АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99
дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, д. 36А, тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761
http://www.irkutsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Иркутск Дело № А19-3635/2014
26.05.2014 г.
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 21.05.2014 года.
Решение в полном объеме изготовлено 26.05.2014 года.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Ананьиной Г.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Маркатюк Е.И.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Народная" (ОГРН <***>, ИНН <***>, 664047, <...>)
к Службе по тарифам Иркутской области (664027, <...>)
о признании незаконным постановления от 04.12.2013 № 67-п-13,
при участии в судебном заседании:
от заявителя – представитель по доверенности ФИО1,
от ответчика – представитель по доверенности ФИО2,
от третьего лица: ФИО3 (паспорт)
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Народная» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Службы по тарифам Иркутской области от 04.12.2013г. № 67-п-13 о привлечении к административной ответственности по делу № 243/10(ЖК) по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях Российской Федерации.
Определением суда от 21.04.2014 к участью в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительном предмета спора, привлечена ФИО3.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в заявлении, указал на то, что нормативы потребления тепловой энергии, установленные Постановлением Мэра № 031-06-2085/4 от 27.12.2004г., применяться не должны, поскольку данное Постановление признано недействующим.
Представитель Службы по тарифам Иркутской области заявленные требования не признал, поддержал доводы, изложенные в отзыве, указав на соблюдение требований КоАП РФ при привлечении к административной ответственности.
В порядке ст. 163 АПК РФ в судебном заседании по делу объявлялся перерыв с 15.05.2014г. до 21.05.2014г. 12 час. 00 мин.
Дело рассмотрено в порядке главы 25 АПК РФ, по имеющимся в нем материалам, исследовав которые и выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, в рамках установленной компетенции Службой по тарифам Иркутской области рассмотрено обращение гражданки ФИО3 от 19.12.2012г. по вопросу правомерности начисления ООО «Народная» платы за коммунальные услуги, предъявляемые гражданам, проживающим по адресу: <...>
Для проверки фактов, изложенных в обращении, службой по тарифам Иркутской области у ООО «Народная» были запрошены соответствующие материалы, в том числе копии карточек лицевого счета (платежного документа) по начислению платы за коммунальные услуги по рассматриваемому адресу; копия договора управления многоквартирным домом; копия технического паспорта дома; расчетные материалы, обосновывающие уровень платы граждан за коммунальные услуги.
По результатам анализа представленных документов выявлены нарушения обществом установленного порядка ценообразования в сфере предоставления коммунальных услуг, а именно – плата за услуги отопления в декабре 2012г. предъявлялась обществом гражданам, проживающим по рассматриваемому адресу в произвольных размерах, вместо расчета исходя из нормативов потребления тепловой энергии на отопление, утвержденного в соответствии с законодательством.
24.10.2013г. должностным лицом Службы по тарифам Иркутской области составлен протокол об административном правонарушении серия СТ № 00655 в отношении ООО «Народная» по ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ.
04.12.2013г. заместителем руководителя Службы по тарифам Иркутской области вынесено постановление № 67-п-13 о признании ООО «Народная» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ – иное нарушение установленного порядка ценообразования, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Полагая, что постановление административного органа не соответствует требованиям закона и нарушает его права и законные интересы, ООО «Народная» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением
В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Оспариваемым постановлением общество привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 14.6 КоАП РФ занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере ста тысяч рублей.
Указание в диспозиции названной нормы на иное нарушение ценообразования предусматривает нарушение в сфере установленного нормативными правовыми актами порядка формирования цены, в том числе на услуги в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Объектом правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, является посягательство на установленный государством порядок ценообразования, то есть порядок установления и расчета регулируемой цены.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 14.09.2012г. № 495/1-пп «Об особенностях применения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению применяется порядок, установленный Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006г. № 307, при этом применяются нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30 июня 2012 года в Иркутской области.
Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства от 23.05.2006г. № 307 (далее – Правила № 307), установлен порядок определения размера платы граждан за коммунальные услуги, в том числе с использованием приборов учета и при их отсутствии.
В соответствии с пунктом 19 Правил № 307, при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам, а именно: размер платы за отопление (руб.) в жилом доме или в i-том жилом или нежилом помещении определяется по формуле: , (1), где: - общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м); - норматив потребления тепловой энергии на отопление (Гкал/кв. м); - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб./Гкал).
Согласно пункту 21 Правил № 307, при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется для отопления - в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам, а именно: размер платы за отопление (руб.) в i-том жилом помещении многоквартирного дома определяется по формуле: , (7), где: - общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м); - среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год (Гкал/кв. м); - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб./Гкал).
В случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за истекший год размер платы за отопление определяется по формуле 1.
Как следует из материалов дела, многоквартирный дом, расположенный по адресу: <...> оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета потребления тепловой энергии, введенным в действие с 21.09.2012г.
Административным органом установлено плата за услуги отопления в декабре 2012г. предъявлялась обществом гражданам, проживающим по рассматриваемому адресу в произвольных размерах, вместо расчета исходя из нормативов потребления тепловой энергии на отопление, утвержденного в соответствии с законодательством.
Согласно оспариваемому постановлению, ООО «Народная» по лицевому счету № <***> гражданке ФИО3, проживающей по адресу: <...>, за услуги отопления в декабре 2012г. начислено 2 911 руб. 25 коп.
Вместе с тем, как установлено службой, размер платы за названную услугу в рассматриваемом периоде должен составить 2 215 руб. 95 коп. (929,47 руб./Гкал (тариф на тепловую энергию, утвержденный приказом службы по тарифам Иркутской области от 28.12.2011г. № 216-спр) *0,027 Гкал/м2 (норматив потребления тепловой энергии, утвержденный постановлением мэра города Иркутска от 27.12.2004г. № 031-06-2085/4)* 88,3м2 (общая площадь квартиры № 14).
В постановлении № от 04.12.2013 № 67-п-13,о назначении в отношении общества административного наказания, предусмотренного санкцией части 2 статьи 14.6 КоАП РФ, административный орган указывает, что в случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за истекший год, размер платы за отопление в 2012г. должен определяться в соответствии с пунктом 21 Правил № 307 по нормативам потребления тепловой энергии, направленной на отопление.
Вместе с тем, согласно оспариваемому постановлению административным органом были применены расчеты по пункту 19 Правил № 307.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что административным органом установлено отсутствие сведений об объемах потребления тепловой энергии за истекший год и невозможность применения расчета по пункту 21 Правил № 307.
Также административным органом не установлено в чем конкретно выражена произвольность расчета платы за отопление, не установлены произведенные обществом перерасчеты за декабрь 2012г., что следует из карточки лицевого счета № <***> за указанный период, не установлено каким образом производился обществом расчет платы за услуги по отоплению в отношении граждан, проживающих в многоквартирном доме.
В указанном случае административный орган ограничился ссылкой на необходимость расчета исходя из нормативов потребления тепловой энергии на отопление, утвержденного в соответствии с законодательством.
В части выводов административного органа о необходимости расчета исходя из нормативов потребления тепловой энергии на отопление, утвержденного в соответствии с законодательством, судом установлено, что утвержденный постановлением мэра города Иркутска от 27.12.2004г. № 031-06-2085/4 норматив потребления тепловой энергии (0,027 Гкал/м2) решением Арбитражного суда Иркутской области от 07.11.2012г. по делу А19-5721/2011 признан недействующим (подпункт 1.1 пункта 1 приложения № 5 к постановлению), как несоответствующий Постановлению Правительства Российской Федерации от 23.05.2006г. № 306 «Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг».
В решении Арбитражного суда Иркутской области от 07.11.2012г. по делу А19-5721/2011 указано на необоснованность установления нормативов потребления, в том числе тепловой энергии.
В соответствии с частью 4 статьи 195 АПК РФ, решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Согласно части 5 статьи 195 АПК РФ, нормативный правовой акт или отдельные его положения, признанные арбитражным судом недействующими, не подлежат применению с момента вступления в законную силу решения суда и должны быть приведены органом или лицом, принявшими оспариваемый акт, в соответствие с законом или иным нормативным правовым актом, имеющими большую юридическую силу.
Таким образом, по состоянию на декабрь 2012г. отсутствовали установленные действующим законодательством нормативы потребления тепловой энергии на отопление.
Довод Службы о том, что в соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 14.09.2012г. № 495/1-пп при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению применяются нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30 июня 2012 года в Иркутской области, суд находит не состоятельным.
При этом суд исходит из того, что постановление Правительства Иркутской области от 14.09.2012г. № 495/1-пп было принято до признания арбитражным судом недействующим постановления мэра города Иркутска от 27.12.2004г. № 031-06-2085/4 в части норматива потребления тепловой энергии (0,027 Гкал/м2).
Кроме того, применение нормативов потребления, установленных постановлением мэра г. Иркутска от 27.12.2004г. № 031-06-2085/4 «О системе оплаты жилья и коммунальных услуг в муниципальном жилищном фонде г. Иркутска» за проверяемый период, противоречило бы общему смыслу признания нормативного правового акта недействующим.
В соответствии со статьей 26.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о недоказанности Службой иного нарушения обществом установленного порядка ценообразования, в том числе с учетом нормативов потребления, установленного действующим законодательством в случае отсутствия приборов учета.
В соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности установлено, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности, арбитражный суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого акта.
При таких обстоятельствах, требование заявителя подлежит удовлетворению, оспариваемое постановление Службы по тарифам Иркутской области от 04.12.2013 № 67-п-13 о привлечении ООО «Народная» к административной ответственности, предусмотренной частью 2 ст. 14.6 КоАП РФ, признанию незаконным и отмене.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконным постановление от 04.12.2013 № 67-п-13 Службы по тарифам Иркутской области о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Народная» к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня его принятия.
Судья Г.В. Ананьина