АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99
дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, д. 36А, тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761
http://www.irkutsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Иркутск Дело № А19-4400/2021
« 19 » мая 2021 года
Резолютивная часть решения объявлена 13 мая 2021 года
Полный текст решения изготовлен 19 мая 2021 года
Арбитражный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Поздняковой Н.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Марчуком Б.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Транснефть - Восток» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 665734, Иркутская область, г. Братск, ж.р. Энергетик, ул. Олимпийская, д. 14)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 664056, <...>)
о признании незаконным решения от 14.12.2020 о возврате без рассмотрения документов, прилагаемых к заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Транснефть - Восток» от 08.12.2020 № КУВД – 001/2020-27753409 о регистрации соглашения о расторжении договора аренды лесного участка от 28.10.2020 № 91-550/18,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явились;
от органа, принявшего оспариваемое решение: ФИО1, доверенность от 09.09.2020 № 42;
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Транснефть - Восток» (ООО «Транснефть - Восток») обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области (далее - Управление Росреестра по Иркутской области) о признании незаконным решения от 14.12.2020 о возврате без рассмотрения документов, прилагаемых к заявлению ООО «Транснефть - Восток» от 08.12.2020 № КУВД – 001/2020-27753409 о регистрации соглашения о расторжении договора аренды лесного участка от 28.10.2020 № 91-550/18.
Заявитель, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направил.
Представитель Управления Росреестра по Иркутской области в судебном заседании заявленные требования не признал, поддержав позицию, изложенную в отзывах от 29.03.2021 № 02-08515, от 19.04.2021 № 15-11370, дополнительном отзыве от 23.04.2021 № 15-12290.
Из материалов дела следует, что 07.12.2020 ООО «Транснефть - Восток» в лице представителя по доверенности ФИО2 представило в ГАУ «Иркутский областной многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» заявление №MFC-0116/2020-13650-1 о государственной регистрации соглашения о расторжении договора аренды лесного участка от 28.10.2020 № 91-550/18.
Документы, прилагаемые к заявлению, представленные для государственной регистрации прав, возвращены заявителю Усольским отделом Управления Росреестра по Иркутской области без рассмотрения на основании статьи 25 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», о чем ему направлено уведомление от 14.12.2020 № КУВД – 001/2020-27753409/1.
Основанием для возврата документов послужило отсутствие документа об уплате государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав.
ООО «Транснефть - Восток», считая отказ регистрационного органа незаконным, нарушающим его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В судебном заседании 29.04.2021 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв до 14 час. 30 мин. 13.05.2021. После перерыва в судебное заседание явились: представитель Управления Росреестра по Иркутской области ФИО1
Выслушав представителя Управления Росреестра по Иркутской области, суд приходит к следующему выводу.
Согласно пункту 5 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 5 статьи 2, части 12 статьи 29 пункту 3 статьи 20 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218-ФЗ) заинтересованное лицо вправе обжаловать в суд отказ регистрирующего органа в государственной регистрации прав.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 164 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) в случаях, если законом предусмотрена государственная регистрация сделок, правовые последствия сделки наступают после ее регистрации.
Частью 6 статьи 1 Закона № 218-ФЗ установлено, что государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 ГК РФ.
Согласно части 1 статьи 9 Закона № 218-ФЗ в реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости.
Как следует из материалов дела, 16.10.2018 в Едином государственном реестре недвижимости в отношении находящихся в федеральной собственности земельных участков с кадастровыми номерами 38:02:020301:1288, 38:02:020301:1289, 38:02:020301:1290, 38:02:020301:1291, 38:02:020301:1292, 38:02:020301:1293, 38:02:020301:1294, 38:02:020301:1295, 38:02:020301:1265 зарегистрировано обременение в виде права аренды ООО «Транснефть - Восток» по договору аренды лесного участка от 06.09.2018 № 91-550/18, заключенному с Министерством лесного комплекса Иркутской области сроком на 3 года.
Между Министерством лесного комплекса Иркутской области и ООО «Транснефть - Восток» заключено соглашение от 28.10.2020 № 91-550/18 о расторжении договора аренды лесного участка от 06.09.2018 № 91-550/18.
Согласно ГК РФ сделка, предусматривающая изменение условий зарегистрированной сделки, подлежит государственной регистрации (пункт 2 статьи 164). Соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев не вытекает иное (пункт 1 статьи 452). Договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом (пункт 2 статьи 609).
Соглашение о расторжении договора аренды недвижимого имущества, как содержащее условия, влекущие внесение изменений в записи Единого государственного реестра недвижимости, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации на основании пункта 3 статьи 433 ГК РФ.
Указанный вывод подтверждается положениями пункта 97 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 16.12.2015 № 943 (далее – Порядка № 943), из которых следует, что при изменении договора аренды на основании соглашения сторон договора в реестр прав на недвижимость вносятся, в том числе, запись о сделке - государственной регистрации такого соглашения, а также изменения в существующие запись о сделке - государственной регистрации договора аренды, запись об ограничении (обременении) - государственной регистрации ограничения права и обременения объекта недвижимости арендой в случае, если условия соглашения об изменении договора аренды приводят к изменению существующих записей о сделке и об ограничении (обременении).
Исходя из положений статей 164, 609 ГК РФ при государственной регистрации соглашения о расторжении договора аренды недвижимого имущества применяется порядок, предусмотренный для государственной регистрации данного договора.
В силу пункта 2 части 2 статьи 14 Закона № 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Статьей 17 Закона № 218-ФЗ предусмотрено, что за государственную регистрацию прав взимается государственная пошлина в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (далее-НК РФ).
НК РФ, согласно пункту 3 статьи 17 которого при установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам, относит к элементам обложения государственной пошлиной наличие обращения соответствующих лиц за совершением в их отношении юридически значимых действий к уполномоченным на то органам публичной власти и должностным лицам (пункт 1 статьи 333.16), основания взимания - совершение предусмотренных законом юридически значимых действий (пункт 2 статьи 8, пункт 1 статьи 333.16), срок уплаты государственной пошлины, которая, по общему правилу, определяется как предварительный платеж.
Размеры государственной пошлины за государственную регистрацию, а также за совершение прочих юридически значимых действий, в том числе за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, установлены в статье 333.33 НК РФ.
Согласно пункту 1 данной статьи за государственную регистрацию прав, ограничений прав и обременений объектов недвижимости, сделок с объектом недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, за исключением юридически значимых действий, предусмотренных подпунктами 21, 22.1, 23 - 26, 28 - 31, 61 и 80.1 этого пункта, физическим лицом уплачивается государственная пошлина в размере 2000 рублей, организацией - 22 000 рублей (подпункт 22).
Подпунктом 27 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ установлены размеры государственной пошлины за внесение изменений в записи Единого государственного реестра недвижимости о правах, об ограничениях прав и обременениях недвижимого имущества для физических лиц - 350 рублей, организаций - 1000 рублей.
Учитывая, что соглашение о расторжении договора аренды недвижимого имущества является сделкой, подлежащей государственной регистрации в соответствии с ГК РФ и Законом № 218-ФЗ, за государственную регистрацию такого соглашения уплачивается государственная пошлина в размере, установленном подпунктом 22 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона № 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
Пунктом 3 статьи 25 Закона № 218-ФЗ предусмотрено, что орган регистрации прав обязан возвратить заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и документы, прилагаемые к нему, без рассмотрения, если информация об уплате государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав по истечении пяти дней с даты подачи соответствующего заявления отсутствует в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах и документ об уплате государственной пошлины не был представлен заявителем.
Для целей государственной регистрации прав обществом в Росреестр были представлены: соглашение от 28.10.2020 № 91-550/18, распоряжение Губернатора Иркутской области от 21.10.2020 № 731-рк, распоряжение Министерства лесного комплекса Иркутской области от 27.10.2020 № 91-2506-мр.
Уведомлением от 14.12.2020 № КУВД – 001/2020-27753409/1 документы в отношении объектов недвижимого имущества возвращены Управлением без рассмотрения на основании части 3 статьи 25 Закона № 218-ФЗ в связи с отсутствием оплаты государственной пошлины.
Заявитель считает, что обращаясь с заявлением от 07.12.2020 № КУВД – 001/2020-27753409, он просил прекратить существующее обременение в виде права аренды, в связи с чем, государственная пошлина не подлежала оплате применительно к подпункту 8.2 пункта 3 статьи 333.35 НК РФ. Само по себе соглашение о расторжении договора аренды не является предметом государственной регистрации, но на его основании в реестр вносятся записи о погашении обременения посредством погашения записей о сделке и об ограничении (обременении) в порядке, установленном пунктом 16 Порядка № 943.
Данный довод заявителя, основанный на том, что аренда признается ограничением (обременением) права, в связи с чем, за государственную регистрацию прекращения ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество в силу подпункта 8.2 пункта 3 статьи 333.35 НК РФ госпошлина не уплачивается, не оспаривается ответчиком. Между тем, спорным является вопрос уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию соглашения о расторжении договора аренды, поскольку уведомлением от 14.12.2020 Усольский отдел Управления Росреестра по Иркутской области возвратил Обществу документы без рассмотрения ввиду отсутствия сведений об уплате государственной пошлины за государственную регистрацию соглашения о расторжении договора аренды.
Общество 07.12.2020 представило в ГАУ «Иркутский областной многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» заявление №MFC-0116/2020-13650-1 о государственной регистрации соглашения о расторжении договора аренды лесного участка от 28.10.2020 № 91-550/18, что следует из раздела 6 заявления, приложенных к заявлению документов и указано в исковом заявлении.
Из вышеприведенных положений статьи 164, пункта 3 статьи 433, пункта 1 статьи 452, статьи 609 ГК РФ следует, что при государственной регистрации соглашения о расторжении договора аренды недвижимого имущества применяется порядок, предусмотренный для государственной регистрации данного договора. Следовательно, соглашение о расторжении договора аренды как самостоятельная сделка подлежит государственной регистрации с уплатой государственной пошлины в размере, установленном подпунктом 22 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ.
Аналогичное разъяснение по вопросу уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию дополнительных соглашений к договорам аренды недвижимого имущества содержится и в Письме Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин России), которое в силу статьи 34.2 НК РФ является органом, уполномоченным давать разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, от 06.10.2020 № 03-05-04-03/87113.
Подпункт 22 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2020) предусматривал уплату для организаций государственной пошлины в размере 22 000 руб. за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, договоров об отчуждении недвижимого имущества, за исключением юридически значимых действий, предусмотренных подпунктами 21, 22.1, 23 - 26, 28 - 31, 61 и 80.1 настоящего пункта.
Содержащиеся в письме Минфина России от 06.10.2020 № 03-05-04-03/87113 разъяснения даны в связи с принятием Федерального закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 325-ФЗ). Предусмотренные им изменения направлены на приведение отдельных положений главы 25.3 НК РФ, регулирующей вопросы уплаты государственной пошлины, в соответствие с Законом о государственной регистрации недвижимости и вступили в силу с 01.01.2020.
Законом № 325-ФЗ, в частности, внесены изменения в подпункт 22 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ, согласно которым государственная пошлина в размере 22 000 рублей уплачивается организациями не только за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на объекты недвижимости, договоров об отчуждении имущества, но и за государственную регистрацию сделок с объектом недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом.
В письме Минфина от 06.10.2020 № 03-05-04-03/87113 разъяснено, что, поскольку дополнительное соглашение к договору аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, за совершение юридически значимого действия (государственной регистрации такого соглашения) должна уплачиваться государственная пошлина в размерах, установленных подпунктами 22 и 25 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ.
Согласно решению Верховного Суда Российской Федерации от 15.01.2021 № АКПИ20-932 (апелляционным определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 30.03.2021 № АПЛ21-96 данное решение оставлено без изменения) письмо Минфина России от 06.10.2020 № 03-05-04-03/87113 не изменяет предусмотренного федеральным законодателем порядка уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию дополнительного соглашения к договору аренды недвижимого имущества, его положения адекватно разъясняют конкретные нормы Налогового кодекса в соответствии с их смысловым содержанием.
Вывод Верховного Суда Российской Федерации, сделанный по делу по административным искам о признании недействующим письма Минфина от 06.10.2020 № 03-05-04-03/87113, соответствует положениям пункта 97 Порядка № 943, на что указано в тексте судебных актов, а также пункту 99 этого же Порядка, подлежащего применению в спорной ситуации, которым прямо предусмотрено, что государственная регистрация прекращения и расторжения договора аренды осуществляется посредством погашения записей о сделке и об ограничении (обременении) в порядке, установленном пунктом 16 Порядка. Если основанием для расторжения договора аренды является соглашение сторон такого договора, то в реестр прав на недвижимость также вносится запись о сделке - государственной регистрации соглашения.
С учетом изложенного выше правового регулирования, а также письменных разъяснений в данной части, изложенных в письме Минфина России от 06.10.2020 № 03-05-04-03/87113, суд находит правильным вывод Управления Росреестра по Иркутской области о том, что с 01.01.2020 за государственную регистрацию соглашения о расторжении договора аренды как за регистрацию сделок с объектом недвижимости подлежит уплате государственная пошлина в размере 22 000 руб.
В своих письменных пояснениях от 12.04.2021 № ТНВ-06-02-02-01/13287 ООО «Транснефть - Восток» сослалось на судебную практику по делу № А41-49898/2016, а также на письмо Минфина России от 26.02.2021 № 03-05-05-03/13425.
Действительно, согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Арбитражного Суда Московского округа от 21.03.2017 по делу № А41-49898/2016, при обращении за государственной регистрацией прекращения существующего обременения в виде права аренды государственная пошлина не подлежит уплате применительно к подпункту 8.2 пункта 3 статьи 333.35 НК РФ (государственная пошлина не уплачивается за государственную регистрацию прекращения ограничений прав или обременений объектов недвижимости). Следует отменить, что в деле №А41-49898/2016 спор касался оплаты государственной пошлины за государственную регистрацию снятия обременения в виде аренды, а не оплаты государственной пошлины за регистрацию соглашения о расторжении договора арены, поскольку в 2017 году редакция подпункта 22 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ не содержала такого требований.
Судебные акты по делу №А41-49898/2016 постановлены до внесения соответствующих изменений в НК РФ (с 01.01.2020 подпункт 22 пункта 1 статьи 333.33 изложен Законом № 325-ФЗ в новой редакции).
В рассматриваемом деле заявителю не предлагалось уплатить государственную пошлину за государственную регистрацию прекращения существующего обременения в виде аренды (государственная пошлина не уплачивается в силу подпункта 8.2 пункта 3 статьи 333.35 НК РФ). Спор касается исключительно вопроса оплаты государственной пошлины в размере 22 000 руб. за регистрацию соглашения о расторжении договора аренды (подпункт 22 пункт 1 статьи 333.33 НК РФ).
Согласно письму Минфина России от 26.02.2021 № 03-05-05-03/13425 обязательной государственной регистрации подлежит дополнительное соглашение к договору аренды, изменяющее такой договор, а не соглашение, расторгающее договор аренды. В названном письме Минфин отметил, что разъяснения, данные в письме от 06.10.2020 № 03-05-04-03/87113, касающиеся вопроса уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию дополнительного соглашения к договору аренды, не затрагивают вопрос, касающийся соглашения, расторгающего договор аренды, что, по сути, говорит об изменении позиции контролирующего органа.
Между тем, в Письме Минфина РФ от 14.11.2019 № 03-03-07/88049 указано, что в случае, когда письменные разъяснения Минфина России (рекомендации, разъяснения ФНС России) по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах не согласуются с решениями, постановлениями, информационными письмами Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также решениями, постановлениями, письмами Верховного Суда Российской Федерации, налоговые органы, начиная со дня размещения в полном объеме указанных актов и писем судов на их официальных сайтах в сети Интернет либо со дня их официального опубликования в установленном порядке при реализации своих полномочий руководствуются указанными актами и письмами судов.
Поскольку разъяснения Минфина России от 26.02.2021 № 03-05-05-03/13425 не согласуются с вышеуказанными судебными актами Верховного Суда Российской Федерации, по спорному вопросу следует руководствоваться правовой позицией Верховного Суда РФ, отраженной в решении 15.01.2021 и в апелляционном определении от 30.03.2021 с соответствующих дат их размещения на его официальном сайте.
Таким образом, ссылки заявителя на разъяснения Минфина РФ, содержащиеся в письме от 26.02.2021 № 03-05-05-03/13425, не могут быть применены судом при рассмотрении настоящего спора.
На основании изложенных обстоятельств суд приходит к выводу о том, что Управление Росреестра по Иркутской области законно и обоснованно возвратило заявителю без рассмотрения документы, приложенные к заявлению от 08.12.2020 № КУВД – 001/2020-27753409 о государственной регистрации соглашения от 28.10.2020 № 91-550/18 о расторжении договора аренды лесного участка на основании пункта 3 статьи 25 Закона № 218-ФЗ.
В связи с изложенным, оспариваемое решение Управления Росреестра по Иркутской области соответствует Закону № 218-ФЗ и не нарушает прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах, заявленные требования ООО «Транснефть - Восток» удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья Н.Г. Позднякова