Арбитражный суд Иркутской области
664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99.
Дополнительное здание суда:
ул. Дзержинского, д. 36А, 664011, Иркутск; тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761.
Е-mail: http://www.irkutsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г.Иркутск
«14» мая 2015 года Дело № А19-4311/2015
Резолютивная часть решения объявлена 12 мая 2015 года.
Решение в полном объеме изготовлено 14 мая 2015 года.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Деревягиной Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Илюшкиной Т.Ю.,
рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Иркутский керамический завод» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Правобережному округу г.Иркутска (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о признании задолженности в сумме 1079022 руб. 30 коп. безнадежной ко взысканию,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1 – представитель по доверенности от 28.11.2014г. без номера;
от ответчика: ФИО2 – представитель по доверенности от 12.01.2015г. №05/08,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Иркутский керамический завод» обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке ст.49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Инспекции Федеральной налоговой службы по Правобережному округу г.Иркутска о признании задолженности по пени по налогам в общей сумме 1079022 руб. 30 коп. безнадежной ко взысканию.
Представитель общества требования поддержал.
Представитель налогового органа требования не признал.
Из материалов дела следует, что Общество с ограниченной ответственностью «Иркутский керамический завод» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером <***>, ИНН <***>.
Согласно справке №29456 «о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам» по состоянию на 24.11.2014г. за организацией числится задолженность, в том числе:
- 400970 руб. 53 коп. – пени по налогу на доходы физических лиц;
- 4922 руб. 46 коп. – пени по налогу на реализацию горюче-смазочных материалов;
- 14750 руб. 59 коп. – пени по взносам в Фонд социального страхования;
- 31835 руб. 84 коп. – пени по взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации;
- 49106 руб. 02 коп. – пени по взносам в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации;
- 495728 руб. 16 коп. – пени по единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный бюджет;
- 18400 руб. 02 коп. – пени по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования.
- 63308 руб. 68 коп. – пени по единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Общество полагает, что инспекцией право на взыскание спорной задолженности утрачено, поскольку вышеуказанная задолженность образовалась в период 2002, 2006 годов.
Налоговый орган в отзыве от 06.05.2015г. №05-09/06140 пояснил, что пени по налогу на доходы физических лиц в сумме 400970 руб. 53 коп. начислены по решению от 11.11.2003г. №17/1-1762, принятому по результатам выездной налоговой проверки, по другим налоговым обязательствам пени образовались до 01.01.2003г.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Согласно п.1 ст.44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации или иным актом законодательства о налогах и сборах.
В соответствии с п.1 ст.45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Согласно п.2 ст.57 Налогового кодекса Российской Федерации при уплате налога (сбора) с нарушением установленного срока уплачиваются пени.
Пеней признается денежная сумма, которая подлежит выплате в случае уплаты (перечисления) причитающихся сумм налогов (сборов), взносов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (ст.75 Налогового кодекса Российской Федерации).
Таким образом, налоговый орган обязан документально обосновать факт возникновения обязанности по уплате налогов и несвоевременность ее исполнения налогоплательщиком, а также подтвердить правомерность произведенного расчета пеней в исчисленной сумме.
Согласно ст.65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
Определением от 10.04.2015г. суд предлагал налоговому органу представить правовое и документальное обоснование возникновения недоимки, на которую начислены пени (представить декларации, расчеты и т.д.), документально подтвердить факт взыскания (уплаты) недоимки по налогам, представить расчеты пени с указанием периода просрочки, размера недоимки и т.д.
Налоговый орган в отзыве от 06.05.2015г. №05-09/06140 пояснил, что в связи с истечением срока хранения документов не имеет возможности подтвердить основания возникновения задолженности.
При таких обстоятельствах, следует признать, что налоговым органом не доказан факт возникновения у общества обязанности по уплате налогов, а также несвоевременность ее исполнения.
Более того, даже если у общества за указанные периоды сформировалась спорная задолженность, налоговым органом право на ее взыскание утрачено, в связи со следующим.
Согласно п.1 ст.45 Налогового кодекса Российской Федерации неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налог.
В силу положений ст.69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.
Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации (ст.70 Налогового кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей в спорный период).
Согласно ст.45, п.п.5, 6 ст.75 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неуплаты или неполной уплаты налога, пени взыскание налога и (или) пени с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном ст.ст.46 и 47 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с положениями ст.46 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период) в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя на счетах в банках.
Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя.
Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога.
В силу п.3 ст.46 Налогового кодекса Российской Федерации, с учетом п.12 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001г. №5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» (действовавшей в спорный период), заявление о взыскании задолженности может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога (взноса) и пени.
Вместе с тем, необходимо отметить, что налоговым органом должен быть соблюден совокупный срок на взыскание задолженности в судебном порядке.
Представитель налогового органа в судебном заседании пояснил, что за взысканием спорной задолженности инспекция в суд не обращалась.
При таких обстоятельствах, учитывая отсутствие у налогового органа документов, подтверждающих возникновение у общества обязанности по уплате налогов, несвоевременность ее исполнения, доказательств взыскания спорных сумм, а также принимая во внимание периоды образования задолженности, следует признать, что налоговым органом утрачено право на взыскание пени по налогам в общей сумме 1079022 руб. 30 коп., в том числе: по налогу на доходы физических лиц – 400970 руб. 53 коп.; по налогу на реализацию горюче-смазочных материалов – 4922 руб. 46 коп.; по взносам в Фонд социального страхования Российской Федерации – 14750 руб. 59 коп.; по взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 31835 руб. 84 коп.; по взносам в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации – 49106 руб. 02 коп.; по единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный бюджет – 495728 руб. 16 коп.; по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования – 18400 руб. 02 коп.; по единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 63308 руб. 68 коп.
В соответствии с пп.4 п.1 ст.59 Налогового кодекса Российской Федерации безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что задолженность по пени по налогам в общей сумме 1079022 руб. 30 коп. является безнадежной ко взысканию, в связи с чем требования общества следует признать обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст.101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к судебным расходам относится государственная пошлина и судебные издержки, связанные с рассмотрением дела арбитражным судом.
В соответствии с п.9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013г. №57 требования о признании задолженности безнадежной ко взысканию облагается государственной пошлиной применительно к пп.4 п.1 ст.333.21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пп.4 п.1 ст.333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче иных исковых заявлений неимущественного характера, в том числе заявления о признании права, заявления о присуждении к исполнению обязанности в натуре, государственная пошлина уплачивается в размере 6000 руб. 00 коп.
В соответствии с п.21 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014г. №46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражный судах» законодательством не предусмотрены возврат заявителю уплаченной государственной пошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также освобождение государственных органов, органов местного самоуправления от процессуальной обязанности по возмещению судебных расходов.
В связи с этим, если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), должностного лица такого органа, за исключением прокурора, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению соответствующим органом в составе судебных расходов.
В связи с чем на Инспекцию Федеральной налоговой службы по Правобережному округу г.Иркутска относятся расходы по уплате ООО «Иркутский керамический завод» государственной пошлины за рассмотрение арбитражным судом заявления о признании задолженности безнадежной ко взысканию в сумме 6000 руб. 00 коп.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
заявленные требования удовлетворить.
Признать задолженность Общества с ограниченной ответственностью «Иркутский керамический завод» в сумме 1079022 руб. 30 коп. безнадежной ко взысканию, а обязанность по ее уплате прекращенной.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Правобережному округу г.Иркутска в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Иркутский керамический завод» расходы по уплате государственной пошлины в сумме 6000 руб. 00 коп.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья Н.В.Деревягина