ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-5241/13 от 04.06.2013 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99.

1 судебный состав по рассмотрению дел о несостоятельности (банкротстве):

ул. Дзержинского, д. 36А, 664011, Иркутск; тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761.

Е-mail: info@irkutsk.arbitr.ru; http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск Дело №  А19-5241/2013

« 04 » июня 2013 года

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании   4 июня 2013 года.

Полный текст решения изготовлен   4 июня 2013 года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Шульги Н. О.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Акопян Е. Г.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению арбитражного управляющего Артемьева Ивана Николаевича

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области

о признании действий незаконными и обязании устранить допущенные нарушения

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя: Артемьев И. Н., паспорт; представитель Малыгина Е. А., паспорт,

от ответчика: представитель по доверенности – Удовиченко Т. И., паспорт,

установил:

арбитражный управляющий Артемьев Иван Николаевич (далее – заявитель, Артемьев И. Н.) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением:

- о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области выразившихся в отказе в предоставлении выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «УправДом» (ОГРН 1093847000708, ИНН 3823032740, КПП 382301001, юридический адрес: 665737, Иркутская область, Братский район, г. Вихоревка, мкр. Звездный, 15);

- об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области устранить допущенные нарушения прав Артемьева Ивана Николаевича и выдать ему выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «УправДом» (ОГРН 1093847000708, ИНН 3823032740, КПП 382301001, юридический адрес: 665737, Иркутская область, Братский район, г. Вихоревка, мкр. Звездный, 15);

- о взыскании с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области расходов по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей, а также представительских расходов в размере 15000 рублей.

Артемьев и его представитель в судебном заседании заявленные требования поддержали, повторив доводы, изложенные в заявлении и дополнении к нему.

Представитель ответчика с заявленными требованиями не согласилась, представила отзыв по делу.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.

Как следует из материалов дела и установлено арбитражным судом, 26.02.2013 временный управляющий ООО «УК «УправДом» Артемьев И. Н. обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области (далее - Управление Росреестра по Иркутской области) с запросом о предоставлении сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимого имущества за период с 01.01.2008 по 26.02.2013.

Артемьевым И. Н. при обращении были предъявлены паспорт гражданина РФ и определение Арбитражного суда Иркутской области от 22.10.2012 по делу № А19-5241/2013 о введении процедуры наблюдения. Соответствующая выписка Управлением Росреестра по Иркутской области была подготовлена.

01.03.2013 Артемьев И. Н. обратился в Управление Росреестра по Иркутской области за получением выписки, однако поскольку у него отсутствовал паспорт гражданина РФ, данная выписка ему не была выдана.

01.03.2013 Артемьевым И.Н. на имя руководителя Управления Росреестра по Иркутской области было написано обращение о выдаче выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на основании заграничного паспорта.

19.03.2013 Управлением Росреестра по Иркутской области в адрес Артемьева был направлен ответ (исх. № 14-5774), которым разъяснено, что в соответствии с Положением «О паспорте гражданина РФ» (далее - Положение о паспорте), утвержденным постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 № 828, основным документом, удостоверяющим личность гражданина РФ на территории РФ, является паспорт гражданина РФ, при предъявлении которого возможно получение выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Считая отказ Управления Росреестра по Иркутской области в выдаче выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, не соответствующим действующему законодательству и нарушающим его права и законные интересы в области предпринимательской и иной экономической деятельности Артемьев обратился в суд с настоящим заявлением.

Исследовав представленные в дело доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, и оценив их в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к следующим выводам.

Согласно пункту 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 4 статьи 200 названного Кодекса предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, в силу вышеприведенных правовых норм основанием для принятия судом решения о признании действий незаконными является одновременно как несоответствие данных действий закону или иному нормативному правовому акту, так и нарушение таким действием прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 7 статьи 7 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон о регистрации), орган нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав (Минэкономразвития РФ) устанавливает порядок предоставления сведений, содержащихся в ЕГРП, в том числе, перечень документов, прилагаемых к запросу о предоставлении указанных в пункте 3 настоящей статьи сведений, и способы их представления в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав.

Как следует из пункта 3 статьи 7 Закона о регистрации обобщенные сведения о правах отдельного лица на имеющиеся или имевшиеся у него объекты недвижимости являются сведениями ограниченного доступа и предоставляются только предусмотренному данной нормой кругу лиц и, в частности, арбитражному управляющему в деле о банкротстве в отношении принадлежащих соответствующему должнику объектов недвижимого имущества.

Согласно пункту 17 приказа Минэкономразвития РФ от 14.05.2010 № 180 «Об установлении порядка предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним» к запросу о предоставлении сведений ограниченного доступа прилагаются в том числе, следующие документы:

- копии страниц документа, удостоверяющего личность заявителя, с данными о дате выдачи и выдавшем документ органе, сведениями о заявителе в объеме сведений, предусмотренных в запросе (для заявителя - физического лица, являющегося правообладателем, его законным представителем, лицом, имеющим право на наследование имущества правообладателя по закону или завещанию, лицом, получившим доверенность от правообладателя, залогодержателем, арбитражным управляющим);

- надлежащим образом заверенная копия вступившего в законную силу определения арбитражного суда об утверждении арбитражного управляющего (для заявителя - арбитражного управляющего).

Не требуется представление указанных в настоящем пункте копий документов, если запрос и прилагаемые к нему документы представлены в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, заявителем (его представителем) лично с предъявлением оригиналов таких документов.

Таким образом, необоснованными являются доводы заявителя о том, что в нормативных правовых актах отсутствуют требования о предоставлении сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на основании паспорта.

Судом установлено, что Артемьев И.Н. обратился в Управление лично, предъявив специалисту Управления паспорт гражданина РФ и определение Арбитражного суда Иркутской области от 22.10.2012.

Как указывалось выше, в соответствии с Положением о паспорте - паспорт гражданина РФ является основным документом, удостоверяющим личность гражданина РФ на территории РФ.

Суд соглашается с доводом заявителя о том, что паспорт гражданина РФ не является единственным документов удостоверяющим личность. Однако довод Артемьева о том, что на сегодняшний день отсутствуют нормативно-правовые акты, четко закрепляющие перечень документов удостоверяющих личность, суд отклоняет как необоснованный.

Так, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.12.1997 № 1508 «Об утверждении Положения о паспорте моряка» паспорт моряка является документом, удостоверяющим личность его владельца, как за пределами Российской Федерации, так и в пределах Российской Федерации.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 12.02.2003 № 91 «Об удостоверении личности военнослужащего Российской Федерации» удостоверение личности военнослужащего Российской Федерации является документом, удостоверяющим личность и правовое положение военнослужащего Российской Федерации.

Приказом Министра обороны РФ от 19.11.2007 № 500 «О мерах по выполнению в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 № 719» (вместе с «Инструкцией по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан Российской Федерации», «Порядком проведения смотров-конкурсов на лучшую организацию осуществления воинского учета, проводимых органами военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации, военными комиссариатами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления») установлено, что военный билет солдата, матроса, сержанта, старшины, прапорщика и мичмана (далее именуется - военный билет) является основным документом персонального воинского учета, удостоверяющим личность и правовое положение военнослужащего, а для граждан, пребывающих в запасе, - его отношение к исполнению воинской обязанности.

В соответствии с Федеральным законом от 19.02.1993 № 4528-1 «О беженцах» лицу, признанному беженцем и достигшему возраста восемнадцати лет, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо его территориальным органом выдается удостоверение установленной формы. Удостоверение является документом, удостоверяющим личность лица, признанного беженцем.

В силу статьи 41.1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» служебное удостоверение является документом, подтверждающим личность прокурорского работника, его классный чин и должность. Служебные удостоверения прокуроров подтверждают их право на ношение и хранение боевого ручного стрелкового оружия и специальных средств, иные права и полномочия, предоставленные прокурорам настоящим Федеральным законом.

В тоже время, статьей 7 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» установлено, что основными документами, удостоверяющими личность гражданина Российской Федерации, по которым граждане Российской Федерации осуществляют выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию, признаются:

- паспорт;

- дипломатический паспорт;

- служебный паспорт;

-паспорт моряка (удостоверение личности моряка).

Таким образом, заграничный паспорт удостоверяет личность гражданина РФ при выезде либо въезде в Российскую Федерацию.

Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установлено, что документ, заменяющий паспорт гражданина, - документ, удостоверяющий личность гражданина, выданный уполномоченным государственным органом. На территории Российской Федерации для граждан Российской Федерации такими документами являются:

- военный билет, временное удостоверение, выдаваемое взамен военного билета, или удостоверение личности (для лиц, которые проходят военную службу);

- временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выдаваемое на период оформления паспорта в порядке, утверждаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

- документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации, по которому гражданин Российской Федерации осуществляет въезд в Российскую Федерацию в соответствии с федеральным законом, регулирующим порядок выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию (для лиц, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации);

- справка установленной формы, выдаваемая гражданам Российской Федерации, находящимся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, в порядке, утверждаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Для иностранных граждан, указанных в пункте 10 статьи 4 настоящего Федерального закона, - документ, удостоверяющий право иностранного гражданина на постоянное проживание в Российской Федерации в соответствии с федеральным законом, регулирующим правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации.

За пределами территории Российской Федерации документами, заменяющими паспорт гражданина Российской Федерации, являются документы, удостоверяющие личность гражданина Российской Федерации, по которым граждане Российской Федерации осуществляют въезд в Российскую Федерацию, а также иные документы, по которым граждане Российской Федерации вправе пребывать на территории иностранного государства в соответствии с международным договором Российской Федерации (пункт 16 статья 2 Закона).

Однако доказательств того, что Артемьев постоянно проживает за пределами территории Российской Федерации, заявителем не представлено.

Регистрирующий орган является органом бесспорной юрисдикции, ни одним нормативным правовым актом не уполномочен на применение аналогии закона, аналогии права, и руководствуется в своей деятельности буквальным содержанием нормативных правовых актов.

Довод заявителя о том, что водительское удостоверение является документом, который может удостоверить его личность перед работниками государственных органов, суд отклоняет как незаконный. При этом суд исходит из того, что ни в одном документе, имеющим статус нормативного правового акта, включая федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и в Постановлении Правительства РФ от 15.12.1999 № 1396 «Об утверждении Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений», водительское удостоверение не названо документом, удостоверяющим личность.

Суд также отклоняет доводы заявителя о том, что при получении выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует необходимость представления паспорта, так личность и полномочия заявителя были проверены при предоставлении запроса, как необоснованные. При этом суд исходит из того, что запрошенные заявителем сведения носят конфиденциальный характер и не могут быть предоставлены любому желающему лицу. Кроме того, сотрудник, осуществляющий выдачу подготовленных выписок из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, может установить личность лица, обратившегося за получением выписки и идентифицировать его с лицом, подавшим соответствующий запрос, только при предоставлении надлежащего документа.

Суд считает необходимым отметить, что в соответствии с пунктом 17 Положения о паспорте, пунктом 41 Административного регламента Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене и по исполнению государственной функции по учету паспортов гражданина РФ, удостоверяющих личность гражданина РФ на территории РФ, утв. приказом ФМС РФ от 07.12.2009 № 339, по желанию гражданина на срок оформления паспорта сотрудником подразделения, ответственным за прием документов, выдается временное удостоверение личности гражданина РФ по установленной форме.

Вместе с тем, из пояснений заявителя усматривается, что он посчитал нецелесообразным тратить время на получение временного удостоверения.

На основании изложенных выше обстоятельств, суд пришел к выводу о том, что временный управляющий, не выполнил требования законодательства, соблюдение которых позволило бы ему реализовать свои права на получение сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и, соответственно, должным образом осуществлять обязанности по управлению имуществом должника.

Суд считает необходимым обратить внимание заявителя на тот факт, что он имеет возможность в любое время получить в Управлении Росреестра по Иркутской области соответствующую выписку при предъявлении паспорта гражданина РФ.

Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

При таких обстоятельствах, с учетом анализа представленных в материалы дела документов и пояснений, отсутствием доказательств неправомерности действий уполномоченного органа, а также не представлением заявителем доказательств нарушения его прав и законных интересов, суд считает заявленные Артемьевым Иваном Николаевичем требования не подлежащими удовлетворению.

В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение настоящего дела, а также расходы на оплату услуг представителя относятся на заявителя.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

  В удовлетворении заявленных требований - отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия и по истечении этого срока вступает в законную силу.

Судья Н. О. Шульга