ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-5373/2021 от 12.08.2021 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,

тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск                                                                                          Дело  №А19-5373/2021

«18» августа 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена  в судебном заседании  12.08.2021   года.

Решение  в полном объеме изготовлено   18.08.2021    года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Куклиной Л.А.,  

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «БИОН» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к  

Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №20 по Иркутской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании незаконным решения №2617 от 26.11.2020 г.,

третье лицо: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ (664007, ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ, ИРКУТСК ГОРОД, ДЕКАБРЬСКИХ СОБЫТИЙ УЛИЦА, 47)

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя: ФИО1 – представитель по доверенности, представлено паспорт;

от ответчика: ФИО2 – представитель по доверенности, представлен удостоверение;

от третьего лица: ФИО3 – представитель по доверенности, представлен удостоверение;

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «БИОН» (далее – заявитель, Фонд) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №20 по Иркутской области (далее – ответчик) о признании незаконным решения №2617 от 26.11.2020г. о привлечении к ответственности за совершении налогового правонарушения.

Общество в суд представило уточнение заявленных требований, просило признать незаконным решение №2617 от 26.11.2020г. о привлечении ООО «БИОН» к ответственности за совершение налогового правонарушения признать незаконным в части привлечения ООО «БИОН» к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 3206 рублей 70 копеек; доначисления налога в сумме 613009 рублей; начисления пени в сумме 91236 рублей 58 копеек за несвоевременную уплату налога, а также обязать налоговый орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «БИОН».

Заявитель в судебном заседании заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении и дополнениях к нему.

Представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №20 по Иркутской области заявленные требования не признал, поддержав позицию, изложенную в отзыве.

У участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Иркутской области

Представитель третьего лица – Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве на заявление.

В судебном заседании 09.08.2021г. в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв до 10 часов 40 минут 12.08.2021г. Информация о перерыве в судебном заседании размещена на официальном сайте Арбитражного суда Иркутской области в сети Интернет. После перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда.

Дело рассмотрено в порядке статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по имеющимся доказательствам, исследовав которые, заслушав доводы и возражения представителей участвующих в деле лиц, суд установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью «БИОН» зарегистрировано в качестве юридического лица в реестре юридических лиц под основным государственным регистрационным номером 1143850002394.

ООО «БИОН» 25.03.2020г. представило первичную налоговую декларацию с регистрационным номером 959277451 по упрощенной системе налогообложения с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов» за 2019 год, срок окончания камеральной налоговой проверки 25.06.2020г.

19.06.2020г. Обществом представлена уточненная налоговая декларация за 2019 год с номером корректировки 1 регистрационный номер 1002064167 по УСН с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов».

Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №20 по Иркутской области проведена камеральная налоговая проверка уточненной декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (объект налогообложения – доходы, уменьшенные на величину расходов), за 2019 год (корректировка №1). По окончании камеральной налоговой проверки составлен акт от 05.10.2020г. №2550. По результатам рассмотрения акта и материалов проверки инспекцией принято решение от 26.11.2020г. №2617, которым Обществу доначислен налог (объект налогообложения – доходы) в размере 631009 рублей, начислены пени в сумме 91986 рублей 21 копейку, налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом пункта 3 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 3234 рубля 34 копейки.

Общество, не согласившись в выводами налогового органа, обратилось в Управление Федеральной налоговой службы по Иркутской области с жалобой об отмене решения от 26.11.2020г. №2617.

Решением Управления жалоба Общества удовлетворена в части привлечения ООО «БИОН» к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ с учетом пункта 3 статьи 114 НК РФ в виде штрафа в размере 27 рублей 64 копейки и начисления пени в размере 749 рублей 63 копейки, также отменено требование от 10.07.2020г. №380814149, в удовлетворении остальной части требований жалобы Обществу отказано.

Заявитель,  полагая, что решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №20 по Иркутской области от 26.11.2020г. №2617 в редакции решения Управления от 15.03.2021г. №26-13/004718@не соответствуют требованиям закона, а также нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности,  обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав доказательства по делу: заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, ознакомившись с письменными доказательствами, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Согласно пункту 1 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном главой 26.2 настоящего кодекса.

Пункт 2 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает условия, при которых организация имеет право перейти на УСН, а именно если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доходы, определяемые в соответствии со статьей 248 НК РФ, не превысили 112,5 млн. рублей.

Пунктом 1 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения со следующего календарного года, уведомляют об этом налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на упрощенную систему налогообложения.

В уведомлении указывается выбранный объект налогообложения, организации указывают в уведомлении также остаточную стоимость основных средств и размер доходов по состоянию на 1 октября года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на упрощенную систему налогообложения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 346.14 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются доходы и доходы, уменьшенные на величину расходов.

Налоговое законодательство, предоставляя налогоплательщикам право добровольного перехода на применение УСН, возлагает на них обязанность выбора объекта налогообложения (за исключением случаев, указанных в пункте 3 статьи 346.14 НК РФ) и направления уведомления налоговому органу о выбранном объекте, который они не имеют право менять в течение налогового периода. Объект налогообложения может изменяться налогоплательщиком ежегодно. Объект налогообложения может быть изменен с начала налогового периода, если налогоплательщик уведомит об этом налоговый орган до 31 декабря года, предшествующего году, в котором налогоплательщик предлагает изменить объект налогообложения. В течение налогового периода налогоплательщик не может менять объект налогообложения.

Как следует из материалов дела, ООО «БИОН» 25.03.2020г. представило первичную налоговую декларацию с регистрационным номером 959277451 по упрощенной системе налогообложения с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов» за 2019 год, срок окончания камеральной налоговой проверки 25.06.2020г.

19.06.2020г. Обществом представлена уточненная налоговая декларация за 2019 год с номером корректировки 1 регистрационный номер 1002064167 по УСН с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов».

Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №20 по Иркутской области проведена камеральная налоговая проверка уточненной декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (объект налогообложения – доходы, уменьшенные на величину расходов), за 2019 год (корректировка №1). По окончании камеральной налоговой проверки составлен акт от 05.10.2020г. №2550. По результатам рассмотрения акта и материалов проверки инспекцией принято решение от 26.11.2020г. №2617, которым Обществу доначислен налог (объект налогообложения – доходы) в размере 631009 рублей, начислены пени в сумме 91986 рублей 21 копейку, налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом пункта 3 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 3234 рубля 34 копейки.

Общество, не согласившись в выводами налогового органа, обратилось в Управление Федеральной налоговой службы по Иркутской области с жалобой об отмене решения от 26.11.2020г. №2617.

Решением Управления жалоба Общества удовлетворена в части привлечения ООО «БИОН» к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ с учетом пункта 3 статьи 114 НК РФ в виде штрафа в размере 27 рублей 64 копейки и начисления пени в размере 749 рублей 63 копейки, также отменено требование от 10.07.2020г. №380814149, в удовлетворении остальной части требований жалобы Обществу отказано.

С момента регистрации по 2018 год ООО «БИОН» применяло общую систему налогообложения.

26.12.2018г. по телекоммуникационным каналам связи с электронной подписью Обществом представлено уведомление о переходе на УСН (регистрационный номер 51131756) с объектом налогообложения «Доходы». Уведомление об изменении объекта налогообложения на «Доходы, уменьшенные на величину расходов» в Инспекцию не поступало.

В соответствии со статьей 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации с 01.01.2019г. ООО «БИОН» является налогоплательщиком налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, с объектом налогообложения «Доходы».

25.03.2020г. налогоплательщиком представлена первичная налоговая декларация с регистрационным номером 959277451 по УСН с объектом налогообложения «Доходы, уменьшенные на величину расходов» за 2019 год.

Согласно пункту 2 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Налогоплательщиком 19.06.2020г., то есть до окончания камеральной налоговой проверки первичной налоговой декларации, представлена уточненная налоговая декларация по УСН за 2019 год с номером корректировки 1 регистрационный номер 1002064167 с объектом налогообложения «Доходы, уменьшенные на величину расходов».

В качестве основания незаконности оспариваемого решения Обществом указано, что у налогового органа отсутствовали вопросы при подаче первичной налоговой декларации. Суд находит данный довод налогоплательщика необоснованным, поскольку согласно статье 88 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если до окончания камеральной налоговой проверки имеющихся у налогового органа документов (информации) налогоплательщиком представлена налоговая декларация, камеральная налоговая проверка прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе представленной налоговой декларации, следовательно, решение принято с учетом первичной налоговой декларации по УСН за 2019 год, о чем отражено в оспариваемом решении.

На основании пункта 3 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым органом в адрес налогоплательщика направлено требование 09.07.2020г. №3424 о предоставлении пояснений по поводу неправильного применения объекта налогообложения в представленной уточненной налоговой декларации по УСН за 2019 год.

ООО «БИОН» 27.07.2020г. представлены пояснения на требование налогового органа от 09.07.2020г. № 3424 в которых указано, что в 2018 году ООО «БИОН» направлено заявление о переходе на УСН, в связи с технической ошибкой, допущенной сотрудником ООО «БИОН», в качестве объекта налогообложения ошибочно выбран объект налогообложения «Доходы», вместо объекта налогообложения «Доходы, уменьшенные на величину расходов».

Как установлено судом и не оспаривается заявителем, ООО «БИОН» не обращался с заявлением об исправлении ошибки в соответствии с пунктом 2 статьи 346.14 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении неверно выбранного объекта налогообложения о применение упрощенной системы налогообложения в период с 2018 - 2019 гг. Налогоплательщик полагал, что налоговый орган самостоятельно должен был из представленных материалов установить правильный объект налогообложения.

Однако, налоговым законодательством не предусмотрено информирование налогоплательщика без письменного обращения в налоговый орган.

В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 346.21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по налогу исходя из налоговой ставки и фактически полученных доходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по налогу исходя из налоговой ставки и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Как указано в абзаце 2 пункта 7 статьи 346.21 Налогового кодекса Российской Федерации авансовые платежи по налогу уплачиваются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекший отчетным периодом.

По данным налогового органа авансовые платежи по УСН с объектом налогообложения «Доходы, уменьшенные на величину расходов» налогоплательщиком не оплачивались в течении 2019 года.

В адрес ООО «БИОН» направлено требование от 09.07.2020г. № 3422 о представлении пояснений по несоответствию налоговой декларации, заявленному налоговому режиму. Требование получено налогоплательщиком 20.07.2020г. В этот же день платежными поручениями от 20.07.2020г. № 168, 169 произведена уплата недоимки по УСН с указанием назначения платежа «Налог по УСН (доходы-расходы)».

В свою очередь, уплата авансовых платежей также не может свидетельствовать об ошибочности выбранного объекта, поскольку зачисление таких платежей производится на КБК, указываемые налогоплательщиком в платежных поручениях.

Отражение в книге доходов и расходов сумм понесенных расходов также не свидетельствует о правомерности применения в 2019 году Обществом объекта налогообложения «Доходы, уменьшенные на величину расходов», поскольку налогоплательщиком в порядке статьи 346.14 НК РФ самостоятельно выбран объект налогообложения «Доходы» и до начала налогового периода уведомление о смене объекта налогообложения в налоговый орган не представлялось.

Учитывая, что представление налоговой отчетности по итогам отчетных периодов НК РФ не предусмотрено, правильность исчисления и уплаты авансовых платежей за отчетные периоды 2019 года налоговым органом проверяется при проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, представляемой за налоговый период (2019 года).

Согласно пункту 7 «Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением глав 26.2 и 26.5 НК РФ в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства», утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 04.07.2018г., выбор объекта налогообложения при применении УСН является обязательным для налогоплательщика и не может быть изменен после начала налогового периода.

Как уже указывалось, в течение года налогоплательщик не обращался в налоговый орган с заявлением об исправлении ошибки. Уплата авансовых платежей не свидетельствует об ошибочности выбранного объекта, поскольку зачисление таких платежей производится на КБК, указываемый налогоплательщиком в платежных поручениях, отражение в книге учета доходов и расходов сумм понесенных расходов также не свидетельствует о правомерности применения в 2019 году налогоплательщиком объекта налогообложения «Доходы, уменьшенные на величину расходов», поскольку налогоплательщиком в порядке статьи 346.14 НК РФ самостоятельно выбран объект налогообложения «Доходы» и до начала налогового периода уведомление о смене объекта налогообложения в налоговый орган не было представлено.

Таким образом, представление налогоплательщиком декларации по УСН за 2019 год с указанием в ней объекта налогообложения «Доходы, уменьшенные на величину расходов» по существу является изменением ранее выбранного объекта налогообложения, что прямо запрещено пунктом 2 статьи 346.14 Налогового кодекса Российской Федерации. Данный  подход отражен в Определении Верховного суда РФ от 30.03.2018 № 304-КГ18-1727.

Таким образом, суд приходит к выводу, что Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №20 по Иркутской области принимая оспариваемое решение действовала  в рамках законодательства о налогах и сборах Российской Федерации.

Решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №20 по Иркутской области, по мнению суда, не нарушает права и законные интересы заявителя.

Всем существенным доводам заявителя судом дана соответствующая оценка. Иные доводы и пояснения заявителя судом рассмотрены и оценены, однако на выводы суда не влияют.

Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Оценив с учетом положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №20 по Иркутской области о привлечении к налоговой ответственности в редакции решения Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области от 15.03.2021г. №26-13/004718@ соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя.

При таких обстоятельствах в удовлетворении заявленного требования следует отказать.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

в удовлетворении требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение  месяца  после его принятия, и по истечении этого срока вступает в законную силу.

         Судья                                                                                                  Л.А. Куклина