ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-3843/16 от 12.05.2016 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, д. 36А, тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск Дело   А19-3843/2016

« 16 » мая 2016 года

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании   12 мая 2016 года.

Решение в полном объеме изготовлено   16 мая 2016 года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Шульги Н. О.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Акопян Е. Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества «Осетровский речной флот»

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области

о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,

при участии в заседании представителей:

от заявителя – представитель по доверенности ФИО1 (паспорт);

от ответчика – представитель по доверенности ФИО2 (паспорт);

установил:

Открытое акционерное общество (ОАО) «Осетровский речной флот» обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления № 78 о назначении административного наказания по делу № 31 об административном правонарушении принятого Управлением Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области 29.02.2016 года.

Представитель заявителя, в судебном заседании требование поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении и дополнении к нему.

Представитель антимонопольного органа требования не признала, указав, что оспариваемое постановление является законным и обоснованным, представила отзыв по делу и материалы проверки.

В судебном заседании 11 мая 2016 года в порядке статьи 163 АПК РФ был объявлен перерыв до 11 час. 00 мин. 12.05.2016 года в связи с необходимостью представления сторонами дополнительных пояснений и доказательств по делу. В 11 час. 00 мин. 12.05.2016 года заседание продолжено в том же составе суда, при участии тех же представителей от сторон.

Дело, в соответствии с частью 2 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассматривается по имеющимся в нем материалам, исследовав которые, заслушав доводы и возражения представителей участвующих в деле лиц, суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, на основании приказа № 342 от 11.09.2015 инспекцией Иркутского УФАС России проведена проверка в отношении ОАО «Осетровский речной порт» (адрес: г. Усть-Кут, ИНН <***>).

В ходе проверки установлено, что ОАО «Осетровский речной флот» относится к субъектам розничных рынков электрической энергии, является участником отношений по передаче, купле-продаже и потреблению электрической энергии на розничных рынках, а также по оказанию услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергией потребителей.

Антимонопольным органом осуществлен анализ информации, подлежащей раскрытию обществом как субъектом рынка электрической энергии в соответствии со Стандартами раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 № 24 (далее - Стандарты раскрытия информации) и установлено, что ОАО «Осетровский речной флот» в открытом доступе на своем официальном сайте или на ином официальном сайте в сети Интернет не разместило информацию, предусмотренную подпунктом «ж» пункта 11 Стандартов раскрытия информации.

Результаты проверки зафиксированы в акте от 09.11.2015 № 116.

По факту нарушения требований пункта 11 (ж) Стандартов раскрытия информации в части неразмещения информации на официальном сайте сетевой организации или на ином официальном сайте в сети Интернет в срок до 01.03.2015 Иркутским УФАС России в отношении ОАО «Осетровский речной флот» составлен протокол от 17.02.2016 года № 31 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановлением Иркутского УФАС России от 29.02.2016 года № 78 о назначении административного наказания по делу № 31 об административном правонарушении ОАО «Осетровский речной флот» привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 9.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения административного штрафа в размере 200000 рублей.

Данное обстоятельство послужило основанием для обращения общества в Арбитражный суд Иркутской области с названным заявлением.

Исследовав представленные в дело доказательства и, оценив их в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает, что требование заявителя не подлежит удовлетворению согласно следующему.

В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

На основании пункта 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В силу части 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что по делу об административном правонарушении подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействия), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона, в том числе доказательств, полученных при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

Частью 1 статьи 28.3 КоАП РФ предусмотрено, что протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.

Согласно пункту 3.49 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы России от 25.05.2012 № 339 (далее - Регламент), основанием для возбуждения и рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства является, в частности, поступление из государственных органов, органов местного самоуправления материалов, указывающих на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства; заявление юридического или физического лица, указывающее на признаки нарушения антимонопольного законодательства; обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства; сообщение средства массовой информации, указывающее на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства; непрекращение действий и непринятие мер, послуживших основанием для выдачи антимонопольным органом предупреждения, в установленный срок; результат проверки, при проведении которой выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства коммерческими организациями, некоммерческими организациями, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, государственными внебюджетными фондами.

В силу части 4 статьи 28.3 КоАП РФ перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 1, 2 и 3 настоящей статьи, устанавливается соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Банком России в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством. На основании Перечня должностных лиц территориальных органов Федеральной антимонопольной службы, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 19.11.2004 № 180, к числу должностных лиц антимонопольных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, относятся, руководители территориальных органов ФАС России; заместители руководителей территориальных органов ФАС России; начальники отделов территориальных органов ФАС России; заместители начальников отделов территориальных органов ФАС России; иные должностные лица территориальных органов ФАС России.

Протокол № 31 от 17.02.2016 об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом в пределах предоставленной законом компетенции.

Постановление от 29.02.2016 № 78 о назначении административного наказания по делу № 31 об административном правонарушении вынесено заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области в отсутствие, надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, представителя общества.

Согласно части 1 статьи 23.48 КоАП РФ Федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 9.15, частями 6 и 12 статьи 9.16, статьями 9.21, 14.3, частями 4 и 5 статьи 14.3.1, статьями 14.9, 14.31, 14.31.1, частью 1 статьи 14.31.2, статьями 14.32, 14.33, частями 1, 3 - 5 статьи 14.38, статьями 14.40 - 14.42, частями 2.1 - 2.7 статьи 19.5, статьей 19.8 (в пределах своих полномочий), статьей 19.31 настоящего Кодекса.

Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе руководители территориальных органов федерального антимонопольного органа, их заместители.

Таким образом, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области уполномочен рассматривать дела об административных правонарушениях.

Постановление антимонопольного органа от 29.02.2016 № 78 о назначении административного наказания вынесено в пределах предоставленной законом компетенции.

Статьей 9.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом оптового рынка электрической энергии и мощности или розничного рынка электрической энергии установленных стандартами раскрытия информации порядка, способов или сроков опубликования информации в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти, в электронных средствах массовой информации, а также порядка, способов или сроков предоставления информации по письменному запросу заинтересованных лиц.

Требования к составу информации, раскрываемой субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, в том числе субъектами естественных монополий, за исключением потребителей электрической энергии (далее - субъекты рынков электрической энергии), а также к порядку, способам и срокам ее раскрытия, установлены Стандартами раскрытия информации.

Согласно Стандартам раскрытия информации под раскрытием информации понимается обеспечение доступа к ней неограниченного круга лиц независимо от цели получения такой информации. Субъекты рынков электрической энергии обязаны раскрывать информацию в соответствии с настоящим документом (пункты 1, 2).

Субъектами рынков электрической энергии информация раскрывается путем опубликования в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти; опубликования в электронных средствах массовой информации; предоставления по письменному запросу заинтересованных лиц при условии возмещения ими расходов, связанных с предоставлением информации (пункт 3).

Информация, указанная в подпункте «ж» пункта 11 настоящего документа, подписывается с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи, подлежит опубликованию на официальном сайте в сети «Интернет», определяемом Правительством Российской Федерации, ежегодно, до 1 марта, или в сроки, предусмотренные Правилами утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики для раскрытия информации о проекте изменений в инвестиционную программу, и обновляется в сроки, установленные Правилами утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики. Информация, указанная в абзацах втором - десятом подпункта «ж» пункта 11 настоящего документа, раскрывается в форме электронных документов в соответствии с формами, правилами заполнения указанных форм и требованиями к их форматам раскрытия, утверждаемыми Министерством энергетики Российской Федерации по согласованию с Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (пункт 12 Стандартов раскрытия информации).

Как усматривается из представленных суду материалов административного дела, Инспекцией Иркутского УФАС России исследован в электронном виде и на бумажном носителе официальный сайт ОАО «Осетровский речной порт», расположенный в сети Интернет по следующему адресу: http://www.port-osetrovo.ru.

Согласно screenshot с официального сайта ОАО «Осетровский речной порт», которые сделаны сотрудниками Инспекции Иркутского УФАС России по состоянию на 05.10.2015, на официальном сайте ОАО «Осетровский речной порт» (http://www.port-osetrovo.ru) в разделе «Публичная информация» отсутствовал раздел «Раскрытие информации территориальной сетевой организацией», и входящие в него вкладки «Условия договора об оказании услуг по передаче электрической энергии и типовые договоры об осуществлении технологического присоединения», «Сведения о тарифах на услуги по передаче электрической энергии технологическому присоединению», «Сведения о размерах потерь, возникающих в сетях сетевой организации», «Перечень зон деятельности сетевой организации», «Сведения о техническом состоянии сетей», «Сведения о наличии объема свободной трансформаторной мощности для технологического присоединения потребителей», «Сведения о пропускной способности», «Планы капитальных вложения и капитального ремонта», «Годовые графики капитального ремонта электросетевых объектов», «Сведения о поданных заявках и заключенных договорах на технологическое присоединение», «Форма раскрытия информации».

В нарушение абзаца 4 пункта 12 Стандартов раскрытия информации по состоянию на 05.10.2015 года на официальном сайте ОАО «Осетровский речной порт» отсутствовала информация, подлежащая раскрытию в соответствии с требованиями подпункта «ж» пункта 11 Стандартов.

По состоянию на 07.10.2015 и на 08.10.2015 на официальном сайте ОАО «Осетровский речной порт» раскрыта следующая информация, о чем свидетельствуют screenshot с официального сайта ОАО «Осетровский речной порт», представленные Инспекции Иркутского УФАС России в ходе проведения проверки, а именно:

- структура и объем затрат на производство и реализацию товаров (работ, услуг) (вкладка «Форма раскрытия информации»);

- условия договора об оказании услуг по передаче электрической энергии;

- сведения о размерах потерь, возникающих в сетях сетевой организации;

- перечень зон деятельности сетевой организации;

- сведения о техническом состоянии сетей;

- сведения о наличии объема свободной трансформаторной мощности для технологического присоединения потребителей;

- сведения о пропускной способности;

- планы капитальных вложений и капитального ремонта;

- годовые графики капитального ремонта электросетевых объектов;

- сведения о поданных заявках и заключенных договорах на технологическое присоединение.

Вместе с тем, по состоянию на указанные выше даты информация, требуемая к раскрытию в соответствии с требованиями подпункта «ж» пункта 11 Стандартов раскрытия информации, со стороны ОАО «Осетровский речной порт» не раскрыта.

Оспаривая отсутствие необходимой информации, ОАО «Осетровский речной порт» в своем заявлении указало, что в момент проведения каких-либо работ по сайту, корректировок информации, данные официального сайта ОАО «Осетровский речной порт» - www.port-osetrovo.ru могут быть временно недоступны для публичного доступа.

В тоже время, согласно пояснению антимонопольного органа на дату проверки (05.10.2015) официального сайта, в нем отсутствовали какие-либо ссылки, которые бы не представлялось возможным открыть, либо какие-либо сообщения об ошибках на сайте, которые бы свидетельствовали о проведении технических работ и об обновлении сайта.

При таких обстоятельствах, поскольку доказательства проведения каких-либо работ на официальном сайте в период проверки, которые могли каким-либо образом препятствовать получению необходимой информации, ОАО «Осетровский речной флот» не представлены, указанный выше довод отклоняется судом как голословный.

Кроме этого, в обоснование заявленного требования ОАО «Осетровский речной флот» указало, что антимонопольный орган в нарушение пункта 4.2 Письма ФАС России от 17.06.2013 № ЦА/23366/1, по результатам исследования сайта не составил и не предъявил на ознакомление и подписание Обществу акт осмотра сайта.

Названный довод исследован судом и отклоняется как противоречащий материалам дела. В частности, акт осмотра сайта имеется в представленных антимонопольным органом материалах дела об административном правонарушении (том 2, лист дела 43). Акт осмотра сайта ОАО «Осетровский речной порт» был составлен сотрудниками антимонопольного органа 05.10.2016 года в целях фиксации выявленного нарушения субъектом ОАО «Осетровский речной порт» стандартов и был приобщен к материалам дела об административном правонарушении. При этом действующим законодательством РФ, Стандартами раскрытия информации, а также письмом ФАС России от 17.06.2013 ЦA/23366/13 не предусмотрено подписание акта осмотра сайта иными лицами, в том числе представителями нарушителя. Также у антимонопольного органа отсутствует обязанность ознакомления представителей нарушителя с указанным актом осмотра.

Иного заявителем не доказано.

Довод заявителя о том, что в период проведения проверки представители Иркутского УФАС России не знакомили ОАО «Осетровский речной порт» с актом осмотра сайта от 05.10.2016, отклоняется судом как необоснованный. Приказом ФАС России от 25.05.2012 № 340 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по проведению проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства Российской Федерации» также не предусмотрена обязанность антимонопольного органа по ознакомлению представителей проверяемого лица, в частности, ОАО «Осетровский речной порт», с актами осмотра.

Ссылки ОАО «Осетровский речной флот» на пункт 2 статьи 27.8 КоАП РФ отклоняются судом, поскольку применение указанной нормы права касается осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов.

Суд обращает внимание заявителя на то, что акт осмотра сайта - это документ, составляемый по результатам осмотра официального сайта, в рассматриваемом случае – сайта субъекта электроэнергетики.

В соответствии с определением, установленным Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», сайт в сети «Интернет» - это совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - сеть «Интернет») по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет».

Официальный сайт юридического лица имеет интернет-адрес, таким образом, доступ к нему возможен из любой точки любой территории с любого персонального компьютера, в том числе с любого из компьютеров территориального органа ФАС России. Поэтому для составления акта осмотра сайта отсутствует необходимость осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов. Официальный сайт юридического лица не относится ни к одной из перечисленных категорий в статье 27.8 КоАП РФ.

Согласно подпункту «и» пункта 6.3.1 Положения о территориальном органе ФАС России (утв. Приказ ФАС России от 23.07.2015 № 649/15 «Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы»), территориальный антимонопольный орган осуществляет контроль за соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами розничного рынка электроэнергии, осуществляющими свою деятельность на территории региона.

Согласно письму ФАС России от 17.06.2013 № ЦА/23366/13 «О разъяснениях по порядку контроля за соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничного рынков электрической энергии (мощности)», территориальные органы ФАС России осуществляют мониторинг официальных сайтов субъектов оптового и розничных рынков электрической энергии (мощности) в сети «Интернет» на предмет размещения такими субъектами информации, подлежащей раскрытию в сети «Интернет». В целях фиксирования нарушения субъектами рынков электрической энергии установленных Стандартами раскрытия информации порядка, способов и сроков опубликования информации на официальном сайте субъектов рынков электрической энергии территориальным органам ФАС России следует составлять акт осмотра сайта. При этом обязанность составления акта осмотра сайта предусмотрена только в случае выявления нарушения субъектами стандартов для приобщения к материалам дел об административных правонарушениях по статье 9.15 КоАП РФ.

С учетом изложенного выше, суд не усматривает каких-либо нарушений при составлении Иркутским УФАС России акта осмотра официального сайта ОАО «Осетровский речной порт».

Ссылка ОАО «Осетровский речной порт» на недопустимость принятия во внимание сделанных Иркутским УФАС России 05.10.2016 года скриншотов с официального сайта Общества, также отклоняется судом. При этом суд исходит из следующего.

Как усматривается из представленных суду документов, ОАО «Осетровский речной порт» в свою очередь также представил в антимонопольный орган скриншоты страниц официального сайта ОАО «Осетровский речной порт» по состоянию на 07.10.2016. Однако в них также отсутствовала требуемая к раскрытию информация в соответствии с требованиями подпункта «ж» пункта 11 Стандартов раскрытия информации.

Более того, ОАО «Осетровский речной флот» также не представлено каких-либо доказательств подтверждающих наличие на официальном сайте Общества спорной информации в период проверки и в ходе судебного разбирательства.

Учитывая изложенное, по мнению суда, антимонопольный орган обоснованно пришел к выводу, что ОАО «Осетровский речной флот», не раскрыло информацию установленную Стандартами раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 № 24.

В силу статьи 26.1 КоАП РФ к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении, относится, в том числе, наличие (отсутствие) события административного правонарушения и виновность лица в совершении административного правонарушения.

Данные обстоятельства устанавливаются на основании доказательств.

Согласно части 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2 КоАП РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 26.7 КоАП РФ документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении.

Факт совершения ОАО «Осетровский речной флот» вмененного ему правонарушения подтверждается представленными в дело материалами административного производства.

В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1). Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (часть 2). Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности (часть 3). Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами (часть 4).

Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации названные выше доказательства, суд пришел к выводу о доказанности административным органом объективной стороны вменяемого Обществу административного правонарушения, которое выразилось в нарушении требований подпункта «ж» пункта 11 Стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 № 24.

Суд считает несостоятельными доводы ОАО «Осетровский речной флот» о том, что у него отсутствовала обязанность по раскрытию информации, поскольку общество не является субъектом названного административного правонарушения, так как не относится к сетевым организациям, к субъектам естественных монополий. При этом суд считает необходимым отметить следующее.

Согласно статье 31 Федерального закона от 26.03.2003 года № 35-Ф3 «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике), в состав субъектов оптового рынка входят участники обращения электрической энергии и (или) мощности - поставщики электрической энергии (генерирующие компании) и покупатели электрической энергии (энергосбытовые организации, крупные потребители электрической энергии, гарантирующие поставщики), получившие статус субъектов оптового рынка в порядке, установленном Законом об электроэнергетике, совет рынка, коммерческий оператор и иные организации, обеспечивающие в соответствии с правилами оптового рынка и договором о присоединении к торговой системе оптового рынка функционирование коммерческой инфраструктуры оптового рынка, организации, обеспечивающие функционирование технологической инфраструктуры оптового рынка (организация по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, системный оператор).

В силу статьи 36 Закона об электроэнергетике, субъектами розничных рынков являются: потребители электрической энергии; поставщики электрической энергии (энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики, производители электрической энергии, не имеющие права на участие в оптовом рынке в соответствии со статьей 35 Закона об электроэнергетике); территориальные сетевые организации, осуществляющие услуги по передаче электрической энергии; субъекты оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, осуществляющие указанное управление на уровне розничных рынков.

В силу статьи 22 Закона об электроэнергетике, субъекты естественных монополий в электроэнергетике обязаны публиковать в средствах массовой информации сведения о своей деятельности в соответствии со стандартами раскрытия информации, утверждаемыми Правительством РФ.

Федеральным законом «О естественных монополиях» от 17.08.1995 № 147-ФЗ установлено, что одним из видов деятельности субъектов естественных монополий является услуга по передаче электрической энергии.

Как усматривается из представленных суду документов, одним из видов деятельности (товарный рынок) ОАО «Осетровский речной порт» является услуга по передаче электрической энергии.

Приказом Службы по тарифам Иркутской области № 99-спр от 14.04.2014 года «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии с 1 января 2014 г.» для ОАО «Осетровский речной порт» был установлен индивидуальный тариф на услугу по передаче электрической энергии на 2014 год. На 2015 год тариф на услугу по передаче электрической энергии установлен для ОАО «Осетровский речной порт» приказом Службы по тарифам Иркутской области от 26.12.2014 года № 763-спр (ред. от 22.09.2015) «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2015 год».

В силу пункта 2 Постановления Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии», ОАО «Осетровский речной порт» относится к субъектам розничных рынков электрической энергии, является участником отношений по передаче, купле-продаже и потреблению электрической энергии на розничных рынках, а также по оказанию услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергией потребителей.

Указанное подтверждается представленным в материалы дела договором оказания услуг № ТСО-30/13 от 01.04.2013 года по передаче электрической энергии, заключенным ОАО «Осетровский речной флот» с ОАО «Иркутская электросетевая компания».

Также суд считает необходимым обратить внимание заявителя на тот факт, что требования Стандартов раскрытия информации распространяют свое действие на субъектов оптового и розничных рынков электрической энергии, т.е. субъектов электроэнергетики, а не на субъектов естественной монополии. ОАО «Осетровский речной порт», являясь территориальной сетевой организацией, является субъектом электроэнергетики, и на него распространяются требования Стандартов раскрытия информации.

Доводы заявителя о том, что единственным основанием для признания наличия у ОАО «Осетровский речной порт» статуса субъекта естественной монополии антимонопольным органом указано на Оказание услуг по перетоку электрической энергии по своим сетям, исследован судом и отклоняется как противоречащий оспариваемому постановлению.

Кроме того, суд считает необходимым отметить, что ОАО «Осетровский речной порт» смешивает, в данном случае, различные виды деятельности - переток электрической энергии и услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям. Различие состоит в том, что услугу по передаче электрической энергии, являясь субъектом естественной монополии, ОАО «Осетровский речной порт» оказывает для ОАО «Иркутская Электросетевая компания» по договору договор оказания услуг № ТСО-30/13 от 01.04.2013 по передаче электрической энергии, заключенный с ОАО «Иркутская электросетевая компания». Переток электрической энергии осуществляется ОАО «Осетровский речной порт» иным лицам - субабонентам, имеющим опосредованное технологическое присоединение через объекты электросетевого хозяйства ОАО «Осетровский речной порт». В силу технологических особенностей, деятельность по перетоку не может являться конкурентной, поэтому довод ОАО «Осетрвоский речной порт» о том, что данный вид деятельности осуществляется в условиях конкуренции с ОГУЭП «Облкоммунэнерго» и ООО «Усть-Кут - Лесосервис» не обоснован.

Таким образом, судом установлено, что ОАО «Осетровский речной порт» в силу пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» является участником отношений по передаче, купле-продаже и потреблению электрической энергии на розничных рынках, а также по оказанию услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергией потребителей; относится к субъектам розничных рынков электрической энергии, в силу чего обязано обеспечивать свободный доступ к информации о своей деятельности в соответствии со Стандартами раскрытия информации.

Учитывая указанное, суд считает, что материалами дела подтверждается наличие в действиях общества противоправного действия (бездействия), квалифицируемого по статье 9.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Субъектом правонарушения является ОАО «Осетровский речной флот».

Субъективную сторону деяния характеризует вина.

На основании части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП формы вины не выделяет. Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

В пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» указано, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.

Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к выводу о том, что неисполнение Обществом требований действующего законодательства в сфере раскрытия информации не было вызвано какими-либо объективными и уважительными причинами.

Учитывая изложенное, суд пришел к выводу, что общество имело возможность не допустить совершения административного правонарушения, однако при отсутствии объективных, чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств не приняло все зависящие от него меры для предотвращения правонарушения.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, а также обстоятельств, вызывающих неустранимые сомнения в виновности лица, привлеченного к административной ответственности, арбитражным судом не установлено.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о наличии в действиях (бездействии) ОАО «Осетровский речной флот» состава вменяемого ему правонарушения.

Процессуальных нарушений, не позволяющих объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено.

Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение антимонопольного законодательства Российской Федерации по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

Такой срок в рассматриваемом случае на момент вынесения оспариваемого постановления не истек. Иные доводы заявителя в указанной части, отклоняются судом, как основанные на неверной трактовке норм действующего законодательства.

Статьей 2.9, пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ предусмотрено право суда освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием при малозначительности совершенного административного правонарушения.

Согласно пункту 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

В пункте 18.1 указанного Постановления Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.

ОАО «Осетровский речной флот» не заявлено доводов, не представлено доказательств, подтверждающих наличие исключительных обстоятельств, указывающих на признаки малозначительности совершенного административного правонарушения и позволяющих применить статью 2.9 КоАП РФ, в связи с чем оснований для признания допущенного административного правонарушения малозначительным, не имеется.

ОАО «Осетровский речной флот» назначено наказание в виде административного штрафа, в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи 9.15 КоАП РФ 200000 руб.

В соответствии с частью 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

Федеральным законом от 31.12.2014 № 515-ФЗ, вступившим в силу с 11.01.2015, статья 4.1 КоАП РФ дополнена частями 3.2, 3.3, согласно которым при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Таким образом, принятие решения о назначении юридическому лицу административного штрафа в размере менее минимального размера штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II данного Кодекса, допускается только в исключительных случаях. Сам по себе значительный размер штрафа не может являться основанием для его уменьшения без учета вышеуказанных обстоятельств.

Вместе с тем, признаков исключительности настоящего случая ОАО «Осетровский речной флот» не приведено.

Признаков чрезмерного ограничения экономической свободы и права собственности ОАО «Осетровский речной флот» также не имеется.

Доказательства того, что взыскание штрафа при его финансовом положении в таком размере повлечет за собой для учреждения необратимые последствия и приведет фактически к банкротству и невозможности дальнейшего нормального осуществления своей деятельности нет.

Кроме того, материалами дела не установлено обстоятельств, свидетельствующих о том, что наложение административного штрафа в установленных соответствующей административной санкцией пределах не отвечает целям административной ответственности и с очевидностью влечет избыточное ограничение прав юридического лица.

Следовательно, у суда отсутствуют основания для снижения назначенного ОАО «Осетровский речной флот» размера административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного статьей 9.15 КоАП РФ. По мнению суда, избранная административным органом санкция справедлива и с учетом характера правоотношений в регулируемой сфере соразмерна совершенному деянию.

Другие доводы Общества также проверены судом, признаны несостоятельными и не могут быть приняты во внимание.

Суд полагает, что представленные в дело документы достоверны, полны и достаточны для принятия решения.

Оценив в соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что заявитель правомерно привлечен к административной ответственности за совершенное им административное правонарушение по статье 9.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде взыскания штрафа в размере 200000 руб.

В соответствии с частью 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

в удовлетворении заявленного требования о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 29.02.2016 № 78 о назначении административного наказания по делу № 31 об административном правонарушении, отказать полностью.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия.

Судья Н. О. Шульга