АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99
дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, д. 36А, тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761
http://www.irkutsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Иркутск Дело № А19-3679/2014
24.06.2014 г.
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 23.06.2014 года.
Решение в полном объеме изготовлено 24.06.2014 года.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Ананьиной Г.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Маркатюк Е.И.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Индивидуального предпринимателя ФИО1 (г. Усть-Илимск)
к Администрации города Усть-Илимска (666683, <...>)
о признании незаконным решения об отказе в предоставлении субсидии, изложенного в письме № 08-18/356 от 16.12.2013,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Перевертень В.П. (паспорт),
от ответчика: ФИО2 – представитель по доверенности,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель ФИО1 обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Администрации города Усть-Илимска о признании незаконным решения об отказе в предоставлении субсидии, изложенного в письме № 08-18/356 от 16.12.2013.
В судебном заседании предприниматель заявленные требования поддержал по основаниям указанным в заявлении, считает отказ в предоставлении субсидии, изложенный в письме № 08-18/356 от 16.12.2013 незаконным, так как им были документально подтверждены затраты, связанные с создание и организацией деятельности собственного бизнеса, в размере 15% от запрашиваемой суммы гранта.
Представитель администрации в судебном заседании требования не признал, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемого отказа в предоставлении субсидии (гранта) на создание собственного бизнеса в связи с не подтверждением затрат, связанных с созданием и организацией деятельности собственного бизнеса, в размере 15% от запрашиваемой суммы гранта. В обоснование указал, что в представленном пакете документов имеются расхождения, неточности, в том числе по членской книжке гаражного кооператива, по договору купли-продажи Гаража № 47 в боксе № 8, по тексту акта приема-передачи Гаража № 47 в боксе № 8, по справке о реконструкции Гаража № 47 в боксе № 8, а также по дополнительно представленным документам, содержание которых отличается от документов представленных ранее в составе конкурсной заявки от 08.11.2013, отсутствуют первичные документы подтверждающие затраты. Кроме того имелись замечания по штатному расписанию, по расчету чистой прибыли, по представленному бизнес-плану и переменным затратам. Администрация также указала на пропуск срока обращения в суд с данным заявлением.
В судебном заседании 16.06.2014, в порядке ст. 163 АПК РФ, объявлялся перерыв до 14 час. 30 мин. 23.06.2014.
Дело рассмотрено в порядке главы 24 АПК РФ.
Судом установлены следующие обстоятельства:
Как следует из материалов дела, ФИО1 18.03.2013 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя за основным государственным регистрационным номером 313381707700014.
На официальном сайте муниципального образования г. Усть-Илимск опубликовано извещение о приеме документов на конкурс по предоставлению субсидий (грантов) из федерального бюджета на мероприятие ведомственной целевой программы «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования г. Усть-Илимск на 2013-2015 годы», утвержденной постановлением Администрации г. Усть-Илимск от 25.12.2012 № 998. Размер гранта не превышает 300 000 руб. на одного получателя, кроме получателей, являющихся субъектами социального предпринимательства. Срок подачи конкурсных заявок до 24.10.2013, продлен до 15.11.2013.
Индивидуальный предприниматель ФИО1 обратился с заявлением от 08.11.2013 в отдел по развитию предпринимательства и инновациям Администрации города Усть-Илимска о предоставлении начинающим субъектам малого предпринимательства финансовой поддержки в виде субсидии (гранта) на создание собственного бизнеса с приложением пакета документов в соответствии с описью (конкурсная заявка) в соответствии с Положением о предоставлении начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства финансовой поддержки в виде субсидии (гранта) на создание собственного бизнеса, утвержденного постановлением Администрации г. Усть-Илимска от 12.10.2012 № 783 (в редакции постановления Администрации г. Усть-Илимска от 23.09.2013 № 724), указав размер гранта 300 тыс. руб., ОКВЭД 45.11.2 производство земляных работ. Дополнительные документы представлены предпринимателем 15.11.2013.
Конкурсной комиссией принято решение об отказе индивидуальному предпринимателю ФИО1 в предоставлении субсидии (гранта) на создание собственного бизнеса, в связи с не подтверждением затрат, связанных с созданием и организацией деятельности собственного бизнеса, в размере 15% от запрашиваемой суммы гранта (протокол комиссии № 5 от 04.12.2013), о чем заявитель был проинформирован письмом от 16.12.2013 № 08-18/356.
Не согласившись с решением об отказе в предоставлении субсидии, индивидуальный предприниматель Перевертень В.П. обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, проанализировав доводы, содержащиеся в заявлении, в отзыве на заявление, заслушав представителей сторон, участвующих в деле, суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению.
Согласно статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из содержания изложенных норм следует, что для признания ненормативного акта недействительным, действий (бездействия) незаконными необходимо соблюдение двух условий: несоответствие правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение прав и законных интересов субъекта предпринимательской деятельности.
На основании пунктов 1, 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров), выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно части 5 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее по тексту - Закон N 209-ФЗ) поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства - это деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и функционирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, направленные на реализацию мероприятий, предусмотренных федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с частью 2 статьи 16 Закона N 209-ФЗ условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Постановлением Администрации г. Усть-Илимска от 12.10.2012 № 783, в редакции постановления от 23.09.2013 № 724, утверждено Положение о предоставлении начинающим субъектам малого предпринимательства финансовой поддержки в виде субсидий (гранта) на создание собственного бизнеса (далее - Положение).
Положение разработано в соответствии со ст. 78 БК РФ, Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", приказом Минэкономразвития России от 24.04.2013 № 220 «Об организации проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2013 году предоставляются субсидии для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого и среднего предпринимательства субъектами РФ», ведомственной целевой программой «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования г. Усть-Илимск на 2013-2015 годы», утвержденной постановлением Администрации г. Усть-Илимск от 25.12.2012 № 998, в целях оказания государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, которые соответствуют условиям, указанным в части 1 статьи 4 Закона N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", в форме предоставления субсидий (грантов) за счет средств федерального бюджета и бюджета Иркутской области.
Пунктом 9 Положения предусмотрено, что гранты предоставляются при соблюдении участниками конкурса условий, в том числе участник конкурса понес затраты, связанные с созданием и организацией деятельности собственного бизнеса, в размере 15% от запрашиваемой суммы гранта.
Пунктом 11 Положения установлен перечень документов, необходимых для получения гранта, в котором, помимо прочих, указаны: перечень расходов, оформленный в соответствии с приложением № 4 к настоящему Положению, с приложением заверенных участником конкурса копий первичных учетных документов, подтверждающих понесенные затраты (договоры, документы подтверждающие факт получения и оплаты товаров, работ, услуг).
Из материалов дела усматривается, что предприниматель в рамках реализации Программы обратился с заявлением о предоставлении начинающим субъектам малого предпринимательства финансовой поддержки в виде субсидии (гранта) на создание собственного бизнеса, указав размер гранта 300 тыс. руб., осуществляемая деятельность ОКВЭД 45.11.2 производство земляных работ.
В подтверждение понесенных затрат предпринимателем представлен перечень расходов, оформленный в соответствии с приложением № 4 Положения, в котором поименованы: регистрация ИП – 800 руб. март 2013г.; покупка гаража в кооперативе «Ветеран» на сумму 60 000 руб. октябрь 2013 г. В качестве документов подтверждающих понесенные затраты предпринимателем представлены: членский билет от 19.10.2013 Гаражного кооператива «Ветеран»; договор купли-продажи Гаража № 47 в боксе № 8 в Гаражном кооперативе «Ветеран» от 19.10.2013; акт приема-передачи Гаража № 47 в боксе № 8 от 19.10.2013; расписка о продаже продавцом И.В.Н. Гаража № 47 в боксе № 8 за 60 000 руб. и проведении расчета в полном объеме от 19.10.2013, с приложением копии паспорта продавца; справка о реконструкции Гаража № 47 в боксе № 8, выданная председателем Гаражного кооператива «Ветеран», Протокол ГК «Ветеран», выписка из ЕГРИП.
Предпринимателем 15.11.2013 дополнительно были представлены договор купли-продажи Гаража № 47 в боксе № 8 в Гаражном кооперативе «Ветеран» от 19.10.2013, акт приема-передачи Гаража № 47 в боксе № 8 от 19.10.2013, справка о реконструкции Гаража № 47 в боксе № 8, выданная председателем Гаражного кооператива «Ветеран».
К числу основных принципов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства статьей 14 Закона N 209-ФЗ отнесен заявительный порядок обращения указанных субъектов за оказанием поддержки.
Данный принцип означает, что поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства оказывается органами государственной власти и органами местного самоуправления по обращениям таких субъектов.
При обращении заявителей за оказанием поддержки такие лица должны представить документы, подтверждающие их соответствие категории субъектов малого и среднего предпринимательства и условиям, предусмотренным федеральными, региональными, муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства (часть 2 статьи 14 Закона N 209-ФЗ).
Согласно пункта 1 части 5 статьи 14 Закона N 209-ФЗ в оказании поддержки должно быть отказано в случае, если не представлены документы, определенные соответствующими федеральными программами развития малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития малого и среднего предпринимательства, муниципальными программами развития малого и среднего предпринимательства, или представлены недостоверные сведения и документы.
Судом установлено, что в нарушение пунктов 9, 11 Положения предпринимателем не подтверждены понесенные затраты, связанные с созданием и организацией деятельности собственного бизнеса, в размере 15% от запрашиваемой суммы гранта, а именно не представлены первичные учетные документы, подтверждающие покупку гаража в Гаражном кооперативе «Ветеран».
Положение Банка России от 12.10.2011 N 373-П "О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации" (далее - Положение N 373-П) определяло порядок ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории РФ в целях организации на территории РФ наличного денежного обращения, распространялось на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Данный документ утратил силу с 01.06.2014, однако действовал в период спорных отношений.
Согласно пункту 1.8 Положения кассовые операции, проводимые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, оформляются приходными кассовыми ордерами 0310001, расходными кассовыми ордерами 0310002 (далее - кассовые документы).
Согласно пункту 5.1 Положения для учета поступающих в кассу наличных денег, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель ведут кассовую книгу 0310004.
В составе конкурсной заявки, данный первичный документ, подтверждающий совершение операции по приобретению гаража, а именно расходный кассовый ордер 0310002, предпринимателем не представлен.
Согласно имеющейся в конкурсной заявке Книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на 2013г., предпринимателем отражены расходы в размере 60000 руб. на покупку Гаража № 47 бокс № 8 в кооперативе «Ветеран». В качестве первичного документа указана расписка б/н от 19.10.2013.
Вместе с тем, такая расписка первичным учетным документов не является, кроме того она не соответствует требованиям ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Согласно Порядку заполнения книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения (приложение № 2 к приказу Министерства финансов РФ от 22.10.2012 № 135н), все хозяйственные операции за отчетный (налоговый) период отражаются на основе первичных документов.
До 01.06.2014 обязательными к применению продолжали оставаться формы документов, используемых в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов - кассовые документы.
Таким образом, суд находит, что предпринимателем не подтверждены понесенные затраты связанные с покупкой гаража первичными учетными документами.
Кроме того, суд находит заслуживающим внимание довод администрации о том, что в представленном пакете документов имеются расхождения, неточности, в том числе по договору купли-продажи Гаража № 47 в боксе № 8, по акту приема-передачи Гаража № 47 в боксе № 8, и дополнительно представленным документам, в которых отсутствует печать Гаражного кооператива «Ветеран».
Также договором купли-продажи предусмотрено, что продавцом гражданином И.В.И. передается в собственность Гараж № 47 в боксе № 8 индивидуальному предпринимателю Перевертень В.И.
В соответствии с действующим законодательством о потребительских кооперативах собственником имущества является кооператив.
Согласно пункту 4 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации член гаражного или иного потребительского кооператива, имеющие право на паенакопления, полностью внесшие свой паевой взнос гараж, иное помещение, предоставленное этим лицам кооперативом, приобретают право собственности на указанное имущество.
Из имеющихся документов не следует, что данный гараж изначально находился в собственности продавца.
Таким образом, суд считает, что предпринимателем не представлены все необходимые для получения субсидии (гранта) документы, что в силу пункта 1 части 5 статьи 14 Закона о развитии малого и среднего предпринимательства и подпункта 10 пункта 8 Положения о предоставлении начинающим субъектам малого предпринимательства финансовой поддержки в виде субсидий (гранта) на создание собственного бизнеса, утвержденного Постановлением Администрации г. Усть-Илимска от 12.10.2012 № 783 (в редакции постановления от 23.09.2013 № 724), является безусловным основанием для отказа в оказании финансовой поддержки, в связи с чем оспариваемый отказ в предоставлении субсидии (гранта) является правомерным.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При изложенных обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья Г.В. Ананьина