ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-4574/2022 от 29.08.2022 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, д. 36А, тел. (3952)261-709; факс: (3952)261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Иркутск                                                                                               Дело № А19-4574/2022

«02» сентября 2022 года                                                                         

 Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 29 августа 2022 года

 Полный текст решения изготовлен 02 сентября 2022 года

           Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Поздняковой Н.Г.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Марчуком Б.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Руссоль» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 460009, <...>)

к Межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области и Байкальской природной территории (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 664025, <...>)

о признании незаконным предписания от 13.12.2021 № Э-1167-в,

при участии в судебном заседании представителей

от заявителя: не явились;

от Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области и Байкальской природной территории: ФИО1, доверенность от 09.08.2022 № ОК/02-9091; ФИО2, доверенность от 03.06.2022 № ОК/02-6224;

                                                        установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Руссоль» (далее – ООО «Руссоль») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области и Байкальской природной территории (Межрегиональное управление Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории) о признании незаконным предписания от 13.12.2021 № Э-1167-в.

ООО «Руссоль» в судебное заседание своего представителя не направило, заявило ходатайство об отложении судебного разбирательства, которое судом отклонено как необоснованное.

Представители Межрегионального управления Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории в судебном заседании требования заявителя не признали, подержали доводы, изложенные в отзыве.

Из материалов дела следует, что Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории на основании решения от 26.11.2021 № 247-р в рамках федерального государственного экологического контроля (надзора) проведена внеплановая выездная проверка в отношении деятельности ООО «Руссоль» по соблюдению обязательных требований в области охраны окружающей среды, предусмотренных пунктом 2 Положения о федеральном государственном экологическом контроле (надзоре), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1096, а также в отношении следующих объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (НВОС):

- шламонакопитель (код объекта в соответствии с федеральным государственным реестром объектов НВОС 25-0138-000089-П);

- котельная ЦДПС Усолье (код объекта в соответствии с федеральным государственным реестром объектов НВОС 25-0138-000088-П);

- механическая мастерская Фабрики по производству соли ЦДПС Усолье (код объекта в соответствии с федеральным государственным реестром объектов НВОС 25-0138-000083-П);

- отделение выварки соли Фабрики по производству соли ЦДПС Усолье (код объекта в соответствии с федеральным государственным реестром объектов НВОС 25-0138-000086-П);

- гараж ЦДПС Усолье (код объекта в соответствии с федеральным государственным реестром объектов НВОС 25-0138-000085-П);

- участок добычи рассола ЦДПС Усолье (код объекта в соответствии с федеральным государственным реестром объектов НВОС 25-0138-000087-П);

- производственно-химическая лаборатория ЦДПС Усолье (код объекта в соответствии с федеральным государственным реестром объектов НВОС 25-0138-000084-П).  

Проверкой установлены нарушения обязательных требований природоохранного законодательства: статьи 16.3, части 9 статьи 16.4, частей 3, 4 статьи 46, частей 2, 7 статьи 67, статьи 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статьи 16.1, части 3 статьи 19 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», части 1 статьи 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Приказа Минприроды России от 28.02.2018 № 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля», Приказа Минприроды от 15.09.2017 № 498 «Об утверждении Правил эксплуатации установок очистки газа», Порядка учета в области обращения с отходами, утвержденного Приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721, Порядка учета в области обращения с отходами, утвержденного Приказом Минприроды России от 08.12.2020 № 1028, Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2451 «Об утверждении Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (акт проверки от 13.12.2021 № Э-1167-в).

По результатам проверки обществу «Руссоль» выдано предписание от 13.12.2021 № Э-1167-в об устранении выявленных нарушений в срок до 05.04.2021.

Не согласившись с предписанием от 13.12.2021 № Э-1167-в, ООО «Руссоль» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В судебном заседании 23.08.2022 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) был объявлен перерыв до 14 час. 30 минут 29.08.2022. Информация о перерыве в судебном заседании размещена на официальном сайте Арбитражного суда Иркутской области в сети Интернет.

Выслушав представителей Межрегионального управления Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории, исследовав  представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 АПК РФ судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.

Согласно статье 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.

В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 года № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

С учетом изложенного, требования общества могут быть удовлетворены только в том случае, если будет установлена совокупность следующих обстоятельств: несоответствие оспариваемого предписания закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов общества этим предписанием. При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств, требования общества удовлетворению не подлежат. 

Согласно абзацу 52 статьи 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) под объектами, оказывающими негативное воздействие на окружающую среду (объекты НВОС), понимаются объекты капитального строительства и (или) другие объекты, а также их совокупность, объединенных единым назначением и (или) неразрывно связанных физически или технологически и расположенных в пределах одного или нескольких земельных участков.

В соответствии с положениями статьи 69.2 Закона № 7-ФЗ объекты НВОС подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией (пункт 1); сведения об объектах НВОС подлежат актуализации в связи с представлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями сведений о замене юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте НВОС, реорганизации юридического лица в форме преобразования, об изменении его наименования, адреса (места нахождения), а также об изменении фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность; об изменении места нахождения объекта НВОС; об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды; об изменении характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления (пункт 6); при актуализации учетных сведений об объекте НВОС, юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на таком объекте, выдается свидетельство об актуализации учетных сведений (пункт 9).

Пунктом 17 Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2016 № 572 (далее – Правила № 572) установлено, что основанием для включения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в государственный реестр является заявка, которая направляется в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.  

Пунктом 28 Правил № 572 предусмотрено, что изменение содержащихся в государственном реестре сведений об объекте осуществляется в порядке, установленном статьей 69.2 Закона № 7-ФЗ.

Согласно пункту 6 статьи 69.2 Закона № 7-ФЗ сведения об объектах НВОС подлежат актуализации в связи с представлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями сведений:

о замене юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте НВОС, реорганизации юридического лица в форме преобразования, об изменении его наименования, адреса (места нахождения), а также об изменении фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность;

об изменении места нахождения объекта НВОС;

об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды;

об изменении характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления.

Материалами дела установлено, что в соответствии с требованиями части 1 статьи 69.2 Закона № 7-ФЗ ООО «Руссоль» на территории Иркутской области были поставлены на учет следующие объекты НВОС:

- шламонакопитель (код объекта в соответствии с федеральным государственным реестром объектов НВОС 25-0138-000089-П);

- котельная Цеха добычи и переработки соли (ЦДПС) Усолье (код объекта в соответствии с федеральным государственным реестром объектов НВОС 25-0138-000088-П);

- механическая мастерская Фабрики по производству соли ЦДПС Усолье (код объекта в соответствии с федеральным государственным реестром объектов НВОС 25-0138-000083-П);

- отделение выварки соли Фабрики по производству соли ЦДПС Усолье (код объекта в соответствии с федеральным государственным реестром объектов НВОС 25-0138-000086-П);

- гараж ЦДПС Усолье (код объекта в соответствии с федеральным государственным реестром объектов НВОС 25-0138-000085-П);

- участок добычи рассола ЦДПС Усолье (код объекта в соответствии с федеральным государственным реестром объектов НВОС 25-0138-000087-П);

- производственно-химическая лаборатория ЦДПС Усолье (код объекта в соответствии с федеральным государственным реестром объектов НВОС 25-0138-000084-П). 

В 2018 году обществом проведена актуализация следующих сведений об указанных объектах: о месте нахождения объекта, разрешительных документах, ПЭК, массе выбросов, актуализированы данные об источниках выбросов.

26.11.2021 ООО «Руссоль» подано заявление о предоставлении сведений и документов для актуализации сведений об объекте НВОС, содержащихся  в федеральном государственном реестре, произведена актуализация в связи с объединением в один объект НВОС пяти объектов (№№ 25-0138-000083-П, 25-0138-000084-П, 25-0138-000085-П, 25-0138-000086-П, 25-0138-000088-П) по причине единого назначения, расположенности в пределах одного земельного участка, о чем 02.12.2021 выдано свидетельство № 5246846.

Согласно пункту 1 раздела IV «Формы заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью», утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 23.12.2015 № 554, при постановке на учет необходимо указать сведения о наличии на объекте программы производственного экологического контроля.

В заявке об актуализации учетных сведений об объекте НВОС - «Отделение выварки соли Фабрики по производству соли ЦДПС Усолье» код объекта 25-0138-000086-П от 19.11.2021 № 5208174 ООО «Руссоль» указана Программа производственного экологического контроля, утвержденная 15.01.2018 техническим директором Р. В. Грамма.

В ходе проведения внеплановой выездной проверки ООО «Руссоль» предоставлены программы производственного экологического контроля отдельно по пяти объектам (25-0138-000083-П, 25-0138-000084-П, 25-0138-000085-П, 25-0138-000086-П, 25-0138-000088-П), утвержденные 13.06.2018 директором ООО «Руссоль» ФИО3

При этом, после объединения пяти объектов в один объект НВОС с выдачей соответствующего свидетельства обществу следовало в заявке от 26.11.2021 указать сведения о программе производственного экологического контроля как для объединенного объекта НВОС (№ заявки 5246846).

Представленные ООО «Руссоль» сведения о дате утверждения программы производственного экологического контроля и лице, утвердившем программу не достоверны, что является нарушением ООО «Руссоль» требований статьи Закона № 7-ФЗ.

19.03.2021 ООО «Руссоль» в адрес Управления посредством личного кабинета природопользователя представлены подписанные электронной цифровой подписью отчеты об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля (ПЭК) за 2020 год, в том числе, по объекту НВОС Шламонакопитель, код объекта 25-0138-000089-П.

В отчете ПЭК (штрих код отчета 4643798) по объекту НВОС Шламонакопитель указано образование за отчетный период отхода «отходы реагентной очистки рассолов поваренной соли при добыче поваренной соли из подземных источников» в объеме 176,8 т. В связи с тем, что на данном объекте производится размещение отходов, установлено, что отчет ПЭК по объекту 25-0138-000089-П содержит недостоверную информацию.

При этом, в отчете ПЭК (штрих код 4668524) по объекту «Отделение выварки соли Фабрики по производству соли ЦДПС «Усолье» (код объекта 25-0138-000086-П) также указано образование за отчетный период отхода «отходы реагентной очистки рассолов поваренной соли при добыче поваренной соли из подземных источников» в объеме 176,8 т.

Таким образом, отчет ПЭК за 2020 год по объекту НВОС Шламонакопитель, код объекта 25-0138-000089-П составлен с нарушением требований, установленных Приказом Минприроды России от 28.02.2018 № 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля», частью 7 статьи 67 Закона № 7-ФЗ в части указания сведений о количестве образующихся отходов.

Данное нарушение, выявленное Управлением в ходе проверки, подтверждено материалами дела. Каких-либо доводов, опровергающих выводы проверяющих в данной части, обществом не приведено и на наличие таковых оно не ссылается.

Согласно статье 34 Закона № 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды (пункт 1). При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 данной статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности.

Правовые основы охраны атмосферного воздуха установлены Федеральным законом от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (Закон № 96-ФЗ).

В соответствии с пунктом 2 статьи 25 Закона № 96-ФЗ юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух, должны осуществлять охрану атмосферного воздуха в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха.

Юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов (абзац 4 пункта 1 статьи 30 Закона № 96-ФЗ).

Согласно пункту 1 статьи 16.1 Закона № 96-ФЗ эксплуатация установок очистки газа осуществляется в соответствии с правилами эксплуатации установок очистки газа, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 15.09.2017 № 498 утверждены Правила эксплуатации установок очистки газа, которыми устанавливаются обязательные для соблюдения требования по охране атмосферного воздуха при эксплуатации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Пункт 33 Правил № 498 предписывает, что к паспорту установок очистки газа (далее - газоочистная установка, ГОУ) должны прилагаться: документация изготовителя ГОУ или проектная (конструкторская) документация ГОУ; документация изготовителей или проектная (конструкторская) документация вспомогательного оборудования и (или) аппаратуры, необходимых для обеспечения работы ГОУ, с техническим описанием и руководствами (инструкциями) по эксплуатации; руководство (инструкция) по эксплуатации; технические документы по эксплуатации КИП и автоматики, приборов измерения параметров отходящих газов, необходимых для определения фактической эффективности работы ГОУ; информация о способах обращения со сточными водами при их образовании в процессе очистки и (или) обезвреживания выбросов; программа проведения технического обслуживания, проверки показателей работы ГОУ и планово-предупредительного ремонта; порядок организации профилактических и диагностических работ, обеспечивающих проектные очистку и (или) обезвреживание выбросов; сведения об осмотрах и проверках ГОУ, включая проверки показателей работы ГОУ, об отклонениях показателей работы ГОУ от технических характеристик ГОУ, содержащихся в паспорте ГОУ, об обнаруженных неисправностях и отчеты об их устранении; сведения об остановках ГОУ, о проведенных планово-предупредительных или внеплановых ремонтах, акты сдачи-приемки ГОУ при первичном и всех последующих вводах в эксплуатацию, в том числе после ремонта, реконструкции, модернизации; иные документы, необходимые для обеспечения бесперебойной и безаварийной эксплуатации ГОУ на уровне проектных очистки и (или) обезвреживания выбросов, которые хозяйствующий субъект считает необходимым приложить.

Документацию, указанную в пункте 33 настоящих Правил, хозяйствующий субъект вправе хранить в электронном виде (пункт 34 Правил № 498).

Согласно пункту 30 Правил № 498 сведения о результатах технического осмотра, проверки фактических показателей работы, планово-предупредительного или внепланового ремонта, устранения обнаруженных неисправностей должны заноситься в паспорт ГОУ в срок, не превышающий 30 календарных дней со дня окончания указанных работ.

Проверкой установлено, что обществом на ЦДПС «Усолье» используется установка очистки газа Скрубер Вентуре.

Представленный в ходе проверки паспорт ГОУ, разработанный в 2013 году, не соответствует требованиям, установленным Правилами № 498, а именно: отсутствуют сведения о должностном лице, ответственном за эксплуатацию ГОУ, объем водопотребления, перечень и объемы потребления топливно-энергетических ресурсов, перечень и объемы основных и вспомогательных материалов, типы и объемы очистных катализаторов, объем и характеристики образующихся отходов, сточных вод при их образовании в процессе очистки и (или) обезвреживания выбросов, места отбора проб в схеме устройств.

Информация о хранении в электронном виде указанной документации обществом также не представлена.

ООО «Руссоль», эксплуатирующее ГОУ, в нарушение указанных требований Закона № 96-ФЗ, Правил № 498 не разработало и не утвердило программу проведения технического обслуживания, технического осмотра, проверки показателей работы ГОУ и планово-предупредительного ремонта, руководство (инструкцию) по эксплуатации ГОУ, а также не определило должностное лицо, ответственное за эксплуатацию ГОУ и ведение паспорта ГОУ.

Довод заявителя об отсутствии нарушений Правил № 498 в связи с тем, что соответствующие документы у него не запрашивались, суд находит несостоятельным.

Требованием о предоставлении документов от 09.12.2021 № Э-1167-в, которое получено ООО «Руссоль» 09.12.2021, у общества были запрошены сведения об установках очистки газа, используемых на предприятии (с приложением паспортов установок, реестра).

Вместе с тем, запрашиваемые материалы представлены обществом не в полном объеме, в нарушение пункта 33 Правил № 498.

Ссылка заявителя на то, что приказом от 16.11.2020 № 794ОС назначено должностное лицо, ответственное за эксплуатацию ГОУ, не свидетельствует об отсутствии нарушения, поскольку в соответствии с требованиями пункта 32 Правил № 498 в сведения о должностном лице, ответственном за эксплуатацию ГОУ, в том числе должность, ФИО, должны содержаться в паспорте ГОУ. Заявителю не вменяется в вину само отсутствие назначенного ответственного должностного лица.

В соответствии с пунктом 3 статьи 19 Закона № 96-ФЗ при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического контроля (надзора).

Как установлено проверкой, обществом разработан, утвержден директором ООО «Руссоль» 20.11.2017 и согласован со Службой государственного экологического надзора Иркутской области План мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух при наступлении неблагоприятных метеорологических условий (НМУ).

В представленном в ходе проверки журнале учета сообщений о неблагоприятных метеорологических условиях (начат 01.07.2021) имеется одна запись о НМУ от 12.11.2021.

При этом, по информации ФГБУ «Иркутское УГМС» с июля по октябрь 2021 года НМУ на территории г. Усолье-Сибирское объявлялись неоднократно, в том числе: с 15:00 часов 23.07.2021 до 20:00 часов 26.07.2021 для всех источников; с 15.00 часов 18.10.2021 до 20.00 часов 19.10.2021 для всех источников; с 20.00 часов 19.10.2021 до 20.00 часов 20.10.2021 для всех источников; с 20.00 часов 20.10.2021 до 12.00 часов 21.10.2021 для всех источников; с 20.00 часов 21.10.2021 до 20.00 часов 22.10.2021 для всех источников.

Согласно пункту 23 Требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, утвержденных Приказ Минприроды России от 28.11.2019 № 811, организация работ на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (ОНВ) при получении информации о НМУ, в числе прочего, включает:

получение информации о НМУ в соответствии с Порядком прогнозов о НМУ;

регистрацию ответственным лицом прогноза о НМУ (рекомендуемый образец формы представлен в Приложении № 4 к настоящим Требованиям);

передачу информации о НМУ в структурные подразделения ОНВ (при наличии), на которых проводятся мероприятия при НМУ;

принятие решения о введении или отмене режимов работы ОНВ для соответствующей степени опасности НМУ;

организацию и проведение работ в режиме, соответствующем степени опасности НМУ;

контроль за выполнением мероприятий в период НМУ;

регистрацию информации о выполненных мероприятиях.

Этими же Требованиями утверждена Форма журнала записи прогнозов о неблагоприятных метеорологических условиях (Приложение № 4), в графе 6 которого подлежат отражению проведенные мероприятия по уменьшению выбросов.

В нарушение требований части 3 статьи 19 Закона № 96-ФЗ общество при получении прогнозов НМУ не проводило мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Соответствующие записи о регистрации прогнозов НМУ и информации о выполненных мероприятиях в представленном журнале отсутствуют.

Согласно части 1 статьи 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией (часть 2 статьи 19 Закона № 89-ФЗ).

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 01.09.2011 № 721 утвержден Порядок учета в области обращения с отходами, устанавливающий требования к ведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходах (действовал до 31.12.2020, утратил силу с 01.01.2021 в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 18.09.2020 № 1496) (далее - Порядок № 721).

В соответствии с пунктом 4 Порядка № 721 учет в области обращения с отходами ведется на основании фактических измерений количества использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов.

Пунктом 5 Порядка № 721 предусмотрено, что учету подлежат все виды отходов I - V класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период.

Как следует из материалов дела, у ООО «Руссоль» при осуществлении хозяйственной деятельности образовывались отходы производства и потребления I - V класса опасности, в связи с чем, обществом представлены данные учета в области обращения с отходами, в том числе, за 2020 год.

Проверкой установлено, что в журнале учета отходов за 2020 год в приложении № 2 в столбце 9 отражено количество утилизированных  отходов:

- лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства - 0,014 тонн (в том числе, во 2 квартале - 0,006 тонн, в 4 квартале – 0,008 тонн);

- песок, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов менее 15 %) – 1,2 тонн (в том числе, во 2 квартале – 0,4 тонн, в 4 квартале – 0,8 тонн).

При этом, в приложении 3 эти же отходы указаны в качестве отходов, переданных на утилизацию сторонней организации (согласно данным статистической отчетности по форме 2-ТП (отходы за 2020 год указанные отходы также отражены как переданные на утилизацию сторонней организации).

Кроме того, данные учета в области обращения с отходами за 2020 год представлены по форме, утвержденной Приказом Минприроды России от 08.12.2020 № 1028 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами», который вступил в силу с 01.01.2021, в то время как данные учета за 2020 год следовало представить по форме, утвержденной Приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721.

В строке ВСЕГО приложения№ 3 за 2 квартал 2020 года обществом допущена арифметическая ошибка.

Указанные нарушения, отраженные в акте проверки от 13.12.2021 № Э-1167-в, подтверждаются материалами дела и заявителем по существу не оспорены.

ООО «Руссоль» указало, что нарушение, изложенное в пункте 5 предписания, отсутствует, поскольку01.03.2021 через Личный кабинет природопользователя была подана декларация № 4337582 о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год с приложением данных учета в области обращения с отходами за 2020 год, оформленных в соответствии с приложениями №№ 1 ,2 Порядка № 721. 25.03.2021 указанная декларация была принята Росприроднадзором без замечаний.

Таким образом, нарушение, выразившееся в ненадлежащем осуществлении учета в области обращения с отходами за 2020 год, устранено обществом не в полном объеме. В части, касающейся недостоверности информации об утилизированных отходах, нарушения не были устранены обществом.

Основным видом деятельности ООО «Руссоль» является добыча, переработка и реализация пищевой соли, производственный процесс включает в себя этапы: добыча рассола; очистка рассола; выварка; сушка; фасование готового продукта.

Добыча рассола осуществляется методом подземного растворения солей (выщелачивания) на территории участка добычи рассола ЦДПС Усолье ООО «Руссоль».

На участке добычи рассола в пласты соли, вскрытые скважинами, по специальной колонне подается вода, которая размывает соляной пласт. Для изоляции потолка камеры в скважину в межтрубное пространство обсадной и водопорающей колонн закачивается дизельное топливо, являющееся нерастворителем.

Для хранения нерастворителя на территории участка добычи рассола ЦДПС Усолье предусмотрен наземный вертикальный резервуар объемом 400 м3 (ИЗА № 6003). В атмосферу от резервуара поступают: сероводород и углеводороды предельные С12-С19 (в том числе ароматические).

Согласно пункту 3 статьи 46 Закона № 7-ФЗ при геологическом изучении, разведке и добыче углеводородного сырья, а также при переработке (производстве), транспортировке, хранении, реализации углеводородного сырья и произведенной из него продукции должны предусматриваться меры по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и иного негативного воздействия на окружающую среду.

На основании пункта 4 статьи 46 Закона № 7-ФЗ на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации, деятельность в области геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья, а также переработка (производство), транспортировка, хранение, реализация углеводородного сырья и произведенной из него продукции осуществляются при наличии планов предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (далее - План).

Согласно пункту 6 статьи 46 Закона № 7-ФЗ план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов утверждается организацией, осуществляющей деятельность в области геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья, а также переработку (производство), транспортировку, хранение, реализацию углеводородного сырья и произведенной из него продукции (далее - эксплуатирующая организация), при условии наличия:

заключения о готовности эксплуатирующей организации к действиям по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, вынесенного по результатам комплексных учений по подтверждению готовности этой эксплуатирующей организации к действиям по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;

согласования федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление государственного экологического надзора, указанного плана в части его соответствия требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2451 «Об утверждении Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» регламентирован порядок разработки и содержания Плана.

В силу положений подпункта «а» пункта 3 названных Правил организация, осуществляющая деятельность в области геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья, а также переработку (производство), транспортировку, хранение, реализацию - углеводородного сырья и произведенной из него продукции (эксплуатирующая организация) обязана обеспечить выполнение плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, разработанного в соответствии с требованиями раздела Ш настоящих Правил.

Проверкой установлено, что обществом «Руссоль» допущена эксплуатация наземного вертикального резервуара объемом 400 м3 в отсутствие Плана, т.е. не соблюдены экологические требования при осуществлении деятельности в области геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья, а также переработки (производства), транспортировки, хранения, реализации - углеводородного сырья и произведенной из него продукции.

По данным, имеющимся в Управлении, утвержденный в установленном Постановлением № 2451 порядке План отсутствовал у ООО «Руссоль» как на момент проверки, так и на момент рассмотрения дела. Разработанный ООО «Руссоль» План на согласование в установленном Постановлением № 2451 порядке в Росприроднадзор поступил на согласование 27.12.2021 вх. 20567. На дату выдачи оспариваемого предписания План не был согласован в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, Президентом Российской Федерации, и действующими до дня вступления в силу требований, установленных статьей 46 Закона № ФЗ-7 и Постановлением № 2451.

Доводы общества об отсутствии согласованного Плана в связи с тем, что резервуар с нефтепродуктами (емкость для хранения и разлива нефти) выведен из эксплуатации 26.12.2019, фактическое использование его не доказано, суд признает несостоятельными.

Согласно журналам учета стационарных источников загрязнения за 2019, 2020 годы (Цех добычи и переработки соли Усолье) резервуар с нерастворителем № ИЗА 6003 эксплуатируется и учитывается в журнале, как стационарный источник загрязнения.

Таким образом, представленный обществом акт вывода из эксплуатации от 26.12.2019 является недостоверным, противоречит учетным данным, представленным самим заявителем. В частности, в журналах не только отражен резервуар как источник выброса, но и указано фактическое количество загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу данным источником.

 Обществом «Руссоль» в Межрегиональное управление Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории представлена декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год.

В ходе проверки Управлением установлены следующие нарушения в представленной декларации:

- объект «Механическая мастерская Фабрики по производству соли ЦДПС Усолье» (код объекта 25-0138-000083-П) в разделе 1 в качестве разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух указана дата предоставления отчета ПЭК - 16.03.2020 (действующий с 01.01.2020 по 31.12.2020). Вместе с тем, по указанному объекту НВОС фактически отчет ПЭК был представлен 12.11.2021.

- объект «Отделение выварки соли Фабрики по производству соли ЦДПС «Усолье» (код объекта 25-0138-000086-П) не указано образование за отчетный период отхода «отходы реагентной очистки рассолов поваренной соли при добыче поваренной соли из подземных источников» в объеме 176,8 т., вместе с тем, в отчете ПЭК по данному объекту (штрих код 4668524) ООО «Руссоль» образование указанного вида отхода учтено.

При этом, образование данного отхода указано по объекту Шламонакопитель, код объекта 25-0138-000089-П.

- по объекту Котельная ЦДПС Усолье (код объекта 25-0138-000088-П) не показан выброс загрязняющего вещества - бутан. В свою очередь, данное вещество отражено в отчете 2-ТП (воздух) за 2020 год.   

- по объекту Отделение выварки соли Фабрики по производству соли ЦДПС Усолье, код объекта 25-0138-000086-П, не указан выброс загрязняющего вещества натрий хлорид, тогда как выброс данного загрязняющего вещества в 2020 году осуществлялся, что подтверждено приложением к протоколу испытаний промышленных выбросов № ПВ-14/2020 от 17.02.2020 г.

Учитывая, что бутан и натрий хлорид не включены в перечень нормируемым загрязняющих веществ, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 № 1316-р, в декларации за негативное воздействие на окружающую среду плату за выброс данных вещества необходимо исчислять по ставкам, установленным для предельных углеводородов С1-С5 и взвешенные вещества соответственно.

В связи с чем, в адрес ООО «Руссоль» письмом от 26.11.2021 № ЕЖ/07-12294 направлено требование о необходимости представить уточненную декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год.

02.12.2021 ООО «Руссоль» предоставлена откорректированная декларация о негативном воздействии на окружающую среду (штрих код 5251146). Указанная декларация отклонена в связи с неустранением юридическим лицом ранее направленных замечаний.

По мнению заявителя, законодательство не устанавливает обязанности по уплате НВОС в отношении загрязняющих веществ «Натрий хлорид» и «Бутан», вывод надзорного органа об отнесении их для целей исчисления НВОС к углеводородам предельным С1-С5 и твердым взвешенным веществам является необоснованным, поскольку они не включены в Перечень загрязняющих веществ, утвержденный распоряжением Правительства № 1316-р, следовательно, плата по ним не должна исчисляться.

Рассмотрев данный довод, суд установил следующее.

Согласно статье 1 Закона № 96-ФЗ загрязняющее вещество - химическое вещество или смесь веществ, в том числе радиоактивных, и микроорганизмов, которые поступают в атмосферный воздух, содержатся и (или) образуются в нем и которые в количестве и (или) концентрациях, превышающих установленные нормативы, оказывают негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье человека; загрязнение атмосферного воздуха - поступление в атмосферный воздух или образование в нем загрязняющих веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха.

Согласно правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 10.12.2002 № 284-0, по смыслу статьи 16 Закона № 7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду представляет собой форму возмещения экономического ущерба от такого воздействия.

В соответствии со статьей 28 Закона № 96-ФЗ за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей взимается плата в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 16.3 Закона № 7-ФЗ плата за НВОС исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, установленных настоящей статьей, и суммирования полученных величин.

Ставки платы за НВОС устанавливаются за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, а также за размещение отходов производства и потребления по классу их опасности (пункт 2 статьи 16.3 Закона № 7-ФЗ).

Ставки платы за НВОС и дополнительные коэффициенты устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 16.3 Закона № 7-ФЗ).

Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.07.2015 № 1316-р (далее - Перечень № 1316-р).

В указанный перечень для атмосферного воздуха включены, среди прочего, взвешенные вещества и летучие органические соединения (ЛОС) (кроме метана), в том числе углеводороды предельные C1-C5. Ставки платы за НВОС по данным загрязняющим веществам установлены Постановлением № 913.

Суд принимает во внимание разъяснения Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, указанные в письме от 16.01.2017 № АС-03-01-31/502, согласно которым выбросы веществ, которые по своим физическим свойствам относятся к твердым частицам, присутствуют в утвержденном перечне загрязняющих веществ и индивидуально поименованы, нормируются индивидуально (отдельно по каждому из таких веществ); все остальные вещества, относящиеся к твердым частицам по своим физическим свойствам, целесообразно учитывать в составе выбросов как "взвешенные вещества"; выбросы таких веществ, как пыль абразивная, углерод (сажа), железа оксид, по своим физическим свойствам, относящимся к твердым частицам, целесообразно учитывать в составе выбросов как взвешенные вещества; отнесение указанных веществ к взвешенным веществам пунктов 10, 11 и 12 Перечня № 1316-р должно производиться в соответствии с размером их твердых частиц.

Такая позиция подтверждается и письмом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.11.2019 № 19-47/29872.

В этой связи, довод заявителя об отсутствии у него обязанности по исчислению платы за негативное воздействие на окружающую среду в отношении таких загрязняющих веществ, как бутан и натрий хлорид, является ошибочным.

Таким образом, материалами дела подтверждено и обществом по существу не оспорено, что информация, отраженная в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020, является недостоверной, чем нарушены требования статьи 16.3, части 9 статьи 16.4 Закона № 7-ФЗ.

Довод ООО «Руссоль» о том, что оспариваемое предписание не отвечает принципам определенности, ясности и недвусмысленности, надзорным органом не конкретизирована суть нарушений, подлежит отклонению судом, поскольку акт проверки от 13.12.2021 № Э-1167-в, являющийся основой для выдачи предписания, содержит полное и подробное описание выявленных нарушений. 

С учетом изложенного, выданное заявителю предписание от 13.12.2021 № Э-1167-в соответствуют закону, не нарушает прав и законных интересов ООО «Руссоль».   

В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

При таких обстоятельствах, заявленные требования ООО «Руссоль» удовлетворению не подлежат.

Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» по адресу:  https://kad.arbitr.ru. 

По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть  направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 201  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья                                                                                                      Н.Г. Позднякова