АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99
дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,
тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761
http://www.irkutsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
г. Иркутск Дело №А19-4034/2023
«28» декабря 2023 года.
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 26.12.2023 года.
Решение в полном объеме изготовлено 28.12.2023 года.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Исаевой Е.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Старковым К.Н., рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «РТ-НЭО Иркутск» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>; адрес: 664033, <...>)
к областному государственному бюджетному учреждению социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Заларинского района» (666321, Иркутская область, Заларинский район, Залари рабочий поселок, Дзержинского улица, 54А, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 06.12.2002, ИНН: <***>)
о взыскании 169 626 руб. 33 коп.,
при участии в судебном заседании (до перерыва):
от истца (заявителя) – ФИО1 (паспорт, доверенность от 09.01.2023, документ об образовании),
от ответчика - ФИО2 (паспорт, доверенность от 21.03.2023 № 24, документ об образовании),
в судебном заседании объявлялся перерыв в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с 18.12.2023 до 25.12.2023. После перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда, при участии тех же представителей истца и ответчика;
в судебном заседании объявлялся перерыв в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с 25.12.2023 до 26.12.2023. После перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда, в отсутствие представителей сторон,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «РТ-НЭО Иркутск» обратилось к областному государственному бюджетному учреждению социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Заларинского района» с требованиями о взыскании 108 118 руб. 90 коп., составляющих сумму задолженности за оказанные в период с 21.05.2020 по 31.12.2021 услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, неустойки за период с 01.01.2021 по 22.12.2023 в сумме 61 507 руб. 43 коп., уточненными в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кроме того, заявлено требование о взыскании расходов на оплату услуг представителя в сумме 30 000 руб.
Ответчик иск оспорил.
Обстоятельства дела.
В соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» с 1 января 2019 года все субъекты РФ должны перейти на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО), при которой их сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание и захоронение на территории региона должны обеспечиваться региональным оператором по обращению с ТКО (одним или несколькими) в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - региональный оператор) - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
Твердые коммунальные отходы (далее – ТКО) – это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Обращение с ТКО - это деятельность регионального оператора по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО на территории соответствующего региона.
В соответствии с пунктом 4 статьи 24.6. Федерального закона от 24 июня 1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
На основании конкурсного отбора ООО «РТ-НЭО Иркутск» имеет статус регионального оператора по обращению с ТКО.
В силу пункта 7 статьи 24.6. Федерального закона от 24 июня 1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» зона деятельности регионального оператора представляет собой территорию или часть территории субъекта Российской Федерации, на которой региональный оператор осуществляет деятельность на основании соглашения, заключаемого с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящей статьей.
Пунктом 8 данной статьи установлено, что зона деятельности регионального оператора определяется в территориальной схеме обращения с отходами.
ООО «РТ-НЭО Иркутск» является региональным оператором на территории Иркутской области, оказывает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (Зона 2 - Юг), на основании соглашения с Министерством жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 28.04.2018 № 318 «Об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Иркутской области (Зона 2)» и законодательства Российской Федерации.
Территориальные зоны утверждены приказом министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области от 28.09.2018 № 47-мпр.
В зону деятельности регионального оператора по обращению с ТКО входят: город Иркутск, Ангарское городское муниципальное образование, город Тулун, Тулунский район, город Саянск, город Свирск, город Усолье-Сибирское, город Черемхово, город Зима, Балаганский район, Жигаловский район, Заларинский район, Зиминский район, Иркутский район, Качугский район, Куйтунский район, Ольхонское районное муниципальное образование, Слюдянский район, Усольское районное муниципальное образование, Усть-Удинский район, Черемховское районное муниципальное образование, Шелеховский район, Аларский район, Баяндаевский район, Нукутский район, Осинский район, Эхирит-Булагатский район, Казачинско-Ленский район, Мамско-Чуйский район, Бодайбинский район.
В оперативном управлении областного государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Заларинского района», согласно выпискам из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество, находятся:
- нежилое здание – гараж, кадастровый номер 38:04:010102:299, площадью 383 кв.м., по адресу: <...>;
- нежилое административное здание, кадастровый номер 38:04:010102:288, площадью 935,5 кв.м., по адресу: <...>;
- нежилое здание – складское помещение, кадастровый номер 38:04:010103:722, площадью 55,5 кв.м., по адресу: <...>.
В соответствии с пунктом 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Пунктами 1, 5 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ установлено, что договор на оказание услуг регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным и заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ операторы ТКО заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с их собственниками, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для оператора ТКО. Он не вправе отказать в заключении указанного договора собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.
Согласно пункту 8.17 Правил обращения с твердыми бытовыми отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2012 № 1156, потребитель услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку на заключение договора. В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и необходимые документы в течение 15 рабочих дней, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Региональный оператор исполнил обязанность по направлению публичной оферты. Информация размещена в газете http://www.ogirk.m/issue-print/292937/ на странице 33, с размещением всех типовых договоров.
В соответствии с пунктом 1 статьи 433 Гражданского кодекса Российской Федерации договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта.
В силу пункта 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации, совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т.п.) считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте.
В этой связи региональный оператор посчитал, что стороны связаны договорными правоотношениями – договорами на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 01.01.2020 № 1110610-2020/ТКО, от 11.01.2021 №1110611-2021/ТКО.
В соответствии с пунктом 1.1 данных договоров региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы (далее – ТКО) в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Дата начала оказания услуг по обращению с ТКО определяется с 01.01.2020 (пункт 4 договора от 01.01.2020 № 1110610-2020/ТКО).
По утверждению регионального оператора, им во исполнение обязательств, принятых по договорам, оказаны потребителю услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 21.05.2020 по 31.12.2021.
Местом сбора ТКО до 30.04.2021 является <...>, с 01.05.2021 – <...>.
Объем оказанных услуг ввиду заключения сторонами договоров на условиях типовой формы рассчитан исходя из площади помещений потребителя, количества машиномест в гараже и норматива накопления ТКО, годовые показатели которого на территории Иркутской области утверждены приказом Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 28.06.2019 № 58-28-мпр, и составили:
С 21.05.2020 по 31.05.2020:
(935.5 кв.м.) 935.5 р.ед * 0.12 (норматив накопления) = 112.26 кубометров в год
(55.5 кв.м.) 55.5 р.ед * 0.09 (норматив накопления) = 4.995 кубометров в год
(383 кв.м.) 17 р.ед * 0.27 (норматив накопления) = 4.59 кубометров в год
112.26000 + 4.995 + 4.59000 = 121.845 кубометров в год
Указанный годовой норматив разделен помесячно 121.845 /12 = 10.15375 кубометров в 1 месяц. 10.15375 / 31 * 10 = 3.275
3.275 кубометров в месяц;
С 01.06.2020 по 31.12.2021:
(935.5 кв.м.) 935.5 р.ед * 0.12 (норматив накопления) = 112.26 кубометров в год
(55.5 кв.м.) 55.5 р.ед * 0.09 (норматив накопления) = 4.995 кубометров в год
(383 кв.м.) 17 р.ед * 0.27 (норматив накопления) = 4.59 кубометров в год
112.26000 + 4.995 + 4.59000 = 121.845 кубометров в год.
По условиям договоров (п. 6) потребитель обязан производить оплату услуг по обращению с ТКО до 10-го числа месяца, следующего за расчетным.
Для оплаты оказанных услуг региональный оператор по утвержденным тарифам выставил потребителю на информационном ресурсы «Личный кабинет» счета-фактуры на общую сумму 108 118 руб. 90 коп.
Потребитель стоимость оказанных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не оплатил, что послужило основанием для обращения регионального оператора в суд с настоящим иском о взыскании задолженности в сумме 108 118 руб. 90 коп.
Согласно статье 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Пунктом 22 договоров предусмотрено, что в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
Руководствуясь указанным условиям договора, региональный оператор начислил и просит взыскать с потребителя неустойку за период с 01.01.2021 по 22.12.2023 в сумме 61 507 руб. 43 коп.
Ответчик иск оспорил по мотиву недоказанности факта оказания региональным оператором услуг, незаключенности договора.
По утверждению ответчика, в спорный период времени учреждение самостоятельно собственным транспортом (трактора: МТЗ 82.1, ЛТЗ – 60АВ) либо на личном транспорте социальных педагогов вывозило ТКО на бесплатную санкционированную свалку твердых бытовых отходов, находящуюся в 500 метрах севернее границ населенного пункта с. Бажир - до 1 сентября 2020 года, после её закрытия твердые коммунальные отходы возили на полигон п. Залари, что подтверждается путевыми листами трактора за спорный период.
Факт функционирования санкционированной свалки твердых бытовых отходов на территории Бажирского муниципального образования до 01.09.2020 и ее закрытие с 01.09.2020 ответчик подтверждает письмами администрации Бажирского муниципального образования от 23.03.2023 № 58, от 16.06.2020 № 158.
Ответчик заявил о пропуске истцом срока исковой давности в отношении требований о взыскании задолженности по договору № 1110609-2019/ТКО от 17.01.2019 и указал на незаключенность договоров.
Также ответчик представил:
- письмо администрации Заларинского муниципального образования от 15.06.2023 № 857, согласно которому региональный оператор начал осуществлять свою деятельность на территории Заларинского муниципального образования с января 2021 года в соответствии с заключенным муниципальным контрактом от 11.01.2021 № 1105296-2021/ТКО;
- письмо администрации Бажирского муниципального образования от 02.06.2023 № 132, согласно которому региональный оператор начал осуществлять свою деятельность на территории Заларинского муниципального образования с марта 2022 года;
- письмо общества с ограниченной ответственностью «Управляющей компании «Гарант» о периоде времени начала осуществления деятельности полигона ТКО по обезвреживанию и размещению (захоронению) отходов I-IV класса опасности, расположенного по адресу: Иркутская область, Заларинский район, в 3,0 км юго-восточнее р.п. Залари, с 20.09.2013 года.
Кроме того, после того, как главой Заларинского МО ФИО3, был утвержден на территории Заларинского МО реестр мест (площадок) накопления ТКО и контейнеров в р.п. Залари Постановлением № 11/1 от 25.01.2019 года, началось строительство мест (площадок) накопления ТКО в р.п. Залари, которое закончилось в мае 2021 года, согласно информации полученной с Заларинского МО: «контейнерные площадки по накоплению ТКО» приняты на баланс согласно Постановления № 152 от 21.05.2020 года и включены в реестр муниципального имущества Администрации Заларинского МО также с 21 мая 2020 года. В данный реестр вошли интересующие по данному делу № А19-4034/2023 1 место (площадок) накопления ТКО, 2 контейнера в <...>, а также 1 место (площадок) накопления ТКО, 2 контейнера в <...> и другие места.
Приобщил к материалам дела документа от 23.08.2023 № 1223 с информацией от и.о. Главы администрации Заларинского МО ФИО4 о включение в реестр муниципального имущества Администрации Заларинского МО и постановке на баланс согласно Постановления № 152 от 21.05.2020 года контейнерных площадок по накоплению и вывозу ТКО в р.п. Залари.
Исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.
В соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» с 1 января 2019 года все субъекты РФ должны перейти на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО), при которой их сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание и захоронение на территории региона должны обеспечиваться региональным оператором по обращению с ТКО (одним или несколькими) в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - региональный оператор) - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
Твердые коммунальные отходы (далее – ТКО) – это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Обращение с ТКО - это деятельность регионального оператора по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО на территории соответствующего региона.
В соответствии с пунктом 4 статьи 24.6. Федерального закона от 24 июня 1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
На основании конкурсного отбора ООО «РТ-НЭО Иркутск» имеет статус регионального оператора по обращению с ТКО.
В силу пункта 7 статьи 24.6. Федерального закона от 24 июня 1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» зона деятельности регионального оператора представляет собой территорию или часть территории субъекта Российской Федерации, на которой региональный оператор осуществляет деятельность на основании соглашения, заключаемого с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящей статьей.
Пунктом 8 данной статьи установлено, что зона деятельности регионального оператора определяется в территориальной схеме обращения с отходами.
ООО «РТ-НЭО Иркутск» является региональным оператором на территории Иркутской области, оказывает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (Зона 2 - Юг), на основании соглашения с Министерством жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 28.04.2018 № 318 «Об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Иркутской области (Зона 2)» и законодательства Российской Федерации.
Территориальные зоны утверждены приказом министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области от 28.09.2018 № 47-мпр.
В зону деятельности регионального оператора по обращению с ТКО входят: город Иркутск, Ангарское городское муниципальное образование, город Тулун, Тулунский район, город Саянск, город Свирск, город Усолье-Сибирское, город Черемхово, город Зима, Балаганский район, Жигаловский район, Заларинский район, Зиминский район, Иркутский район, Качугский район, Куйтунский район, Ольхонское районное муниципальное образование, Слюдянский район, Усольское районное муниципальное образование, Усть-Удинский район, Черемховское районное муниципальное образование, Шелеховский район, Аларский район, Баяндаевский район, Нукутский район, Осинский район, Эхирит-Булагатский район, Казачинско-Ленский район, Мамско-Чуйский район, Бодайбинский район.
В оперативном управлении областного государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Заларинского района», согласно выпискам из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество, находятся:
- нежилое здание – гараж, кадастровый номер 38:04:010102:299, площадью 383 кв.м., по адресу: <...>;
- нежилое административное здание кадастровый номер 38:04:010102:288, площадью 935,5 кв.м., по адресу: <...>;
- нежилое здание – складское помещение, кадастровый номер 38:04:010103:722, площадью 55,5 кв.м., по адресу: <...>.
Граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством (пункт 1 статьи 421 Гражданского кодекса РФ).
В соответствии с пунктом 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ), собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Таким образом, у ответчика, как юридического лица, образующего в процессе своей деятельности твердые коммунальные отходы, возникла обязанность заключить с истцом договор по обращению с ТКО.
В соответствие с пунктом 4 статьи 426 Гражданского кодекса РФ, в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Пунктами 1, 5 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ установлено, что договор на оказание услуг регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным и заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Оператор ТКО не вправе отказать в заключении указанного договора собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.
Согласно пункту 8.17 Правил обращения с твердыми бытовыми отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2012 № 1156, потребитель услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку на заключение договора. В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и необходимые документы в течение 15 рабочих дней, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Региональный оператор исполнил обязанность по направлению публичной оферты. Информация размещена в газете http://www.ogirk.m/issue-print/292937/ 26.12.2018 на странице 33, с размещением всех типовых договоров.
ОГБУ социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Заларинского района» никаких заявок на заключение договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в установленный законом срок не направило, следовательно, договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 01.01.2020 № 1110610-2020/ТКО, от 11.01.2021 №1110611-2021/ТКО между ОГБУ социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Заларинского района» и ООО «РТ-НЭО ИРКУТСК», считаются заключенными на условиях типового договора, вопреки доводам ответчика.
Указанная правовая позиция подтверждается разъяснением судебной практики, содержащемся в п. 1 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.12.2023.
В соответствии с пунктами 1.1 данных договоров региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы (далее – ТКО) в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В силу пункта 2 договоров объем ТКО, места (площадки) сбора ТКО, в том числе крупногабаритных отходов и периодичность вывоза ТКО, а также информация о размещении мест (площадок) накопления ТКО и подъездных путей к ним определяются согласно приложению № 1 к договору.
Местом сбора ТКО являлось: <...> (КП 38110786)
Указанная контейнерная площадка включена в территориальную схему (см. лист 3633 реестра мест (площадок) накопления ТКО, расположенных в Зоне 2 (Юг) Иркутской области).
Региональным оператором, силами привлеченного подрядчика ООО «ИТК», во исполнение обязательств, принятых по договору, в период с 21.05.2020 по 31.12.2021 были оказаны потребителю услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, что подтверждается выкопировкой из электронного маршрутного журнала, подписанной ООО «РТ-НЭО Иркутск» и ООО «ИТК» без замечаний.
Период с 01.01.2019 по 20.05.2020 и объекты ответчика, расположенные в д. Тунгуй, были исключены из расчета истцом при уточнении исковых требований.
Суд рассмотрел доводы ответчика о недоказанности истцом фактического оказания услуг в спорный период.
Согласно п. 15 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.12.2023, если собственник ТКО докажет, что региональный оператор фактически вывоз отходов не осуществлял, в иске последнего о взыскании платы за оказание услуг должно быть отказано.
Исходя из указанного разъяснения, именно на ответчике лежит бремя доказывания отсутствия фактического вывоза отходов ООО «РТ-НЭО Иркутск».
Суд не принимает путевые листы за 2020 и 2021 год в качестве надлежащих доказательств вывоза ТКО в полном объеме своими силами, поскольку указанные путевые листы составлены ответчиком в одностороннем порядке, а также не содержат информации об объеме вывозимых ТКО, а следовательно на их основе сделать однозначный вывод о вывозе всего объема ТКО самостоятельно не представляется возможным.
Кроме того доказательства, подтверждающие заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО с иной специализированной организацией, а также доказательства вывоза ТКО иным лицом, имеющим соответствующее право в области обращения с твердыми коммунальными отходами, ответчиком не представлены.
Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 года № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года № 641» (вместе с «Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами») утвержден порядок осуществления сбора и транспортирования твердых коммунальных отходов в местах сбора и их накопления, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.
В соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» с 1 января 2019 года все субъекты РФ должны перейти на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО), при которой их сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание и захоронение на территории региона должны обеспечиваться региональным оператором по обращению с ГКО (одним или несколькими) в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Следовательно, потребитель лишен возможности распоряжаться твердыми коммунальными отходами по своему усмотрению (например, вывозить на полигон самостоятельно в соответствии с доводами ответчика), он обязан их утилизировать не иначе как посредством услуг, оказываемых Региональным оператором.
При этом образование ТКО является закономерным и неотъемлемым результатом процесса жизнедеятельности человека (определение Верховного Суда Российской Федерации от 26.02.2016 № 309-ЭС15-13978), следовательно, по общему правилу функционирование любого субъекта гражданского оборота неизбежно вызывает формирование отходов.
Плата за услуги регионального оператора по обращению с ТКО является частью бремени содержания имущества, при этом потребитель в силу закона лишен возможности распоряжаться ТКО по своему усмотрению, он обязан утилизировать их не иначе, как посредством услуг регионального оператора.
Доказательств того, что ООО «РТ-НЭО Иркутск» не является региональным оператором на территории Заларинского района, суду не представлено, а потому лишь последний вправе осуществлять сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание и захоронение на территории региона.
Объем оказанных услуг ввиду заключения сторонами договоров на условиях типовой формы рассчитан исходя из площади помещений потребителя, количества машиномест в гараже и норматива накопления ТКО, годовые показатели которого на территории Иркутской области утверждены приказом Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 28.06.2019 № 58-28-мпр, и составил:
С 21.05.2020 по 31.05.2020:
(935.5 кв.м.) 935.5 р.ед * 0.12 (норматив накопления) = 112.26 кубометров в год
(55.5 кв.м.) 55.5 р.ед * 0.09 (норматив накопления) = 4.995 кубометров в год
(383 кв.м.) 17 р.ед * 0.27 (норматив накопления) = 4.59 кубометров в год
112.26000 + 4.995 + 4.59000 = 121.845 кубометров в год
Указанный годовой норматив разделен помесячно 121.845 /12 = 10.15375 кубометров в 1 месяц. 10.15375 / 31 * 10 = 3.275
3.275 кубометров в месяц;
С 01.06.2020 по 31.12.2021:
(935.5 кв.м.) 935.5 р.ед * 0.12 (норматив накопления) = 112.26 кубометров в год
(55.5 кв.м.) 55.5 р.ед * 0.09 (норматив накопления) = 4.995 кубометров в год
(383 кв.м.) 17 р.ед * 0.27 (норматив накопления) = 4.59 кубометров в год
112.26000 + 4.995 + 4.59000 = 121.845 кубометров в год.
Суд не усматривает возможности применить для спорного административного здания расчетную единицу организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (1 место), поскольку ответчиком не было представлено в материалы дела информации о количестве мест для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в ОГБУ социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Заларинского района», более того, представитель ответчика в заседании суда пояснил, что воспитанники не находятся в здании круглосуточно, они прибывают в организацию для проведения с ними занятий и иных мероприятий по социальной реабилитации, после чего убывают к постоянному месту жительства.
Доводы ответчика о введении в эксплуатацию контейнерной площадки № 38110786 с 21.05.2020 был учтен истцом при уточнении исковых требований.
В силу части 1 статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги.
Ежемесячная стоимость услуг регионального оператора определяется в соответствии с законодательством, исходя из норматива образования твердых коммунальных отходов в соответствие с положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 № 505 «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов».
В соответствии с пунктом 6 договора № 1141578-2022/ТКО потребитель оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Как установлено судом, сумма задолженности ответчика за период с 21.05.2020 по 31.12.2021 составляет 108 118 руб. 90 коп. из следующего расчета:
c 21.05.2020 по 31.05.2020 - услуги по обращению с ТКО май - 1826 руб. 66 коп.;
c 01.06.2020 по 30.06.2020 - услуги по обращению с ТКО июнь - 5663 руб. 36 коп.;
c 01.07.2020 по 31.07.2020 - услуги по обращению с ТКО июль - 5849 руб. 05 коп.;
c 01.08.2020 по 31.08.2020 - услуги по обращению с ТКО август - 5849 руб. 05 коп.;
c 01.09.2020 по 30.09.2020 - услуги по обращению с ТКО сентябрь - 5849 руб. 05 коп.;
c 01.10.2020 по 31.10.2020 - услуги по обращению с ТКО октябрь - 5849 руб. 05 коп.;
c 01.11.2020 по 30.11.2020 - услуги по обращению с ТКО ноябрь - 5849 руб. 05 коп.;
c 01.12.2020 по 31.12.2020 - услуги по обращению с ТКО декабрь - 5849 руб. 05 коп.;
c 01.01.2021 по 31.01.2021 - услуги по обращению с ТКО январь - 5849 руб. 05 коп.;
c 01.02.2021 по 28.02.2021 - услуги по обращению с ТКО февраль - 5849 руб. 05 коп.;
c 01.03.2021 по 31.03.2021 - услуги по обращению с ТКО март - 5849 руб. 05 коп.;
c 01.04.2021 по 30.04.2021 - услуги по обращению с ТКО апрель - 5849 руб. 05 коп.;
c 01.05.2021 по 31.05.2021 - услуги по обращению с ТКО май - 5849 руб. 05 коп.;
c 01.06.2021 по 30.06.2021 - услуги по обращению с ТКО июнь - 5849 руб. 05 коп.;
c 01.07.2021 по 31.07.2021 - услуги по обращению с ТКО июль - 5073 руб. 38 коп.;
c 01.08.2021 по 31.08.2021 - услуги по обращению с ТКО август - 5073 руб. 38 коп.;
c 01.09.2021 по 30.09.2021 - услуги по обращению с ТКО сентябрь - 5073 руб. 38 коп.;
c 01.10.2021 по 31.10.2021 - услуги по обращению с ТКО октябрь - 5073 руб. 38 коп.;
c 01.11.2021 по 30.11.2021 - услуги по обращению с ТКО ноябрь - 5073 руб. 38 коп.;
c 01.12.2021 по 31.12.2021 - услуги по обращению с ТКО декабрь - 5073 руб. 38 коп.
Суд рассмотрел доводы ответчика о некорректности расчета задолженности ввиду применения в расчетах с 01.07.2021 по 31.12.2021 тарифа 416 руб. 38 коп. за кубометр (без учета НДС), в то время как Приказом Службы по тарифам Иркутской области от 20.12.2019 № 375-спр установлен тариф 493 руб. 15 коп. за кубометр (без учета НДС).
Истец, применяя тариф 416 руб. 38 коп. за кубометр (без учета НДС), произвел расчет задолженности в меньшем объеме, чем в случае применения тарифа 493 руб. 15 коп.
Арбитражный суд в силу статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не вправе выйти за пределы исковых требований, поскольку иное бы нарушало права и законные интересы должника.
Поскольку расчет истца уменьшает расчет подлежащей взысканию с ответчика задолженности, оснований пересмотреть в сторону увеличения размер задолженности суд не имеет.
Все иные доводы и возражения ответчика, в том числе о пропуске срока исковой давности, были учтены истцом при уточнении искового заявления путем изменения периода расчета задолженности и исключения ряда объектов ответчика.
Доказательств оплаты оказанных региональным оператором услуг за спорный период потребитель в ходе судебного разбирательства не представил.
Обязательства в силу статьи 309 Гражданского кодекса РФ должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
Поскольку доказательств оплаты задолженности в отыскиваемом истцом размере - 108 118 руб. 90 коп. потребитель в установленный срок не представил, суд признает требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно статье 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Пунктом 22 договора предусмотрено, что в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
Поэтому региональный оператор правомерно начислил и просит взыскать с потребителя неустойку в размере 61 507 руб. 43 коп. за период с 01.01.2021 по 22.12.2023
Расчет неустойки судом проверен, признан верным.
Ходатайства о снижении неустойки ответчик не заявил.
Согласно пункту 71 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» при взыскании неустойки с лиц, не являющихся коммерческими организациями либо индивидуальными предпринимателями правила статьи 333 ГК РФ могут применяться не только по заявлению должника, но и по инициативе суда, если усматривается очевидная несоразмерность неустойки последствиям нарушения обязательства (пункт 1 статьи 333 ГК РФ).
Оценив соразмерность начисленной неустойки последствиям нарушения обязательства, суд приходит к следующему.
В силу пункта 1 статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.
Критериями для установления несоразмерности в каждом конкретном случае могут быть: чрезмерно высокий процент неустойки; значительное превышение суммой неустойки суммы возможных убытков, вызванных нарушением обязательств; длительность неисполнения обязательств и др. (пункт 2 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.07.1997 № 17 «Обзор практики применения арбитражными судами статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации»).
Принимая во внимание размер заявленной ко взысканию размер неустойки 61 507 руб. 43 коп., что составляет 56,89% от суммы основного долга, статус потребителя (бюджетное учреждение, выполняющее общественно значимую функцию по социальной реабилитации несовершеннолетних), учитывая компенсационный характер неустойки, с учетом положений статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации суд в соответствии с пунктом 71 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» снижает размер неустойки до 36 039 руб. 63 коп. (1/3 от суммы основного долга).
По мнению суда, такой размер неустойки обеспечит баланс интересов обеих сторон: покроет возможные убытки истца в спорный период и не приведет к его неосновательному обогащению за счет ответчика.
Поэтому иск в данной части подлежит удовлетворению частично, в размере 36 039 руб. 63 коп.
Кроме того, истцом заявлено требование о взыскании расходов на оплату услуг представителя в сумме 30 000 руб.
Рассмотрев заявленное требование, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 106 Арбитражного процессуального кодекса РФ к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, в частности, относятся расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей) и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.
Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Настоящим решением суда исковые требования удовлетворены частично.
Следовательно, на стороне ООО «РТ-НЭО Иркутск» (истец по делу), как лица, в пользу которого принят судебный акт, возникло предусмотренное процессуальным законом право требования возмещения понесенных судебных расходов.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ право на возмещение судебных расходов возникает при условии фактически понесенных стороной затрат, получателем которых является лицо, оказывающее юридические услуги.
Согласно разъяснениям Верховного Суда РФ, данным в пункте 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием.
Следовательно, заявитель должен доказать суду факт их несения, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием.
В качестве доказательств, подтверждающих факт и размер понесенных расходов на оплату услуг представителя, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием, заявителем представлены:
- договор на оказание юридических услуг № 2 от 01.06.2022;
- техническое задание (приложение № 2 к договору);
- приказ о приеме работника на работу № 20 от 01.04.2022;
- реестр № 8 от 21.02.2023, № 6 от 28.11.2022;
- платёжное поручение № 33692 от 09.12.2022.
Суд исследовал представленные доказательства.
01.06.2022 между ООО «РТ-НЭО Иркутск» (заказчик) и ООО «СТП Юридический сервис» (исполнитель) был заключен договор на оказание юридических услуг № 2, по условиям которого исполнитель принял на себя обязательства по заданию и от имени заказчика оказывать юридические услуги по взысканию дебиторской задолженности за оказание коммунальной услуги по обращению с ТКО с должников, а заказчик обязуется принять и оплатить оказанные услуги.
Согласно пункту 3.2. договора до начала месяца, в котором планируется оказание услуг, заказчик оплачивает исполнителю по 30 000 руб. за каждое дело на основании реестра.
Как следует из пункта 27 реестра № 6 от 28.11.2022 (приложение № 3 к договору), исполнитель оказывает юридические услуги по взысканию задолженности, в том числе, с ОГБУ социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Заларинского района». Стоимость услуг представителя согласована сторонами в размере 30 000 руб.
Общая стоимость услуг представителя по данному реестру составляет 930 000 руб.
Платежным поручением № 33692 от 09.12.2022 заказчик перевел исполнителю 930 000 руб.
Таким образом, надлежащими доказательствами подтверждается факт и размер понесенных заявителем затрат на оплату услуг представителя в размере 30 000 руб., а также их связь между понесенными истцом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием.
Ответчик возражения относительно отыскиваемых истцом расходов на оплату услуг представителя не представил.
В целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон (статьи 2, 35 ГПК РФ, статьи 3, 45 КАС РФ, статьи 2, 41 АПК РФ) в соответствии с пунктом 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 № 1 суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер.
Разумными в соответствии с пунктом 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 № 1 следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.
Обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя и тем самым на реализацию требования статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации. При этом реализация судом права по уменьшению суммы расходов согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 21 декабря 2004 года № 454-О, возможна лишь в том случае, если он признает эти расходы чрезмерными в силу конкретных обстоятельств дела; вынося мотивированное решение об изменении размера сумм, взыскиваемых в возмещение соответствующих расходов, суд не вправе уменьшать его произвольно, тем более, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов.
Таким образом, законодателем на суд возложена обязанность оценки разумных пределов судебных расходов, которая является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя и тем самым – на реализацию части 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации.
При этом отсутствие в материалах дела доказательств чрезмерности суммы судебных расходов само по себе не отменяет публично-правовой обязанности суда по оценке разумности взыскиваемых судебных расходов и определению баланса прав сторон и интересов в случаях, когда заявленная к взысканию сумма судебных расходов носит явно неразумный характер.
В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Судебной практикой выработаны рекомендации, на основании каких фактов следует определять разумные пределы расходов на оплату услуг представителя.
Согласно пункту 20 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 № 82 «О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» при определении разумных пределов расходов на оплату услуг представителя могут приниматься во внимание, в частности: время, которое мог бы затратить на подготовку материалов квалифицированный специалист; сложившаяся в регионе стоимость оплаты услуг адвокатов; имеющиеся сведения статистических органов о ценах на рынке юридических услуг; продолжительность рассмотрения и сложность дела.
Разумными в соответствии с пунктом 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.
В Определении ВС РФ № 305-КГ16-21414 от 13.02.2017 отмечено, что критерий разумности, используемый при определении суммы расходов на оплату услуг представителя, понесенных лицом, в пользу которого принят судебный акт, является оценочным. Для установления разумности подобных расходов суд оценивает их соразмерность применительно к условиям договора на оказание услуг по представлению интересов участвующего в деле лица и характера услуг, оказанных в рамках этого договора, их необходимости и разумности для целей восстановления нарушенного права. В связи с этим учитываются размер удовлетворенных требований, длительность рассмотрения спора, его сложность и объем представленных сторонами в материалы дела документов.
Из материалов дела следует, что в процессе рассмотрения дела представителем истца был подготовлен значительный объем процессуальных документов: исковое заявление, три заявления об уточнении исковых требований, ходатайство о приобщении дополнительных документов; представитель истца занимал активную позицию при представлении интересов клиента, принимал участие в шести судебных заседаниях, состоявшихся по делу, при подготовке процессуальных документов им были выполнены объемные расчеты как в отношении суммы основного долга, так и пени.
В этой связи следует признать, что объем процессуальных действий требовал от исполнителя значительных временных затрат.
Общеизвестно, и по правилам статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса РФ не нуждается в доказывании, что согласно рекомендациям Адвокатской палаты Иркутской области, минимальный размер вознаграждения за сопровождение спора в арбитражном суде составляет не менее 50 000 руб.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, суд считает заявленную сумму расходов за оказанные услуги обоснованной и разумной, а потому подлежащей удовлетворению в сумме 30 000 руб.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Однако положения процессуального законодательства о пропорциональном возмещении (распределении) судебных издержек (статьи 98, 102, 103 ГПК РФ, статья 111 КАС РФ, статья 110 АПК РФ) не подлежат применению при разрешении требования о взыскании неустойки, которая уменьшается судом в связи с несоразмерностью последствиям нарушения обязательства (п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 № 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела").
Поскольку требование о взыскании основного долга удовлетворено судом в полном объеме, а требование о взыскании неустойки удовлетворено частично ввиду ее снижения в связи с несоразмерностью последствиям нарушения обязательства, судебные расходы относятся на ответчика в полном объеме.
Расходы по государственной пошлине подлежат отнесению на ответчика по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Исковые требования удовлетворить частично.
Взыскать с областного государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Заларинского района» (666321, Иркутская область, Заларинский район, Залари рабочий поселок, Дзержинского улица, 54А, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 06.12.2002, ИНН: <***>) в пользу общества с ограниченной ответственностью «РТ-НЭО Иркутск» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>; адрес: 664033, <...>) 108 118 руб. 90 коп. – основного долга, 36 039 руб. 63 коп. - неустойки, 2 000 руб. – расходов по оплате государственной пошлины, 30 000 руб. расходов на оплату услуг представителя.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия через Арбитражный суд Иркутской области, и по истечении этого срока вступает в законную силу.
Судебный акт выполнен в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.
Судья Е.А.Исаева