ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-4259/15 от 05.08.2015 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99.

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, д. 36А, 664011, тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск

12 августа 2015 года                                                                                 Дело № А19-4259/2015

Резолютивная часть решения объявлена 05.08.2015. Решение в полном объеме изготовлено 12.08.2015.

            Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Серовой Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Куркутовой Е.М.,

рассмотрев в судебном заседании  дело по заявлению

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ОБЪЕДИНЕННАЯ ДИРЕКЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРИРОДНОГО ЗАПОВЕДНИКА «БАЙКАЛО-ЛЕНСКИЙ» И ПРИБАЙКАЛЬСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПАРКА» (ОГРН 1143850005122, ИНН 3811176554; юридический адрес: 664050, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Байкальская, д. 291, корпус Б),

к УПРАВЛЕНИЮ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ (ОГРН 1043801066760, ИНН 3808114653; юридический адрес: 664011, г. Иркутск, ул. Желябова, д. 6)

третье лицо: ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

о признании незаконными отказов в государственной регистрации права,

при участии в заседании:

от заявителя: представитель Резников Н.С. (доверенность от  20.01.2015 № 6),

от ответчика: представитель Томшина Н.А. (доверенность от 22.07.2015 № 103),

от третьего лица: представитель Селезнева М.А. (доверенность от  20.04.2015 № ФПВ-38/4411),

установил:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ОБЪЕДИНЕННАЯ ДИРЕКЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРИРОДНОГО ЗАПОВЕДНИКА «БАЙКАЛО-ЛЕНСКИЙ» И ПРИБАЙКАЛЬСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПАРКА» (ФГБУ «ЗАПОВЕДНОЕ ПРИБАЙКАЛЬЕ») обратилось в  Арбитражный суд Иркутской области с иском к УПРАВЛЕНИЮ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ о признании незаконными отказов в государственной регистрации права оперативного управления, об обязании ответчика осуществить государственную регистрацию права оперативного управления в отношении следующих объектов недвижимого имущества:

-нежилое административное помещение, расположенное на 1 этаже 4-этажного кирпично-панельного здания по адресу: г. Иркутск, ул. Байкальская, 291 Б (сообщение об отказе 19.12.2014);

-нежилое административное помещение, расположенное на 2 этаже 4-этажного кирпично-панельного здания по адресу: г. Иркутск, ул. Байкальская, 291 Б (сообщение об отказе от 19.12.2014);

-нежилое административное помещение, расположенное на 3 этаже 4-этажного кирпично-панельного здания по адресу: г. Иркутск, ул. Байкальская, 291 Б (сообщение об отказе 18.12.2014);

-нежилое административное помещение, расположенное на 4 этаже 4-этажного кирпично-панельного здания по адресу: г. Иркутск, ул. Байкальская, 291 Б (сообщение об отказе от 18.12.2014);

-здание, расположенное по адресу: г. Иркутск, мкр. Юбилейный, д.83 А (сообщение об отказе от 15.12.1014);

-склад – нежилое 1-этажное здание из гипсоблоков, расположенное по адресу: г. Иркутск, мкр. Юбилейный, д.83 А (сообщение об отказе от 15.12.2014);

-здание, кад.номер 38:36:000026:11326, расположенное по адресу: г. Иркутск, мкр. Юбилейный, д.83 А (сообщение об отказе от 16.12.2014);

-земельный участок, кад.номер 38:36:000024:7961, расположенный по адресу: г. Иркутск, ул. Байкальская, 291 Б (сообщение об отказе от 15.12.2014);

- земельный участок, кад.номер 38:36:000024:17, расположенный по адресу: г. Иркутск, ул. Байкальская, 291 Б (сообщение об отказе от 18.12.2014).

Определением суда от 21 мая 2015 года к участию в процессе в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ.

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области (ответчик, Росреестр, регистрирующий орган) с заявлением не согласилось, пояснив, что государственная регистрация права в отношении заявленного ФГБУ «ЗАПОВЕДНОЕ ПРИБАЙКАЛЬЕ» недвижимого имущества невозможна, поскольку заявителем на государственную регистрацию права вместо подлинного передаточного акта были представлены ненадлежащим образом заверенные копии, не содержащие в себе читаемого текста, позволяющего произвести идентификацию передаваемых вновь образованному юридическому лицу объектов недвижимого имущества, а также представлена доверенность, совершенная в простой письменной форме.

ФГБУ «ЗАПОВЕДНОЕ ПРИБАЙКАЛЬЕ» возразило, что у регистрирующего органа не имелось правовых оснований для отказа заявителю в государственной регистрации права оперативного управления на вышеуказанное недвижимое имущество, поскольку нотариально заверенная доверенность была представлена позднее; оригинал передаточного акта не мог быть представлен, поскольку данный документ находится в налоговом органе и заявитель им не располагает.

ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ, участвующее в процессе в качестве третьего лица, в представленном отзыве поддержало доводы заявителя, считает, что оспариваемые отказы регистрирующего органа являются незаконными и необоснованными.

Исследовав и оценив представленные в дело документы, доводы и пояснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных  правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или  иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или  иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие),  а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действие (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Из материалов дела следует, что ФГБУ «ЗАПОВЕДНОЕ ПРИБАЙКАЛЬЕ» обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области о государственной регистрации права оперативного управления в отношении объектов недвижимого имущества: нежилое административное помещение, расположенное на 1 этаже 4-этажного кирпично-панельного здания по адресу: г. Иркутск, ул. Байкальская, 291 Б; нежилое административное помещение, расположенное на 2 этаже 4-этажного кирпично-панельного здания по адресу: г. Иркутск, ул. Байкальская, 291 Б; нежилое административное помещение, расположенное на 3 этаже 4-этажного кирпично-панельного здания по адресу: г. Иркутск, ул. Байкальская, 291 Б; нежилое административное помещение, расположенное на 4 этаже 4-этажного кирпично-панельного здания по адресу: г. Иркутск, ул. Байкальская, 291 Б; здание, расположенное по адресу: г. Иркутск, мкр. Юбилейный, д.83 А; склад – нежилое 1-этажное здание из гипсоблоков, расположенное по адресу: г. Иркутск, мкр. Юбилейный, д.83 А; здание, кадастровый номер 38:36:000026:11326, расположенное по адресу: г. Иркутск, мкр. Юбилейный, д.83 А; земельный участок, кадастровый номер 38:36:000024:7961, расположенный по адресу: г. Иркутск, ул. Байкальская, 291 Б; земельный участок, кадастровый номер 38:36:000024:17, расположенный по адресу: г. Иркутск, ул. Байкальская, 291 Б.

Как следует из содержания сообщений об отказе в государственной регистрации права от 19.12.2014 № 01/215/2014-564; от 18.12.2014 № 01/2015/2014-574; от 15.12.2014 № 01/2015/2014-573; от 15.12.2014 № 01/2015/2014-557; 15.12.2014 № 01/215/2014-560; от 15.12.2014 № 01/2015/2014-549; от 16.12.2014 № 01/215/2014-553; от 15.12.2014 № 01/215/2014-570; от 18.12.2014 № 01/215/2014-543, регистрирующим органом было отказано в государственной регистрации ФГБУ «ЗАПОВЕДНОЕ ПРИБАЙКАЛЬЕ» права собственности на объекты недвижимого имущества – нежилое административное помещение, расположенное на 1 этаже 4-этажного кирпично-панельного здания по адресу: г. Иркутск, ул. Байкальская, 291 Б; нежилое административное помещение, расположенное на 2 этаже 4-этажного кирпично-панельного здания по адресу: г. Иркутск, ул. Байкальская, 291 Б; нежилое административное помещение, расположенное на 3 этаже 4-этажного кирпично-панельного здания по адресу: г. Иркутск, ул. Байкальская, 291 Б; нежилое административное помещение, расположенное на 4 этаже 4-этажного кирпично-панельного здания по адресу: г. Иркутск, ул. Байкальская, 291 Б; здание, расположенное по адресу: г. Иркутск, мкр. Юбилейный, д.83 А; склад-нежилое 1-этажное здание из гипсоблоков, расположенное по адресу: г. Иркутск, мкр. Юбилейный, д.83 А; здание, кадастровый номер 38:36:000026:11326, расположенное по адресу: г. Иркутск, мкр. Юбилейный, д.83 А; земельный участок, кадастровый номер 38:36:000024:7961, расположенный по адресу: г. Иркутск, ул. Байкальская, 291 Б; земельный участок, кадастровый номер 38:36:000024:17, расположенный по адресу: г. Иркутск, ул. Байкальская, 291 Б.

Отказы мотивированы тем, что на государственную регистрацию не представлены акты, свидетельствующие о передаче указанных объектов недвижимого имущества ФГБУ «ЗАПОВЕДНОЕ ПРИБАЙКАЛЬЕ», а также нотариально удостоверенная доверенность, подтверждающая полномочия Резникова Н.С. действовать от имени ФГБУ «ЗАПОВЕДНОЕ ПРИБАЙКАЛЬЕ».

Не согласившись с отказом в государственной регистрации права собственности, ФГБУ «ЗАПОВЕДНОЕ ПРИБАЙКАЛЬЕ» обратилосьв арбитражный суд с настоящим заявлением о признании отказов в государственной регистрации права незаконными.

Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним представляет собой юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 1, 5, 6 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи (к каковым, согласно абзацу 5 пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации относится право оперативного управления), ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных Кодексом и иными законами. Отказ в государственной регистрации права на недвижимость или сделки с ней либо уклонение соответствующего органа от регистрации могут быть обжалованы в суд. Порядок государственной регистрации и основания отказа в регистрации устанавливаются в соответствии с Кодексом и Законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» органом, осуществляющим государственную регистрацию, при государственной регистрации проводится правовая экспертиза документов и проверка законности сделки, устанавливается отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также устанавливается отсутствие других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.

Регистрирующий орган осуществляет проверку юридической силы правоустанавливающих документов, представленных на государственную регистрацию (пункт 1 статьи 17 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).

Согласно статье 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним – это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» документы, устанавливающие наличие прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.

Отказ в государственной регистрации прав либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации могут быть обжалованы заинтересованным лицом или судебным приставом-исполнителем в суд, арбитражный суд.

Статьей 4 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» установлено, что государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда.

Государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации, и его территориальные органы, действующие в соответствующих регистрационных округах согласно статье 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя.

Пунктом 2  указанной статьи установлено, что к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются заявителем. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, не вправе требовать у заявителя документы, необходимые для проведения государственной регистрации прав, если такие документы (сведения, содержащиеся в них) находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы в соответствии со статьей 17 настоящего Федерального закона являются основаниями для государственной регистрации прав (за исключением разрешений на строительство и разрешений на ввод объекта в эксплуатацию), либо если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, самостоятельно запрашивает такие документы (сведения, содержащиеся в них) в соответствующих органах и организациях, если заявитель не представил их по собственной инициативе.

Пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» установлено, что основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки, а также иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.

В силу пункта 2 указанной статьи не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных названным Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 данного Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

В силу абзацев 3, 4 пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в ходе проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество производится правовая экспертиза документов и проверка законности сделки, а также установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества.

Основания для отказа в государственной регистрации исчерпывающе перечислены в статье 20 названного Закона, согласно абзацу 8 пункта 1 которой в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.

Как следует из расписок  от 24.10.2014 в получении документов на государственную регистрацию, заявителем  были представлены следующие документы: заявление о повторной выдаче свидетельства о государственной регистрации права от 24.10.2014 (подлинное), свидетельство о поставке на учет в налоговом органе от 17.02.2014 (копия), приказ о реорганизации от 18.07.2014 (копия), свидетельство о государственной регистрации юридического лица от 17.10.2014 (копия), доверенность от 22.10.2014 № 26 (копия), приказ об утверждении Устава от 24.12.2013 (копия). Кроме того, согласно распискам от 13.12.2014,  ФГБУ «ЗАПОВЕДНОЕ ПРИБАЙКАЛЬЕ» подало заявления о представлении дополнительных документов для государственной регистрации прав от 13.12.2014 (подлинное) с приложением доверенности от 12.11.2014 ФГБУ «ЗАПОВЕДНОЕ ПРИБАЙКАЛЬЕ», нотариус 12.11.2014, реестровый номер 10-6363 (копия).

Из содержания представленных регистрирующим органом дел правоустанавливающих документов условный номер 38-38-01/093/2006-319 (адрес объекта: г. Иркутск, м-н Юбилейный, д. 83 А) и кадастровый номер 38:36:000024:0017:32475/А1003 (адрес объекта: г. Иркутск, ул. Байкальская, д. 291Б) следует, что ФГБУ «ЗАПОВЕДНОЕ ПРИБАЙКАЛЬЕ» представлена копия передаточного акта от 02.10.2013, составленного на основании приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации № 251 от 18.07.2013 и в соответствии со статьей 59 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с реорганизацией в форме слияния ФГБУ «Государственный природный заповедник «Байкало-Ленский» и ФГБУ «Прибайкальский национальный парк».

Однако из представленной копии, а именно приложения № 1 к передаточному акту Список основных средств по бюджетной деятельности,  по которому ФГБУ «Государственный природный заповедник «Байкало-Ленский» передает, а ФГБУ «ЗАПОВЕДНОЕ ПРИБАЙКАЛЬЕ» принимает имущество учреждения (в том числе и недвижимое), не представляется возможным установить, какое именно имущество подлежит передаче, поскольку данная копия нечитаема.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что у регистрирующего органа не имелось достаточных оснований для государственной регистрации права оперативного управления заявителя на объекты недвижимого имущества на основании копии документа, содержание которого неясно.

В силу положений пункта 1 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона № 60 от 02.11.2013) при слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом.

Соответствующая редакция названной правовой нормы действовала до 31.08.2014 и была изменена подпунктом «а» пункта 13 статьи 3 Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ, исключившим ссылку на переход прав и обязанностей на основании передаточного акта; при этом, согласно пункту 3 статьи 3 названного закона, положения Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции названного Федерального закона) применяются к правоотношениям, возникшим после дня вступления в силу настоящего Федерального закона. По правоотношениям, возникшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, положения Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к тем правам и обязанностям, которые возникнут после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Следовательно, в момент реорганизации  в форме слияния ФГБУ «Государственный природный заповедник «Байкало-Ленский» и ФГБУ «Прибайкальский национальный парк» на основании приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации № 251 от 18.07.2013, действовала редакция пункта 1 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона № 60 от 02.11.2013). Исходя из указанной правовой нормы, передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного в форме слияния юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами.

Из содержания копий передаточных актов от 02.10.2013 следует, что в результате слияния ФГБУ «Прибайкальский национальный парк» и ФГБУ «Государственный природный заповедник «Байкало-Ленский» вновь образуемое ФГБУ «ЗАПОВЕДНОЕ ПРИБАЙКАЛЬЕ» становится правопреемником по всему имуществу, обязательствам в отношении всех должников и кредиторов на 01.10.2013.

Таким образом, передаточный акт является документом, на основании которого с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности реорганизуемого юридического лица к соответствующему юридическому лицу переходят права также и на указанную в нем недвижимость.

В связи с этим к передаточному акту, представляемому на государственную регистрацию в качестве документа, на основании которого переходят права на недвижимое имущество к созданному юридическому лицу, применяются положения пункта 5 статьи 18 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» документы, устанавливающие наличие прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.

Как следует из пояснений сторон, а также расписок от 24.10.2014 в получении документов на государственную регистрацию, и материалов представленных регистрирующим органом дел правоустанавливающих документов условный номер 38-38-01/093/2006-319 (адрес объекта: г. Иркутск, м-н Юбилейный, д. 83 А) и кадастровый номер 38:36:000024:0017:32475/А1003 (адрес объекта: г. Иркутск, ул. Байкальская, д. 291Б), ФГБУ «ЗАПОВЕДНОЕ ПРИБАЙКАЛЬЕ» представило на государственную регистрацию нечитаемые копии передаточных актов, содержащих описание объектов недвижимого имущества.

Поскольку на момент реорганизации ФГБУ «ЗАПОВЕДНОЕ ПРИБАЙКАЛЬЕ» действующим законодательством было предусмотрено наличие передаточного акта при реорганизации юридического лица в форме слияния, следует признать законной и обоснованной ссылку регистрирующего органа на положения пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», которая предусматривает такое основание для государственной регистрации, как акт передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения.

В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, не вправе требовать у заявителя документы, необходимые для проведения государственной регистрации прав, если такие документы (сведения, содержащиеся в них) находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы в соответствии со статьей 17 настоящего Федерального закона являются основаниями для государственной регистрации прав (за исключением разрешений на строительство и разрешений на ввод объекта в эксплуатацию), либо если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов.

Поскольку передаточный акт отнесен статьей 17 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» к документу, который является основанием для возникновения прав на недвижимое имущество, и при этом не входит в перечень документов, определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», следует признать необоснованными доводы заявителя о необходимости самостоятельного истребования Управлением передаточного акта у налогового органа.

Кроме того, согласно сообщениям об отказе в государственной регистрации права: от 19.12.2014 № 01/215/2014-564; от 18.12.2014 № 01/2015/2014-574; от 15.12.2014 № 01/2015/2014-573; от 15.12.2014 № 01/2015/2014-557; 15.12.2014 № 01/215/2014-560; от 15.12.2014 № 01/2015/2014-549; от 16.12.2014 № 01/215/2014-553; от 15.12.2014 № 01/215/2014-570; от 18.12.2014 № 01/215/2014-543, регистрирующим органом было отказано в государственной регистрации ФГБУ «ЗАПОВЕДНОЕ ПРИБАЙКАЛЬЕ» права собственности на указанные объекты недвижимого имущества с том числе в связи с непредставлением нотариально удостоверенной доверенности, подтверждающей полномочия Резникова Н.С. действовать от имени ФГБУ «ЗАПОВЕДНОЕ ПРИБАЙКАЛЬЕ».

В силу пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом.

Из материалов дела следует и не оспаривается сторонами, что на государственную регистрацию представлена не удостоверенная нотариусом доверенность от 22.10.2014 № 26, выданная Федеральным государственным бюджетным учреждением «Объединенная дирекция государственного природного заповедника «Байкало-Ленский» и Прибайкальского национального парка», в лице директора Бороденко Валентина Петровича, уполномочивающая Резникова Николая Сергеевича быть представителем в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области по вопросам государственной регистрации права оперативного управления с правом получения свидетельства о государственной регистрации права на объекты недвижимого имущества, используемые ФГБУ «ЗАПОВЕДНОЕ ПРИБАЙКАЛЬЕ», а также по иным вопросам, связанным с таким оформлением такого имущества (сроком до 31.12.2014). Копия данной доверенности заверена сотрудником Васецевым Е.А 24.10.2014, что подтверждается штампом на копии доверенности от 22.10.2014 № 26.

Пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» предусмотрена возможность приостановления государственной регистрации прав государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений, о чем заявителю направляется уведомление. Заявитель (заявители) вправе представить дополнительные доказательства наличия у них оснований для государственной регистрации прав, а также подлинности документов и достоверности содержащихся в них сведений.

Как следует из материалов представленных регистрирующим органом дел правоустанавливающих документов условный номер 38-38-01/093/2006-319 (адрес объекта: г. Иркутск, м-н Юбилейный, д. 83 А) и кадастровый номер 38:36:000024:0017:32475/А1003 (адрес объекта: г. Иркутск, ул. Байкальская, д. 291Б), регистрирующий орган приостановил государственную регистрацию прав для представления ФГБУ «ЗАПОВЕДНОЕ ПРИБАЙКАЛЬЕ» нотариально удостоверенной доверенности, подтверждающей полномочия Резникова Н.С. действовать от имени ФГБУ «ЗАПОВЕДНОЕ ПРИБАЙКАЛЬЕ» (оригинал и копия), а также передаточного акта на заявленные к регистрации объекты недвижимого имущества (оригиналы и копии).

Согласно распискам от 13.12.2014, ФГБУ «ЗАПОВЕДНОЕ ПРИБАЙКАЛЬЕ» представило удостоверенную нотариусом Иркутского нотариального округа Перфильевой Оксаной Рафаиловной доверенность от 12.11.2014 № 38АА1535108, выданную Федеральным государственным бюджетным учреждением «Объединенная дирекция государственного природного заповедника «Байкало-Ленский» и Прибайкальского национального парка», в лице директора Бороденко Валентина Петровича, предоставляющая Резникову Николаю Сергеевичу право быть представителем в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области.

Действие указанной доверенности от 12.11.2014 № 38АА1535108 начинается с момента ее выдачи (12.11.2014), однако с заявлениями о государственной регистрации ФГБУ «ЗАПОВЕДНОЕ ПРИБАЙКАЛЬЕ» обратилось 24.10.2014.

В силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», регистрационные действия начинаются с момента приема документов на государственную регистрацию прав. При этом заявителю выдается расписка в получении документов на государственную регистрацию прав с их перечнем, а также с указанием даты и времени их представления с точностью до минуты (пункт 6 статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).

Таким образом, ФГБУ «ЗАПОВЕДНОЕ ПРИБАЙКАЛЬЕ» не представило нотариально удостоверенную доверенность, подтверждающую полномочия Резникова Н.С. действовать от имени заявителя на момент обращения с заявлениями о государственной регистрации права.

В соответствии с абзацем 8 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.

На основании изложенного, оценив представленные в дело доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявления ФГБУ «ЗАПОВЕДНОЕ ПРИБАЙКАЛЬЕ» о признании незаконным отказов в государственной регистрации: от 19.12.2014 № 01/215/2014-564; от 18.12.2014 № 01/2015/2014-574; от 15.12.2014 № 01/2015/2014-573; от 15.12.2014 № 01/2015/2014-557; 15.12.2014 № 01/215/2014-560; от 15.12.2014 № 01/2015/2014-549; от 16.12.2014 № 01/215/2014-553; от 15.12.2014 № 01/215/2014-570; от 18.12.2014 № 01/215/2014-543, поскольку данные отказы соответствуют положениям Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и не нарушает прав и законные интересы заявителя. Кроме того, оспариваемые отказы не препятствуют повторному обращению заявителя за регистрацией права при наличии необходимых документов.

В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

С учетом изложенного заявление ФГБУ «ЗАПОВЕДНОЕ ПРИБАЙКАЛЬЕ» о признании незаконными отказов в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области от 19.12.2014 № 01/215/2014-564; от 18.12.2014 № 01/2015/2014-574; от 15.12.2014 № 01/2015/2014-573; от 15.12.2014 № 01/2015/2014-557; 15.12.2014 № 01/215/2014-560; от 15.12.2014 № 01/2015/2014-549; от 16.12.2014 № 01/215/2014-553; от 15.12.2014 № 01/215/2014-570; от 18.12.2014 № 01/215/2014-543; об обязании Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области провести государственную регистрацию право оперативного управления ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» на указанные в заявлении объекты недвижимого имущества, удовлетворению не подлежит.

Расходы по уплате государственной пошлины согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя.

Руководствуясь статьями  65, 71, 110, 167–170, 176, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

  Судья                                                                                             Е.В. Серова