ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-3756/15 от 20.05.2015 АС Иркутской области

  АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, д. 36А, тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск                                                                                                  Дело № А19-3756/2015

« 20 » мая 2015 г.

Резолютивная часть решения объявлена 20 мая 2015 г.

Решение в полном объеме изготовлено 20 мая 2015 г.

Арбитражный суд  Иркутской области в составе судьи  Поздняковой Н.Г.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Козловой Е.Н.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Энергия» (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 664011, <...>)

к Службе государственного жилищного надзора Иркутской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 664007, <...>)

о признании незаконным и отмене постановления от 26.11.2014 № 1-1343/14,

при участии в заседании

от заявителя: ФИО1 - представитель по доверенности от 25.11.2014 № 2014/93;

от административного органа, принявшего оспариваемый акт: не явились;

                                                                          установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Энергия» (далее – ООО «УК «Энергия») обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Службы государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области (ныне - Служба государственного жилищного надзора Иркутской области) от 26.11.2014 № 1-1343/14.

Представитель заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержал.

Служба государственного жилищного надзора Иркутской области, надлежащим образом извещенная о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направила, в представленном отзыве требования заявителя не признала.  

Из материалов дела следует, что ООО «УК «Энергия» зарегистрировано в качестве юридического лица 22.10.2012 за основным государственным регистрационным номером <***>. 

Службой государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области в связи с обращениями собственников жилых помещений многоквартирного дома по адресу: г. Иркутск, микрорайон «Приморский», 26, поступившими в Комитет по управлению Свердловским округом г. Иркутска 13.10.2014 и в прокуратуру Свердловского района г. Иркутска 14.10.2014, была  проведена проверка, в ходе которой установлено следующее.

В период с 17.06.2013 по 30.09.2014 в управлении ООО «УК «Энергия» находился многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Иркутск, микрорайон «Приморский», 26, в соответствии с договором управления, заключенным обществом с собственниками помещений указанного многоквартирного дома.

В соответствии с протоколом от 28.08.2014 очередного собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Иркутск, микрорайон «Приморский», 26, собственниками многоквартирного дома принято решение о досрочном расторжении договора управления указанным домом с действующей управляющей организацией ООО «УК «Энергия» и о заключении договора управления с Обществом с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Приморский» (далее – ООО «УК «Приморский»).

Уведомлением от 05.09.2014 собственники жилых помещений указанного многоквартирного дома уведомили ООО «УК «Энергия» о досрочном расторжении договора управления (вручено 05.09.2014, вх. № 500/252). К уведомлению собственники приложили протокол общего собрания от 28.08.2014 и реестр собственников многоквартирного дома, подтвердивших в письменной форме свое решение о досрочном расторжении договора с ООО «УК «Энергия».

Письмом от 19.09.2014 собственники помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Иркутск, микрорайон «Приморский», 26, уведомили ООО «УК «Энергия» о передаче в срок до 30.09.2014 технической документации на многоквартирный дом, лицевых счетов, ключей от мест общего пользования (вручено 19.09.2014, вх. № 500/289).  

 Установив, что на момент проведения проверки техническая документация на многоквартирный дом № 26 в микрорайоне Приморский г. Иркутска и иные связанные с управлением таким многоквартирным домом документы не переданы обществом ни собственникам помещений, ни вновь выбранной управляющей организаций, по данному факту 28.10.2014 должностным лицом Службы государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области в отношении ООО «УК «Энергия» составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 7.23.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Заместителем руководителя Службы государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении № 1-1343/14 вынесено постановление от 26.11.2014 № 1-1343/14, согласно которому ООО «УК «Энергия» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.23.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 руб.

ООО «УК «Энергия», полагая, что постановление административного органа не соответствует требованиям закона и нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В судебном заседании 13.05.2015, в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ, был объявлен перерыв до 10 часов 20 минут 20.05.2015. После перерыва в судебное заседание явились: представитель заявителя ФИО1

Выслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса РФ судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.

В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.

Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истек ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

В соответствии со статьей 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, установлена административная ответственность.

Федеральным законом от 05.05.2014 № 121-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» в КоАП РФ внесены изменения, согласно которым данный Кодекс дополнен статьей 7.23.2, устанавливающей ответственность за нарушение требований законодательства о передаче технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов. 

Согласно части 1 статьи 7.23.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях воспрепятствование деятельности по управлению многоквартирным домом, выразившееся в отказе от передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов управляющей организации, товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу, жилищно-строительному кооперативу, иному специализированному потребительскому кооперативу или одному из собственников помещений в многоквартирном доме, либо в уклонении от передачи таких документов указанным лицам, либо в нарушении предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами порядка и сроков передачи указанных документов, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Субъектами указанного правонарушения являются лица, на которых возложена обязанность по передаче технической документации на многоквартирный дом, то есть управляющий домом, утративший соответствующие полномочия.

Согласно пункту 9 статьи 161 Жилищного кодекса РФ многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.

В силу указанной нормы с момента избрания новой управляющей организации обязательства прежней управляющей организации по управлению многоквартирным домом прекращаются.

Пунктом 8 статьи 162 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляется в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Гражданское законодательство допускает одностороннее изменение и расторжение договора, если это предусмотрено Гражданским кодексом, иными законами или договором (статья 450 Гражданского кодекса Российской Федерации).

На основании части 8.2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, и принять решение о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления данным домом.

При этом, момент прекращения обязательства из договора управления многоквартирным домом в случае одностороннего отказа от его исполнения законодателем не определен.

Согласно пункту 18 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 416 (далее - Правила № 416), в случае принятия собранием решения о смене способа управления многоквартирным домом, истечения срока договора управления многоквартирным домом или досрочного расторжения такого договора уполномоченное собранием лицо, орган управления товарищества или кооператива в течение 5 рабочих дней направляет организации, ранее управлявшей таким домом, а также в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление регионального государственного жилищного надзора, орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление муниципального жилищного контроля (далее - орган государственного жилищного надзора (орган муниципального жилищного контроля), уведомление о принятом на собрании решении с приложением копии этого решения.

Указанное уведомление должно содержать наименование организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, ее адрес, а в случае непосредственного управления собственниками помещений в таком доме - сведения об одном из собственников, указанном в решении собрания о выборе способа управления многоквартирным домом.

Пунктом 19 данных Правил установлено, что организация, ранее управлявшая многоквартирным домом и получившая предусмотренное пунктом 18 настоящих Правил уведомление, передает в порядке, предусмотренном пунктом 22 настоящих Правил, техническую документацию на многоквартирный дом, иные документы, связанные с управлением многоквартирным домом, а также сведения, указанные в подпункте «б» пункта 4 настоящих Правил, организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, органу управления товарищества или кооператива либо в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме одному из собственников, указанному в решении собрания о выборе способа управления многоквартирным домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в этом доме по акту приема-передачи не позднее срока, установленного частью 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В силу пункта 22 Правил № 416 организация, ранее управлявшая многоквартирным домом, любым способом, позволяющим достоверно установить, что сообщение исходит от указанной организации, а также подтвердить его получение, уведомляет о дате (не ранее чем через 7 дней со дня направления сообщения), времени и месте передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением этим домом документов организацию, выбранную собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, орган управления товарищества или кооператива либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в этом доме одного из собственников, указанного в решении собрания о выборе способа управления этим домом. Передача технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением этим домом документов осуществляется по акту приема-передачи, который должен содержать сведения о дате и месте его составления и перечень передаваемых документов.

Согласно части 10 статьи 162 Жилищного кодекса РФ управляющая организация за 30 дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.

Следовательно, обязанность по передаче технической документации на многоквартирный дом должна быть исполнена управляющей компанией до истечения 30 дней до даты прекращения договора управления многоквартирным домом.

Системный анализ указанных положений, позволяет прийти к выводу о том, что при одностороннем отказе от исполнения договора управления многоквартирным домом и выборе новой управляющей организации, собственники данного дома должны учитывать установленные Жилищным кодексом Российской Федерации и Правилами № 416 порядок и сроки расторжения ранее действующих договоров управления и своевременно обеспечивать направление уведомлений о расторжении таких договоров управляющей организации, в том числе для того, чтобы данная управляющая организация имела возможность, в свою очередь, исполнить вышеуказанные требования действующего законодательства, в том числе передать вновь выбранной управляющей организации соответствующие документы на управление многоквартирным домом с учетом срока, установленного частью 10 статьи 162 Жилищного кодекса РФ.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.23.2 КоАП РФ, может быть выражена:

в отказе от передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов управляющей организации, товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу, жилищно-строительному кооперативу, иному специализированному потребительскому кооперативу или одному из собственников помещений в многоквартирном доме;

в уклонении от передачи таких документов указанным лицам;

в нарушении предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами порядка и сроков передачи указанных документов.

В данном случае из оспариваемого постановления следует, что заявителю вменен в вину  отказ от передачи технической документации, поскольку в тексте постановления указано на факт непередачи документов по состоянию на дату принятия постановления. Между тем, судом установлено, что отказ ООО «УК «Энергия» от передачи технической документации на многоквартирный дом, не имел места. Так, в частности, из письма председателя общего собрания собственников жилых помещений МКД №26 от 19.11.2014, переданного в Службу 20.11.2014, следует, что ООО «УК «Энергия» передала собственникам помещений всю техническую документацию, претензий собственники не имеют. Из актов приема-передачи документов, датированных 19.11.2014, 21.11.2014 также следует факт передачи документов.

Доказательств того, что имело место уклонение от передачи документации административным органом не представлено и в оспариваемом постановлении такие действия как уклонение от передачи документов соответствующим лицам не вменялись в вину ООО «УК «Энергия». Более того, из материалов дела следует, что ООО «УК «Энергия» письмом от 27.10.2014 №500/03/425 предлагало ООО «Приморский» явиться для передачи технической документации на многоквартирный дом №26 в микрорайоне Приморский г. Иркутска.

В части нарушения порядка и срока, установленного действующим законодательством, для передачи технической документации и иной документации, связанной с управлением многоквартирными домами, суд установил следующие обстоятельства.

В соответствии с протоколом очередного собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Иркутск, микрорайон «Приморский», 26, от 28.08.2014, указанными собственниками принято решение о досрочном расторжении договора управления указанным домом с действующей управляющей организацией ООО «УК «Энергия» и о заключении договора управления с ООО «УК «Приморский». При этом, протокол собрания не содержит информации о том, с какого момента прекращаются правоотношения с ООО «УК «Энергия» и начинаются правоотношения с ООО «УК «Приморский».

В материалах дела об административном правонарушении отсутствуют какие-либо  сведения о дате, с которой ООО «УК «Приморский» приступает к исполнению своих обязанностей по управлению многоквартирным домом (договор управления).

Как следует из текста оспариваемого постановления, многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Иркутск, микрорайон «Приморский», 26, находился в управлении ООО «УК «Энергия» в период с 17.06.2013 по 30.09.2014.

Из письма председателя общего собрания собственников жилых помещений МКД №26 от 19.11.2014, адресованного директору ООО «УК «Энергия», следует, что дом №26 переходит на обслуживание ООО «УК «Приморский» с 01.12.2014, в связи с чем, собственники просят назначить дату, время и место передачи документов на жилой дом.

Административным органом не устанавливалась документарно  дата перехода дома на обслуживание другой управляющей организации, соответствующий доказательства в материалах дела отсутствуют.

Уведомлениями от 08.09.2014, направленными в адрес ООО «УК «Приморский», собственники помещений многоквартирного дома по адресу: г. Иркутск, микрорайон «Приморский» сообщили о досрочном расторжении договора управления с ООО «УК «Энергия», и просили заключить с ними с 01.10.2014 договор управления многоквартирным домом (вручены 08.09.2014, вх. № 791, № 844).

Исходя из указанной даты прекращения полномочий ООО «УК «Энергия» по управлению многоквартирным домом (30.09.2014), в силу пункта 10 статьи 162 Жилищного кодекса РФ у ООО «УК «Энергия» возникла обязанность по передаче технической документации на вышеуказанный многоквартирный дом в срок до 31.08.2014.

Учитывая, что уведомление о смене управляющей организации вручено ООО «УК «Энергия» 05.09.2014, у заявителя отсутствовала объективная возможность по соблюдению срока, установленного пунктом 10 статьи 162 Жилищного кодекса РФ, для передачи вновь выбранной управляющей организации соответствующих документов на управление многоквартирным домом (до истечения 30 дней до даты прекращения договора управления многоквартирным домом, т.е. до 31.08.2014).

Данные факты не устанавливались  административным органом при определении вины лица, привлекаемого к административной ответственности. 

Из положений части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что объективное вменение, т.е. привлечение лица к ответственности без установления его вины, действующим законодательством запрещено.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.

В нарушение требований статьи 65, 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ, доказательств вины общества в несвоевременной передачи документов административный орган суду не представил.

Согласно пункту 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению,основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

В соответствии с пунктом 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

 Оценивая представленные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд полагает, что Служба государственного жилищного надзора Иркутской области не представила суду доказательств, подтверждающих вину общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения.

Письмом от 27.10.2014 № 500/03/425 ООО «УК «Энергия» сообщило вновь выбранной управляющей организации - ООО «УК «Приморский» о своей готовности  передать техническую документацию, об отсутствии факта поступления от ООО «Приморский» информации о готовности принять техническую документацию, просило явиться по адресу ООО «УК «Энергия» для передачи технической документации на многоквартирный дом, расположенный по адресу: <...>.

В письме от 17.11.2014, адресованном ООО «УК «Приморский», собственники многоквартирного дома просили вновь избранную управляющую компанию сообщить о принятии с 01.12.2014 на обслуживание дома № 26 в микрорайоне Приморский г. Иркутска.

В письме от 19.11.2014 собственники многоквартирного дома по адресу: г. Иркутск, микрорайон «Приморский», 26, во исполнение решения общего собрания собственников от 28.08.2014, уведомили ООО «УК «Энергия» о приеме дома на обслуживание с 01.12.2014 управляющей компанией - ООО «УК «Приморский», просили назначить дату, время и место передачи представителю собственников жилых помещений ФИО2 технической документации и ключей от мест общего пользования с целью их последующей передачи в ООО «УК «Приморский» (вручено 19.11.2014, вх. № 500/511).

Названное уведомление, содержащее дату, с которой ООО «УК «Энергия» прекращает, а ООО «УК «Приморский» приступает к управлению многоквартирным домом (01.12.2014), также направлено заявителю собственниками данного дома несвоевременно, без учета установленных Жилищным кодексом РФ и Правилами № 416 порядка и сроков расторжения ранее действующих договоров управления, в связи с чем, заведомо не могла быть обеспечена возможность управляющей организации исполнить вышеуказанные требования действующего законодательства, в том числе передать вновь выбранной управляющей организации соответствующие документы на управление многоквартирным домом с учетом срока, установленного частью 10 статьи 162 Жилищного кодекса РФ.

 Согласно актам приема-передачи от 19.11.2014 № 1, от 21.11.2014 б/н, от 04.12.2014 б/н директором ООО «УК «Энергия» председателю Совета многоквартирного дома ФИО2 переданы следующие документы на дом № 26 в микрорайоне Приморский г. Иркутска: информация по лицевым счетам, ведомости по лицевым счетам, технический паспорт, акт технического осмотра многоквартирного дома, акт состояния имущества собственников помещений в многоквартирном доме от 22.10.2014, план работ по текущему ремонту на 2015 год, паспорт готовности дома к эксплуатации в зимних условиях, акт технической готовности теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителей.

Факт передачи 19.11.2014 обществом «УК «Энергия» собственникам жилых помещений многоквартирного дома имеющейся технической документации подтвержден уведомлением от 19.11.2014, направленным председателем Совета многоквартирного дома в Службу государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области, и полученным Службой согласно штампу входящей корреспонденции 20.11.2014.

Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии в данном случае доказательств совершения ООО «УК «Энергия» административного правонарушения,  предусмотренного частью 1 статьи 7.23.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.   

При таких обстоятельствах, заявленные требования ООО «УК «Энергия» о признании незаконным и отмене постановления от 26.11.2014 № 1-1343/14 подлежат удовлетворению.

Руководствуясь  статьями   167-170,   211   Арбитражного    процессуального  кодекса РФ, арбитражный суд

решил:

заявленные требования Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Энергия» удовлетворить.  

Признать незаконным и отменить полностью постановление по делу об административном правонарушении от 26.11.2014 № 1-1343/14, вынесенное в г. Иркутске заместителем руководителя Службы государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области ФИО3, согласно которому Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Энергия» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.23.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 руб.

 Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия.

 Судья                                                                                                        Н.Г. Позднякова