ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-3803/12 от 14.05.2012 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, 70,

www.irkutsk.arbitr.ru

тел. 8(395-2)24-12-96; факс 8(395-2) 24-15-99

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г.Иркутск

16 мая 2012 года Дело № А19-3803/2012

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 14.05.2012

Решение в полном объеме изготовлено 16.05.2012

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи М.Н.Габескирия, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куклиной А.в., рассмотрев в судебном заседании дело по иску агентства лесного хозяйства Иркутской области (ОГРН 1073808028194, ИНН 3808170859, 664011, г. Иркутск, ул. Горького, д. 31)

к Обществу ограниченной ответственностью "АВГ" (ОГРН 1023801007493, г. Иркутск, ул. Дзержинского, 1)

третье лицо - Российская Федерация в лице Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз)

о взыскании суммы 605 859 руб.

при участии в заседании:

от истца – Бакленев Р.С. (доверенность от 11.01.12), удостоверение,

от ответчика – Журавлева Т.В. (доверенность от 01.02.12), паспорт.

от третьего лица – не явились,

установил:

иск заявлен о взыскании суммы 605 859 руб. – убытков в виде упущенной выгоды за период с 01.10.11 по 29.11.11.

Истец в настоящем судебном заседании исковые требования поддержал.

Ответчик иск не признал, указав, что 01.10.11 не может являться крайней датой заключения договора, поскольку в соответствии с ч.8 ст. 80 лесного кодекса Российской Федерации, в случае, если аукцион признан несостоявшимся по причине, указанной в пункте 1 ч. 7 ст.80 Лесного кодекса Российской Федерации, единственный участник аукциона не позднее чем через двадцать дней после дня проведения аукциона обязан заключить договор купли-продажи лесных насаждений или договор аренды лесного участка, в связи с чем, крайней датой подписания договора аренды, если бы аукцион был проведен 20.09.11 является 10.10.11, что агентством лесного хозяйства Иркутской области не представлено доказательств того, что в указанный период, а именно с 01.10.11 по 29.11.11 договор аренды, который должен был быть подписан сторонами не позднее 10.10.11, был бы зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, а также, ответчик указал, что поскольку в соответствии со статьёй 8 Лесного кодекса Российской Федерации, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, а агентство лесного хозяйства Иркутской области является администратором доходов, агентство лесного хозяйства Иркутской области не наделено правом взыскания убытков, возникших у Российской Федерации.

В судебном заседании, состоявшемся 11.04.12, истец заявил ходатайство о привлечении к участию в деле Российской Федерации в лице территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

Определением от 17.04.12 отказано в удовлетворении названного ходатайства.

Определением от 17.04.12 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечена - Российская Федерация в лице Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз).

Третье лицо определение от 17.04.12 получило 26.04.12, однако представителя в судебное заседание не направило, отзыв на иск не представило.

Дело подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном статьёй 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие третьего лица.

Выслушав представителей истца и ответчика и рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил, что в обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что вследствие обращения ОО «АВГ» с необоснованным иском, при рассмотрении которого арбитражным судом приняты обеспечительные меры в виде приостановления проведения агентством лесного хозяйства Иркутской области 20.09.2011г. аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка для целей заготовки древесины по аукционной единице № 2, истцу причинен значительный ущерб – упущенная выгода в виде неполученных бюджетом доходов (арендной платы по договору аренды лесного участка) за период с 01.10.2011 по 29.11.2011 в размере 605 859 руб.00 коп.

На основании части 1 статьи 98 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ответчик и другие лица, чьи права и (или) законные интересы нарушены обеспечением иска, после вступления в законную силу судебного акта арбитражного суда об отказе в удовлетворении иска вправе требовать от лица, по заявлению которого были приняты обеспечительные меры, возмещения убытков в порядке и в размере, которые предусмотрены гражданским законодательством, или выплаты компенсации.

Согласно части 3 названной статьи, иск о возмещении убытков или выплате компенсации предъявляется в арбитражный суд, рассматривавший дело, по которому принимались обеспечительные меры.

Возмещение убытков, в соответствии со статьёй 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, является самостоятельным способом защиты права.

В соответствии с пунктом 1 статьи 393 Гражданского кодекса Российской Федерации, должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.

Согласно пункту 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками, согласно пункту 2 названной статьи, понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Как усматривается из материалов дела, агентством лесного хозяйства Иркутской области 20.08.2011 в газете «Областная» от 20.07.2011 № 79 (085) опубликовано Извещение о проведении аукциона по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков от 20.09.2011.

Общество с ограниченной ответственностью «АВГ» 03.08.2011 посредством почтовой связи направило заявку на участие в указанном аукционе по аукционной единице №2 (заготовка древесины).

Агентство лесного хозяйства Иркутской области письмом от 11.08.2011 уведомило ООО «АВГ» о том, что заявка на участие в аукционе поступила после окончания срока приема заявок, установленного на 03.08.2011г. и после формирования протокола приема заявок, в связи с чем, аукционной комиссией она не рассматривалась.

Общество с ограниченной ответственностью «АВГ» не согласившись с полученным уведомлением, обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным действий агентства лесного хозяйства Иркутской области в виде отказа в рассмотрении заявки ООО «АВГ» на участие в аукционе по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности в Катангском участковом лесничестве Подволошинская дача кварталы №№ 423-444, 445ч, 446ч, 447-480, 481ч, 482ч, 483-511, 512ч, 513ч, 514-532, 533ч, 535ч, 536. 554, 557-572, 573ч, 575-587,-588ч, 590-596, 597ч, 598ч, 599-609, 610ч, 611-615, 616ч, 618-627, 628ч, 630-639, 640ч, 641ч, 642-651, 652ч. 653ч. 654-660, 661ч, 662ч, 663-668, 669ч, 670ч. 671-674, 675ч, 677, 678, 679ч, 681ч номер учетной записи в государственном лесном реестре 192-201 1-04

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 14.10.2011 по делу № А19-16790/2011 в удовлетворении требований ООО «АВГ» о признании незаконным действий агентства лесного хозяйства Иркутской области в виде отказа в рассмотрении заявки ООО «АВГ» на участие в аукционе по продаже права на заключение договора аренды лесного участка отказано.

В ходе рассмотрения дела № А19-16790/2011 определением арбитражного суда от 16.09.2011 по заявлению ООО «АВГ» приняты обеспечительные меры в виде приостановления проведения агентством лесного хозяйства Иркутской области 20.09.2011г. аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка для цели заготовки древесины по аукционной единице № 2 (извещение о котором размещено в газете «Областная» от 20.07.2011 г. № 79 (805) в части лесных участков - в Катангском участковом лесничестве, Подволошинская дача кварталы №№ 423-444, 445ч, 446ч, 447-480, 481ч, 482ч, 483-511, 512ч, 513ч, 514-532, 533ч, 535ч, 536. 554. 557-572, 573ч, 575-587,-588ч. 590-596, 597ч, 598ч, 599-609, 610ч, 611-615, 616ч, 618-627, 628ч. 630-639, 640ч, 641ч, 642-651, 652ч, 653ч, 654-660, 661ч, 662ч, 663-668, 669ч, 670ч, 671-674, 675ч, 677, 678, 679ч, 681ч, до рассмотрения дела № А19-16790/2011 по существу.

Определением арбитражного суда от 13.10.2011 названные обеспечительные меры отменены.

Согласно протоколу результатов аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка от 15.11.2011г. № 3, единственным участником признанного несостоявшимся аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка общей площадью 214972 га, расположенного на территории Иркутской области, Катангского района, Катангского лесничества, Подволошинской дачи, в составе кварталов: №№ 423-444, 445ч, 446ч, 447-480, 481ч, 482ч, 483-511, 512ч, 513ч, 514-532, 533ч, 535-554, 557-572, 573ч, 575-587, 588ч, 590-596, 597ч, 598ч, 599-609, 610ч, 611-615, 616ч, 618-627, 628ч, 630-639, 640ч, 641ч, 642-651, 652ч, 653ч, 654-660, 661ч, 662ч, 663-668, 669ч, 970ч, 971-674, 675ч, 677, 678, 679ч, 681ч, с составом эксплуатационных спелых и перестойных насаждений 4,2С3,5Л1,0Б0,6Е0,5ОС0,2К+П, с общим запасом насаждений, возможных к эксплуатации 45094,6 тыс. куб. м., в том числе, спелых и перестойных эксплуатационных насаждений 36648,0 тыс. куб. м., из них, хвойных насаждений – 35817,4 тыс. куб. м., с возможным ежегодным объемом заготовки древесины при рубке спелых и перестойных насаждений в эксплуатационных лесах по сплошным рубкам составляет 389,8 тыс.куб.м. ликвидной древесины, в том числе 362,5 тыс. куб.м. по хвойному хозяйству, явилось Общество с ограниченной ответственностью «Региональная лесная инвестиционная компания», которое, в соответствии с п. 1 ч. 7 ст. 80 Лесного кодекса Российской Федерации, обязано заключить договор аренды названного лесного участка.

На основании протокола результатов аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка от 15.11.2001г. № 3 агентством лесного хозяйства Иркутской области заключен с ООО «Региональная лесная инвестиционная компания» договор аренды лесного участка от 29.11.2011 № 91-445/11, согласно п. п. 1.1 которого, агентство лесного хозяйства Иркутской области – арендодатель, обязалось предоставить во временное владение и пользование ООО «Региональная лесная инвестиционная компания» - арендатору, лесной участок, расположенный на территории Иркутской области, Катангского района, Катангского лесничества, в эксплуатационных лесах Катангского участуого лесничества, Подволошинской дачи, в составе кварталов: №№ 423-444, 445ч, 446ч, 447-480, 481ч, 482ч, 483-511, 512ч, 513ч, 514-532, 533ч, 535-554, 557-572, 573ч, 575-587, 588ч, 590-596, 597ч, 598ч, 599-609, 610ч, 611-615, 616ч, 618-627, 628ч, 630-639, 640ч, 641ч, 642-651, 652ч, 653ч, 654-660, 661ч, 662ч, 663-668, 669ч, 970ч, 971-674, 675ч, 677, 678, 679ч, 681ч, общей площадью 214 972 га., в границах, указанных в плане лесного участка (схеме) с номером учетной записи в государственном лесном реестре 192-2011-04, в целях использования лесов для заготовки древесины с возможным ежегодным объемом заготовки древесины при рубке спелых и перестойных насаждений в эксплуатационных лесах по сплошным рубкам составляет всего 389 тыс. куб. м. ликвидной древесины, в том числе 362,5 тыс. куб. м. по хвойному хозяйству.

На основании пункта 4.1 договора аренды лесного участка от 29.11.2011 № 91-445/11, размер арендной платы составляет сумму 3 685 642 руб. 80 коп. в год.

В соответствии с пунктом 9.1 договора, он считается заключенным с момента его государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997гн. № 122-ФЗ и действует 49 лет.

В соответствии со ст. ст. 131, 164, 433 и 609 Гражданского кодекса Российской Федерации, договор аренды участка лесного фонда от 29.11.2011 № 91-445/11 зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, о чем свидетельствует проставленная 11.01.2012, в соответствии с ч. 1 ст. 14 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», регистрационная надпись на договоре за № 38-38-01/209/2011-713.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 51 Бюджетного кодекса РФ неналоговые доходы федерального бюджета формируются в соответствии со статьями 41, 42 и 46 настоящего Кодекса, в том числе за счет доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации, к доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления.

Согласно статье 42 Бюджетного кодекса Российской Федерации, к доходам бюджетов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, относятся, в том числе доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных.

Согласно положениям названных норм права, арендная плата за использование лесов в части минимального размера арендной платы зачисляется в доход федерального бюджета.

Таким образом, лицом, права которого нарушены непоступлением арендной платы в части ее минимального размера, является Российская Федерация.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010г. № 736, Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, в том числе, функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях); по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях); по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений.

Согласно пункту 1 «Положения об агентстве лесного хозяйства Иркутской области», утвержденного постановлением Губернатора Иркутской области от 31.10.2007г. № 237-па, агентство лесного хозяйства Иркутской области является исполнительным органом государственной власти Иркутской области по управлению в сфере использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.

В пункте 8 названного Положения перечислены осуществляемые агентством лесного хозяйства Иркутской области осуществляет следующие функции:

- разработка лесного плана Иркутской области, разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов;

- предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов;

- выдача разрешений на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда;

- организация использования лесов, их охрана (в том числе тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечения охраны, защиты, воспроизводства лесов на указанных землях;

- ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории Иркутской области;

- осуществление государственного лесного контроля и надзора;

- установление перечня должностных лиц, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор;

- производство по делам об административных правонарушениях в установленной сфере деятельности в порядке, предусмотренном законодательством.

На основании статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, администратор доходов бюджета - орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, бюджетное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.

В соответствии со статьей 57 Бюджетного кодекса Российской Федерации, неналоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации формируются в соответствии со статьями 41, 42, 46 настоящего Кодекса, в том числе за счет платы за использование лесов в части, превышающей минимальный размер арендной платы и минимальный размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений, а также платы по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, - по нормативу 100 процентов.

На основании ч. 2 ст. 160.1. Бюджетного кодекса Российской Федерации, администратор доходов бюджета обладает следующими бюджетными полномочиями:

осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним;

осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов;

принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

Согласно приказу Департамента лесного комплекса и водных ресурсов Иркутской области от 31.01.08 № 8-дпр, Агентству лесного хозяйства Иркутской области делегированы полномочия по администрированию, в том числе, платежей за использование лесов в части, превышающей минимальный размер арендной платы и минимальный размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений.

Названные обстоятельства свидетельствуют о том, что осуществляемые агентством лесного хозяйства Иркутской области полномочия не свидетельствуют о его заинтересованности в подаче иска о взыскании убытков в виде упущенной выгоды, понесенных Российской Федерацией, вследствие неполучения арендной платы в части ее минимального размера.

Учитывая изложенное, следует признать, что агентство лесного хозяйства Иркутской области, в соответствии со статьёй 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является лицом, право которого нарушено, в связи с чем, заявленные им требования удовлетворению не подлежат.

В соответствии с пунктом 1 статьи 333.37. Налогового кодекса Российской Федерации истец освобожден от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах.

Руководствуясь ст. ст. 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

в иске отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья М.Н. Габескирия