ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-3804/12 от 23.01.2013 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, 70,

www.irkutsk.arbitr.ru

тел. 8(395-2)24-12-96; факс 8(395-2) 24-15-99

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск Дело №  А19-3804/2012

23.01.2013 г.

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 23.01.2013 года.

Решение в полном объеме изготовлено 23.01.2013 года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Ананьиной Г.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Синюгиной С.Н.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Иркутского открытого акционерного общества энергетики и электрификации (ОАО «Иркутскэнерго») (ОГРН <***>, ИНН <***>, 664025, Иркутская обл. Иркутский р-н, Иркутск <...>).

к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Иркутской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, 664025, Иркутская обл. Иркутск г, Российская ул. 17).

о признании незаконным решения об отказе в отказе в установлении лимитов,

при участии в судебном заседании:

от заявителя – ФИО1, ФИО2 – представители по доверенности,

от ответчика – ФИО3 – представитель по доверенности,

установил:

Иркутское открытое акционерное общество энергетики и электрификации (ОАО «Иркутскэнерго») (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Иркутской области (далее – Росприроднадзор) о признании незаконным решения об отказе в отказе в установлении лимитов на размещение отходов ТЭЦ-9, изложенного в письме от 13.01.2012 г. № 3/06-81.

В судебном заседании представители заявителя заявленные требования поддержали по основаниям, изложенным в заявлении и в дополнениях к нему.

Представитель Управления Росприроднадзора по Иркутской области заявленные требования не признал, поддержав позицию, изложенную в отзыве, в дополнениях к отзыву, пояснил, что отказ в установлении лимитов на размещение отходов по ТЭЦ-9, изложенный в письме от 13.01.2012, мотивирован и законен.

В судебном заседании 17.01.2013г., в порядке ст. 163 АПК РФ, объявлялся перерыв до 11 час. 20 мин. 23.01.2013г.

Дело рассмотрено в порядке главы 24 АПК РФ.

Из материалов дела установлено следующее.

ОАО «Иркутскэнерго», имеющее лицензию на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов от 23.12.2008 № ОТ-67-001001(38) серии АВ №269120, 28.11.2011 обратилось в Управление Росприроднадзора по Иркутской области с заявлением об утверждении нормативов образования отходов ТЭЦ-9 (филиал ОАО «Иркутскэнерго») и лимитов на их размещение, приложив к нему комплект обосновывающих документов (проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - ПНООЛР), копия письма от 03.08.2011 № 518-47/8636 «О направлении нотариально заверенной копии лицензии», копия лицензии ОАО «Иркутскэнерго» на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, размещению опасных отходов, платежное поручение об уплате государственной пошлины).

Письмом от 13.01.2012г. №3/06-81 Управление Росприроднадзора по Иркутской области уведомило ОАО «Иркутскэнерго» о принятом решении об отказе в установлении лимитов на размещение отходов ТЭЦ-9 в связи с несоответствием Проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение требованиям пункта 31 Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных Приказом Ростехнадзора от 19.10.2007г. №703, и отсутствием в представленных документах копии договора с организацией, имеющей лицензию на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, размещению опасных отходов I-IV класса опасности (в части отхода - аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные, с не слитым электролитом).

Общество, не согласившись с указанным решением об отказе в установлении лимитов на размещение отходов, обратилось в суд с настоящим заявлением, указав, что в соответствии с пунктом 9 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного приказом Минприроды РФ от 25.02.2010 № 50, в случае выявления некомплектности представленных заявления и документов и (или) неполноты содержащихся в них сведений территориальные органы Росприроднадзора должны уведомить об этом заявителя в 5-дневный срок с даты приема документов в письменной форме. Управлением Росприроднадзора по Иркутской области уведомлений о некомплектности представленных документов либо неполноте содержащихся в них сведений в адрес ОАО «Иркутскэнерго» не направлялось. Копия договора с организацией, имеющей лицензию на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, размещению опасных отходов I-IV классов опасности (в части отхода - аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные, с не слитым электролитом) была представлена в составе приложений к ПНООЛР (Том 2 Приложение 29 стр. 225), в частности, был приложен договор купли-продажи лома цветных металлов, заключенный с ООО «АРМАС».

В соответствии с пунктом 10 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного приказом Минприроды РФ от 25.02.2010 N 50 основанием для отказа в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение является наличие недостоверной информации в составе поданных заявлений и документов. В решении Управления Росприроднадзора по Иркутской области об отказе в установлении лимитов на размещение отходов ТЭЦ-9 не приведено фактов предоставления ОАО «Иркутскэнерго» недостоверной информации в поданных заявлении и документах.

Отказ в установлении лимитов на размещение отходов ТЭЦ-9 нарушает права ОАО «Иркутскэнерго» в сфере экономической деятельности, поскольку в соответствии с Порядком определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 при отсутствии утвержденных нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение, плата взимается как за сверхлимитное загрязнение с применением пятикратного повышающего коэффициента.

В связи с чем, Общество, полагая, что оспариваемый отказ не соответствует требованиям действующего законодательств в области утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также нарушает права и законные интересы заявителя в области предпринимательской и экономической деятельности, просило решение Управления Росприроднадзора по Иркутской об отказе в установлении лимитов на размещение отходов ТЭЦ-9 незаконным.

Управление Росприроднадзора по Иркутской области в отзывах по делу указало, что ОАО «Иркутскэнерго» документы были представлены надлежащей комплектностью, в связи с чем, обязанности уведомлять Общество о некомплектности представленных документов у Управления не было. При рассмотрении представленных документов Управлением были выявлены противоречия в содержании проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. По мнению ответчика, довод заявителя о том, что копия договора с организацией, имеющей лицензию на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, размещению опасных отходов I - IV классов опасности, была представлена (ПНООЛР - том 2 стр. 225) является необоснованным ввиду следующего. Договор с ЗАО «АРМАС» заключен с целью передачи в собственность лома цветных металлов как продукта. Представлена копия лицензии ЗАО «Армас» на осуществление деятельности по заготовке, переработке и реализации лома цветных металлов, между тем, ОАО «Иркутскэнерго» заявлено образование такого вида отходов как «Аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные, с не слитым электролитом», следовательно, организации, принимающей их по договору, необходимо иметь лицензию на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, размещению опасных отходов I - IV классов опасности.

Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований в силу следующих обстоятельств.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.

Согласно пункту 1 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

Статьей 14 Федерального закона N 7-ФЗ определены методы экономического регулирования в области охраны окружающей среды, к числу которых отнесено установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду.

Обязанность по соблюдению индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами экологических, санитарных и иных требований, установленных законодательством Российской Федерации в области охраны и здоровья человека, а также обязанность разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения установлены статьей 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ).

Государством установлен механизм экономического регулирования в области обращения с отходами в виде утверждения нормативов образования отходов.

Согласно статье 18 Федерального закона N 89-ФЗ в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Такая же обязанность установлена пунктом 4 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.02.2010 №50.

Единый подход к разработке и общие требования к содержанию и оформлению проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение изложены в Методических указаниях, утвержденных Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 19.10.2007 N 703.

Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, как следует из пункта 5.5.9 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 400 (с учетом, изменений внесенных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2010 №717) утверждаются Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор).

Основания для отказа в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение определены пунктом 10 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.02.2010 №50 ( далее- Приказ Минприроды РФ от 25.02.2010 №50), согласно которому одними из оснований для отказа в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение является наличие недостоверной информации в составе представленных заявителем заявления и документов.

В соответствии с Приказом Минприроды РФ от 25.02.2010 № 50 индивидуальные предприниматели и юридические лица (их филиалы и другие территориально обособленные подразделения), в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы:

а) заявление об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение с указанием следующих сведений:

полное и сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, - для юридического лица;

фамилия, имя и отчество (последнее - при наличии) индивидуального предпринимателя, место его жительства, данные документа, удостоверяющего его личность, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения записи об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, - для индивидуального предпринимателя;

б) следующие документы:

копия лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности (для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности);

проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;

копия лицензии на пользование участками недр для целей захоронения токсичных и иных опасных отходов (для юридического лица - пользователя недр, имеющего лицензию на пользование участками недр для целей захоронения токсичных и иных опасных отходов);

документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за выдачу документа об утверждении нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение.

Письмом от 18.11.2011 № 204/008-04/4832 ОАО «Иркутскэнерго» был направлен комплект обосновывающих документов по ТЭЦ-9 ОАО «Иркутскэнерго» для согласования нормативов образования отходов и получения лимитов на их размещение:

- заявление об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;

- проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в двух томах (I -на 140 л., II-на 381 л.);

- копия лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов;

- копия письма ОАО «Иркутскэнерго» от 03.08.2011 № 518-47/8636 «О направлении нотариально заверенной копии лицензии»;

- платежное поручение;

- опись представленных документов.

В соответствии со ст.ст. 65, 200 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Управление Росприроднадзора по Иркутской области ссылается на наличие недостоверной информации в представленных документах. Между тем, суду не представлено доказательств наличия недостоверной информации как в документах, приложенных ОАО «Иркутскэнерго» к заявлению об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, так в самом заявлении Общества. Обстоятельства, связанные с непредставлением копии лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, размещению опасных отходов I - IV классов опасности, не свидетельствуют о недостоверности информации по следующим основаниям.

Обществом в ПНООЛР, том 1 ПНООЛР, стр. 33 таблица 3.2 (том 2) «Перечень отходов, для которых устанавливается годовой норматив образования отходов» предусмотрен такой вид отхода как аккумуляторы свинцовые отработанные не разобранные, с не слитым электролитом, класс опасности 2. Отработанные аккумуляторы образуются в результате эксплуатации транспорта предприятия, годовой норматив образования 7 штук/год, 2,828 т/год. Проектом предусмотрена передача указанных аккумуляторов в течение года ООО «АРМАС» (приложение 29, лицензия №ЦЛ 062 от 25.12.2009) (том 1, л.д. 151-152).

В соответствии с паспортом опасного отхода аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные, с не слитым электролитом (код 921 101 01 13 01 2) (том 2 ПНООЛР, приложение № 15, стр. 93) являются готовыми изделиями, потерявшими свои потребительские свойства (состоят, в том числе, из свинца- 75,6-82,3%).

В составе приложений к Проекту была представлена копия договора купли-продажи от 28.03.2011 № 09/126-2011, заключенного между ОАО «Иркутскэнерго» (Продавец) и ЗАО «АРМАС» (Покупатель). Согласно предмету данного договора предусмотрена передача Продавцом Покупателю образованного в процессе хозяйственной деятельности лома цветных металлов (далее - товар), и обязанность Покупателя принять указанный товар согласно приложению к договору и оплатить его. В качестве приложения №1 к указанному договору подписан Протокол согласования договорной цены, согласно которому согласована, в том числе, цена на аккумуляторы ТНЖ, аккумуляторы НК, аккумуляторы свинцовые, свинец.

В соответствии со ст.421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

Согласно п.31 Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в разделе "Приложения" ПНООЛР включаются документы (копии договоров, актов, заверенные хозяйствующим субъектом), подтверждающие факты использования, обезвреживания, размещения отходов, в том числе:

- копии договоров (актов), заверенные хозяйствующим субъектом, о передаче-приеме отходов другим хозяйствующим субъектам за отчетный период для использования, обезвреживания, хранения и захоронения.

Законодательством не предусмотрены обязательные требования к заключению договоров на передачу опасных отходов для использования, обезвреживания. Из предмета договора от 28.03.2011 № 09/126-2011, с учетом приложения №1 «Протокол согласования договорной цены» к нему, с очевидностью усматривается, что по условиям договора определена купля-продажа лома свинца и аккумуляторов свинцовых отработанных.

Доводы ответчика о том, что договором определена купля-продажа лома цветных металлов, а не опасного отхода, судом отклоняется по следующим основаниям.

Согласно межгосударственному стандарту ГОСТ 1639-2009 "Лом и отходы цветных металлов и сплавов. Общие технические условия", утвержденному Приказом Росстандарта от 09.07.2010 N 175-ст, неразделанные аккумуляторные батареи являются ломом цветных металлов.

В соответствии с Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93 (утв. Постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 N 301) аккумуляторные батареи, в том числе бывшие в употреблении, предназначенные для переработки, признаются металлоломом и классифицируются по классу продукции "Металлы цветные, их сырье, сплавы и соединения", подклассу "Лом и отходы цветных металлов" (код 17 8218 1 "Лом и отходы свинцовых аккумуляторов").

Согласно пп. 34 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) заготовка, переработка и реализация лома цветных и черных металлов подлежат лицензированию.

В силу п. 2 Положения о лицензировании заготовки, переработки и реализации лома цветных металлов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14.12.2006 N 766, под заготовкой лома цветных металлов понимаются сбор, покупка лома цветных металлов у юридических и физических лиц и транспортировка заготовленного лома цветных металлов грузовым автомобильным транспортом, а под реализацией лома цветных металлов - продажа или передача заготовленного и (или) переработанного лома цветных металлов на возмездной или безвозмездной основе.

Кроме того, отработанные аккумуляторные батареи, предназначенные для переработки, являются отходами в силу статьи ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" .

Согласно ст. 9 Закона N 89-ФЗ и пп. 30 ч. 1 ст. 12 Закона N 99-ФЗ деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется на основании лицензии.

Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному Приказом МПР России от 02.12.2002 N 786, аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные с неслитым электролитом относятся к отходам II класса, со слитым электролитом - к отходам III класса опасности.

Следовательно, для осуществления деятельности по скупке отработанных аккумуляторов необходимо также наличие лицензии на деятельность по обращению с отходами.

Формально действующее законодательство не содержит исключений, позволяющих осуществлять деятельность по скупке отработанных аккумуляторных батарей без лицензии на деятельность по обращению с отходами.

Учитывая вышеназванное нормативное регулирование деятельности, связанной со скупкой лома цветных металлов и деятельности по обращению с опасными отходами, суд полагает, что представленный Обществом договор, заключенный с ЗАО «АРМАС», подтверждает размещение образующегося опасного отхода, а представленные лицензии свидетельствуют о том, что у ЗАО «АРМАС» имеются как лицензия на деятельность по заготовке, переработке и реализации лома цветных металлов, так и лицензия на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 1-4 классов опасности.

Исходя из тома 2 «Приложения», в котором собраны все представленные к ПНООЛР приложения, и пояснений представителей Управления Росприроднадзора. Обществом при сдаче ПНООЛР в его состав не была включена лицензия ЗАО «АРМАС» на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 1-4 классов опасности, а была приложена иная лицензия - лицензия ЗАО «АРМАС» на деятельность по заготовке, переработке и реализации лома цветных металлов. Указанное обстоятельство, по мнению суда, может свидетельствовать о неполноте сведений в представленных документах либо об их некомплектности. В противном случае, Управление должно представить доказательства, свидетельствующие о недостоверности представленной информации. В данном случае таких доказательств не представлено, поскольку у ЗАО «АРМАС» имеется лицензия на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 1-4 классов опасности.

В соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Закон №210-ФЗ) Росприроднадзор является участником межведомственного информационного взаимодействия, осуществляемого в целях предоставления государственных и муниципальных услуг по вопросам обмена документами и информацией, в том числе в электронной форме, между органами, предоставляющими государственные услуги.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 7 указанного Закона органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, в том числе об оплате государственной пошлины, взимаемой за предоставление государственных и муниципальных услуг, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 настоящей статьи перечень документов. Заявитель вправе представить указанные документы и информацию в органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, по собственной инициативе.

Названные изменения внесены в статью 7 Закона № 210-ФЗ Федеральным законом Российской Федерации « О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 01.07.2011 №169-ФЗ и вступили в действие с 01.10.2011. Следовательно, с 1 октября 2011 года заявитель вправе не представлять документы, находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, получение которых осуществляется в других федеральных органах исполнительной власти, их территориальных органах и подведомственных федеральным органам исполнительной власти организациях, участвующих в предоставлении государственных услуг, кроме документов личного хранения.

Согласно информации, размещенной на официальный сайт Росприроднадзора (www.rpn.gov.ru.), Федеральная служба по надзору в сфере природопользования ( в лице ее территориальных органов) осуществляет государственную функцию по лицензированию деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I – IV класса опасности. Результатами исполнения указанной функции являются, в том числе, предоставление (отказ в предоставлении) лицензии на осуществление деятельности соискателем лицензии и выдача соискателю лицензии документа, подтверждающего наличие лицензии; формирование информационных ресурсов о предоставленных лицензиях, переоформленных документах, подтверждающих наличие лицензии, приостановлении действия лицензии, возобновлении или прекращении действия лицензии, аннулированных лицензиях путем ведения автоматизированного реестра лицензий и пр.

Согласно лицензии серии 038 № 00021, предоставленной ЗАО «АРМАС» на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 1-4 классов опасности, указанная лицензия выдана 15.03.2011 Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области (т.1 л.д.56-58). Соответственно, в распоряжении Управления Росприроднадзора по Иркутской области находятся сведения о лицензии, выданной ЗАО «АРМАС», и, отказывая в утверждении нормативов по мотиву непредставления указанной лицензии, ответчик нарушил требования действующего законодательства и пришел к неправомерному выводу о недостоверности представленной ОАО «Иркутскэнерго» информации.

Согласно статье 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления.

В соответствии с пунктом 6 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 г. N 632 (далее - Порядок) в случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная. Плата за загрязнение окружающей природной среды в таких случаях определяется в соответствии с пунктом 5 настоящего Порядка.

В силу пункта 5 Порядка плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент. Таким образом, права Общества нарушены оспариваемым отказом, поскольку после 31.12.2011 (окончание срока действия ранее утвержденных нормативов) до момента утверждения в 2012г. нормативов образования отходов и лимитов на их размещение по ТЭЦ-9, у ОАО «Иркутскэнерго» возникает обязанность по внесению платы за сверхлимитное размещение отходов.

В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства суд оценивает во взаимосвязи и совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании.

Исследовав и оценив представленные в дело доказательства, суд приходит к выводу о том, что отказ в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение филиала ОАО «Иркутскэнерго» ТЭЦ-9 не соответствует закону и нарушает права заявителя при осуществлении хозяйственной деятельности, связанной с обращением отходов производства и потребления.

Государственная пошлина в сумме 2000 рублей, уплаченная заявителем при обращении с настоящим заявлением в суд по платежному поручению от 08.02.2012 №5463, подлежит взысканию с Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Иркутской области в пользу Общества в виде возмещения понесенных судебных расходов.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконным  отказ в установлении лимитов на размещение отходов ТЭЦ-9, изложенный в письме Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области от 13.01.2012 №3/06-81.

Обязать Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Иркутского открытого акционерного общества энергетики и электрификации (ОАО "Иркутскэнерго").

Взыскать с Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области в пользу Иркутского открытого акционерного общества энергетики и электрификации (ОАО "Иркутскэнерго") судебные расходы в виду уплаченной государственной пошлины в сумме 2000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья Г.В. Ананьина