ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-5056/16 от 27.07.2016 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,

тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск                                                                                                  Дело № А19-5056/2016

03.08.2016 г.

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 27.07.2016г.

Решение в полном объеме изготовлено 03.08.2016 г.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Щуко В.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания                Мункуевой Д.Н.

рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению

МИНИСТЕРСТВА ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ (ОГРН  <***>, ИНН <***>, место нахождения: 664003, <...>)

к ОБЩЕСТВУ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «БАГУЛЬНИК» ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 665754, <...>)

о взыскании 469 790 руб. 51 коп.

при участии в судебном заседании:

от истца: ФИО1 – представитель по доверенности;

от ответчика: ФИО2 – представитель по доверенности;

установил:

МИНИСТЕРСТВО ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к ОБЩЕСТВУ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «БАГУЛЬНИК» о взыскании 469 790 руб. 51 коп., составляющих неустойку за неисполнение условий договора аренды лесного участка № 91-7/15 от 28.01.2015г.

В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

В обоснование исковых требований истец ссылается на договор аренды лесного участка № 91-9/18 от 20.10.2010г., согласно которому он передал лесной участок в аренду; ответчику; в связи с тем, что ответчиком не исполняются в полном объеме условия договора в части соблюдения противопожарных мероприятий, указанных в проекте освоения лесов, истцом заявлено требование о взыскании неустойки в размере                           469 790 руб. 51 коп.

В судебном заседании представитель ответчика иск не признал по основаниям, изложенным в отзыве, ссылаясь на следующие обстоятельства: в расчете неустойки истцом неверно указан подвид работ – очистка лесных насаждений от захламленности;  при расчете неустойки неверно указана нормативная стоимость работ в сумме                               1 352 руб. 40 коп.; акт проверки от 06.11.2015г. соблюдения договорных обязательств ответчику не представлялся; 14.10.2015г. произошла смена собственника предприятия, передача документов новому собственнику была произведена не в полном объеме; работы по уходу за минерализованной полосой, созданием минерализованной полосы и уход за дорогой противопожарного назначения в указанных ответчиком кварталах выполнен в 2015 году.

Кроме того, ответчиком заявлено ходатайство о снижении не размера неустойки  на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации .

Судом на основании материалов дела установлены следующие обстоятельства.

Между ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМ УПРАВЛЕНИЕМ АГЕНТСТВА ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ПАДУНСКОМУ ЛЕСНИЧЕСТВУ (арендодатель) и ОБЩЕСТВОМ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «БАГУЛЬНИК» (арендатор) 16.12.2008г. заключен договор аренды лесного участка                    № 91-9/8.

Дополнительным соглашением от 20.10.2010г. права и обязанности арендодателя по договору№ 91-9/18 от 20.10.2010г. перешли к АГЕНТСТВУ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ.

Постановлением Правительства Иркутской области от 31.03.2016г. №178-пп АГЕНТСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ переименовано в МИНИСТЕРСТВО ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ.

Согласно пункту 1.1 договора аренды предметом данного договора являются лесной участок, площадью 26 534 га, местоположением: Иркутская область, Братский район, Падунское лесничество, Усть-Вихиревское участковое лесничество, «Приангарская дача», кварталы №№ 51-57, 59-65, 67-73, 75-81, 83-88, 91-95.

Цель аренды – заготовка древесины при проведении рубок спелых и перестойных насаждений.

Подпунктом «е» п. 11 договора аренды на арендатора возложена обязанность осуществлять за свой счет противопожарное обустройство лесов на лесном участке, в том числе, строительство и, реконструкцию и содержание дорог противопожарного назначения, посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов, прокладку просек и противопожарных разрывов, обеспечивать создание систем и средств предупреждения и тушения лесных пожаров, содержание этих систем и средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности в объемах, определенных проектом освоения лесов.

В соответствии с пунктом 13 договора в случае неисполнения обязательств, предусмотренных п.п. «е» п. 11 договора, арендатор обязан уплатить арендодателю неустойку в трехкратной стоимости соответствующего вида работ, определенной арендодателем.

В соответствии с пунктом 5 договора арендная плата составляет 1 936 838 руб. 00 коп. в год.

Дополнительным соглашением от 20.10.2010г. размер арендной платы установлен в размере 1 151 092 руб. 15 коп. в год.

К договору аренды приказом АГЕНТСТВА ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ от 30.12.2009г. утвержден проект освоения лесов.

В связи с неисполнением ответчиком обязанности по исполнению условий договора выполнения противопожарных мероприятий в соответствии с проектом освоения лесов, истец на основании договора аренды №91-9/18 от 20.10.2010г. начислил ответчику неустойку в размере 469 790 руб. 51 коп.

Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с иском о принудительном взыскании неустойки в размере 469 790 руб. 51 коп.

Исследовав имеющиеся документы, заслушав доводы и возражения лиц, участвующих в деле, арбитражный суд приходит к следующим выводам.

Проанализировав условия договора аренды 91-9/18 от 20.10.2010г., суд пришел к выводу о том, что по своей правовой природе указанный договор является договором аренды лесного участка.

Следовательно, правоотношения сторон в рассматриваемом случае регулируются положениями параграфа 1 главы 34 Гражданского кодекса Российской Федерации                        (далее – ГК РФ), главой 6 ЛК РФ.

Исследовав условия договора аренды №91-9/18 от 20.10.2010г., суд установил, что сторонами согласованы его существенные условия, предусмотренные статьей 607 Гражданского кодекса Российской Федерации Российской Федерации, статьей 72 Лесного кодекса Российской Федерации, при таких обстоятельствах, и учитывая факт регистрации договора  в установленном законом порядке, суд приходит к выводу о согласовании сторонами всех существенных условий и заключенности указанного договора в соответствии статьей 432 ГК РФ.

Подпунктом «е» п. 11 договора аренды на арендатора возложена обязанность осуществлять за свой счет противопожарное обустройство лесов на лесном участке, в том числе, строительство и, реконструкцию и содержание дорог противопожарного назначения, посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов, прокладку просек и противопожарных разрывов, обеспечивать создание систем и средств предупреждения и тушения лесных пожаров, содержание этих систем и средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности в объемах, определенных проектом освоения лесов.

В соответствии со статьей 26 Лесного кодекса РФ законное освоение лесного участка и изъятие лесных ресурсов осуществляется только при наличии у лесопользователя проекта освоения лесов и последующем представлении лесопользователем лесной декларации.

Статьей 88 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что лица которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со ст. 12 Кодекса. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 89 Лесного кодекса Российской Федерации проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.. Государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

К договору аренды приказом АГЕНТСТВА ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ от 30.12.2009г. утвержден проект освоения лесов.

В проекте освоения лесов, с положительным заключением по государственной экспертизе, по арендному участку ООО «Багульник», ежегодный проектируемый объем противопожарных мероприятий составляет: устройство противопожарных минерализованных полос 10 км.;           уход за минерализованными полосами (прочистка противопожарных минерализованных полос них обновление) 20 км.; ремонт и содержание противопожарных дорог (реконструкция лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров) 15 км.;             очистка лесных насаждений от захламленности вдоль дорог 50 м. с каждой стороны 6,6 км.

Одним из основных принципов лесного законодательства является обеспечение охраны и защиты лесов (ст. 1Лесного кодекса Российской Федерации).

В силу ч. 1 ст. 51 Лесного кодекса Российской Федерации  леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов».

В соответствии с ч. 1 ст. 52 Лесного кодекса Российской Федерации охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах».

По требованиям п. 1, 3 ч. 2 ст. 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации меры противопожарного обустройства лесов включают в себя, в том числе, строительство, реконструкцию и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров; прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос»; указанные меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду, осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов».

Понятие противопожарных преград определено п. 35 ст. 2 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», в соответствии с которой противопожарные преграды предназначены для предотвращения распространения пожара, в том числе, между зелеными насаждениями.  

Классификация противопожарных преград предусмотрена ст. 37 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», к числу которых п. 7 названной статьи отнесены противопожарные минерализованные полосы.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2011 № 281 «О мерах противопожарного обустройства лесов» определено, что к мерам противопожарного обустройства лесов помимо мер, указанных в ч. 2 ст. 23,1 Лесного кодекса Российской Федерации, относятся, в том числе, прочистка противопожарных минерализованных полос и их обновление (уход).

Согласно п. 5 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417 противопожарное обустройство лесов, в том числе строительство, реконструкция и содержание дорог противопожарного назначения, посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов, прокладка просек, противопожарных разрывов на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами этих лесных участков на основании проекта освоения лесов.

Дорога противопожарного назначения является разновидностью лесных дорог, которые в целях использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов входят в состав лесной инфраструктуры (ст. 13 ЛК Российской Федерации).

Строительство дорог противопожарного назначения, содержание и реконструкция дорог противопожарного назначения определено в приложении 16 к Методическим рекомендациям по проведению государственной инвентаризации лесов, утвержденных приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 10.11.2011 № 472.

Дороги противопожарного назначения устраивают дополнение к имеющейся сети лесных дорог, чтобы обеспечить проезд автотранспорта к водоемам и участкам, опасным в пожарном отношении. Работы по строительству и реконструкции дорог противопожарного назначения включают в себя: корчевание пней в створе проезжей части, расчистку и выравнивание дорожного полотна, устройство гатей, переездов (мостов) через канавы, ручьи и т.п.                     

В соответствии с Методическими рекомендациями по проведению государственной инвентаризации лесов, утвержденными приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 10.11.2011 № 472 (приложение 16) очистка лесных насаждений от захламленности проводится при необходимости удаления из насаждения стоящих или лежащих стволов деревьев, утративших свои деловые качества (неликвидная древесина и дрова). Как самостоятельное мероприятие очистка лесных насаждений от захламленности проводится в местах образования ветровала, бурелома, снеголома, верховых -пожаров других повреждений деревьев при наличии неликвидной древесины и дров более 90% от общего запаса насаждения. В первую очередь очистка лесных насаждений от захламленности производится в особо охраняемых участках, рекреационных зонах, лесопарках, лесах, выполняющих санитарно-гигиенические и оздоровительные функции, защитных полосах вдоль дорог, в мемориальных насаждениях и других особо ценных лесных массивах. На землях другого целевого назначения и иных категорий защитных лесов очистка лесных насаждений от захламленности производится в случае, если создается угроза возникновения очагов вредных организмов или пожарной безопасности».

Ответчик предоставил истцу план противопожарных мероприятий в лесах Падунского лесничества на 2015 год, составленный в соответствии с проектом освоения лесов, акт приемки работ от 27.07.2015г. в соответствии с которым уход за противопожарными барьерами (уход за минерализованными полосами) 19,75 км. выполнен.

При проведении проверки соблюдения договорных обязательств истцом установлено невыполнение указанных видов работ, что подтверждается актами проведения проверки соблюдения договорных обязательств от 25.09.2015г., 06.11.2015г.; при этом акт проверки от 25.09.2015г. подписан без разногласий главным инженером ООО «Багульник» ФИО3, действовавшим на основании доверенности № 1 от 12.01.2015г., полномочия которого ответчиком не опровергнуты.

То есть, проектируемый объем противопожарных мероприятий на 2015 год на арендуемом ответчиком лесном участке им не выполнен.

В связи с неисполнением ответчиком обязанности по выполнению противопожарных мероприятий в 2015 году на арендуемом лесном участке, на основании договора аренды №91-9/18 от 20.10.2010г., истец начислил ответчику неустойку в размере 469 790 руб. 51 коп.

В соответствии с пунктом 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.

В соответствии с пунктом 13 договора в случае неисполнения обязательств, предусмотренных п.п. «е» п. 11 договора, арендатор обязан уплатить арендодателю неустойку в трехкратной стоимости соответствующего вида работ, определенной арендодателем.

Расчет заявленной ко взысканию истцом суммы неустойка произведен исходя из размера стоимости затрат  на 1 км по НКТ , которые составляют: 1131 руб. 42 коп.  – устройство минерализованных полос, 471 руб. 12 коп. – прочистка противопожарных минерализованных полос и их обновление, 3 517 руб. 13 коп. – реконструкция лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров, 1 352 руб. 40 коп. – очистка лесных насаждений от захламленности.

Расчет неустойки судом проверен и признан верным.

Доводы ответчика о том, что в расчете неустойки истцом неверно указан подвид работ – очистка лесных насаждений от захламленности и  нормативная стоимость работ в сумме 1 352 руб. 40 коп., судом рассмотрены и отклонены в связи со следующим.

Проектом освоения лесов в рамках договора аренды лесного участка запроектирован вид работ - очистка от захламленности полосы вдоль дорог 50 метров с каждой стороны. Стоимость проведения каждого вида работ по уходу за лесом утверждена нормативно-технологическими картами, которые были разработаны агентством лесного хозяйства Иркутской области на основании постановления Правительства РФ № 273 от 08.05.2007г. «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства». Нормативно-технологические карты на 2015 г. утверждены приказом АЛХ ИО от 15.06.2015 г. №25-агпр.

Исходя из Методического документа по обеспечению санитарной безопасности в лесах, утвержденного Приказом Рослесхоза от 09.06.2015 № 182 следует, что в первую очередь очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия производится в особо защитных участках леса, рекреационных зонах, лесопарках, лесах, выполняющих санитарно-гигиенические и оздоровительные функции, защитных полосах вдоль дорог, в мемориальных насаждениях и других особо ценных участках леса. (п. 116).

Таким образом, очистка от захламленности полосы вдоль дорог входит в содержание такого мероприятия как очистка лесов от захламленности, что соответствует подвиду  работ, указанных истцом в расчете неустойки.

Смена собственника предприятия не является обстоятельством, при котором ответчик может быть освобожден от установленной договором ответственности.

Довод ответчика о том, что работы по уходу за минерализованной полосой, созданием минерализованной полосы и уход за дорогой противопожарного назначения в указанных ответчиком кварталах выполнен в 2015 году, что подтверждается актами приемки работ по строительству и ремонту дорог противопожарного назначения, устройству противопожарных барьеров и уходу за ними в Падунском лесничестве от 06.10.2015г., план-схемами выполнения работ, заключением специалиста  от 23.05.2016г., судом проверен и отклонен в связи со следующим.

Акты выполненных работ от 06.10.2015г. подписаны руководителем ответчика и главным инженером ФИО3

Представленные ответчиком в материалы дела акты приемки работ по рубкам ухода за лесом (прочистка) суд не может рассматривать в качестве надлежащих доказательств выполнения ответчиком работ по уходу за лесом (прочистка) в полном объеме, так как доказательства предоставления указанного документа в Падунское лесничество, а также принятия истцом соответствующих работ в материалах дела отсутствуют.

Согласно Порядку приемки мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов на лесных участках, переданных в аренду и в постоянное (бессрочное) пользование, утвержденного приказом агентства лесного хозяйства Иркутской области от 27.12.2013 г. №28-агпр, приемку мероприятий по уходу за лесами осуществляют комиссии, созданные лесопользователем, которые проводят непосредственную работу по приемке. Результат приемки выполненных работ по уходу за лесами оформляется комиссией актом выполненных работ по форме согласно приложению 21 к настоящему Порядку.  После утверждения один экземпляр акта приемки хранится у лесопользователя, второй экземпляр предоставляется лесопользователем в лесничество, на территории которого арендуются лесной участок, в течение пяти дней после окончания приемки. 

Однако,  как указывалось выше, ответчик указанные акты в Падунское лесничество не предоставил, иного им не доказано (ст. 65 АПК РФ).

Кроме того, при проведении истцом проверки соблюдения договорных обязательств в период 24.09.2015г., со стороны ответчика участвовал ФИО3, который подписал  акт проверки от 25.09.2015г. без замечаний.

Таким образом, факт выполнения истцом противопожарных мероприятий в срок и в объеме, установленных проектом освоения лесов, представленными ответчиком в материалы дела документами, не доказан.

Заключение специалиста ФИО4 от 23.05.2016г. выполнено на основании  заявки ответчика и не опровергает установленного проверкой от 24.09.2015г. факта неисполнения ответчиком мероприятия по выполнению противопожарных работ в срок, установленный проектом освоения лесного участка.

Ответчиком заявлено ходатайство о снижении размера неустойки в порядке статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 333 Гражданского кодекса Российской Федерации суд вправе уменьшить неустойку, если подлежащая взысканию неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства.

Рассмотрев расчет неустойки, ходатайство ответчика о снижении размера неустойки, учитывая трехкратность неустойки от стоимости работ, а также принимая во внимание представленные ответчиком в материалы дела копии актов выполненных          работ, которые, как указывалось выше, не могут подтвердить факт выполнения ответчиком обязанности по выполнению противопожарных мероприятий в 2015 году на арендуемом лесном участке, однако могут быть приняты во внимание в качестве документов, свидетельствующих о возможном принятии ответчиком мер к устранению выявленных нарушений, суд находит правовые основания к уменьшению суммы неустойки с                     469 790 руб. 51 коп. до 234 895 руб. 25 коп. (с трехкратной ставки до полуторакратной ставки) в силу ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, учитывая, что ответчиком не представлены доказательства исполнения договорных обязательств в части выполнения противопожарных мероприятий в срок, установленный проектом освоения лесов, суд находит требования истца о взыскании неустойки подлежащими удовлетворению частично в размере 234 895 руб. 25 коп. в силу статей 309, 310, 330, 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 1, 17, 29, 62 Лесного кодекса  Российской Федерации, ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в остальной части исковых требований следует отказать.

В силу требований статей 102, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по настоящему делу подлежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

Исковые требования удовлетворить частично.

Взыскать с ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «БАГУЛЬНИК» (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 665754, <...>) в пользу МИНИСТЕРСТВА ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ (ОГРН  <***>, ИНН <***>, место нахождения: 664003, <...>) неустойку в размере 234 895 руб. 25 коп.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Взыскать с ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «БАГУЛЬНИК» (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 665754, <...>) в доход федерального бюджета Российской Федерации государственную пошлину в размере               7 698 руб. 00 коп.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

 Судья                                                                                                         В.А. Щуко