АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99
дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,
тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761
http://www.irkutsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
г. Иркутск
22.10.2019 г. Дело № А19-32114/2018
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 15.10.2019 г.
Решение изготовлено в полном объеме 22.10.2019 г.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Ханафиной А.Ф.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Максимовым И.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску
МУНИЦИПАЛЬНОГО УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ АНГАРСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА "БЕРЕЗОВАЯ РОЩА" (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 665800 ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ ГОРОД АНГАРСК НАСЕЛЕННЫЙ ПУНКТ ЮЖНЫЙ КЛАДБИЩЕ "БЕРЕЗОВАЯ РОЩА" СТРОЕНИЕ 1/1)
к Иркутской области в лице МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 664027, <...>, А)
третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ АНГАРСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА (ОГРН <***>, ИНН <***>, АДРЕС: 665830, <...>)
о взыскании 221 645 руб. 90 коп.
при участии в судебном заседании:
от истца: ФИО1, представитель по доверенности, паспорт,
от ответчика: ФИО2, представитель по доверенности, удостоверение,
от третьего лица: ФИО3, представитель по доверенности, удостоверение,
установил:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ АНГАРСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА "БЕРЕЗОВАЯ РОЩА" (далее – истец) обратилось с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Иркутской области в лице МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ (далее – ответчик) о взыскании убытков в размере 221 645 руб. 90 руб.
В обоснование иска указано на неисполнение ответчиком обязательств по возмещению расходов, понесенных истцом с января 2016г. по июнь 2016 г., связанных с погребением 35 умерших. Личность всех погребенных истцом умерших установлена, на момент подачи иска все погребенные не являлись пенсионерами и лицами, подлежащими обязательному социальному страхованию.
Истец поддержал уточненные требования, дал пояснения.
Ответчик не признал исковые требования, дал пояснения.
Третье лицо поддержало исковые требования, дало пояснения.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.
На основании Постановления Администрации Ангарского городского округа от 26.11.2015 № 1724-па, МУНИЦИПАЛЬНОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ АНГАРСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА "БЕРЕЗОВАЯ РОЩА" является специализированной службой по вопросам похоронного дела на территории Ангарского городского округа.
На специализированную службу по вопросам похоронного дела на территории Ангарского городского округа возлагаются обязанности по осуществлению погребения умерших во исполнение Закона о погребении, в том числе предоставление услуг согласно гарантированному перечню услуг по погребению на безвозмездной основе.
Специализированная служба осуществляет погребение умершего:
- не имеющего супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, умершего на дому, на улице или в ином месте, в течение трех суток с момента установление причины смерти после установления органами внутренних дел его личности (невостребованные умершие),
- личность которых не установлена органами внутренних дел в определенные законодательством Российской Федерации сроки, С согласия указанных органов (неизвестные умершие),
- услуги, оказываемые специализированной службой при погребении невостребованных и неизвестных умерших, включает: оформление документов, необходимых для погребения; облачение тела; предоставление гроба; перевозку умершего на кладбище; погребение.
Стоимость услуг с 01.01.2016 утверждена Постановлением Администрации Ангарского городского округа от 24.11.2015 № 1694-па составляет 6 332 руб. 74 коп. (с учетом применения установленного законодательством районного коэффициента к заработной плате).
Истцом представлены свидетельства о смерти в отношении 37 умерших, из которых следует, что данные лица умерли в период с января 2016 по июнь 2016 г.
Определениями суда от 03.06.2019, от 04.07.2019, от 06.08.2019 истребованы сведения о том, являлись ли умершие ФИО4, ФИО5, ФИО6 пенсионерами на дату смерти и о том, являлись ли указанные в таблице умершие, работающими на момент смерти.
В материалы дела 29.07.2019 поступили сведения из Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области о том, что умершие на дату смерти получателями пенсии по линии органов ПФР по Иркутской области не значатся.
В материалы дела 12.09.2019 поступили сведения из Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области о том, что умершие ФИО5, ФИО6 на дату смерти имели сведения, составляющие пенсионные права и подлежали обязательному социальному страхованию.
ФИО4 не являлся пенсионером и лицом, подлежащим обязательному социальному страхованию.
С учетом поступивших ответов истцом в судебном заседании заявлено о возмещении расходов в отношении 35 умерших, указано, что погребения заявленных умерших осуществлены истцом с января 2016 по июнь 2016 г.
Расходы по захоронению указанных лиц составили 221 645 руб. 90 руб.; стоимость определена из расчета 6 332 руб. 74 коп. х 35.
Из письма ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Ангарскому району» от 13.09.2018 № 11615 следует, что учреждение не имеет права возмещать затраты по захоронению невостребованных умерших и умерших, личность которых не установлена. Финансовое обеспечение затрат по захоронению невостребованных умерших и умерших, личность которых не установлена осуществляет за счет субвенций из федерального бюджета.
Истец обращался в ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Ангарскому району», Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, Министерство финансов Российской Федерации с заявлениями о возмещении стоимости оказанных услуг по погребению 35 умерших.
Расходы по погребению истцу не возмещены.
В связи с неисполнением ответчиком обязательств по возмещению стоимости услуг по погребению умерших в размере 221 645 руб. 90 руб. истец обратился с данным иском в суд.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В силу пунктом 1, 2 статьи 9 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее – Закон о погребении) супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению: 1) оформление документов, необходимых для погребения; 2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; 3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); 4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом). Качество предоставляемых услуг должно соответствовать требованиям, устанавливаемым органами местного самоуправления. Услуги по погребению, указанные в пункте 1 настоящей статьи, оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.
Согласно пункту 1 статьи 12 Закона о погребении при отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, погребение умершего на дому, на улице или в ином месте после установления органами внутренних дел его личности осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела в течение трех суток с момента установления причины смерти, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Истец является специализированной службой по вопросам похоронного делана территории Ангарского городского округа. Данное обстоятельство подтверждается представленными в материалы дела доказательствами и лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
Истцом заявлено, и данные обстоятельства не оспариваются лицами, участвующими в деле, что с января 2016 по июнь 2016 г. им осуществлено захоронение 35 умерших.
В соответствии с пунктом 3 статьи 12 Закона о погребении услуги, оказываемые специализированной службой по вопросам похоронного дела при погребении умерших, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, включают: оформление документов, необходимых для погребения; облачение тела; предоставление гроба; перевозку умершего на кладбище (в крематорий); погребение. Стоимость указанных услуг определяется органами местного самоуправления и возмещается в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 9 настоящего Федерального закона.
Пунктом 3 статьи 9 Закона о погребении определены источники финансирования понесенных специализированными похоронными организациями расходов при оказании гарантированных услуг по погребению. Если умерший являлся пенсионером, расходы по погребению в установленных законом пределах возлагаются на Пенсионный Фонд Российской Федерации (а в случае досрочного оформления пенсии - на Федеральный бюджет). Если умерший подлежал обязательному социальному страхованию - расходы по погребению в установленных законом пределах относятся на Фонд социального страхования Российской Федерации. Во всех остальных случаях расходы по погребению подлежат оплате за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации в соответствии с абзацем 5 пункта 3 статьи 9 Закона о погребении и похоронном деле (за исключением специальных случаев, установленных статьей 11 Закона).
Отнесение именно на субъект Российской Федерации расходных обязательств, связанных с оплатой услуг специализированной похоронной организации при отсутствии возможности оплаты таких услуг иными лицами, предусмотрено пунктом 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Данная норма закона определяет вопросы, относящиеся к совместному ведению Российской Федерации и субъекта Федерации, но подлежащие самостоятельному финансированию субъектом Федерации за счет собственных бюджетных средств. К таким вопросам отнесены и вопросы, связанные с предоставлением материальной и иной помощи при погребении (подпункт 41 пункта 2 статьи 26.3Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ).
В силу статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства Российской Федерации не возникают в результате принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам совместного ведения, если Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ отнес такие расходные обязательства к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Исходя из изложенного, обязательства по возмещению затрат специализированной организации похоронного дела по оказанию услуг погребения граждан, не подпадающих под категории, указанные в абзацах 2 - 4 пункта 3 статьи 9 Закона о погребении, являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации.
Право истца на возмещение понесенных им расходов по погребению возникает из 1 пункта 3 статьи 9 Закона о погребении.
Из материалов дела усматривается, что личность всех умерших, погребенных истцом, на основании справок о смерти, установлена. При этом пенсионерами и лицами, подлежащими обязательному социальному страхованию, они не являлись, что подтверждается сведениями Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области, а также Государственного учреждения – Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.
При таких обстоятельствах расходы на погребение таких граждан должны возмещаться за счет средств субъекта Российской Федерации по аналогии с расходами на погребение умерших, личность которых не установлена.
Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 29.04.2016 N 303-ЭС15-18506 по делу N А51-775/2015.
С учетом изложенного, доводы ответчика, изложенные в представленных отзывах, суд признает необоснованными, подлежащими отклонению.
Согласно пункту 3 статьи 9 Закона о погребении и похоронном деле стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Стоимость услуг с 01.01.2016 утверждена Постановлением Администрации Ангарского городского округа от 24.11.2015 № 1694-па составляет 6 332 руб. 74 коп. (с учетом применения установленного законодательством районного коэффициента к заработной плате).
С учетом поступивших ответов истцом в судебном заседании заявлено о возмещении расходов в отношении 35 умерших, указано, что погребения заявленных умерших осуществлены истцом с января 2016 по июнь 2016 г.
Расходы по захоронению указанных лиц составили 221 645 руб. 90 руб.; стоимость определена из расчета 6 332 руб. 74 коп. х 35.
Данный расчет ответчиком не оспорен.
Учитывая изложенное, требование истца о взыскании убытков в размере 221 645 руб. 90 руб. является обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, арбитражным судом разрешаются вопросы распределения судебных расходов, к каковым в силу статьи 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится и государственная пошлина.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации размер государственной пошлины по первоначально заявленному иску составляет 7 686 руб. 23 коп.
Истцом при подаче искового заявления в арбитражный суд уплачена государственная пошлина в размере 7 686 руб. 00 коп. платежным поручением № 732 от 25.12.2018.
Впоследствии иск уменьшен до 221 645 руб. 90 руб.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации размер государственной пошлины по уточненному иску составляет 7 432 руб. 92 коп.
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации при уменьшении истцом размера исковых требований сумма излишне уплаченной государственной пошлины возвращается в порядке, предусмотренном статьей 333.40 настоящего Кодекса.
Таким образом, истцу подлежит возврату из федерального бюджета излишне уплаченная платежным поручением № 732 от 25.12.2018 государственная пошлина в размере 253 руб. (7 686 руб. 00 коп. – 7 432 руб. 92 коп.).
Частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Таким образом, на основании части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 7 432 руб. 92 коп.
Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
исковые требования удовлетворить.
Взыскать с Иркутской области в лице МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ за счет казны Иркутской области в пользу МУНИЦИПАЛЬНОГО УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ АНГАРСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА "БЕРЕЗОВАЯ РОЩА" 221 645 руб. 90 коп. – убытков, 7 432 руб. 92 коп. - судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Возвратить МУНИЦИПАЛЬНОМУ УНИТАРНОМУ ПРЕДПРИЯТИЮ АНГАРСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА "БЕРЕЗОВАЯ РОЩА" из федерального бюджета излишне уплаченную платежным поручением № 732 от 25.12.2018 государственную пошлину в размере 253 руб.; выдать справку на возврат государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Иркутской области.
Судья А.Ф. Ханафина