ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-3128/13 от 21.08.2013 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99.

1 судебный состав по рассмотрению дел о несостоятельности (банкротстве):

ул. Дзержинского, д. 36А, 664011, Иркутск; тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761.

Е-mail: info@irkutsk.arbitr.ru; http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск Дело №  А19-3128/2013

22.08.2013 г.

Резолютивная часть решения объявлена 21.08.2013г.

Решение в полном объеме изготовлено 22.08.2013 г.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Назарьевой Л.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Линник А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью «КОМПАНИЯ СВ»

к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Братске и Братском районе Иркутской области

о признании незаконным решения от 31.01.2013 № 4,

при участии в судебном заседании

от заявителя: не явились;

от Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Братске и Братском районе Иркутской области: ФИО1 - представителя по доверенности, удостоверение;

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «КОМПАНИЯ СВ» (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 665702, Иркутская область, г. Братск, жилой район Падун, ул. Гидростроителей, 53) (далее – ООО «КОМПАНИЯ СВ») обратилось в Арбитражный суд с заявлением к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Братске и Братском районе Иркутской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 665717, <...>) (далее – УПФР в г. Братске и Братском районе Иркутской области) о признании незаконным решения от 31.01.2013 № 4 «О привлечении страхователя к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании», обязании устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя.

Заявитель, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направил.

Представитель Пенсионного фонда в судебном заседании требования ООО «КОМПАНИЯ СВ» не признал, подержав позицию, изложенную в отзыве.

ООО «КОМПАНИЯ СВ» зарегистрировано в качестве юридического лица 26.11.2002 за основным государственным регистрационным номером <***>.

Из материалов дела следует, что УПФР в г. Братске и Братском районе Иркутской области, на основании решения от 03.09.2012 № 048/009/746-2012, в период с 03.09.2012 по 02.11.2012 проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиком страховых взносов - ООО «КОМПАНИЯ СВ».

Проверка проведена на основании учредительных документов, приказа об учетной политике, регистров бюджетного учета; расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и в территориальные фонды обязательного медицинского страхования за 1 квартал 2010г., за полугодие 2010г., за 9 месяцев 2010г., за 2010г., за 1 квартал 2011г., за полугодие 2011г., журналов – ордеров по начислению и учреждению заработной платы, банковских документов, в том числе платежных, трудовых договоров, кассовых документов, отчета кассира, журнала регистрации приходных и расходных кассовых ордеров, карточек индивидуального учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов, сводов по начислению заработной платы в разрезе месяцев; в том числе унифицированных документов за период с 01.01.2012г. по 31.12.2010г..

Так, Пенсионным фондом установлено, что ООО «КОМПАНИЯ СВ» не включило в базу для начисления страховых взносов суммы компенсаций, выплаченные в 2010 году работникам за дни неиспользованного отпуска, превышающего 28 календарных дней, не связанные с увольнением.

Как следует из материалов проверки, работникам ООО «КОМПАНИЯ СВ», в соответствии с приказами о предоставлении отпусков, заявлениями работников, расчетными листками, сводами по начислению и удержанию заработной платы, карточками индивидуального учета сумм начисленных выплат (иных вознаграждений) и страховых взносов за 2010, начислена компенсация за неиспользованный отпуск в общей сумме 750 630,00 руб. (в том числе: за январь 2010 - в сумме 66 399 руб., за февраль 2010 - в сумме 20 576 руб., за март 2010 - в сумме 44 047 руб., за апрель 2010 в сумме 61 309 руб., за июнь 2010 - в сумме 9 082 руб., за октябрь 2010 - в сумме 81 173 руб., за ноябрь 2010 - в сумме 468 044 руб.). Данная сумма компенсационных выплат исключена из облагаемой базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2010.

По результатам проверки Фонд составил акт от 24.12.2012 № 0480090001792 и, рассмотрев материалы проверки и представленные обществом возражения, вынес решение от 31.01.2013 № 4 о привлечении страхователя к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Данным решением обществу предложено уплатить штраф в нарушении абзаца 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон № 27-ФЗ) в размере 135 897 руб. 99 коп.

Не согласившись с решением от 31.01.2013 № 4, ООО «КОМПАНИЯ СВ» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.

В представленном отзыве УПФР в г. Братске и Братском районе Иркутской области указало, что оснований для признания незаконным оспариваемого решения не имеется, так как компенсация, выплачиваемая работнику за часть ежегодно оплачиваемого отпуска, превышающая 28 календарных дней, не подпадает под действие подпункта «и» пункта 2 статьи 9 Закона № 212-ФЗ, поскольку не является возмещением работнику конкретных затрат, связанных с непосредственным исполнением его трудовых обязанностей. Перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами во внебюджетные фонды, установленный статьей 9 Закона № 212-ФЗ, является закрытым и в данном перечне вышеуказанная компенсация не поименована.

Выслушав представителя Пенсионного фонда, исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к следующему выводу.

В силу подпункта «а» пункта 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ ООО «КОМПАНИЯ СВ» является плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование.

Согласно оспариваемому решению общество неправомерно не включило в налоговую базу для исчисления страховых взносов суммы компенсаций за неиспользованную часть отпуска, превышающую 28 календарных дней, выплаченных в 2010 году следующим работникам, не прекратившим трудовые отношения с работодателем: ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22., ФИО23, ФИО24, ФИО11, ФИО25., ФИО26, ФИО27, ФИО5, ФИО28., ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО34, ФИО35, ФИО7, ФИО36, ФИО13, ФИО37, ФИО38, ФИО8, ФИО39., ФИО40, ФИО41, ФИО42, ФИО43, ФИО44, ФИО45, ФИО46, ФИО15., ФИО47, ФИО48, ФИО49, ФИО50, ФИО16, ФИО51, ФИО52, ФИО53, ФИО54 Занижение базы для начисления страховых взносов составило 750 630 руб., что повлекло неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2010 в сумме 105 088 руб.

Согласно пункту 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 5 этого Закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 данного Закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте «а» пункта 1 части 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Согласно пункту 1 статьи 8 Закона № 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 5 данного Закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона.

Согласно подпункту «и» пункта 2 части 1 статьи 9 Закона № 212-ФЗ от обложения страховыми взносами освобождаются все виды установленных законодательством Российской Федерации компенсационных выплат, связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации).

Из приведенных положений следует, что обложению страховыми взносами не подлежат те виды компенсаций, выплата которых предусмотрена законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьями 114 и 122 Трудового кодекса РФ работникам предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка.

Согласно статье 115 Трудового кодекса РФ ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью 28 календарных дней.

Ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью более 28 календарных дней (удлиненный основной отпуск) предоставляется работникам в соответствии с этим Кодексом и иными федеральными законами.

В частности, согласно статье 116 Трудового кодекса РФ ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работникам, имеющим особый характер работы, работникам с ненормированным рабочим днем, работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В силу статьи 126 Трудового кодекса РФ часть отпуска, превышающая 28 календарных дней, по письменному заявлению работника может быть заменена денежной компенсацией, которая согласно статье 164 Трудового кодекса РФ представляет собой денежную выплату, установленную в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных названным Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии со статьей 129 Трудового кодекса РФ заработная плата (оплата труда работника) состоит из вознаграждения за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационных выплат (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующих выплат (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Таким образом, компенсация за неиспользованный отпуск (свыше 28 календарных дней) предусмотрена трудовым законодательством и выплачивается физическому лицу в связи с исполнением им трудовых обязанностей.

Аналогичная правовая позиция изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, от 14.05.2013 № 17744/12.

Следовательно, с учетом положения подпункта «и» пункта 2 части 1 статьи 9 Закона № 212-ФЗ (в редакции, действовавшей в спорный период) компенсация за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск как предусмотренная трудовым законодательством и выплачиваемая физическому лицу в связи с выполнением им трудовых обязанностей не подлежит включению в базу для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Ссылка Пенсионного фонда на положения пункта 2 части 1 статьи 9 Закона № 212-ФЗ, в силу которого не подлежат обложению страховыми взносами компенсационные выплаты в связи с увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск, с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, за исключением выплат за неиспользованный отпуск, не связанный с увольнением работников, не может быть принят судом.

В рассматриваемом случае компенсации были выплачены в связи с заменой части отпуска, превышающей 28 календарных дней. Выплата работнику денежной компенсации за все неиспользованные отпуска при увольнении предусмотрена пунктом 1 статьи 127 Трудового кодекса РФ, и такие выплаты прямо исключены из состава необлагаемых компенсаций по подпункту «д» пункта 2 части 1 статьи 9 Закона № 212-ФЗ.

Положения подпункта «и» пункта 2 части 1 статьи 9 Закона № 212-ФЗ, в редакции, действовавшей в спорный период (2010 год), предусматривающие освобождение от обложения страховыми взносами компенсационных выплат, связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, таких исключений не содержат. Данная норма в редакции Федерального закона от 08.12.2010 № 339-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», дополнившая подпункт «и» пункта 2 части 1 статьи 9 Закона № 212-ФЗ и исключившая компенсационные выплаты за неиспользованный отпуск, не связанные с увольнением работников, из числа выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, к рассматриваемым правоотношениям не применима, поскольку проверяемым периодом являлся 2010 год, а Закон № 339-ФЗ вступил в силу с 01.01.2011 (статья 4 данного Закона) и не содержит указания на придание его положениям обратной силы (Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.03.2012 №ВАС-3620/12).

Следовательно, произведенные обществом в 2010 году выплаты компенсаций в сумме 750 630 руб. не подлежали включению в базу для начисления страховых взносов. В связи с изложенным, у Пенсионного фонда отсутствовали правовые основания для привлечения ООО «КОМПАНИЯ СВ» к ответственности по абзацу 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ, применения финансовой санкции в виде штрафа, в размере 135 897 руб. 99 коп.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что решение УПФР в г. Братске и Братском районе Иркутской области от 31.01.2013 № 4 не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

При таких обстоятельствах, требования ООО «КОМПАНИЯ СВ» подлежат удовлетворению, а оспариваемое решение Пенсионного фонда от 31.01.2013 № 4 - признанию незаконным.

В соответствии со статьями 101, 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебные расходы в виде уплаченной обществом при подаче заявления в суд государственной пошлины в сумме 2000 руб. подлежат взысканию в пользу заявителя с УПФР в г. Братске и Братском районе Иркутской области.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

заявленные требования Общества с ограниченной ответственностью «КОМПАНИЯ СВ» удовлетворить.

Признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Братске и Братском районе Иркутской области от 31.01.2013 № 4 «О привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании».

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Братске и Братском районе Иркутской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью «КОМПАНИЯ СВ».

Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Братске и Братском районе Иркутской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью «КОМПАНИЯ СВ» судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины в сумме 2 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья Л.В. Назарьева