ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-5196/14 от 04.08.2015 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, д. 36А, тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск                                                                                                 Дело  №А19-5196/2014

04.08.2015 г.

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании  04.08.2015 года.

Решение  в полном объеме изготовлено   04.08.2015 года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Зволейко О.Л., при ведении протокола судебного заседания секретарем Ломаш Е.С. рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению  

Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области (межрайонное) (ОГРН <***>, место нахождения: 669001, <...>)

к ОБЛАСТНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ БЮДЖЕТНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "ОБЛАСТНАЯ БОЛЬНИЦА № 2" (ОГРН <***>, место нахождения: 669001, <...>)

о взыскании 160 138 руб. 20 коп.,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1 (паспорт, доверенность от 12.01.2015),

от ответчика: ФИО2 (паспорт, доверенность от 29.07.2015),

в судебном заседании 29.07.2015 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 10 час. 20 мин. 04.08.2015, о чем размещена информация на официальном интернет-сайте Арбитражного суда Иркутской области;

установил:

Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области (межрайонное) (далее – Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением  к ОБЛАСТНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ БЮДЖЕТНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "ОБЛАСТНАЯ БОЛЬНИЦА № 2" (далее учреждение, ответчик) о взыскании штрафных санкций в размере 160 138 руб. 20 коп.

Представитель Пенсионного фонда заявленные требования о взыскании с ответчика штрафных санкций поддержал.

Представитель ответчика заявленные требования не признал, после приостановления производства по делу письменный отзыв не представил.

Как следует из материалов дела, камеральной проверкой, проведенной Пенсионным фондом, установлено, что Областным государственным бюджетным учреждением здравоохранения «Эхирит-Булагатская районная больница» (правопреемник ОГБУЗ «Областная больница №2») нарушен срок представления индивидуальных сведений за 3 квартал 2013г., необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, установленный статьей 11 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Федеральный закон от 01.04.1996г. №27-ФЗ). 

По результатам проверки составлен акт от 21.11.2013 №26, принято решение от 19.12.2013г. №106/14, согласно которому Областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Эхирит-Булагатская районная больница» (правопреемник ОГБУЗ «Областная больница №2») привлечено к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996г. №27-ФЗ в виде штрафа в размере 160 138 руб. 20 коп. (1 601 382 руб. 03 коп. * 10%).

Поскольку требование от 17.01.2014г. №6 об уплате суммы штрафа, направленное в адрес Областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Эхирит-Булагатская районная больница», в установленный срок не исполнено, Пенсионный фонд обратился за взысканием штрафа в судебном порядке.

Производство по настоящему делу №А19-5196/2014 было приостановлено до вступления в законную силу судебного акта Арбитражного суда Иркутской области по делу №А19-5200/2014.

Ознакомившись с письменными доказательствами, выслушав представителей сторон,  суд приходит к выводу о том, что заявленное требование удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

Согласно статьям 11, 15 Федерального закона от 01.04.1996г. №27-ФЗ 
при реорганизации страхователя - юридического лица он представляет сведения, предусмотренные пунктами 2 и 2.1 настоящей статьи, в течение одного месяца со дня утверждения передаточного акта (разделительного баланса), но не позднее дня представления в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов для государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации. В случае реорганизации страхователя - юридического лица в форме присоединения к другому юридическому лицу он представляет сведения об уволенных работниках не позднее дня представления в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

В соответствии с абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996г. №27-ФЗ
(в редакции, действовавшей до 01.01.2014), за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных
и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции
в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд РФ. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда РФ
в судебном порядке.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц Областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Эхирит-Булагатская районная больница" прекратило свою деятельность 28.08.2013г. при реорганизации в форме присоединения к областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Областная больница № 2".

В отсутствие в Федеральном законе от 01.04.1996г. №27-ФЗ
норм, регулирующих спорные правоотношения, подлежат применению положения Налогового кодекса Российской Федерации по аналогии к рассматриваемым правоотношениям.

В соответствии с пунктом 2 статьи 50 Налогового кодекса Российской Федерации на правопреемника реорганизованного юридического лица возлагается также обязанность по уплате причитающихся сумм штрафов, наложенных на юридическое лицо за совершение налоговых правонарушений до завершения его реорганизации.

Как следует из материалов дела, сведения, предусмотренные ст. 11  Федерального закона от 01.04.1996г. №27-ФЗ  поданы 21.11.2013, то есть после реорганизации 28.08.2013 Областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Эхирит-Булагатская районная больница" в форме присоединения к областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Областная больница № 2".

Согласно решению Пенсионного фонда от 19.12.2013 №106/14 к ответственности на основании абзаца 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996г. №27-ФЗ 
в виде штрафа в размере 160 138 руб. 20 коп. привлечено Областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Эхирит-Булагатская районная больница".

При этом в решении Пенсионного фонда указаны регистрационный номер в органе контроля за уплатой страховых взносов - 048106000439, ИНН <***> реорганизованного юридического лица - Областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Эхирит-Булагатская районная больница".

Таким образом, решение Пенсионного фонда принято после завершения реорганизации и вынесено в отношении юридического лица, прекратившего свою деятельность. Обязанность по уплате суммы штрафных санкций на Областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Областная больница № 2" как на правопреемника возложена быть не может.

Согласно статье 1 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования"  (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ) настоящий Федеральный закон регулирует, в том числе, отношения, возникающие в процессе привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

В соответствии с пунктом 16 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ в случае реорганизации плательщика страховых взносов - организации уплата страховых взносов, а также представление расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам осуществляются его правопреемником (правопреемниками) независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом обязательств по уплате страховых взносов.

Таким образом, данная норма Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ не устанавливает ответственность правопреемника за правонарушения, совершенные правопредшественником. Она предусматривает переход к правопреемнику обязанности правопредшественника уплатить страховые взносы, а также представить расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам. Таким образом, данные положения соответствуют нормам Гражданского кодекса РФ о переходе к правопреемнику тех прав и обязанностей, которые имелись у правопредшественника до момента завершения процедуры его реорганизации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 40 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, нарушением законодательства Российской Федерации о страховых взносах признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) плательщика страховых взносов, за которое настоящим Федеральным законом установлена ответственность.

Согласно пункту 1 статьи 41 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ ответственность за совершение правонарушений несут организации, индивидуальные предприниматели и физические лица в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ не предусматривает ответственности лица за правонарушение, которое оно не совершало, то есть ответственности при отсутствии вины.

Материалами проверки не подтверждается, что в отношении ответчика по настоящему делу - Областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Областная больница № 2" была установлена вина в несвоевременном представлении сведений за 3 квартал 2013г., необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, установленных статьей 11 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ по страхователю - Областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Эхирит-Булагатская районная больница».

При таких обстоятельствах у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных требований о взыскании штрафных санкций.  

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

в удовлетворении требований отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвертый арбитражный апелляционный суд  в срок не позднее одного месяца со дня принятия решения.

Судья                                                                                                        О.Л. Зволейко