АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, 70,
www.irkutsk.arbitr.ru
тел. 8(395-2)24-12-96; факс 8(395-2) 24-15-99
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Иркутск
«02» апреля 2010г. Дело № А19-4166/10-64
Резолютивная часть решения объявлена 31 марта 2010 года.
Решение в полном объеме изготовлено 02 апреля 2010 года.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Репина С.А.
при ведении протокола судебного заседания судьей,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Общества с ограниченной ответственностью «Вирэй-Байкал»
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №17 по Иркутской области
3-е лица: Общество с ограниченной ответственностью «Паруса»,
Гражданин РФ ФИО1,
о признании недействительным решения налогового органа
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО2 – директор,
от ответчика: ФИО3 – представитель по доверенности,
от третьего лица: ООО «Паруса»: не явились,
ФИО1: не явились,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Вирэй-Байкал» обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №17 по Иркутской области от 26.11.2009г. «об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001г. №129-0ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» необходимых для государственной регистрации документов» и обязании внести в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о новом участнике ООО «Вирэй-Байкал».
Представитель заявителя требования поддержал.
Представитель налогового органа требования не признал, считает оспариваемое решение законным и обоснованным.
Третьи лица о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом (уведомления №№65503,65505), в судебное заседание не явились.
В судебном заседании в порядке, предусмотренном ст.163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, объявлялся перерыв с 15 час. 30 мин. 24.03.2010г. до 15 час. 00 мин. 29.03.2010г., с 15 час. 30 мин 29.03.2010г. до 10 час. 30 мин. 31.03.2010г. Информация о перерыве размещена на сайте арбитражного суда.
Как следует из материалов дела, Общество с ограниченной ответственностью «Вирэй-Байкал» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1063811057310.
Единственный участник ООО «Вирэй-Байкал» - ООО «Паруса» заключил договор купли-продажи доли в уставном капитале общества от 10.11.2010г. с гражданином Российской Федерации ФИО1.
19.11.2009г. Общество с ограниченной ответственностью «Вирэй-Байкал» представило в налоговый орган заявление по форме №Р14001 о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, зарегистрированное за входящим номером 17358.
По результатам рассмотрения представленных документов налоговый орган принял решение от 26.11.2009г. «об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001г. №129-0ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» необходимых для государственной регистрации документов». Основанием для принятия данного решения послужило то, что в заявлении не заполнен пункт 4 листа «В», содержащий сведения об идентификационном номере, коде причин постановки на учет участника юридического лица – ООО «Паруса».
Заявитель не согласился с принятым решением и обратился в арбитражный суд с данным заявлением. В обоснование своих требований общество ссылается на то, что сведения об идентификационном номере и код причины постановки на учет - ООО «Паруса» содержатся в представленном договоре купли-продажи доли в уставном капитале общества от 10.11.2009г. и в Едином государственном реестре юридических лиц, следовательно, данные сведения известны налоговому органу, то есть были представлены в полном объёме.
При этом согласно п.4.1 ст.9 Федерального закона № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов и содержащиеся в представленных документах сведения; обязанность по обеспечению достоверности сведений, содержащихся в заявлении, возлагается на лицо, обращающееся в регистрационный орган с соответствующим заявлением.
Незаполнение п.4 листа «В» заявления не может расцениваться как непредставление заявления на государственную регистрацию и не может быть основанием для отказа. Также данный пункт не является обязательным для заполнения, поскольку подлежит неоднозначному толкованию, так как данное требование можно отнести только к заполнению сведений об иностранном юридическом лице, коим общество не является.
Кроме того, налоговый орган руководствуется п.4 Постановления Правительства РФ от 19.06.2002г. №439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей», который утратил силу на основании Постановления Правительства РФ от 09.03.2010г. №135 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ».
ООО «Паруса» и гражданин РФ ФИО1 считают отказ налогового органа в государственной регистрации незаконным по основаниям, отраженным в отзывах без номера и даты.
Исследовав представленные в материалы дела документы, заслушав представителей сторон, арбитражный суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст.1 Федерального закона РФ №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с требованиями п.4.1 ст.9 Закона №129-ФЗ регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации). Следовательно, проверка сведений, отражённых в заявлении о государственной регистрации, на предмет соответствия федеральным законам входит в компетенцию регистрирующего органа, а довод заявителя в этой части является не обоснованным.
Статьей 17 данного закона установлен перечень документов, необходимых для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц
Частью 2 ст.18 указанного выше закона определено, что представление документов для регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и (или) внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с изменениями учредительных документов юридического лица, осуществляются в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч.1.1 ст.9 Федерального закона РФ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002г. №439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей» утверждена форма №Р14001 – «Заявление о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы» (приложение №4).
Пунктом 4 данного постановления установлено, что Федеральная налоговая служба разрабатывает и направляет для утверждения в Министерство финансов Российской Федерации формы документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, в том числе не отнесенных Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» к компетенции Правительства Российской Федерации, а также по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации разрабатывает методические разъяснения по порядку заполнения указанных документов.
Согласно методическим разъяснениям по заполнению форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя, утвержденным приказом Федеральной налоговой службы от 01.11.2004г. №САЭ-3-09/16@ все разделы и пункты заявлений (уведомлений) подлежат обязательному заполнению, за исключением случаев, установленных настоящими Методическими разъяснениями.
При представлении в регистрирующий орган заявления о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы (форма №Р14001), заполняются только те листы приложений к заявлению, которые содержат сведения, подлежащие изменению. Представление незаполненных листов приложений к заявлению не требуется.
Разделом 5 методических рекомендаций установлен порядок заполнения заявления о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы (форма №Р14001).
Пунктом 12 данного раздела установлено, что порядок заполнения листов Б, В, Г, Д, Е заявления о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, аналогичен порядку заполнения листов А, Б, В, Г, Д заявления о государственной регистрации юридического лица при создании, приведенному в части II настоящих Методических разъяснений.
В соответствии с разделом 2 сведения об учредителях (участниках) юридических лицах заполняется, когда юридическое лицо вне зависимости от организационно-правовой формы имеет учредителей - юридических лиц. Данные сведения заполняются отдельно на каждого учредителя. В разделе ИНН/КПП указывается идентификационный номер налогоплательщика и код постановки на учет юридического лица.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, заявителем в представленном в налоговый орган заявлении формы №Р14001 не заполнен пункт 4 листа «В» «сведения об идентификационном номере налогоплательщика и код причины постановки на учет» ООО «Паруса».
Из представленных документов усматривается, что ООО «Паруса» имеет ИНН <***>, КПП 253901001, следовательно, обществом нарушены требования Федерального закона РФ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и Постановления Правительства РФ от 19.06.2002г. №439, поскольку заполнение всех данных в установленной форме является обязанностью заявителя.
Кроме того, у заявителя имелась реальная возможность, а также необходимые сведения для заполнения указанного выше пункта, однако данная обязанность исполнена не была, заявление формы №Р14001 не может считаться оформленным надлежащим образом, поскольку содержат неполную информацию, в связи с чем считается не представленным.
Статьей 23 Федерального закона Российской Федерации «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» установлены основания для отказа в государственной регистрации, в том числе непредставление определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов.
Поскольку обществом представлено ненадлежащее оформление заявления формы №Р14001, в связи с чем у налогового органа имелись правовые основания для принятия оспариваемого решения.
Довод заявителя о том, что налоговый орган руководствовался п.4 Постановления Правительства РФ от 19.06.2002г. №439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей», который утратил силу на основании Постановления Правительства РФ от 09.03.2010г. №135 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ», суд не принимает во внимание, поскольку внесенные изменения распространяются на отношения, возникшие после 09.03.2010г., в то время как оспариваемое решение принято 26.11.2009г.
Кроме того, суд считает необоснованным довод заявителя о том, что методические разъяснения по заполнению форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя носят рекомендательный характер, поскольку данные разъяснения зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации, следовательно, данный документ обладает признаками нормативного документа, обязательного для исполнения, как регистрирующими органами, так и гражданами и юридическими лицами.
В соответствии с ч.3 ст.201 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При изложенных обстоятельствах, суд считает, что решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №17 по Иркутской области от 26.11.2009г. ««об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001г. №129-0ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» соответствует законодательству, следовательно, требования общества не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
В удовлетворении заявленных Обществом с ограниченной ответственностью «Вирэй-Байкал» требований о признании решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №17 по Иркутской области от 26.11.2009 года об отказе в государственной регистрации, повлекшего невнесения в Единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, недействительным и обязании МИФНС №17 по Иркутской области внести в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о новом участнике ООО «Вирэй-Байкал», - отказать полностью.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия.
Судья: С.А.Репин