  особо охраняемой природной территории; о земельных участках общего пользования  и территориях общего пользования, красных линиях; о местоположении границ  земельных участков; о местоположении зданий, сооружений (в том числе, размещение  которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации,  государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными  инвестиционными программами), объектами незавершенного строительства. 

Согласно действующему земельному законодательству, целью утверждения  схемы расположения на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей  территории земельного участка является последующее выполнение кадастровых  работ, постановка на кадастровый учет и предоставление сформированного  земельного участка заинтересованному лицу. Утверждение схем земельных участков 


в границах, в которых они не могут быть использованы по целевому назначению,  указанному заявителем, противоречит целям процедур приобретения прав на  земельные участки, установленные законодательством. 

Как установлено в ходе судебного разбирательства, в границах испрашиваемого  земельного участка, сформирован другой земельный участок для размещения и  эксплуатации объектов электросетевого хозяйства с кадастровым номером  38:34:000000:1729. Указанные обстоятельства заявителем не оспариваются. 

Таким образом, с учетом технических характеристик данного объекта и  сформированной вокруг него соответствующей охранной зоны, в рассматриваемом  случае, не представляется возможным по обстоятельствам, отраженным в  оспариваемом отказе сформировать испрашиваемый земельный участок. 

При подготовке схемы, которая была представлена на утверждение, заявитель не  принял во внимание, что государственный кадастр недвижимости содержит сведения  о наличии в границах предлагаемого к образованию земельного участка уже  сформированного и поставленного на кадастровый учет многоконтурного земельного  участка с кадастровым номером 38:34:000000:1729, а также наличие соответствующей  охранной зоны, которая составляет большую часть предлагаемого к образованию  земельного участка. 

Также заявителем не учтено, что образование земельного участка и  последующее его предоставление заинтересованному лицу приведет к вкрапливанию,  а также невозможности беспрепятственного использования (проезда, прохода,  обслуживания) земельного участка с кадастровым номером 38:34:000000:1729 и  сооружений имеющихся на нем. 

Статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации установлены  требования к образуемым и измененным земельным участкам. 

Пунктом 4 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации определено,  что не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к  невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных  участках объектов недвижимости. 

Как уже обращал внимание суд, образование земельных участков не должно  приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице,  невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим  рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать  требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами  (пункт 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации). 


Вклинивание – это землеустроительный термин обозначающий проникновение  части земель одного землепользования в виде клина или неровного, узкого выступа в  земли других землепользователей. 

Чересполосица – это расположение земельных участков одного хозяйства  полосами (вперемежку) с земельными участками других хозяйств, что ведет к  расчлененности хозяйств на отдельные, обособленные участки, разделенные землями  иных землевладельцев, что создает взаимное неудобство. 

Вкрапливание – это землеустроительный термин обозначающий расположение  внутри земельного участка одного землепользователя других земельных участков, не  принадлежащих данному землепользователю, которые расположены в середине  земельного массива и не имеют прямого доступа к землям общего пользования. Для  обеспечения доступа к вкрапленным земельным участкам необходимо установление  частного или общественного сервитута. 

Более того, суд обращает внимание, что в соответствии с подпунктом 4 пункта  7.5 Методических рекомендаций по проведению землеустройства при образовании  новых и упорядочении существующих объектов землеустройства, утвержденных  Федеральной службой земельного кадастра России 17.02.2003г., в зависимости от  целевого назначения и разрешенного использования земельный участок в  обязательном порядке обеспечивается доступом в виде прохода (шириной не менее 1  метра) или проезда (шириной не менее 3,5 метров). 

Согласно подпункту «б» пункта 8 части 3 Постановления Правительства  Российской Федерации от 24.02.2009г. № 160 «О порядке установления охранных зон  объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных  участков, расположенных в границах таких зон» в охранных зонах запрещается  осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов  электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или  уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и  имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение  экологического ущерба и возникновение пожаров, в том числе размещать любые  объекты и предметы (материалы) в пределах созданных в соответствии с  требованиями нормативно-технических документов проходов и подъездов для  доступа к объектам электросетевого хозяйства, а также проводить любые работы и  возводить сооружения, которые могут препятствовать доступу к объектам  электросетевого хозяйства, без создания необходимых для такого доступа проходов и  подъездов. 


В ходе рассмотрения заявления об утверждении схемы расположения  земельного участка, Комитет пришел к выводу, что образование и в дальнейшем  предоставление спорного земельного участка согласно представленной схеме сделает  невозможным свободный подъезд и подход к земельному участку с кадастровым  номером 38:34:000000:1729, (в нарушение пункта 4 статьи 11.9 ЗК РФ), а также  приведет к вкрапливанию (в нарушение пункта 6 статьи 11.9 ЗК РФ), что прямо  запрещено земельным законодательством РФ. 

Также Комитет учел наличие и значительную площадь охранной зоны в  границах испрашиваемого участка, что помешало бы его рациональному  использованию. 

Таким образом, приложенная к заявлению схема расположения земельного  участка не может быть утверждена по основаниям, указанным в подпункте 3 пункта  16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, то есть разработка схемы  расположения земельного участка с нарушением предусмотренных пунктами 4, 6  статьи 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам, а  также в силу подпункта 1 пункта 16 статьи 11.10 названного Кодекса 

В соответствии с пунктом 31 Постановления администрации МО г. Братска от  05.10.2016г. № 1444 «О функциях и полномочиях комитета по градостроительству  администрации города Братска» обеспечение подготовки и утверждения схемы  расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане  территории входит в функции и полномочия Комитета. 

Постановлением администрации муниципального образования города Братска от  20.02.2016г. № 276 утвержден административный регламент предоставления  муниципальной услуги «Утверждение схемы расположения земельного участка  на кадастровом плане территории» (далее – Регламент). 

Абзацем 2 пункта 6 главы 3 Регламента установлено, что органом  администрации г. Братска, ответственным за предоставление муниципальной  услуги «Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом  плане территории» является Комитет по градостроительству администрации г.  Братска, далее по тексту Регламента – уполномоченный орган. 

Понятие муниципального правового акта закреплено в статье 2  Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации». 


Ненормативный правовой акт - это разновидность правового акта, не  содержащего норм права. Форма издания ненормативного правового акта не  установлена. 

Следовательно, решение об отказе в утверждении схемы расположения  земельного участка является муниципальным правовым актом, оформление  указанного решения в форме письма не является нарушением действующего  законодательства. 

Более того, следует учесть, что статьей 11.10 Земельного кодекса Российской  Федерации определен круг лиц, которые вправе подготовить схему расположения  земельного участка в целях его образования. 

Согласно пункту 5 статьи 11.30 Земельного кодекса Российской Федерации  возможность подготовки схемы расположения земельного участка в целях его  образования в границах населенных пунктов для проведения аукциона по продаже  земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного  участка гражданином или юридическим лицом не предусмотрена. 

В соответствии с позицией, изложенной в Определении Конституционного суда  РФ от 26.10.2017г. № 2389-О, суды, с учетом многообразия возможных вариантов  образования земельных участков, в каждом конкретном случае, должны оценивать  фактические обстоятельства дела, обеспечивая, в том числе, защиту прав  собственников земельных участков, смежных по отношению к вновь образуемому. 

Таким образом, принимая во внимание все вышеизложенные обстоятельства,  суд пришел к выводу, что КОМИТЕТ ПО ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВУ  АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА БРАТСКА действовал в рамках законодательства  Российской Федерации о земле. 

Всем существенным доводам заявителя судом дана соответствующая оценка.  Иные доводы и пояснения заявителя судом рассмотрены и оценены, однако на  выводы суда не влияют. 

Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый  ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов,  осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону  или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы  заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного  требования. 


Оценив с учетом положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации относимость, допустимость, достоверность каждого  доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств  в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что отказ КОМИТЕТА ПО  ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВУ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА БРАТСКА от 28.10.2019г.   № МУ 9758/12/19 в утверждении схемы расположения земельного участка на  кадастровом плане территории, соответствует действующему законодательству и не  нарушает права и законные интересы заявителя. 

При таких обстоятельствах в удовлетворении заявленного требования следует  отказать. 

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, арбитражный суд 

 решил:
в удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд  в течение месяца после его принятия. 

 Судья Л.А. Куклина