АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99.
1 судебный состав по рассмотрению дел о несостоятельности (банкротстве):
ул. Дзержинского, д. 36А, 664011, Иркутск; тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761.
Е-mail: info@irkutsk.arbitr.ru; http://www.irkutsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Иркутск Дело № А19-4976/2013
11.07.2013г.
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 04.07.2013 года.
Решение в полном объеме изготовлено 11.07.2013 года.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Сураевой О.П., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Спириной Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «ФФ» (ОГРН <***>, ИНН<***>, юридический адрес: Иркутская область, г. Братск, <...>)
об оспаривании действий Комитета по градостроительству Администрации города Братска,
при участии в заседании:
от Заявителя: представителя по доверенности ФИО1,
от Комитета по градостроительству Администрации города Братска: не явились, извещены,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «ФФ» (далее – заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными действий Комитета по градостроительству администрации города Братска (ОГРН <***>, адрес: <...>) по отказу в выполнении градостроительного плана земельного участка, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Братск, ж.р. Центральный, ул. Гагарина, 18А, содержащемуся в письме от 15.01.2013г. № 391/12/13; о признании незаконными действий Комитета по градостроительству администрации города Братска по отказу в выполнении градостроительного плана земельного участка, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Братск, ж.р. Центральный, юго-восточнее пересечения улиц Комсомольской и Гагарина, содержащемуся в письме от 15.01.2013г. № 393/12/13; об обязании Комитета по градостроительству администрации города Братска совместно с Администрацией муниципального образования города Братска (ОГРН <***>, адрес: <...>) в течение двадцати календарных дней с момента вынесения решения по настоящему делу устранить нарушение прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью «ФФ» путем выполнения градостроительных планов указанных выше земельных участков и передачи их заявителю».
Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.
В обоснование требований заявитель указал, что не соответствует закону послужившее основанием для отказа обстоятельство невозможности выдачи градостроительных планов в связи с неготовностью проекта планировки соответствующей территории. Установленное назначение испрашиваемых участков соответствует целям заявителя. Административный регламент Братского муниципального образования не предусматривает использованных ответчиком оснований для отказа в выдаче градостроительного плана.
Ответчик в судебное заседание представителя не направил, известил о рассмотрении дела в его отсутствие, в отзыве с заявленными требованиями не согласился, полагает оспариваемые действия соответствующими закону и не нарушающими права и интересы заявителя.
Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие представителя ответчика.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд установил следующее.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Как следует из представленных документов, и установлено судом, Обществу с ограниченной ответственностью «ФФ» на основании договоров аренды от 02.03.2004г. №541, от 11.03.2004г. №548 принадлежат на правах аренды земельные участки для целей строительства платной автостоянки, расположенные по адресу: Иркутская область, г. Братск, ж.р. Центральный, ул. Гагарина, 18 А, Иркутская область, г. Братск, ж.р. Центральный, юго-восточнее пересечения улиц Комсомольской и Гагарина.
19.12.2012г. Общество с ограниченной ответственностью «ФФ» обратилось в Администрацию муниципального образования города Братска (сокращенное наименование Администрация города Братска) с заявлениями (вх. №МУ-490/40/12, №МУ-491/40/12) о выполнении градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 38:34:012501:0022 для осуществления строительства торгового комплекса, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Братск, ж.р. Центральный, ул. Гагарина, 18 А, и о выполнении градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 38:34:012501:0030 для осуществления строительства торгового комплекса, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Братск, ж.р. Центральный, юго-восточнее пересечения улиц Комсомольской и Гагарина.
Комитет по градостроительству администрации города Братска письмами от 15.01.2013г. №391/12/13 и №393/12/13 отказал в выполнении градостроительных планов указанных земельных участков.
Основанием для отказов послужило, со ссылкой на ст. 44 Градостроительного кодекса РФ, то, что заявителем предоставлена правоустанавливающая документация на земельный участок с разрешенным видом использования - размещение платной автостоянки (временный объект); кроме того Комитет указал, что ООО «ФФ» запрошена территория, на которую в данное время готовится проект планировки (фрагмент приложен) и конкретно по этому адресу проектом предусмотрена гостевая автомобильная стоянка.
Суд полагает оспариваемые действия, выразившиеся в принятии указанных писем от 15.01.2013г. незаконными по следующим основаниям.
В соответствии с положениями частей 1, 2, 3, 5 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.
Подготовка документации по планировке территории, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий. В случае установления границ незастроенных и не предназначенных для строительства земельных участков подготовка документации по планировке территории осуществляется в соответствии с земельным, водным, лесным и иным законодательством.
При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.
Согласно положениям частей 1 и 9 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения. Проект планировки территории является основой для разработки проектов межевания территорий.
Исходя из частей 1, 2, 3, 6 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры.
Подготовка проектов межевания застроенных территорий осуществляется в целях установления границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков. Подготовка проектов межевания подлежащих застройке территорий осуществляется в целях установления границ незастроенных земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства, а также границ земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения.
Подготовка проектов межевания территорий осуществляется в составе проектов планировки территорий или в виде отдельного документа.
В составе проектов межевания территорий осуществляется подготовка градостроительных планов земельных участков, подлежащих застройке, и может осуществляться подготовка градостроительных планов застроенных земельных участков.
Нормами частей 1 и 2 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам. Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.
При этом в соответствии с положениями частей 1, 17 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории, а также на основании заявлений о принятии решений о подготовке документации по планировке территории от лиц, указанных в части 8.1 статьи 45 настоящего Кодекса. В случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 настоящей статьи, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.
Одним из оснований для отказа в выдаче градостроительного плана земельных участков, послужило то, что заявителем предоставлена правоустанавливающая документация на земельные участки с разрешенным видом использования - размещение платной автостоянки (временный объект), а в заявлениях о выдаче градостроительных планов участков ООО «ФФ» указало - для осуществления строительства торгового комплекса.
Однако учитывая часть 1 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации с заявлением к Администрации города Братска обратился правообладатель земельного участка, план был запрошен применительно к ранее сформированному земельному участку, в связи с чем законных оснований для отказа в выдаче градостроительного плана у администрации не имелось.
В силу части 3 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации в составе градостроительного плана земельного участка указываются: 1) границы земельного участка; 2) границы зон действия публичных сервитутов; 3) минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; 4) информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка; 5) информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент); 6) информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия; 7) информация о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; 8) границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.
В состав градостроительного плана земельного участка может включаться информация о возможности или невозможности его разделения на несколько земельных участков (часть 4 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Указанные нормы содержат исчерпывающий перечень, подлежащих указанию в составе градостроительного плана земельного участка.
Согласно Приказу Минрегиона РФ от 10.05.2011 № 207, утвердившему Форму градостроительного плана земельного участка, на чертеже градостроительного плана земельного участка указывается: обозначение существующих (на дату предоставления документа) объектов капитального строительства, объектов незавершенного строительства и их номера по порядку, в том числе не соответствующих градостроительному регламенту.
Следовательно, для выдачи градостроительного плана необходимы только данные о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах незавершенного строительства в виде информации об указанных объектах, и истребуемые градостроительные планы в силу положений ст. 56 Градостроительного кодекса РФ являются одним из документов информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, данные документы не являются разрешением на строительство, не подменяют его, либо иной разрешительный документ.
Согласно пункту 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе земли населенных пунктов (подпункт 2).
В соответствии с п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации, земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Согласно статье 37 Земельного кодекса Российской Федерации разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования.
Пункт 1 статьи 83 Земельного кодекса Российской Федерации признает землями населенных пунктов земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В силу п. 1 ст. 41 Земельного кодекса Российской Федерации лица, не являющиеся собственниками земельных участков, за исключением обладателей сервитутов, осуществляют права собственников земельных участков, установленные статьей 40 настоящего Кодекса.
Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, в том числе обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Как следует из имеющегося в материалах дела из кадастрового плана, спорные земельные участки относятся к категории земель населенных пунктов. Данные земельные участки были предоставлены ООО «ФФ» на праве аренды.
Согласно разделу 3 Инструкции о порядке заполнения формы градостроительного плана земельного участка, утв. приказом Министерства регионального развития РФ от 11.08.2006 № 93 (При применении данного документа следует учитывать, что Приказом Минрегиона РФ от 10.05.2011 № 207 утверждена новая форма градостроительного плана земельного участка) в строке "основные виды": - указываются основные виды разрешенного использования земельного участка в соответствии с правилами землепользования и застройки. В строке "условно-разрешенные виды": - указываются условно-разрешенные виды использования земельного участка в соответствии с правилами землепользования и застройки. В строке "вспомогательные виды": - указываются вспомогательные виды разрешенного использования земельного участка в соответствии с правилами землепользования и застройки.
В случае, если в отношении земельного участка не установлен градостроительный регламент или на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента, в строке "Градостроительный регламент земельного участка установлен в составе правил землепользования и застройки, утвержденных представительным органом местного самоуправления" вносится запись: "Градостроительный регламент не установлен", а в строках "основные виды", "условно-разрешенные виды", "вспомогательные виды" вносится запись: "Градостроительным регламентом не установлены".
Разделом 4 Инструкции предусмотрено, что в случае, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объектов капитального строительства заполняется в соответствии с нормативными правовыми актами, принимаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.
Согласно п. 1 ст. 41 Правил землепользования и застройки муниципального образования города Братска, утвержденных Решением Думы г. Братска от 07.11.2006 N 227/г-Д, Общественно-деловые зоны предназначены для размещения зданий и сооружений общественно-делового назначения - административных зданий, офисов, объектов коммерческой деятельности, торговли, культуры, здравоохранения, общественного питания, бытового обслуживания, а также образовательных учреждений среднего профессионального образования, центров деловой, финансовой и общественной активности, культовых и иных зданий.
В силу п. 2 ст. 41 указанных Правил, О-1 - Общественно-деловая зона имеет такие основные виды разрешенного использования как магазины, торговые комплексы, торговые дома, ярмарки, выставки товаров (пп. «н») и вспомогательные виды разрешенного использования подземные и встроенные в здания гаражи и автостоянки (пп. «а»), автостоянки на отдельных земельных участках, подземные, надземные многоуровневые («з»).
Таким образом, испрашиваемое назначение спорных земельных участков (строительство торговых центров) так же относиться к общественно-деловой зоне, как и используемое заявителем (под автостоянки).
В связи с изложенным, тот факт, что документы заявителя относятся к автостоянке, а в просительном письме указывается на осуществление строительства торгового комплекса, не может является основанием для отказа в предоставлении градостроительного плана.
В соответствии с оспариваемыми письмами Администрации от 15.01.2013г. одним из оснований для отказа в выдаче градостроительного плана земельного участка явилось то обстоятельство, что запрошена территория, на которую в данное время готовится проект планировки и конкретно по этому адресу проектом предусмотрена гостевая автомобильная стоянка.
Вместе с тем, такое основание отказа в выдаче градостроительного плана как отсутствие в настоящее время проекта планировки территории не предусмотрено ни Градостроительным кодексом Российской Федерации, ни Административным регламентом предоставления муниципальной услуги «выдача градостроительного плана земельного участка на территории муниципального образования города Братска».
Кроме того, поскольку обязанность органов местного самоуправления по выдаче градостроительного плана и право лиц на его получение установлены законом - Градостроительном кодексом Российской Федерации, то основания для неисполнения установленной этим законом обязанности (отказ) должны быть установлены равнозначным законом и не могут быть установлены нормативным актом органа местного самоуправления, что приведет к необоснованному ограничению прав, предусмотренных законом.
Как установлено судом и не опровергнуто ответчиком, заявителем были представлены в полном объеме все необходимые документы, предусмотренные указанным Административным регламентом.
Администрацией города Братска не представлены доказательства, подтверждающие невозможность подготовки и выдачи градостроительного плана на основании представленных ООО «ФФ» документов с учетом положений норм Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Суд полагает, что оспариваемое бездействие нарушает действующее законодательство и права и законные интересы заявителя в экономической сфере, так как градостроительный план необходим для получения в установленном порядке разрешения на строительство, подготовки проектной документации и для последующего осуществления строительства объектов на земельном участке.
При таких обстоятельствах суд полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В целях устранения нарушения прав и законных интересов заявителя в силу положений п. 3 ч. 5 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд полагает необходимым обязать Администрацию города Братска в лице Комитета по градостроительству администрации города Братска выполнить и выдать заявителю градостроительный план земельного участка, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Братск, ж.р. Центральный, ул. Гагарина, 18А и земельного участка, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Братск, ж.р. Центральный, юго-восточнее пересечения улиц Комсомольской и Гагарина в месячный срок со дня вступления в законную силу решения суда.
В силу ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в пользу заявителя подлежат взысканию судебные расходы в виде уплаченной платежным поручением от 11.04.2013г. №464 государственной пошлины в размере 4 000 руб.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконными
действия Комитета по градостроительству Администрации города Братска по отказу в выполнении градостроительного плана земельного участка, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Братск, ж.р. Центральный, ул. Гагарина, 18А, содержащемуся в письме от 15.01.2013г. № 391/12/13,
действия Комитета по градостроительству Администрации города Братска по отказу в выполнении градостроительного плана земельного участка, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Братск, ж.р. Центральный, юго-восточнее пересечения улиц Комсомольской и Гагарина, содержащемуся в письме от 15.01.2013г. № 393/12/13, как несоответствующие Градостроительному кодексу Российской Федерации.
Обязать Администрацию города Братска в лице Комитета по градостроительству администрации города Братска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью «ФФ» путем выполнения и выдачи заявителю градостроительного плана земельного участка, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Братск, ж.р. Центральный, ул. Гагарина, 18А и земельного участка, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Братск, ж.р. Центральный, юго-восточнее пересечения улиц Комсомольской и Гагарина. в месячный срок со дня вступления в законную силу решения суда.
Взыскать с Администрации города Братска в пользу общества с ограниченной ответственностью «ФФ» судебные расходы в виде госпошлины в сумме 4000 руб.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья О.П.Сураева