ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-40/15 от 31.03.2015 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, д. 36А, тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

Е-mail: http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск                                                                                            Дело  А19-40/2015

«02» апреля 2015 года

Резолютивная часть решения объявлена  в судебном заседании  31.03.2015 года.

Решение  в полном объеме изготовлено 02.04.2015 года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Куклиной Л.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Трояновым К.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества «Группа «Илим» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к  Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Иркутской области

о признании  незаконным  предписания,

при участии в заседании:

от заявителя: не явился,

от ответчика: не явился,

установил:

Открытое акционерное общество «Группа «Илим» (далее заявитель, Общество) обратилось с заявлением о признании незаконным предписания  Отдела надзорной деятельности по г. Братску и Братскому району Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Иркутской области № 50/ЧС-7 от 13.10.2014.

Заявитель, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направил, заявил о рассмотрении дела в его отсутствие. В заявлении в обоснование требований указал, что вменение Обществу обязанностей, указанных в оспариваемом предписании, противоречит законодательству и нарушает права и законные интересы.

Ответчик о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направил, заявил о рассмотрении дела в его отсутствие.  В представленном отзыве требования не признал, считает предписание законным и обоснованным.

В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв с 24.03.2015 по 31.03.2015 года. Информация о перерыве в судебном заседании размещена на официальном сайте Арбитражного суда Иркутской области в сети Интернет.

После перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда в отсутствие представителей заявителя и ответчика.

Дело, в соответствии со статьей 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассматривается по имеющимся в нем материалам, исследовав которые, суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, в период с 23.09.2014 по 13.10.2014 Отделом надзорной деятельности по г. Братску и Братскому району Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Иркутской области на основании распоряжения от 22.09.2014 № 50/ЧС в отношении ОАО «Группа «Илим» проведена внеплановая выездная проверка с целью проверки соблюдения юридическим лицом в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, проведения мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера по ликвидации последствий причинения такого вреда (в связи с произошедшим взрывом паропровода 18.09.2014 на территории филиала ОАО «Группа «Илим» в г. Братске), по результатам которой составлен акт проверки № 50/ЧС от 1310.2014.

В ходе проведения проверки были выявлены нарушения требований Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 № 794, Требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения, утвержденных Приказом МЧС РФ от 28.02.2003 № 105, Положения о системах оповещения населения (Приложение к Приказу МЧС РФ, Министерства информационных технологий и связи РФ и Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ от 25.07.2006 № 422/90/376, Порядка создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.11.1996 № 1340, Положения о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, утвержденного Постановлением Правительства от 27.04.2000 № 379, а именно:

1. не создано структурное подразделение организации, уполномоченное на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

2. не определены компетенция и полномочия постоянно действующего органа управления
единой системы - отдела ГО и ЧС
филиала;

3. не создан координационный орган объектового звена РСЧС - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (КЧС и ПБ);

4. разработанные инструкции дежурных (дежурно-диспетчерских) службфилиала ОАО «Группа «Илим» в городе Братске не согласованы с соответствующим территориальным органом МЧС России, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органе местного самоуправления;

5. не предоставлена в установленном порядке информация в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а именно, не предоставлена в порядке, установленном «Порядком оповещения, сбора и обмена информацией о чрезвычайном происшествии, чрезвычайной ситуации» в филиале ОАО «Группа «Илим» в г. Братске информация о чрезвычайном происшествии с пострадавшим 18 сентября 2014 г.: дежурно-диспетчерской службой филиала, отделом ГО и ЧС филиала - в ЕДДС г. Братска; диспетчером дежурно-диспетчерской службы филиала не сообщено о чрезвычайном происшествии директору филиала, директору по производству, директору по охране труда, промышленной, экологической, пожарной безопасности, директору по защите активов, директору по техническому обслуживанию, директору по производственной эффективности, начальнику от­дела ГО и ЧС;

6. не осуществленопланирование в области зашиты работников филиала ОАО «Группа
«Илим» в г. Братске и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций, связанных с авариями на паропроводе;

7. резервы материальных ресурсов дня ликвидации чрезвычайных ситуаций созданы не в
полном объеме, а именно, не созданы резервы продовольствия, пищевого сырья, медикаментов.

По результатам проверки Отделом надзорной деятельности по г. Братску и Братскому району Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Иркутской области выдано предписание № 50/ЧС-7 от 13.10.2014, которым Обществу предписано в срок до 12.05.2015:

1. создать структурное подразделение организации, уполномоченное на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (п. 6 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 № 794);

2. определить компетенцию и полномочия постоянно действующего органа управления
единой системы - отдела ГО и ЧС
филиала (п. 6, п. 10 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 № 794);

3. создать координационный орган объектового звена РСЧС - комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (КЧС и ПБ) (п. 6, п. 7, п. 8 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 № 794);

4. согласовать разработанные инструкции дежурных (дежурно-диспетчерских) службфилиала ОАО «Группа «Илим» в городе Братске с органами, установленными законодательством РФ (п. 11 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 № 794, п. 48 Требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения, утвержденных Приказом МЧС РФ от 28.02.2003 № 105, п. 16 Положения о системах оповещения населения (Приложение к Приказу МЧС РФ, Министерства информационных технологий и связи РФ и Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ от 25.07.2006 № 422/90/376);

5. обеспечить в соответствии с установленным «Порядком оповещения, сбора и обмена информацией о чрезвычайном происшествии, чрезвычайной ситуации» в филиале ОАО «Группа «Илим» в г. Братске представление информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций дежурно-диспетчерской службой филиала, отделом ГО и ЧС филиала - в ЕДДС г. Братска; диспетчером дежурно-диспетчерской службой филиала, отделом ГО и ЧС филиала (п. 3 ст. 14 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»);

6. осуществитьпланирование в области зашиты работников филиала ОАО «Группа
«Илим» в г. Братске и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций, связанных с авариями на паропроводе (п. п. «а» ст. 14, ст. 7 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»);

7. создать резервы материальных ресурсов дня ликвидации чрезвычайных ситуаций, а именно создать резервы продовольствия, пищевого сырья, медикаментов (п. «ж» ст. 14 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п. п. 1, 2, 3, 4, 6 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 № 794, п. п. 1, 2, 3 Порядка создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.11.1996 № 1340, п. п. 1, 2, 3 Положения о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, утвержденного Постановлением Правительства от 27.04.2000 № 379).

Заявитель, полагая, что данное предписание противоречит законодательству и нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, необоснованно возлагая обязанность по выполнению содержащихся в нем требований, обратился в Арбитражный суд Иркутской области с настоящим заявлением.

Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности по правилам, предусмотренным ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к следующим выводам.

Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, установлены частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

С учетом изложенного суд полагает, что требования заявителя могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства: 1) несоответствие оспариваемого предписания закону или иному нормативному правовому акту и 2) нарушение прав и законных интересов заявителя оспариваемым предписанием.

В соответствии со ст. 27 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», государственный надзор и контроль в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводятся в соответствии с задачами, возложенными на единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в целях проверки полноты выполнения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовности должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения.

Государственный надзор и контроль в указанной области осуществляются федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. п. 2, 3 Указа Президента РФ от 11 июля 2004 г. № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», в систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в том числе, входят территориальные органы - региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации.

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

Согласно п. 2 Положения о государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществляемом Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2005 г. № 712, государственный надзор в области защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляют Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и его территориальные органы.

В соответствии с п. 1, п. 2 Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации, утвержденного Приказом МЧС РФ от 6 августа 2004 г. № 372 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 13 августа 2004 г. за № 5977), территориальный орган Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) - орган, специально уполномоченный решать задачи в области гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, предназначается для осуществления функций в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации), обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Полное наименование территориального органа МЧС России - органа, специально уполномоченного решать задачи в области гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации: «Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъекту Российской Федерации». Сокращенное наименование: «Главное управление МЧС России по субъекту Российской Федерации».

Согласно п. 1, п. 2 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по осуществлению государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного приказом МЧС РФ от 26 июня 2012 г. № 359, МЧС России и его территориальные органы осуществляет государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Таким образом, проверка соблюдения в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, проведения мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера по ликвидации последствий причинения такого вреда (в связи с произошедшим взрывом паропровода 18.09.2014 на территории филиала ОАО «Группа «Илим» в г. Братске) в отношении ОАО «Группа «Илим» проведена Отделом надзорной деятельности по г. Братску и Братскому району Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Иркутской области в соответствии с возложенными законом надзорными функциями.

В соответствии с преамбулой Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы  и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Как усматривается из материалов дела, основанием для выдачи оспариваемого предписания № 50/ЧС-7 от 13.10.2014 послужили выявленные в результате проверки и зафиксированные в акте проверки № 50/ЧС от 13.10.2014 нарушения, а именно:

1. не создано структурное подразделение организации, уполномоченное на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (п. 6 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 № 794);

2. не определены компетенция и полномочия постоянно действующего органа управления
единой системы - отдела ГО и ЧС
филиала (п. 6, п. 10 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 № 794);

3. не создан координационный орган объектового звена РСЧС - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (КЧС и ПБ) (п. 6, п. 7, п. 8 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 № 794);

4. разработанные инструкции дежурных (дежурно-диспетчерских) службфилиала ОАО «Группа «Илим» в городе Братске не согласованы с соответствующим территориальным органом МЧС России, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органе местного самоуправления (п. 11 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 № 794, п. 48 Требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения, утвержденных Приказом МЧС РФ от 28.02.2003 № 105, п. 16 Положения о системах оповещения населения (Приложение к Приказу МЧС РФ, Министерства информационных технологий и связи РФ и Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ от 25.07.2006 № 422/90/376);

5. не предоставлена в установленном порядке информация в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а именно, не предоставлена в порядке, установленном «Порядком оповещения, сбора и обмена информацией о чрезвычайном происшествии, чрезвычайной ситуации» в филиале ОАО «Группа «Илим» в г. Братске информация о чрезвычайном происшествии с пострадавшим 18 сентября 2014 г.: дежурно-диспетчерской службой филиала, отделом ГО и ЧС филиала - в ЕДДС г. Братска; диспетчером дежурно-диспетчерской службы филиала не сообщено о чрезвычайном происшествии директору филиала, директору по производству, директору по охране труда, промышленной, экологической, пожарной безопасности, директору по защите активов, директору по техническому обслуживанию, директору по производственной эффективности, начальнику от­дела ГО и ЧС (п. 3 ст. 14 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»);

6. не осуществленопланирование в области зашиты работников филиала ОАО «Группа
«Илим» в г. Братске и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций, связанных с авариями на паропроводе (п. п. «а» ст. 14, ст. 7 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»);

7. резервы материальных ресурсов дня ликвидации чрезвычайных ситуаций созданы не в
полном объеме, а именно, не созданы резервы продовольствия, пищевого сырья, медикаментов (п. п. «ж» ст. 14
Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п. п. 1, 2, 3, 4, 6 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 № 794, п. п. 1, 2, 3 Порядка создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.11.1996 № 1340, п. п. 1, 2, 3 Положения о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, утвержденного Постановлением Правительства от 27.04.2000 № 379).

Из постановления мирового судьи судебного участка № 44 Центрального округа г. Братска Иркутской области по делу № 5-421/2014, вступившего в законную силу, следует, что установленные ОНД по г. Братску и Братскому району в ходе проверки нарушения ОАО «Группа «Илим» требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в части:

- не создания структурного подразделения организации, уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

- не определения компетенции и полномочий постоянно действующего органа управления
единой системы - отдела ГО и ЧС
;

- не создания координационного органа объектового звена РСЧС, отраженные в акте проверки № 50/ЧС  и в оспариваемом предписании № 50/ЧС-7 от 13.10.2014 соответственно под номерами 1, 2, 3, признаны не доказанными административным органом.

В то же время выявленные при проверке нарушения ОАО «Группа «Илим» в части:

- несогласования разработанных инструкций дежурных службфилиала ОАО «Группа «Илим» в городе Братске не согласованы с соответствующим территориальным органом МЧС России;

- не предоставления в установленном порядке информация в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций информации о чрезвычайном происшествии 18 сентября 2014 г.;

- отсутствияпланирования в области зашиты работников от чрезвычайных ситуаций, связанных с авариями на паропроводе;

- создания резервов материальных ресурсов дня ликвидации чрезвычайных ситуаций ы не в неполном объеме, отраженные в оспариваемом предписании № 50/ЧС-7 от 13.10.2014 соответственно под номерами 4, 5, 6, 7, имели место и признаны доказанными административным органом.

Таким образом, поскольку нарушения, указанные в оспариваемом предписании были предметом исследования мирового суда при рассмотрении вопроса о привлечении ОАО «Группа «Илим» к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ и данные нарушения признаны доказанными и имеющими место в части пунктов 4, 5, 6, 7 предписания, и недоказанными в части пунктов 1, 2, 3 предписания, следовательно, установленные по делу N 5-421/14 обстоятельства не подлежат повторному доказыванию в ходе рассмотрения настоящего дела.

В соответствии с частью 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.

При указанных обстоятельствах, учитывая наличие вступившего в законную силу решения мирового суда по вопросам об обстоятельствах, рассматриваемых в настоящем деле, суд пришел к вводу, что пункты  1, 2, 3 оспариваемого предписания  Отдела надзорной деятельности по г. Братску и Братскому району Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации  последствий стихийных бедствий по Иркутской области  № 50/ЧС-7 от 13.10.2014г. следует признать незаконными,  как несоответствующие  Положению о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденному постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 и нарушающие права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В остальной части оспариваемое предписание признанию незаконным не подлежит.

В силу ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации между сторонами судебного разбирательства возникают отношения по распределению судебных расходов, которые регулируются главой 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно п. 5 Информационного письма Президиума  Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации  от 13.03.2007, в редакции информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.05.2010 №139, в силу главы 25.3 Кодекса отношения по уплате государственной пошлины возникают между ее плательщиком - лицом, обращающимся в суд, и государством. Исходя из положений подпункта 1 пункта 3 статьи 44 Кодекса отношения по поводу уплаты государственной пошлины после ее уплаты прекращаются.

Законодательством не предусмотрены возврат заявителю уплаченной государственной пошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также освобождение государственных органов, органов местного самоуправления от возмещения судебных расходов.

В связи с этим, если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению этим органом в составе судебных расходов (часть 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Как следует из постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации  от 13.11.08г. №7959/08, в случае частичного удовлетворения неимущественного требования о признании незаконным ненормативного правового акта, государственная пошлина пропорционально удовлетворенным требованиям не распределяется и в полном объеме взыскивается с органа государственной власти, принявшего соответствующий акт.

В связи с чем, с Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Иркутской области в пользу Открытого акционерного общества «Группа «Илим» подлежат взысканию судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000 руб.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

                                                             решил:

признать  незаконными  пункты  1, 2, 3 предписания  Отдела надзорной деятельности  по г. Братску и Братскому району Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации  последствий стихийных бедствий по Иркутской области  № 50/ЧС-7 от 13.10.2014г.,  как несоответствующие  Положению о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденному постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 № 794.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Взыскать с Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Иркутской области в пользу Открытого акционерного общества «Группа «Илим» судебные расходы по уплате государственной пошлины  в сумме 2000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение  месяца  после его принятия, и по истечении этого срока вступает в законную силу.

            Судья                                                                                                  Л.А.Куклина