ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-4420/15 от 23.07.2015 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, д. 36А, тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск                                                                                                 Дело  №А19-4420/2015

30.07.2015 г.

Резолютивная часть решения объявлена  в судебном заседании  23.07.2015   года.

Решение  в полном объеме изготовлено   30.07.2015                         года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи М.Н.Габескирия,  при ведении протокола  судебного заседания секретарем судебного заседания Тах Д.Х., рассмотрев в судебном заседании дело по иску Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Казачинско-Ленского муниципального района (ОГРН <***>, ИНН <***>; 666510, <...>)

к Закрытому акционерному обществу "Теплоэнергетическая компания Казачинско-Ленского района" (ОГРН <***>, ИНН <***>; 664003, <...>)

третье лицо – Администрация Ульканского городского поселения (666534, <...>)

о взыскании 1 353 299 руб. 03 коп.

при участии в заседании:

от истца – не явились,

от ответчика – ФИО1 (доверенность от 07.07.2015 г., паспорт),

от третьего лица  – не явились,

установил:

иск заявлен о взыскании суммы 1 188 300 руб. 75 коп., составляющей на основании договора аренды муниципального имущества от 20.04.2009 № 29 задолженность по арендной плате за период с 01.10.2014 по 31.12.2014, суммы 164 998 руб. 28 коп. – пени период с 11.09.2014 по 15.03.2015.

Ответчик в поступившем в суд 27.04.2015 «Отзыве на исковое заявление», возражая в отношении заявленных требований, указал на то, что:

договор аренды муниципального имущества № 29 от 20.04.09 неоднократно уточнялся сторонами в части перечня арендованного муниципального имущества, в связи с чем, сторонами заключались дополнительные соглашения;

в соответствии с дополнительным соглашением № 5 от 20.12.13 к договору аренды, размер ежемесячной арендной платы составляет сумму 360073 руб. 04 коп., в связи с чем, с учетом периода взыскания истцом задолженности, такой размер подлежит умножению на 3 (360073,04х3=1080219,12), таким образом, заявленный истцом размер задолженности не соответствует нормам договора;

в соответствии с дополнительным соглашением № 6 от 04.06.14, заключенным между сторонами и Администрацией Ульканского городского поселения Казачинско-Ленского района Иркутской области, носителем прав и обязанностей арендодателя с 24.03.14 является Администрация Ульканского городского поселения, в связи с чем, расчет взыскиваемой суммы не позволяет установить, в отношении какого имущества рассчитана сумма взыскиваемой арендной платы;

в соответствии с дополнительным соглашением № 4 от 12.10.13 к договору аренды, арендная плата рассчитывается в соответствии с Методикой расчета арендной платы, утвержденной Решением Районной Думы от 29.05.12 № 327, в соответствии с пунктом 5 которой, годовая арендная плата рассчитывается в размере процентов от первоначальной балансовой стоимости с учетом всех переоценок, установленных Правительством РФ, в зависимости от процентов износа сооружений и оборудования, в связи с чем, в соответствии с Приказом Финансового управления Администрации Казачинско-Ленского района № 19 от 25.11.13, балансовая стоимость арендуемого имущества является фиксированной и не подлежит уменьшению, что необоснованно нарушает права арендатора, т. к.  при установлении в договоре ссылки на нормативный правовой акт муниципального органа, он рассчитывал на определенные правовые последствия его введения в действие, в том числе, на уменьшение размера арендной платы, в связи с износом арендуемого имущества;

ответчик неоднократно обращался в Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Казачинско-Ленского района с запросами о необходимости произвести перерасчет размера арендной платы с учетом  норм Положения о сдаче в аренду муниципального имущества, однако, Комитет проигнорировал указанные обращения, сославшись на возможность заявления стороной спора о таких обстоятельствах в рамках судебного разбирательства.

Определением от 27.04.15 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечена Администрация Ульканского городского поселения, которая в поступившем в судебное заседание 21.05.15 отзыве, поддерживая заявленные исковые требования, указала на то, что необходимое для функционирования Центральной котельной Ульканского муниципального образования оборудование было приобретено и установлено за счет бюджетных средств Ульканского МО взамен вышедшего из строя по причине износа, в связи с чем, увеличилась общая стоимость (балансовая стоимость) арендованного имущества по состоянию на 01.10.14, поэтому, несмотря на «уменьшение размера арендной платы, в связи с износом арендуемого имущества» (на что рассчитывал ответчик), размер арендной платы существенно увеличился за счет обновления оборудования и оценки стоимости ранее переданных без указания их стоимости объектов.

Кроме того, Администрация Ульканского городского поселения указала на то, что истец заявляет требования о взыскании арендной платы без учета задолженности ЗАО ТЭК перед Ульканским МО.

Истец в поступивших в судебное заседание 21.05.15 пояснениях указывает на то, что в период взаимоотношений между КУМИ и ЗАО ТЭК имущество, переданное по договору аренды, частично оформлялось и добавлялось в договор аренды № 29 от 20.04.04, из договора аренды № 29/1 от 20.02.09, в связи с чем, заключались дополнительные соглашения, что в декабре 2014 года КУМИ направлено ответчику для подписания дополнительное соглашение № 7 от 08.10.15, которое до настоящего времени ответчиком не подписано и не возвращено в адрес КУМИ, что в связи с расчетом арендной платы к дополнительному соглашению, изложенным в новой редакции, арендная плата рассчитывалась с учетом процента износа и процентов от первоначальной балансовой стоимости с учетом всех переоценок, установленных Правительством РФ, что на новое оборудование, купленное по муниципальным контрактам и переданное по факту ответчику, при расчете арендной платы, в соответствии с положением, применялся процент от первоначальной балансовой стоимости, с учетом всех переоценок – 10, в связи с отсутствием износа, на остальное имущество при расчете применялся процент от первоначальной балансовой стоимости с учетом всех переоценок – 6 при износе -21-40%.

Кроме того, истец указал на несостоятельность доводов ответчика по уменьшению арендной платы, т. к. в настоящее время у КУМИ отсутствуют правовые основания для уменьшения арендной платы, о чем неоднократно сообщалось ответчику.

Истец в поступившем в суд 11.06.2015 письме от 10.06.2015 № 349 пояснил, что арендная плата за пользование муниципальным имуществом Казачинско-Ленского муниципального района рассчитана для истца в соответствии с Положением о порядке сдачи  в аренду и безвозмездное пользование имущества муниципальной собственности МО ИО «Казачинско-Ленский район» от 29.05.2012 № 327, который определяет порядок предоставления в аренду, безвозмездное пользование, субаренду движимого и недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности, расчет арендной платы произведен в соответствии с пунктом 3 методики расчета арендной платы за пользование движимым имуществом и имущественным комплектом в совокупности. Годовая арендная плата за аренду основных фондов рассчитывается в размере процентов от первоначальной балансовой стоимости с учетом всех переоценок, установленных Правительством Российской Федерации, в зависимости от процентов износа сооружений и оборудования, а также на то, что поскольку арендная плата рассчитывалась по расчету за пользование имущественным комплексом, то и процент износа применен как к имущественному комплексу, а не к каждому объекту и оборудованию в отдельности.

Ответчик в поступивших в суд 08.07.2015 дополнительных пояснениях указал на то, что:

      - в соответствии с нормой пункта 3.1. договора, сумма арендной платы определяется, в соответствии с методикой, указанной в Положении о порядке сдачи в аренду и безвозмездное пользование имущества муниципальной собственности Муниципального образования Иркутской области «Казачинско-Ленский район», утв. Решением Районной Думы от 30.01.2009 года № 379 - Приложение № 3 к настоящему Договору, НДС оплачивается арендатором в соответствии с НК РФ;

     - дополнительным соглашением № 4 от 12.09.2013 г. к договору, в пункте 3, указанное положение было скорректировано: было решено слова «утв. Решением Районной Думы от 30.01.2009 г. № 379» заменить словами «утвержденного решением Думы Казачинско-Ленского муниципального района от 29.05.2012 г. № 327». Таким образом, было закреплено изменение нормативного акта, на основании которого происходил расчет суммы ежемесячной арендной платы;

   - в соответствии с пунктом 5 Методики расчета арендной платы за пользование движимым имуществом, имущественными комплексами, годовая арендная плата за аренду основных фондов рассчитывается в размере процентов от первоначальной балансовой стоимости с учетом всех переоценок, установленных Правительством Российской Федерации, в зависимости от процентов:

Процент износа

Процент от первоначальной балансовой стоимости с учетом всех переоценок, установленных Правительством РФ

0-20

10

21-40

8

41-60

6

61-80

4

81 и более

2

- размер арендной платы в соответствии с условиями договора, был поставлен в зависимость от износа имущества, передаваемого в аренду, и от размера его актуальной балансовой стоимости;

- в предмет доказывания по делу, среди прочего, входит установление размера балансовой стоимости имущества, переданного на основании договора, а также установление обоснованности применения по отношению к имуществу процентного коэффициента, примененного в данном случае;

- истец не представил каких-либо доказательств, удостоверяющих такие обстоятельства, в связи с чем, как полагает ответчик, на текущий момент невозможно установить значимые для дела обстоятельства;

 - пояснения истца о том, что во владение и пользование ответчика передавался «имущественный комплекс» не соответствуют нормам заключенного договора, поскольку в соответствии с такими нормами было передано поименованное количество индивидуально-определенных вещей, каждая из которых имела как собственную балансовую стоимость, так и собственный коэффициент износа, с правовой точки зрения, арендодатель передал арендатору совокупность различных вещей, которые могут быть совершенно не связаны друг с другом.

Представители ответчика, присутствовавшие в судебном заседании, состоявшемся 08.07.2015, пояснили, что, дополнительные соглашения об изменении арендной платы не заключались, техническая документация на имущество не оформлялась, а также то, что согласны оплатить арендную плату в размере, указанном в акте сверки.

Истец в поступившем в суд 22.07.2015 письме от 21.07.2014 № 424 указал на то, чтопроцент износа муниципального имущества был применен в целом по имуществу, переданному ответчику, имущественным комплексом, так как при передаче муниципального имущества подведомственными предприятиями в собственность района отсутствовала первичная бухгалтерская документация и данные о начислении износа, балансовая стоимость не была установлена у половины передаваемого имущества, заявив о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.

Ответчик в поступивших в суд 17.07.2015 пояснениях указал на то, что контррасчет арендной платы за требуемый по иску период составлен с учетом сроков полезной эксплуатации основных средств, которые прописаны в Классификации основных средств, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 № 1, Общероссийского классификатора основных фондов 013-4, утвержденного постановлением Госстандарта Российской Федерации от 26.12.1994 № 359, с учетом фактического срока эксплуатации, процента износа имущества.

Представитель ответчика, присутствовавший в судебном заседании, пояснил, что ответчику передан не имущественный комплекс, а перечень определенного имущества, полагает, что амортизацию необходимо рассчитывать по каждому пункту отдельно.

Согласно сведениям, размещенным на официальном сайте «Почты России» в сети Интернет, третье лицо определение от 17.07.2015, однако представителя в судебное заседание не направило.

 Дело подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие истца и третьего лица.

Выслушав представителя ответчика, рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил, что на основании пункта 1.1 заключенного Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Казачинско-Ленского района (арендодателем) – истцом по делу, с Закрытым акционерным обществом «Теплоэнергетическая компания Казачинско-Ленского района» (арендатором) – ответчиком по делу, договора аренды муниципального имущества от 20.04.2009 № 29, арендодатель  предоставляет арендатору за плату в пользование муниципальное имущество согласно Перечня имущества – Приложение № 1 к договору, расположенное по адресу: Иркутская область, Казачинско-Ленский район, п. Магистральный, п.Улькан, п.Ключи, с.Казачинское, п.Небель, п.Окунайский для производства и бесперебойной передачи тепловой энергии и горячей, холодной воды, организации водоотведения, эксплуатации и обслуживания тепловых источников, водозаборов, канализационных станций, инженерных коммуникаций тепло-, водоснабжения, водоотведения, жилищно-коммунальной и социальной инфраструктуры Казачинско-Ленского района для использования, эксплуатации в соответствии с целевым назначением имущества в целях решения вопросов местного значения Казачинско-Ленского муниципального района в обеспечение поселений коммунальными услугами и на условиях, определяемых договором.

Согласно пункту 1.2 договора, имущество передается в течении 10 календарных дней со дня подписания договора по акту приема-передачи – Приложение № 2 к договору, который составляется и подписывается арендатором и арендодателем.

В акте приема-передачи отражается фактическое состояние имущества, арендодатель не отвечает за недостатки имущества, сданного в аренду, которые были оговорены или при заключении договора и при передаче имущества в аренду.

В соответствии с пунктами 2.3.2, 2.3.3, 2.3.12, 2.3.13, 2.3.16 арендатор обязался:

- своевременно и в полном объеме перечислять арендную плату за пользование имуществом, начислять на арендную плату НДС и оплачивать его в порядке, определенном Налоговым Кодексом РФ, представлять арендодателю копии платежных поручений за осуществленные арендные платежи с отметкой банка об исполнении, указанные в копии должны быть представлены в течение 10 рабочих дней, считая со дня, указанного в отметке банка об исполнении;

- производить за свой счет текущий и капитальный ремонт арендуемого оборудования и нежилых помещений, в том числе профилактическое обслуживание и ремонт внутри объектных инженерных коммуникаций и оборудования в пределах арендуемого имущества, капитальный ремонт этих помещений, связанный с осуществлением уставной деятельности арендатора, в дальнейшим с составлением квартального отчета по факту выполненных работ и предоставлением его арендодателю. Ремонт арендованного имущества производится в размерах денежных средств, предусмотренных в ежегодно утверждаемых тарифах на оказание коммунальных услуг.

Капитальный ремонт, модернизация арендуемого имущества, проведенные арендатором за счет собственных (либо заемных) средств арендатора, в целях осуществления деятельности в соответствии с пунктом 1.1, подлежит компенсации со стороны арендодателя, в т.ч. в счет арендных платежей (согласно районных Положений об аренде и оплате капремонта) при условии, что данный ремонт (модернизация) входит в перечень согласованных и утвержденных районом инвестиционных программ;

- производить арендные платежи в установленные сроки;

- в течение 2009-2010 годов оформить техническую документацию на арендуемые недвижимые объекты и земельные участки, произвести независимую оценку рыночной стоимости всего имущества (или имущественного комплекса) и зарегистрировать данный договор аренды в срок не позднее 2011 года;

- производить инвентаризацию имущества ежегодно в период до расчета тарифа, данные представлять арендодателю для расчетов аренды на следующий финансовый год.

Согласно пункту 3.1 договора, сумма арендной платы определяется в соответствии с методикой, указанной в Положении о порядке сдачи в аренду и безвозмездное пользование имущества муниципальной собственности муниципального образования Иркутской области «Казачинско-Ленский район», утвержденного решением районной Думы от 30.01.2009 № 379 – Приложение № 3 к договору, НДС оплачивается арендатором в соответствии с НК РФ,

В соответствии с пунктом 3.2 договора, перечисление арендной платы осуществляется не позднее 5-го числа по окончании текущего квартала на расчетный счет арендодателя.

Согласно пункту 3.3 договора, арендодатель вправе изменить размер арендной платы в одностороннем порядке и в следующих случаях:

- при изменении Положения об аренде и методики (внесение изменений в методику) определения арендной платы;

- изменение размера арендной платы, применяемой при утверждении тарифов на коммунальные услуги на очередной год;

- в других случаях, предусмотренных законодательством РФ, Иркутской области, нормативными актами органов местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 5.2 договора, при несоблюдении порядка и сроков внесения арендой платы, определенных в разделе 4 договора, арендатор обязан уплатить арендодателю пени в размере 1/300 ставки рефинансирования от суммы просроченного платежа за каждый день просрочки.

В приложении № 1 к договору аренды муниципального имущества от 20.04.2009 № 29 перечислено имущество, которое передано ответчику акту приема-передачи от 20.04.2009, а также его балансовая стоимость.

Приложение № 3 к договору аренды муниципального имущества от 20.04.2009 № 29 содержит расчет платы за аренду помещений, исходя из процента от первоначальной стоимости – 5%.

Договор аренды муниципального имущества от 20.04.2009 № 29 зарегистрирован в установленном законом порядке 05.12.2009.

Впоследствии сторонами были подписаны дополнительные соглашения № 5 от 20.12.2013, № 6 от 08.05.2014 к договору аренды муниципального имущества от 20.04.2009 № 29.

Согласно дополнительному соглашению № 5 от 20.12.2013, в связи с поэтапной передачей муниципального имущества Казачинско-Ленского муниципального района в собственность поселений, входящих в состав Казачинско-Ленского муниципального района из приложения № 1 к договору от 20.04.2009 № 29 исключено имущество, перечисленное в пункте 2 названного дополнительного соглашения.

В приложение № 1 к договору от 20.04.2009 № 29 включено перечисленное в пунктах 3.1, 3.2, 3.3, 4 дополнительного соглашения № 5 имущество, с учетом названного, переданное ответчику имущество перечислено в приложении №№ 1-6 к договору.

Расчет платы за аренду муниципального имущества выполнен в соответствии с дополнительным соглашением № 5 выполнен в соответствии с Положением о порядке сдачи в аренду и безвозмездное пользование имущества муниципальной собственности, утвержденное решением Думы Казачинско-Ленского муниципального района от 29.05.2012 № 327, в соответствии с которым арендная плата рассчитывается по формуле:

АП = Ст х % от балансовой стоимости, рублей в год, где:

СТ – стоимость имущества, в рублях 72 014 608,65 руб.,

% от балансовой стоимости – процент от первоначальной балансовой стоимости – 6%.

Ап в год = 72014608,65 х 6% = 4320876,52 руб. в год без учета НДС.

Итого арендная плата в месяц составляет 360 073 руб. 04 коп., без учета НДС.

 Итого арендная плата в год составляет 4 320 876 руб. 52 коп., без учета НДС.

Перечисленное в дополнительном соглашении № 5 от 20.12.2013 имущество передано ответчику по акту приема-передачи муниципального имущества от 20.12.2013, в котором указана его балансовая стоимость.

 Дополнительное соглашение № 5 от 20.12.2013 зарегистрировано в установленном законом порядке 31.01.2014.

Согласно дополнительному соглашению № 6 от 08.05.2014 собственником перечисленного в пункте 2 названного соглашения имущества является Ульканское муниципальное образование, в связи с чем, арендная плата за указанное имущество подлежит перечислению арендатором в бюджет Ульканского муниципального образования.

Расчет арендной платы приведен в пункте 3 дополнительного соглашения.

Дополнительное соглашение № 6 от 08.05.2014 зарегистрировано в установленном законом порядке 20.06.2014.

Согласно представленному в материалы дела дополнительному соглашению № 7 от 08.10.2014, в связи с поэтапной передачей муниципального имущества Казачинско-Ленского муниципального района, в приложении № 1 к договору № 29 от 20.04.2009 приведено в соответствие наименование муниципального имущества.

Согласно пункту 2.1 дополнительного соглашения № 7 от 08.10.2014 переименованное муниципальное имущество включено в раздел 1 «Собственность муниципального образования Иркутской области «Казачинско-Ленский район» в приложение № 2 к договору № 29 от 20.04.2009.

В дополнительном соглашении № 7 изложен расчет платы за аренду муниципального имущества, согласно которому расчет платы за аренду муниципального имущества выполнен в соответствии с Положением о порядке сдачи в аренду и безвозмездное пользование имущества муниципальной собственности, утвержденное решением Думы Казачинско-Ленского муниципального района от 29.05.2012 № 327, в соответствии с которым арендная плата рассчитывается по формуле:

АП = Ст х % от балансовой стоимости, рублей в год, где:

СТ – стоимость имущества, в рублях 72 624 340,95 руб.,

% от балансовой стоимости – процент от первоначальной балансовой стоимости – 6%.

Ап в год = 72624340,95 х 6% = 4357460,46 руб. в год, без учета НДС.

Итого арендная плата в месяц составляет 363 121 руб. 70 коп., без учета НДС.

 Итого арендная плата в год составляет 4 357 460 руб. 46 коп., без учета НДС.

Расчет платы за аренду муниципального имущества (нового 2012-2014).

Расчет платы за аренду муниципального имущества (нового 2012-2014) выполнен в соответствии с Положением о порядке сдачи в аренду и безвозмездное пользование имущества муниципальной собственности, утвержденное решением Думы Казачинско-Ленского муниципального района от 29.05.2012 № 327, в соответствии с которым арендная плата рассчитывается по формуле:

АП = Ст х % от балансовой стоимости, рублей в год, где:

СТ – стоимость имущества, в рублях 3 957 425,83 руб.,

% от балансовой стоимости – процент от первоначальной балансовой стоимости – 10%.

Ап в год = 3957425,83 х 10% = 395 742,58 руб. в год без учета НДС.

Итого арендная плата в месяц составляет 32 978 руб. 55 коп., без учета НДС.

Итого арендная плата в год составляет 395 742 руб. 58 коп., без учета НДС.

Общий расчет платы за аренду муниципального имущества района.

Ап общая в год = 4357460,46 + 395742,58 = 4 753 203 руб. 04 коп. в год, без учета НДС.

Итого арендная плата в месяц составляет 396 100 руб. 25 коп., без учета НДС.

Итого арендная плата в год составляет 4 753 203 руб. 04 коп. в год, без учета НДС.

Дополнительное соглашение № 7 от 08.10.2014 к договору аренды муниципального имущества от 20.04.2009 № 29 сторонами не подписано.

Вместе с тем, присутствовавший в судебном заседании 23.07.2015 представитель ответчика указал на то, что пользуется всем перечисленным в названном дополнительном соглашении имуществом и не возражает в отношении процента от первоначальной балансовой стоимости нового имущества – 10%.

В обоснование требования о взыскании задолженности по арендной плате истец ссылается на невозмещение ответчиком арендной платы за период с 01.10.2014 по 31.12.2014 (4 квартал 2014 года).

В соответствии с пунктом 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации  арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).

Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.

На основании пункта  3 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено договором, размер арендной платы может изменяться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные договором, но не чаще одного раза в год. Законом могут быть предусмотрены иные минимальные сроки пересмотра размера арендной платы для отдельных видов аренды, а также для аренды отдельных видов имущества.

 Решением Думы Казачинско-Ленского муниципального района от 29.05.2012 № 327 «Об утверждении положения о порядке сдачи в аренду и безвозмездное пользование имущества муниципальной собственности МО ИО «Казачинско-Ленский район», утверждено Положение о порядке сдачи в аренду и безвозмездное пользование муниципальной собственности МО ИО «Казачинско-Ленский район».

Согласно пункту 3 решения от 29.05.2012 № 327, решение Районной Думы от 30.01.2009 № 379 «Об утверждении Положения о порядке сдачи в аренду и безвозмездное пользование имущества муниципальной собственности муниципального образования Иркутской области «Казачинско-Ленский район» признано утратившим силу.

В пункте 3 приложения № 1 к Положению о  порядке сдачи в аренду и безвозмездное пользование муниципальной собственности МО ИО «Казачинско-Ленский район» изложена методика расчета арендной платы за пользование движимым имуществом и имущественными комплексами, согласно которой годовая арендная плата за аренду основных фондов рассчитывается в размере процентов от первоначальной балансовой стоимости с учетом всех переоценок, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации, в зависимости от процента износа сооружений, оборудования, по таблице 4:

Процент износа

Процент от первоначальной балансовой стоимости с учетом всех переоценок, установленных Правительством РФ

0 - 20

10

21 - 40

8

41 - 60

6

61 - 80

4

81 и более

2

Возражая в отношении заявленных требований, ответчик указывает на несогласие с размером начисленной арендной платы, указывая на необоснованное завышение её размера.

Как указывает ответчик, приказом Финансового управления Администрации Казачинско-Ленского района от 25.11.2013 № 19 утвержден Порядок отражения в бюджетном учете операций с объектами в составе имущества казны Казачинско-Ленского муниципального района, в соответствии с пунктом 5.5 которого аналитический учет по счетам 0 104 51 000 «Амортизация недвижимого имущества в составе имущества казны», 0 104 58 000 «Амортизация движимого имущества в составе имущества казны», 0 104 59 000 «Амортизация нематериальных активов в составе имущества казны» не ведется, исходя из этого балансовая стоимость арендуемого имущества является фиксированной и не подлежит уменьшению, что необоснованно нарушает права и законные интересы арендатора, поскольку при установлении в договоре ссылки на нормативный правовой акт муниципального органа, он рассчитывал на определенные правовые последствия его введения в действие, в том числе, на уменьшение размера арендной платы в связи с износом арендуемого имущества.

Вместе с тем, указанный порядок ответчиком не оспорен.

Истцом размер арендной платы за 4 квартал 2014 года рассчитан исходя из изложенного в дополнительном соглашении № 7 расчета арендной платы, в соответствии с утвержденным решением Думы Казачинско-Ленского муниципального района от 29.05.2012 № 327 Положения о порядке сдачи в аренду и безвозмездное пользование муниципальной собственности МО ИО «Казачинско-Ленский район» исходя из процента износа имущества от первоначальной балансовой стоимости – 6%, исходя из процента от первоначальной балансовой стоимости нового имущества – 10%.

Исходя из дополнительного соглашения № 7 по муниципальным контрактам куплено новое оборудование и передано ответчику в связи с чем, в соответствии с утвержденной решением Думы Казачинско-Ленского муниципального района от 29.05.2012 № 327 Методикой расчета,  при расчете арендной платы применяется процент от первоначальной балансовой стоимости с учетом всех переоценок – 10%, в связи с отсутствием износа, при расчете арендной платы на остальное имущество применяется согласованный сторонами в дополнительном соглашении № 5 процент от первоначальной балансовой стоимости – 6%.

В подтверждение указанных фактов истцом в материалы дела представлены подписанные генеральным директором и главным инженером ЗАО «ТЭК Казачинско-Ленского района», председателем КУМИ Казачинско-Ленского района, заведующим отделом по АСТ и ЖКХ администрации Казачинско-Ленского муниципального района акты ввода в эксплуатацию от 08, 10, 12 сентября 2014 года.

Определением суда от 21.05.2015 истцу было предложено представить техническую документацию на переданное ответчику имущество.

В поступившем в суд 11.06.2015 письме от 10.06.2015 № 349 истец указал на представление 1 и 2 листов имеющихся в КУМИ технических паспортов на некоторые объекты недвижимости, находящиеся в п.Магистральный, на остальные объекты недвижимости  технические паспорта, подтверждающие износ имущества, отсутствуют, так как на вновь оформляемые КУМИ объекты недвижимости оформлялись только кадастровые паспорта, в которых отсутствует износ и стоимость имущества, стоимость передаваемого имущества устанавливалась в ценах 2009 года.

Ответчик в материалы дела представил контррасчет арендной платы, составленный на основании Постановления Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы», исходя из фактического срока эксплуатации имущества, суммы начисленной амортизации, остаточной балансовой стоимости и процента износа имущества.

Представитель ответчика в судебном заседании 23.07.2015 пояснил, что расчет суммы начисленной амортизации произведен в соответствии с Положением о бухгалтерском учете.

Вместе с тем, ответчиком произведен расчет от остаточной стоимости, что не соответствует утвержденной решением Думы Казачинско-Ленского муниципального района от 29.05.2012 № 327 методике расчета.

В поступивших в суд 22.07.2015 пояснениях № 424 истец пояснил, что процент износа муниципального имущества был применен в целом по имуществу, переданному ответчику имущественным комплексом, так как при передаче муниципального имущества подведомственными предприятиями в собственность района отсутствовала первичная бухгалтерская документация и данные о начислении износа, балансовая стоимость не была установлена у половины передаваемого имущества.

При названных обстоятельствах, суд считает возможным применить согласованный сторонами в дополнительном соглашении № 5 к договору аренды муниципального имущества от 20.04.2009 № 29 процент от первоначальной балансовой стоимости – 6%, а в отношении нового имущества, указанного в дополнительном соглашении № 7 к договору – 10%.

В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом, в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства, на основании со ст. 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, недопустим.

В соответствии с требованиями ст. 65 АПК РФ ответчиком не представлены документы, подтверждающие возмещение задолженности по арендной плате по договору аренды муниципального имущества от 20.04.2009 № 29 за период с 01.10.2014 по 31.12.2014, в связи с чем, на основании ст. ст. 309, 310 и 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию сумма 1 188 300 руб. 75 коп.

В обоснование требования о взыскании суммы неустойки в размере 164 998 руб. 28 коп., в том числе за период с 06.01.2015 по 15.03.2015 в сумме 22 548 руб. 01 коп., за период с 11.09.2014 по 15.03.2015 в сумме 109 098 руб. 11 коп., за период с 21.11.2014 по 15.03.2015 в сумме 33 352 руб. 16 коп., истец ссылается на неисполнение ответчиком обязательств по своевременному возмещения арендной платы за переданное по договору аренды муниципального имущества от 20.04.2009 № 29 имущество.

Согласно ст. 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.

В соответствии со ст. 331 Гражданского кодекса Российской Федерации, соглашение о неустойке должно быть совершено в письменной форме независимо от формы основного обязательства.

В соответствии с пунктом 5.2 договора, при несоблюдении порядка и сроков внесения арендой платы, определенных в разделе 4 договора, арендатор обязан уплатить арендодателю пени в размере 1/300 ставки рефинансирования от суммы просроченного платежа за каждый день просрочки.

 Исходя из условий дополнительного соглашения № 5, а также п. 3.2, п.5.2 договора аренды муниципального имущества от 20.04.2009 № 29 истцом обоснованно заявлено требование о взыскании неустойки за 1 полугодие, 3 и 4 кварталы 2014 года, которая за  период с 06.01.2015 по 15.03.2015 составляет сумму 22 548 руб. 01 коп., за период с 11.09.2014 по 15.03.2015 - сумму 109 098 руб. 11 коп., за период с 21.11.2014 по 15.03.2015 -сумму 33 352 руб. 16 коп., всего неустойка  за просрочку возмещения арендных платежей за период с 11.09.2014 по 15.03.2015 составит сумму 164 998 руб. 28 коп., подлежащую взысканию с ответчика в пользу истца на основании ст. ст. 330, 331 Гражданского кодекса Российской Федерации

На основании ст. ст. 102 и 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с ответчика в доход федерального бюджета Российской Федерации подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 26 532 руб. 99 коп.

Руководствуясь ст. ст. 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

взыскать с Закрытого акционерного общества "Теплоэнергетическая компания Казачинско-Ленского района" (ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Казачинско-Ленского муниципального района (ОГРН <***>, ИНН <***>) сумму 1 188 300 руб. 75 коп. – основной долг, сумму 164 998 руб. 28 руб. – пени;

взыскать с Закрытого акционерного общества "Теплоэнергетическая компания Казачинско-Ленского района" (ОГРН <***>, ИНН <***>) в доход федерального бюджета Российской Федерации государственную пошлину в сумме 26 532 руб. 99 коп.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья                                                                               М.Н. Габескирия