АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
____________________________________________________________________________
Гагарина б-р, д. 70, Иркутск, 664025, тел. (3952) 24-12-96; факс (3952) 24-15-99
дополнительное здание суда: Дзержинского ул., д. 36А, 664011, тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761
http://www.irkutsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
г. Иркутск Дело №А19-32137/2018
«12» марта 2019 года
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 04 марта 2019 года.
Решение в полном объеме изготовлено 12 марта 2019 года.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Куклиной Л.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шипициной Е.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению первого заместителя Восточно-Сибирского транспортного прокурора
к ОТКРЫТОМУ АКЦИОНЕРНОМУ ОБЩЕСТВУ «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ» (ОГРН <***>; ИНН <***>)
о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии в судебном заседании:
от прокуратуры: ФИО1 – прокурор, представлено удостоверение;
от лица, привлекаемого к административной ответственности: ФИО2 – представитель по доверенности, представлен паспорт; ФИО3 – представитель по доверенности, представлен паспорт;
установил:
Первый заместитель Восточно-Сибирского транспортного прокурора Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры (далее – заявитель, прокурор, прокуратура) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о привлечении ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ» (далее – ОАО «РЖД», Общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании представитель заявителя требование поддержал по основаниям, изложенным в заявлении и возражениях на отзыв.
Представители Общества с требованиями не согласились по основаниям, изложенным в отзыве
27.02.2019г. в судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв до 12 часов 00 минут 04.03.2019г. После перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда, с участием тех же сторон, от привлекаемого лица в судебное заседание не явились.
Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном главой 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом установлены следующие обстоятельства дела.
ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ» зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером <***>.
Из материалов дела следует, что Восточно-Сибирской транспортной прокуратурой в период с 10.10.2018г. по 07.12.2018г. проведена проверка исполнения федерального законодательства при реконструкции объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей.
В ходе проведенной проверки прокуратурой установлено, что Обществом реализован проект «Реконструкция ст. Тайшет Восточно-Сибирской железной дороги. II этап» в отсутствие разрешения на строительство объекта.
26.12.2018г. первым заместителем Восточно-Сибирского транспортного прокурора в отношении ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании части 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях первый заместитель Восточно-Сибирского транспортного прокурора обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснение представителя прокуратуры, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Судом установлено, что заявитель действовал в рамках полномочий, установленных статьями 28.3 и 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В силу части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.
Согласно части 5 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации Разрешение на строительство выдается в случае осуществления строительства, реконструкции, в том числе, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
В силу части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации обязанность получить разрешение на строительство возлагается на застройщика.
Пунктом 16 статьи 1 Градостроительного кодекса Росийской Федерации определено, что застройщик это физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке или на земельном участке иного правообладателя строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.
В соответствии с пунктом 4 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом.
Из материалов дела следует, что Восточно-Сибирской транспортной прокуратурой в период с 10.10.2018г. по 07.12.2018г. проведена проверка исполнения федерального законодательства при реконструкции объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей.
Восточно-Сибирская дирекция по капитальному строительству – Дирекция по строительству сетей связи – филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги» осуществляет функции заказчика (ОАО «Российские железные дороги») по строительству, реконструкции и развитию объектов, входящих в состав железнодорожной инфраструктуры Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей в рамках реализации Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.06.2008г. № 877-р, государственной программы «Развитие транспортной системы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20.12.2017г. №1596 и инвестиционного проекта «Модернизация железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей с развитием пропускных и провозных способностей», утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.10.2014г. №2116-р.
В ходе исполнения указанных распорядительных документов ОАО «РЖД» в 2017 году Иркутским проектно-изыскательским институтом «Иркутскжелдорпроект» - филиалом АО «Росжелдорпроект» разработана проектная документация по объекту «Реконструкцимя ст. Тайшет Восточно-Сибирской железной дороги. II этап».
Согласно письму исполняющего обязанности начальника Восточно-Сибирской дирекции по капитальному строительству – Дирекция по строительству сетей связи – филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги» ФИО4 от 07.12.2018г. №ИСХ-4134 проектная документация не прошла экспертизу ФАУ «Главгосэкспертиза России». 26 июня 2018 года были выданы отрицательные заключения ФАУ «Главгосэкспертиза России» по технической и сметной части проекта.
Документы для получения разрешения на строительство в уполномоченные органы Восточно-Сибирской дирекцией по капитальному строительству – Дирекция по строительству сетей связи – филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги» не направлялись.
При этом в рамках договора строительного подряда №63ВП-142-91 от 25.07.2014г., заключенного между ОАО «РЖД» (Заказчик) и ООО УК «Трансюжстрой» (Подрядчик), а также дополнительных соглашений к нему с августа 2016 года проводятся строительно-монтажные работы по объекту «Реконструкций ст. Тайшет Восточно-Сибирской железной дороги. II этап» в границах полосы отвода железной дороги на ст. Тайшет (договор аренды от 25.01.2008г. №681).
Обстоятельства строительства объекта подтверждаются актами приемки фактически выполненных работ КС-2, КС-3 за период с августа 2016 года по август 2018 года, а также актом выездной проверки от 27.11.2018г., проведенной помощником Тайшетского транспортного прокурора. Согласно акту проверки на ст. Тайшет по состоянию на 27.11.2018г. произведен демонтаж складских помещений грузового двора, а также произведена разборка пути № 22, разборка 4-х подкрановых путей, демонтаж 3-х козловых кранов с передислокацией их на новый грузовой двор, вынос сетей сигнализации и блокировки, вынос сетей связи и электрических сетей за пределы территории производства работ, произведено обустройство земляного полотна для хранения материалов верхнего строения пути и производства работ по сборке рельсошпальной решетки, произведен частичный монтаж рельсошпальной решетки 24 и 26 пути, произведен монтаж 2-х стрелочных переводов для производства работ железнодорожными кранами.
Все выполненные на объекте работы согласуются с актами выполненных работ КС-2, КС-3 за период с августа 2016 года по август 2018 года.
Между тем, как установлено проверкой, главгосэкспертиза проекта «Реконструкций ст. Тайшет Восточно-Сибирской железной дороги. II этап» не пройдена, разрешение на строительство объекта Восточно-Сибирской дирекции по капитальному строительству – Дирекция по строительству сетей связи – филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги» не получено, что является нарушением частей 2, 3, 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, проверкой установлен факт реализации проекта «Реконструкций ст. Тайшет Восточно-Сибирской железной дороги. II этап» в отсутствие разрешения на строительство объекта, что, в свою очередь свидетельствует, что в действиях ОАО «РЖД» усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающего административную ответственность юридического лица за строительство объекта капитального строительства без разрешения на строительство.
Частью 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за строительство, реконструкцию объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство, которая влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.
По смыслу статей 2.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для привлечения к административной ответственности необходимо наличие состава административного правонарушения, включающего четыре элемента: объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону.
Объектом правонарушения в настоящем случае являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением строительства объекта капитального строительства.
Объективной стороной правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является строительство объекта капительного строительства без соответствующего разрешения.
В соответствии с Постановлением Пленума ВАС РФ от 17.02.2011г. №11 «О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» при рассмотрении дел, связанных с привлечением лиц к административной ответственности за осуществление работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства без разрешения на строительство в тех случаях, когда получение соответствующего разрешения является обязательным, суды должны исходить из следующего.
Субъектами ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ, могут являться застройщик (заказчик по договору строительного подряда), поскольку в силу статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации на нем лежит обязанность по получению разрешения на строительство, а также иные лица, осуществляющие соответствующие работы, например, подрядчик или субподрядчик, так как они обязаны удостовериться в том, что застройщик, привлекая их к осуществлению работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, обладает соответствующим разрешением на строительство.
Согласно пункту 28 устава ОАО «РЖД», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2003г. №585, филиалы и представительства, создаваемые (открываемые) Обществом, осуществляют свою деятельность от имени Общества. Общество несет ответственность за деятельность своих филиалов и представительств.
Таким образом, субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является ОАО «РЖД».
Субъективная сторона административного правонарушения характеризуется виной, критерии которой определены частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004г. №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» указано, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Выступая в роли субъекта предпринимательской деятельности в сфере оказания строительных и иных подрядных работ, Общество обязано руководствоваться действующим законодательством, градостроительными нормами и правилами, обеспечивать соблюдение норм и требований градостроительного законодательства, в том числе, предвидеть последствия совершения или не совершения им юридически значимых действий.
Обществом не представлено суду доказательств наличия объективных препятствий для соблюдения требований статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части соблюдения порядка строительства объекта капитального строительства.
Прокурором доказано наличие оснований для привлечения ОАО «РЖД» к административной ответственности.
Таким образом ОАО «РЖД» допустило нарушение условий, предусмотренных законодательством в сфере градостроительной деятельности, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушение процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административном правонарушении при производстве по делу об административном правонарушении, судом не установлено.
В качестве довода, опровергающего выводу Прокуратуры, Общество указало, что фактически не осуществляло на объекте «Реконструкций ст. Тайшет Восточно-Сибирской железной дороги. II этап» строительно-монтажных работ, а только подготовительные работы.
Согласно статье 2 Федерального закона от 10.01.2003г. №17-ФЗ «О железнодорожном транспорте Российской Федерации» инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования – это транспортная инфраструктура, включающая в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы, систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование инфраструктуры здания, строения, сооружения, устройства и оборудование.
В соответствии с пунктом 13 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство - это создание зданий, строений, сооружений, в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства.
Согласно пунктам 14 и 14.1 названной статьи реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов. Реконструкция линейных объектов - изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъемности и других) или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов.
Иркутским проектно-изыскательским институтом «Иркутскжелдорпроект» - филиалом АО «Росжелдорпроект» разработана проектная документация по объекту «Реконструкцимя ст. Тайшет Восточно-Сибирской железной дороги. II этап».
В соответствии с подразделом 6 тома 28 раздела 5 Проектной документации по реконструкции ст. Тайшет Восточно-Сибирской железной дороги (IIэтап) разрешающими документами на производство работ являются разрешение на строительство объектаинфраструктуры ОАО «РЖД», акт-допуск на строительство, реконструкцию объектов инфраструктуры ОАО «РЖД» и наряд-допуск на производство работ в зоне действия технических сооружений и устройств железных дорог.
Как установлено проверкой и не оспаривается Обществом, разрешение на строительство объекта у ОАО «РЖД» отсутствовало, более того разрешение не получено Обществом и в настоящее время, однако фактическое строительство объекта «Реконструкция станции Тайшет Восточно-Сибирской железной дороги. II этап» начато в 2016 году и до настоящего времени не завершено. Согласно актам выполненных работ по форме КС-2 с начала строительства выполнены следующие виды строительных работ:
-№ 1 от 31.08.2016г. (Вынос устройств СЦБ, ЭЦ станция Тайшет. Пост ЭЦ№2 2 этап/ Строительные работы);
-№ 2 от 30.09.2016г. (Вынос устройств СЦБ, ЭЦ станция Тайшет. Пост ЭЦ№2 2 этап/ Строительные работы);
- № 3 от 30.09.2016г. (Разборка пути грузового двора/ Разборка пути);
-№4 от 30.09.2016г. (Верхнее строение пути - Разборка стрелочных переводов. Грузовой двор и контейнерные площадки. Пути № 28, 12, 2, 4, 5, 7, 38, 39, 43/ Работы на станции);
- № 5 от 30.09.2016г. (Снос строений);
- №6 от 30.09.2016г. (Вынос каб. связи (1-я оч.);
- № 7 от 31.10.2016г. (Вынос устройств СЦБ, ЭЦ станция Тайшет. Пост ЭЦ №2 2 этап/ Строительные работы);
-№ 8 от 31.10.2016г. (Верхнее строение пути - Разборка пути. Станционные пути № 20, 22, 24, 26, 3, 32, 37, 8, 12, 14, 43, 44 - 1 очередь строительства/ Разборка пути);
- № 9 от 30.11.2016г. (Разборка пути груз, двора/ Разборка пути);
- № 10 от 30.11.2016г. (ВСП СП груз. двор/Работы на станции);
- № 11 от 30.11.2016г. (Вынос устройств СЦБ. ЭЦ станция Тайшет. Пост ЭЦ №2 2 этап/ Монтажные работы);
- № 12 от 30.11.2016г. (Снос зданий);
- №13 от 30.11.2016г. (Земляное полотно железнодорожных путей - 1 очередь строительства/ Главные пути);
- № 14 от 30.11.2016г. (Выполнение инженерно-геодезических работ по созданию геодезической разбивочной основы обеспечения строительства/ Полевые работы);
- № 15 от 31.12.2016г. (Вынос устройств СЦБ. ЭЦ станции Тайшет. Пост ЭЦ №2/ Монтажные работы);
- № 16 от 31.12.2016г. (Вынос устройств СЦБ. ЭЦ станции Тайшет. Пост ЭЦ №2/ Монтажные работы);
- № 17 от 31.12.2016г. (Снос зданий);
- № 18 от 31.01.2017г. (Земляное полотно железнодорожных путей - 1 очередь строительства/ Главные пути);
- № 19 от 28.02.2017г. (Земляное полотно железнодорожных путей - 1 очередь строительства/ Главные пути);
- № 20 от 31.03.2017г. (Земляное полотно железнодорожных путей - 1 очередь строительства/ Главные пути);
- № 21 от 31.03.2017г. (Снос строений);
- № 22 от 31.03.2017г. (Вынос устройств СЦБ. ЭЦ станции Тайшет. Пост ЭЦ №2/ Строительные работы);
-№ 23 от 31.03.2017г. (Вынос устройств СЦБ. ЭЦ станции Тайшет. Пост ЭЦ №2/ Монтажные работы);
- №2 4 от 31.03.2017г. (Вынос устройств СЦБ. ЭЦ станции Тайшет. Пост ЭЦ №2/ Монтажные работы);
- № 25 от 30.04.2017г. (Снос строений);
- № 27 от 30.04.2017г. (Вынос каб. Связи (1-я оч.) / Строительные работы);
- № 29 от 30.06.2017г. (Снос зданий);
- № 30 от 30.06.2017г. (Вынос устройств СЦБ. ЭЦ станция Тайшет. Пост ЭЦ№2 2 этап/ Строительные работы);
- № 31 от 30.06.2017г. (Вынос устройств СЦБ. ЭЦ станция Тайшет. Пост ЭЦ№2/ Монтажные работы);
- № 32 от 30.06.2017г. (Вынос устройств СЦБ. ЭЦ станция Тайшет. Пост ЭЦ№2/ Монтажные работы);
- № 33 от 31.07.2017г. (Вынос устройств СЦБ. ЭЦ станция Тайшет. Пост ЭЦ№2/ Монтажные работы);
- № 34 от 31.07.2017г. (Вынос устройств СЦБ. ЭЦ станция Тайшет. Пост ЭЦ№2 2 этап/ Строительные работы);
- № 35 от 31.07.2017г. (Земляное полотно железнодорожных путей - 1 очередь строительства/ Главные пути);
- № 36 от 30.11.2017г. (Верхнее строение пути - Разборка пути. Станционные пути №20, 22, 24, 26, 3, 32, 37, 8, 12, 14, 43, 44 - 1 очередь строительства/ Разборка пути);
-№ 37 от 30.11.2017г. (Вынос устройств СЦБ. ЭЦ станция Тайшет. Пост ЭЦ№2/ Монтажные работы);
- № 38 от 30.11.2017г. (Разборка пути грузового двора/ Разборка пути);
- № 39 от 30.11.2017г. (ВСП СП груз, двор/ Работы на станции);
-№ 40 от 30.11.2017г. (Земляное полотно станционных железнодорожных путей - 1 очередь строительства/ Станционные пути);
-№ 41 от 30.11.2017г. (Верхнее строение пути - Укладка звеньевого пути. Приемо-отправочные и прочие пути № 22, 24/ Укладка пути);
-№ 42 от 30.11.2017г. (Верхнее строение пути - Разборка стрелочных переводов. Станционные пути №22, 24, 26, 30а, 30с, 28а, 28с, 12а, 43, 44, 32, 8, 12, 14, 18-1 очередь строительства/Разборка стрелочных переводов);
-№ 43 от 30.11.2017г. (Путевые работы. Станция Тайшет. II этап (1-ая очередь/ Демонтажные работы);
-№ 44 от 30.11.2017г. (Верхнее строение пути - Укладка звеньевого пути. Приемо-отправочные и прочие пути № 22, 24/ Укладка пути);
-№ 45 от 31.12.2017г. (Вынос устройств СЦБ. ЭЦ станция Тайшет. Пост ЭЦ №2 2 этап/ Монтажные работы);
-№ 46 от 31.12.2017г. (Земляное полотно железнодорожных путей - 1-ая очередь строительства / Главные пути);
-№ 47 от 30.04.2018г. (ВСП. Укладка стрелочных переводов. Приемо-отправочные и прочие пути/ Работы на звеносборочной базе, укладка стрелочных переводов);
-№ 48 от 30.04.2018г. (Общестроительные работы. Кабельная эстакада/ Земляные работы, фундаменты, металлические конструкции);
-№ 49 от 30.04.2018г. (Устройства СЦБ на съезде 233/235. ЭЦ ст. Тайшет. Пост ЭЦ №2/ Строительные работы);
-№ 51 от 31.05.2018г. (Вынос устройств СЦБ. ЭЦ станция Тайшет. Пост ЭЦ №2 2 этап/ Строительные работы);
-№ 52 от 30.06.2018г. (Микропроцессорная централизация на ст. Тайшет II этап (1-я очередь)/ Строительные работы, демонтажные работы, монтажные работы);
- № 53 от 31.07.2018г. (Вынос устройств СЦБ. ЭЦ станция Тайшет. Пост ЭЦ №2 2этап/ Демонтажные работы);
-№ 54 от 31.07.2018г. (Микропроцессорная централизация на ст. Тайшет II этап (1-я очередь)/ Строительные работы, демонтажные работы, монтажные работы);
-№ 55 от 31.08.2018г. (Микропроцессорная централизация на ст. Тайшет II этап (1 -я очередь)/ Строительные работы, монтажные работы);
-№ 56 от 31.08.2018г. (Устройства СЦБ на перегоне Бирюсинск-Тайшет/ Строительные работы, монтажные работы).
Все проведенные на объекте строительные работы предусмотрены проектной документацией.
Подразделом 5.5 тома 28 раздела 5 Проектной документации по реконструкции ст. Тайшет Восточно-Сибирской железной дороги (IIэтап) определен перечень зданий, строений сооружений,входящих в инфраструктуру линейного объекта, в который включена кабельная эстакада (2 шт.),строительные работы по которой проведены в апреле 2018 года (акт формы КС-2 №49 от 30.04.2018г.).
Подразделом 6.2.4 тома 28 раздела 5 Проектной документации по реконструкции ст. Тайшет Восточно-Сибирской железной дороги (IIэтап) предусмотрен порядок строительства устройств СЦБ. Строительные работы по устройствам СЦБ приняты по актам формы КС-2 №56 от 31.08.2018г., №53 от 31.07.2018г., №51 от 31.05.2018г., №49 от 30.04.2018г.
В подраздел 17 тома 28 раздела 5 Проектной документации по реконструкции ст. Тайшет Восточно-Сибирской железной дороги (IIэтап) указаны сведения об объемах основных строительно-монтажных работ, среди которых указаны строительные работы по укладке стрелочных переводов, а так же разборке и укладке железнодорожных путей №№ 22, 24 (приемно-отправочные и прочие пути) строительные работы по которым приняты по актам формы КС-2 № 47 от 30.04.2018г., № 44 от 30.11.2017г., № 41 от 30.11.2017г. А также проведены иные работы, указанные в актах формы КС-2 в соответствии с проектом.
Таким образом, оценивая доводы Общества, суд пришел к выводу, что в составе проведенных работ имеются работы, которые относятся к демонтажу, то есть не являются строительными работами и не требуют получения разрешения на строительство, но в свою очередь, также в составе проведенных работ имеются и именно строительные работы (строение пути (устройство вспомогательных, временных путей и т.д.), которые требуют получения разрешения на строительство.
Также довод Общества об истечении срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд находит необоснованным в силу следующего.
Административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях представляет собой длительное непрекращающееся невыполнение установленного порядка реконструкции объекта капитального строительства, возложенное на нарушителя законом, то есть является длящимся.
Строительные работы начаты в 2016 году, на момент рассмотрения дела в суде объект не законсервирован и не зарегистрирован как объект незавершенного строительства, строительные работы продолжаются, в связи с чем, срок давности исчисляется с момента выявления правонарушения, то есть с 27.11.2018г.
Таким образом, суд пришел к выводу, что вышеуказанные действия Общества образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и по ним не истекли сроки давности привлечения к административной ответственности.
Рассматривая вопрос о назначении Обществу обоснованного и справедливого наказания за совершенное правонарушение, суд исходит из следующего.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 16.07.2009г. №919-О-О, рассматривая вопросы о назначении наказания, отметил, что соблюдение конституционных принципов справедливости и соразмерности при назначении административного наказания законодательно обеспечено возможностью назначения одного из нескольких видов административного наказания, установленного санкцией соответствующей нормы закона за совершение административного правонарушения, установлением законодателем широкого диапазона между минимальным и максимальным пределами административного наказания, возможностью освобождения лица, совершившего административное правонарушение, от административной ответственности в силу малозначительности (статья 2.9 КоАП Российской Федерации).
При выборе конкретной меры наказания, в том числе и освобождения от ответственности, должна быть установлена соразмерность характера и строгости санкции, предусмотренной законом, конкретным обстоятельствам дела. Административный орган обязан не только установить формальное соответствие содеянного деяния тому или иному составу административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.
В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям выражается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей и создания угрозы таких последствий.
Правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях посягает на установленный порядок получения разрешений на строительство в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, судом не установлено наличие обстоятельств, позволяющих квалифицировать совершенное Обществом административное правонарушение в качестве малозначительного.
В силу части 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с данным Кодексом.
Обстоятельств смягчающих и отягчающих вину судом не установлено и прокурором о таких обстоятельствах не заявлено.
Принятие решения о назначении юридическому лицу административного штрафа ниже низшего предела допускается только в исключительных случаях.
Применительно к обстоятельствам настоящего дела суд приходит к выводу, что административный штраф в соответствии с установленной санкцией соответствует целям административной ответственности за совершение конкретного правонарушения и не усматривает исключительных обстоятельств для его снижения.
Оценив с учетом положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, учитывая степень общественной опасности и вины нарушителя, характер совершенного административного правонарушения, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, суд приходит к выводу о том, что Общество подлежит привлечению к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему следует назначить наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией указанной статьи, то есть в размере 500 000 рублей.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ», зарегистрированное по адресу: 107174, <...>; ОГРН <***>; ИНН <***>, зарегистрированное в качестве юридического лица 23.09.2003г. Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 46 по г. Москва, привлечь к административной ответственности по части 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей с перечислением суммы штрафа по следующим реквизитам:
УФК по Иркутской области (Восточно-Сибирская транспортная прокуратура), ИНН <***>, КПП 380801001, расчетный счет <***>, БИК 042520001, лицевой счет <***>, Банк получателя: Отделение Иркутск г. Иркутск, ОКТМО 35701000, КБК 41511690010016000140 (Прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемых в федеральный бюджет).
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней после его принятия, и по истечении этого срока вступает в законную силу.
Судья Л.А. Куклина