ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-4600/11 от 19.07.2011 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, 70,

www.irkutsk.arbitr.ru

тел. 8 (395-2) 24-12-96; , факс 8 (395-2) 24-15-99

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Иркутск Дело № А19-4600/2011

«22» июля 2011 г.

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 19 июля 2011 г.

Полный текст решения изготовлен 22 июля 2011 г.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Чемезовой Т.Ю., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Слимаковой О.Е., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью Горная Компания «Аунакит» (ОГРН <***>, место нахождения: 666910, <...>)

к Управлению по недропользованию по Иркутской области (ОГРН <***>, место нахождения: 664025, <...>), Федеральному агентству по недропользованию (ОГРН, местонахождения: 123995, <...>)

о признании незаконным бездействия, обязании возвратить из бюджета денежные средства,

при участии в заседании

от заявителя: ФИО1 – представитель по доверенности,

от ответчика (Управление по недропользованию по Иркутской области): ФИО2 – представитель по доверенности,

от ответчика (Федерального агентства по недропользованию): не явились;

установил:

Общество с ограниченной ответственностью Горная Компания «Аунакит» (далее – заявитель, ООО ГК «Аунакит») обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением к территориальному органу Федерального агентства Российской Федерации по недропользованию - Управлению по недропользованию по Иркутской области (далее – Иркутскнедра) о признании незаконным бездействия, выразившегося в невозврате суммы сбора за участие в аукционе на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи рудного золота на участке Вознесенский, расположенном на территории Бодайбинского района Иркутской области, сроком на 25 лет, в размере 200500 руб.; обязании вернуть указанную сумму сбора.

Определением суда от 23.05.2011г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено Федеральное агентство РФ по недропользованию (далее – Роснедра).

Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель Иркутскнедра в судебном заседании требования заявителя не признал, поддержав позицию, изложенную в отзыве по делу.

Ответчик - Роснедра, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела, в заседание суда своего представителя не направил, представил письменные пояснения, отзыв.

В судебном заседании в порядке, предусмотренном статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, объявлялся перерыв с 12.07.2011г. до 12 час. 20 мин. мин. 19.07.2011г.

Из материалов дела следует, что Общество с ограниченной ответственностью Горная Компания «Аунакит» зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером <***>.

Приказом от 20.12.2007г. №1780 Роснедра объявило аукцион на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи рудного золота на участке Вознесенский, расположенном на территории Бодайбинского района Иркутской области, (далее - аукцион) и утвердило Порядок и условия проведения аукциона.

Извещение о проведении аукциона опубликовано в бюллетене Минприроды России «Недропользование в России» от 10.12.2007г. №23 (часть 1) и в газете «Восточно-Сибирская правда» от 29.12.2007г. №252-253.

Согласно пунктам 6.1, 6.7, 7.4, 7.5 Порядка и условий проведения аукциона размер сбора за участие в аукционе составляет 200500 руб. и перечисляется заявителями в доход федерального бюджета РФ по реквизитам в соответствии с приложением №4 к условиям аукциона. Сбор за участие в аукционе независимо от результатов его проведения участникам аукциона не возвращается. Заявки принимаются к рассмотрению после оплаты сбора за участие в аукционе до 16:00 (местное время) 12.02.2008г. в Иркутскнедра, которое осуществляет регистрацию всех поступающих заявочных материалов.

Пунктом 7.7 Порядка и условий проведения аукциона установлено, что заявки на участие в аукционе проходят экспертизу в Роснедра с привлечением необходимых экспертов с целью проверки финансовой и технической компетенции заявителей и соответствия заявки объявленным условиям аукциона. Согласно пункту 7.1 аукцион назначен на 25.04.2008г. в 12:00 (местное время) в здании Иркутскнедра.

12.02.2008г. ООО ГК «Аунакит» представило в Иркутскнедра заявку на участие в аукционе на приобретение права недропользования на вышеуказанном участке недр. Платежным поручением №22 от 11.02.2008г. заявитель оплатил сбор за участие в аукционе в размере 200500 руб.

По итогам экспертизы заявочные материалы ООО ГК «Аунакит» признаны не соответствующими условиям аукциона и в приеме заявки обществу отказано в силу подпункта 1 пункта 7.9 Порядка и условий проведения аукциона, пункта 1 статьи 14 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон о недрах).

Приказом Роснедр Приказом Роснедра №456 от 16.05.2008г. аукцион на получение права пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи рудного золота на участке Вознесенский расположенном на территории Бодайбинского района Иркутской области, признан несостоявшимся, в связи с тем, что к участию в аукционе был допущен только один заявитель ООО «Совместное предприятие Мостострой-12».

ООО ГК «Аунакит» обратилось в Роснедра с заявлением от 30.12.2010г. №1-123 о возврате суммы сбора за участие в аукционе. Согласно отметке заявление получено агентством 11.01.2011г. (вх.№25).

В связи с тем, что сбор за участие в аукционе не возвращен, ответ об отказе в возврате сбора не дан, заявитель, полагая, что указанные действия ответчика не соответствуют закону и нарушают его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Ответчики требования заявителя не признали, указав в отзывах по делу, что заявка истца была зарегистрирована и прошла экспертизу с привлечением необходимых экспертов. В результате уполномоченный орган в лице Роснедра понес соответствующие затраты. Законодательство, действовавшее на момент проведения аукциона и уплаты истцом сбора, не предусматривало каких-либо условий о возврате сбора за участие в аукционе на получение права пользование недрами, в том числе, обязанность уполномоченного органа возвращать сумму сбора при отказе в приеме заявки на участие в аукционе. Кроме того, ответчики заявили о пропуске заявителем трехмесячного срока, установленного статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, на подачу заявления об оспаривании бездействия государственного органа.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд приходит к следующему выводу.

Право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными регламентировано статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Согласно части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Из материалов дела усматривается, что с заявлением о возврате суммы сбора за участие в аукционе ООО ГК «Аунакит» обратилось в Роснедра 11.01.2011г. (вх.№25). В заявлении от 30.12.2010г. №1-123 общество просило вернуть ему сумму сбора в срок до 25.01.2011г.

Исходя из положений части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ, предусматривающих исчисление трехмесячного срока для обращения в суд со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, арбитражный суд считает, что ООО ГК «Аунакит» узнало о бездействии Иркутскнедр по невозврату суммы сбора за участие в аукционе 26.01.2011г., в связи с чем, срок для обращения в суд в данном случае следует исчислять с 26.01.2011г.

Таким образом, течение срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ, начинается с 26.01.2011г. и заканчивается 26.04.2011г.

Исковое заявление ООО ГК «Аунакит» согласно отметке подано обществом в арбитражный суд 09.03.2011г.

Таким образом, с заявлением об оспаривании бездействия госоргана истец обратился в арбитражный суд в пределах трехмесячного срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в связи с чем, доводы ответчика о пропуске такого срока являются несостоятельными.

Как следует из отзыва Иркутскнедра заявитель извещен об отказе в приеме заявочных материалов письмом от 14.04.2008г. №02/05-604 18, которое получено представителем ООО ГК «Аунакит» 18.04.2008г. Иркутскнедра считает, что с 18.04.2008г. заявитель не мог не знать о том, что сбор за участие в аукционе ему не возвратят.

Суд полагает, что основания для исчисления процессуального срока на подачу заявления об оспаривании бездействия Иркутскнедра с 18.04.2008г. (с момента извещения ООО ГК «Аунакит» об отказе в приеме заявки на участие в аукционе) отсутствуют, поскольку отказ в приеме заявочных материалов обществом не оспаривается.

Оспариваемое в настоящем деле бездействие, выразившееся в невозврате сумм сбора, началось с момента, когда заявителю не был осуществлен возврат сбора по его заявлению.

В части исковых требований истца о возврате денежных средств из бюджета подлежит применению общий срок исковой давности, установленный статьей 196 Гражданского кодекса РФ, который составляет три года. Указанный срок следует исчислять с момента, когда у заявителя возникли основания для обращения за его возвратом, т.е. с момента извещения об отказе в приеме заявочных материалов (18.04.2008г.).

Следовательно, в рассматриваемом случае общий срок исковой давности для взыскания уплаченного сбора за участие в аукционе также не пропущен истцом.

В соответствии со статьей 39 Закона о недрах при пользовании недрами уплачивается сбор за участие в конкурсе (аукционе).

Сбор за участие в конкурсе (аукционе) вносится всеми его участниками и является одним из условий регистрации заявки. Сумма сбора определяется исходя из стоимости затрат на подготовку, проведение и подведение итогов конкурса (аукциона), оплату труда привлекаемых экспертов (статьи 42 Закона о недрах).

Пунктом 9.4 Методических рекомендаций по подготовке условий и порядку проведения конкурсов и аукционов на право пользования участками недр, утвержденных распоряжением МПР России от 14.11.2002г. №457-р (далее - Методические рекомендации) предусмотрено, что в случае отказа в приеме заявки сбор за участие в конкурсе или аукционе на право пользования участками недр возвращается заявителю.

Закон о недрах регулирует отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации.

Методические рекомендации разработаны в соответствии с Законом о недрах, Положением о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992г. №3314-1.

Действие Методических рекомендаций не распространяется на проведение конкурсов и аукционов на право пользования участками недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации, участками недр, предоставляемыми в пользование на условиях раздела продукции, а также участками недр, содержащими общераспространенные полезные ископаемые или имеющими местное значение. Методические рекомендации направлены на оказание методической помощи территориальным органам министерства и подведомственным организациям при подготовке условий и проведении конкурсов и аукционов на право пользования участками недр в целях обеспечения единообразного применения положений законодательства Российской Федерации о недрах (пункт 1.1 Методических рекомендаций).

Судом установлено, что приказом Роснедра от 20.12.2007г. №1780 принято решение о проведении аукциона на право пользования недрами геологического изучения, разведки и добычи рудного золота на участке Вознесенский, расположенном на территории Бодайбинского района Иркутской области.

Заявочный материал на участие в аукционе на приобретение права недропользования на вышеуказанном участке недр был подан обществом в уполномоченный приказом Роснедра орган – территориальное агентство по недропользованию по Иркутской области.

Следовательно, к возникшим правоотношениям подлежат применению положения Методических рекомендаций, регламентирующих условия и порядок проведения подобного рода конкурсов и аукционов на право пользования участками недр

Согласно постановлению Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 26.11.2009г. по делу №А58-421/07 и Определению Высшего Арбитражного Суда РФ от 27.04.2010г. №ВАС-4840/10 по этому же делу, к спору, связанному с невозвратом сбора, уплаченному за участие в аукционе на право пользования недрами, судами были применены названные Методические рекомендации.

Иркутскнедра, возражая против заявленных требований, ссылается на пункт 6.7 Порядка и условий проведения аукциона, предусматривающий, что сбор за участие в аукционе, независимо от результатов рассмотрения заявок и/или результатов проведения аукциона, заявителям не возвращается, который соответствует абзацу 3 пункта 48 Административного регламента Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственной функции по организации проведения в установленном порядке конкурсов и аукционов на право пользования недрами, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 17.06.2009г. №156.

Между тем, как следует из решения Верховного Суда Российской Федерации от 16.06.2010г. №ГКПИ10-526, оставленного без изменения определением Верховного Суда Российской Федерации от 12.08.2010г. № КАС10-353, лицо, уплатившее сбор за участие в аукционе (конкурсе) на получение права пользования недрами, по которому отказано в приеме заявки, не является участником аукциона (конкурса), в связи с чем, отсутствуют правовые основания для невозврата уплаченного сбора за участие в аукционе (конкурсе). В связи с изложенным, судом признан недействующим абзац 3 пункта 48 Административного регламента Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственной функции по организации проведения в установленном порядке конкурсов и аукционов на право пользования недрами, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 17.06.2009г. №156, в части, предусматривающей невозврат сбора за участие в аукционе при отказе в приеме заявки на участие в аукционе на получение права пользования недрами.

Доводы ответчиков о том, что к правоотношениям, возникшим в 2008г. по поводу возврата сбора за участие в аукционе, не применимо решение Верховного Суда РФ №ГКПИ10-526 от 16.06.2010г., являются несостоятельными, исходя из следующего.

Как было указано выше, оснований для удержания денежных средств, уплаченных в качестве сбора за участие в аукционе, в случае, если лицу отказано в приеме заявки, не имеется как в силу Методических рекомендаций, так и в силу вышеназванного решения Верховного Суда РФ. Настоящий спор по возврату уплаченной суммы сбора возник в 2011г. Ответчиками не представлено доказательств того, что на 2008г. (год проведения аукциона), либо на 2011г. имелись правовые основания для удержания спорных сумм и их невозврата лицу, в приеме заявки которого было отказано.

В силу статьи 6 Бюджетного кодекса РФ администратор доходов бюджета - орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, казенное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом;

главный администратор доходов бюджета - определенный законом (решением) о бюджете орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, иная организация, имеющие в своем ведении администраторов доходов бюджета и (или) являющиеся администраторами доходов бюджета, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Согласно пункту 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса РФ администратор доходов бюджета принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

Согласно Приложению №2 к Федеральному закону от 28.12.2009г. №382-ФЗ «Об исполнении федерального бюджета за 2008 год» (Доходы федерального бюджета за 2008 год по кодам классификации доходов бюджетов) Федеральное агентство по недропользованию (049) является администратором поступлений доходов федерального бюджета. Доход федерального бюджета составляют, в том числе, прочие платежи при пользовании недрами (КБК 049 1 12 02101 01 0000 120). Платеж, произведенный ООО ГК «Аунакит», был зачислен на счет федерального бюджета по названному КБК (Прочие платежи при пользовании недрами).

Роснедра, являющееся главным администратором доходов федерального бюджета, своим Приказом от 24.12.2010г. №1598 утвердило перечень подведомственных ему администраторов доходов федерального бюджета и закрепило полномочия администратора по кодам доходов федерального бюджета за территориальными органами и федеральными государственными учреждениями, находящимися в его ведении.

Пунктом 4.4 названного Приказа на начальников территориальных органов и директоров федеральных государственных учреждений Федерального агентства по недропользованию возложена обязанность по обеспечению взыскания и принятия решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) администрируемых платежей в федеральный бюджет. В Приложении №1 к приказу Роснедра от 29.12.2010 №1598 «Перечень подведомственных Федеральному агентству по недропользованию администраторов доходов федерального бюджета, за которыми закрепляются полномочия администратора доходов федерального бюджета» поименовано Управлению по недропользованию по Иркутской области.

Из указанного следует, что сбор за участие в аукционе перечисляется в доход ФБ на единый счет бюджета по КБК 049 1 12 02101 01 0000 120 (Прочие платежи при пользовании недрами). Получателем средств, указанных в платежном поручении ООО ГК «Аунакит», является «УФК по Иркутской области (Иркутскнедра)». Наименование, указанное в скобках в платежном поручении №22 от 11.02.2008г. (Иркутскнедра) указывает на администратора дохода федерального бюджета по данному платежу.

Таким образом, Роснедра является главным администратором сбора за участие в конкурсе (аукционе), а его территориальные органы - администраторами этого сбора, в связи с чем, в силу требований статьи 160.1 Бюджетного кодекса РФ в данном случае лицо, являющееся администратором спорного платежа и наделенное соответствующими полномочиями по возврату платежей - Иркутскнедра - обязано произвести возврат обществу сбора за участие в аукционе в сумме 200500 руб.

В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организация вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагает, что оспариваемые решение, действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают ее права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на нее какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Требование о признании незаконными решения или действий (бездействия) органов, должностных лиц может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух условий: несоответствия оспариваемых решения и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения данными решением и действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

С учетом представленных по делу доказательств в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое бездействие Иркутскнедра не соответствует Закону о недрах, Методическим рекомендациям, нарушает права и законные интересы ООО ГК «Аунакит» в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Согласно части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должны содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Допущенное нарушение прав заявителя должно быть устранено путем возложения на Иркутскнедра обязанности по возврату ООО ГК «Аунакит» из бюджета суммы сбора за участие в аукционе на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи рудного золота на участке Вознесенский, расположенном на территории Бодайбинского района Иркутской области, сроком на 25 лет, в размере 200500 руб.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

решил:

заявленные требования Общества с ограниченной ответственностью Горная Компания «Аунакит» удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Управления по недропользованию по Иркутской области, выразившееся в невозврате Обществу с ограниченной ответственностью Горная Компания «Аунакит» суммы сбора за участие в аукционе на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи рудного золота на участке Вознесенский, расположенном на территории Бодайбинского района Иркутской области, сроком на 25 лет, в размере 200500 руб.

Обязать Управление по недропользованию по Иркутской области вернуть Обществу с ограниченной ответственностью Горная Компания «Аунакит» из бюджета сумму сбора за участие в аукционе на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи рудного золота на участке Вознесенский, расположенном на территории Бодайбинского района Иркутской области, сроком на 25 лет, в размере 200500 руб.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья Т.Ю.Чемезова