ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-3734/2021 от 19.05.2021 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952) 24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,

тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск       

24 мая 2021 года                                                                                  Дело № А19-3734/2021

Резолютивная часть решения объявлена 19 мая 2021года.

Полный текст решения изготовлен 24 мая 2021 года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Зволейко О.Л., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рыбачук С.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью «АСФ-Братск» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 665709, Иркутская область, город Братск, Энергетик, улица Приморская, 49)

 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы   № 15 по   Иркутской области (ИНН: <***>, 665709,  ул. Наймушина, 34а,  г. Братск,   Иркутская область)

об отмене решения № 11/1355 от 08.12.2020,

при участии в судебном заседании:

от заявителя:  ФИО1 – доверенность № 258 от 02.03.2021, паспорт, диплом, свидетельство о браке от 20.07.2016, ФИО2 – доверенность № 2728 от 01.04.2021, паспорт;

от ответчика: ФИО3 – доверенность от 19.01.2021, удостоверение, диплом,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «АСФ-Братск» (далее: заявитель, ООО «АСФ-Братск) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением об отмене решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы   № 15 по   Иркутской области (далее – налоговый орган, инспекция) № 11/1355 от 08.12.2020.

В судебном заседании 12.05.2021 в порядке ст. 163АПКРФ объявлялся перерыв  до 10 час. 20 мин. 19.05.2021.

Представители заявителя в судебном заседании требования поддержали, по основаниям, изложенным в заявлении. 

Представитель налоговой инспекции заявленные требования не признала, указала на то, что оспариваемое решение является законным и обоснованным, основания для признания его недействительным отсутствуют, в обоснование своих возражений привела доводы, изложенные в отзыве на заявление.

Как следует из материалов дела, в  соответствии со статьей 93, пунктом 1 статьи 93.1. абзацем  1 пункта 5 ст. 93.1  Налогового кодекса Российской Федерации,  Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы   № 15 по   Иркутской области направила в адрес ООО «АСФ-Братск» требование от 16.09.2020 №11/2901 о представлении документов (информации) в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня получения требований следующих документов  и информации:

1) документы:

1.1    Договоры за 2017-2019 годы, а также заключенные ранее, действие которых распространяется на 2017-2019 годы, со всеми приложениями, дополнениями соглашениями, заключенные с ООО "ДИС" ИНН <***>;

1.2    Счета-фактуры, выставленные и полученные за 2017-2019 годы от ООО  «ДИС» <***>;

1.3    Товарные накладные за 2017-2019 годы полученные и выставленные ООО "ДИС" ИНН <***>;

1.4    Акты выполненных работ (оказанных услуг) за 2017-2019 годы от 00|0 <***>;

1.5    Путевые листы, товарно-транспортные  накладные за 2017-2019 годы по взаимоотношениям с ООО "ДИС" ИНН <***>;

1.6    Акты сверки за 2017-2019 годы с ООО "ДИС" ИНН <***>;

1.7    Акты зачетов взаимных требований за 2017-2019 годы с ООО "ДИС"  ИНН <***>;

1.8 Другие первичные документы, оформленные с каждой сделкой за 2017-2019 годы по взаимоотношениям  с ООО «ДИС» ИНН <***>;

1.9 Оборотно-сальдовые ведомости  60, 62 за 2017-2019 годы в  разрезе контрагента ООО "ДИС" ИНН <***>;

1.10 Карточки счетов 60, 62 за 2017-2019 годы в разрезе контрагента ООО "ДИС" ИНН <***>, в связи с проведением выездной налоговой проверки ООО "ПКК", контрагентом которого является ООО "ДИС" ИНН <***>, которое в период 2017-2019 годов производило перечисление денежных средств на счета ООО "АСФ-БРАТСК". Срок представления документов по требованию - 02.10.2020.

Требование о представлении документов (информации) от 16.09.2020 № 11/2901 направлено по телекоммуникационным каналам связи 17.09.2020 и получено ООО «АСФ-Братск» 25.09.2020.

ООО «АСФ-Братск» направлены в адрес налогового органа пояснения на Требование от 16.09.2020 № 11/2901 02.10.2020 №07, в которых общество сообщило, что взаимоотношений между ООО «АСФ-Братск» и ООО «ПКК» в период 2017-2019гг. не было. Информацией и документами о взаимоотношениях между ООО «ПКК» и ООО «ДИС» ИНН <***> в период 2017-2019 гг. не обладают.

Установив не представление Обществом  документов по требованию, Инспекция в отношении заявителя составила акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах от16.10.2020 №11/12369, на основании которого налоговым органом принято решение  от 08.12.2020 о привлечении ООО «АСФ-Братск» к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 2500 руб. (с учетом смягчающих ответственность обстоятельств).

Не согласившись с решением инспекции, ООО «АСФ-Братск» обжаловал его
в вышестоящий налоговый орган.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области            от 20.01.2021 № 26-18/000757@ жалоба ООО «АСФ-Братск» оставлена без удовлетворения.

Заявитель, считая решение инспекции незаконным, необоснованным и нарушающим его права и законные интересы, обратился в суд с настоящим заявлением.

Суд исследовал материалы дела, выслушал представителей сторон и пришел
к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Предмет судебной проверки и оценки представленных сторонами доказательств определен частью 4 статьи 200 АПК РФ, согласно которой при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, который принял акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 93.1 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).

Следовательно, документы и информация о налогоплательщике может быть запрошена не только у непосредственных контрагентов проверяемого налогоплательщика, но и у иных лиц, если такие лица могут располагать какими-либо сведениями о деятельности проверяемого налогоплательщика. При этом налоговое законодательство, учитывая положения статей, регламентирующих порядок проведения выездной налоговой проверки (статьи 82, 89, 93 и 93.1 НК РФ), а также правовую позицию Верховного Суда РФ, изложенную в определении от 17.09.2014 N 306-КГ14-1989, не содержат оснований для ограничения возможности истребования налоговым органом документов только по первому контрагенту проверяемого налогоплательщика. Также отсутствует запрет на истребование документов по цепочке сделок, связанных с первичной сделкой, у последующих организаций (контрагентов второго, третьего и последующего звена).

В силу пункта 5 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации лицо, получившее требование о представлении документов (информации), исполняет его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок сообщает, что не располагает истребуемыми документами (информацией).

Форма требования о представлении документов (информации) утверждена Приказом ФНС России от 07.11.2018г. № ММВ-7-2/628@ "Об утверждении форм документов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки, требований к документам, представляемым в налоговый орган на бумажном носителе, порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов, требований к составлению акта налоговой проверки, требований к составлению акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации)".

Отказ лица от представления истребуемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную статьей 126 настоящего Кодекса (пункт 6 статьи 93.1 НК РФ), в виде взыскания штрафа с организации в размере десяти тысяч рублей (пункт 2 статьи 126 НК РФ).

В соответствии с пунктом 2 статьи 126 НК РФ непредставление в установленный срок налоговому органу сведений о налогоплательщике (плательщике страховых взносов), отказ лица представить имеющиеся у него документы, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации, со сведениями о налогоплательщике (плательщике страховых взносов) по запросу налогового органа либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушений законодательства о налогах и сборах, предусмотренных статьями 126.1 и 135.1 НК РФ влечет взыскание штрафа с организации в размере десяти тысяч рублей.

Как полагает заявитель, из текста требования 16.09.2020 № 11/2901  следовало, что налоговый орган  запрашивает  документы ООО «ДИС», касающиеся деятельности ООО ППК». В связи с чем,  ООО «АСФ-Братск» в течении  срока, предусмотренного законом,  направило в адрес налогового органа пояснения на Требование от 16.09.2020 № 11/2901 02.10.2020 №07, в которых общество сообщило, что взаимоотношений между ООО «АСФ-Братск» и ООО «ПКК» в период 2017-2019гг. не было. Информацией и документами о взаимоотношениях между ООО «ПКК» и ООО «ДИС» ИНН <***> в период 2017-2019 гг. не обладает.

Вместе с тем, как следует из материалов дела, в рамках проведения выездной налоговой проверки в отношении  ООО «ППК»  за период  с 2017 по 2019 гг., налоговым органом при исследовании расчетного счета контрагента (ООО ДИС») проверяемого лица (ООО «ППК») установлено перечисление денежных средств в адрес ООО «АСФ-Братск», в связи, с чем у инспекции возникла обоснованная необходимость в получении  у ООО «АСФ-Братск» как у лица, располагающего документами (информацией) по взаимоотношениям ООО «ДИС» и ООО «АСФ-Братск».

25.09.2020 налоговым органом по телекоммуникационным каналам связи в адрес  ООО «АСФ-Братск» направлено 17.09.2020 требование о представлении документов (информации) от 16.09.2020 № 11/2901 и получено последним 25.09.2020.

В требования указан перечень документов, истребуемых у заявителя в отношении финансово-хозяйственной деятельности между ООО «ДИС» и ООО «АСФ-Братск», с указанием на необходимость  истребования документов и информации в связи с проведением выездной налоговой проверки ООО «ППК», контрагентом которого является ООО «ДИС», которое в период 2017-2019 годов производило перечисление денежных средств на счета ООО «АСФ-Братск», период, за который истребуются документы и информация, а также указаны наименование и ИНН организации, в отношении которой необходимо представить документы.

Следовательно, требование от 16.09.2020 № 11/2901  соответствует положениям статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации и форме, утвержденной приказом ФНС России от 07.11.2018г. № ММВ-7-2/628@.

Довод заявителя о том, что информация и документы  истребовалась в отношении взаимоотношений ООО «ППК» и ООО «АСФ-Братск», а также ООО «ППК» и  ООО «ДИС» не принимается судом во внимание, поскольку из содержания требования от 16.09.2020 № 11/2901   следует, что налоговым органом истребовались документы и информация относительно взаимоотношений ООО «ДИС» и ООО «АСФ-Братск» за период  2017-2019 года.

Таким образом, суд соглашается с выводами налогового органа, изложенных  в оспариваемом решении, что обществом допущено нарушение установленной пунктом 5 статьи 93.1 НК РФ обязанности по представлению документов и сведений, которыми ООО «АСФ-Братск» располагало. Заявлений о необходимости предоставления дополнительного срока для подготовки документов в налоговый орган не поступало. Нарушение срока исполнения требования налогового органа влечет ответственность по статье 126 НК РФ, которая была обоснованно применена при вынесении оспариваемого решения.

В нарушение пункта 5 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации требование от 16.09.2020 № 11/2901  предпринимателем не исполнено.

В соответствии с пунктом 6 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации отказ лица от представления истребуемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную статьей 126 названного Кодекса.

Согласно пункту 2 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации непредставление в установленный срок налоговому органу сведений о налогоплательщике (плательщике страховых взносов), отказ лица представить имеющиеся у него документы, предусмотренные настоящим Кодексом, со сведениями о налогоплательщике (плательщике страховых взносов) по запросу налогового органа либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушений законодательства о налогах и сборах, предусмотренных статьями 126.1 и 135.1 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа с организации или индивидуального предпринимателя в размере десяти тысяч рублей, с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, - в размере одной тысячи рублей.

При вынесении оспариваемого решения инспекцией установлено, что ООО «АСФ-Братск»,   ранее к налоговой ответственности за аналогичное правонарушение не привлекался, отсутствие задолженности по  налогам, приняты во внимание обстоятельства распространения коронавирусной инфекции,  в связи, с чем инспекция снизила размер штрафа в 4 раза, сумма штрафа к уплате в бюджет составила 2500 руб. Основания для снижений  штрафа судом не установлено, соответствующих ходатайств о обществом не заявлено.       

При таких обстоятельствах решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы   № 15 по   Иркутской области № 11/1355 от 08.12.2020 о привлечении ООО «АСФ-Братск» к ответственности по пункту 2 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации является законным и обоснованным.

В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что требования заявителя об отмене решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы   № 15 по   Иркутской области № 11/1355 от 08.12.2020 удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд
в течение месяца со дня его принятия.

Судья                                                                                                        О.Л. Зволейко