ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-4819/11 от 27.04.2011 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, 70,

www.irkutsk.arbitr.ru

тел. 8(395-2)24-12-96; факс 8(395-2) 24-15-99

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск Дело №  А19-4819/2011

27.04.2011 г.

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании   27.04.2011 года.

Решение в полном объеме изготовлено   27.04.2011 года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе: судьи Репина С.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Спириной Н.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Иркутской области

к индивидуальному предпринимателю Хомковой Ольге Олеговне о привлечении к административной ответственности,

при участии в судебном заседании:

от заявителя – представитель по доверенности Шантанова К.К.,

ответчик – не явился,

установил:

Управление государственного автодорожного надзора по Иркутской области (ОГРН 1023801534250, ИНН 381101001) (далее – Управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Хомковой О.О. к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Представитель административного органа в судебном заседании заявленные требования поддержал, ссылаясь на изложенные в заявлении основания для привлечения предпринимателя к ответственности.

Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения спора, в судебное заседание не явился.

Дело в соответствии со статьей 156, статьей 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в отсутствие ответчика по имеющимся в деле материалам, исследовав которые, суд приходит к следующему.

Хомкова Ольга Олеговна зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя за основным государственным регистрационным номером 304380115400098.

Предприниматель имеет лицензию (регистрационный номер № АСС-38-001802 от 05.10.2010г., серия ДА № 060101) на право осуществления деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, сроком действия до 04.04.2012г.

15.03.2011г. должностным лицом заявителя, при проведении плановой проверки соблюдения лицензионных требований и условий при перевозке пассажиров на основании приказа от 08.02.2011г. №122 выявлено несоблюдение предпринимателем лицензионных требований и условий, а именно:

- предприниматель не обеспечила соответствие полисов ОСАГО установленным требованиям (в страховом полисе ОСАГО серия ВВВ №05211730095 от 07.07.2010г. не указан государственный регистрационный знак автобуса);

- не организовала учет нарушений ПДД, их расследование и принятие мер по происшествиям (отсутствует журнал учета нарушений ПДД);

- не обеспечила наличие Плана мероприятий по предупреждению аварийности (не назначены ответственные, сроки выполнения, назначенные сроки установлены необъективно);

- не организовала учет данных (личные карточки) по водителям;

- не организовала проведение стажировок водителей;

- не организовала контроль за медицинским освидетельствованием водителей (контроль не организован, медицинская справка водителя Бровко С.Н. просрочена);

- не организовала работу с водительским составом по предупреждению ДТП и нарушению ППД путем проведения инструктажей с соответствующей периодичностью и их учет (в декабре 2010г., январе 2011г. не проведены специальные инструктажи в связи с изменениями погодных условий);

- не организовала проведение ежегодных (по 20-часовой программе) занятий по повышению профессионального мастерства водителей (водители в 2010г. обучение не прошли, дата последнего повышения квалификации 02.07.2009г. – удостоверение 009969 водителя Сидорова В.И.);

- не организовала проведение технического обслуживания и ремонта транспортных средств в порядке и сроки, предусмотренные нормативными документами; не организовала учет фактического выполнения ТО;

- не обеспечила наличие и осуществление проезда пассажиров по билетам (билетно-учетная документация отсутствует);

- не организовала контроль за соблюдением расписания движения с обязательной отметкой в путевых листах, контроль выполнения всех рейсов, предусмотренных расписанием (отметки в путевых листах о выполнении рейсов проставляются водителями. 03.02.2011г. водитель Кустов отметил отправление в 7ч. 00м. и прибытие в 7 ч. 55 м., что противоречит расписанию, в расписании 7 ч. 00м. и 8ч.30 м. отсутствует диспетчерская ведомость);

- не обеспечила полное и достоверное заполнение путевых листов, не организовала учет выдачи (отсутствует подпись механика при возвращении автобуса, показания спидометра, выезд и возвращение по расписанию, фактическое время возвращения автобуса, п/л №1714 от 03.02.2011г., отметки медработника о времени проведения послерейсового медосмотра, подписи медработника о проведении послерейсового медосмотра, нет расшифровки подписи при проведении предрейсового медосмотра, дата выдачи путевого листа не соответствует дате регистрации в Журнале выдачи путевых листов – путевой лист №1759 от 06.02.2011г. зарегистрирован в Журнале 07.02.2011г.);

- не организовала контроль за соблюдением режима труда и отдыха водителей, ведение документации по учету рабочего времени и времени отдыха водителей.

Выявленные в ходе проведения проверки нарушения отражены в акте от 17.02.2011г. №0081.

По факту нарушения перечисленных выше норм в присутствии предпринимателя Хомковой О.О. составлен протокол от 17.02.2011г. серии АГ № 000220 об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

17.02.2011г. должностным лицом Управления вынесено определение по делу об административном правонарушении серия АБ № 1654/024 о направлении протокола об административном правонарушении в арбитражный суд для привлечения предпринимателя Хомковой О.О. к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Исследовав представленные материалы, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению в связи со следующим.

Частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей.

В соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001г. № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии - специального разрешения на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданного лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Перевозка пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 8 августа 2001г. № 128-ФЗ (подпункт 62 пункта 1 статьи 17) относится к лицензируемому виду деятельности.

Статьей 2 Федерального закона от 08.08.2001г. № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" определено понятие "лицензионные требования и условия" как совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

В соответствии с п.п. «в» п. 4 Положения «О лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2006 года № 637, лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров являются: соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров; соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров.

В силу п. 2 ст. 19 Федерального закона от 10.12.1995г. № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" запрещается эксплуатация транспортных средств, владельцами которых не исполнена установленная федеральным законом обязанность по страхованию своей гражданской ответственности.

Согласно п. 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995г. № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения.

В соответствии с п. 3.4.3 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного приказом Минтранса РФ от 09.03.1995г. № 27 (действующего в рассматриваемый период), Положения о порядке проведения служебного расследования ДТП», утвержденного приказом Минтранса РСФСР от 26.04.1990г. № 49, Правил учета ДТП, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.06.1995г. № 647, с целью повышения ответственности водителей за выполнение требований по безопасности дорожного движения организация:

- осуществляет контроль за соблюдением водителями Правил дорожного движения, трудовой дисциплины, Правил перевозок пассажиров (грузов), Правил технической эксплуатации подвижного состава, временем выхода и возвращения с линии, соблюдением расписаний движения, наличием и состоянием водительских удостоверений перед выпуском транспортных средств на линию;

- организует в соответствии с действующими нормативными документами учет и анализ дорожно-транспортных происшествий, совершенных водителями организации, нарушений водителями и работниками организации требований безопасности движения, выявленных как сотрудниками Государственной автомобильной инспекции, так и работниками организации;

- оперативно доводит до водителей сведения о причинах и обстоятельствах возникновения дорожно-транспортных происшествий, нарушений Правил дорожного движения и других норм безопасности движения водителями организации.

В силу п. 2.2. Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного приказом Минтранса РФ от 09.03.1995г. № 27 (действующего в рассматриваемый период), одним из основных требований к организации деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения в организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, является ежегодное планирование мероприятий, направленных на реализацию требований настоящего документа, а также на устранение причин и условий дорожно-транспортных происшествий, в которых участвовали транспортные средства организации, нарушений Правил дорожного движения и других норм безопасности.

Организация осуществляет учет данных о квалификации водителя, общем стаже его водительской деятельности и на определенных типах транспортных средств, сроках прохождения медицинского освидетельствования, об участии в дорожно - транспортных происшествиях, допущенных нарушениях Правил дорожного движения, фактах лишения права управления транспортным средством, отстранения от работы на линии из-за алкогольного опьянения или последствий алкогольной интоксикации, перерывах в водительской деятельности, работе по совместительству (п. 3.1.2 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного приказом Минтранса РФ от 09.03.1995г. №27, (действующего в рассматриваемый период)).

Пунктом 3.2 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного приказом Минтранса РФ от 09.03.1995г. № 27 (действующего в рассматриваемый период), установлена обязанность организации с целью подготовки водителей к самостоятельной работе обеспечить проведение стажировки водителей.

Пунктом 3.3.1 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного приказом Минтранса РФ от 09.03.1995г. № 27 (действующего в рассматриваемый период), пунктом 2.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Министра транспорта Российской Федерации от 8 января 1997 г. N 2, установлена обязанность организации по обеспечению прохождения водителями обязательного периодического медицинского освидетельствования в сроки, устанавливаемые Министерством здравоохранения Российской Федерации. В организации должен осуществляться контроль за соблюдением сроков прохождения периодических медицинских освидетельствований.

В силу п.п. 2.2, 2.3.4 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Министра транспорта Российской Федерации от 8 января 1997г. N 2, п. 3.4.1 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного приказом Минтранса РФ от 09.03.1995г. № 27 (действующего в рассматриваемый период), к основным требованиям по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности относятся: регулярное обеспечение водителей необходимой оперативной информацией об условиях движения и работы на маршруте; организация контроля за соблюдением водителями требований по обеспечению безопасности автобусных перевозок.

Владельцы автобусов организуют проведение ежегодных занятий по повышению профессионального мастерства, включающие проверку знания Правил дорожного движения, правил перевозки пассажиров и багажа на автомобильном транспорте, изучение типичных дорожно - транспортных ситуаций повышенной опасности, основ безопасного управления автобусом в сложных дорожных и метеорологических условиях, приемов оказания доврачебной помощи пострадавшим, порядка эвакуации пассажиров при дорожно - транспортном происшествии (п. 2.3.5 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Министра транспорта Российской Федерации от 8 января 1997г. N 2).

Пунктом 3.2. Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Министра транспорта Российской Федерации от 8 января 1997г. N 2, Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта, утвержденного Минавтотрансом РСФСР 20.09.1984г., установлено, что владельцы автобусов обязаны обеспечить проведение государственного технического осмотра, технического обслуживания и ремонта автобусов в порядке и сроки, определяемые действующими нормативными документами.

В силу п. 42 Постановления Правительства РФ от 14.02.2009г. N 112 "Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом" проезд пассажиров по маршрутам регулярных перевозок осуществляется по билетам.

В силу п.п. 5.2.5, 5.9 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Министра транспорта Российской Федерации от 8 января 1997г. N 2, владельцы автобусов обязаны организовать контроль за соблюдением графиков (расписаний) движения, норм вместимости автобусов, маршрутов движения. Владельцы автобусов, осуществляющие регулярные автобусные перевозки, должны проводить контроль выполнения всех рейсов, предусмотренных расписанием, анализировать причины возникающих отклонений и при необходимости корректировать расписания (изменять время движения на маршруте, его участках).

Согласно п. 3.3.2 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного приказом Минтранса РФ от 09.03.1995г. № 27 (действующего в рассматриваемый период), п. 15 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, режимы труда и отдыха водителей устанавливаются в соответствии с нормами, определяемыми трудовым законодательством и Положением о рабочем времени и времени отдыха водителей: с учетом этих норм должны быть составлены графики работы водительского состава, расписания и графики движения транспортных средств в городском, пригородном и междугородном сообщении, организованы контроль за соблюдением установленного режима работы водителей, ведение документации по учету рабочего времени и времени отдыха.

Приказом Минтранса РФ от 18.09.2008г. N 152 утверждены обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов.

Материалами дела, а именно: актом проверки № 0081 от 17.02.2011г., протоколом об административном правонарушении серия АГ №000220/024 от 17.02.2011г., подтверждается, что требования вышеуказанных нормативных актов предпринимателем не соблюдены (предприниматель не обеспечила: соответствие полисов ОСАГО установленным требованиям (в страховом полисе ОСАГО серия ВВВ №05211730095 от 07.07.2010г. не указан государственный регистрационный знак автобуса), не организовала учет нарушений ПДД, их расследование и принятие мер по происшествиям (отсутствует журнал учета нарушений ПДД), не обеспечила наличие Плана мероприятий по предупреждению аварийности (не назначены ответственные, сроки выполнения, назначенные сроки установлены необъективно), не организовала учет данных (личные карточки) по водителям, не организовала проведение стажировок водителей, не организовала контроль за медицинским освидетельствованием водителей (контроль не организован, медицинская справка водителя Бровко С.Н. просрочена), не организовала работу с водительским составом по предупреждению ДТП и нарушению ППД, путем проведения инструктажей с соответствующей периодичностью и их учет (в декабре 2010г., январе 2011г. не проведены специальные инструктажи в связи с изменениями погодных условий), не организовала проведение ежегодных (по 20-часовой программе) занятий по повышению профессионального мастерства водителей (водители в 2010г. обучение не прошли, дата последнего повышения квалификации 02.07.2009г. – удостоверение 009969 водителя Сидорова В.И.), не организовала проведение технического обслуживания и ремонта транспортных средств в порядке и сроки, предусмотренные нормативными документами, не организовала учет фактического выполнения ТО, не обеспечила наличие и осуществление проезда пассажиров по билетам (билетно-учетная документация отсутствует), не организовала контроль за соблюдением расписания движения с обязательной отметкой в путевых листах, контроль выполнения всех рейсов, предусмотренных расписанием (отметки в путевых листах о выполнении рейсов проставляются водителями. 03.02.2011г. водитель Кустов отметил отправление в 7ч. 00м. и прибытие в 7 ч. 55 м., что противоречит расписанию, в расписании 7 ч. 00м. и 8ч.30 м. отсутствует диспетчерская ведомость), не обеспечила полное и достоверное заполнение путевых листов, не организовала учет выдачи (отсутствует подпись механика при возвращении автобуса, показания спидометра, выезд и возвращение по расписанию, фактическое время возвращения автобуса, п/л №1714 от 03.02.2011г., отметки медработника о времени проведения послерейсового медосмотра, подписи медработника о проведении послерейсового медосмотра, нет расшифровки подписи при проведении предрейсового медосмотра, дата выдачи путевого листа не соответствует дате регистрации в Журнале выдачи путевых листов – путевой лист №1759 от 06.02.2011г. зарегистрирован в Журнале 07.02.2011г.), не организовала контроль за соблюдением режима труда и отдыха водителей, ведение документации по учету рабочего времени и времени отдыха водителей).

Предприниматель знала о том, что запрещено без соблюдения лицензионных условий заниматься лицензируемой деятельностью, и осознавала противоправность своих действий. Несмотря на то, что у предпринимателя имелась возможность обеспечить соблюдение установленных правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, он не принял все зависящие от него меры по их соблюдению.

При таких обстоятельствах, судом установлен факт совершения предпринимателем административного правонарушения - осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), в связи с чем имеются все основания для привлечения предпринимателя к административной ответственности за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Полномочия заявителя в части составления протокола, определены частями 3-4 статьи 28.3 Кодекса об административных правонарушениях РФ, статьей 12 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», пунктом 2 Положения о лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2002 г. № 402, приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21.10.2002г. № 134 "О реализации положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", согласно которым к должностным лицам, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена частью 3 статьи 14.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ, отнесены государственные транспортные инспекторы отделений Российской транспортной инспекции.

На основании статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с учетом положений ст. 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при назначении наказания по ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судом учтено, что правонарушение совершено впервые, отягчающие обстоятельства не установлены, вместе с тем, поскольку в результате совершенного предпринимателем правонарушения возникла угроза причинения вреда жизни и здоровью людей, суд считает возможным назначить наказание, предусмотренное ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в минимальном размере.

Руководствуясь статьями 167 – 171, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Заявленные требования удовлетворить.

Привлечь индивидуального предпринимателя Хомкову Ольгу Олеговну, родившуюся 08.11.1976г. в г. Ангарске Иркутской области, зарегистрированную по адресу: 665813, Иркутская область, г. Ангарск, ул. Мира, 69-33, зарегистрированную в качестве индивидуального предпринимателя 30.06.1999г., ОГРН 304380115400098, ИНН 380101642733, к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения штрафа в размере 3 000 рублей, с перечислением суммы штрафа по следующим реквизитам:

Получатель: УФК по Иркутской области (УГАДН по Иркутской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта) л/с 04341439220

Р/сч 40101810900000010001

БИК 042520001

Банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Иркутской обл.

ИНН 3811015571 ОГРН 1023801534250

КПП 381101001

ОКАТО 25401000000 КБК 10611630000010000140

«Денежные взыскания (штрафы) за административные правонарушения в области дорожного движения».

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня его принятия.

Судья: С.А. Репин