ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-545/15 от 27.04.2015 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, д. 36А, тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск                                                                                                 Дело  №А19-545/2015

29.04.2015 г.

Резолютивная часть решения объявлена  в судебном заседании  27.04.2015   года.

Решение  в полном объеме изготовлено   29.04.2015      года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Ананьиной Г.В.,

при ведении протокола судебного заседания  помощником судьи Маркатюк Е.И.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "СИБИРЬ" (ОГРН <***>, ИНН <***>, 665463,<...>)

к Иркутской таможне (ОГРН <***>, ИНН <***>, 664046 <...>)

о признании незаконным решения от 30.12.2014года  №10607000/400/301214/Т0068

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1- представитель по доверенности;

от ответчика: ФИО2 - представитель по доверенности, ФИО3 - представитель по доверенности,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Сибирь» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Иркутской таможне о признании незаконным решения от 30.12.2014года  №10607000/400/301214/Т0068.

В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал по основаниям изложенным в заявлении. В  обоснование заявленных требований заявитель указал, что право участника внешнеторговой деятельности  на применение им вывозной ставки таможенной пошлины в отношении вывозимого товара товарных подсубпозиций 4403 20 3101, 4403 20 3102 ТН ВЭД ТС в размере 15% возникает исключительно при наличии у него лицензий, выданных Минпромторгом России. Иных оснований либо условий применения ставки вывозной таможенной пошлины в размере 15%, кроме обязательного наличия лицензий Минпромторга России, Постановлением Правительства РФ от 21.07.2012 № 756 не установлено. Выводы таможенного органа, содержащиеся в оспариваемом решении, свидетельствуют о наложении на заявителя обязанности, не предусмотренной Постановлением Правительства РФ от 21.07.2012 № 756, по представлению таможенному органу дополнительных, помимо разовой лицензии, сведений и документов в целях подтверждения права на использование тарифной квоты. С учетом положений п. 5 Правил распределения тарифных квот, обстоятельства, установленные таможенным органом при проведении камеральной проверки в части не установления отношений заявителя с конкретным продавцом товара на внутреннем рынке, не могут свидетельствовать об отсутствии у заявителя права на предоставляемую ему тарифную квоту.

Представитель таможенного органа в судебном заседании заявленные требования не признал, указав, что в графе 31 проверяемых ДТ указаны недостоверные сведения о производителе направленных на экспорт лесоматериалов; представленный при таможенном декларировании в подтверждение производителя экспортируемых лесоматериалов, а также при получении лицензий Минпромторга России, договор от 07.08.2012 № 5А с Зараинским филиалом ОГАУ «Южное лесопожарное объединение» не заключался и не исполнялся, взаиморасчеты по нему не производились. В связи с чем правомерность применения экспортной тарифной квоты при таможенном декларировании проверяемых товаров, не подтверждена, товары в соответствии с заявленным классификационным кодом ТН ВЭД ТС определены таможенным органом по результатам проверки по ставке 80%, но не менее 55.2 евро за 1 куб.м.

В судебном заседании 21.04.2015, в порядке ст. 163 АПК РФ, объявлялся перерыв до 11 час. 30 мин. 27.04.2015.

Дело рассмотрено в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Рассмотрев материалы дела, суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, Министерством промышленности и торговли Российской Федерации (Отделением в Иркутской области) ООО «Сибирь» выданы разовые экспортные лицензии на экспорт лесоматериалов (код ТН ВЭД 4403 203101, 4403 203102): от 31.10.2012 № 284RU1203 8000412 - на 1290 мЗ, брёвна из сосны обыкновенной «PINUSSYLVESTRISL» диаметром не менее 15 см, но не более 24 см, длиной не менее 1,0 м; от 31.10.2012 № 284RU12038000413 - на 3710 мЗ, брёвна из сосны обыкновенной «PINUSSYLVESTRISL» диаметром более 24 см, длиной не менее 1,0 м; от 19.11.2012 № 284RU12038000481 - на 800 мЗ, брёвна из сосны обыкновенной «PINUSSYLVESTRISL» диаметром не менее 15 см, но не более 24 см, длиной не менее 1,0 м; от 19.11.2012 № 284RU12038000482 - на 4200 мЗ, брёвна из сосны обыкновенной «PINUSSYLVESTRISL» диаметром более 24 см, длиной не менее 1,0 м., являющиеся основанием для применения ставки вывозной таможенной пошлины - 15% в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2012 N 756.

В графе 16 перечисленных лицензий указаны сведения о договоре купли-продажи от 07.08.2012 № 5А, ИНН арендатора <***>.

26.10.2012 между ООО «Сибирь» (Продавец) и «Маньчжурской торговой компанией с ограниченной ответственностью «Бай Шэн» (Китай) (Покупатель) заключен контракт № MBS-2011 на поставку лесоматериалов круглых хвойных пород (сосна, лиственница) ГОСТ 9463-88, 22298-76, сорт 1-2, длина 4 и 6 метров в количестве 20 000 куб.м. Согласно условиям контракта товар поставляется на условиях DAP-Забайкальск, общая стоимость контракта составляет 2 114 100 долларов США, покупатель оплачивает товар перечислением денежных средств в форме банковского перевода на счет Продавца не позднее 180 дней с даты отгрузки товара, контракт вступает в силу с момента подписания и действует до 31.12.2013.

Во исполнение вышеуказанного контракта продекларированы лесоматериалы хвойных
пород (пиловочник хвойных пород из сосны обыкновенной вида "
PINUSSYLVESTRISL"
неокоренный, бревна без черновой обработки не обработанный консервантом, код 4403 203101 и 4403 203102 в соответствии с ТН ВЭД ТС) в количестве 9563,83 куб.м. по декларациям на товары: №№10607050/071112/0004373, 10607050/081112/0004388, 10607050/161112/0004513, 10607050/261112/0004654, 10607050/261112/0004660, 10607050/281112/0004697, 10607050/281112/0004700, 10607050/031212/0004755, 10607050/031212/0004758, 10607050/031212/0004759, 10607050/051212/0004778, 10607050/101212/0004841(товар № 1), 10607052/101112/0003157, 10607052/101112/0003166, 10607052/101112/0003167, 10607052/101112/0003170, 10607052/151112/0003246, 10607052/151112/0003247, 10607052/151112/0003248, 10607052/151112/0003249, 10607052/151112/0003251, 10607052/151112/0003252, 10607052/161112/0003269, 10607052/161112/0003272, 10607052/161112/0003273, 10607052/161112/0003275, 10607052/191112/0003284, 10607052/191112/0003285, 10607052/191112/0003292, 10607052/191112/0003295, 10607052/211112/0003325, 10607052/211112/0003329, 10607052/221112/0003337, 10607052/221112/0003338, 10607052/231112/0003352, 10607052/261112/0003368, 10607052/261112/0003369, 10607052/261112/0003372, 10607052/261112/0003373, 10607052/261112/0003375, 10607052/261112/0003377, 10607052/271112/0003382, 10607052/271112/0003383, 10607052/271112/0003384, 10607052/271112/0003385, 10607052/301112/0003414, 10607052/301112/0003420, 10607052/301112/0003421, 10607052/301112/0003422, 10607052/301112/0003423, 10607052/301112/0003424, 10607052/301112/0003425, 10607052/301112/0003426, 10607052/301112/0003427, 10607052/061212/0003460 (товар №1), 10607052/061212/0003463 (товар № 1), 10607052/061212/0003468 (товар № 1), 10607052/061212/0003470 (товар № 1), 10607070/081112/0005579, 10607070/081112/0005580, 10607070/091112/0005613, 10607070/121112/0005677, 10607070/121112/0005678, 10607070/141112/0005739, 10607070/151112/0005775, 10607070/201112/0005879, 10607070/221112/0005920, 10607070/221112/0005935, 10607070/231112/0005952, 10607070/231112/0005953, 10607070/231112/0005954, 10607070/231112/0005955, 10607070/231112/0005970, 10607070/261112/0006031, 10607070/261112/0006052, 10607070/261112/0006053, 10607070/291112/0006091.

На основании выданных лицензий на право пользования тарифной квотой №№ 284RU12038000412, 284RU1203800041,284RU12038000481, 284RU12038000482, вывозная таможенная пошлина заявлена и уплачена ООО «Сибирь» по ставке 15% (графа 47 ДТ -  указана вывозная таможенная пошлина в размере 15%; графа 44 ДТ - указаны разовые экспортные лицензии; графа 31 ДТ "Грузовые места и описание товаров" -  указан изготовитель направленных на экспорт лесоматериалов – ОГАУ «Южное лесопожарное объединение).

После выпуска товаров, на основании статьи 131 ТК ТС Иркутской таможней проведена камеральная таможенная проверка в отношении ООО «Сибирь» по вопросам: проверки достоверности сведений, заявленных в ДТ и иных документах, представленных при таможенном декларировании, повлиявших на принятие решения о выпуске товаров; контроля соблюдения запретов и ограничений в отношении товаров; контроля правильности исчисления и своевременности уплаты таможенных платежей в отношении товаров, продекларированных по указанным ДТ, результаты которой отражены в акте камеральной таможенной проверки № 10607000/400/301214/А0068 от 30.12.2014.

В результате камеральной таможенной проверки установлено:

- при таможенном декларировании в графе 31 "Грузовые места и описание товаров" проверяемых ДТ указаны недостоверные сведения о производителе товаров;

- при таможенном декларировании в качестве документа, подтверждающего сведения о производителе экспортируемых лесоматериалов, представлен договор от 07.08.2012 № 5А, который Заларинским филиалом ОГАУ «ЮЖНОЕ ЛЕСОПОЖАРНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ» не заключался и не исполнялся. Взаиморасчеты в рамках указанного договора ООО «Сибирь» не производились;

- при получении лицензий Минпромторга России от 19.11.2012 №№ 284RU12038000481, 284RU12038000482, от 31.10.2012 №№ 284RU12038000412, 284RU12038000413 ООО «Сибирь» для подтверждения условий выдачи лицензий в соответствии с Правилами распределения тарифных квот с целью получения экспортной тарифной квоты представлен  договор от 07.08.2012 № 5А, который Заларинским филиалом ОГАУ «ЮЖНОЕ ЛЕСОПОЖАРНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ» не заключался и не исполнялся;

- правомерность применения экспортной тарифной квоты при таможенном декларировании проверяемых товаров не подтверждена. Разовые лицензии Минпромторга России от 19.11.2012 №№ 284RU12038000481, 284RU12038000482, от 31.10.2012 №№ 284RU12038000412, 284RU12038000413 не могут быть применены в отношении проверяемых товаров.

30.12.2014 таможенным органом по результатам камеральной таможенной проверки принято решение N 10607000/400/301214/Т0068 о применении в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2012 № 756 «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о таможенном союзе, и о признании утратившим силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» ставки вывозной таможенной пошлины 80%, но не менее 55,2 евро за 1 куб. м  в отношении товаров «лесоматериалы круглые х/п сосна обыкновенная...», «бревна из сосны обыкновенной...» код товаров - 4403203101, 4403203102 в соответствии с ТН ВЭД ТС, в общем количестве 9563,83 куб.м., продекларированных и вывезенных ООО «Сибирь» по вышеуказанным ДТ. Сумма подлежащих уплате таможенных платежей за 9563,83 куб.м. товара по ставке таможенной пошлины 80%, но не менее 55,2 евро за м3 составила, с учетом ранее уплаченных таможенных платежей по ставке 15%, ориентировочно 19 455 370,64 руб. (без учета пени).

Основанием указано неправомерное применение ставки вывозной таможенной пошлины в размере 15% в отношении проверяемых товаров, продекларированных и вывезенных  за пределы территории РФ и территории государств – участников соглашений о Таможенном союзе, с использованием тарифной квоты, установленной по лицензиям Минпромторга РФ от 19.11.2012 №№ 284RU12038000481, 284RU12038000482, от 31.10.2012 №№ 284RU12038000412, 284RU12038000413.

Заявитель, полагая, что указанное решение Иркутской таможни по результатам камеральной таможенной проверки является незаконным и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратился в суд с требованием о признании его  незаконным.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению.

В соответствии с часть 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В силу ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 ст. 201 АПК РФ, п. 6 Постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8 для признания ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности

При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств, требования общества удовлетворению не подлежат.

Согласно положениям статьи 122 Таможенного кодекса Таможенного союза  таможенная проверка проводится таможенными органами в целях проверки соблюдения лицами требований, установленных таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов Таможенного союза. При таможенной проверке таможенными органами проверяется, в числе иного, достоверность сведений, заявленных в таможенной декларации и иных документах, представленных при таможенном декларировании товаров, повлиявших на принятие решения о выпуске товаров. Таможенная проверка проводится путем сопоставления сведений, содержащихся в документах, представленных при помещении товаров под таможенную процедуру, и иных сведений, имеющихся у таможенного органа, с данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами и другой информацией, полученной в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов Таможенного союза. Таможенная проверка осуществляется в форме камеральной таможенной проверки или выездной таможенной проверки.

В соответствии со статьей 179 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) товары подлежат декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с Кодексом. Согласно статье 190 ТК ТС, с момента регистрации таможенная декларация на товары становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.

В соответствии со статьей 181 ТК ТС, в декларации на товары указываются основные сведения, в том числе сведения о внешнеэкономической сделке (п.п.7 п.2), сведения о соблюдении ограничений (п.п.8 п.2), сведения о производителе товаров (п.п.9 п.2).

Статьей 183 ТК ТС предусмотрено, что подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация. К таким документам относятся, в том числе: документы, подтверждающие совершение внешнеэкономической сделки (п.п. 1 п. 1), документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений (п.п. 5 п.1), иные документы, на основании которых заполнена декларация (п.п. 14 п.1).

Согласно пункту 1 статьи 152 ТК ТС перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено настоящим Кодексом, международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств -членов Таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения.

Запреты и ограничения - это комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий меры нетарифного регулирования. Меры нетарифного регулирования - комплекс мер регулирования внешней торговли товарами, осуществляемых путем введения количественных и иных запретов и ограничений экономического характера, которые установлены международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза (подпункты 8, 17 пункта 1 статьи 4 ТК ТС).

Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.08.2012 N 134 "О нормативных правовых актах в области нетарифного регулирования" утвержден Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами.

В раздел 1.5 Единого перечня включены товары, экспортированные обществом (код ТН ВЭД ТС 4403 20 310 1, 4403 20 310 2).

Пунктом 3 статьи 3 ТК ТС установлено, что при таможенном регулировании применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, законодательные акты государств - членов таможенного союза в сфере налогообложения, действующие на день регистрации таможенной декларации или иных таможенных документов, если иное не установлено настоящим Кодексом и (или) в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза.

Исходя из приведенных положений ТК ТС, а также Соглашения от 25.01.2008 «О вывозных таможенных пошлинах в отношении третьих стран» законодательными актами Российской Федерации как члена Таможенного союза, которыми определены меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения в отношении товаров, вывозимых в третьи страны, является Закон Российской Федерации от 21.05.1993 № 5003-1 «О таможенном тарифе» (далее - Закон о таможенном тарифе) и принимаемые в соответствии с ним акты Правительства Российской Федерации.

Согласно положениям Закона о тарифе настоящий Закон определяет порядок применения ставок вывозных таможенных пошлин, установления ставок вывозных таможенных пошлин и перечня товаров, в отношении которых они применяются, а также особенности предоставления тарифных квот (статья 1); ставки вывозных таможенных пошлин и перечень товаров, в отношении которых они применяются, устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 3 статьи 3); в отношении товаров, вывозимых из Российской Федерации, под тарифной квотой понимается мера регулирования вывоза из Российской Федерации товаров, происходящих из Российской Федерации, предусматривающая применение в течение определенного периода более низкой ставки вывозной таможенной пошлины при вывозе определенного количества товара (в натуральном или стоимостном выражении) по сравнению со ставкой вывозной таможенной пошлины, установленной Правительством Российской Федерации. К товарам, вывозимым из Российской Федерации свыше установленного количества (квоты), применяется ставка вывозной таможенной пошлины, установленная Правительством Российской Федерации. Тарифные квоты на вывоз товаров устанавливаются Правительством Российской Федерации. Метод и порядок распределения тарифной квоты в отношении вывозимых товаров между участниками внешнеторговой деятельности, а также при необходимости распределение тарифной квоты между третьими странами определяется Правительством Российской Федерации (пункты 4, 5 статьи 36).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2012 № 756 «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее -постановление Правительства РФ от 21.07.2012 № 756) утверждены ставки вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств-участников соглашений о Таможенном союзе. Ставка вывозной таможенной пошлины в отношении товаров, классифицированных в товарных подсубпозициях 4403 20 310 1, 4403 20 310 2, 4403 20 390 1  ТН ВЭД ТС, составляет 80%, но не менее 55,2 евро за 1 куб. м; 15% - при наличии лицензии, выданной компетентным органом.

В соответствии с положениями пункта 3 статьи 1, пункта 11 статьи 3 Соглашения о порядке введения и применения мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, на единой таможенной территории в отношении третьих стран от 09.06.2009, подписанного между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской    Федерации   товары   (действовавшего   в   период   возникновения   спорных правоотношений), в отношении которых применяются меры регулирования, включаются в Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - участниками Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами (далее - Единый перечень). Единый перечень утверждается Комиссией с даты наделения ее соответствующими полномочиями по принятию решений о применении мер регулирования.

Таможенное оформление товаров в рамках экспортных и импортных квот осуществляется при наличии лицензии на экспорт и (или) импорт таких товаров, выданной уполномоченными государственными органами исполнительной власти государств Сторон.

Постановлением  Правительства Российской Федерации от 30.07.2012 № 779 «О тарифных квотах на отдельные виды лесоматериалов хвойных пород, вывозимых за пределы территории Российской Федерации и территории государств - участников соглашений о Таможенном союзе» (далее - Постановление Правительства РФ от 30.07.2012 № 779) утверждены тарифные квоты в отношении сосны обыкновенной «PinussylvestrisL», классифицируемой кодами ТН ВЭД ТС 4403 20 310, 4403 20 390, вывозимой за пределы территории Российской Федерации и территории государств - участников соглашений о Таможенном союзе, а также Правила распределения между участниками внешнеэкономической деятельности тарифных квоты в отношении ели обыкновенной или пихты белой европейской и сосны обыкновенной, вывозимых за пределы территории Российской Федерации и территории государств - участников соглашений о Таможенном союзе в третьи страны, за исключением Европейского союза (далее - Правила).

Согласно Правилам распределение тарифных квот осуществляется Министерством промышленности и торговли Российской Федерации (пункт 2); использование тарифной квоты осуществляется на основании разовой лицензии, выдаваемой Министерством промышленности и торговли Российской Федерации (далее - лицензия) (пункт 8); лицензия выдается участникам внешнеэкономической деятельности, которые являются арендаторами лесных участков, обладающими правом на заготовку ели и сосны обыкновенной, и не имеют задолженности по арендным платежам либо которые заключили договор купли-продажи (поставки) ели и сосны обыкновенной с такими арендаторами (пункт 10); для оформления лицензии заявителем предоставляются, в том числе копия договора (договоров) купли-продажи (поставки) ели и сосны обыкновенной с арендатором (арендаторами) лесного участка в объеме, не превышающем объем тарифной квоты, распределенной данному участнику внешнеэкономической деятельности, в случае если заявитель не является арендатором лесного участка (пункт 12).

Согласно положениям статьи 2 Соглашения Правительств государств - членов Евразийского экономического сообщества от 09.06.2009 «О правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами» (действовавшего в период спорных правоотношений) "разовая лицензия" - лицензия, выдаваемая участнику внешнеторговой деятельности на основании внешнеторговой сделки, предметом которой является лицензируемый товар, и предоставляющая право на экспорт и (или) импорт этого товара в определенном количестве.

Как следует из материалов дела, Министерством промышленности и торговли Российской Федерации (Отделением в Иркутской области) выданы ООО «Сибирь» разовые экспортные лицензии: от 31.10.2012 № 284RU1203 8000412; от 31.10.2012 № 284RU12038000413; от 19.11.2012 № 284RU12038000481; от 19.11.2012 № 284RU12038000482, на экспорт лесоматериалов «бревна из сосны обыкновенной «PinusSylvestrisL.»  (код ТН ВЭД 4403 203101, 4403 203102) в Китай в период с 19.11.2012 по 31.12.2012  и  с 31.10.2012 по 31.12.2012 в соответствии с контрактом от 26.10.2012 № MBS-2011, как лицу, купившему товары по договору купли-продажи № 5А от 07.08.2012 у арендатора ИНН <***>, о чем указано в лицензиях.

При таможенном декларировании, в оформленных в ноябре-декабре 2012 года декларациях на товары, изготовителем экспортируемых товаров указан Заларинский филиал ОГАУ «Южное лесопожарное объединение» ИНН <***>, а разовые экспортные лицензии указаны в ДТ в качестве основания для применения ставки вывозной таможенной пошлины в размере 15%; в подтверждение заявленных в декларациях на товары сведений представлены, в том числе: контракт на поставку лесоматериалов от 26.10.2012 № MBS-2011, документы о приобретении лесоматериалов на внутреннем рынке (договор купли-продажи № 5А от 07.08.2012, счет-фактура № 56 от 02.09.2012, акт приема-передачи от 02.09.2012 к договору № 5А), подтверждающие заявленные сведения об изготовителе лесоматериалов, разовые экспортные лицензии, выданные Министерством промышленности и торговли России  на вывоз лесоматериалов.

В ходе проведения таможенным органом камеральной проверки установлено, что договор от 07.08.2012 № 5А Заларинским филиалом ОГАУ «ЮЖНОЕ ЛЕСОПОЖАРНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ» не заключался и не исполнялся; взаиморасчеты в рамках указанного договора ООО «Сибирь» не производились; правомерность применения экспортной тарифной квоты при таможенном декларировании проверяемых товаров не подтверждена.

Согласно указанному договору купли-продажи № 5А от 07.08.2012, заключенному ООО «Сибирь» с Заларинским филиалом ОГАУ «ЮЖНОЕ ЛЕСОПОЖАРНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ», предметом договора являются лесоматериалы круглые хвойных пород (сосна) ГОСТ 9463-88, ГОСТ 22298-76, сорт 1-2, длина 4 м и 6 м, в количестве 25 000 мЗ.

Данный договор купли-продажи № 5А от 07.08.2012, а также счет-фактура № 56 от  02.09.2012 на сумму 2 800 000 руб., акт приема-передачи от 02.09.2012 к договору № 5А на сумму 2 800 000 руб. (объем 2000 куб.м.), подписаны директором Заларинского филиала ОГАУ «ЮЖНОЕ ЛЕСОПОЖАРНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ» ФИО4 (приказ о назначении от 17.01.2012, трудовой договор от 17.01.2012, в котором также определены компетенция и права директора филиала, в том числе по заключению сделок от имени Учреждения, если сумма сделки не превышает 10% балансовой стоимости активов Учреждения).

Согласно пояснениям директора Заларинского филиала ОГАУ «ЮЖНОЕ ЛЕСОПОЖАРНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ» ФИО4 от 27.03.2013г., между Заларинским филиалом ОГАУ «ЮЖНОЕ ЛЕСОПОЖАРНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ» и ООО «Сибирь» договор купли-продажи от 07.08.2012 № 5А на поставку лесоматериалов круглых хвойных пород (сосна) в количестве 25000 куб.м. им не заключался; поставок лесоматериалов во исполнение договора купли-продажи от 07.08.2012 № 5А Заларинский филиал ОГАУ «ЮЖНОЕ ЛЕСОПОЖАРНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ» в адрес ООО «Сибирь» не осуществлял; денежные расчеты между Заларинским филиалом ОГАУ «ЮЖНОЕ ЛЕСОПОЖАРНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ» и ООО «Сибирь» по договору купли-продажи от 07.08.2012 № 5А не производились, в том числе наличными денежными средствами. Также из данных пояснений следует, что директор филиала имел право подписывать договор при стоимости одной поставки не превышающей 100 тыс. руб.

В ходе проведения камеральной таможенной проверки в адрес ОГАУ «ЮЖНОЕ ЛЕСОПОЖАРНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ» таможенным органом направлен запрос от 14.11.2014 о подтверждении правоотношений с ООО «Сибирь» с приложением подтверждающих документов: о заключении договоров на поставку лесоматериалов; о фактически поставленных в адрес ООО «Сибирь» лесоматериалов; о фактах финансовых расчетов по договорным обязательствам (наличным и безналичным путем).

В рамках указанного запроса ОГАУ «ЮЖНОЕ ЛЕСОПОЖАРНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ» подтверждены отношения в 2012г. с ООО «Сибирь» по договору купли-продажи № 43А от 01.09.2014, предметом которого является купля-продажа древесного сырья породы сосна в виде древесного хлыста; расчеты осуществлялись безналичным путем (письмо от 20.11.2014 № 1194), о чем представлены договор купли-продажи № 43А от 01.09.2014, счет-фактуры от 17.09.2012 № ЦБ001657, от 24.12.2012 № ЦБ001802, товарные накладные от 17.09.2012 № ЦБ001657, от 24.12.2012 № ЦБ001802.Информации о заключении договора купли-продажи от 07.08.2012 № 5А на поставку лесоматериалов круглых хвойных пород (сосна) в количестве 25 000 мЗ. ОГАУ «ЮЖНОЕ ЛЕСОПОЖАРНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ» не представлено.

Учитывая вышеуказанные обстоятельства, суд полагает, что таможней в ходе проведения камеральной таможенной проверки были собраны достаточные доказательства, свидетельствующие о том,  что лесоматериалы, вывезенные ООО «Сибирь» по проверяемым ДТ фактически не приобретались у Заларинского филиала ОГАУ «ЮЖНОЕ ЛЕСОПОЖАРНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ» ИНН <***>, указанного в графах № 31  ДТ в качестве изготовителя,  а также в лицензиях Минпромторга России  в графе № 16 в качестве арендатора лесного участка.

Указанное также подтверждается исковым заявлением, поданным ООО «Сибирь» в Арбитражный суд иркутской области (дело № А19-5787/2015), в котором общество указывает о неисполнении ОГАУ «ЮЖНОЕ ЛЕСОПОЖАРНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ» договора купли-продажи № 5А от 07.08.2012 на поставку лесоматериала круглого хвойных пород в количестве 25 000 куб. м.

Довод заявителя о дополнительных соглашениях № 1 от 03.09.2012 и от 12.09.2012 к договору купли-продажи № 43А от 01.09.2012, предметом которого указана поставка лесоматериалов круглых хвойных пород в количестве 25 000 куб. м во исполнение договора купли-продажи  и № 5А от 07.08.2012, не принимается судом, так как письмом  от 20.11.2014 № 1194 и представленными документами ОГАУ «ЮЖНОЕ ЛЕСОПОЖАРНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ» по договору купли-продажи № 43А от 01.09.2014 подтверждена только поставка в 2012г. древесного хлыста.

Кроме того, согласно протоколу допроса свидетеля от 25.05.2015 в рамках уголовного дела, ФИО5, являвшийся директором Учреждения  с сентября 2011 года по август 2013 года,  отрицает подписание дополнительного соглашения № 1 от 03.09.2012 к договору купли-продажи № 43А от 01.09.2012.

С учетом изложенного, суд находит, что обществом не подтверждено приобретение экспортированных товаров на внутреннем рынке и таможенным органом правомерно сделан вывод о том, что в графе 31 "Грузовые места и описание товаров" проверяемых ДТ указаны недостоверные сведения о производителе направленных на экспорт лесоматериалов.

Как  указывалось выше судом, в соответствии с пунктом 10 Правил распределения между участниками внешнеэкономической деятельности тарифных квот в отношении ели обыкновенной или пихты белой европейской и сосны обыкновенной, вывозимых за пределы территории Российской Федерации и территории государств-участников соглашений о Таможенном союзе в третьи страны, за исключением Европейского союза, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2012 № 779 лицензия выдается арендатору лесного участка либо лицу, заключившему договор с арендатором, то есть фактически вывозимые с применением тарифной льготы лесоматериалы должны быть приобретены у арендатора, указанного в лицензии.

В данном случае суд считает, что поскольку сведения о производителе направленных на экспорт лесоматериалов в ДТ не подтверждены, то представленные при таможенном декларировании лицензии Минпромторга России от 31.10.2012 № 284RU1203 8000412; от 31.10.2012 № 284RU12038000413; от 19.11.2012 № 284RU12038000481; от 19.11.2012 № 284RU12038000482 не применимы к товарам, продекларированным и вывезенным по указанным выше ДТ.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что Иркутской таможней обоснованно признано неправомерным применение ООО «Сибирь»  вывозной таможенной пошлины в размере 15% на основании разовых экспортных лицензий Минпромторга РФ, и принято решение от 30.12.2014 N 10607000/400/301214/Т0068 о применении ставки вывозной таможенной пошлины в размере  80% но не менее 55.2 евро за 1 куб. м в отношении вывезенных ООО «Сибирь» товаров, продекларированных по указанным в решении ДТ.

Суд отклоняет довод общества о том, что оно имеет право на применение ставки вывозной таможенной пошлины в размере 15%, которому установлена тарифная квота в отношении экспортируемых лесоматериалов.

Согласно приведенным нормам материального права (пункты 8, 10 Правил) использование тарифной квоты осуществляется на основании разовой лицензии, для оформления которой предоставляется копия договора (договоров) купли-продажи (поставки) ели и сосны обыкновенной с арендатором (арендаторами) лесного участка.

Обществу оформлены и выданы разовые лицензии как лицу, купившему товары по договорам купли-продажи у арендатора лесных участков. Однако в ходе таможенной проверки факт приобретения обществом товаров на внутреннем рынке не подтвержден.

Следовательно, наличие у общества тарифной квоты, а равно разовых экспортных лицензий не свидетельствует о возникновении у общества права на применение ставки вывозной таможенной пошлины в размере 15%.

Наличие разовых экспортных лицензий в отсутствие документов, на основании которых такие лицензии были оформлены, а также иных доказательств приобретения обществом товаров на внутреннем рынке не свидетельствует о возникновении у общества права на использование тарифной квоты с применением ставки вывозной таможенной пошлины в размере 15%.

Суд считает, что оспариваемое решение от 30.12.2014 N 10607000/400/301214/Т0068 соответствует таможенному законодательству и не нарушает прав и законных интересов заявителя. Каких-либо нарушений требований действующего законодательства при проведении проверки и принятии оспариваемого решения суд не усматривает, в связи с чем, основания для признания незаконным решения от 30.12.2014 N 10607000/400/301214/Т0068 в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  отсутствуют.

На основании части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

С учетом изложенного, заявленные требования удовлетворению не подлежат.

Исходя из положений части 5 статьи 96 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обеспечительные меры, принятые определением суда от 30.01.2015  в виде приостановления действия решения от 30.12.2014 № 10607000/400/301214/Т0068 подлежат отмене.

В соответствии со ст. 333.40 НК РФ, 110 АПК РФ государственная пошлина в размере 3 000 руб., уплаченная заявителем по платежному поручению № 16 от 19.01.2015, за рассмотрение заявления о приостановлении действия оспариваемого решения, подлежит возврату ООО «Сибирь» из федерального бюджета как излишне уплаченная, поскольку действующее законодательство не предусматривает обязанности по уплате государственной пошлины при подаче ходатайства о приостановлении действия оспариваемого решения в порядке ч. 3 ст. 199 АПК РФ.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Обеспечительные меры, принятые определением суда от 30 января 2015 г. по делу № А19-545/2013 - отменить.

Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью «Сибирь» из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 3 000 руб.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья                                                                                                              Г.В. Ананьина