ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-449/14 от 14.03.2014 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

            1 судебный состав по рассмотрению дел о несостоятельности (банкротстве):

               ул. Дзержинского, д. 36А, 664011, Иркутск; тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

Е-mail: info@irkutsk.arbitr.ru; http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

                                                                            Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск                                                                                                             Дело № А19-449/2014

« 14 »  марта  2014 г.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Поздняковой Н.Г.,

рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по Иркутской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 665709, Иркутская область, г. Братск, п. Энергетик, 34А)

к Тынкобьскому муниципальному образованию в лице Администрации Тынкобьского сельского поселения (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 665753, <...>),

третье лицо: Муниципальное унитарное предприятие «Тынкобьское жилищно-коммунальное хозяйство» (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 665753, <...>)

о взыскании задолженности в порядке субсидиарной ответственности в сумме 63 000 руб. 79 коп.,

         установил:

Межрайонная инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по Иркутской области обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Тынкобьскому муниципальному образованию в лице Администрации Тынкобьского сельского поселенияо взыскании в порядке субсидиарной ответственности задолженности Муниципального унитарного предприятия «Тынкобьское жилищно-коммунальное хозяйство» (далее – МУП «Тынкобьское ЖКХ») в сумме 63 000 руб. 79 коп.

Определением суда от 21.01.2014 заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по Иркутской области принято и назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства. 

Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке главы 29 Арбитражного процессуального кодекса РФ, поскольку ко дню принятия решения арбитражный суд располагает сведениями о получении копии определения о принятии заявления к производству и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства.  

Из материалов дела следует, что МУП «Тынкобьское ЖКХ» было создано 29.01.2009 и зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером <***>. 

04.03.2013 Администрацией Тынкобьского сельского поселения, являющейся единственным учредителем предприятия, принято решение о ликвидации МУП «Тынкобьское ЖКХ» (постановление главы администрации от 04.03.2013).

По состоянию на 01.10.2013 выявлена задолженность налогоплательщика - МУП «Тынкобьское ЖКХ» по налогам, сборам, взносам в сумме 63 000 руб. 79 коп. Данная задолженность отражена в справке по состоянию расчетов № 2120 от 25.11.2013.

Налоговым органом были вынесены решения о взыскании налога (сбора), пени, штрафа за счет денежных средств в соответствии со статьей 46 НК РФ от 19.09.2013 №4947 на сумму 2,47 руб., выставлены требования об уплате налога, пени, штрафа от 23.09.2013 № 5355 на сумму 97131,75 руб., от 10.10.2013 № 8694 на сумму 8425,28 руб., от 10.10.2013 № 8695 на сумму 9915,67 руб., от 10.10.2013 № 8696 на сумму 157 руб.

16.10.2013 налоговый орган обратился с требованием о включении в реестр требований кредиторов к ликвидатору МУП «Тынкобьское ЖКХ».

В связи с неудовлетворением ликвидационной комиссией указанного требования о погашении налоговой задолженности в полном объеме, налоговый орган обратился в суд с заявлением о взыскании с учредителя налогоплательщика  - Администрации Тынкобьского сельского поселения в порядке  субсидиарной  ответственности задолженность в сумме 63 000 руб. 79 коп., в том числе: пени по водному налогу в сумме 3,18 руб., единый минимальный налог, зачисляемый в бюджеты государственных внебюджетных фондов: налог - 39839 руб., пени – 10474,54 руб.. минимальный налог, зачисляемый в бюджеты субъектов Российской Федерации: налог - 3899,58 руб., пени - 8784,49 руб. 

Исследовав доказательства по делу, представленные лицами, участвующими в деле, в течение сроков, установленных судом в соответствии с частью 3 статьи 228 АПК РФ, суд пришел к следующему выводу.

Предметом иска по настоящему делу является требование о взыскании долга муниципального предприятия с его учредителя в порядке субсидиарной ответственности. В качестве правового обоснования иска истец указал статьи 56, 120 Гражданского кодекса РФ. 

Согласно уставу МУП «Тынкобьское ЖКХ» является муниципальным предприятием, учрежденным Администрацией Тынкобьского сельского поселения и преследующим коммерческие цели; имущество, переданное учредителем, является муниципальной собственностью, и закреплено за предприятием на праве хозяйственного ведения.

В соответствии со статьей 113 Гражданского кодекса РФ унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. 

Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Правовое положение государственных и муниципальных унитарных предприятий определяется настоящим Кодексом и законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее – Закон № 161-ФЗ) унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Согласно пункту 2 статьи 2 Закона № 161-ФЗ в Российской Федерации создаются и действуют следующие виды унитарных предприятий:

унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, - федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное предприятие;

унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, - федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное казенное предприятие.

В силу пункта 7 статьи 114 Гражданского кодекса РФ собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 56 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 3 статьи 56 Гражданского кодекса РФ, если несостоятельность (банкротство) юридического лица вызвана учредителями (участниками), собственником имущества юридического лица или другими лицами, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, на таких лиц в случае недостаточности имущества юридического лица,  может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.

В силу статьи 7 Закона № 161-ФЗ  унитарное предприятие несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование не несут ответственность по обязательствам государственного или муниципального предприятия, за исключением случаев, если несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана собственником его имущества.  Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования несут субсидиарную ответственность по обязательствам своих казенных предприятий при недостаточности их имущества.

Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования несут субсидиарную ответственность по обязательствам своих казенных предприятий при недостаточности их имущества.

В настоящем деле ликвидируется муниципальное предприятие, а не казенное.

 Исходя из указанных норм права, для привлечения учредителя муниципального унитарного предприятия к субсидиарной ответственности необходимо наличие причинно-следственной связи между действиями учредителя и последующим банкротством должника. Аналогичные положения о субсидиарной ответственности учредителя и собственника в случае, если несостоятельность (банкротство) предприятия вызвана действиями первых, закреплена в Уставе МУП «Тынкобьское ЖКХ» (пункт 9 Устава).

В соответствии с п. 2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

В пунктах 1, 2 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что учредители (участники) юридического лица или орган, принявший решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с Кодексом, другими законами.

Порядок ликвидации юридического лица установлен статьей 63 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 8 статьи 63 ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"  учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица обязаны уведомить в письменной форме об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица.

Регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.

Из материалов дела следует, что учредителем МУП «Тынкобьское ЖКХ» принято решение о ликвидации муниципального унитарного предприятия «Тынкобьское ЖКХ», создана ликвидационная комиссия, о чем в ЕГРЮЛ внесены соответствующие сведения.

Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Налоговым органом не представлено доказательств, свидетельствующих о признании  МУП «Тынкобьское ЖКХ»  банкротом. Также суд находит необоснованной ссылку налоговой инспекции на статью 120 Гражданского кодекса РФ, поскольку положения указанной статьи относятся к учреждениям, в рассматриваемом случае должником выступает  унитарное предприятие.

Оценив имеющиеся в деле доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд полагает, что правовых оснований для субсидиарной ответственности муниципального  образования по обязательствам своего муниципального унитарного предприятия не имеется.

При таких обстоятельствах, требования налогового органа о взыскании с Администрации Тынкобьского сельского поселенияв порядке субсидиарной ответственности задолженности МУП «Тынкобьское ЖКХ» в сумме 63 000 руб. 79 коп. удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 167-171, 216, 229 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

решил:

в удовлетворении требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по Иркутской области к Тынкобьскому муниципальному образованию в лице Администрации Тынкобьского сельского поселения о взыскании задолженности в порядке субсидиарной ответственности в сумме 63 000 руб. 79 коп., отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд  в течение десяти дней со дня его принятия.

Судья                                                                                                                 Н. Г. Позднякова