ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-3364/17 от 16.08.2017 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,

тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск                                                                                          Дело № А19-3364/2017

«23» августа 2017 года

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 16 августа 2017 года. Решение в полном объеме изготовлено 23 августа 2017 года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Сураевой О.П., при ведении протокола судебного заседания секретарем Хамгушкеевой М.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО КАЗЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «СИБИРСКОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ» МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ОГРН 1037550010519, ИНН 7536029036, адрес: 672027, Забайкальский край, город Чита, улица Ленинградская, дом 100)

к АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ИРКУТСКА (ОГРН 1053808211610, ИНН 3808131271, адрес: 664025, Иркутская область, город Иркутск, улица Ленина, дом 14)

об обязании принять в муниципальную собственность объекты недвижимого имущества:

№ п/п

Наименование

Местонахождение

Индивидуализирующие характеристики

1

2

3

4

1

Квартира

Иркутская область, г. Иркутск. Пер Лагерный , д.2, кв. 1

Кадастровый номер 38:36:00002011692,общей площадью 45, 7 кв.м

2

Квартира

Иркутская область, г. Иркутск. Пер Лагерный, д.2, кв.2

Кадастровый номер 38:36:00002011691 ,общей площадью 34,1 кв.м

3

Квартира

Иркутская область, г. Иркутск. Пер Лагерный, д.2, кв.3

Кадастровый номер 38:36:00002011694,общей площадью 24,3 кв.м

4

Квартира

Иркутская область, г. Иркутск. Пер Лагерный, д.2, кв.4

Кадастровый номер 38:36:00002011693,общей площадью 70,8 кв.м

5

Квартира

Иркутская область, г. Иркутск. Пер Лагерный , д.2, кв. 6

Кадастровый номер 38:36:00002011685,общей площадью 50,8 кв.м

6

Квартира

Иркутская область, г. Иркутск. Пер Лагерный , д.2, кв. 7

Кадастровый номер 38:36:00002011684,общей площадью 41 кв.м

7

Квартира

Иркутская область, г. Иркутск. Пер Лагерный , д.2, кв. 8

Кадастровый номер 38:36:00002011686,общей площадью 33,3кв.м

8

Квартира

Иркутская область, г. Иркутск. Пер Лагерный , д.2, кв. 9

Кадастровый номер 38:36:00002011697,общей площадью 74,1кв.м

9

Квартира

Иркутская область, г. Иркутск. Пер Лагерный , д.2, кв. 10

Кадастровый номер 38:36:00002011687,общей площадью 70,6кв.м

10

Квартира

Иркутская область, г. Иркутск. Пер Лагерный , д.2, кв. 11

Кадастровый номер 38:36:00002011688,общей площадью 24,8кв.м

11

Квартира

Иркутская область, г. Иркутск. Пер Лагерный , д.2, кв. 12

Кадастровый номер 38:36:00002011689,общей площадью 12,7кв.м

12

Квартира

Иркутская область, г. Иркутск. Пер Лагерный , д.2, кв. 14

Кадастровый номер 38:36:00002011690,общей площадью 35,3кв.м

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора:

МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261, адрес: 119019, город Москва, улица Знаменка, дом 19),

СЛУЖБА ПО ОХРАНЕ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО  НАСЛЕДИЯ    ИРКУТСКОЙ    ОБЛАСТИ    (ИНН    3808124637,    ОГРН 1053808131068, адрес: 664025, Иркутская область, город Иркутск, улица 5-й Армии, дом 2),

при участии в судебном заседании:

от истца: представителя Филипповой Е.В. по доверенности, паспорт,

от ответчика: представителя Темеревой Ю.В. по доверенности, удостоверение;

от третьего лица (Минобороны РФ): представителя Филипповой Е.В. по доверенности, паспорт,

от третьего лица (Служба по охране объектов культурного наследия Иркутской области): представитель не явился,

установил:

  Федеральное государственное казенное учреждение «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (далее –  ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением к Администрации города Иркутска об обязании принять в муниципальную собственность объекты недвижимого имущества:

№ п/п

Наименование

Местонахождение

Индивидуализирующие характеристики

1

2

3

4

1

Квартира

Иркутская область, г. Иркутск. Пер Лагерный , д.2, кв. 1

Кадастровый номер 38:36:00002011692,общей площадью 45, 7 кв.м

2

Квартира

Иркутская область, г. Иркутск. Пер Лагерный, д.2, кв.2

Кадастровый номер 38:36:00002011691 ,общей площадью 34,1 кв.м

3

Квартира

Иркутская область, г. Иркутск. Пер Лагерный, д.2, кв.3

Кадастровый номер 38:36:00002011694,общей площадью 24,3 кв.м

4

Квартира

Иркутская область, г. Иркутск. Пер Лагерный, д.2, кв.4

Кадастровый номер 38:36:00002011693,общей площадью 70,8 кв.м

5

Квартира

Иркутская область, г. Иркутск. Пер Лагерный , д.2, кв. 6

Кадастровый номер 38:36:00002011685,общей площадью 50,8 кв.м

6

Квартира

Иркутская область, г. Иркутск. Пер Лагерный , д.2, кв. 7

Кадастровый номер 38:36:00002011684,общей площадью 41 кв.м

7

Квартира

Иркутская область, г. Иркутск. Пер Лагерный , д.2, кв. 8

Кадастровый номер 38:36:00002011686,общей площадью 33,3кв.м

8

Квартира

Иркутская область, г. Иркутск. Пер Лагерный , д.2, кв. 9

Кадастровый номер 38:36:00002011697,общей площадью 74,1кв.м

9

Квартира

Иркутская область, г. Иркутск. Пер Лагерный , д.2, кв. 10

Кадастровый номер 38:36:00002011687,общей площадью 70,6кв.м

10

Квартира

Иркутская область, г. Иркутск. Пер Лагерный , д.2, кв. 11

Кадастровый номер 38:36:00002011688,общей площадью 24,8кв.м

11

Квартира

Иркутская область, г. Иркутск. Пер Лагерный , д.2, кв. 12

Кадастровый номер 38:36:00002011689,общей площадью 12,7кв.м

12

Квартира

Иркутская область, г. Иркутск. Пер Лагерный , д.2, кв. 14

Кадастровый номер 38:36:00002011690,общей площадью 35,3кв.м

Представитель истца и третьего лица (Минобороны РФ) в судебном заседании, заявленные исковые требования поддержал. В обоснование исковых требований указал следующее.

  В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 августа 2016 года № 522 «О передаче объектов недвижимого имущества в собственность муниципального образования город Иркутск Иркутской области» в собственность муниципального образования переданы спорные объекты недвижимого имущества.

Письмом от 02 сентября 2016 года № 141/5/2/15199 истец направил в адрес ответчика 4 экземпляра передаточного акта на подписание, однако Администрация города Иркутска отказала в приеме в муниципальную собственность жилого фонда, расположенного по адресу: г. Иркутск, пер. Лагерный, 2, по причине ненадлежащего технического состояния (аварийности) жилого дома и непригодностью для проживания.

  Как указал истец, на муниципальные органы законом возложена обязанность принять военное имущество в том состоянии, в котором оно находится, без дополнительного финансирования и ремонта.

  Ссылаясь на то, что непринятие Администрацией города Иркутска в муниципальную собственность спорных объектов, нарушает права и законные интересы истца, так как являясь балансодержателем имущества несет бремя расходов на его содержание, ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России обратилось в арбитражный суд с настоящими исковыми требованиями.

  Представитель ответчика в судебном заседании заявленные исковые требования не признал, просил в удовлетворении заявленных исковых требований отказать, поскольку принятие в муниципальную собственность города Иркутска вышеуказанного имущества считает нецелесообразным ввиду его ненадлежащего технического состояния (аварийности), что не обеспечит решение органами местного самоуправления города Иркутска вопросов местного значения.

Третье лицо – Служба по охране объектов культурного наследия Иркутской области, представителя для участия в судебном заседании не направило, какие-либо возражения относительно заявленных исковых требований не представило.

Дело в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ рассмотрено в отсутствие третьего лица - Служба по охране объектов культурного наследия Иркутской области.

Исследовав материалы дела с учетом положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, выслушав доводы и возражения лиц, участвующих в деле, арбитражный суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1871 Федеральное государственное учреждение «Сибирское ТУИО» Министерства обороны Российской Федерации реорганизовано путем присоединения к нему федеральных государственных учреждений, в том числе Иркутской квартирно-эксплуатационной части.

На основании передаточного акта при присоединении федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации от 01 апреля 2011 года Иркутской квартирно-эксплуатационной частью переданы ФГУ «Сибирское ТУИО» Министерства обороны Российской Федерации активы, в том числе основные средства (земельные участки, здания, строения, сооружения, незавершенное строительство и иные), в составе которых согласно приложению к ату значится  жилой дом, расположенный по адресу: г. Иркутск, Куйбышевский район, пер. Лагерный, 2.

При этом указания на квартиры как отдельные объект имущества в акте не имеется.

Данным актом стороны подтвердили, что ФГУ «Сибирское ТУИО» Министерства обороны Российской Федерации является правопреемником Иркутской квартирно-эксплуатационной части. На основании распоряжения Правительства Российской Федерации № 422 от 29 марта 2012 года ФГУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России переименовано в ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России.

Истцом в материалы дела представлены свидетельства о государственной регистрации права в отношении пяти квартир - №№ 6,7,8,10,11.

Каких-либо документов, подтверждающих наличие права собственности Российской Федерации на остальные спорные квартиры, истцом суду не представлено, как не представлено документов вообще подтверждающих существование таких спорных объектов как квартиры №№ 1,2,3,4,5,12,14. 

В соответствии с приказом заместителя Министра обороны Российской Федерации от 18 августа 2016 года № 522 «О передаче объектов недвижимого имущества в собственность муниципального образования город Иркутск Иркутской области» в муниципальную собственность города Иркутска подлежат передаче квартиры, расположенные в жилом доме по адресу: г. Иркутск, пер. Лагерный, 2.

Во исполнение вышеуказанного приказа ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России направлены заместителю мэра – председателю комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска 4 экземпляра передаточного акта для их подписания.

Рассмотрев данное обращение, Администрация письмом от 25 ноября 2016 года № 059-73-862/6 отказала в принятии рассматриваемого имущества в муниципальную собственность по причине невозможности фактического использования передаваемого имущества в целях решения вопросов местного значения ввиду его ненадлежащего технического состояния (аварийности)

Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ) принят в целях защиты прав и свобод граждан Российской Федерации на основе разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оптимизации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, а также с учетом закрепленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами вопросов местного значения.

Согласно пункту 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ порядок безвозмездной передачи в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя либо муниципальную собственность зданий, сооружений, объектов, строительство которых не завершено, земельных участков, находящихся в границах военных городков, а также в границах земельных участков, используемых для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции в области обороны страны и безопасности государства, в случае, если на этих земельных участках находятся объекты (в том числе объекты, строительство которых не завершено), в которых расположены жилые помещения указанных войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, устанавливается Федеральным законом от 08 декабря 2011 года № 423-ФЗ «О порядке  безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 08 декабря 2011 года № 423-ФЗ).

В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 08 декабря 2011 года № 423-Ф З безвозмездной передаче в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя либо муниципальную собственность в соответствии с данным Федеральным законом подлежат здания, сооружения, объекты, строительство которых не завершено (за исключением зданий, сооружений, объектов, строительство которых не завершено, которые необходимы для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства), земельные участки (в том числе незастроенные земельные участки), находящиеся:

1) в границах военных городков (за исключением закрытых военных городков);

2) в границах земельных участков, используемых для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции в области обороны страны и безопасности государства, в случае, если на этих земельных участках находятся объекты (в том числе объекты, строительство которых не завершено), в которых расположены жилые помещения указанных войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений.

Частью 2 статьи 2 Федерального закона от 08 декабря 2011 года № 423-ФЗ предусмотрено, что  указанное в части 1 статьи 2 военное недвижимое имущество безвозмездно передается в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя либо муниципальную собственность поселений, городских округов, на территориях которых расположено такое имущество.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 08 декабря 2011 года № 423-ФЗ решение о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя либо муниципальную собственность принимается соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов государственной охраны и подведомственных им организаций.

В силу пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» (далее – Постановление Правительства Российской Федерации № 1053) Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ и долями в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции и доли в уставных капиталах которых находятся в федеральной собственности (далее - имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций).

Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций осуществляет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, передачу имущества Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций в собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность (подпункт «е» пункта 12 постановления Правительства Российской Федерации № 1053).

Конституционный Суд Российской Федерации, проверяя конституционность ряда положений части 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, неоднократно отмечал в Постановлении от 30 июня 2006 года № 8-П, Определении от 07 декабря 2006 года № 542-О, Определении от 04 декабря 2007 года № 828-О-П, что положения указанной нормы, устанавливающие порядок безвозмездной передачи имущества в федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность не допускают принятия соответствующего решения в принудительном одностороннем порядке, без достижения соответствующей договоренности и наличия волеизъявления всех заинтересованных субъектов независимо от состава публично-территориальных субъектов, выступающих участниками такой передачи, в том числе и в роли получателя имущества.

По вопросу о порядке передачи имущества Конституционным Судом Российской Федерации также было принято Определение от 07 февраля 2012 года № 234-О-Р, согласно которому арбитражные суды в каждом конкретном деле на основе исследования всего комплекса фактических обстоятельств самостоятельно решают вопросы о том, было ли учтено в процессе передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную волеизъявление соответствующего органа местного самоуправления, а если орган местного самоуправления по каким-то причинам отказался от согласования передачи имущества, то не является ли это его решение произвольным. (При этом суд учитывает правовую позицию, изложенную в постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 08 декабря 2014 года № Ф02-5102/2014 по делу № А78-3151/2014, Определении Верховного Суда Российской Федерации от 23 марта 2015 года № 302-ЭС15-1100 по делу № А78-3151/2014).

Кроме того, следуя правовой позиции, изложенной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 11 марта 2016 года № 302-ЭС-16-1488 по делу № А10-1614/2014, суд считает, что при решении вопроса о передаче спорного имущества в муниципальную собственность также следует учитывать состояние передаваемого имущества.

Таким образом, при решении вопроса о передаче имущества в муниципальную собственность необходимо установить наличие волеизъявления всех заинтересованных субъектов, выступающих участниками такой передачи, а также техническое состояние имущества передаваемого в муниципальную собственность.

 В качестве доказательств волеизъявления Администрации о передаче спорного имущества в муниципальную собственность истец ссылается на письмо вице-мэра города Иркутска от 01 июня 2012 года № 059-73-463/11 и письмо и.о. заместителя мэра – руководителя аппарата администрации от 2015 года № 082-74, из содержания которых следует, что в случае передачи  спорного объекта (жилого дома, расположенного по адресу: г. Иркутск, пер. Лагерный, 2) Администрация  города Иркутска планирует провести в отношении данного объекта (здания-памятника) работы по реставрации и приспособлению для современного использования. В адрес Министерства обороны России Администрацией неоднократно  направлялись предложения с просьбой передать в муниципальную собственность города Иркутска объекты жилищного фонда, инженерной инфраструктуры и социальной сферы, находящиеся  в ведении Министерства обороны Российской Федерации, в том числе спорное имущество, а также земельные участки для их содержания и эксплуатации. До настоящего времени Министерством решение о передаче данных объектов в муниципальную собственность города Иркутска не принято.

            Суд, исследовав представленные вышеуказанные доказательства, считает, что данные письма не могут подтверждать факт волеизъявления Администрации города Иркутска о принятии спорного имущества в муниципальную собственность по следующим основаниям.

            Порядок принятия спорного имущества установлен на территории города Иркутска Положением о порядке принятия, отнесения объектов в муниципальную собственность г. Иркутска, утвержденным постановлением мэра города Иркутска  от  31 июля 2008 года № 031-06-1643/8 (далее – Положение № 031-06-1643/8).

В соответствии с пунктом 2.1.2.1 вышеуказанного Положения № 031-06-1643/8 Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска от имени администрации города Иркутска направляется предложение в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника Объекта, о передаче Объекта в муниципальную собственность города Иркутска.

В данном случае письма подписаны вице-мэром города Иркутска, и.о. заместителя мэра – руководителя аппарата администрации города Иркутска, а не должностными лицами Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска.

В соответствии с пунктом 2.1.1.1 Положения № 031-06-1643/8 при поступлении обращения о принятии в муниципальную собственность г. Иркутска объекта жилищного фонда комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска направляет в 2-недельный срок соответствующую информацию в комитет по управлению соответствующим округом администрации города Иркутска, который в свою очередь, в 2-недельный срок со дня получения данной информации представляют в комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска заключение о целесообразности (нецелесообразности) принятия объекта в муниципальную собственность г. Иркутска и закреплении его в случае принятия в муниципальную собственность за соответствующей муниципальной организацией либо в муниципальной казне города Иркутска.

Заключение комитета по управлению соответствующим округом администрации города Иркутска о целесообразности (нецелесообразности) принятия объекта жилищного фонда в муниципальную собственность г. Иркутска должно быть подготовлено по результатам визуального осмотра такого объекта с приложением материалов фотофиксации.

Согласно пункту 2.1.1.2 Положения № 031-06-1643/8 после получения полного комплекта документов, указанных в пункте 2.1.1.1 Положения, положительного заключения комитета по управлению соответствующим округом администрации города Иркутска в отношении объекта жилищного фонда, комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска от имени администрации города Иркутска направляется предложение в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника Объекта, о передаче Объекта в муниципальную собственность города Иркутска.

После получения решения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника Объекта, о передаче Объекта в муниципальную собственность города Иркутска с актом приемки-передачи Объекта, подписанным уполномоченным лицом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего передачу Объекта, комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска осуществляет в месячный срок подготовку проекта постановления администрации города Иркутска о принятии Объекта в муниципальную собственность города Иркутска (пункт 2.1.1.3 Положения № 031-06-1643/8).

Пунктом 2.1.1.4 Положения № 031-06-1643/8 после подписания мэром города Иркутска постановления о принятии Объекта в муниципальную собственность города Иркутска подписывается акт приемки-передачи Объекта между федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника Объекта, и администрацией города Иркутска, в лице заместителя мэра - председателя комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска.

            Таким образом, принятие объекта в муниципальную собственность осуществляется путем подписания мэром города Иркутска соответствующего постановления на основании представленного полного комплекта документов, указанных в пункте 2.1.1.1 Положения и положительного заключения комитета по управлению соответствующим округом администрации города Иркутска о целесообразности (нецелесообразности) принятия объекта жилищного фонда в муниципальную собственность г. Иркутска.

            В данном случае письма подписаны вице-мэром города Иркутска, и.о. заместителя мэра – руководителя аппарата администрации города Иркутска, в связи с чем не могут свидетельствовать о волеизъявлении Администрации о принятии спорных объектов недвижимого имущества. Кроме того, данные письма датированы 2012 и 2015 годами и не могут подтверждать факт волеизъявления на момент отказа в принятии спорного имущества в муниципальную собственность города, учитывая изменения порядка принятия объектов в муниципальную собственность.

Таким образом, доказательства волеизъявления ответчика на принятие спорного имущества в муниципальную собственность истцом не представлены.

            В качестве доказательств нецелесообразности принятия спорных объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность, ответчиком  в материалы дела представлен акт Комитета по управлению Правобережным округом от 03 апреля 2013 года совместно с участковым уполномоченным отдела полиции № 6 УВД г. Иркутска, дом, расположенный по адресу: г. Иркутск, пер. Лагерный, 2, находится в состоянии после пожара, частично сгорела кровля, чердачное перекрытие. Наружные стены и окна. Деревянные полы в помещениях имеют щели, гниль, прогибы, уклон, выпучивание. В квартире № 6 подшивка потолков провисает, имеется деформация межэтажных перекрытий (установлены подпорки). Входные двери имеют просадку, перекос, трещины. Электропроводка находится в неудовлетворительном состоянии – оголенные провода, скрутки. По результатам проверки комиссией установлено, что дом имеет признаки аварийности.

Указанные обстоятельства также подтверждаются актами Службы государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области  от 24 июня 2009 года № 1359/09, от 20 февраля 2012 года б/н, при этом Службой также установлено, что жилой дом, расположенный по адресу: г. Иркутск, пер. Лагерный. 2, имеет признаки, по которым жилой дом признается непригодным для проживания, в соответствии с пунктами 10, 11, 16 Постановления Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу».

Кроме того, 11 декабря 2015 года ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России обратилось в заместителю председателя межведомственной комиссии по оценке помещений в целях признания их жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан, многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции с заявлением от 12 октября 2015 года № 141/5/6/14803 о рассмотрении вопроса и принятия решения о признании многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Иркутск, пер. Лагерный. 2, военный городок 65, аварийным (непригодным для проживания), подлежащим сносу или реконструкции.

Письмом от 22 декабря 2015 года Межведомственная комиссия  сообщила об отказе в рассмотрении обращения истца в связи с непредставлением заключения специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома.

21 октября 2016 года отделом жилищного хозяйства Управления ЖКХ Правобережного округа проведен визуальный осмотр многоквартирного дома (г. Иркутск, пер. Лагерный, 2), по результатом которого выявлено, что в наружных стенах, выполненных из бревен, наблюдается гниль и их разрушение, имеется перекос оконных, дверных проемов, дом пострадал от пожара, в результате чего часть стен обуглены, дом находится в полуразрушенном состоянии, о чем составлен акт от 21 октября 2016 года с приложением фотографий указанного жилого дома.

   В целях определения состояния дома на момент рассмотрения дела суд определением от 06 июля 2017 года предложил лицам, участвующим в деле, представить суду акт совместного осмотра спорных объектов недвижимости – вышеуказанных квартир.

            Во исполнение определения суда в материалы дела представлен акт комиссионного обследования жилого дома, расположенного по адресу: г. Иркутск, пер. Лагерный, 2, согласно которому комиссией в составе: заместителя мэра – председателя КУМИ г. Иркутска, заместителя председателя – начальника имущественного департамента КУМИ г. Иркутска, инженера отдела взаимодействия с органами государственной и муниципальной власти ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России, установлено, что дом находится в полуразрушенном состоянии, имеет все признаки аварийности, непригоден для проживания.

Данный акт не подписан представителем  ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России, однако отказ от подписи не может свидетельствовать о недействительности акта, при наличии иных доказательств свидетельствующих о фактах, изложенных в акте, в связи с чем у суда отсутствуют основания относится критически к данному доказательству.

Кроме того, в материалы дела представлены акты о техническом состоянии, составленные  БТИ  города Иркутска, от 14 августа 2017 года № 01.17/2329/11, № 01.17/29319/1, № 01.17/2319/2, № 01.17/2319/3, № 01.17/2319, № 01.17/2319/4, № 01.17/2319/5, № 01.17/2319/6, №01.17/2319/7, № 01.17/2319/8, № 01.17/2319/10, № 01.17/2319/9, которые устанавливают техническое состояние квартир  №№ 1-4, 6-12, 14, а именно непригодность для проживания, а также жилые помещения представляют опасность для проживания, физический износ указанных квартир составляет 75%, 81%.

Учитывая изложенное и принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что объекты недвижимого имущества, об обязании принять в муниципальную собственность которых заявлено в рамках настоящего дела, являются аварийными, непригодными, опасными  для проживания, физический износ их составляет 75%, 81%, в связи с чем основании полагать что эти объекты могут быть использованы в качестве жилого фонда у суда отсутствуют.

Таким образом, учитывая отсутствие доказательств наличия волеизъявления Администрации на принятие спорных объектов имущества в муниципальную собственность, а также техническое состояние передаваемого в муниципальную собственность имущества непригодное для проживания, суд считает необходимым в удовлетворении заявленных исковых требований отказать.

            Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

            В удовлетворении заявленных исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья                                                                                            О.П.Сураева