АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99
дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,
тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761
http://www.irkutsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
г. Иркутск Дело №А19-5462/2021
22.04.2021 г.
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 19.04.2021 года.
Решение в полном объеме изготовлено 22.04.2021 года.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Дмитриенко Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Столбовой А.А., помощником судьи Никитиной И.К., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области и Байкальской природной территории (664025, Иркутская область, город Иркутск, улица российская, 17, ОГРН: <***>, ИНН: <***>)
к Обществу с ограниченной ответственностью "Ландшафт Центр-Иркутск" (664050, <...>, ОГРН: <***>, ИНН: <***>)
о привлечении к административной ответственности
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1 (представитель по доверенности, представлено удостоверение, диплом);
от лица, привлекаемого к ответственности: адвокат Саляхудинов Ю.Ф. (представитель по доверенности, представлено удостоверение, ордер);
установил:
Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области и Байкальской природной территории (далее – заявитель, Росприроднадзор) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о привлечении Общества с ограниченной ответственностью "Ландшафт Центр-Иркутск" (далее – ООО "Ландшафт Центр-Иркутск")к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Заявитель заявленные требования поддержал.
Представитель лица, привлекаемого к административной ответственности заявленные требования не признает по доводам, изложенным в отзыве.
В судебном заседании 14.04.2021г. в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв до 14 часов 30 минут 19.04.2021г. Информация о перерыве в судебном заседании размещена на официальном сайте Арбитражного суда Иркутской области в сети Интернет.
После перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда, при участии тех же представителей заявителя, лица, привлекаемого к ответственности, поддержавших все свои требования и возражения.
Дело рассмотрено в порядке статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по имеющимся доказательствам, исследовав которые, суд установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Ландшафт Центр-Иркутск" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером <***>.
На основании требования заместителя прокурора Иркутской области от 04.12.2020 3 7/1-16б-2020/10190 и приказа Межрегионального управления Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории № 1315-од от 14.12.220г. «О проведении внеплановой документарной проверки юридического лица» должностными лицами Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области и Байкальской природной территории была проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО "Ландшафт Центр-Иркутск".
В результате надзорных мероприятий установлено, что лицензиатом ООО "Ландшафт Центр-Иркутск" в нарушение требований пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», пункта 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011гн. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» осуществляется деятельность по транспортировке обработке отходов, не включенных в действующую лицензию № 038 00347/П от 26.10.2018, выданную Управлением на станции перегрузки отходов, расположенной по адресу: <...>.
Данные нарушения зафиксированы акте проверки от 20.01.2021г.
По факту выявленных нарушений уполномоченным должностным лицом административного органа в отношении ООО "Ландшафт Центр-Иркутск" составлен протокол от 22.03.2020г. № Т-028-в/1 об административном правонарушении, которым действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, квалифицированы по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
На основании части 3 статьи 23.1 и статьи 28.8 КоАП РФ указанный протокол и другие материалы дела об административном правонарушении направлены Росприроднадзором с заявлением от 29.063.2021г. в Арбитражный суд Иркутской области для решения вопроса о привлечении ООО "Ландшафт Центр-Иркутск" к административной ответственности.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Объектом рассматриваемого правонарушения выступают общественные отношения, связанные с охраной окружающей среды при осуществлении деятельности в области обращения с отходами производства и потребления, которая в силу требований закона подлежит лицензированию.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, состоит в нарушении требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Субъектом данного правонарушения является лицо, на котором в силу осуществления лицензируемого вида деятельности лежит обязанность по соблюдению лицензионных требований и условий.
Срок давности привлечения к ответственности по указанной статье составляет 3 месяца с момента совершения правонарушения.
Согласно пунктам 2, 7 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия представляет собой специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом; лицензионные требования – совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона N 89-ФЗ лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом N 99-ФЗ с учетом положений данного закона.
Деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию (пункт 30 части 1 статьи 12 Федерального закона N 99-ФЗ).
На основании статьи 1 Федерального закона N 89-ФЗ под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В статье 1 Федерального закона N 89-ФЗ определено, что обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
В целях данного закона под размещением отходов понимается хранение и захоронение отходов.
Статьей 9 Федерального закона N 89-ФЗ предусмотрено, что лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом N 99-ФЗ с учетом положений настоящего Федерального закона.
Порядок лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, осуществляемой юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями, установлен Положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 N 1062.
В соответствии с пунктом 3.1 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I - IV классов опасности, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 1 июля 2016 года. После 1 июля 2016 года осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.
Как следует из материалов дела, предпринимателю вменяется в вину нарушение пункта 30 части 1 статьи 12 Закона № 99-ФЗ, а именно, осуществление транспортирования отходов IV классов опасности без соответствующей лицензии, поскольку предприниматель за выдачей лицензии в Управление не обращался.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, составляют действия (бездействие) юридических и физических лиц, выразившиеся в осуществлении предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если таковые для данного вида деятельности обязательны.
Следовательно, при рассмотрении вопроса о возможности привлечения лица к административной ответственности за предусмотренное частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ административное правонарушение подлежит установлению факт осуществления лицом, которому вменяется совершение данного правонарушения, конкретной подлежащей лицензированию деятельности.
Из материалов дела следует, что у ООО «Ландшафт Центр-Иркутск» в соответствии с требованиями п. 1 ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 г № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» поставлен на учет объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, подлежащий федеральному государственному экологическому надзору: Производственная база, расположенная по адресу: 664035, Иркутск, улица Рабочего Штаба, 132, дата ввода объекта в эксплуатацию: 06.07.2005, тип объекта: Площадной, присвоен код объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, 25-013 8-001892-П и Ш-я категория, негативного воздействия на окружающую среду. Категория риска - Умеренная (5). Свидетельство о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду № A03GQI9Not29.12.2016.
ООО «Ландшафт Центр-Иркутск» получена лицензия на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IVклассов опасности № 038 00347/П от 26.10.2018, виды работ в составе лицензируемой деятельности: сбор отходов IV класса опасности, транспортирование отходов I-IV класса опасности, обработка отходов IV класса опасности.
В рамках проведенной проверки ООО «Ландшафт Центр-Иркутск» предоставлена информация об осуществлении транспортирования отходов I-IV классов опасности на специализированных автотранспортных средствах, оборудованных системой спутниковой навигации.
Сведения о передвижениях указанных автотранспортных средств с 01.01.2019 г. по 31.07.2019 г., полученные посредством аппаратуры спутниковой навигации, представленной ООО «Ландшафт Центр-Иркутск» в электронном виде в демонстрационной версии диспетчерского программного обеспечения «АвтоГРАФ».
Также информация об оборудовании передвижениях автотранспортных средств ООО «Ландшафт Центр-Иркутск» спутниковой навигации подтверждается письмом ООО «ЕВРААС» от 08.08.2019 исх. №310.
Гос. номер | ПО «АвтоГРАФ» | Письмо ООО «ЕВРААС» от 08.08.2019 исх. № 310 |
R519TH39 | + | + |
Е231УЕ38 | + | - |
Е666ХО 38 | - | + |
Р611АТ 138 | - | + |
По результатам рассмотрения представленных данных о передвижениях автотранспортных средств, полученных посредством аппаратуры спутниковой навигации, административным органом не установлено фактов движения автотранспортных средств, по которым предоставлены данные о перемещениях в ПО «АвтоГРАФ», помимо фиксированных маршрутов передвижения.
За период с 01.01.2019 г. по 31.07.2019 г. по представленной информации не установлено фактов транспортирования отходов автомобилями ООО «Ландшафт Центр-Иркутск» на полигоны ТКО. Указанные автомобили транспортировали отходы от мест накопления отходов (контейнерных площадок) на станцию перегрузки отходов. В представленной демонстрационной версии ПО «АвтоГРАФ» станция перегрузки отходов обозначена как точка «БАЗА», расположенная по адресу: Иркутская область, Иркутск, ул. Рабочего Штаба, 132.
Таким образом, установлено что ООО «Ландшафт Центр-Иркутск» в период с 01.01.2019 г. по 31.07.2019 г. транспортировало ТКО на станцию перегрузки отходов, расположенную по адресу: Иркутская область, Иркутск, ул. Рабочего Штаба, 132.
Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Иркутской области (далее - Территориальная схема) утверждена приказом министерства от 29 декабря 2017 года № 43-мпр (в редакции приказа от 29 мая 2020 года № 22-мпр).
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах относится к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений и муниципальных районов в области обращения с ТКО.
Статья 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и (площадок) накопления ТКО, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления ТКО, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления ТКО.
Данные о местах временного накопления ТКО, станциях перегрузки ТКО вносятся в Территориальную схему на основании предоставляемых органами местного реестра мест (площадок) накопления ТКО.
Однако информация о станции перегрузки ТКО, расположенной по адресу: <...>, принадлежащей ООО «Ландшафт Центр-Иркутск» в Территориальной схеме отсутствует.
В рамках настоящей проверки рассмотрены дополнительные соглашения от 01.01.2019,заключенные ООО «Ландшафт Центр-Иркутск» с ООО «САХ» (к договору № 180от30.06.2018),ООО «Петр и Компания» (к договору б/н от 01.11.2018), ООО «Иртранском» (кдоговору№32-01от 01.09.2015), согласно которым ООО «Ландшафт Центр-Иркутск» оказывает указанным организациям услуги по перегрузке и транспортированию следующих отходов:
п/п | Код отхода | Наименование отхода | Наличие в лицензии № 038 00347/П от 26.10.2018 г. |
1. | 4 04 100 00 00 0 | изделия из натуральной древесины, утратившие потребительские свойства, незагрязненные | отсутствует в лицензии |
2. | 4 04 140 00 51 5 | тара деревянная, утратившая потребительские свойства, незагрязненная | отсутствует в лицензии |
3. | 4 04 290 99 51 4 | отходы изделий из древесины с пропиткой и покрытиями несортированные | Сбор отходов IV класса опасности, транспортирование отходов IV класса опасности п. 90 лицензии № 038 00347 от 26.10.2018 |
4. | 4 04 900 00 00 0 | отходы изделий из древесины загрязненные | отсутствует в лицензии |
5. | 4 05 100 00 00 0 | отходы бумаги и картона без пропитки и покрытия незагрязненные | отсутствует в лицензии |
6. | 4 05 120 00 00 0 | отходы потребления бумаги и картона с однокрасочной и цветной печатью | отсутствует в лицензии |
7. | 4 05 121 01 20 5 | отходы потребления картона (кроме электроизоляционного, кровельного и обувного) с черно-белой и цветной печатью | отсутствует в лицензии |
8. | 4 05 122 02 60 5 | отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства | отсутствует в лицензии |
9. | 4 05 183 01 60 5 | отходы упаковочного картона незагрязненные | ' отсутствует в лицензии |
10. | 4 05 810 00 00 0 | отходы бумаги и картона несортированные | ------------------------------------------------------------------------------------- —т— отсутствует в лицензии |
11. | 4 05 910 00 00 0 | отходы упаковки и упаковочных материалов из бумаги и картона загрязненные | отсутствует в лицензии |
12. | 4 05 913 01 60 5 | отходы упаковочных материалов из бумаги и картона, загрязненные пищевыми продуктами | отсутствует в лицензии |
13. | 4 61 000 00 00 0 | лом и отходы черных металлов незагрязненные | отсутствует в лицензии |
14. | 4 61'010 00 00 0 | лом и отходы черных металлов несортированные | отсутствует в лицензии |
15. | 7 31 000 00 00 0 | отходы коммунальные твердые | отсутствует в лицензии |
16. | 7 31 11000 000 | отходы из жилищ при совместном накоплении | отсутствует в лицензии |
17. | 7 31 11001 724 | отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) | Сбор отходов IV класса опасности, транспортирование отходов IV класса опасности, обработка отходов IV класса опасности п. 196 лицензии № 038 00347 от 26.10.2018 |
18. | 7 31 11002 21 5 | отходы из жилищ крупногабаритные | отсутствует в лицензии |
19. | 7 31200 00 00 0 | отходы от уборки территории городских и сельских поселений, относящиеся к твердым коммунальным отходам | отсутствует в лицензии |
20. | 7 33 100 01 72 4 | мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) | Сбор отходов IV класса опасности, транспортирование отходов IV класса опасности, обработка отходов IV класса опасности |
№ п/п | Код отхода | Наименование отхода | Наличие в лицензии №> 038 00347 П от 26.10.2018 г. |
п. 205 лицензии № 038 00347 от 26.10.2018 | |||
21. | 7 35 400 00 ООО | отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли | отсутствует в лицензии |
22. | 7 35 100 02 72 5 | отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли промышленными товарами | отсутствует в лицензии |
23. | 7 36 210 01 72 4 | отходы (мусор) от уборки помещений гостиниц, отелей и других мест временного проживания несортированные | Сбор отходов IV класса опасности, транспортирование отходов IV класса опасности, обработка отходов IV класса опасности л. 213 лицензии № 038 00347 от 26.10.2018 |
24. | 7 41 100 00 00 0 | отходы сортировки отходов | отсутствует в лицензии |
25. | 7 41 110 00 00 0 | отходы (остатки) сортировки коммунальных отходов | отсутствует в лицензии |
26. | 8 12 101 01 724 | древесные отходы от сноса и разборки зданий | Сбор отходов IV класса опасности, транспортирование отходов IV класса опасности п. 220 лицензии № 038 00347 от 26.10.2018 |
27. | 8 12 201 01 20 5 | лом кирпичной кладки от сноса и разборки зданий | отсутствует в лицензии |
28. | 8 12 901 01 72 4 | мусор от сноса и разборки зданий несортированный | Сбор отходов IV класса опасности, транспортирование отходов IV класса опасности а 221 лицензии № 038 00347 от 26.10.2018 |
29. | 8 22 101 01 21 5 | отходы цемента в кусковой форме | отсутствует в лицензии |
30. | 8 22 301 01 21 5 | лом железобетонных изделий, отходы железобетона в кусковой форме | отсутствует в лицензии |
31. | 4 81 000 00 00 0 | оборудование компьютерное, электронное, оптическое, утратившее потребительские свойства | отсутствует в лицензии |
32. | 4 81 100 00 00 0 | компоненты электронные и платы, утратившие потребительские свойства | отсутствует в лицензии |
33. | 4 81 201 01 52 4 | системный блок компьютера, утративший потребительские свойства | Сбор отходов IV класса опасности, транспортирование отходов IV класса опасности, обработка отходов IV класса опасности п. 168 лицензии № 038 00347 от 26.10.2018 |
34. | 4 81 202 01 52 4 | принтеры, сканеры, многофункциональные устройства (мфу), утратившие потребительские свойства | Сбор отходов IV класса опасности, транспортирование отходов IV класса опасности, обработка отходов IV класса опасности п. 169 лицензии № 038 00347 от 26.10.2018 |
35. | 4 81 205 02 52 4 | мониторы компьютерные жидкокристаллические, утратившие потребительские свойства | Сбор отходов IV класса опасности, транспортирование отходов IV класса опасности, обработка отходов IV класса опасности п. 172 лицензии № 038 00347 от 26.10.2018 |
36. | 4 81 400 00 00 0 | техника бытовая электронная, утратившая потребительские свойства | отсутствует в лицензии |
Согласно п. 4.1.3 ГОСТ Р 57740-2017 Ресурсосбережение «Обращение с отходами. Требования к приему, сортировке и упаковыванию опасных твердых коммунальных отходов» (далее - ГОСТ Р 57740-2017) собранные опасные материалы, содержащиеся в ТКО, доставляются на расположенные в черте населенных пунктов модульные промежуточные перегрузочно-сортировочные станции, где их сортируют, измельчают, уплотняют, прессуют для сокращения общего количества и. объема удаляемых отходов и максимального использования материально-сырьевого потенциала отходов.
В соответствии со ст. 1 ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998г. № 89-ФЗ обработка отходов - предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку.
Таким образом, деятельность, осуществляемая на промежуточных перегрузочно-сортировочных станциях в соответствии с п. 4.1.3 ГОСТ Р 57740-2017 является деятельностью по обработке отходов.
Учитывая изложенное, ООО «Ландшафт Центр-Иркутск» осуществляет деятельность по транспортированию и обработке отходов не включенных в действующую лицензию № 038 00347/П от 26.10.2018 г., выданную Управлением, на станции перегрузки отходов, расположенной по адресу: Иркутская область, Иркутск, ул. Рабочего Штаба, 132.
Таким образом, ООО «Ландшафт Центр-Иркутск»допущено нарушение, выразившееся в осуществлении деятельности в 2019г. по транспортированию и обработке отходов не включенных в действующую лицензию № 03800347/П от 26.10.2018г., что является не исполнением требований пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», пункта 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011гн. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
В силу положений статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами.
В рассматриваемом случае имеющимися материалами дела, в том числе лицензией № 03800347/П от 26.10.2018г. на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1-4 классов опасности, информация об осуществлении транспортирования отходов I-IV классов опасности на специализированных автотранспортных средствах, оборудованных системой спутниковой навигации, актом проверки от 20.01.2021г., в полной мере подтверждается факт несоблюдения Обществом лицензионных требований, предусмотренных пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», пункта 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011гн. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Документальных доказательств, опровергающих вышеуказанные обстоятельства, в материалы дела не представлено.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что заявителем доказано и материалами дела подтверждено наличие в действиях (бездействии) лица, привлекаемого к административной ответственности, события административного правонарушения, квалифицируемого по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В пункте 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004г. № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. В тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о том, что правонарушение было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля юридического лица, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанностей по соблюдению требований законодательства о лицензировании, предприятием не представлено, доводов о наличии таких доказательств не заявлено.
Выявленное административное правонарушение свидетельствует об отсутствии со стороны Общества надлежащего контроля за соблюдением исполнения соответствующих публично-правовых обязанностей, характеризует пренебрежительное отношение лица к установленным правовым требованиям.
Вина лица, привлекаемого к административной ответственности, состоит в том, что, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, предприятие не приняло всех зависящие от него мер для предотвращения правонарушения.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (статья 24.5 КоАП РФ), а также обстоятельств, вызывающих неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, арбитражным судом не установлено.
В то же время, арбитражный суд не имеет оснований для привлечения ООО «Ландшафт Центр-Иркутск»к административной ответственности, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.
Как отмечено в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение исчисляется по общим правилам исчисления сроков – со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.
Согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
При проверке соблюдения давностного срока в целях применения административной ответственности за длящееся правонарушение необходимо исходить из того, что днем обнаружения административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол о данном административном правонарушении, выявило факт совершения этого правонарушения. Указанный день определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления.
В рассматриваемом случае поводом для составления протокола от 22.03.2020г. №Т-028-а/1 об административном правонарушении послужили обстоятельства, изложенные в акте проверки от 20.01.2021г.
В протоколе от 22.03.2020г. №Т-028-а/1 об административном правонарушении выявленное правонарушение относится к категории длящихся, что выражается в длительном и не прекращающемся невыполнении предусмотренных законом обязанностей.
С данным доводом суд не может согласиться исходя из следующего.
Из акта проверки следует, что в рамках проведенной проверки ООО «Ландшафт Центр-Иркутск» предоставлена информация об осуществлении транспортирования отходов I-IV классов опасности на специализированных автотранспортных средствах, оборудованных системой спутниковой навигации.
Сведения о передвижениях указанных автотранспортных средств с 01.01.2019 г. по 31.07.2019 г., полученные посредством аппаратуры спутниковой навигации, представленной ООО «Ландшафт Центр-Иркутск» в электронном виде в демонстрационной версии диспетчерского программного обеспечения «АвтоГРАФ».
За период с 01.01.2019 г. по 31.07.2019 г. по представленной информации не установлено фактов транспортирования отходов автомобилями ООО «Ландшафт Центр-Иркутск» на полигоны ТКО. Указанные автомобили транспортировали отходы от мест накопления отходов (контейнерных площадок) на станцию перегрузки отходов.
Административным органом, установлено что ООО «Ландшафт Центр-Иркутск» в период с 01.01.2019 г. по 31.07.2019 г. транспортировало ТКО на станцию перегрузки отходов, расположенную по адресу: Иркутская область, Иркутск, ул. Рабочего Штаба, 132.
В связи с чем в действиях юридического лица ООО «Ландшафт Центр-Иркутск» а именно в установленном факте осуществления деятельности в 2019г. по транспортированию и обработке отходов не включенных в действующую лицензию № 03800347/П от 26.10.2018г., усматривается признаки указанного административного правонарушения.
Таким образом, административным органом установлено, что ООО «Ландшафт Центр-Иркутск» осуществляло предпринимательскую деятельность без специального разрешения (лицензии) в отношении транспортирования отходов в период времени с 01.01.2019 г. по 31.07.2019г., а в отношении обработки отходов в 2019 году.
Иные, поздние временные периоды осуществления такой деятельности административным органом не установлены.
Указанные обстоятельства свидетельствуют, что ООО «Ландшафт Центр-Иркутск» прекратило осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) в отношении транспортирования отходов с 01.08.2019г., а обработки в 2019 году, в связи с чем вмененное правонарушение не может относиться к категории длящихся и считается оконченным с момента прекращения осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) в отношении транспортирования отходов.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ трехмесячный срок давности привлечения Общества к административной ответственностиза вменяемое Обществу противоправное деяние на момент рассмотрения дела об административном правонарушении истек.
В соответствии с пунктом 6 статьи 24.5 КоАП РФ истечение сроков давности привлечения к административной ответственности исключает производство по делу об административном правонарушении.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003г. № 2, следует, что установленные статьей 4.5 КоАП РФ сроки давности привлечения к административной ответственности не подлежат восстановлению и в случае их пропуска, суд принимает решение об отказе в привлечении к административной ответственности согласно части 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании всего вышеизложенного в удовлетворении требований Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области и Байкальской природной территории о привлечении ООО «Ландшафт Центр-Иркутск»к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, следует отказать.
Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области и Байкальской природной территории о привлечении Общества с ограниченной ответственностью "Ландшафт Центр-Иркутск" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказать.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия.
Судья Е.В. Дмитриенко