ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-3690/2021 от 14.10.2021 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,

тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск                                                                                 

21.10.2021 г.                                                                                              Дело № А19-3690/2021

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 14.10.2021 г.

Решение в полном объеме изготовлено 21.10.2021 г.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Ханафиной А.Ф.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Паламовой З.Д.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску

АДМИНИСТРАЦИИ КИРЕНСКОГО ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ (ОГРН: <***>, ИНН: <***>, адрес: 666703, ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ, КИРЕНСКИЙ РАЙОН, КИРЕНСК ГОРОД, КРАСНОАРМЕЙСКАЯ (ЦЕНТРАЛЬНЫЙ МКР.) УЛИЦА, ДОМ 5)

к ОБЩЕСТВУ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ТЕПЛОСНАБЖЕНИЕ" (ОГРН: <***>, ИНН: <***>, адрес: 666702, ОБЛАСТЬ ИРКУТСКАЯ, РАЙОН КИРЕНСКИЙ, ГОРОД КИРЕНСК, КВАРТАЛ ЭКСПЕДИЦИЯ (МЕЛЬНИЧНЫЙ МКР.), ДОМ 10)

заинтересованное лицо: Губернатор Иркутской области

третье лицо: Прокуратура Киренского района Иркутской области (адрес: 666703, Иркутская область, Киренский район, Киренск, Советская улица, 23а).

о досрочном расторжении концессионного соглашения и возврате муниципального имущества,

по встречному исковому заявлению

ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ТЕПЛОСНАБЖЕНИЕ" (ОГРН: <***>, ИНН: <***>, адрес: 666702, ОБЛАСТЬ ИРКУТСКАЯ, РАЙОН КИРЕНСКИЙ, ГОРОД КИРЕНСК, КВАРТАЛ ЭКСПЕДИЦИЯ (МЕЛЬНИЧНЫЙ МКР.), ДОМ 10)

к АДМИНИСТРАЦИИ КИРЕНСКОГО ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ (ОГРН: <***>, ИНН: <***>, адрес: 666703, ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ, КИРЕНСКИЙ РАЙОН, КИРЕНСК ГОРОД, КРАСНОАРМЕЙСКАЯ (ЦЕНТРАЛЬНЫЙ МКР.) УЛИЦА, ДОМ 5)

об исключении из состава концессионного соглашения тепловых сетей, обязании передать во владение и пользование ООО «Теплоснабжение» тепловые сети,

при участии в судебном заседании:

от истца: ФИО1, глава поселения, паспорт;

от ответчика: ФИО2, директор, паспорт; ФИО3, доверенность, паспорт;

от Губернатора Иркутской области: не явился, извещен;

от третьего лица - прокуратуры Киренского района Иркутской области: ФИО4, удостоверение;

от Прокуратуры Иркутской области (ст. 52 АПК РФ): ФИО4, удостоверение.

установил:

АДМИНИСТРАЦИЯ КИРЕНСКОГО ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ (далее- истец) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением к ОБЩЕСТВУ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ТЕПЛОСНАБЖЕНИЕ" (далее – ответчик, ), с учетом принятых уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о досрочном расторжении концессионного соглашения № 05-52-3/18 от 12.04.2018 с ООО «Теплоснабжение» с момента вступления в силу решения суда по делу; об обязании ООО «Теплоснабжение» вернуть муниципальное имущество в виде муниципального имущественного комплекса – объекты коммунального назначения микрорайона Центральный г. Киренска, кадастровый номер 38:09:000000:247, переданного по условиям концессионного соглашения № 05-52-3/18 от 12.04.2018 с учетом произведенных улучшений (модернизации/реконструкции) и нормального износа в течение 10 дней с момента расторжения указанного концессионного соглашения.

В обоснование иска указано, что с момента заключения концессионного соглашения в деятельности ООО  «Теплоснабжение» неоднократно были установлены нарушения законодательства в сфере жилищного коммунального хозяйства,  использования муниципального имущества, а также нарушения условий концессионного соглашения.На котельных и тепловых сетях, переданных ответчику, происходили  аварийные ситуации из-за ненадлежащей подготовки оборудования котельных к отопительным  периодам,  а  также  происходили  утечки  теплоносителя  (горячая  вода)  на теплотрассах котельных, эксплуатируемых ответчиком, отсутствовал запас топлива, при том, что г. Киренск расположен в районе, приравненном к районам Крайнего Севера, где температура наружного воздуха составляет - 57º градусов по Цельсию. В отопительный период 2020-2021 на котельных, переданных по соглашению, отсутствует какой-либо запас топлива (уголь, мазут), также ответчиком не в полной мере выполняется задание истца по реконструированию муниципального имущества,ответчиком не  предоставлена проектная документация на реконструкцию объекта соглашения. Также ответчиком самовольно объединены котельные; ответчик отказался представлять производственную либо инвестиционную программу, что позволило бы истцу осуществлять контроль за исполнением условий концессионного соглашения.

ОБЩЕСТВОМ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ТЕПЛОСНАБЖЕНИЕ" предъявлен встречный иск к АДМИНИСТРАЦИИ КИРЕНСКОГО ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ об исключении из состава концессионного соглашения тепловых сетей № 38:09:000000:247 V7, обязании АДМИНИСТРАЦИЮ КИРЕНСКОГО ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ передать во владение и пользование ООО «Теплоснабжение» по концессионному соглашению от 12.04.2018 № 05-52-3/18 тепловые сети: кадастровый номер 38:09:000000:713.

В обоснование встречных исковых требований указано, что ООО «Теплоснабжение» обратилась к истцу с предложением о исключении из концессионного соглашения о 12.04.2018 № 05-52-3/18 тепловых сетей, обслуживающих котельную. № 10 и включению отдельных участков тепловых сетей котельной № 12. ООО «Теплоснабжение» не передавалась в концессию котельная № 10, поскольку принадлежит третьему лицу, ООО «Теплоснабжение» не может осуществлять деятельность по производству и распределение тепловой энергии и горячее водоснабжение с использованием объекта соглашения, не были переданы в полном составе тепловые сети, обслуживающие котельную № 12.

Губернатор Иркутской области, извещенный надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, в судебное заседание не явился, ранее направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Дело рассмотрено по правилам части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Администрация Киренского городского поселения поддержала первоначальные исковые требования, возражала против встречных исковых требований, дала пояснения.

ООО «Теплоснабжение» возражало против первоначальных исковых требований, поддержало встречные исковые требования, дало пояснения.

Прокуратура Киренского района Иркутской области и Прокуратура Иркутской области поддержала первоначальные исковые требования, возражала против встречных исковых требований, дала пояснения.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.

Между истцом и ответчиком заключено концессионное  соглашение № 05-52-3/18 от 12.04.2018, согласно условиям которого ответчик обязуется за свой счет реконструировать и (или) модернизировать имущество, состав и описание которого приведены в разделе 2 соглашения, право собственности на которое принадлежит истцу и осуществлять производство, передачу и распределение тепловой энергии и горячее водоснабжение с использованием объекта соглашения, а истец обязуется предоставить ответчику на срок, установленный соглашением права владения и пользования объектом соглашения для осуществления указанной деятельности.

Согласно пункту 2.1 соглашения объектом соглашения является система коммунальной инфраструктуры, в том числе объекты теплоснабжения, расположенные на территории Киренского муниципального образования и указанные в  приложении № 1, предназначенные для осуществления деятельности, указанной в пункте 1.1 соглашения и подлежащие реконструкции  и (или) модернизации.

Пунктом 3.5 соглашения установлено, что выявленное в течение 1 года с момента подписания истцом и ответчиком акта приема-передачи объекта соглашения ответчику несоответствие показателей объекта соглашения, объектов недвижимого и движимого имущества, входящих в состав объекта  соглашения, технико-экономическим показателям, установленным в решении истца о заключении соглашения, является основанием для предъявления ответчиком истцу требований о безвозмездном устранении выявленных недостатков, и (или) изменения условий соглашения, и (или) его расторжения в судебном порядке.

Из пункта 4.1 соглашения следует, что ответчик обязан за свой счет реконструировать объект соглашения, состав и описание и технико-экономические показатели которого установлены в приложении № 1 к соглашению в сроки, указанные в разделе IX соглашения.

Согласно пункту 4.7 соглашения ответчик обязан за свой счет разработать и согласовать с истцом проектную документацию, требуемую для реконструкции объекта соглашения до момента начала работ по реконструкции (при необходимости).

Из пункта 4.15 соглашения следует, что ответчик обязан обеспечить ввод в эксплуатацию объектов недвижимого имущества, входящих в состав объекта соглашения с установленными технико-экономическими показателями, указанным ив приложении № 4 в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в срок, указанные в пункт 9.4 соглашения.

Согласно пункту 4.17 соглашения ответчик обязан приступить к использованию (эксплуатацию) объектов, входящих в состав объекта соглашения в срок, указанный  в пункте 9.5 соглашения.

Пунктом 4.19 соглашения установлено, что объеме источники инвестиций, привлекаемых ответчиком в целях реконструкции объекта соглашения, определяются в соответствии с инвестиционными программами ответчика на 10 лет, утвержденным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в сфере регулирования цен (тарифов) и указываются в приложении № 5. При изменении инвестиционной программы объекта инвестиций, которые ответчик обязуется привлечь для финансирования инвестиционной программы, изменению не подлежит. При досрочном прекращении действия соглашения истец обеспечивает возврат ответчику инвестированного капитала в течение 3 месяцев за исключением инвестированного капитала, возврат которого учтен  при установлении тарифов на товары (работы, услуг) организации, осуществляющей теплоснабжение и горячее водоснабжение.

Согласно пункту 6.2 соглашения ответчик обязан поддерживать объект соглашения и иное имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий и капительный ремонт, нести расходы на содержание объекта соглашения.

Из пункта 8.1 соглашения следует, что в соответствии с соглашением ответчик обязан на условиях соглашения осуществлять деятельность, указанную в пункте 1.1 соглашения, и не прекращать (не приостанавливать) эту деятельность без согласия истца, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 8.3 соглашения ответчик обязан осуществлять деятельность ,указанную в пункте 1.1 соглашения с момента подписания акта приема-передачи объекта соглашения и иного имущества и ввода в эксплуатацию и до момента подписания акта приема-передачи объекта соглашения и иного имущества, указанного в пункте 7.3 соглашения либо с момента совершения всех необходимых действий по передаче объекта соглашения и иного имущества в случае, предусмотренном пунктом 7.5.

Пунктом 8.13 соглашения установлено, что ответчик обязан предоставить обеспечение исполнения обязательств, предусмотренных пунктами 4.1, 4.3 соглашения в виде безотзывной и непередаваемой банковской гарантии в размере 1% от суммы обязательств ответчика по его расходам на создание и (или) реконструкцию (модернизацию) объекта концессионного соглашения. Банковская гарантия должна соответствовать утвержденным Правительством Российской Федерации требованиям к такой гарантии. Банковская гарантия предоставляется сроком на 1 год, кроме того, начиная со второго календарного года действия концессионного соглашения, ответчик обязан ежегодно предоставлять истцу безотзывную непередаваемую гарантию сроком действия на 1 год.

Согласно пункту 8.15 соглашения ответчик осуществляет содействие истцу при установлении тарифов, полностью обеспечивающих финансовые потребности ответчика при исполнении соглашения. Содействие осуществляется истцом в формах: истец согласовывает инвестиционные программы ответчика, а также содействует ответчику при утверждении инвестиционной программы уполномоченными органами государственной власти и органами местного самоуправления; в случае если нормативными правовыми актами утверждение инвестиционной и (или) производственной программ ответчика отнесено к компетенции истца, истец согласовывает и утверждает инвестиционную и производственные программы в соответствии с правилами, установленными действующим законодательством. Истец осуществляет содействие в иных формах, не запрещенных действующим законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, включая предоставление необходимой информации/разъяснений.

Пунктом 9.2 соглашения установлено, что  срок реконструкции объекта соглашения – не позднее 10 лет с момента заключения соглашения.

Из пункта 11.4 соглашения следует, что истец имеет право запрашивать у ответчика, а ответчик обязан предоставить информацию об исполнении ответчиком обязательств, предусмотренных соглашением. Предоставление указанной информации ответчиком истцу осуществляется в рамках единой системы отчетности, определяемой федеральными органами исполнительной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере регулирования цен (тарифов).

Согласно пункту 16.2 соглашения соглашение  может быть расторгнуто досрочно на основании решения суд по требованию одной из сторон в случае существенного нарушения другой стороной условий соглашения, существенного изменения обстоятельств, их которых стороны исходили при его заключении, а также по иным основаниям, предусмотренными федеральными законами и соглашением.

Из пункта 16.3 соглашения следует, что в существенным нарушениям ответчиком условий соглашения относятся: нарушение установленных пунктом 9.2 соглашения сроков реконструкции объекта соглашения; использование (эксплуатация) объекта соглашения в целях, неустановленных соглашением, нарушение установленного соглашением порядка использования объекта соглашения; неисполнение или ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств, установленных пунктами 1.1, 4.1, 9.2 соглашения; прекращение или приостановление ответчиком деятельности, предусмотренной соглашением без согласия истца; неисполнение или ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств, указанных в пунктам 1.1, 92. Соглашения по предоставлению гражданами и другим потребителям товаров, услуг, работ, в том числе услуг по теплоснабжению и горячему водоснабжению.

Согласно пункту 16.4 соглашения к существенным нарушениям ответчиком условий соглашения также относятся следующие действия (бездействие) ответчика – не установлено.

В Приложении № 1 указаны состав и описание объекта соглашения – котельные, дымовые трубы, теплотрассы.

Приложением № 3 к соглашению установлено задание истца по осуществлению мероприятий по реконструкции переданного муниципального имущества за счет собственных средств ответчика – проведение экспертизы и при необходимости ее реконструкция (дымовая труба котельной № 7, год вложения инвестиций 2017-2027), замена, вследствие физического износа на более мощный не менее 2,5 МВт (замена котла № 2, год вложения инвестиций 2017-2027; реконструкция котельной с сжиганием твердого топлива (котельная № 15, ул. Озерная, 9а, год вложения инвестиций 2017-2027), модернизация котла (модернизация котла, год вложения инвестиций 2017-2027), реконструкция тепловых сетей котельных № 5, 6 с увеличением трубопровода от котельной № 8 до колодца дома № 8 4 трубы, с увеличением d труб согласно проекта объединения котельных, реконструкция тепловых сетей котельных № 7, 11, 12, 15, год  вложения инвестиций 2017-2027.

Актом приема-передачи от 29.08.2018 передал, а ответчик принял муниципальное имущество, указанное в приложении  № 1 к соглашению.

Согласно протоколу № 3 от 22.09.2018 заседания рабочей группы КЧС и ПБ Киренского муниципального образования в связи с прохождением отопительного сезона и не обеспечением нормативного запаса топлива ООО «Теплоснабжение» на котельных № 15, № 7, ООО «Теплоснабжение» в срок до 24.09.2018 завершить все ремонтные работы на котельных № 15, № 7 и не позднее 24.09.2018 подключить жилые дома и социально-значимые объекты к теплоисточникам.

Актом приема-передачи от 02.10.2018 передал, а ответчик принял муниципальное имущество, указанное в приложении  № 1 к соглашению.

Из протокола № 30 от 27.12.2018 заседания рабочей группы КЧС и ПБ Киренского муниципального образования следует, что ООО «Теплоснабжение» рекомендовано иметь постоянный запас топлива на котельных, информировать о наличии запасов топлива ЕДДС ежедневно, иметь в состоянии постоянной готовности резервную смену работников котельных, провести диагностику подключения к сетям теплоснабжения МКОУ СОШ №5, срок исполнения до 29.12.2018.

Постановлением Администрации Киренского городского поселения «О введении режима функционирования Повышенная готовность для Киренского муниципального образования Киренского звена территориальной подсистемы РСЧС Иркутской области» от 11.02.2019 № 64 введен режим функционирования «Повышенная готовность», в связи с возгоранием административного здания Киренского речного порта и угрозы перехода на котельную № 11 п. Киренска, директору ООО «Теплоснабжение» надлежало провести все исчерпывающие мероприятия по устранению последствий возгорания.

Согласно протоколу № 22 от 13.11.2019 заседания рабочей группы КЧС и ПБ Киренского муниципального образования ООО «Теплоснабжение» незамедлительно создавать нормативный запас топлива на котельных, исключить информацию о ЕДДС из договоров.

Протоколом № 23 от 19.11.2019 заседания рабочей группы КЧС и ПБ Киренского муниципального образования ООО «Теплоснабжение» создать нормативный запас топлива на котельных жидкого не менее чем на 10 суток, твердого не менее чем на 15 суток.

Актом проверки комиссии проверки готовности к отопительному сезону 2018/2019 от 03.10.2018 установлено, что Киренского городское поселение не готово к отопительному сезону период 2018-2019.

Актом проверки готовности к отопительному сезону периоду 2018-2019установлено, что не готовность ООО «Теплоснабжение»  к отопительному периоду.

Актом проверки комиссии проверки готовности к отопительному сезону 2018/2019 от 03.10.2019 установлено, что Киренского городское поселение не готово к отопительному сезону период 2019-2020.

Актом проверки комиссии проверки готовности к отопительному сезону 2018/2019 от 03.09.2020 установлено, что Киренского городское поселение не готово к отопительному сезону период 2020-2021.

Актом проверки готовности к отопительному сезону периоду 2020/2021 установлено, что не готовность ООО «Теплоснабжение»  к отопительному периоду.

По факту наличия на котельных запаса топлива составлены акты проверки межведомственной комиссии от 16.02.2021, от 08.02.2021, от 06.02.2021, от 16.12.2020, от 17.12.2020, от 18.12.2020, от 21.12.220, от 26.12.2020, от 23.01.2021, от 26.01.2021 с приложением фото-таблиц на предмет наличия запас топлива на котельных, установлено отсутствие запаса топлива, утечки, не соответствие температурного режима.

Протоколом испытаний образцов продукции от 09.02.2021 – нефти по ГОСТ Р 51858-2002 образец не соответствует требованиям ГОСТ Р 51858-2002 в объеме выполненных испытаний.

Как указал истец, неготовность ответчика к отопительным сезонам является  следствием ненадлежащей  подготовки  к  отопительному  сезону  последним.  Несмотря  на  оказываемое содействие истцом (покупка  материалов,  предоставление  оборудования  и т.д.), по вине ответчика ввиду неготовности котельных и тепловых сетей им  эксплуатируемых, Киренское муниципальное образование не готово к отопительному  сезону, что приводит к уменьшению или отказу в предоставлении субсидий из  областного бюджета для целейподготовки к отопительному сезону, а также ухудшает показатель всей Иркутской области как региона Российской  Федерации, который влияет в дальнейшем  на предоставление субсидий из федерального бюджета необходимые области на реализацию  программ и иных областных полномочий, а также ухудшает инвестиционную привлекательность области для потенциальных инвесторов.

В Киренском муниципальном образовании фактически отопительный сезон не был начат ответчиком в связи с чем население замерзало ввиду установления низких  температур наружного воздуха и отсутствия отопления. Согласно протокола № 3  заседания рабочей группы КЧС и ПБ Киренского муниципального образования от 22.09.2018 ремонтные работы на котельных № 7, 15 г. Киренска не были закончены,  жилые дома и социальные объекты не подключены к теплоисточникам.

Ответчиком в полной мере не выполняется задание истца, обязательства принятые  ответчиком  фактически выполняются истцом.

Фактически ответчиком выполнены согласно пункту 4.1 соглашения: ответчиком  заменена дымовая труба котельной №  7, в отсутствие экспертизы, приобретенная за счет средств истца (местный бюджет) и переданная ответчику по акту приема- передачи  от  29.08.2018  согласно распоряжению администрации  Киренского городского поселения № 263 от 29.08.2018, заменены котлы (2  шт.)  приобретенные  за счет  средств  истца  и переданные ответчику по акту приема-передачи от 02.10.2018  согласно распоряжению администрации Киренского городского поселения № 308 от 02.10.2018, замена  котлов

подтверждается актом ввода котла стального водогрейного КВа-3,5 ЛЖ (КВБПГа  3500ЛЖ) на жидком топливе в эксплуатацию № 2, 3 от 23.11.2018, модернизирован котел посредством установки котла приобретенного за счет средств Истца и переданный Ответчику по Акту приема-передачи от 29.08.2018г. согласно Распоряжению администрации Киренского городского поселения № 263 от 29.08.2018г. Установка котла подтверждается Актом ввода котла КВм-1,45-95КБ ШП в эксплуатацию № 1от 23.09.2018, реконструирована котельная  №  4  посредством  замены  котла  и дымовой трубы,  приобретенных за счет средств истца переданные ответчику по акту приема- передачи  от  29.08.2018  согласно  Распоряжению  администрации  Киренского  городского поселения №  263 от  29.08.2018. Установка котла подтверждается  Актом  ввода котла КВм-1,86- 95КБ ШП в эксплуатацию № 11 от 21.12.2018, реконструированы тепловые сети  котельных №  5, 6  посредством прокладки  труб  приобретенных  за счет  Истца (местный  бюджет) и переданные ответчику совместно  с  иными  материалами  по  Актам  приема-передачи материалов для  системы теплоснабжения от 05.10.2020, от 09.10.2020, от 19.10.2020, от 30.10.2020,  реконструированы тепловые сети котельной № 7  посредством прокладки труб приобретенных  за счет  Истца (местный  бюджет)  и  переданные  ответчику совместно  с  иными  материалами  по  актам  приема-передачи  материалов  для системы теплоснабжения от 05.10.2020, от 09.10.2020, от 19.10.2020, от 30.10.2020, реконструированы тепловые сети котельных № 11 посредством прокладки труб  приобретенных за счет истца (местный  бюджет) и переданные ответчику совместно с  иными  материалами по актам приема-передачи материалов для системы теплоснабжения от 05.10.2020, от 09.10.2020, от 19.10.2020, от 30.10.2020, реконструированы тепловые сети котельных № 12 посредством вывода котельной из эксплуатации самовольно в  отсутствие соответствующей  проектной документации, реконструированы тепловые  сети  котельных № 15 посредством прокладки  труб  приобретенных  за счет  истца (местный  бюджет)  и переданные ответчику совместно  с  иными  материалами  по  актам  приема-передачи материалов для  системы теплоснабжения от 05.10.2020, от 09.10.2020, от 19.10.2020, от 30.10.2020.

Приобретение оборудования и материалов к отопительному сезону 2018/2019 для ответчика привело к расходованию бюджетных средств в размере 7 660 276 руб. 91 коп. Приобретение оборудования и материалов к отопительному сезону 2020/2021 для ответчика привело к расходованию бюджетных средств в размере 8 708 745 руб. 16 коп.

Ответчиком допущены существенные нарушения пункт 16.3 соглашения, выразившиеся в следующем.

Ответчиком произведено самовольное объединение котельных № 5 и 6 на базе котельной № 6, а также котельных № 12 и 13, на базе котельной № 13, являющейся собственностью Концессионера-Ответчика в отсутствие какой-либо проектной или иной разрешительной документации, чем нарушены пункты 4.7, 4.13, 4.15 Концессионного соглашения, п. 14. ст. 15 Федерального чакона № 115-ФЗ, п.3.6.2, 4.6.11 (Правил технической эксплуатации коммунальных отопительных котельных, утвержденные Приказ Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 11 ноября 1992 г. №251 (далее - Приказа Минстроя № 251), а также грубейшим образом нарушен порядок, установленный ст.21 Федерального чакона от 27.07.2010г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении, что подтверждается актом обследования котельной на предмет наличия котельного оборудования и работоспособности котельной № 5, 12 от 09.02.2021г. и Актами межведомственной комиссии о наличии запасов топлива на котельных ООО «Теплоснабжение» № 6 от 26.12.2020г., от 23.01.2021г., от 26.01.2021г.; № 13 от 16.12.2020г., от 17.12.2020г., от 18.12.2020г., от 21.12.2020г., от 06.02,2021г., от 08.02.2021г., от 16.02.2021г., подтверждающие также утечки, не соответствие температурного режима, отсутствие запаса топлива (быстрый расход), причиной чему послужило увеличение объема потребителей, не соответствующая подготовка прочности сетей и мощностей котельных для увеличившегося объема потребителей к чему привела беспроектное объединение котельных;

Ответчиком не проводились текущие и капитальные ремонты сетей, не расходовались средства на содержание надлежащим образом и в необходимых объемах, чем нарушен пункт 6.2 соглашения.

Неисполнение обязанностей по содержанию коммунального имущества, которое публичный собственник временно передал во владение и пользование, неосуществление капитального ремонта имущества, не вошедшего в задание истца, является существенным нарушением прав собственника такого имущества. Последствием такого нарушения является отсутствие возможности обеспечивать надлежащим образом социальные интересы в части предоставления качественных коммунальных услуг, что подтверждается актами межведомственной комиссии о наличии запасов топлива на котельных ООО «Теплоснабжение», свидетельствующие, в том числе об утечках на сетях и не соответствия температурному режиму, аналитической справкой ЕДЦС 112 № 10-9 от 25.02.2021, свидетельствующие о периодических авариях на сетях и котельных, и актом № 1 расследования технологического нарушения в работе тепловой сети от 01.02.2021.

Ответчиком не представлены документы о завершении работ по реконструкции из чего следует что указанные работы в нарушение концессионного соглашения не окончены, но при этом услуги теплоснабжения населению и социальные объекты предоставляются по незавершенным объектам реконструкции, имеющим дефекты, что противоречит п.4.20, 4.21 Концессионного соглашения, п. 1.2 Приказа Минстрой № 251, что подтверждается отсутствием какой-либо документации о завершении работ но реконструкции объекта соглашения.

Ответчиком за время действия соглашения не создается запас топлива для котельных, что приводит к нарушению режима теплоснабжения, что подтверждается актами межведомственной комиссии о наличии запасов топлива на котельных ООО «Теплоснабжение», письмами истца № 2830 от 13.11.2019г., № 2836 от 14.11.2019г., № 2837 от 14.11.2019г., № 2863 от 18.11.2019г., № 2899 от 2.11.2019г., № 2920 от 22.11.2019г., № 2972 от 27.11.2019г., № 2980 от 28.1 Рг2019г., № 2990 от 29.11.2019г., а также протоколами заседаний КЧС и ПБ при администрации района и городского поселения № 3 от 22.09.2018г., № 30 от 27.12.2018г., № 22 от 13.11.2019г., № 23 от 19.11.2019г., Актом проверки готовности к отопительному периоду 2020/2021.

Ответчиком длительное время не устраняются утечки в тепловых сетях, несмотря на то, что Киренское муниципальное образование расположено в районе, приравненном к Крайнему Северу, что подтверждается актами межведомственной комиссии о наличии запасов топлива на котельной № 11 ООО «Теплоснабжение» от 16.12.2020г., от 17.12.2020г., от 18.12.2020г., от 16..02.2021г.; котельной № 4 от 16.12.2020г., от 17.12.2020г., от 14.12.2020г., от 16.02.2021г.; котельной № 13 от 16.12.2020г., от 17.12.2020г., от 21.12.2020г., от 06.02.2021г., от 16.02.2021г.; котельной № 6 от 22.01.2021г

Ответчиком используется как топливо для мазутных котельных неразгозованная нефть плохого качества, что подтверждается Протоколом № Н0050 испытаний образцов (проб) продукции от 09.02.2021.

Отсутствие подготовки к отопительным сезонам за все время действия соглашения в нарушение пункта 1.1 соглашения, что подтверждается многочисленными жалобами населения, поступающими в службу ЕДДС-112 Киренского района согласно аналитической справки ЕДЦС-112 Киренского района № 10-9 от 25.02.2021.

Согласно предоставленных ЕДДС-112 сведений об обращениях о ненадлежащего качества услуги отопления: за 2019 год поступило 38 обращений, за 2020 год - 130 обращений и только за 2,5 месяца 2021 года поступило 107 обращений.

В соответствии с пунктом 8.13 соглашения концессионер обязан предоставить обеспечение исполнения обязательств по реконструкции объекта соглашения в виде безотзывной и непередаваемой банковской гарантии в размере 1 % от суммы обязательств по расходам, банковская гарантия предоставляется сроком на 1 год. Начиная со второго календарного года действия концессионного соглашения, концессионер обязан ежегодно предоставлять концедентом безотзывную предаваемую банковскую гарантию сроком действия на 1 год.

Данная обязанность ответчиком не исполнена, банковская гарантия отсутствует.

Претензией от 29.01.2021 истец уведомил ответчика о намерении обратиться в суд о расторжении концессионного соглашения в случае невыполнения требований претензии.

Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства по первоначальному иску, суд приходит к следующим выводам.

Отношения сторон регулируются Федеральным законом от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях".

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона N 115-ФЗ (здесь и далее в редакции, действовавшей на момент заключения Соглашения) по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

Объектами концессионного соглашения в силу пункта 11 части 1 статьи 4 Закона N 115-ФЗ являются системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты тепло-, газо- и энергоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, переработки и утилизации (захоронения) бытовых отходов, объекты, предназначенные для освещения территорий городских и сельских поселений, объекты, предназначенные для благоустройства территорий, а также объекты социально-бытового назначения.

Согласно части 1 статьи 13 Закона N 115-ФЗ концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона.

Как следует из части 1 статьи 15 Закона N 115-ФЗ концессионное соглашение может быть расторгнуто на основании решения суда по требованию стороны концессионного соглашения в случае существенного нарушения условий концессионного соглашения другой стороной концессионного соглашения, существенного изменения обстоятельств, из которых стороны концессионного соглашения исходили при его заключении, а также по иным предусмотренным настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами или концессионным соглашением основаниям.

Частью 2 статьи 15 Закона N 115-ФЗ предусмотрен перечень нарушений условий концессионного соглашения концессионером, признаваемых существенными, и являющихся основаниями для расторжения такого соглашения в судебном порядке по требованию концедента.

Согласно части 3 статьи 15 Закона N 115-ФЗ концессионным соглашением помимо указанных в частях 2 и 2.1 данной статьи существенных нарушений его условий могут быть определены действия (бездействие) концедента или концессионера, являющиеся существенными нарушениями условий концессионного соглашения.

В соответствии с пунктом 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Первоначальным истцом заявлено о допущении первоначальным ответчиком нарушений существенных условий соглашения.

Проверив доводы первоначального истца, суд считает их обоснованными, поскольку судом установлены факты существенных нарушений условий соглашения, указанные выше.

Пунктом 16.3 оспариваемого концессионного соглашения предусмотрены существенные нарушения, которые могут служить основанием для расторжения концессионного соглашения по решению суда:

а) нарушение сроков реконструкции объекта соглашения;

б) использование объекта в цепях, неустановленных настоящим соглашением;

в) нарушение порядка использования (эксплуатации; объема,

г) неисполнение или ненадлежащее исполнение концессионером обязательств, установленных пунктами 1.1, 4.1, 9.2 концессионного соглашения;

д) прекращение или приостановление концессионером деятельности, предусмотренной настоящим соглашением, без согласия концедента;

е) неисполнение или ненадлежащее исполнение концессионером обязательств, указанных в пунктах 1.1, 9.5 настоящего соглашения, по представлению гражданам и другим потребителям услуг по теплоснабжению и горячему водоснабжению.

В статье 15 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Закон о концессионных соглашениях) установлены основания досрочного расторжения концессионного соглашения судом.

Так, в силу названной статьи концессионное соглашение может быть расторгнуто на основании решения суда по требованию стороны концессионного соглашения в случае существенного нарушения условий концессионного соглашения другой стороной концессионного соглашения, существенного изменения обстоятельств, из которых стороны концессионного соглашения исходили при его заключении, а также по иным предусмотренным настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами или концессионным соглашением основаниям.

В части 2 статьи 15 Закона о концессионных соглашениях также предусмотрено, что существенными нарушениями условий концессионного соглашения концессионером являются: 1) нарушение сроков создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения; 2) использование (эксплуатация) объекта концессионного соглашения в целях, не установленных концессионным соглашением, нарушение порядка использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения; 3) неисполнение концессионером обязательств по осуществлению деятельности, предусмотренной концессионным соглашением; 4) прекращение или приостановление концессионером деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, без согласия концедента; 5) неисполнение или ненадлежащее исполнение концессионером установленных концессионным соглашением обязательств по предоставлению гражданам и другим потребителям товаров, работ, услуг, в том числе услуг по водо-, тепло-, газо- и энергоснабжению, услуг по водоотведению, услуг транспорта общего пользования.

Согласно подпункту 2) пункта 1.2 статьи 10 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (в редакции, действовавшей на момент заключения концессионного соглашения), в случае, если объектом концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, концессионное соглашение наряду с предусмотренными частью 1 настоящей статьи существенными условиями должно содержать задание и основные мероприятия, определенные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона, с описанием основных характеристик таких мероприятий.

Ненадлежащее исполнение концессионером установленных соглашением обязательств по предоставлению гражданам и другим потребителям услуг по теплоснабжению; нарушение установленного настоящим соглашением порядка использования (эксплуатации) объекта соглашения; неисполнение или ненадлежащее исполнение Концессионером обязательств, установленных пунктами 1.1, 4.1, 9.2 настоящего соглашения; неисполнение или ненадлежащее исполнение Концессионером обязательств, указанных в пунктах 1.1, 9.5 настоящего соглашения, по предоставлению гражданам и другим потребителям товаров, работ, услуг, в том числе услуг по теплоснабжению и горячему водоснабжению, относятся к существенным нарушениям, соответственно служат основанием для расторжения соглашения.

Истец вправе требовать досрочного расторжения соглашения только после направления ответчику письменного предупреждения о необходимости исполнения им обязательства в разумный срок.

Претензией от 29.01.2021 истец уведомил ответчика о намерении обратиться в суд о расторжении концессионного соглашения в случае невыполнения требований претензии.

В обоснование довода о нарушении порядка использования объекта (подпункт «в» пункта 1.6 концессионного соглашения) истец указывает на самовольное объединение ответчиком котельных № 5 и 6 на базе котельной № 6, а также котельных №№ 12 и 13, на базе котельной № 13, являющейся собственностью концессионера, в отсутствие какой-либо проектной или иной разрешительной документации, чем нарушены пункты 4.7, 4.13, 4.15 Концессионного соглашения, п. 14. ст. 15 Закона № 115-ФЗ, нарушен порядок, установленный ст. 21 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», что подтверждаются актом обследования котельной на предмет наличия котельного оборудования и работоспособности котельной № 5, 12 от 09.02.2021 и актами межведомственной комиссии о наличии запасов топлива на котельных ООО «Теплоснабжение» № 6 от 26.12.2020, от 23.01.2021, от 26.01.2021; № 13 от 16.12.2020, от 17.12.2020, от 18.12.2020, от 21.12.2020, от 06.02.2021, от 08.02.2020,            от 16.02.2021 подтверждающие также утечки, не соответствие температурного режима, отсутствие запаса топлива (быстрый расход).

Факт объединения котельных не оспорены ответчиком.

Подпунктом г) пункта 16.3 концессионного соглашения предусмотрено, что к существенным нарушениям концессионером условий настоящего соглашения относится неисполнение или ненадлежащее исполнение концессионером обязательств, установленных пунктами 1.1, 4.1, 9.2 соглашения.

В соответствии с пунктом 4.1 соглашения концессионер обязан за свой счет реконструировать объект соглашения. В ходе рассмотрения дела концессионером не представлены доказательства о вложении инвестиций в объемах и сроки, указанные в приложении № 5 концессионного соглашения, что подтверждает довод истца о нарушении условий по реконструкции объекта соглашения.

Инвестиционная и производственная программы отсутствуют.

Ответчиком не представлены доказательства совершения действий по истребованию технического отчета о техническом обследовании объекта концессии у концедента либо по разрешению разногласий в порядке пункта 19.2 концессионного соглашения.

Ответчиком не проводились текущие и капитальные ремонты сетей, не расходовались средства на содержание объектов соглашения.

Подпунктом «е» пункта 16.3 концессионного соглашения предусмотрено, что к существенным нарушениям концессионером условий настоящего соглашения относится неисполнение или ненадлежащее исполнение концессионером обязательств, указанных в пунктах 1.1, 9.5 настоящего соглашения, по предоставлению гражданам и другим потребителям товаров, работ, услуг, в том числе услуг по теплоснабжению и горячему водоснабжению.

Ответчиком не создается запас топлива для котельных, что приводит к нарушению режима теплоснабжения и, как следствие, нарушаются пункты 1.1, 8.1, 8.3 концессионного соглашения, а также права граждан и организаций на получение услуги теплоснабжения надлежащего качества.

Акт проверки готовности к отопительному периоду подтверждают ненадлежащее исполнение по предоставлению потребителям услуг по теплоснабжению и горячему водоснабжению.

Неисполнение обязанности напрямую связанной с процессом теплоснабжения, установленной законодательством о теплоснабжении (создание запаса топлива), носит систематический характер, что подтверждает ненадлежащее исполнение ответчиком обязанности по предоставлению услуг теплоснабжения.

Учитывая вышеизложенное, а также нарушение условий соглашения ответчиком: как отсутствие обеспечения исполнения обязательств по реконструкции объекта соглашения в виде безотзывной и непередаваемой банковской гарантии; нарушение ответчиком порядка использования объекта концессионного соглашения; неисполнение обязанности по реконструкции объекта; о ненадлежащем исполнении концессионером обязательств по предоставлению гражданам и другим потребителям услуг по теплоснабжению и горячему водоснабжению, суд считает исковые требования истца о досрочном расторжении договора обоснованными.

Суд считает требование истца по первоначальному иску обоснованным, в связи с чем первоначальное исковое заявление подлежит удовлетворению.

Ходатайство о прекращении производства по делу в связи с наличием судебного акта по делу № А19-3949/2020 подлежит отклонению, поскольку истец в судебном заседании пояснил, что им заявлен период 2020-2021гг, которые не были предметов рассмотрения в рамках дела № А19-3949/2020. 

В соответствии с частью 1 статьи 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные со взысканием денежных средств или с передачей имущества, арбитражный суд в резолютивной части решения указывает лицо, обязанное совершить эти действия, а также место и срок их совершения.

При таких обстоятельствах, с учетом удовлетворения требования истца о расторжении соглашения, суд считает требование об обязании ООО «Теплоснабжение» возвратить АДМИНИСТРАЦИИ КИРЕНСКОГО ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ по акту приема передачи имущество, переданное по концессионному соглашению № 05-52-3/18 от 12.04.2018 обоснованными и подлежащими удовлетворению, полагает возможным установить ответчику срок исполнения решения – в 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу.

Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства по встречному иску, суд приходит к следующим выводам.

Поскольку судом удовлетворен первоначальный иск, концессионное соглашение № 05-52-3/18 расторгнуто, встречные исковые требования удовлетворению не подлежат, так удовлетворение первоначального иска полностью исключает удовлетворение встречных исковых требований.

В соответствии с частью 1 статьи 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, арбитражным судом разрешаются вопросы распределения судебных расходов, к каковым в силу статьи 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится и государственная пошлины.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации размер государственной пошлины по первоначальному иску составляет 6 000 руб.;по встречному исковому требованию размер государственной пошлины составляет
6 000 руб.

В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.

Принимая во внимание то, что истцом в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37  Налогового кодекса Российской Федерации при подаче искового заявления государственная пошлина им не уплачивалась.

Частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Принимая во внимание удовлетворение первоначальных исковых требований, с ООО «Теплоснабжение» подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 6 000 руб.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации размер государственной пошлины по встречному иску составляет 6 000 руб.

ООО «Теплоснабжение» чеком-ордером от 05.10.2021 уплачена государственная пошлина в размере 6 000 руб. 00 коп.

Поскольку в удовлетворении встречных исковых требований ООО «Теплоснабжение» отказано, расходы по государственной пошлине в размере 6 000 руб. относятся на ООО «Теплоснабжение».

Руководствуясьстатьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

первоначальные исковые требования удовлетворить.

Расторгнуть заключенное 12.04.2018 между АДМИНИСТРАЦИЕЙ КИРЕНСКОГО ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ и ОБЩЕСТВОМ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ТЕПЛОСНАБЖЕНИЕ" концессионное соглашение № 05-52-3/18.

Обязать ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ТЕПЛОСНАБЖЕНИЕ" в десятидневный срок с момента вступления решения в законную силу возвратить АДМИНИСТРАЦИИ КИРЕНСКОГО ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ по акту приема передачи имущество, переданное по концессионному соглашению № 05-52-3/18 от 12.04.2018.

Взыскать с ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ТЕПЛОСНАБЖЕНИЕ" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 6 000 руб.

В удовлетворении встречного иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Иркутской области.

Судья                                                                                                              А.Ф. Ханафина