ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-3782/17 от 06.07.2017 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,

тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск                                                                                                 Дело  №А19-3782/2017

12.07.2017 г.

Резолютивная часть решения объявлена  в судебном заседании  06.07.2017   года.

Решение  в полном объеме изготовлено   12.07.2017  года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Ананьиной Г.В.,

при ведении протокола судебного заседания  помощником судьи Богдановой Е.С., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (127994, г. Москва, ул. Садовая-Сухаревская, д. 16)

к НЕГОСУДАРСТВЕННОМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "СИБИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВА, ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ" (ОГРН 1023801545558, ИНН 3811030058, 664025,  ОБЛАСТЬ ИРКУТСКАЯ, ГОРОД ИРКУТСК, УЛИЦА СУРИКОВА, 21)

об аннулировании лицензии  от 13.04.2011 № 1121 серия ААА 001152

при участии в судебном заседании:

от истца – Алякова Н.А. (представитель по доверенности, паспорт), после перерыва – Красильников А.В. (представитель по доверенности, паспорт),

от ответчика – не явились,

установил:

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (далее - Рособрнадзор) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением об аннулировании Негосударственному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Сибирская академия права, экономики и управления» (далее - Учреждение) лицензию от 13.04.2011 регистрационный номер № 1121, серия ААА 001152, выданной Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.

Представитель истца в судебном заседании требования поддержал.

Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, представителя не направил, представил возражения на заявление, указав на проведение внеплановой проверки без уведомления, что лишило ответчика права в составлении актов и протокола, возможности защищать свои права и интересы.

В судебном заседании 29.06.2017 был объявлен перерыв до 9 час. 50 мин. 06.07.2017. После объявленного перерыва судебное заседание продолжено при участии представителя истца.

Дело, в соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, рассматривается в отсутствие представителя ответчика, по имеющимся в деле материалам, исследовав которые, суд установил следующее.

Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирская академия права, экономики и управления», зарегистрировано в качестве юридического лица за  ОГРН 1023801545558, осуществляло образовательную деятельность на основании лицензии от 13.04.2011 регистрационный номер № 1121, серия ААА 001152, выданной РОСОБРНАДЗОРОМ  сроком действия -  бессрочно.

Как следует из материалов дела, на основании приказа Рособрнадзора от 06.11.2015 № 2029  в период с 10.11.2015 по 07.12.2015 была проведена внеплановая документарная проверка в отношении Учреждения.

В соответствии с пунктом 5 приказа  РОСОБРНАДЗОРА от 06.11.2015 № 2029 задачами данной проверки являлись осуществление контроля за соблюдением лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности; осуществление федерального государственного надзора в сфере образования; осуществление федерального государственного контроля качества образования по имеющим государственную аккредитацию    образовательным программам.

По результатам проверки образовательной деятельности Учреждения были выявлены  нарушения  лицензионных  требований при осуществлении образовательной деятельности и законодательства Российской  Федерации в сфере образования, а также нарушения содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, которые были зафиксированы в акте проверки от 07.12.2015 № 615/ВП/Л/З/К. Акт проверки получен ответчиком 10.12.2015 со всеми приложениями, о чем имеется отметка в акте проверки.

Предписанием от 07.12.2015 № 07-55-571/29-Л/З Учреждению в срок до 14.01.2016 было предписано устранить выявленные нарушения, а также причины, способствующие их совершению. Предписание получено ответчиком 10.12.2015, о чем имеется отметка на предписании, а также подтверждается письмом учреждения от 13.01.2016 о предоставлении отчета о принятых мерах по устранению выявленных нарушений, отраженных в предписании от 07.12.2015.

В целях исполнения предписания от 07.12.2015 № 07-55-571/29-Л/З Учреждением в Рособрнадзор сопроводительным письмом от 13.01.2016 № 01/07 был представлен отчет о принятых мерах по устранению выявленных нарушений лицензионных требований, законодательства Российской Федерации в области образования.

На основании приказа Рособрнадзора от 07.06.2016 № 891 в отношении Учреждения в период с 27.06.2016  по 22.07.2016 была проведена внеплановая документарная проверка с целью проверки исполнения предписания от 07.12.2015 № 07-55-571/29-Л/З.

По результатам проверки, с учетом представленных ответчиком документов, был установлен факт исполнения предписания от 07.12.2015 № 07-55-571/29-Л/З не в полном объеме, а именно:

1. В нарушение подпункта «д» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966 у заведующих кафедрами отсутствуют  документы, подтверждающие наличие ученой степени; в личных делах заведующих кафедрами отсутствуют копии приказов о замещении должностей заведующего кафедрой, а также копии выписок из протоколов заседаний ученого совета лицензиата.

Учреждением предоставлены материалы: документ об образовании; документы по результатам выборов на должность зав.кафедрами; заявление претендентов для участия в конкурсе с копиями документов; приказ о реорганизации инженерно-технологического института; приказ о реорганизации кафедры хореографии; приказы о приеме на работу; протокол коллегиального органа управления.

По результатам анализа представленных материалов, установлено, что у заведующих кафедрами (Сутурин М.А., Зеленская Т.В., Стерхов П.А., Чувашаев Д.Д.) отсутствуют  в личных делах документы, подтверждающие наличие ученой степени. Нарушение не устранено.

2. В нарушение пункта 3 Положения о порядке замещения должностей научно-педагогических работников, утв. приказом Минобрнауки России от 04.12.2014 № 1536, п.п. 3, 10, 14 Положения о порядке замещения должностей научно-педагогических работников, утв. Приказом Минобрнауки России от 23.07.2015 № 749,  заключению договоров не предшествовал конкурсный отбор; лицензиатом не представлены копии приказов, копии выписок из протоколов заседаний ученого совета лицензиата.

Учреждением предоставлены материалы: документ об образовании; документы по результатам выборов на должность зав.кафедрами; заявление претендентов для участия в конкурсе с копиями документов; приказ о реорганизации инженерно-технологического института; приказ о реорганизации кафедры хореографии; приказы о приеме на работу; протокол коллегиального органа управления.

По результатам анализа представленных материалов, установлено, что лицензиатом не представлена копия приказа Ректора «Об объявлении конкурса» (п. 2.2 Положения о порядке замещения должностей педагогических работников в НОУ ВПО «САПЭУ», принятого Ученым советом протокол № 1 от 11.09.2015, утв. Ректором НОУ ВПО САПЭУ О.В. Апостоловым от 11.09.2015). Нарушение не устранено.

3. В нарушение пункта 3  Положения  о  порядке  замещения должностей научно-педагогических работников, утв. приказом Минобрнауки России от 04.12.2014 №    1536,   п.п. 3, 10, 14 Положения о порядке замещения должностей научно-педагогических работников, утв. Приказом Минобрнауки России от 23.07.2015 № 749, переводу  на  должность  научно-педагогического работника не предшествовал конкурсный отбор, отсутствуют копии приказов, копии выписок из протоколов заседаний ученого совета лицензиата.

Учреждением предоставлены материалы: документ об образовании научных работников; должностные инструкции научных работников; индивидуальные планы научных работников; приказы о приеме на работу научных работников; справка – объявление конкурса на замещение должностей научных работников; справка-рейтинг претендентов на должность научных работников; справки с основного места работы; трудовые договоры научных сотрудников; штатное расписание (научные работники).

По результатам анализа представленных материалов, установлено, что лицензиатом не представлена копия приказа Ректора «Об объявлении конкурса научно-педагогических работников. Нарушение не устранено.

Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 22.07.2016 № 259/ВП/КП/Л/З.

По факту неисполнения выданного Рособрнадзором предписания от 07.12.2015 № 07-55-571/29-Л/З был составлен протокол от 27.07.2016 № АП-259/ВП/КП/Л/З-1.19.5 по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ в отношении ректора Учреждения Апостолова О.В.

Постановлением Мирового судьи 7-го судебного участка Кировского судебного района города Иркутска от 11.11.2016 по делу об административном правонарушении № 5-427/16 ректор Учреждения был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.

Повторным предписанием от 22.07.2016 № 07-55-261/44-Л-ПП Учреждению было предписано в срок до 15.08.2016 устранить выявленные нарушения, а также причины, способствующие их совершению, представить в Рособрнадзор отчет об исполнении предписания с приложением документов, подтверждающих исполнение предписания, в срок до 15.08.2016.

Предписание и акт проверки получены учреждением 12.08.2016, что следует из почтового уведомления 12799401607356.

В связи с привлечением ректора Учреждения к административной ответственности,  неисполнением повторного предписания от 22.07.2016 № 07-55-261/44-Л/ПП, распоряжением Рособрнадзора от 30.01.2017 № 179-07 действие лицензии Рособрнадзора на осуществление образовательной деятельности от 13.04.2011, регистрационный № 1121, серия ААА № 001152, выданной Учреждению, приостановлено.

В связи с неисполнением учреждением повторного предписания (акт проверки документов и сведений от 17.01.2017), руководствуясь положениями ч.8 ст. 93 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Рособрнадзор обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением об аннулировании лицензии.

Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование (далее - отношения в сфере образования) регулируются Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании).

В силу положений части 1 статьи 91 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством РФ о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных данной статьей.

Так, в соответствии с подпунктом 40 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" образовательная деятельность подлежит лицензированию.

Согласно п. 18 ст. 2 Закона об образовании образовательная организация - некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.

Из материалов дела следует, что Учреждению была выдана РОСОБРНАДЗОРОМ лицензия от 13.04.2011 регистрационный номер № 1121, серия ААА 001152, на право ведения образовательной деятельности в соответствии с приложением, сроком действия – бессрочно.

Порядок лицензирования образовательной деятельности установлен Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 N 966 (далее - Положение о лицензировании).

Пунктом 6 Положения о лицензировании установлены лицензионные требования к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности, в том, числе, наличие разработанных и утвержденных организацией, осуществляющей образовательную деятельность, образовательных программ в соответствии со статьей 12 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"; наличие в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам.

В соответствии с частью 2 статьи 46 Закона об образовании постановлением Правительства РФ от 08.08.2013 № 678 утверждена номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, согласно которой к должности педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу, отнесена должность заведующий кафедрой (раздел 1).

Приказом Минздравсоцразвития РФ от 11.01.2011 № 1н утвержден Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования", согласно которому требованиями к квалификации заведующего кафедрой относится, в том числе, наличие ученой степени и ученого звания.

Статьей 332 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрены особенности заключения и прекращения трудового договора с работниками организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ, в частности, заключению трудового договора на замещение должности педагогического работника, относящегося к профессорско-преподавательскому составу, в организации, осуществляющей образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ, а также переводу на такую должность предшествует избрание по конкурсу на замещение соответствующей должности.

Порядок и условия замещения должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, в организации, осуществляющей образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ (далее соответственно - педагогические работники, организация), и заключения с ними трудовых договоров на неопределенный срок или на определенный срок не более пяти лет определены Положением о порядке замещения должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, утв. приказом Минобрнауки России от 23.07.2015 № 749 (далее – Положение).

Согласно пункту 3 Положения заключению трудового договора на замещение должности педагогического работника в организации, а также переводу на такую должность предшествует избрание по конкурсу на замещение соответствующей должности.

Конкурс объявляется руководителем организации (уполномоченным им лицом) на сайте организации не менее чем за два месяца до даты его проведения (п. 9 Положения). В организации должны быть созданы условия для ознакомления всех работников с информацией о проведении конкурса.

В объявлении о проведении конкурса на сайте организации указываются: перечень должностей педагогических работников, на замещение которых объявляется конкурс; квалификационные требования по должностям педагогических работников; место (адрес) приема заявления для участия в конкурсе; срок приема заявления для участия в конкурсе (не менее одного месяца со дня размещения объявления о конкурсе на сайте организации); место и дата проведения конкурса.

В организации должны быть созданы условия для ознакомления всех работников с информацией о проведении конкурса.

В соответствии с п. 10 Положения претендент не допускается к конкурсу в случае: несоответствия представленных документов требованиям, предъявляемым по соответствующей должности; непредставления установленных документов; нарушения установленных сроков поступления заявления.

Согласно п. 14 Положения решение по конкурсу принимается коллегиальным органом управления путем тайного голосования и оформляется протоколом.

Как следует из материалов дела, заявителем в ходе проверки, проведенной в 2015 году, установлено в том, числе, что в нарушение указанных требований у заведующих кафедрами (Сутурин М.А., Зеленская Т.В., Стерхов П.А., Чувашаев Д.Д.) отсутствуют  в личных делах документы, подтверждающие наличие ученой степени; отсутствует приказ Ректора «Об объявлении конкурса» (п. 2.2 Положения о порядке замещения должностей педагогических работников в НОУ ВПО «САПЭУ», принятого Ученым советом протокол № 1 от 11.09.2015, утв. Ректором НОУ ВПО САПЭУ О.В. Апостоловым от 11.09.2015); отсутствует приказ Ректора «Об объявлении конкурса научно-педагогических работников».

Выявленные нарушения не были устранены учреждением при исполнении предписания от 07.12.2015 № 07-55-571/29-Л/З; повторное предписание 22.07.2016 № 07-55-261/44-Л-ПП учреждением в указанной части также не исполнено. Подтверждение исполнения предписания не было представлено суду. Определением суда от 11.05.2017 ответчику предлагалось представить доказательства исполнения предписания. Определение суда учреждением не исполнено, представленные возражение и отчет 2016 г. не содержит сведений об устранении указанных нарушений.

В силу ч. 1 ст. 93 Закона об образовании государственный контроль (надзор) в сфере образования включает в себя федеральный государственный контроль качества образования и федеральный государственный надзор в сфере образования, осуществляемые уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные Российской Федерацией полномочия по государственному контролю (надзору) в сфере образования (далее - органы по контролю и надзору в сфере образования).

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования и науки является Рособрнадзор (Положение о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.07.2013 № 594 (далее – Положение)).

В соответствии с Положением Рособрнадзор осуществляет следующие полномочия, в частности,  федеральный государственный надзор в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования; федеральный государственный контроль качества образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную    аккредитацию   образовательным   программам   высшего образования, в     соответствии     с     федеральными     государственными образовательными стандартами (пункт 5.2 Положения); контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования (пункт 5.9 Положения).

К отношениям, связанным с осуществлением государственного контроля (надзора) в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом (ч. 4 ст. 93 Закона об образовании).

Согласно пункту 3 части 2 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ, п. 5 ч. 10 ст. 19 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» внеплановая выездная проверка лицензиата проводится на основании приказа (распоряжения), изданного лицензирующим органом в соответствии с поручением   Президента   Российской   Федерации   или Правительства Российской Федерации.

В случае выявления нарушения требований законодательства об образовании соответствующий орган по контролю и надзору в сфере образования выдает органу или организации, допустившим такое нарушение, предписание об устранении выявленного нарушения. Указанный в предписании срок его исполнения не может превышать шесть месяцев (ч. 6 ст. 93 Закона об образовании).

В случае неисполнения указанного в части 6 настоящей статьи предписания (в том числе, если отчет, представленный органом или организацией, допустившими такое нарушение, не подтверждает исполнение предписания в установленный им срок или этот отчет до истечения срока исполнения предписания не представлен) орган по контролю и надзору в сфере образования возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, выдает повторно предписание об устранении ранее не устраненного нарушения и запрещает прием в данную организацию полностью или частично. Срок исполнения выданного повторно предписания не может превышать три месяца (ч. 7 ст. 93 Закона об образовании)

До истечения срока исполнения выданного повторно предписания орган по контролю и надзору в сфере образования должен быть уведомлен органом или организацией об устранении нарушения требований законодательства об образовании с приложением документов, содержащих сведения, подтверждающие исполнение указанного предписания. В течение тридцати дней после получения такого уведомления орган по контролю и надзору в сфере образования проводит проверку содержащейся в нем информации. Прием в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, возобновляется по решению органа по контролю и надзору в сфере образования со дня, следующего за днем подписания акта проверки, устанавливающего факт исполнения выданного повторно предписания, или со дня, следующего за днем вступления в законную силу судебного акта о прекращении производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В случае вынесения судом решения о привлечении организации, осуществляющей образовательную деятельность, и (или) должностных лиц этой организации к административной ответственности за неисполнение в установленный срок указанного в части 6 настоящей статьи предписания и в случае неустранения нарушений требований законодательства об образовании в установленный органом по контролю и надзору в сфере образования срок исполнения выданного повторно предписания орган по контролю и надзору в сфере образования приостанавливает действие лицензии на осуществление образовательной деятельности этой организации полностью или частично и обращается в суд с заявлением об аннулировании такой лицензии (ч. 8 ст. 93 Закона об образовании).

В рамках исполнения поручения Правительства Российской Федерации от 23.12.2014 № ОГ-П8-9429 Рособрнадзором был издан приказ от 18.02.2015 № 188   «О   проведении   внеплановых   проверок   организаций   высшего образования», согласно пункту 1 которого Рособрнадзору необходимо   провести   мероприятия   по   контролю   в   отношении образовательных организаций, выполнивших менее 4 показателей мониторинга эффективности образовательных организаций высшего образования, а также не предоставивших сведения для оценки эффективности деятельности, согласно протоколу заседания Межведомственной комиссии по проведению мониторинга эффективности образовательных организаций высшего образования от 03.06.2014 № ДЛ-25/05пр (далее - протокол заседания Межведомственной комиссии).

В соответствии с пунктом 5 протокола заседания Межведомственной комиссии   Рособрнадзору   также   поручено   провести   мероприятия   по государственному контролю (надзору) в сфере образования за деятельностью образовательных организаций высшего образования и их лицензионному контролю в отношении образовательных организаций, указанных в приложениях к протоколу заседания Межведомственной комиссии.

Согласно п. 117 приложения № 2 к протоколу заседания Межведомственной комиссии Учреждение было включено в перечень образовательных организаций высшего образования, которые признаны по результаты мониторинга неэффективными, так как выполнило менее 4 показателей мониторинга эффективности.

Судом установлено, что проверка проведена Рособрнадзором с соблюдением указанных требований на основании приказов Рособрнадзора от 06.11.2015 № 2029,   от 07.06.2016 № 891,  нарушений при проведении проверки влекущих ее недействительность судом не установлено.

В части доводов заявителя об отсутствии извещения о проведении внеплановой проверки, суд отмечает, что требованиями ч. 7 ст. 93 Закона об образовании не установлено проведение внеплановой проверки по вопросу исполнения выданного предписания. В соответствии с указанной нормой, исходя из буквального ее содержания в случае неисполнения предписания, орган по контролю возбуждает дело об административном правонарушении и повторно выдает предписание об устранении ранее не устраненного нарушения.

В связи с истечением срока исполнения повторно выданного предписания и не уведомлением учреждением до истечении его срока об устранении нарушения требований законодательства об образовании с приложением документов, содержащих сведения, подтверждающие исполнение указанного предписания, в силу ч. 8 ст. 93 Закона об образовании проверка не проводилась. Факт неисполнения повторного предписания от 22.07.2016 зафиксировано в акте проверки документов и сведений от 17.01.2017.

Довод ответчика о нарушении заявителем положений ч. 9 ст. 93 Закона об образовании, выразившееся в неознакомлении ответчика с актом об устранении несоответствий, не может быть принят судом во внимание, поскольку данное правоположение относится к вопросам федерального государственного контроля качества образования и в качестве меры предусматривает приостановление действия государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки и лишение организации, осуществляющей образовательную деятельность, государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки.

Оценивая довод ответчика об установлении Рособрнадзором нереальных сроков исполнения предписания, суд полагает необходимым отметить, что нарушение лицензионных требований и законодательства Российской Федерации в сфере образования были выявлены Рособрнадзором еще 07.12.2015 (акт проверки от 07.12.2015 № 615/ВП/Л/З/К), вместе с тем, не устранены и в сроки, установленные повторным предписанием – до 15.08.2016.

Другие доводы ответчика также проверены судом, однако являются несостоятельными и не могут быть приняты во внимание.

Из материалов дела следует, что нарушение лицензионных требований и законодательства в сфере образования были выявлены в 2015 году и длительный период, после их выявления, не устраняются учреждением.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 31 марта 2017 года № 305-КГ16-12763,  неисполнение или несвоевременное исполнение лицензиатом обязанности по устранению нарушения лицензионных требований является самостоятельным основанием для аннулирования лицензии.

Такое полномочие лицензирующего органа по обращению в суд с требованием об аннулировании лицензии предусмотрено также частью 12 статьи 20 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Аннулирование лицензии является мерой воздействия на лицензиатов в целях удержания их от продолжения совершения грубых нарушений лицензионных требований, соблюдению положений действующего законодательства. В рассматриваемом случае аннулирование лицензии должно быть направлено на пресечение оказания не отвечающих обязательным требованиям образовательных услуг и отвечать целям и задачам института лицензирования образовательной деятельности.

Основанием для аннулирования лицензии является не само нарушение, допущенное лицензиатом, а факт невыполнения указаний лицензирующего органа об устранении этих нарушений.

С учетом изложенного, учитывая факты привлечения должностного лица Учреждения к административной ответственности за неисполнение в установленный срок предписания, неустранения Учреждением нарушений требований законодательства об образовании в установленный Рособрнадзором срок исполнения повторно выданного предписания, суд находит требования Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки об аннулировании Негосударственному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Сибирская академия права, экономики и управления» лицензии от 13.04.2011 регистрационный номер № 1121, серия ААА 001152, выданной Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Заявленные требования удовлетворить.

Аннулировать Негосударственному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Сибирская академия права, экономики и управления» лицензию на право ведения образовательной деятельности от 13.04.2011, регистрационный номер № 1121, серия ААА № 001152, выданную Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья                                                                                                           Г.В. Ананьина