ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-3134/07 от 24.05.2007 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

664000, г. Иркутск, бульвар Гагарина, 70

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Иркутск

25 мая 2007 года Дело № А19-3134/07-55

Резолютивная часть решения оглашена 24.05.07

Полный текст решения изготовлен 25.05.07

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи С.Н.Антоновой, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи М.Н.Габескирия, рассмотрев в предварительном судебном заседании дело по иску ОАО «Ангарский электромеханический завод»

к территориальному агентству по недропользованию по Иркутской области

об урегулировании разногласий, возникших при заключении соглашения об условиях недропользования

при участии в заседании:

от истца – ФИО1 (доверенность от 10.10.06 № 156-юр), ФИО2 (доверенность от 1903.07 удостоверенная нотариусом за № 1100)

от ответчика – ФИО3 (доверенность от 09.04.07 № 01/02-500)

В судебном заседании объявлялся перерыв с 22.05.07 по 24.05.07.

установил:

иск заявлен об урегулировании разногласий, возникших при заключении соглашения об условиях недропользования.

Ответчик заявленное требование не признал, ссылаясь на то, что истцу, в связи с изменением природоресурсного и природоохранительного законодательства, управлением по недропользованию по Иркутской области были предложены новые формы соглашений об условиях недропользования, применяемых территориальными органами после 01 января 2007 года, а также на то, что проект лицензионного соглашения соответствует действовавшему в 2006 году законодательству.

Выслушав представителей сторон и рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил, что в обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что «Иркутскнедра отказывается рассмотреть по существу представленный истцом протокол разногласий, полагая, что предложенные условия недропользования не подлежат обсуждению, а соглашение должно быть подписано без каких-либо возражений со стороны недропользователя».

В соответствии со ст. 153 Гражданского кодекса Российской Федерации сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

Согласно ст. 154 Гражданского кодекса Российской Федерации, сделки могут быть двух-или многосторонними (договоры) и односторонними. Для заключения договора необходимо выражение согласованной воли двух сторон либо трех или более сторон (многосторонняя сделка).

В силу ст. ст. 2 и 124 Гражданского кодекса Российской Федерации, субъектами гражданских правоотношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации в лице соответствующих органов, действующих в рамках предоставленной им законом компетенции, которые выступают на равных началах с иными участниками этих правоотношений.

Лицензионное соглашение представляет собой волеизъявление нескольких субъектов, направленное на установление их прав и обязанностей, связанных с предоставлением права пользования недрами, и относится к сфере гражданско-правового регулирования общественных отношений. Правоотношения между участниками данного соглашения основаны не на властном подчинении одной стороны другой, а на юридическом равенстве сторон, и к ним применяются нормы гражданского законодательства.

На основании ст. 446 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.

Согласно ст. 12 Закона «О недрах», лицензия на пользование недрами закрепляет условия пользования недрами для определенных целей и форму договорных отношений недропользования, в том числе контракта на предоставление услуг (с риском и без риска), а также может дополняться иными условиями, не противоречащими настоящему закону.

В соответствии с п. 17.1 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.92 N 3314-1, сделки, связанные с предоставлением лицензии, являются недействительными при наличии оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Из содержания ст. 12 Закона «О недрах» и п. п. 8.2 и 17.1 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, следует, что отношения с недропользователем оформляются договором и спор, связанный с оспариванием соглашения, согласно нормам ст. 166 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подведомственен арбитражному суду.

На договорный характер отношений, связанных с недропользованием, указывает тот факт, что п. 3 ст. 12 Закона «О недрах» прямо предусматривает возможность пересмотра лицензионного соглашения на основании волеизъявления недропользователя.

При указанных обстоятельствах, доводы ответчика о том, что отношения лицензирования в сфере недропользования являются не гражданско-правовыми, а публично-правовыми, не соответствуют обстоятельствам дела и противоречат действующему законодательству.

В соответствии со ст. 12 Закона «О недрах», лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать:

1) данные о пользователе недр, получившем лицензию, и органах, предоставивших лицензию, а также основание предоставления лицензии;

2) данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами;

3) указание пространственных границ участка недр, предоставляемого в пользование;

4) указание границ земельного отвода или акватории, выделенных для ведения работ, связанных с пользованием недрами;

5) сроки действия лицензии и сроки начала работ (подготовки технического проекта, выхода на проектную мощность, представления геологической информации на государственную экспертизу);

6) условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользовании недрами, земельными участками, акваториями;

7) согласованный уровень добычи минерального сырья, право собственности на добытое минеральное сырье;

8) соглашение о праве собственности на геологическую информацию, получаемую в процессе пользования недрами;

9) условия выполнения установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) требований по охране недр и окружающей природной среды, безопасному ведению работ;

10) порядок и сроки подготовки проектов ликвидации или консервации горных выработок и рекультивации земель.

Лицензия на пользование недрами закрепляет перечисленные условия и форму договорных отношений недропользования, в том числе контракта на предоставление услуг (с риском и без риска), а также может дополняться иными условиями, не противоречащими настоящему Закону.

В случае значительного изменения объема потребления произведенной продукции по обстоятельствам, независящим от пользователя недр, сроки ввода в эксплуатацию объектов, определенные лицензионным соглашением, могут быть пересмотрены органами, выдавшими лицензию на пользование участками недр, на основании обращения пользователя недр.

Лицензия на пользование недрами на условиях соглашений о разделе продукции должна содержать соответствующие данные и условия, предусмотренные указанным соглашением.

Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.

Как следует из материалов дела, ОАО «Ангарский электромеханический завод» предоставлено право пользования участком недр с целью добычи питьевых подземных вод из одиночной скважины для хозяйственно-питьевого и технологического водоснабжения завода.

При заключении соглашения от 14.08.06 об условиях недропользования на одиночном водозаборе питьевых подземных вод ОАО «АЭМЗ» у истца возникли разногласия по п. п. 5.1.12, 5.4.4, 7.6.1., 7.6.2, 7.6.3, 7.9.1, 8.5, 10.8 и 15.1. названного соглашения.

Согласно редакции ответчика, п. 5.1.12 предусмотрено, что «геолого-методические части всех проектов производства геолого-разведочных работ проходят согласование в Иркутскнедра. Проектно-сметная документация производства геолого-разведочных работ проходит экспертизу в порядке, установленном Иркутскнедра»,

В соответствии со ст. 36.1. Закона «О недрах», в Российской Федерации осуществляется государственное геологическое изучение недр, в задачи которого входит: геологическое картирование территории Российской Федерации и ее континентального шельфа, поиски и оценка месторождений полезных ископаемых в соответствии с государственными программами, мониторинг состояния недр и прогнозирование происходящих в них процессов, сбор и хранение информации о недрах, состоянии минерально-сырьевой базы и другие виды работ, связанные с геологическим изучением недр.

Организация государственного геологического изучения недр возлагается на федеральный орган управления государственным фондом недр.

Работы по геологическому изучению недр, поискам, разведке месторождений полезных ископаемых, осуществляемые за счет средств федерального бюджета и иных средств, проводятся в соответствии с утвержденными в установленном порядке проектами, экспертиза которых проводится в федеральном органе управления государственным фондом недр или его территориальном органе за счет средств пользователей недр.

Названной статьей не предусмотрено согласование частей проектов производства геолого-разведочных работ и, кроме того, данная норма не содержит указания на то, что порядок экспертизы проектно-сметной документации устанавливается территориальным органом федерального органа управления государственным фондом недр.

Пункт 5.1.11 соглашения содержит положение об утверждении проектов по геологическому изучению и добыче в установленном порядке.

Учитывая изложенное, пункт 5.1.12 подлежит принятию в редакции ОАО «АЭМЗ», т. е. исключению из соглашения.

В соответствии с редакцией ответчика, п. 5.4.4. соглашения предусмотрено, что «все проекты до начала работ должны пройти государственную экологическую экспертизу, а также согласование (экспертизу) в центре сохранения историко-культурного наследия областного управления культуры».

Истец, не возражая против изложенного ответчиком в названном пункте условия о том, что все проекты до начала работ должны пройти государственную экологическую экспертизу, не согласен с условием о согласовании проектов в центре сохранения историко-культурного наследия областного управления культуры.

По мнению истца, названное спорное условие противоречит п. 3 ст. 36 Закона «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ», в соответствии с которым обязанность прохождения государственной экспертизы в случае расположения на территории, подлежащей хозяйственному освоению объектов культурного наследия, включенных в реестр, т. к. на территории участка недр, предоставленного ОАО «АЭМЗ» в пользование, объекты культурного наследия не расположены.

В соответствии с п. 1 ст. 36 Закона «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ», проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ осуществляются при отсутствии на данной территории объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо при обеспечении заказчиком работ указанных в пункте 3 настоящей статьи требований к сохранности расположенных на данной территории объектов культурного наследия.

Согласно п. 2 названной статьи, в случае обнаружения на территории, подлежащей хозяйственному освоению, объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона, в проекты проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ должны быть внесены разделы об обеспечении сохранности обнаруженных объектов до включения данных объектов в реестр в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, а действие положений землеустроительной, градостроительной и проектной документации, градостроительных регламентов на данной территории приостанавливается до внесения соответствующих изменений.

Понятие и виды объектов культурного наследия изложены в ст. 3 названного Закона.

Учитывая возможность обнаружения при проведении работ указанных в ст. 3 Закона «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ» предметов материальной культуры, а также положения ст. 3 и п. 2 ст. 36 названного Закона, ссылка истца на противоречие указанного в п. 5.4.4. соглашения условия о согласовании проектов в центре сохранения историко-культурного наследия областного управления культуры п. 3 ст. 36 данного закона, не соответствует действительности, в связи с чем, не может быть принята во внимание.

При названных обстоятельствах, учитывая положения ст. 446 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также тот факт, что законодательством не предусмотрена обязательность прохождения проектов до начала работ государственной экологической экспертизы, п. 5.4.4. соглашения подлежит принятию в следующей редакции: «Все проекты до начала работ должны пройти согласование (экспертизу) в центре сохранения историко-культурного наследия областного управления культуры».

Предложенный в редакции ответчика п. 7.6.1. соглашения предусматривает обязанность недропользователя «представлять в Иркутскнедра безвозмездно затребованную информацию в объемах и в сроки, установленные Иркутскнедра».

Истец просит принять названный пункт в следующей редакции: «представлять в Иркутскнедра безвозмездно затребованную информацию по эксплуатации водозаборной скважины в объемах и в сроки, установленные Иркутскнедра. При этом сроки представления информации устанавливаются с учетом разумного времени, необходимого для подготовки соответствующего объема информации».

В соответствии с п. п. 4 и 5 ст. 22 Закона «О недрах», пользователь недр обязан обеспечить представление геологической информации в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации, представление достоверных данных о разведанных, извлекаемых и оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых, содержащихся в них компонентах, об использовании недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации, в органы государственной статистики.

Учитывая, что предложенная ответчиком редакция п. 7.6.1 лицензионного соглашения не содержит данных о том, какую информацию обязан представлять недропользователь, а также тот факт, что для предоставления информации необходим определенный промежуток времени для подготовки истребуемой информации, п. 7.6.1. подлежит принятию в редакции истца.

Согласно редакции ответчика п. 7.6.2 лицензионного соглашения, истец обязан «представлять в Иркутскнедра ежегодно, до 25 января следующего за отчетным года, безвозмездно информационный производственный отчет о проведенных работах по геологическому изучению недр, их результатах, исполнительную смету. Одновременно направляются сведения о результатах мониторинговых наблюдений за уровнем, температурой, объемом отбираемой воды и химическим составом подземных вод, о ходе эксплуатации, ремонтных работах и т. д., а также сведения о добытой воде (форма 2-ТП «Водхоз»), с указанием серии, номера и вида лицензии.

Истец просит исключить из данной редакции п. 7.6.2 соглашения условие о предоставлении исполнительной сметы.

В соответствии с п. 2.4. утвержденной приказом Комитета РФ по геологии и использованию недр от 22.11.1993г. № 108 «О нормативных документах» «Инструкции по составлению проектов и смет на геологоразведочные работы», на каждый объект геологического задания составляется единая проектно-сметная документация, предусматривающая все необходимые виды геологоразведочных и сопутствующих им работ, входящих составной частью в проектируемый комплекс исследований.

Порядок составления смет определены разделом У1 названной «Инструкции».

В соответствии с «Порядком проведения экспертизы предпроектной и проектной документации объектов, связанных с использованием и охраной недр», экспертной проверке подвергается вся проектно-сметная документация на проведение геологоразведочных работ независимо от источника финансирования, сметной стоимости. Состав экспертного заключения включает в себя оценку смет.

При названных условиях, п. 7.6.2. подлежит принятию в редакции ответчика.

Предложенный в редакции ответчика п. 7.6.3 лицензионного соглашения предусматривает обязанность недропользователя «представлять в территориальный геологический фонд, органы государственной статистики в установленный сроки требуемую по принадлежности статистическую отчетность».

Возражая против названной редакции истец считает, что содержание данной редакции не соответствует буквальному содержанию подпункта 5 ч. 2 ст. 22 Закона «О недрах», в связи с чем, предлагает исключить названный пункт из соглашения, либо изложить его в следующей редакции: «представлять достоверные данные о разведанных, извлекаемых и оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых, содержащихся в них компонентах, об использовании недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации, в органы государственной статистики».

Для целей ведения государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственного баланса запасов полезных ископаемых, которые составляются и ведутся федеральным органом управления государственным фондом недр, в соответствии со ст. 32 Закона «О недрах», предприятия, осуществляющие геологическое изучение недр представляют геологическую информацию, а предприятия, осуществляющие разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, представляют государственную отчетность в указанные фонды в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 8 утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.1996г. № 215 «Порядка представления государственной отчетности предприятиями, осуществляющими разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, в федеральный и территориальные фонды геологической информации», который, согласно п. 2 «Порядка», является обязательным для всех юридических лиц, их обособленных подразделений и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих разведку месторождений и добычу полезных ископаемых, организации, осуществляющие разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, представляют ежегодно в федеральный и территориальный фонды геологической информации данные о состоянии и изменении запасов полезных ископаемых, извлечении полезных ископаемых при добыче и использовании минерального сырья при первичной переработке, вскрышных пород и отходов производства по формам, утвержденным в установленном порядке, а также пояснительные записки с приложением к ним материалов, в том числе картографических, обосновывающих изменения запасов полезных ископаемых.

При названных обстоятельствах, п. 7.6.3. лицензионного соглашения подлежит принятию в редакции ответчика.

Согласно редакции ответчика п. 7.9.1. лицензионного соглашения изложен следующим образом: «информация может быть раскрыта третьей стороне с целью получения профессиональной консультации при условии, что третья сторона берет на себя обязательство хранить настоящую информацию как конфиденциальную».

Возражая против данной редакции, истец считает, что названный пункт противоречит ст. 27 Закона «О недрах».

Согласно п. п. 2 и 4 ст. 9 Закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами, которыми устанавливаются условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну, служебную тайну и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение.

В соответствии со ст. 27 Закона «О недрах», информация о геологическом строении недр, находящихся в них полезных ископаемых, об условиях их разработки, а также иных качествах и особенностях недр, содержащаяся в геологических отчетах, картах и иных материалах, может находиться в государственной собственности или в собственности пользователя недр.

Геологическая и иная информация о недрах, полученная пользователем недр за счет государственных средств, является государственной собственностью и представляется пользователем недр по установленной форме в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации, осуществляющие ее хранение и систематизацию. Порядок и условия использования указанной информации определяются федеральным органом управления государственным фондом недр в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Геологическая и иная информация о недрах, полученная пользователем недр за счет собственных средств, является собственностью пользователя недр и представляется пользователем недр по установленной форме в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации с определением условий ее использования, в том числе в коммерческих целях.

Должностные лица федерального и территориальных фондов геологической информации обязаны обеспечить конфиденциальность представляемой им информации, а также несут материальную, административную или уголовную ответственность за ее несанкционированное разглашение.

Право собственности на геологическую и иную информацию о недрах охраняется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для других объектов собственности.

Исполнитель имеет право использовать полученную в результате проведения работ геологическую и иную информацию о недрах для научной и преподавательской деятельности, если иное не предусмотрено договором.

Учитывая изложенное, п. 7.9.1 лицензионного соглашения противоречит п. п. 2 и 4 ст. 9 Закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», ст. 27 Закона «О недрах» и подлежит исключению.

Предложенный в редакции ответчика п. 8.5. лицензионного соглашения предусматривает обязанность пользователя недр «обеспечивать представителей контролирующих органов транспортом для доставки к объектам работ, служебными и жилыми помещениями для проведения проверок состоянию и качества недропользования».

Истец, настаивая на исключении из лицензионного соглашения названного пункта, ссылается на противоречие его п. 14 Положения о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр.

Согласно п. 14 ст. 4 Закона «О недрах», к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях относятся, в том числе, государственный контроль за геологическим изучением, охраной и рациональным использованием недр в соответствии с установленным Правительством Российской Федерации порядком.

На основании п. 14 утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.05 № 293 «Положения о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр», пользователи недр обязаны создавать должностным лицам, осуществляющим государственный геологический контроль, необходимые условия для работы, предоставлять документы, являющиеся объектом мероприятий по контролю и относящиеся к предмету проверки, давать объяснения по вопросам, входящим в компетенцию органов, осуществляющих государственный геологический контроль.

Учитывая положения названной нормы права и ст. 446 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд считает необходимым п. 8.5. лицензионного соглашения принять в следующей редакции: «Создавать должностным лицам, осуществляющим контроль, необходимые условия для работы, предоставлять документы, являющиеся объектом мероприятий по контролю и относящиеся к предмету проверки, давать объяснения по вопросам, входящим в компетенцию органов, осуществляющих государственный геологический контроль».

Ссылаясь на то, что п. п. 8.6 и 10.8. лицензионного соглашения обязывают «недропользователя совершать определенные действия в отношении государственных органов, не являющихся сторонами соглашения, заключаемого недропользователем с Иркутскнедра», истец просит названные пункты исключить.

Согласно редакции ответчика п. 8.6. соглашения предусматривает обязанность недропользователя «исполнять указания органов государственного надзора в сфере природопользования, направленных в адрес недропользователя в соответствии с полномочиями, наделенными на органы надзора».

Изложенный в редакции ответчика п. 10.8. лицензионного соглашения предусматривает следующее: «органы надзора в сфере природопользования имеют право в пределах своей компетенции приостанавливать, ограничивать или прекращать в установленном законом порядке хозяйственную деятельность в случае нарушения требований законодательства об охране и использовании недр, охране окружающей среды на одном или нескольких участках недр».

В соответствии с п. 9 ст. 12 Закона «О недрах», лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать, в том числе, условия выполнения установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) требований по охране недр и окружающей природной среды, безопасному ведению работ.

Согласно ст. 37 Закона «О недрах», задачей государственного контроля за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр является обеспечение соблюдения всеми пользователями недр установленного порядка пользования недрами, законодательства, утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) в области геологического изучения, использования и охраны недр, правил ведения государственного учета и отчетности.

Государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр осуществляется органами государственного геологического контроля и органами государственного горного надзора во взаимодействии с природоохранными и иными контрольными органами.

Полномочия органов государственного геологического контроля, права, обязанности и порядок их работы определяются положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

Порядок проведения государственного контроля за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, полномочия органов контроля, их права, обязанности и содержание работы определяются утвержденным Постановлением Правительства РФ от 02.02.1998 г. N 132 «Положением о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр», согласно п. 11 которого главный государственный инспектор Российской Федерации по геологическому контролю и его заместители, старший государственный инспектор Российской Федерации по геологическому контролю, главные государственные инспекторы по геологическому контролю на соответствующих территориях, их заместители и старшие государственные инспекторы по геологическому контролю на соответствующих территориях от имени органа государственного геологического контроля имеют право:

- давать пользователям недр, должностным лицам, ответственным за проведение работ по геологическому изучению, рациональному использованию и охране недр, обязательные для исполнения указания по устранению нарушений требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, связанных с геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;

- подготавливать представления о приостановлении всех видов работ по геологическому изучению недр, если они проводятся с нарушением требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, связанных с геологическим изучением недр, направлять указанные представления в Федеральное агентство по недропользованию для принятия соответствующих решений;

- уведомлять в письменной форме пользователя недр и орган, предоставивший ему лицензию на пользование участком недр, о результатах проверки, выявленных нарушениях требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, связанных с геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, а при необходимости вносить предложения о приостановлении, ограничении или прекращении права пользования недрами;

- прекращать в установленном порядке самовольное пользование недрами и застройку площадей залегания полезных ископаемых.

При изложенных обстоятельствах, учитывая положения п. 9 ст. 12 Закона «О недрах», п. п. 8.6 и 10.8 лицензионного соглашения подлежат принятию в редакции ответчика.

Согласно изложенному в редакции ответчика п. 15.1. лицензионного соглашения «любые уведомления, просьбы, требования и т. п., необходимые или подаваемые в соответствии с условиями данного соглашения, должны быть представлены в письменной форме и считаются должным образом исполненными или врученными, если они доставлены с курьером, по почте, телеграфу, телетайпу или факсу».

Истец просит из названной редакции исключить условия доставки уведомлений, просьб, требований и т. п. по телеграфу, телетайпу или факсу, предлагая редакцию, согласно которой названные «уведомления, просьбы, требования и т. п.»… «считаются должным образом исполненными или врученными, если они доставлены с курьером или по почте».

В соответствии со ст. 2 Закона «О связи», средства связи - технические и программные средства, используемые для формирования, приема, обработки, хранения, передачи, доставки сообщений электросвязи или почтовых отправлений, а также иные технические и программные средства, используемые при оказании услуг связи или обеспечении функционирования сетей связи.

Под средствами связи, используемыми для обеспечения доступа к информации информационно-телекоммуникационных сетей, передачи сообщений электронной почтой и факсимильных сообщений, согласно п. 3 утвержденных Приказом Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 11.12.06 № 166 «Правил применения средств связи, используемых для обеспечения доступа к информации информационно-телекоммуникационных сетей, передачи сообщений электронной почтой и факсимильных сообщений», понимаются технические и программные средства, включающие, в том числе, технические средства передачи факсимильных сообщений.

Согласно п. 5 утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.05 № 222 «Правил оказания услуг телеграфной связи», услугами телеграфной связи являются:

услуга «телеграмма» - деятельность по приему, передаче, обработке, хранению и доставке адресату телеграмм;

услуга «телекс» - деятельность по установлению временного соединения для приема и передачи текстовых сообщений телеграфной связи между пользовательским (оконечным) оборудованием в сети Телекс.

В соответствии с п. 12 названных «Правил», информирование пользователей о времени оказания услуг телеграфной связи осуществляется оператором связи с указанием времени, действующего в часовом поясе по месту нахождения пользователей.

Учитывая, что телеграф, телетайп, факс являются средствами связи, обеспечивающими фиксирование отправлений, а также тот факт, что использование названных средств связи для передачи сообщений законом не запрещено, п. 15.1. лицензионного соглашения подлежит принятию в редакции ответчика.

На основании ст.ст. 102 и 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с ответчика в пользу истца подлежат возмещению расходы по государственной пошлине в сумме 1000 руб.

Руководствуясь ст. ст. 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

пункты 5.1.12., 7.6.1, 7.9.1 лицензионного соглашения об условиях недропользования на одиночном водозаборе питьевых подземных вод ОАО «АЭМЗ» принять в редакции ОАО «Ангарский электромеханический завод»;

пункты 7.6.2., 7.6.3, 8.6, 10.8, 15.1 лицензионного соглашения об условиях недропользования на одиночном водозаборе питьевых подземных вод ОАО «АЭМЗ» принять в редакции территориального агентства по недропользованию по Иркутской области;

пункт 5.4.4. лицензионного соглашения об условиях недропользования на одиночном водозаборе питьевых подземных вод ОАО «АЭМЗ» принять в следующей редакции: «Все проекты до начала работ должны пройти согласование (экспертизу) в центре сохранения историко-культурного наследия областного управления культуры»;

пункт 8.5 лицензионного соглашения об условиях недропользования на одиночном водозаборе питьевых подземных вод ОАО «АЭМЗ» принять в следующей редакции: «Создавать должностным лицам, осуществляющим контроль, необходимые условия для работы, предоставлять документы, являющиеся объектом мероприятий по контролю и относящиеся к предмету проверки, давать объяснения по вопросам, входящим в компетенцию органов, осуществляющих государственный геологический контроль»;

взыскать с территориального агентства по недропользованию по Иркутской области в пользу ОАО «Ангарский электромеханический завод» расходы по государственной пошлине в сумме 1000 руб.

Судья С.Н.Антонова