ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-4279/11 от 27.04.2011 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

664025, Иркутск, бульвар Гагарина, 70,

www.irkutsk.arbitr.ru

тел. 8(395-2)24-12-96; факс 8(395-2) 24-15-99

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г.Иркутск Дело № А19-4279/2011

« 04 » мая 2011 г.

Резолютивная часть решения объявлена 27 апреля 2011 г.

Полный текст решения изготовлен 04 мая 2011 г.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Поздняковой Н.Г.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Буяновой Б.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по Иркутской области

к Управлению по финансам и налогам администрации Зиминского городского муниципального образования

о признании незаконным бездействия,

третье лицо: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 171,

при участии представителей

от заявителя: не явились;

от ответчика: не явились;

от третьего лица (Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 171): не явились;

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 14 по Иркутской области обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Управлению по финансам и налогам администрации Зиминского городского муниципального образования о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении решения Арбитражного суда Иркутской области от 28.06.2010 по делу № А19-10773/10-44, обязании исполнить решение Арбитражного суда Иркутской области от 28.06.2010 по делу № А19-10773/10-44 в соответствии с исполнительными листами №№ 001725295, 001725296.

Налоговый орган в судебное заседание суда своего представителя не направил, заявил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Ответчик - Управление по финансам и налогам администрации Зиминского городского муниципального образования – в судебное заседание своего представителя не направил, заявил о рассмотрении дела в его отсутствие, представил отзыв по делу.

Третье лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, отзыв не представило.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.

Из материалов дела следует, что решением Арбитражного суда Иркутской области от 28.06.2010 по делу № А19-10773/10-44 требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по Иркутской области о взыскании с Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 171 (далее - МДОУ детский сад № 171) задолженности по единому социальному налогу в сумме 69 058 руб. 09 коп. удовлетворены, с МДОУ детский сад № 171 взыскана недоимка за 3 квартал 2009 в сумме 65 151 руб., пени за несвоевременную уплату налога в сумме 3 907 руб. 09 коп., и в доход федерального бюджета государственная пошлина в сумме 500 руб.

На основании указанного решения 12.08.2010 судом налоговому органу выданы исполнительные листы №№ 001725295, 001725296 о взыскании с МДОУ детский сад № 171 государственной пошлины в сумме 500 руб. и задолженности по единому социальному налогу в сумме 69 058 руб. 09 коп. соответственно.

Письмом от 20.08.2010 № 275 Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 14 по Иркутской области направила в финансовый орган для исполнения исполнительные листы №№ 001725295, 001725296 от 12.08.2010.

Письмом от 15.11.2010 № 369 Управление по финансам и налогам администрации Зиминского городского муниципального образования сообщило налоговому органу, что направленные для исполнения, в том числе, вышеуказанные исполнительные листы, не могут быть исполнены в связи с дефицитом бюджета.

Поскольку требования направленных исполнительных документов в установленный пунктом 6 статьи 242.5 Бюджетного кодекса РФ срок исполнены не были, заявитель, полагая, что данное бездействие ответчика противоречит действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, обратился с заявлением о признании незаконным бездействия Управления по финансам и налогам администрации Зиминского городского муниципального образования и обязании его исполнить содержащиеся в исполнительном документе требования.

Ответчик требования инспекции не признал, в отзыве от 16.03.2011 указал на отсутствие соответствующих лимитов бюджетных обязательств в бюджете муниципального образования, и, как следствие, отсутствие возможности исполнить денежное обязательство. Действия, предусмотренные главой 24.1 Бюджетного кодекса РФ по исполнению исполнительных документов, финансовым органом выполнены. Кроме того, ответчик заявил о пропуске заявителем трехмесячного срока на подачу заявления об оспаривании бездействия финансового органа, установленного статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

В судебном заседании 20.04.2011, в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ, был объявлен перерыв до 11 часов 45 минут 27.04.2011. После перерыва представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Как следует из материалов дела, исполнительные листы №№ 001725295, 001725296 от 12.08.2010, выданные на основании решения Арбитражного суда Иркутской области от 28.06.2010 по делу № А19-10773/10-44, поступили в Управление по финансам и налогам администрации Зиминского городского муниципального образования 26.08.2010.

О неисполнении исполнительных документов взыскателю стало известно 18.11.2010 (вход. № 25101 от 18.11.2010) из письма финансового органа от 15.11.2010 № 369.

С учетом положений части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ, предусматривающих исчисление трехмесячного срока для обращения в суд со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, срок для обращения в суд в данном случае следует исчислять с 19.11.2010.

Согласно частям 4-6 статьи 114 Арбитражного процессуального кодекса РФ в случаях, если последний день процессуального срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается первый следующий за ним рабочий день. Процессуальное действие, для совершения которого установлен срок, может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня установленного срока. Если заявление, жалоба, другие документы либо денежные суммы были сданы на почту, переданы или заявлены в орган либо уполномоченному их принять лицу до двадцати четырех часов последнего дня процессуального срока, срок не считается пропущенным.

В рассматриваемом случае течение срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ, начинается 19.11.2010 и заканчивается 19.02.2011 (суббота), следовательно, днем окончания указанного срока считается первый следующий за ним рабочий день – 21.02.2011 (понедельник).

По информации, полученной с применением интерактивного сервиса «Отслеживание почтовых отправлений» сайта Почты России, почтовое отправление с почтовым идентификатором 66630235084610, содержащее в себе настоящее заявление, сдано для отправки 21.02.2011 (в 17:11) и поступило в суд 02.03.2011.

Таким образом, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 14 по Иркутской области обратилась с настоящим заявлением в суд в пределах трехмесячного срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Согласно части 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», части 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 239 Бюджетного кодекса РФ обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 настоящего Кодекса.

Согласно статье 242.1 Бюджетного кодекса РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.

К исполнительному документу (за исключением судебного приказа), направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, должны быть приложены надлежащим образом заверенная судом копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию.

Заявление подписывается взыскателем либо его представителем с приложением доверенности или нотариально удостоверенной копии доверенности или иного документа, удостоверяющего полномочия представителя.

Согласно статье 242.5 Бюджетного кодекса РФ исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его бюджетного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя.

При наличии оснований, указанных в пунктах 3 и 4 статьи 242.1 настоящего Кодекса, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, возвращает исполнительные документы со всеми поступившими приложениями к ним взыскателю без исполнения в течение пяти рабочих дней со дня их поступления с указанием причины возврата.

Главный распорядитель (распорядитель) средств местного бюджета в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием.

Должник обязан представить в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, платежное поручение на перечисление в установленном порядке средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа не позднее следующего рабочего дня после дня получения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации в соответствии с абзацем первым пункта 3 настоящей статьи и (или) средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

При неисполнении должником требований, установленных настоящим пунктом, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.

При неисполнении должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, а также при нарушении должником срока выплат, указанного им в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, по исполнительному документу, предусматривающему выплаты периодического характера, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.

При неисполнении должником исполнительного документа в течение трех месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, указанный орган в течение 10 дней информирует об этом взыскателя.

Согласно Положению об Управлении по финансам и налогам администрации Зиминского городского муниципального образования, утвержденному решением городской Думы ЗГМО от 27.01.2006 № 191, Управление в соответствии с возложенными на него задачами выполняет, в том числе, следующие основные функции: утверждает, доводит лимиты бюджетных обязательств до получателей средств городского бюджета, вносит в них изменения; открывает лицевые счета для распорядителей и получателей бюджетных средств (пункты 3.7, 3.12 Положения).

В соответствии с «Положением о порядке рассмотрения и исполнения поступивших в Управление по финансам и налогам администрации Зиминского городского муниципального образования исполнительных документов», утвержденным приказом руководителя Управления от 03.04.2009 № 11, при отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов и остатка средств, полученных учреждением-должником от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, для полного исполнения исполнительного документа учреждение-должник в течение 10 дней с момента получения Уведомления направляет в Управление по финансам и налогам Запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа (пункт 10 Положения).

Поступивший в Управление по финансам и налогам Запрос-требование регистрируется секретарем и передается на рассмотрение в бюджетный отдел. Бюджетный отдел в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в Управление по финансам и налогам обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с Запросом-требованием (пункты 11, 12 Положения).

Согласно извещению от 09.03.2011 получателю бюджетных средств - МДОУ детский сад № 171 в финансовом органе открыты лицевые счета №№ 90701000180, 90702000280.

Как следует из материалов дела, исполнительные листы №№ 001725295, 001725296, выданные на основании решения Арбитражного суда Иркутской области от 28.06.2010 по делу № А19-10773/10-44 о взыскании с МДОУ детский сад № 171 задолженности по единому социальному налогу и государственной пошлины были направлены налоговым органом для исполнения в Управление по финансам и налогам администрации Зиминского городского муниципального образования, которое согласно журналу регистрации входящей корреспонденции получено последним 26.08.2010.

К исполнительным документам налоговый орган приложил надлежащим образом заверенную копию судебного акта, на основании которого выданы исполнительные документы, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию.

Уведомлением от 27.08.2010 № 287 финансовый орган уведомил должника - МДОУ детский сад № 171 о поступлении исполнительных документов – исполнительных листов №№ 001725295, 001725296 от 12.08.2010.

В ответ на уведомление финансового органа МДОУ детский сад № 171 обратилось к главному распорядителю бюджетных средств - Управлению по финансам и налогам администрации Зиминского городского муниципального образования, с соответствующими заявками на оплату расходов от 28.08.2010 №№ 8455-8461, для исполнения требований по исполнительным листам №№ 001725295, 001725296 на сумму 69 058 руб. 09 коп. и 500 руб.

Письмом от 15.11.2010 № 369 Управление по финансам и налогам администрации Зиминского городского муниципального образования проинформировало налоговый орган о том, что исполнительные листы от 12.08.2010 №№ 001725295, 001725296 не могут быть исполнены в связи с дефицитом бюджета.

Таким образом, исполнительные листы №№ 001725295, 001725296 были приняты финансовым органом к исполнению, однако на день обращения налогового органа с данным заявлением в арбитражный суд и на день рассмотрения дела в суде денежные средства по исполнительным листам не перечислены, исполнительные документы с отметкой об их исполнении в суд не возвращены (пункт 10 статьи 242.5 Бюджетного кодекса РФ).

Согласно пунктам 4, 5 статьи 242.5 Бюджетного кодекса РФ при отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов и остатка средств, полученных должником от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, для полного исполнения исполнительного документа должник направляет главному распорядителю (распорядителю) средств местного бюджета, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа с указанием даты его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений.

Главный распорядитель (распорядитель) средств местного бюджета в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием.

Должник МДОУ детский сад № 171 с кассовыми заявками о выделении лимитов бюджетных обязательств обратился в Управление по финансам и налогам администрации Зиминского городского муниципального образования, следовательно, последнее, как главный распорядитель средств местного бюджета в соответствии с пунктом 5 статьи 242.5 Бюджетного кодекса РФ должно было обеспечить своевременное доведение необходимых лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов.

Кроме того, с 01.01.2011 в соответствии с пунктом 4 статьи 242.5 Бюджетного кодекса РФ, с изменениями, внесенными Федеральным Законом от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» Управление по финансам и налогам администрации Зиминского городского муниципального образования, как орган местного самоуправления, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, должен обеспечить по запросу-требованию должника выделение ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Согласно решению городской Думы ЗГМО от 27.01.2006 № 191 Управление по финансам и налогам администрации Зиминского городского муниципального образования является структурным подразделением администрации ЗГМО, осуществляющим управление счетами местного бюджета, организующим исполнение местного бюджета. Таким образом, ответчик является органом местного самоуправления, осуществляющим полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета.

Согласно положениям статей 219, 161 Бюджетного кодекса РФ оплата денежных обязательств получателем бюджетных средств осуществляется в пределах доведенных до него по соответствующим кодам классификации расходов бюджетов лимитов бюджетных обязательств.

Из представленных в материалы дела доказательств следует, что исполнительные листы №№ 001725295, 001725296 до настоящего времени не исполнены. Данное обстоятельство стало возможным в результате не обеспечения ответчиком выделения лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием должника, необходимых для исполнения исполнительного документа.

Неисполнение ответчиком (как главным распорядителем бюджетных средств и как органом, осуществляющим открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений) вышеперечисленных обязанностей, установленных статьей 242.5 Бюджетного кодекса РФ, является длящимся бездействием, поскольку на момент рассмотрения дела в суде требования, содержащиеся в исполнительных документах, не исполнены.

Указанное бездействие нарушает права и законные интересы заявителя, являющегося администратором доходов бюджета в соответствии с Приказом ФНС России от 05.12.2008 № ММ-3-1/643@ «О порядке осуществления территориальными органами Федеральной налоговой службы бюджетных полномочий главных администраторов доходов и администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации».

Доводы ответчика об отсутствии необходимых финансовых средств в бюджете города не могут влиять на выводы суда о наличии со стороны финансового органа бездействия по исполнению исполнительного документа, поскольку данное обстоятельство не освобождает от исполнения вступившего в законную силу судебного акта. В установленном порядке должник не обращался в суд, выдавший исполнительный лист, за отсрочкой либо рассрочкой исполнения судебного акта.

Невыполнение возложенных на финансовый орган функций, предусмотренных статьей 242.5 Бюджетного кодекса РФ, приводит к неисполнимости решений суда и нарушению принципа обязательности исполнения судебных актов применительно к положениям статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Согласно части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться, в том числе, указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

При таких обстоятельствах, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

р е ш и л:

заявленные требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по Иркутской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Управления по финансам и налогам администрации Зиминского городского муниципального образования, выразившееся в неисполнении решения Арбитражного суда Иркутской области от 28.06.2010 по делу № А19-10773/10-44.

Обязать Управление по финансам и налогам администрации Зиминского городского муниципального образования исполнить решение Арбитражного суда Иркутской области от 28.06.2010 по делу № А19-10773/10-44 в соответствии с исполнительными листами №№ 001725295, 001725296 от 12.08.2010, в порядке и сроки, установленные статьей 242.5 Бюджетного кодекса РФ.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья Н.Г.Позднякова