ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-5179/19 от 30.10.2019 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,

тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск                                                                                               Дело №А19-5179/2019

07.11.2019 г.

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 30.10.2019 г.

Решение в полном объеме изготовлено 07.11.2019 г.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Ханафиной А.Ф.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Дугаржаповой Е.Б.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску

ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ЭНЕРГОСФЕРА-ИРКУТСК» (ОГРН <***>, ИНН <***>, 666784, <...>)

к Иркутской области в лице

МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ (ОГРН: <***>, ИНН: <***>, 664027, <...>),

СЛУЖБЕ ПО ТАРИФАМ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ (ОГРН <***>, ИНН <***>, 664027, <...>)

третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ, ЭНЕРГЕТИКИ И ТРАНСПОРТА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ (664011, <...>)

о взыскании 19 875 840 руб.,

при участии в судебном заседании:

от истца: ФИО1, представитель по доверенности, паспорт,

от ответчика - МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ: ФИО2, представитель по доверенности, удостоверение;

от ответчика - СЛУЖБЫ ПО ТАРИФАМ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ: ФИО3, представитель по доверенности, удостоверение, копия диплома, ФИО4, представитель по доверенности, удостоверение,копия диплома,

от третьего лица - МИНИСТЕРСТВО ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ, ЭНЕРГЕТИКИ И ТРАНСПОРТА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ: ФИО5, представитель по доверенности, удостоверение,

УСТАНОВИЛ:

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ЭНЕРГОСФЕРА-ИРКУТСК» (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к Иркутской области в лице МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ, СЛУЖБЕ ПО ТАРИФАМ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ, СЛУЖБЕ ПО ТАРИФАМ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ (далее - ответчики) о взыскании, с учетом принятых уточненных исковых требований, убытков в размере 19 875 840 руб.

Истец исковые требования поддержал, дал пояснения.

Ответчик - СЛУЖБА ПО ТАРИФАМ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ исковые требования не признал, дал пояснения.

Ответчик - МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ исковые требования не признал, дал пояснения. Заявил о пропуске срока исковой давности.

Третье лицо - МИНИСТЕРСТВО ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ, ЭНЕРГЕТИКИ И ТРАНСПОРТА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ исковые требования не признал, дал пояснения.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.

В обоснование иска истец указа, что осуществлял поставку тепловой энергии населению и прочим потребителям г. Усть-Кут Иркутской области в 2017 году на основании приказа Службы по тарифам Иркутской области от 09.12.2016 № 374-спр «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям ООО «Энергосфера-Иркутск», которым установлены тарифы: для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения, вид тарифа - одноставочный тариф, руб./Гкал (без учета НДС) – период действия с 01.01.2017 по 30.06.2017 в размере 3 783 руб. 76 коп., период действия с 01.07.2017 по 31.12.2017 в размере 4 697 руб. 39 коп., население - одноставочный тариф, руб./Гкал (без учета НДС), период действия с 01.01.2017 по 30.06.2017 в размере 1 866 руб. 10 коп., период действия с 01.07.2017 по 31.12.2017 в размере 1 998 руб. 59 коп.

Решением Иркутского областного суда от 18.07.2018 по административному делу № 3а-44/2018 административное исковое заявление ООО «Энергосфера-Иркутск» удовлетворено; признано не действующим пункт 1 приказа службы по тарифам Иркутской области от 09.12.2016 № 374-спр «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям ООО «Энергосфера-Иркутск»» в части установления тарифов для потребителей, не соответствующим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не действующим в течение всего времени его применения в отношении ООО «Энергосфера-Иркутск». (т. 1 л.д. 39).

Определением Верховного суда Российской Федерации от 26.12.2018 по делу № 66-АПГ18-57 решение Иркутского областного суда от 18.07.2018 оставлено без изменения, апелляционные жалобы службы по тарифам Иркутской области и ООО «Энергосфера-Иркутск» без удовлетворения.

Истец полагает, что указанными судебными актами подтверждено факт нарушения прав и законных интересов ООО «Энергосфера-Иркутск» приказом службы от 09.12.2016 № 374-спр, экономическая обоснованность расходов теплоснабжающей организацией на производство тепловой энергии, в нарушение части 1 пункта 7 Федерального закона «О теплоснабжении» не была обеспечена и истцу были причинены убытки в размере 19 875 840 руб.

Также истец указал, что экономически обоснованные расходы истца, неучтенные при принятии службой оспариваемого приказа являются убытками, что подтверждается заключением экспертов Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» г. Москва, согласно заключению экспертизы экономически обоснованный размер необходимой валовой выручки ООО «Энергосфера-Иркутск», рассчитанный экспертами с применением метода индексации тарифов, составил 142 365,17 тыс. руб. Рассчитанная экспертами экономически обоснованная величина на 7,46% больше величины необходимой валовой выручки (132 479,60 тыс. руб.), рассчитанной при установлении тарифа приказом службы по тарифам от 09.12.2016 № 374-спр. Сумма выпадающих расходов определена в размере 14 885,87 тыс. руб. как разница между фактическими затратами, признанными экспертами экономически обоснованными и товарной выручкой от реализации. Истец, ссылаясь на Определение Верховного суда Российской Федерации от 26.12.2018 по делу № 66-АПГ18-57 указал, что в рамках регулирования тарифов на 2017 год Службой по тарифам рассмотрены выпадающие доходы общества только за 2017 год и учтены в составе необходимой валовой выручки в сумме 4 895,60 тыс. руб.

Истцом приведен расчет убытков: убытки истца за 2017 год – 142 365 170 руб. – 132 479 600 руб. = 9 885 570 руб.

Выпадающие доходы за 2015 – 14 885 870 руб. – 4 895 600 руб. = 9 990 270 руб., общий размер: 9 885 570 + 9 990 270 = 19 875 840 руб.

Истец полагает, что на стороне Иркутской области наличествует состав убытков, выраженный в причинении вреда истцу принятием необоснованного нормативного правового акта (приказа службы № 374-спр), установившего экономически необоснованную (сниженную) цену коммунального ресурса (тепловой энергии), реализованную потребителям г. Усть-Кут Иркутской области в 2017 году, что повлекло для истца убытки.

Согласно решению Иркутского областного суда от 18.07.2018 по административному делу № 3а-44/2018

ООО «ЭНЕРГОСФЕРА-ИРКУТСК» создано в результате реорганизации ООО «ЭНЕРГОСФЕРА» в форме выделения с 10.06.2013.

Как следует из материалов административного и тарифного дел и не оспаривается лицами, участвующими в деле, между администрацией муниципального образования город Усть-Кут и ООО «ЭНЕРГОСФЕРА» (предшественником ООО «ЭНЕРГОСФЕРА-ИРКУТСК») заключены концессионные соглашения:

- концессионное соглашение от 19.09.2011 № 25/11-43-КС на реконструкцию котельной ЗГР, расположенной по адресу: г. Усть-Кут, Иркутская область, ул. Советская, строение 16;

- концессионное соглашение от 30.09.2011 № 55/11-44-КС на реконструкцию котельной Лена-Восточная, расположенной по адресу: г. Усть-Кут, Иркутская область, ул. 2-я Железнодорожная, строение 15;

- концессионное соглашение от 20.02.2012 № 70/КС на реконструкцию котельной, расположенной по адресу: г. Усть-Кут, Иркутская область, ул. Осетровская, строение 1а;

Дополнительным соглашением от 15.08.2013г. №3 концессионное соглашение 20.02.2012 № 70/КС на реконструкцию котельной, расположенной по адресу: г. Усть-Кут, Иркутская область, ул. Осетровская, строение 1а, расторгнуто.

Дополнительным соглашением от 10.07.2013 к концессионным соглашениям от 19.09.2011 № 25/11-43-КС на реконструкцию котельной ЗГР, от 30.09.2011 № 55/11-44-КС на реконструкцию котельной Лена-Восточная внесены изменения в части замены концессионера  на ООО «Энергосфера-Иркутск».

Службой по тарифам Иркутской области ООО «ЭНЕРГОСФЕРА-ИРКУТСК» установлены тарифы на тепловую энергию, что нашло отражение в приказе от 09.12.2016 № 374-спр.

Решением Иркутского областного суда от 18.07.2018 признан недействующим пункт 1 приказа Службы по тарифам Иркутской области от 09.12.2016 № 374-спр в части установления тарифов для потребителей в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения, не соответствующим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не действующим в течение всего времени его применения в отношении ООО «Энергосфера-Иркутск».

Согласно указанному решению Службой по тарифам Иркутской области в рамках регулирования тарифов на 2017г. рассмотрены выпадающие доходы общества только за 2015г. и учтены в составе необходимой валовой выручки в сумме 4 895,6 тыс. руб.

Из Определения Верховного суда Российской Федерации от 26.12.2018 по делу № 66-АПГ18-57 следует, что сумма фактических расходов на 2015 год определена в размере 103 173, 9 тыс. руб. как сумма укрупненных групп затрат: остальные удельные расходы в ставке тарифа на тепловую энергию – 37 670 руб. 2 тыс. руб. (здесь допущена арифметическая ошибка при сложении затрат по всем статьям группы, всего 37 991,1 тыс. руб.); неподконтрольные расходы (44 074,3 тыс. руб.), расходы на приобретение энергетических ресурсов холодной воды и теплоносителей (21 429,5 тыс. руб.), внереализационные расходы (0,0 тыс. руб.).

Службой по тарифам Иркутской области на основании определения Верховного Суда РФ от 26.12.2018 № 66-АПГ18-57 внесены изменения в приказы № 449-спр и № 451-спр.

Согласно приказу Службы по тарифам Иркутской области от 08.40.2019 № 52-спр внесены в приложение к приказу службы по тарифам Иркутской области от 20.12.2018 года № 449-спр «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям ООО «Энергосфера-Иркутск» на территории города Усть-Кута изменение изложив строку: с 01.07.20.19 по 31.12.2019 – 3 809,63, в следующей редакции: с 01.07.2019 по 31.12.2019 – 4 175,51. (т. 2 л.д. 17).

В целях исполнения определения Верховного суда Российской Федерации от 26.12.2018 по делу № 66-АПГ18-57 на 03.04.2019 назначено заседание Правления службы по вопросу внесения соответствующих изменений в действующие приказы Службы об установлении тарифов в сфере теплоснабжения в отношении истца на территории г. Усть-Кута. К указанному заседанию Правления Службы экспертами Службы подготовлено заключение по расчету необходимой валовой выручки для формирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую ООО «Энергосфера-Иркутск» на территории г. Усть-Кута, которое 28.03.2019 направлено в адрес истца. (т. 2 л.д. 14). 

Из протокола заседания Правления службы по тарифам Иркутской области от 03.04.2019 следует, что Правлением решено внести в приложение к приказу службы по тарифам Иркутской области от 20.12.2018 № 449-спр «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям ООО «Энергосфера-Иркутск» на территории города Усть-Кута изменение, изложив строку: с 01.07.2019 по 31.12.2019 – 3 809,63 в следующей редакции: с 01.07.2019 по 31.12.2019 – 4 175,51. Внести в приложение к приказу службы по тарифам Иркутской области от 20.12.2018 № 451-спр «Об установлении долгосрочных тарифов на горячую воду в отношении ООО «Энергосфера-Иркутск», обеспечивающего горячее водоснабжение с использованием открытой системы теплоснабжения (горячего водоснабжения) на территории города Усть-Кута изменения, заменив по тексту цифры «3 809,63» цифрами «4 175,51». (т. 2 л.д. 18 оборот).

Служба по тарифам Иркутской области пояснила, что корректировка установленных тарифов осуществлена Службой в соответствии с определением Верховного суда Российской Федерации от 26.12.2018 по делу № 66-АПГ18-57, которым установлено, что при расчете тарифа на 2017 год расходы, подлежащие включению в состав тарифа, определенные методом индексации, рассчитаны Службой верно в сумме 93 260,3 тыс. руб. (абзац 6 страницы 4 Определения ВС РФ № 66-АПГ18-57); сумма выпадающих доходов за 2015 год должна быть скорректирована  в сторону увеличения с 4 895,6 тыс. руб., рассчитанных Службой, до 14 885,9 тыс. руб. определенных  экспертами в рамках судебной экспертизы (абзацы 7,8 страницы 7 Определения ВС РФ № 66-АПГ18-57.).

При таких условиях, размер необходимой валовой выручки  ООО «Энергосфера-Иркутск» на 2017 год должен был составить 142 365,3 тыс. руб. (93 260,3 тыс. руб.+ 14 885,9 тыс. руб.).

Учитывая, что Службой в рамках регулирования тарифов на 2017 год в отношении истца была установлена необходимая валовая выручка в размере 132 374,9 тыс. руб., сумма недополученных истцом доходов за указанный период составит 9 990,3 тыс. руб. (142 365,2 тыс. руб. – 132 374,9 тыс. руб.). Данная позиция изложена в Определения ВС РФ № 66-АПГ18-57. Таким образом, довод истца о том, что в Определении ВС РФ № 66-АПГ18-57 прямо указан, что размер убытков ООО «Энергосфера-Иркутск» составляет 19 875,8 тыс. руб. противоречит действительности. 

Министерством жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области в соответствии с требованиями Положения о предоставлении субсидий за счет средств областного бюджета в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг в сфере электро-, газо-, тепло- и водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утвержденных Постановление Правительства Иркутской области от 02.09.2015 № 439-пп (далее - Положение о субсидии, Постановление № 439) принято решение от 07.03.2019г. № 51 о предоставлении ООО «Энергосфера-Иркутск» в 2019г. субсидии в размере 37 311 856,83 руб.

Между Министерством жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области и ООО «Энергосфера-Иркутск» 21.3.2019 было заключено соглашение о предоставлении субсидии за счет средств областного бюджета в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг в сфере электро-, газ-, тепло- и водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод № 154 в размере 19 849 485,46 руб.

Согласно пункту 18, 19 Положения о субсидии 29.08.2019 ООО «Энергосфера-Иркутск» подало повторную заявку в министерство в связи с изменением тарифа с 3 809,63 руб./Гкал на 4 175,51 руб./Гкал с 01.07.2019 по 31.12.2019 согласно приказу Службы по тарифам Иркутской области от 08.04.2019г. № 52-спр «О внесении изменений в приказы службы по тарифам Иркутской области от 20 декабря 2018 года № 449-спр и от 20 декабря 2018 года № 451-спр».

Министерством жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области 11.10.2019 принято решение № 177 о предоставлении субсидии ООО «Энергосфера-Иркутск» в размере 40 979 297 руб.

На текущую дату министерством профинансировано (выплачена субсидия) ООО «Энергосфера-Иркутск» 19 849 485,46 руб.:

8 754 096,92 руб. (платежное поручение № 386813 от 30.04.2019);

8 462 145,11 руб. (платежное поручение № 714487 от 17.07.2019);

2 633 243,43 руб. (платежное поручение № 1114684 от 23.10.2019). Последующее причисление субсидии ООО «Энергосфера-Иркутск» будет осуществлено согласно пункту 17 Положения при предоставлении отчета. Соответственно, при предоставлении ежеквартального отчетов в частности отчета за четвертый квартал 2019 года – субсидия за 4 квартал ООО «Энергосфера-Иркутск» будет перечислена субсидия.

В настоящее время механизм возмещения убытков (межтарифной разницы) реализуется Министерством жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области посредством принятого решения № 177 с учетом приказа службы от 08.04.2019г, которым были учтены потери 2017 года, и выплат субсидии.

Согласно заявке от 31.01.2019 на предоставление субсидиии за счет средств областного бюджета в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг в сфере электро-, газо-, тепло- и водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод ООО «Энергосфера-Иркутск» просила рассмотреть заявку на  предоставление субсидиии за счет средств областного бюджета в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг в сфере электро-, газо-, тепло- и водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утвержденного Постановление Правительства Иркутской области от 02.09.2015 № 439-пп на территории Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения).

ООО «Энергосфера-Иркутск» представила расчет недополученных доходов в связи с оказанием услуг в сфере электро-, газо-, тепло- и водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, всего составило 31 161 894,91 тыс. руб.

Решением Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 07.03.2019 о предоставлении субсидиии за счет средств областного бюджета в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг в сфере электро-, газо-, тепло- и водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод принято предоставить ООО «Энергосфера-Иркутск» в 2019 году субсидию в целях возмещения недополученных доходов по услугам отоплений и горячего водоснабжения в соответствии с Положением; установить размер субсидии в объёме расчетов экономически обоснованного размера недополученных доходов, произведенных по форме, предусмотренной распоряжением Министерства от 09.10.2015 года № 198-мр «Об утверждении (установлении) отдельных форм документов, предусмотренных постановлением Правительства Иркутской области от 02.09.2015 № 439-пп» в сумме 37 311 856 руб. 83 коп.

Согласно Соглашению о предоставлении субсидии от 21.03.2019 № 154 субсидия предоставляют в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведёнными Министерству как получателю средств областного бюджета по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации на цели указанные в соглашении: в 2019 году за 2018 год – 486 178 руб. 93 коп., в 2019 году за 2019 – 19 849 485 руб. 46 коп.

Платежным поручением от 30.04.2019 № 386813 Министерство жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области перечислило денежные средства в размере 8 754 096 руб. 92 коп. ООО «Энергосфера-Иркутск» с назначением платежа «субсидия о воз.нед.дох.с ок ком.услуг соглашение 154 от 21.03.2019».

Платежным поручением от 17.07.2019 № 714487 Министерство жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области перечислило денежные средства в размере 8 462 145 руб. 11 коп. ООО «Энергосфера-Иркутск» с назначением платежа «субсидия о воз.нед.дох.с ок ком.услуг соглашение 154 от 21.03.2019».

Согласно заявке от 29.08.2019 № 439 на предоставление субсидиии за счет средств областного бюджета в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг в сфере электро-, газо-, тепло- и водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод ООО «Энергосфера-Иркутск» просила внести изменения в ранее поданную заявку ООО «Энергосфера-Иркутск» на предоставление субсидиии за счет средств областного бюджета в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг в сфере электро-, газо-, тепло- и водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, в соответствии с пунктом 18 Постановления Правительства Иркутской области от 02.09.2015 № 439-пп на территории Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения) в связи с изменением тарифа с 01.07.2019.

Решением Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 11.10.2019 о предоставлении субсидиии за счет средств областного бюджета в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг в сфере электро-, газо-, тепло- и водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод принято предоставить ООО «Энергосфера-Иркутск» в 2019 году субсидию в целях возмещения недополученных доходов по услугам отоплений и горячего водоснабжения в соответствии с Положением; установить размер субсидии в объёме расчетов экономически обоснованного размера недополученных доходов, произведенных по форме, предусмотренной распоряжением Министерства от 09.10.2015 года № 198-мр «Об утверждении (установлении) отдельных форм документов, предусмотренных постановлением Правительства Иркутской области от 02.09.2015 № 439-пп» в сумме 40 979 297 руб. 27 коп.

ООО «Энергосфера-Иркутск» представила расчет недополученных доходов в связи с оказанием услуг в сфере электро-, газо-, тепло- и водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, всего составило 34 275 182,80.

Платежным поручением от 23.10.2019 № 1114684 Министерство жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области перечислило денежные средства в размере 2 633 243 руб. 43 коп. ООО «Энергосфера-Иркутск» с назначением платежа «субсидия о воз.нед.дох.с ок ком.услуг соглашение 154 от 21.03.2019».

Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Право юридического лица на обращение в арбитражный суд с требованием о возмещении убытков, причиненных в результате издания государственным органом незаконного акта, предусмотрено статьями 16, 1064, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации. Вред возмещается в полном объеме за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Пунктом 2 названной статьи определено, что под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В соответствии с положениями статьи 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные  гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальных образованием.

Согласно статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред,  причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Отношения, возникающие в связи с исполнением концессионных соглашений, гарантии прав и законных интересов сторон концессионного соглашения, регулируются Законом о концессионных соглашениях (часть 2 статьи 1 Закона о концессионных соглашениях), часть 3 статьи 8 которого предусматривает право концедента осуществлять контроль за соблюдением концессионером условий концессионного соглашения.

Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона №115-ФЗ по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

В силу части 1.1 статьи 10 Закона №115-ФЗ в случае если при осуществлении концессионером деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, реализация концессионером производимых товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляются по регулируемым ценам (тарифам) и (или) с учетом установленных надбавок к ценам (тарифам), концессионное соглашение наряду с предусмотренными частью 1 названной статьи существенными условиями должно содержать обязательства по привлечению инвестиций в объеме, который концессионер обязуется обеспечить в целях создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения в течение всего срока действия концессионного соглашения.

Как указано в части 3 статьи 18 Закона №115-ФЗ, в случае реализации концессионером производимых товаров, выполнения работ, оказания услуг по регулируемым ценам (тарифам) или с учетом установленных надбавок к ценам (тарифам) органы в области регулирования цен (тарифов) устанавливают цены (тарифы) и надбавки к ценам (тарифам) на производимые и реализуемые концессионером товары, выполняемые работы, оказываемые услуги исходя из определенных концессионным соглашением объема инвестиций и сроков их осуществления в создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, а также в модернизацию, замену иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества, улучшение его характеристик и эксплуатационных свойств.

В соответствии с частью 5 статьи 10 Федерального закона №115-ФЗ, в случае если при осуществлении концессионером деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, реализация концессионером производимых товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляются по регулируемым ценам (тарифам) и (или) с учетом установленных надбавок к ценам (тарифам), перечень создаваемых и (или) реконструируемых в течение срока действия концессионного соглашения объектов, объем и источники инвестиций, привлекаемых для создания и (или) реконструкции этих объектов, устанавливаются в соответствии с инвестиционными программами концессионера, утвержденными в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в сфере регулирования цен (тарифов).

Как указано в части 3 статьи 18 Закона №115-ФЗ, в случае реализации концессионером производимых товаров, выполнения работ, оказания услуг по регулируемым ценам (тарифам) или с учетом установленных надбавок к ценам (тарифам) органы в области регулирования цен (тарифов) устанавливают цены (тарифы) и надбавки к ценам (тарифам) на производимые и реализуемые концессионером товары, выполняемые работы, оказываемые услуги исходя из определенных концессионным соглашением объема инвестиций и сроков их осуществления в создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, а также в модернизацию, замену иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества, улучшение его характеристик и эксплуатационных свойств.

В соответствии с пунктами 4, 5, 5.1 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении регулированию подлежат, в частности, тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов; тарифы на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям; тарифы на горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения).

Полномочиями на установление тарифов на тепловую энергию (мощность) и горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (пункт 1 части 2 статьи 5, пункт 1 части 3 статьи 7 и пункты 4, 5, 5.1 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении).

На территории Иркутской области полномочия по регулированию тарифов в сфере теплоснабжения реализует Служба по тарифам Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 07.06.2012г. №303-пп).

Согласно решению Иркутского областного суда от 18.07.2018 по административному делу № 3а-44/2018 ООО «ЭНЕРГОСФЕРА-ИРКУТСК» создано в результате реорганизации ООО «ЭНЕРГОСФЕРА» в форме выделения с 10.06.2013.

Как следует из материалов административного и тарифного дел и не оспаривается лицами, участвующими в деле, между администрацией муниципального образования город Усть-Кут и ООО «ЭНЕРГОСФЕРА» (предшественником ООО «ЭНЕРГОСФЕРА-ИРКУТСК») заключены концессионные соглашения:

- концессионное соглашение от 19.09.2011 № 25/11-43-КС на реконструкцию котельной ЗГР, расположенной по адресу: г. Усть-Кут, Иркутская область, ул. Советская, строение 16;

- концессионное соглашение от 30.09.2011 № 55/11-44-КС на реконструкцию котельной Лена-Восточная, расположенной по адресу: г. Усть-Кут, Иркутская область, ул. 2-я Железнодорожная, строение 15;

- концессионное соглашение от 20.02.2012 № 70/КС на реконструкцию котельной, расположенной по адресу: г. Усть-Кут, Иркутская область, ул. Осетровская, строение 1а;

Дополнительным соглашением от 15.08.2013г. №3 концессионное соглашение 20.02.2012 № 70/КС на реконструкцию котельной, расположенной по адресу: г. Усть-Кут, Иркутская область, ул. Осетровская, строение 1а, расторгнуто.

Дополнительным соглашением от 10.07.2013 к концессионным соглашениям от 19.09.2011 № 25/11-43-КС на реконструкцию котельной ЗГР, от 30.09.2011 № 55/11-44-КС на реконструкцию котельной Лена-Восточная внесены изменения в части замены концессионера  на ООО «Энергосфера-Иркутск».

Службой по тарифам Иркутской области ООО «ЭНЕРГОСФЕРА-ИРКУТСК» установлены тарифы на тепловую энергию, что нашло отражение в приказе от 09.12.2016 № 374-спр.

Решением Иркутского областного суда от 18.07.2018 признан недействующим пункт 1 приказа Службы по тарифам Иркутской области от 09.12.2016 № 374-спр в части установления тарифов для потребителей в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения, не соответствующим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не действующим в течение всего времени его применения в отношении ООО «Энергосфера-Иркутск».

Согласно указанному решению Службой по тарифам Иркутской области в рамках регулирования тарифов на 2017г. рассмотрены выпадающие доходы общества только за 2015г. и учтены в составе необходимой валовой выручки в сумме 4 895,6 тыс. руб.

Службой по тарифам Иркутской области на основании определения Верховного Суда РФ от 26.12.2018 № 66-АПГ18-57 внесены изменения в приказы № 449-спр и № 451-спр.

Из Определения Верховного суда Российской Федерации от 26.12.2018 по делу № 66-АПГ18-57 следует, что сумма фактических расходов на 2015 год определена в размере 103 173, 9 тыс. руб. как сумма укрупненных групп затрат: остальные удельные расходы в ставке тарифа на тепловую энергию – 37 670 руб. 2 тыс. руб. (здесь допущена арифметическая ошибка при сложении затрат по всем статьям группы, всего 37 991,1 тыс. руб.); неподконтрольные расходы (44 074,3 тыс. руб.), расходы на приобретение энергетических ресурсов холодной воды и теплоносителей (21 429,5 тыс. руб.), внереализационные расходы (0,0 тыс. руб.).

Службой по тарифам Иркутской области на основании определения Верховного Суда РФ от 26.12.2018 № 66-АПГ18-57 внесены изменения в приказы № 449-спр и № 451-спр.

Согласно приказу Службы по тарифам Иркутской области от 08.40.2019 № 52-спр внесены в приложение к приказу службы по тарифам Иркутской области от 20.12.2018 года № 449-спр «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям ООО «Энергосфера-Иркутск» на территории города Усть-Кута изменение изложив строку: с 01.07.2019 по 31.12.2019 – 3 809,63, в следующей редакции: с 01.07.2019 по 31.12.2019 – 4 175,51. (т. 2 л.д. 17).

В целях исполнения определения Верховного суда Российской Федерации от 26.12.2018 по делу № 66-АПГ18-57 на 03.04.2019 назначено заседание Правления службы по вопросу внесения соответствующих изменений в действующие приказы Службы об установлении тарифов в сфере теплоснабжения в отношении истца на территории г. Усть-Кута. К указанному заседанию Правления Службы экспертами Службы подготовлено заключение по расчету необходимой валовой выручки для формирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую ООО «Энергосфера-Иркутск» на территории г. Усть-Кута, которое 28.03.2019 направлено в адрес истца. (т. 2 л.д. 14).

Из протокола заседания Правления службы по тарифам Иркутской области от 03.04.2019 следует, что Правлением решено внести в приложение к приказу службы по тарифам Иркутской области от 20.12.2018 № 449-спр «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям ООО «Энергосфера-Иркутск» на территории города Усть-Кута изменение, изложив строку: с 01.07.2019 по 31.12.2019 – 3 809,63 в следующей редакции: с 01.07.2019 по 31.12.2019 – 4 175,51. Внести в приложение к приказу службы по тарифам Иркутской области от 20.12.2018 № 451-спр «Об установлении долгосрочных тарифов на горячую воду в отношении ООО «Энергосфера-Иркутск», обеспечивающего горячее водоснабжение с использованием открытой системы теплоснабжения (горячего водоснабжения) на территории города Усть-Кута изменения, заменив по тексту цифры «3 809,63» цифрами «4 175,51». (т. 2 л.д. 18 оборот).

Служба по тарифам Иркутской области пояснила, что корректировка установленных тарифов осуществлена Службой в соответствии с определением Верховного суда Российской Федерации от 26.12.2018 по делу № 66-АПГ18-57, которым установлено, что при расчете тарифа на 2017 год расходы, подлежащие включению в состав тарифа, определенные методом индексации, рассчитаны Службой верно в сумме 93 260,3 тыс. руб. (абзац 6 страницы 4 Определения ВС РФ № 66-АПГ18-57); сумма выпадающих доходов за 2015 год должна быть скорректирована в сторону увеличения с 4 895,6 тыс. руб., рассчитанных Службой, до 14 885,9 тыс. руб. определенных экспертами в рамках судебной экспертизы (абзацы 7,8 страницы 7 Определения ВС РФ № 66-АПГ18-57.).

При таких условиях, размер необходимой валовой выручки  ООО «Энергосфера-Иркутск» на 2017 год должен был составить 142 365,3 тыс. руб. (93 260,3 тыс. руб.+ 14 885,9 тыс. руб.).

Учитывая, что Службой в рамках регулирования тарифов на 2017 год в отношении истца была установлена необходимая валовая выручка в размере 132 374,9 тыс. руб., сумма недополученных истцом доходов за указанный период составит 9 990,3 тыс. руб. (142 365,2 тыс. руб. – 132 374,9 тыс. руб.). Данная позиция изложена в Определения ВС РФ № 66-АПГ18-57. Таким образом, довод истца о том, что в Определении ВС РФ № 66-АПГ18-57 прямо указан, что размер убытков ООО «Энергосфера-Иркутск» составляет 19 875,8 тыс. руб. противоречит действительности.

В целях исполнения Определения ВС РФ № 66-АПГ18-57 на 3 апреля 2019 года назначено заседание Правления Службы по вопросу внесения соответствующих изменений в действующие приказы Службы об установлении тарифов в сфере теплоснабжения в отношении Истца на территории г. Усть-Кута. К указанному заседанию Правления Службы экспертами Службы подготовлено заключение по расчёту необходимой валовой выручки для формирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую ООО «Энергосфера-Иркутск» на территории г. Усть-Кута, которое 28 марта 2019 года направлено в адрес Истца.

Корректировка установленных тарифов осуществлена Службой в соответствии с Определением ВС РФ № 66-АПГ18-57, которым установлено следующее:

-  при расчете тарифа на 2017 год расходы, подлежащие включению в состав тарифа, определенные методом индексации, рассчитаны Службой верно в сумме 93 260,3 тыс. руб.;

-  сумма выпадающих доходов за 2015 год должна быть скорректирована в сторону увеличения с 4 895,6 тыс. руб., рассчитанных Службой, до 14 885,9 тыс. руб. -определенных экспертами в рамках судебной экспертизы.

При таких условиях, размер необходимой валовой выручки ООО «Энергосфера-Иркутск» на 2017 год должен был составить 142 365,2 тыс. руб. (93 260,3 тыс. руб. + 14 885,9 тыс. руб.).

Учитывая, что Службой в рамках регулирования тарифов на 2017 год в отношении Истца была установлена необходимая валовая выручка в размере 132 374,9 тыс. руб., сумма недополученных Истцом доходов за указанный период составит 9 990,3 тыс. руб. (142 365,2 тыс. руб. - 132 374,9 тыс. руб.).

В части размера заявленных убытков служба по тарифам отмечает, что истцом указанная величина получена путем суммирования:

-  разницы между размером необходимой валовой выручки за 2017 год, определенной в рамках судебной экспертизы и определенной Службой (9 885,6 тыс. руб.);

-  разницы между размером выпадающих доходов ООО «Энергосфера-Иркутск» за 2015 год, определенными аналогичным образом (9 990,3 тыс. руб.).

То есть истец просит учесть дважды одну и ту же величину, а именно - выпадающие доходы ООО «Энергосфера-Иркутск» за 2015 год, которые в свою очередь формируют разницу в размере необходимой валовой выручки регулируемой организации за 2017 год.

Различие двух вышеобозначенных величин (9 885,6 тыс. руб. и 9 990,3 тыс. руб.) обусловлено ошибкой в указании размера необходимой валовой выручки, рассчитанной Службой, допущенной при расчете убытков за 2017 год. Размер данного показателя равен 132 374,9 тыс. руб., а не 132 479,6 тыс. руб. как указал Истец. Указанная ошибка зафиксирована в судебных актах по делу № За-44/2018 и сложилась за счет того, что при подсчете экспертами необходимой валовой выручки, определенной Службой за 2017 год, в таблице 6 на странице 34 заключения экспертов к расходам, прибыли и выпадающим доходам регулируемой организации экспертами суммирован размер индекса потребительских цен (104,7).

Министерством жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области в соответствии с требованиями Положения о предоставлении субсидий за счет средств областного бюджета в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг в сфере электро-, газо-, тепло- и водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утвержденных Постановление Правительства Иркутской области от 02.09.2015 № 439-пп (далее - Положение о субсидии, Постановление № 439) принято решение от 07.03.2019г. № 51 о предоставлении ООО «Энергосфера-Иркутск» в 2019г. субсидии в размере 37 311 856,83 руб.

Между Министерством жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области и ООО «Энергосфера-Иркутск» 21.03.2019 было заключено соглашение о предоставлении субсидии за счет средств областного бюджета в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг в сфере электро-, газ-, тепло- и водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод № 154 в размере 19 849 485,46 руб.

Согласно пункту 18, 19 Положения о субсидии 29.08.2019 ООО «Энергосфера-Иркутск» подало повторную заявку в министерство в связи с изменением тарифа с 3 809,63 руб./Гкал на 4 175,51 руб./Гкал с 01.07.2019 по 31.12.2019 согласно приказу Службы по тарифам Иркутской области от 08.04.2019г. № 52-спр «О внесении изменений в приказы службы по тарифам Иркутской области от 20 декабря 2018 года № 449-спр и от 20 декабря 2018 года № 451-спр».

Министерством жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области 11.10.2019 принято решение № 177 о предоставлении субсидии ООО «Энергосфера-Иркутск» в размере 40 979 297 руб.

На текущую дату министерством профинансировано (выплачена субсидия) ООО «Энергосфера-Иркутск» 19 849 485,46 руб.:

8 754 096,92 руб. (платежное поручение № 386813 от 30.04.2019);

8 462 145,11 руб. (платежное поручение № 714487 от 17.07.2019);

2 633 243,43 руб. (платежное поручение № 1114684 от 23.10.2019).

Последующее причисление субсидии ООО «Энергосфера-Иркутск» будет осуществлено согласно пункту 17 Положения при предоставлении отчета. Соответственно, при предоставлении ежеквартального отчетов в частности отчета за четвертый квартал 2019 года – субсидия за 4 квартал ООО «Энергосфера-Иркутск» будет перечислена субсидия.

В настоящее время механизм возмещения убытков (межтарифной разницы) реализуется Министерством жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области посредством принятого решения № 177 с учетом приказа службы от 08.04.2019г, которым были учтены потери 2017 года, и выплат субсидии.

Согласно заявке от 31.01.2019 на предоставление субсидиии за счет средств областного бюджета в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг в сфере электро-, газо-, тепло- и водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод ООО «Энергосфера-Иркутск» просила рассмотреть заявку на  предоставление субсидиии за счет средств областного бюджета в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг в сфере электро-, газо-, тепло- и водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утвержденного Постановление Правительства Иркутской области от 02.09.2015 № 439-пп на территории Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения).

ООО «Энергосфера-Иркутск» представила расчет недополученных доходов в связи с оказанием услуг в сфере электро-, газо-, тепло- и водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, всего составило 31 161 894,91.

Решением Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 07.03.2019 о предоставлении субсидиии за счет средств областного бюджета в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг в сфере электро-, газо-, тепло- и водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод принято предоставить ООО «Энергосфера-Иркутск» в 2019 году субсидию в целях возмещения недополученных доходов по услугам отоплений и горячего водоснабжения в соответствии с Положением; установить размер субсидии в объёме расчетов экономически обоснованного размера недополученных доходов, произведенных по форме, предусмотренной распоряжением Министерства от 09.10.2015 года № 198-мр «Об утверждении (установлении) отдельных форм документов, предусмотренных постановлением Правительства Иркутской области от 02.09.2015 № 439-пп» в сумме 37 311 856 руб. 83 коп.

Согласно Соглашению о предоставлении субсидии от 21.03.2019 № 154 субсидия предоставляют в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведёнными Министерству как получателю средств областного бюджета по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации на цели указанные в соглашении: в 2019 году за 2018 год – 486 178 руб. 93 коп., в 2019 году за 2019 – 19 849 485 руб. 46 коп.

Платежным поручением от 30.04.2019 № 386813 Министерство жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области перечислило денежные средства в размере 8 754 096 руб. 92 коп. ООО «Энергосфера-Иркутск» с назначением платежа «субсидия о воз.нед.дох.с ок ком.услуг соглашение 154 от 21.03.2019».

Платежным поручением от 17.07.2019 № 714487 Министерство жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области перечислило денежные средства в размере 8 462 145 руб. 11 коп. ООО «Энергосфера-Иркутск» с назначением платежа «субсидия о воз.нед.дох.с ок ком.услуг соглашение 154 от 21.03.2019».

Согласно заявке от 29.08.2019 № 439 на предоставление субсидиии за счет средств областного бюджета в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг в сфере электро-, газо-, тепло- и водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод ООО «Энергосфера-Иркутск» просила внести изменения в ранее поданную заявку ООО «Энергосфера-Иркутск» на предоставление субсидиии за счет средств областного бюджета в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг в сфере электро-, газо-, тепло- и водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, в соответствии с пунктом 18 Постановления Правительства Иркутской области от 02.09.2015 № 439-пп на территории Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения) в связи с изменением тарифа с 01.07.2019.

Решением Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 11.10.2019 о предоставлении субсидиии за счет средств областного бюджета в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг в сфере электро-, газо-, тепло- и водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод принято предоставить ООО «Энергосфера-Иркутск» в 2019 году субсидию в целях возмещения недополученных доходов по услугам отоплений и горячего водоснабжения в соответствии с Положением; установить размер субсидии в объёме расчетов экономически обоснованного размера недополученных доходов, произведенных по форме, предусмотренной распоряжением Министерства от 09.10.2015 года № 198-мр «Об утверждении (установлении) отдельных форм документов, предусмотренных постановлением Правительства Иркутской области от 02.09.2015 № 439-пп» в сумме 40 979 297 руб. 27 коп.

ООО «Энергосфера-Иркутск» представила расчет недополученных доходов в связи с оказанием услуг в сфере электро-, газо-, тепло- и водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, всего составило 34 275 182,80.

Платежным поручением от 23.10.2019 № 1114684 Министерство жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области перечислило денежные средства в размере 2 633 243 руб. 43 коп. ООО «Энергосфера-Иркутск» с назначением платежа «субсидия о воз.нед.дох.с ок ком.услуг соглашение 154 от 21.03.2019».

Исходя из системного анализа положений, установленных статьями 16, 1064, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, следует, что для возмещения убытков, причиненных вследствие неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств, в том числе из обязательств вследствие причинения вреда, необходимо наличие совокупности следующих условий: причинение вреда, противоправное поведение причинителя вреда, причинная связь между противоправным поведением и наступлением вреда, вина причинителя вреда.

Применительно к правовому характеру настоящего спора в соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец должен доказать наличие четырех квалифицирующих признаков, позволяющих суду принять решение о возмещении ему убытков: факт нарушения его права; факт причинения убытков и их размер; наличие причинной связи между допущенным нарушением и возникшими убытками; факт принятия мер к предотвращению убытков (статья 1083 Гражданского Кодекса РФ).

Только совокупность всех данных признаков позволяет принять решение о взыскании убытков, в том числе, с государственного или муниципального органа. И напротив, отсутствие хотя бы одного из элементов, не может привести к наступлению для публичного субъекта гражданско-правовой ответственности в виде возмещения убытков.

Согласно части 1 статьи 65, статьи 68 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.

Таким образом, даже установленный факт нарушения органом власти требований законодательства, сам по себе не может являться достаточным и необходимым для удовлетворения требования о взыскании с него убытков.

Из представленных в материалы дела доказательств следует, что Службой в рамках регулирования тарифов на 2017 год в отношении истца была установлена необходимая валовая выручка в размере 132 374,9 тыс. руб., сумма недополученных истцом доходов за указанный период составит 9 990,3 тыс. руб. (142 365,2 тыс. руб. – 132 374,9 тыс. руб.). Данная позиция изложена в Определения ВС РФ № 66-АПГ18-57. Таким образом, довод истца о том, что в Определении ВС РФ № 66-АПГ18-57 прямо указан, что размер убытков ООО «Энергосфера-Иркутск» составляет 19 875,8 тыс. руб. противоречит действительности.

Из представленных Министерством жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области в материалы дела доказательств следует, что Министерством жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области в соответствии с требованиями Положения о предоставлении субсидий за счет средств областного бюджета в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг в сфере электро-, газо-, тепло- и водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утвержденных Постановление Правительства Иркутской области от 02.09.2015 № 439-пп (далее - Положение о субсидии, Постановление № 439) принято решение от 07.03.2019г. № 51 о предоставлении ООО «Энергосфера-Иркутск» в 2019г. субсидии в размере 37 311 856,83 руб.

Между Министерством жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области и ООО «Энергосфера-Иркутск» 21.3.2019 было заключено соглашение о предоставлении субсидии за счет средств областного бюджета в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг в сфере электро-, газ-, тепло- и водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод № 154 в размере 19 849 485,46 руб.

Согласно пункту 18, 19 Положения о субсидии 29.08.2019 ООО «Энергосфера-Иркутск» подало повторную заявку в министерство в связи с изменением тарифа с 3 809,63 руб./Гкал на 4 175,51 руб./Гкал с 01.07.2019 по 31.12.2019 согласно приказу Службы по тарифам Иркутской области от 08.04.2019г. № 52-спр «О внесении изменений в приказы службы по тарифам Иркутской области от 20 декабря 2018 года № 449-спр и от 20 декабря 2018 года № 451-спр».

Министерством жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области 11.10.2019 принято решение № 177 о предоставлении субсидии ООО «Энергосфера-Иркутск» в размере 40 979 297 руб.

На текущую дату министерством профинансировано (выплачена субсидия) ООО «Энергосфера-Иркутск» 19 849 485,46 руб.:

8 754 096,92 руб. (платежное поручение № 386813 от 30.04.2019);

8 462 145,11 руб. (платежное поручение № 714487 от 17.07.2019);

2 633 243,43 руб. (платежное поручение № 1114684 от 23.10.2019).

Последующее причисление субсидии ООО «Энергосфера-Иркутск» будет осуществлено согласно пункту 17 Положения при предоставлении отчета. Соответственно, при предоставлении ежеквартального отчетов в частности отчета за четвертый квартал 2019 года – субсидия за 4 квартал ООО «Энергосфера-Иркутск» будет перечислена субсидия.

В настоящее время механизм возмещения убытков (межтарифной разницы) реализуется Министерством жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области посредством принятого решения № 177 с учетом приказа службы от 08.04.2019г, которым были учтены потери 2017 года (в который были заложены 2015г.), и выплат субсидии.

Указанный факт истцом не оспаривается. Перечисленные тарифные решения, оформленные соответствующими ненормативными правовыми актами в указанной части никем не оспорены, являются действующими.

Таким образом,  заявленные и документально и экономически обоснованные расходы истца в полном объёме учтены в ходе соответствующего тарифного регулирования, доказательств обратного суду не представлено.

Суд не соглашается с доводами ответчика о пропуске истцом срока исковой давности, поскольку им обжаловались решения Службы по тарифам, решение принято Иркутским областным судом 18.07.2018, Верховным судом Российской Федерации вынесено определение от 26.12.2018.

С учетом изложенного, суд не находит правовых оснований для удовлетворения исковых требований.

В соответствии с частью 1 статьи 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, арбитражным судом разрешаются вопросы распределения судебных расходов, к каковым в силу статьи 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится и государственная пошлина.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации размер государственной пошлины по первоначально заявленному иску составляет 2 000 руб. 00 коп.

Истцом при подаче искового заявления в арбитражный суд платежным поручением № 593 от 18.04.2018 уплачена государственная пошлина в размере 6 000 руб. 00 коп.

Впоследствии иск увеличен до 19 875 840 руб.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации размер государственной пошлины при уточненной цене иска составляет 122 379 руб. 20 коп.

Частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Поскольку в удовлетворении исковых требований отказано, расходы по государственной пошлине относит на истца, с истца подлежит взысканию в доход федерального бюджета неоплаченная истцом государственная пошлина в размере 116 379 руб.

Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

РЕШИЛ:

в удовлетворении исковых требований отказать.

Взыскать с ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ЭНЕРГОСФЕРА-ИРКУТСК» в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 116 379 руб.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Иркутской области.

Судья                                                                                                              А.Ф. Ханафина