АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, 70,
www.irkutsk.arbitr.ru
тел. 8(395-2)24-12-96; факс 8(395-2) 24-15-99
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Иркутск Дело № А19-3852/2012
26.04.2012 г.
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 26.04.2012 года.
Решение в полном объеме изготовлено 26.04.2012 года.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Ананьиной Г.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Синюгиной С.Н.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью Восточно-сибирская торговая компания «Ангара» (ОГРН <***>, ИНН <***>, 664081, Иркутская обл , Иркутск <...>)
к Федеральной службе финансово-бюджетного надзора (ОГРН <***>, ИНН <***>, 125993, Москва г, Миусская Площадь, 3, стр.1 4 6); Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Иркутской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, 664074, Иркутская обл , Иркутский р-н, Иркутск г, Академика ФИО1 ул, 14);
о признании незаконными решений от 20.01.2012г. №43-00-11/651Р, №43-00-11/652Р, №4300-11-653Р, №43-00-11/654Р, от 13.01.2012г. №43-00-11/655Р, №43-00-11/656Р, №43-00-11/657Р, №43-00-11/658Р, вынесенных по результатам рассмотрения жалоб ОАО ВСТК «Ангара» на постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Иркутской области от 15.09.2011г. о назначении административного наказания,
при участии в судебном заседании:
от заявителя – не явился,
от ответчика (ФСФБН г. Москва) – не явился,
от ТУ ФСФБН ИО - не явился,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью Восточно-сибирская торговая компания «Ангара» (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконными решений Федеральной службы финансово-бюджетного надзора от 20.01.2012г. №43-00-11/651Р, №43-00-11/652Р, №4300-11-653Р, №43-00-11/654Р, от 13.01.2012г. №43-00-11/655Р, №43-00-11/656Р, №43-00-11/657Р, №43-00-11/658Р, вынесенных по результатам рассмотрения жалоб ОАО ВСТК «Ангара» на постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Иркутской области от 15.09.2011г. о назначении административного наказания.
Заявитель, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения спора в судебное заседание не явился. В заявлении в обоснование заявленных требований указал на отсутствие вины общества во вменяемом правонарушении, поскольку полагает, что все необходимые меры для соблюдения требований закона им были выполнены. В качестве соблюдения мер указал на наличие квалифицированного специалиста, в должностные обязанности которого вменено осуществления взаимодействия с банками по вопросам оформления паспортов сделок, предоставления документов. Также указывает, что должностное лицо ответственное за своевременность представления справок о подтверждающих документах привлечено к административной ответственности.
Ответчик ФСФБН г. Москва, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения спора в судебное заседание не явился. В отзыве указал на законность оспариваемых решений, наличии вины общества во вменяемом правонарушении.
ТУ ФСФБН ИО, надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения спора в судебное заседание не явилось.
В судебном заседании 24.04.2012 в порядке ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 11 час. 40 мин. 26.04.2012.
Дело рассмотрено в порядке главы 25 АПК РФ. Рассмотрев материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, между Обществом и Маньчжурской торгово-экономической компанией "Чжэн Хуа" (Китай) 10.09.2009 был заключен внешнеторговый контракт № ZH-117, в соответствии с которым ООО ВСТК «Ангара» (продавец) обязуется на условиях DAF станция Забайкальск ЗабЖД поставить пиловочник хвойных пород (сосна, лиственница), пиломатериалы обрезные хвойных и лиственных пород. Общая сумма контракта составляет ориентировочно 9 000 000 долларов США. Срок исполнения обязательств по контракту по 31.12.2010 (п. 2.1 контракта).
В соответствии с требованиями Инструкции Банка России от 15.06.2004 № 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок» Общество 11.09.2009 года в ОАО «Восточно-Сибирский транспортный коммерческий банк» оформило паспорт сделки № 09090003/2731/0000/1/0.
В рамках исполнения обязательств по контракту Обществом в марте 2011 был осуществлен вывоз лесоматериалов по грузовым таможенным декларациям № 10607100/180311/0000254, № 10607100/180311/0003000, № 10607100/020311/0000154, № 10607040/040311/0002409, № 10607040/100311/0002634, № 10607040/140311/0002799, № 10607040/140311/0000209, № 10607100/160311/0000232, № 10607040/170311/0000246, № 10607040/210311/0003155, № 10607040/210311/0003157, № 10607040/210311/0003184.
При проведении проверки соблюдения требований валютного законодательства должностным лицом Управления установлены факты несвоевременного представления Обществом в уполномоченный банк справок о подтверждающих документах.
15.08.2011 контролером-ревизором отдела валютного контроля ТУ Росфиннадзора ФИО2 в присутствии законного представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, составлены протоколы об административном правонарушении №25-11/584, №25-11/585, № 25-11/586, № 25-11/587, №25-11/588, №25-11/589, №25-11/590, №25-11/591 которыми установлено несвоевременное представление Обществом в уполномоченный банк двух экземпляров «Справки о подтверждающих документах», чем нарушены требования п.1, п.2 ч.2 ст.24, с учетом п.9, п.11 ч.4 ст.23 Федерального закона от 10.12.2003 №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», п.п.2.1, 2.2, .2.4 Положения Банка России от 01.06.2004 №258-П.
Заместителем руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Иркутской области ФИО3 по результатам рассмотрения протоколов об административном правонарушении от 15.08.2011 в отношении ООО ВСТК «Ангара» вынесены постановления о назначении административного наказания от 15 сентября 2011г. №25-11/584, №25-11/585, № 25-11/586, № 25-11/587, №25-11/588, №25-11/589, №25-11/590, №25-11/591 в виде штрафа в размере 40 000 руб. за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ по каждому из вынесенных постановлений.
07.11.2011г. ООО «Восточно-Сибирская торговая компания «Ангара» обратилась в Федеральную службу финансово-бюджетного надзора с жалобой на постановления о назначении административного наказания от 15 сентября 2011г. №25-11/584, №25-11/585, № 25-11/586, № 25-11/587, №25-11/588, №25-11/589, №25-11/590, №25-11/591.
По результатам рассмотрения жалоб заместителем руководителя Федеральной службы финансово бюджетного надзора вынесены решения от 20.01.2012г. №43-00-11/651Р, №43-00-11/652Р, №4300-11-653Р, №43-00-11/654Р, от 13.01.2012г. №43-00-11/655Р, №43-00-11/656Р, №43-00-11/657Р, №43-00-11/658Р об оставлении без изменения оспариваемых постановлений, жалоб без удовлетворения.
Полагая незаконными указанные выше решения, вынесенные по результатам рассмотрения жалоб, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела по существу заявленных требований, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд находит заявленное требование не подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии с п.3 ч.1 ст. 30.1. КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5 настоящего Кодекса вынесенное должностным лицом - в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности подается в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства заявителя.
Подсудность дела об оспаривании решения, вынесенного вышестоящим органом, должностным лицом по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, определяется исходя из подсудности дела об обжаловании указанного постановления, поскольку при рассмотрении соответствующего заявления арбитражным судом оценивается также и само постановление (пункт 23 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").
В соответствии с ч.6 ст.210 АПК РФ, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с п.6 ст. 15.25 КоАП РФ несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок -влекут наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с частью 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены статьей 23 данного Федерального закона. В целях осуществления валютного контроля агенты валютного контроля в пределах своей компетенции имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов следующие документы (копии документов), связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов, в том числе таможенные декларации (пункт 11 части 4 статьи 23 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле").
На основании части 4 статьи 5 названного Федерального закона Центральный банк Российской Федерации (далее - Банк России) устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления.
Согласно п.2 ч.3 ст.23 Федерального закона от 10.12.2003г. №173-ФЗ порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля - уполномоченным банкам устанавливается Центральным банком Российской Федерации.
Во исполнение данных положений Центральный банк Российской Федерации утвердил Положение о порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций от 01.06.2004 № 258-П.
На основании пунктов 2.2 и 2.4 Положения № 258-П подтверждающие документы представляются резидентом в банк ПС одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах, оформленной резидентом в порядке, изложенном в приложении 1 к настоящему Положению, в течение 15 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту был осуществлен вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации или оформлены документы, подтверждающие выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них. Датой оформления подтверждающих документов является наиболее поздняя по сроку дата их подписания одной из сторон, если условиями контракта предусмотрено подписание подтверждающего документа обеими (всеми) сторонами по контракту, в остальных случаях - дата составления подтверждающего документа.
Согласно пункту 1.3 Указания Банка России от 10.12.2007 № 1950-У "О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж" справка о подтверждающих документах является одной из форм учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами.
Форма справки о подтверждающих документах и порядок ее заполнения приведены в Приложении № 1 к Положению Банка России от 01.06.2004 № 258-П.
Указанием Банка России от 26.09.2008 № 2080-У "О внесении изменений в Положение Банка России от 1 июня 2004 года № 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" (далее - Указание Банка России от 26.09.2008 № 2080-У), вступившим в силу с 28 октября 2008 года, установлен порядок представления справки и подтверждающих документов в уполномоченный банк.
Как следует из материалов дела, согласно датам, указанным в графе "D" ГТД №№ 10607100/180311/0000254, 10607100/180311/0003000, Обществом 18.03.2011г. за пределы таможенной территории Российской Федерации вывезен товар, таким образом, срок представления справки о подтверждающих документах в уполномоченный банк по названным ГТД - 04.04.2011г. (с учетом выходных дней). Резидентом два экземпляра указанной справки представлены в банк паспорта сделки - 20.05.2011 г., то есть с нарушением срока, предусмотренного пунктом 2.4 Положения Банка России.
Согласно дате, указанной в графе "D" ГТД № 10607100/020311/0000154, Обществом 02.03.2011г. за пределы таможенной территории Российской Федерации вывезен товар. Срок представления справки о подтверждающих документах в уполномоченный банк по названной ГТД - 17.03.2011 г. (включительно). Резидентом два экземпляра указанной справки представлены в банк паспорта сделки - 20.05.2011г., то есть с нарушением срока, предусмотренного пунктом 2.4 Положения Банка России.
Согласно дате, указанной в графе "D" ГТД № 10607040/040311/0002409 Обществом 04.03.2011г. за пределы таможенной территории Российской Федерации вывезен товар. Срок представления справки о подтверждающих документах в уполномоченный банк по названной ГТД - 21.03.2011 г. (с учетом выходных дней). Резидентом два экземпляра указанной справки представлены в банк паспорта сделки - 20.05.2011 г., то есть с нарушением срока, предусмотренного пунктом 2.4 Положения Банка России.
Согласно дате, указанной в графе "D" ГТД № 10607040/100311/0002634 Обществом 10.03.2011 г. за пределы таможенной территории Российской Федерации вывезен товар. Срок представления справки о подтверждающих документах в уполномоченный банк по названной ГТД - 25.03.2011 г. (включительно). Резидентом два экземпляра указанной справки представлены в банк паспорта сделки – 20.05.2011 г., то есть с нарушением срока, предусмотренного пунктом 2.4 Положения Банка России.
Согласно датам, указанным в графе "D" ГТД №№10607040/140311/0002799, 10607040/140311/0000209 Обществом 14.03.2011 г. за пределы таможенной территории Российской Федерации вывезен товар. Срок представления справки о подтверждающих документах в уполномоченный банк по названным ГТД - 29.03.2011 г. (включительно). Резидентом два экземпляра указанной справки представлены в банк паспорта сделки - 20.05.2011г., то есть с нарушением срока, предусмотренного пунктом 2.4 Положения Банка России.
Согласно дате, указанной в графе "D" ГТД №10607100/160311/0000232 Обществом 16.03.2011 г. за пределы таможенной территории Российской Федерации вывезен товар. Срок представления справки о подтверждающих документах в уполномоченный банк по названной ГТД - 31.03.2011 г. (включительно). Резидентом два экземпляра указанной справки представлены в банк паспорта сделки - 20.05.2011 г., то есть с нарушением срока, предусмотренного пунктом 2.4 Положения Банка России.
Согласно дате, указанной в графе "D" ГТД №10607040/170311/0000246, Обществом 17.03.2011 г. за пределы таможенной территории Российской Федерации вывезен товар. Срок представления справки о подтверждающих документах в уполномоченный банк по названной ГТД - 01.04.2011 г. (включительно). Резидентом два экземпляра указанной справки представлены в банк паспорта сделки - 20.05.2011 г., то есть с нарушением срока, предусмотренного пунктом 2.4 Положения Банка России.
Согласно датам, указанным в графе "D" ГТД №№10607040/210311/0003155, 10607040/210311/0003157, 10607040/210311/0003184 Обществом 21.03.2011 г. за пределы таможенной территории Российской Федерации вывезен товар. Срок представления справки о подтверждающих документах в уполномоченный банк по названным ГТД - 05.04.2011 г. (включительно). Резидентом два экземпляра указанной справки представлены в банк паспорта сделки - 20.05.2011 г., то есть с нарушением срока, предусмотренного пунктом 2.4 Положения Банка России.
Таким образом, установлено, что в ходе исполнения контракта от 10.09.2009 № ZH-117 ООО ВСТК «Ангара» не обеспечило своевременного представления в уполномоченный банк двух экземпляров справки о подтверждающих документах, и документы, подтверждающие факт ввоза товара на таможенную территорию Российской Федерации по указанным грузовым таможенным декларациям. Факт несвоевременного представления обществом документов, подтверждается материалами дела и не опровергнуто обществом надлежащими доказательствами.
Поскольку резидентом был нарушен установленный Положением №258-П срок представления в уполномоченный банк справок о подтверждающих документах, что подтверждается материалами дела, суд находит доказанным наличие в действиях общества объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
Доводы заявителя об отсутствии в действиях Общества вины, со ссылкой на несвоевременное представление необходимых документов по вине должностного лица общества - бухгалтера ФИО4, впоследствии привлеченной к административной ответственности, являются необонованными.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Документов, свидетельствующих о том, что общество приняло все зависящие от него меры по обеспечению своевременного представления в уполномоченный банк справки о подтверждающих документах на момент рассмотрения административного дела заявителем не представлено.
Несвоевременные действия по предоставлению справки о подтверждающих документах и документов, подтверждающих факт вывоза товара с таможенной территории Российской Федерации должностного лица общества - главного бухгалтера ФИО4 не свидетельствуют об отсутствии вины общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения, поскольку возложение должностных обязанностей на главного бухгалтера по предоставлению указанных документов не могут быть признаны достаточными и исчерпывающими мерами по соблюдению законодательства самим обществом.
Заявителем не представлено каких-либо объективных доказательств, свидетельствующих о реально существующих препятствиях по соблюдению требований законодательства, а также доказательств принятия обществом мер, направленных на предупреждение совершения указанного правонарушения.
Таким образом, судом установлено, что Общество при возможности исполнения требований валютного законодательства и актов валютного регулирования не предприняло все зависящие от него меры по соблюдению соответствующих норм, что свидетельствует о совершении Обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Данные обстоятельства были установлены и при рассмотрении дела № А19-439/2012, предметом которого являлись оспаривание постановлений ТУ ФСФБН по Иркутской области от 15.09.2011г. о назначении административного наказания.
Учитывая вышеизложенное, суд, установив законность и обоснованность оспариваемых решений, проверив соблюдение положений ст. ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного требования Общества с ограниченной ответственностью Восточно-сибирская торговая компания «Ангара».
В силу части 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
При таких обстоятельствах суд считает, что заявленные требования Общества с ограниченной ответственностью Восточно-сибирская торговая компания «Ангара» удовлетворению не подлежат.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия.
Судья Г.В. Ананьина