АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99
дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, д. 36А, тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761
http://www.irkutsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
г. Иркутск Дело №А19-3250/14
11.06.2014 г.
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 04.06.2014 года.
Решение в полном объеме изготовлено 11.06.2014 года.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Чемезовой Т.Ю.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества «Аэропорт Усть-Кут» (место нахождения: 666784, Иркутская область, г. Усть-Кут, Аэропорт, ОГРН <***>)
к Восточно-Сибирскому Межрегиональному Территориальному Управлению Воздушного Транспорта Федерального агенства воздушного транспорта (место нахождения: 664007, <...>, ОГРН <***>)
третье лицо: Служба по тарифам Иркутской области
о признании незаконными действий
при участии в заседании:
от заявителя: представитель по доверенности ФИО1, представитель по доверенности ФИО2, генеральный директор ФИО3 (паспорт);
от ответчика: представитель по доверенности ФИО4, руководитель управления ФИО5 (удостоверение, приказ);
от третьего лица – не явились
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество «Аэропорт Усть-Кут» ( далее – заявитель, Аэропорт, Общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке ст.49 АПК РФ, о признании незаконными действий Восточно-Сибирского Межрегионального Территориального Управления Воздушного Транспорта Федерального агенства воздушного транспорта ( далее - Управление, ВС МТУ ФАВТ ), выразившиеся в закрытии зарегистрированных 06.02.2014 для ОАО «Аэропорт Усть-Кут» ставок аэропортовых сборов за взлет-посадку в размере 2402 р/т, авиационную безопасность в размере 672 руб/т, тарифа на обслуживание пассажиров в размере 199 руб/пас.
В порядке ст. 163 АПК РФ в судебном заседании 29.05.2014 объявлялся перерыв до 15 часов 04.06.2014 , о чем было сделано публичное извещение, размещенное в сети Интернет на сайте Арбитражного суда Иркутской области.
После перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда при участии представителей сторон.
В обоснование заявленного требования представитель Открытого акционерного общества «Аэропорт Усть-Кут» пояснил, что на основании оформленной в установленном прядке заявки Общества от 29.11.2013, поданной в ВС МТУ ФАВТ, Центром расписаний и тарифов зарегистрированы аэропортовые сборы за взлет-посадку, авиационную безопасность, а также тариф за обслуживание пассажиров с введением в действие с 01.01.2014. Однако 06.02.2014 ЦРТ на основании телеграммы ВС МТУ ФАВТ закрыло регистрацию ранее зарегистрированных ставок сборов и тарифов. Аэропорт считает действия Управления незаконными, в связи с чем обратился в суд с настоящим заявлением.
Восточно-Сибирское Межрегиональное Территориальное Управление Воздушного Транспорта Федерального агенства воздушного транспорта заявленные требования не признало, считает правомерными действия Управления, поскольку ставки сборов и тарифов были закрыты на основании письма антимонопольной службы о том, что в отношении ОАО «Усть-Кут» должны применяться меры государственного регулирования в соответствии со статьей 6 Федерального закона «О естественных монополиях».
Служба по тарифам Иркутской области ( далее – третье лицо, Служба) в судебное заседание своего представителя не направила, в отзыве указала, что в январе 2014 в Службу поступило ходатайство ОАО «Аэропорт Усть-Кут» о согласовании ставок сбора за взлет-посадку и сбора за авиационное обеспечение, а также тарифа за обслуживание пассажиров. В связи с тем, что Общество в реестр естественных монополий на транспорте, размещенный на официальном сайте ФСТ России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не включено, у Службы отсутствовали правовые основания для утверждения (согласования) данных ставок и сборов.
Дело рассмотрено в порядке статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по имеющимся доказательствам, исследовав которые, заслушав доводы и возражения представителей участвующих в деле лиц, суд установил следующее.
Открытое акционерное общество «Аэропорт Усть-Кут» зарегистрировано в качестве юридического лица Администрацией Усть-Кутского муниципального образования 31.07.2002 за основным государственным регистрационным номером <***>.
Основными видами деятельности ОАО «Усть-Кут» согласно Уставу являются: выполнение работ и услуг по обслуживанию в аэропорту воздушных судов; обеспечение выполнения в зоне аэропорта требований, установленных действующим законодательством и нормативными актами в области безопасности полетов, обслуживания воздушных судов, пассажиров, почты и грузов; обеспечение авиационной безопасности и др.
Согласно статье 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством, и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги), включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования, утверждаются Правительством Российской Федерации.
На основании Положения о Федеральной службе по тарифам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 №332 Федеральная служба по тарифам формирует и ведет реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль с целью определения (установления) цен (тарифов) и осуществления контроля по вопросам, связанным с определением ( установлением) и применением цен (тарифов).
В соответствии с п.52 Приказа ФСТ РФ от 30.08.2010 N 417-э "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по тарифам государственной функции по формированию и ведению Реестра субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль" включение хозяйствующего субъекта в Реестр осуществляется по результатам анализа деятельности хозяйствующего субъекта, осуществляемой им в условиях естественной монополии в сферах, указанных в части 1 статьи 4 Закона о естественных монополиях, а также анализа соответствующего рынка товаров (услуг), в условиях которого осуществляет свою деятельность хозяйствующий субъект.
В случае если по результатам проведенного анализа будут установлены обстоятельства, свидетельствующие об осуществлении хозяйствующим субъектом в условиях естественной монополии видов деятельности в сферах, указанных в части 1 статьи 4 Закона о естественных монополиях, ФСТ России принимает решение о включении хозяйствующего субъекта в Реестр ( пункт 53 Административного регламента).
Как следует из материалов дела, ОАО «Аэропорт Усть-Кут» 21.01.2010 обратилось в Федеральную службу по тарифам России (ФСТ России) о включении Общества в реестр субъектов естественных монополий на транспорте, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль (л.д. 65 т.1).
Письмом от 10.08.2010 № 4-1910 Федеральная служба по тарифам уведомила ОАО «Аэропорт Усть-Кут» о том, что на основании проведенного анализа достаточные основания для введения государственного регулирования и контроля в отношении Общества и включении организации в реестр субъектов естественных монополий на транспорте отсутствуют. ( л.д. 66-67 т.1).
Для организаций, не включенных в реестр субъектов естественных монополий и не подлежащих государственному регулированию и контролю цен предусмоотрена регистрация и опубликование аэропортовых сборов и тарифов на основании заявок организаций в регистрирующий орган.
Регистрирующим органом на воздушном транспорте является Центр расписаний и тарифов (ЦРТ) ЗАО «Транспортная клиринговая палата» (ТКП).
Согласно статье 64 Воздушного кодекса РФ оказание услуг в области гражданской авиации осуществляется на платной основе (тарифы, сборы), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Перечень тарифов на услуги в области гражданской авиации и сборов за данные услуги, правила формирования указанных тарифов и сборов, правила взимания рассчитанной на основе указанных тарифов и сборов платы за услуги в области гражданской авиации, а также правила продажи билетов, выдачи грузовых накладных и других перевозочных документов устанавливаются уполномоченным органом в области гражданской авиации.
В соответствии с ч.3 ст.64 Воздушного кодекса РФ тарифы на относящиеся к сфере естественной монополии услуги в области гражданской авиации и ставки сборов за данные услуги устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях.
Порядок государственного регулирования сборов за аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства устанавливается Правительством Российской Федерации.
Приказом Минтранса России от 17.07.2012 N 241 "Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации" (далее – приказ №241) регулируются аэропортовые сборы и тарифы, в том числе: сбор за взлет-посадку; сбор за обеспечение авиационной безопасности; тариф за обслуживание пассажиров.
Приказом N 241 " ( п.1.9) установлено, что ставки аэропортовых сборов и тарифы за наземное обслуживание устанавливаются для каждой организации ГА и для каждого аэропорта (сооружения аэропорта) отдельно.
Организации ГА, осуществляющие обслуживание воздушных судов потребителей в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации, обеспечивают формирование ставок сбора за аэронавигационное обслуживание, ставок аэропортовых сборов и тарифов за наземное обслуживание и цен на материально-технические ресурсы ( п.1.11 ).
Ставки аэронавигационных и аэропортовых сборов, тарифы за наземное обслуживание, цены на материально-технические ресурсы, а также понижающие коэффициенты, применяемые организациями ГА в соответствии с пунктами 2 и 8 Правил взимания рассчитанной на основе тарифов и сборов платы за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации, регистрируются и/или публикуются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации ( п.1.10).
Поскольку ОАО «Аэропорт Усть-Кут» отнесен к категории аэропортов местных воздушных линий, представленная заявка на регистрацию сборов и тарифов Аэропорта должна ретранслироваться в ЦРТ от имени Восточно-Сибирского Межрегионального Территориального управления Воздушного транспорта.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд считает требование ОАО «Аэропорт Усть-Кут» о признании незаконными действий ВС МТУ ВТ ФАВТ по закрытию ставок аэропортовых сборов и тарифа обоснованным .
Как следует из материалов дела, 10.06.2009 в ЦРТ ЗАО «Транспортная клиринговая палата» для ОАО «Аэропорт «Усть-Кут были зарегистрированы ставки аэропортовых сборов: аэропортовый сбор за взлет-посадку в размере 1413 р/т, аэропортовый сбор за авиационную безопасность в размере 280 руб/т, тариф на обслуживание пассажиров в размере 173 руб/пас., согласно сообщения ЦРТ №17616.
29.11.2013 ОАО «Аэропорт Усть-Кут» подало заявку в адрес ВС МТУ ФАВТ России для регистрации в ЦРТ аэропортовых сборов за взлет-посадку в размере 2402 р/т, авиационную безопасность в размере 672 руб/т, тарифа на обслуживание пассажиров в размере 199 руб/пас., с введением в действие с 01.01.2014.
Служба по тарифам Иркутской области в письме от 21.01.2014 №79-37-162/14 указала, что в связи с тем, что ОАО «Аэропорт Усть-Кут» в реестр естественных монополий на транспорте, размещенный на официальном сайте ФСТ России в сети «интернет» не включено, у Службы отсутствовуют правовые основания для утверждения ( согласования) в отношении Аэропорта данных ставок и тарифа (л.д.69 т.1).
На основании ходатайства Аэропорта Служба направила в адрес Федеральной службы по тарифам письмо от 06.02.2014 с предложением ввести государственное регулирование в отношении ОАО «Усть-Кут».
16.01.2014 ВС МТУ ФАВТ передало заявку в ЦРТ на регистрацию аэропортовых сборов за взлет-посадку, авиационную безопасность и тарифа за обслуживание пассажиров с введением в действие с 15.02.2014.
Однако 06.02.2014 ЦРТ на основании телеграммы ВС МТУ ФАВТ закрыло регистрацию ранее зарегистрированных ставок аэропортовых сборов и тарифа (л.д.77 т.1).
Письмом от 07.02.2014 № 1.36-72 Управление сообщило заявителю, что действие зарегистрированных ставок и тарифов прекращено на основании письма Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области о том, что в отношении ОАО «Усть-Кут» должны применяться меры государственного регулирования в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» (л.д.80 т.1).
Письмом УФАС России по Иркутской области №549 от 28.01.2014 ( л.д.81 т.1) антимонопольная служба указала, что в отношении ОАО «Аэропорт Усть-Кут» должны применяться меры государственного регулирования. Однако в этом же письме Управление Федеральной антимонопольной службы разъясняет, что согласно статье 10 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» исполнение государственной функции по формированию и ведению реестра субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль и принятие решения по всем вопросам, касающимся введения, изменения или прекращения регулирования, относится к полномочиям Федеральной службы по тарифам. УФАС России по Иркутской области также указало, что по состоянию на 01.12.2013 информация о внесении ОАО «Аэропорт Усть-Кут» в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, отсутствует.
Письмом ФСТ России от 20.07.2012 N ТС-5653/10 "О регистрации цен (тарифов, сборов и плат) на услуги в аэропортах" предусмотрена возможность для субъектов естественных монополий, в отношении которых принято решение о введении государственного регулирования в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", и поставщиков аэронавигационных услуг, по которым еще не принято решение регулирующего органа об установлении цен (тарифов, сборов и плат), первоначально, до установления цен (тарифов, сборов и плат) соответствующими регулирующими органами, а также для субъектов естественных монополий, в отношении которых не принято решение о введении государственного регулирования в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", осуществлять регистрацию цен (тарифов, сборов и плат) на услуги, подлежащие государственному ценовому регулированию на основании заявок организаций.
Представление аэропортами заявок на согласование и регистрацию ставок сборов и тарифов регламентируется Порядком регистрации и опубликования аэронавигационных и аэропортовых сборов, тарифов за обслуживание воздушных судов эксплуатантов Российской Федерации в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации и цен на материально-технические ресурсы, предоставляемые эксплуатантам Российской Федерации в аэропортах Российской Федерации, утвержденного Министерством транспорта Российской Федерации 13.04.2001 №НА 1.15 (далее – Порядок №НА 1.15).
Согласно п.2.4 Порядка №НА 1.15 ставки сборов и тарифы, подлежащие регистрации и опубликованию регистрируются по аэропортам не федерального значения соответствующими территориальными органами воздушного транспорта (ТО ВТ). Опубликование регистрируемой информации осуществляется ЦРТ.
Применение незарегистрированных и/или неопубликованных ставок сборов и тарифов не допускается (п.2.5).
В соответствии с п.3.1 Порядка №НА 1.15 ставка сбора за взлет-посадку, сбора за обеспечение авиационной безопасности и тариф на обслуживание пассажиров подлежат регистрации и опубликованию.
Согласно п.3 приказа №2 от 08.04.2008 Восточно-Сибирского филиала Сибирского окружного Управления Воздушного Транспорта с 08.04.2008 для ОАО «Аэропорт Усть-Кут» установлен статус «Аэропорт местных воздушных линий».
В силу п.4.1.1 формирование реестра и единого банка данных производится на основании заявок организаций, являющихся юридическими лицами и имеющих лицензию (временное разрешение, сертификат) ГСГА (ТО ВТ) на выполнение работ (услуг) по обслуживанию воздушных судов.
Заявка направляется:… организацией, выполняющей работы (услуги) в аэропортах не федерального значения, подведомственных различным ТО ВТ, отдельно в соответствующие ТО ВТ (п.4.1.2).
Согласно п.4.1.3 проверка соответствия заявки лицензионным (сертификационным) требованиям обеспечивается ТО ВТ и ЦРТ в соответствии с установленными в п.4.1.2 настоящего порядка разделением полномочий.
Пунктом 4.2.6 Порядка №НА 1.15 предусмотрено, что зарегистрированные ТО ВТ ставки сборов и тарифы в течение суток направляются в ЦРТ для ведения единого банка данных и доведения информации до Пользователей.
Таким образом, в соответствии с п.4.1.2 и 4.1.3 указанного Порядка территориальный орган воздушного транспорта (ВС МТУ ВТ) осуществляет проверку соответствия заявки аэропорта не федерального значения сертификационным требованиям и транслирует заявку в Центр расписания и тарифов (ЦРТ) для регистрации сборов и тарифов в Центральном банке сборов и тарифов и опубликования их.
ОАО «Аэропорт Усть-Кут» имеет действующие сертификаты на все виды аэропортовой деятельности, отраженные в заявке на регистрацию сборов. Следовательно, основания для отклонения заявки ОАО «Аэропорт Усть-Кут» на регистрацию и опубликование ставок аэропортовых сборов и тарифов у ВС МТУ ВТ отсутствовали.
Суд читает, что Восточно-Сибирским Межрегиональным Территориальным Управлением Воздушного Транспорта незаконно закрыты ставки аэропортовых сборов и тарифов в связи с тем, что ОАО «Аэропорт Усть-Кут» не включено в перечень субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах и аэропортах, государственное регулирование которых осуществляется ФСТ России, утвержденный приказом ФСТ России от 05.06.2012 N 137-т/3.
Согласно статье 3 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» субъектом естественных монополий признается хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Статьей 4 указанного закона определены сферы деятельности субъектов естественных монополий, к которым относятся в том числе услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах. Однако необходимым условием для признания хозяйствующего субъекта субъектом естественных монополий является включение его в Реестр естественных монополий.
Судом установлено, что ОАО «Аэропорт Усть-Кут» не включено в реестр субъектов естественных монополий, следовательно, его деятельность не подлежит государственному регулированию.
Поскольку ОАО «Аэропорт Усть-Кут» представило все необходимые документы, с соблюдением порядка регистрации и опубликования аэропортовых сборов и тарифов за наземное обслуживание воздушных судов, и в связи с тем, что деятельность Общества не подлежит государственному регулированию, закрытие ставок аэропортовых сборов за взлет-посадку, за обеспечение авиационной безопасности и тарифа за обслуживание пассажиров является неправомерным.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
При таких обстоятельствах требование ОАО «Аэропорт Усть-Кут» о признании незаконными действия Восточно-Сибирского Межрегионального Территориального Управления Воздушного Транспорта, выразившиеся в закрытии зарегистрированных 06.02.2014 для ОАО «Аэропорт Усть-Кут» ставок аэропортовых сборов за взлет-посадку в размере 2402 р/т, авиационную безопасность в размере 672 руб/т, тарифа на обслуживание пассажиров в размере 199 руб/пас. подлежит удовлетворению.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса РФ при подаче заявления о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, государственная пошлина уплачивается организациями в размере 2000 рублей, индивидуальными предпринимателями - в размере 200 рублей.
В соответствии со статьями 101, 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебные расходы в виде уплаченной ОАО «Аэропорт «Усть-Кут» при подаче заявления в суд государственной пошлины в сумме 2000 рублей соответственно подлежат взысканию в пользу заявителя с Восточно-Сибирского Межрегионального Территориального Управления Воздушного Транспорта.
Излишне уплаченная ОАО «Аэропорт Усть-Кут» государственная пошлина по платежному поручению №258 от 20.02.2014 в сумме 2000 рублей подлежит возврату из бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконными действия Восточно-Сибирского Межрегионального Территориального Управления Воздушного Транспорта, выразившиеся в закрытии зарегистрированных 06.02.2014 для ОАО «Аэропорт Усть-Кут» ставок аэропортовых сборов за взлет-посадку в размере 2402 р/т, авиационную безопасность в размере 672 руб/т, тарифа на обслуживание пассажиров в размере 199 руб/пас.
Обязать Восточно-Сибирское Межрегиональное Территориальное Управление Воздушного Транспорта Федерального агенства воздушного транспорта устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Открытого акционерного общества «Аэропорт Усть-Кут».
Взыскать с Восточно-Сибирского Межрегионального Территориального Управления Воздушного Транспорта Федерального агенства воздушного транспорта (место нахождения: 664007, <...>, ОГРН <***>) пользу Открытого акционерного общества «Аэропорт Усть-Кут» (место нахождения: 666784, Иркутская область, г. Усть-Кут, Аэропорт, ОГРН <***>) расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000 рублей.
Возвратить из федерального бюджета РФ Открытому акционерному обществу «Аэропорт Усть-Кут» (место нахождения: 666784, Иркутская область, г. Усть-Кут, Аэропорт, ОГРН <***>) излишне уплаченную государственную пошлину в размере 2000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья Т.Ю.Чемезова