АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, 70,
www.irkutsk.arbitr.ru
тел. 24-12-96, факс 24-15-99
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г.Иркутск
20 мая 2011 года Дело № А19-5057/2011
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 16.05.2011
Решение в полном объеме изготовлено 20.05.2011
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи М.Н.Габескирия, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания И.К.Шевчук, рассмотрев в судебном заседании дело по иску территориального управления агентства лесного хозяйства Иркутской области по Тайшетскому лесничеству (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Обществу с ограниченной ответственностью «Мерамит» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о взыскании 1124854 руб. 32 коп.
при участии в заседании:
от истца - не явились,
от ответчика – ФИО1 (доверенность от 16.05.11), паспорт; ФИО2 (доверенность от 13.05.11), паспорт; ФИО3 (доверенность от 13.05.11), паспорт,
установил:
иск заявлен о суммы 1 124 854 руб. 32 коп., составляющей на основании договора аренды лесного участка от 25.12.08 №11 неустойку за неисполнение обязательств по проведению противопожарных и лесовосстановительных мероприятий.
Истец определение от 18.04.11 получил 26.04.11, однако представителя в судебное заседание не направил, в поступившем в суд 11.05.11 письме от 04.05.11 №579 исковые требования поддержал, заявив ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Ответчик в поступившем в настоящее судебное заседание, отзыве от 16.05.11, возражая в отношении заявленного иска, указал, что ООО «Мерамит» не осуществляло какой-либо лесохозяйственной деятельности и заготовки древесины в течение 2010 года, поскольку проект освоения лесов, регламентирующий в соответствии со ст.ст. 12, 88 Лесного кодекса Российской Федерации деятельность ООО «Мерамит» утвержден и зарегистрирован только в 2011 году, кроме того ответчик указал на непредставление ООО «Мерамит» лесных деклараций за период с 2008 по 2010 г.г., что также подтверждает отсутствие хозяйственной деятельности со стороны ответчика, Кроме того, ответчик указал, что договором аренды участка лесного фонда №11 от 25.12.08 не предусмотрены сроки проведения и место выполнения противопожарных мероприятий, в связи с чем не представляется возможным установить срок исполнения обязательств по проведению указанных мероприятий. А также ответчик указал на несоблюдение истцом досудебного порядка урегулирования спора, в связи с тем, что в адрес ответчика не поступало извещений о проведении плановой проверки и о составлении акта №323 от 04.10.10, что произведенный истцом расчет неустойки необоснован.
Присутствовавший в судебном заседании представитель ответчика пояснил, что ссылка в отзыве на несоблюдение истцом претензионного порядка урегулирования спора относится к содержащимся в акте от 04.10.10 №323 выводам о возможности расторжения договора аренды в случае невыполнения ООО «Мерамит» противопожарных мероприятий, кроме того представитель пояснил, что уведомление о проведении плановой проверки ответчиком не получено, что ООО «Мерамит» по адресу: <...> не располагается.
Дело подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие истца.
Выслушав представителей истца, рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил, что на основании пункта 1 заключенного территориальным управлением агентства лесного хозяйства Иркутской области по Тайшетскому лесничеству (арендодателем) – истцом по делу, с Обществом с ограниченной ответственностью «Мерамит» (арендатором) – ответчиком по делу, договора аренды лесного участка от 25.12.08 №11, арендодатель обязался предоставить, а арендатор принять, во временное возмездное пользование лесной участок, находящийся в собственности Российской Федерации, с номером учетной записи в государственном лесном реестре 672-2008-12, общей площадью 7412га, расположенный в Тайшетском районе Иркутской области, в Тайшетском лесничестве Тагульского участкового лесничества, «Тагульская дача» в эксплуатационных лесах, в составе кварталов №№100, 111, 122-125, 132-135.
Согласно пункту 3 договора, схема расположения лесного участка и его характеристика приводятся в приложениях №№1, 2, 3, 4 к настоящему договору.
В соответствии с пунктом 4 договора, лесной участок передается арендатору для использования в целях заготовки древесины при проведении рубок спелых и перестойных насаждений с возможным ежегодным отпуском ликвидной древесины – 25,0 тыс.куб.м., в том числе по хвойному хозяйству – 10,0 тыс.куб.м.
Согласно пп. «а» пункта 10 договора, арендатор имеет право приступить к использования лесного участка в соответствии с условиями настоящего договора после государственной регистрации настоящего договора, подписания сторонами акта приема-передачи лесного участка в аренду, представления арендодателю в установленном порядке и сроки разработанного проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы и лесной декларации.
В соответствии с пп. «е» пункта 11 договора, арендатор обязан в случае возникновения лесного пожара на лесном участке обеспечивать его тушение за свой счет. Осуществлять за свой счет противопожарное обустройство лесов на лесном участке, в том числе строительство, реконструкцию и содержание дорог противопожарного назначения, посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов, прокладку просек и противопожарных разрывов, обеспечивать создание систем и средств предупреждения и тушения лесных пожаров (пожарная техника, оборудование, снаряжение и другие), содержание этих систем и средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности в объемах, определенных проектом освоения лесов к настоящему договору в соответствии с таблице, приведенной в данном пункте договора.
Согласно п.п. «ж» пункта 11 договора, арендатор обязан осуществлять за свой счет санитарно-оздоровительные, лесовосстановительные мероприятия и уход за лесом на лесном участке на условиях, в объемах и сроки, которые указаны в проекте освоения лесов к договору и таблицей, приведенной данном пункте договора.
В соответствии с пунктом 13 договора, в случае неисполнение обязательств, предусмотренных п.п. «е», «ж» арендатор обязан уплатить арендодателю неустойку в размере трехкратной стоимости соответствующего вида работ, определенной арендодателем.
В соответствии с пунктом 19 договора, срок его действия установлен с 25.08.2006 по 25.08.2031.
В соответствии со ст. ст. 131, 164, 433 и 609 Гражданского кодекса Российской Федерации, договор аренды лесного участка от 25.12.08 №11 зарегистрирован Управлением Федеральной регистрационной службы по Иркутской области, о чем свидетельствует проставленная 13.01.09, в соответствии с ч. 1 ст. 14 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», регистрационная надпись на договоре за № 38-38-10/013/2008-325.
В обоснование требования о взыскании неустойки в сумме 1 124 854 руб. 32 коп. истец ссылается на неисполнение ответчиком обязательств по противопожарным и лесовосстановительным мероприятий предусмотренных договором аренды лесного участка от 25.12.08 №11.
Согласно данным акта №323, составленного государственным лесным инспектором Тагульского участкового лесничества ФИО4 по результатам проведения 04.10.10 проверки соблюдения договорных обязательств, выявлено несоблюдение ООО «Мерамит» следующих противопожарных мероприятий: отсутствие устройств и отсутствие мероприятий по содержанию пропускных пунктов; отсутствие запрещающих знаков и шлагбаумов; отсутствие противопожарных дорог; не проведен ремонт и содержание дорог противопожарного назначения; не устроены минерализованные полосы по квартальным просекам и вокруг сосновых молодняков; не устроены места отдыха и курения; не создано пунктов сосредоточения противопожарного оборудования и средств тушения; не проведена очистка от захламленности полос вдоль дорог 50 м. с каждой стороны; не произведен уход за минполосами; не проведено разрубки квартальных просек (противопожарных разрывов). Кроме того, выявлено несоблюдение ООО «Мерамит» следующих лесовосстановительных мероприятий: не проведено искусственное возобновление (посадка) леса; не проведен уход за лесными культурами; не проведена подготовка почвы под лесные культуры будущего года; не проведено содействие естественному возобновлению (СЕВ) леса на площади 47 га, в том числе 45 га (СЕВ) сохранение подроста при разработке лесосек, 2 га (СЕВ) минерализация почв.
В соответствии с действующей на момент заключения договора аренды лесного участка от 25.12.08 № 11 редакцией п. 1 ст. 53 Лесного кодекса Российской Федерации, в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах осуществляются:
1) противопожарное обустройство лесов, в том числе строительство, реконструкция и содержание дорог противопожарного назначения, посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов, прокладка просек, противопожарных разрывов;
2) создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров (пожарные техника и оборудование, пожарное снаряжение и другие), содержание этих систем, средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности.
Согласно п. 3 названной статьи, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи меры пожарной безопасности на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами этих лесных участков на основании проекта освоения лесов.
На основании п. 4 ст. 53 Лесного кодекса Российской Федерации, Правила пожарной безопасности в лесах устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Единые требования к обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах устанавливаются утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.07 № 417 Правилами пожарной безопасности в лесах, согласно пп. «а» и «б» п. 3 которых, в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах осуществляются:
а) противопожарное обустройство лесов, в том числе строительство, реконструкция и содержание дорог противопожарного назначения, посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов, прокладка просек, противопожарных разрывов;
б) создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров, содержание этих систем и средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности.
В соответствии с п. 5 Правил пожарной безопасности, указанные в подпунктах "а" и "б" пункта 3 настоящих Правил меры пожарной безопасности на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами этих лесных участков на основании проекта освоения лесов.
На основании п. п. 2 и 3 ст. 64 Лесного кодекса Российской Федерации, уход за лесами осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
Правила ухода за лесами устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Порядок осуществления мероприятий по уходу за лесами во всех лесных районах Российской Федерации устанавливается утвержденными Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации Правилами ухода за лесами, в соответствии с п. 3 которых, уход за лесами осуществляется в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка), а также проектом освоения лесов.
Согласно п. 4 Правил ухода за лесами, уход за лесами осуществляется, в том числе, лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
Таким образом, следует признать, что противопожарные и лесовосстановительные мероприятия на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами этих лесных участков на основании проекта освоения лесов.
В соответствии с п. п. 1 и 2 ст. 88 Лесного кодекса Российской Федерации, лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса.
Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
На основании п. 1 ст. 89 Лесного кодекса Российской Федерации, проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Министерства природных ресурсов России от 14.05.07 № 125 утвержден Порядок государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, согласно п. 2 которого, государственная или муниципальная экспертиза проекта освоения лесов проводится органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии со статьей 89 Лесного кодекса Российской Федерации.
На основании статьи 421 ГК РФ стороны свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Согласно пп. «а» пункта 10 договора аренды лесного участка №11 от 25.12.08 арендатор вправе использовать арендованный лесной участок после представления арендодателю в установленном порядке и сроки разработанного проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы и лесной декларации.
При указанных обстоятельствах, следует признать, что до утверждения заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов ответчик не имеет законного основания производить изъятие лесных ресурсов мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
В разделе 5 Проекта освоения лесов на 2010-2018 г.г., переданных в аренду ООО «Мерамит» для заготовки древесины на территории Тайшетского лесничества муниципального образования «Тайшеткий район» Иркутской области» по договору аренды лесного участка №11, определены мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов, в том числе приведено обоснование и характеристика проектируемых видов и объемов мероприятий по противопожарному обустройству лесов с учетом объектов, созданных при использовании лесов в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества, и их территории размещения, а также указаны площади земель, нуждающихся в лесовосстановлении.
Распоряжением Агентства лесного хозяйства Иркутской области от 14.01.11 № 26-ра «Об утверждении заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов (арендатор ООО «Мерамит»)», утверждено положительное заключение экспертной комиссии государственной экспертизы по «Проекту освоения лесов на 2010-2018 г.г., переданных в аренду ООО «Мерамит» для заготовки древесины на территории Тайшетского лесничества муниципального образования «Тайшеткий район» Иркутской области» по договору аренды лесного участка №11.
Учитывая положения ст. ст. 53, 64, 88, 89 Лесного кодекса Российской Федерации, а также положения Правил пожарной безопасности, Правил ухода за лесами, Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, следует признать, что законное освоение лесного участка, в том числе, мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, ответчик вправе осуществлять с 14.01.11.
Вместе с тем, представленный в материалы дела акт №323, составленный государственным лесным инспектором Тагульского участкового лесничества ФИО5 свидетельствует о проведении проверки соблюдения договорных обязательств в части выполнения ответчиком противопожарных и лесовосстановительных работ 04.04.2010, т. е. до утверждения заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов.
В силу статьи Гражданского кодекса Российской Федерации, неустойка является одним из способов обеспечения обязательства. Кредитор не вправе требовать уплаты неустойки, если должник не несет ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства (пункт 2 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, применение ответственности возможно лишь в случае наличия бесспорного обязательства и его ненадлежащего исполнения должником.
При таких обстоятельствах, требование о взыскании с ответчика предусмотренной пунктом 13 договора аренды лесного участка от 25.12.08 № 11 неустойки за неисполнение обязательств по проведению противопожарных и лесовосстановительных мероприятий не является правомерным.
Учитывая изложенное, иск удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
в иске отказать.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия, и по истечении этого срока вступает в законную силу.
Судья - М.Н.Габескирия