АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99
дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,
тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761
http://www.irkutsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
г. Иркутск Дело №А19-31041/19
5 апреля 2022 года.
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 29 марта 2022 года.
Решение в полном объеме изготовлено 5 апреля 2022 года.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи О. В. Епифановой,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Дракиной С.В. (до перерыва), секретарем судебного заседания Комогорцевой А.Е. (после перерыва), рассмотрев в судебном заседании дело по иску ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ИРКУТСКАЯ ЭНЕРГОСБЫТОВАЯ КОМПАНИЯ» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 664033, <...>)
к ОБЩЕСТВУ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ПРАВОБЕРЕЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 664050, <...>),
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, общество с ограниченной ответственностью «Южные электрические сети» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>, адрес: 664033, ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ, ИРКУТСК ГОРОД, ФИО1 УЛИЦА, 257; адрес филиала: 66456, <...>)
о взыскании 14 462 руб. 92 коп., из них: 13 171 руб. 36 коп. основной долг, 1 291 руб. 56 коп. пени, а также пени на сумму основного долга за период с 28.04.2021 по день фактического исполнения обязательства,
при участии в судебном заседании:
от истца – ФИО2 (представитель по доверенности от 21.09.2020 № 444),
от ответчика – ФИО3 (представитель по доверенности от 21.05.2021),
от третьего лица – ФИО4 (представитель по доверенности от 27.09.2021
№ юр-252),
установил:
ООО «ИРКУТСКЭНЕРГОСБЫТ» обратилось в арбитражный суд к
ООО «ПРАВОБЕРЕЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЖКС» с требованием о взыскании
14 462 руб. 92 коп.
Истец на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявил об уточнении исковых требований, просит взыскать с ответчика 17 478 руб. 12 коп., из которых: 13 171 36 коп. основного долга,
4 306 руб. 76 коп. пени, а также пени на сумму основного долга за период с 09.02.2022 по день фактического исполнения обязательства.
Уточнение судом принимается, дело рассматривается в уточненной редакции.
Ответчик иск не признает, в возражениях на иск указывает, что истец выставил завышенные суммы задолженности, в соответствии с расчетом ответчика сумма задолженности за период с июля по сентябрь 2019 года составляет 1 890 руб. 47 коп.
По утверждению ответчика, он обращался к истцу с письмами от 06.02.2020
№ 104-02-2020, от 19.02.2020, от 28.02.2020, от 04.03.2020 о проведении перерасчета, однако обращения оставлены истцом без удовлетворения.
Ответчик считает, что истец необоснованно зачисляет поступившие от агента денежные средства в периоды по своему усмотрению, на более ранние даты.
Кроме того, ответчик не согласился с проведенным истцом перерасчетом, указывает, что в корректировочном счете-фактуре от 30.06.2020 № 27545-14045 не отражены объемы, цена, налоговая ставка, стоимость товаров за период перерасчета с июля по сентябрь 2019 года, а корректируется период с июля 2019 года по март 2020 года.
Ответчик, ссылаясь на отсутствие доказательств, подтверждающих установку и допуск в эксплуатацию общедомовых приборов учета электрической энергии в многоквартирных домах по ул. Напольная, 70/7, Баррикад 159, Баррикад 163, пер. Пионерский, 10, указывает, что расчет потребления следует производить, исходя из норматива потребления электроэнергии на общедомовые нужды, фиксированной площади мест общего пользования по техническим паспортам многоквартирных домов (далее МКД).
Указывая на то, что акты допуска в эксплуатацию общедомового прибора учета МКД по адресу: <...> от 26.08.2014, от 26.08.2017, по адресу: <...>, от 26.08.2014, не подписаны представителями ответчика, ответчик утверждает, что акты не могут служить доказательствами того, что ответчик согласен с установкой данного общедомового прибора учета и согласен оплачивать электроэнергию с учетом его показаний, а не по нормативу.
Ответчик также указывает, что согласно акту допуска в эксплуатацию общедомового прибора учета МКД по адресу: <...> от 07.04.2014, прибор учета установлен на опоре, а не на фасаде дома, поэтому, достоверно утверждать, что данный прибор учета фиксирует только показания потребления данного МКД, а не других МКД и нежилых помещений, расположенных поблизости, не возможно.
Третье лицо ООО «Южные электрические сети» представило пояснения, в которых, ссылаясь на пункт 148 Основных положений № 442, указало, что расчет потребления по МКД по адресам <...> следует производить, исходя из показаний приборов учета за вычетом потерь в сетях.
Истец против доводов ответчика возражает, поясняет, что произвел проверку многоквартирных домов, управляемых ответчиком, на основании которой проведен перерасчет с целью корректировки начислений, произведенных ранее по нормативу
1,86 кВт вместо 0,72 кВт. Итого корректировка за весь период действия договора энергоснабжения № 14045 от 01.01.2017 составила 11 797 руб. 08 коп., которая учтена в счет погашения суммы задолженности ответчика перед истцом за 2019, 2020 годы, в следующем порядке:
· 3 120,24 руб. учтена в счет погашения задолженности за декабрь 2019 (полностью);
· 1 689,44 руб. учтена в счет погашения задолженности за январь 2020 (полностью);
· 2 547,48 руб. учтена в счет погашения задолженности за февраль 2020 (полностью);
· 440,87 руб.+679,03 руб. (1 119,90 руб.) учтены в счет погашения задолженности за март 2020 (частично, остаток долга за март 2020 составил 2 403,28 руб.);
· 3 320,02 руб. учтена в счет погашения задолженности за июнь 2020 (частично, остаток долга за июнь 2020 составил 1 247,66 руб.).
В судебном заседании стороны поддержали заявленные доводы и возражения.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялись перерывы с 16.03.2022 до 29.03.2022.
В соответствии с пунктом 46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.12.2021 № 46 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде первой инстанции» перерыв в судебном заседании может объявляться неоднократно. Продолжительность каждого перерыва судебного заседания не должна превышать пяти дней (статья 163 АПК РФ). По смыслу части 3 статьи 152 АПК РФ срок, на который был объявлен перерыв судебного заседания, включается в срок рассмотрения дела. В соответствии с частью 3 статьи 113 АПК РФ в срок перерыва не включаются нерабочие дни.
После перерывов судебное заседание продолжено в том же составе суда, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Комогорцевой А.Е., при участии тех же представителей сторон.
Исследовав материалы дела: заслушав представителей сторон, ознакомившись с письменными доказательствами, суд установил следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
Между ООО «Иркутскэнергосбыт» (гарантирующий поставщик) и
ООО «ПРАВОБЕРЕЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЖКС» (исполнитель) заключен договор энергоснабжения в целях содержания общего имущества многоквартирного дома от 01.02.2017 № 14045 в редакции дополнительных соглашений от 01.10.2017
№ 1-14045/2017, от 01.03.2018 № 2-14045/2018, по условиям которого гарантирующий поставщик обязался подавать исполнителю через присоединенную сеть электрическую энергию (мощность) до точек поставки в количестве и качестве, необходимом исполнителю для предоставления коммунальных услуг по электроснабжению потребителей, включая использование электрической энергии на общедомовые нужды по объектам исполнения (Приложениями 2) для электроустановок, указанных в Приложении № 2 к договору, в количестве, установленном сторонами в Приложении № 1, а исполнитель обязался оплачивать принятую электрическую энергию (пункты 1.1, 1.2 договора).
Пунктом 5.3 договора стороны предусмотрели, что оплата за полученную электрическую энергию производится до 15 числа месяца, следующего за расчетным.
Как указывает истец, в период с июля по сентябрь 2019 года он отпустил, а ответчик потребил электрическую энергию на сумму 13 171 руб. 36 коп., в подтверждение чего истец представил товарные накладные от 31.07.2019 № 16034, от 31.08.2019 № 18425, от 30.09.2019 № 19992, расчеты энергопотребления, переданные расходы по лицевым счетам за спорный период.
Истец предъявил ответчику к оплате счета-фактуры от 31.07.2019 № 29469-14045 на сумму 94 руб. 38 коп., от 31.08.2019 № 34687-14045 на сумму 4 492 руб. 20 коп., от 30.09.2019 № 39019-14045 на сумму 8 584 руб. 78 коп., которые ответчиком не оплачены.
В целях соблюдения претензионного порядка урегулирования спора истец обратился к ответчику с претензией от 16.10.2019 № 0000081171, потребовав уплаты задолженности, которая оставлена последним без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с требованием о взыскании суммы основного долга и пени.
Исследовав и оценив представленные доказательства каждое в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующим выводам.
Договор от 01.02.2017 № 14045 является договором энергоснабжения, поэтому правоотношения сторон регулируются положениями параграфа 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Таким образом, применительно к договору энергоснабжения существенными являются условия о предмете; наличии присоединенных сетей; о количестве поставляемой энергии и режиме ее подачи.
Согласно п.1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Оценив условия договора от 01.02.2017 № 14045, суд пришел к выводу о согласовании сторонами всех его существенных условий, поэтому договор является заключенным, порождающим взаимные права и обязанности сторон.
Абзац 17 пункта 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 (далее – Правила № 354) раскрывает понятие ресурсоснабжающей организации как юридического лица независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуального предпринимателя, осуществляющих продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных вод), не относит к деятельности этих лиц функцию управления многоквартирным домом, а деятельность ресурсоснабжающих организаций и лиц, управляющих многоквартирным домом, различны по своему содержанию. Данное обстоятельство предопределяет невозможность ресурсоснабжающих организаций влиять на объем ресурсов, потребляемых на общедомовые нужды.
В силу части 15 статьи 161 ЖК РФ организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
Таким образом, ресурсоснабжающая организация не имеет доступа к общедомовому имуществу, не отвечает за его состояние, не имеет полномочий по управлению им, в силу чего, в отличие от лиц, осуществляющих управление общим имуществом дома, не имеет возможности влиять на объем коммунальной услуги, приходящейся на общедомовые нужды, и осуществлять мероприятия по недопущению возникновения превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, над нормативом потребления коммунальной услуги.
Кроме того, согласно пункту 4 Правил обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 года № 124 (далее – Правила № 124) управляющая организация, товарищество или кооператив, на которые в соответствии с договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, либо уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и (или) по предоставлению потребителям коммунальных услуг, обращаются в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения.
В соответствии с частью 12 статьи 161 ЖК РФ управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 настоящего Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Собственники помещений в многоквартирных домах не вправе отказываться от заключения договоров, указанных в части 2 статьи 164 настоящего Кодекса.
В соответствии с Правилами № 354 исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Согласно части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила № 491), содержание общего имущества включает в себя освещение помещений общего пользования.
Таким образом, оплата энергии, поставляемой для освещения мест общего имущества многоквартирного дома, включается в оплату коммунальных услуг, и подлежит внесению жильцами домов управляющей компании.
Следовательно, за электроэнергию, поставляемую для освещения мест общего пользования и на общедомовые нужды, жильцы вносят плату управляющей компании, которая, как исполнитель коммунальных услуг, обязана производить оплату электроэнергии, потребленной в местах общего пользования такого дома.
В соответствии со статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В связи с изложенным в силу требований статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации абонент обязан оплатить потребленные коммунальные ресурсы, в соответствии с установленными тарифами до 15 числа месяца, следующего за расчетным (пункт 5.3 договора).
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства.
Рассмотрев доводы ответчика о необоснованном начислении платы по МКД, расположенным по адресам: <...>, суд приходит к следующим выводам.
Истец произвел начисление платы за электрическую энергию, потребленную в спорный период на общедомовые нужды МКД, расположенных по адресам: <...>, исходя из показаний приборов учета.
Ответчик, ссылаясь на то, что приборы учета установлены на опорах, а не на внешней стене МКД, от подписания актов согласования организации учета электрической энергии отказался.
Исследовав акты допуска прибора учета в эксплуатацию от 02.04.2014, от 07.04.2014 суд установил, что приборы учета установлены на ближайшей опоре.
Согласно положениям пункта 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги, в том числе за электроснабжение, определяется по показаниям приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 5 Правил № 491 в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
В силу пункта 8 Правил № 491 внешней границей электрических сетей, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Закон N 261-ФЗ), производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
В силу пункта 5 статьи 13 Закона об энергосбережении собственники (или управляющие организации, как лица, ответственные за общее имущество многоквартирного дома) помещений в МКД, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу данного федерального закона, обязаны обеспечить оснащение домов приборами учета используемых энергоресурсов, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные, в том числе к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.
Если иные требования к местам установки приборов учета, используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения, соответствующим энергетическим ресурсам, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законом основании разным лицам.
В соответствии с абзацем 2 пункта 138 постановления Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» (далее - Основные положения № 442) в случаях, относящихся к предоставлению коммунальных услуг, коммерческий учет электрической энергии, используемой гражданами, осуществляется в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", за исключением установленного настоящим документом порядка определения мест установки приборов учета, установки и ввода в эксплуатацию, проведения контрольного снятия показаний и проверок приборов учета, установленных в отношении жилых домов, установки и ввода в эксплуатацию и проведения проверок коллективных (общедомовых) приборов учета.
Определение объемов электрической энергии, поставленной гарантирующим поставщиком в многоквартирный жилой дом, осуществляется в соответствии с Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 г. N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами", в том числе в предусмотренных настоящим разделом случаях применения расчетных способов определения объемов электрической энергии при недопуске гарантирующего поставщика к установке, замене, допуску к эксплуатации, проверке, проведению контрольного снятия показаний коллективного (общедомового) прибора учета, а также в случае отсутствия прибора учета, его неисправности, утраты, непригодности для осуществления расчетов, истечения интервалов между поверками, истечения сроков эксплуатации, непредставления показаний.
В отношении многоквартирных домов законодательство императивно определило точку поставки электроэнергии, которой выступает внешняя стена многоквартирного дома (п. п. 7, 8 Правил N 491).
Пунктом 150 Основных положений № 442 установлено, что в случае невыполнения собственником энергопринимающих устройств, в том числе собственниками многоквартирных домов, жилых домов и помещений в многоквартирных домах, объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства обязанности по их оснащению приборами учета в сроки, установленные статьей 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", действия по их оснащению приборами учета обязана осуществить сетевая организация, объекты электросетевого хозяйства которой имеют непосредственное или опосредованное присоединение к таким энергопринимающим устройствам, объектам по производству электрической энергии (мощности), объектам электросетевого хозяйства. При этом такая сетевая организация осуществляет действия по оснащению приборами учета энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), опосредованно присоединенных к объектам электросетевого хозяйства такой сетевой организации по согласованию с лицом, которое владеет на праве собственности или ином законном основании объектами, к которым непосредственно присоединены такие энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства).
В этом случае собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), не выполнивший в установленный срок обязанность по их оснащению приборами учета, обязан обеспечить допуск указанной сетевой организации к местам установки приборов учета и оплатить произведенные ею расходы на приобретение прибора учета и его установку, а при отказе оплатить такие расходы в добровольном порядке - также оплатить понесенные ею расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания расходов на установку приборов учета.
Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также форма акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядок ее заполнения утверждены приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2011 N 627.
Как пояснила сетевая организация ООО «Южные электрические сети», прибор учета РиМ 489.09 в соответствии с пунктом 1.3 технического паспорта размещается непосредственно на опоре возле отвода воздушной линии к абоненту в месте недоступном для абонента, в связи с чем установить прибор учета на фасаде МКД невозможно, прибор учета был смонтирован в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности – на опоре.
Согласно пункту 148 Основных положений № 442, в случае если прибор учета, в том числе коллективный (общедомовый) прибор учета в многоквартирном доме, не расположен на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов, объем потребления (производства, передачи) электрической энергии, определенный на основании показаний такого прибора учета, в целях осуществления расчетов по договору подлежит корректировке на величину потерь электрической энергии, возникающих на участке сети от границы балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) до места установки прибора учета. Расчет величины потерь в таком случае осуществляется сетевой организацией в соответствии с актом уполномоченного федерального органа, регламентирующим расчет нормативов технологических потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям.
Согласно акту от 26.08.2021 № 873 составляющая нагрузочных потерь от энергопотребления для МКД по адресу <...> равна 0,45 % от расхода.
В соответствии с актом 26.08.2021 № 874 составляющая нагрузочных потерь от энергопотребления для МКД по адресу <...> равна 0,34 % от расхода.
При таких обстоятельствах стоимость потребленной электрической энергии на общедомовые нужды в спорный период подлежит определению исходя из показаний приборов учета, установленных в местах, максимально приближенных к точкам поставки, за вычетом нормативов потерь, согласно следующему расчету:
- МКД по адресу: <...>:
- за июль 2019 года: (3070,69кВт.ч (расход по прибору учета по показаниям в кВт/ч)– 13,82 кВт.ч (вычитаемые потери 0,45%) – 98 кВт.ч (вычитаемый расход субабонента) – 3954 кВт.ч. (вычитаемые начисления по лицевым счетам)) х 1,11 руб. (тариф) = 0 руб. 00 коп.;
- за август 2019 года: (3088,85кВт.ч (расход по прибору учета по показаниям в кВт/ч) – 13,90 кВт.ч (вычитаемые потери 0,45%) – 99 кВт.ч (вычитаемый расход субабонента) – 2646 кВт.ч. (вычитаемые начисления по лицевым счетам)) х 1,11 руб. (тариф) =
366 руб. 24 коп.;
- за сентябрь 2019 года: (3201,08кВт.ч (расход по прибору учета по показаниям в кВт/ч) – 14,40 кВт.ч (вычитаемые потери 0,45%) – 153 кВт.ч (вычитаемый расход субабонента) – 1659 кВт.ч. (вычитаемые начисления по лицевым счетам)) х 1,11 руб.(тариф) = 1525 руб. 89 коп.
- МКД по адресу: <...>:
- за июль 2019 года: (1813,47кВт.ч (расход по прибору учета по показаниям в кВт/ч)– 6,17 кВт.ч (вычитаемые потери 0,34%) - 2062 кВт.ч (вычитаемые начисления по лицевым счетам)) х 1,11 руб. (тариф) = 0 руб. 00 коп.;
- за август 2019 года: (1911,43кВт.ч (расход по прибору учета по показаниям в кВт/ч) – 6,5 кВт.ч (вычитаемые потери 0,34%) – 1669кВт.ч. (вычитаемые начисления по лицевым счетам)) х 1,11 руб. (тариф) = 261 руб. 88 коп.;
- за сентябрь 2019 года: (2584,86кВт.ч (расход по прибору учета по показаниям в кВт/ч) – 8,79кВт.ч(вычитаемые потери 0,34%) –1616кВт.ч. (вычитаемые начисления по лицевым счетам)) х 1,11руб. (тариф) = 1065 руб. 67 коп.
Арифметическая правильность расчета ответчиком не оспорена.
Рассмотрев довод ответчика о том, что стоимость потребления электроэнергии на общедомовые нужды МКД по адресу <...> следует производить исходя из норматива энергопотребления, суд приходит к следующим выводам.
Исследовав акт допуска прибора учета в эксплуатацию от 26.08.2014 (л.д. 22-23), суд установил, что прибор учета электрической энергии зав. № 366808 установлен на фасаде МКД.
Вместе с тем, из акта согласования организации учета электрической энергии от 10.08.2021 № ПЭОО004151 усматривается, что при обследовании выявлено нарушение схемы подключения прибора учета (собрана неверно).
Поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства того, что в период с 26.08.2014 года по 10.08.2021 имело место вмешательство в работу данного прибора учета каких-либо лиц, акты о безучетном потреблении электрической энергии не составлялись, суд приходит к выводу о том, что схема подключения прибора учета собрана неверно изначально.
В этой связи суд считает неверным учет показаний прибора учета, схема подключения которого собрана неверно, для расчета объема и стоимости потребления электрической энергии, следовательно, расчет следует производить исходя из норматива энергопотребления.
Размер норматива потребления электроэнергии на общедомовые нужды зависит от конструктивных и технических параметров МКД, в частности от количества и типов потребляющих электроэнергию оборудования и устройств, а также от износа внутридомовых инженерных систем (пп. "б" п. 4(1) Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306).
Приказом министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 17.05.2017 № 75-мпр (ред. от 11.04.2018) «Об утверждении нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Иркутской области» утверждены нормативы потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с техническим паспортом спорный МКД по адресу: <...> соответствуют категории «Многоквартирные дома, оборудованные осветительными установками, не оборудованные лифтами, насосным оборудованием, ИТП и дополнительным оборудованием», для которых установлен тариф на ОДН - 0,72 кВт.ч в месяц на кв. метр.
Приказом Службы по тарифам Иркутской области № 533-спр от 27.12.2018 установлен тариф с 01.07.2019 в размере 1,11 руб./кВт.ч (с НДС).
При таких обстоятельствах стоимость потребленной электрической энергии на общедомовые нужды в спорный период, исходя из норматива электропотребления, площади мест общего пользования в соответствии с техническими паспортами МКД составляет:
- МКД по адресу: <...>:
- за июль 2019 года: 35,2 кв. м х 0,72 кВт.ч в месяц на кв. метр х 1,11 руб./кВт.ч (с НДС) = 28 руб. 13 коп.;
- за август 2019 года: 35,2 кв. м х 0,72 кВт.ч в месяц на кв. метр х 1,11 руб./кВт.ч (с НДС) = 28 руб. 13 коп.;
- за сентябрь 2019 года: 35,2 кв. м х 0,72 кВт.ч в месяц на кв. метр х 1,11 руб./кВт.ч (с НДС) = 28 руб. 13 коп.
Рассмотрев довод ответчика о том, что стоимость потребления электроэнергии на общедомовые нужды МКД по адресу <...> следует производить исходя из норматива энергопотребления, суд отклоняет в связи со следующим.
Исследовав акт согласования организации учета электрической энергии от 19.11.2019 № ПЭОО005689, суд установил, что прибор учета NP73L-3-7-1,05S установлен на фасаде МКД, что соответствует требованиям Основных положений № 442.
Гарантирующий поставщик при определении сумм, подлежащих оплате за потребленную на общедомовые нужды электрическую энергию в расчетном периоде, применял показатель «0» в случае, когда суммарная величина индивидуального потребления (Vпотр) превысила показания общедомового прибора учета (Vодпу).
В решении Верховного Суда Российской Федерации от 20.06.2018
№ АКПИ18-386 указано, что положения подпункта "а" пункта 21(1) Правил об объеме коммунального ресурса, подлежащего оплате исполнителем, равном "0", в случае, если величина объема коммунального ресурса, подлежащего оплате потребителями в многоквартирном доме за расчетный период (Vпотр) превышает или равна объему коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (Vодпу), не исключают перерасчет. В случае когда величина Vпотр превышает объем Vодпу, то объем, подлежащий оплате в следующих расчетных периодах, уменьшается на разницу между указанными величинами, что исключает для ресурсоснабжающей организации возможность получить плату за неоказанные услуги и позволяет устранить несоответствие фактического потребления коммунального ресурса, вызванного, в частности, невозможностью одновременного снятия показаний со всех приборов учета. Объем, подлежащий оплате в следующих расчетных периодах, уменьшается на разницу между указанными величинами.
В этой связи суд приходит к выводу о том, что прибор учета установлен надлежащим образом, расчет стоимости потребленной электрической энергии на общедомовые нужды МКД по адресу <...> произведен истцом верно.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что общая стоимость потребленной в период с июля по сентябрь 2019 года электроэнергии составляет
4 873 руб. 68 коп., из них: за июль 2019 года - 77 руб. 73 коп., за август 2019 года – 1 416 руб. 25 коп., за сентябрь 2019 года – 3 379 руб. 70 коп.
Поскольку на дату принятия решения ответчиком доказательств оплаты суммы долга не представлено, требования истца о взыскании основного долга за потребленную электрическую энергию в период с июля по сентябрь 2019 года подлежит удовлетворению частично в размере 4 873 руб. 68 коп.
Рассмотрев требование истца о взыскании пени за просрочку оплаты потребленной электрической энергии, суд приходит к следующим выводам.
Согласно статье 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
В соответствии с абзацем 9 пункта 2 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (в редакции Федерального закона от 03.11.2015
№ 307-ФЗ) управляющие организации, приобретающие электрическую энергию для целей предоставления коммунальных услуг, теплоснабжающие организации (единые теплоснабжающие организации), организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты электрической энергии уплачивают гарантирующему поставщику пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Расчет пени, приведен истцом в заявлении об уточнении исковых требований от 07.02.2022.
Учитывая, что требование о взыскании основного долга удовлетворено частично, суд приходит к выводу о том, что требование о взыскании пени подлежит удовлетворению частично, исходя из расчета:
- за просрочку оплаты электроэнергии за июль 2019 года за период с 21.08.2019 по 05.04.2020 в размере 22 руб. 47 коп.;
- за просрочку оплаты электроэнергии за август 2019 года за период с 20.09.2019 по 05.04.2020 в размере 344 руб. 13 коп.;
- за просрочку оплаты электроэнергии за сентябрь 2019 года за период с 21.10.2019 по 05.04.2020 в размере 660 руб. 03 коп.;
- за период с 01.01.2021 по 08.02.2022 на сумму долга 4 873 руб. 68 коп. в размере
3 029 руб. 18 коп.
Поскольку факт наличия просрочки подтвержден материалами дела, доказательств, подтверждающих своевременность исполнения обязательств по оплате, ответчик не представил, суд приходит к выводу о том, что требование о взыскании пени по существу правомерно и подлежит удовлетворению частично в размере
4 055 руб. 81 коп.
Требование о взыскании пени, начисленные на сумму долга за период с 09.02.2022по день фактического исполнения обязательства заявлено обоснованно, также подлежит удовлетворению частично, так как пени подлежат начислению на сумму основного долга в размере 4 873 руб. 68 коп. с учетом следующего.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 65 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» по смыслу статьи 330 ГК РФ, истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства (в частности, фактической уплаты кредитору денежных средств, передачи товара, завершения работ). Законом или договором может быть установлен более короткий срок для начисления неустойки, либо ее сумма может быть ограниченна (например, пункт 6 статьи 16.1 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»).
Присуждая неустойку, суд по требованию истца в резолютивной части решения указывает сумму неустойки, исчисленную на дату вынесения решения и подлежащую взысканию, а также то, что такое взыскание производится до момента фактического исполнения обязательства.
Расчет суммы неустойки, начисляемой после вынесения решения, осуществляется в процессе исполнения судебного акта судебным приставом-исполнителем, а в случаях, установленных законом, - иными органами, организациями, в том числе органами казначейства, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами (часть 1 статьи 7, статья 8, пункт 16 части 1 статьи 64 и часть 2 статьи 70 Закона об исполнительном производстве).
В случае неясности судебный пристав-исполнитель, иные лица, исполняющие судебный акт, вправе обратиться в суд за разъяснением его исполнения, в том числе по вопросу о том, какая именно сумма подлежит взысканию с должника (статья 202 ГПК РФ, статья 179 АПК РФ). При этом день фактического исполнения нарушенного обязательства, в частности, день уплаты задолженности кредитору, включается в период расчета неустойки.
Рассмотрев вопрос о распределении судебных расходов по уплате государственной пошлины, суд приходит к следующим выводам.
При обращении в арбитражный суд истец уплатил государственную пошлину в размере 2 000 руб., что подтверждается платежным поручением от 20.12.2019 № 78410.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины подлежат взысканию с ответчика в пользу истца пропорционально удовлетворенным требованиям, исходя из следующего расчета:
13 520 руб. х (8929 руб. 49 коп. х 100% / 17 478 руб. 12 коп.) = 1 021 руб. 79 коп.
Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
иск удовлетворить частично.
Взыскать сОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ПРАВОБЕРЕЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ» в пользуОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ИРКУТСКАЯ ЭНЕРГОСБЫТОВАЯ КОМПАНИЯ» 4 873 руб. 68 коп. основного долга,
4 055 руб. 81 коп. пени, пени, начисленные на сумму основного долга в размере 4 873 руб. 68 коп., исходя из 1/130 ключевой ставки Банка России за период с 09.02.2022 по день фактического исполнения обязательства, а также 1 021 руб. 79 коп. судебных расходов по уплате государственной пошлины.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Иркутской области, в течение месяца со дня его принятия.
Судья О.В. Епифанова