ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-5511/2018 от 17.05.2018 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, д. 36А, тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск Дело №А19-5511/2018

« 21 » мая 2018 г.

Резолютивная часть решения объявлена 17 мая 2018 г.

Решение в полном объеме изготовлено 21 мая 2018 г.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Поздняковой Н.Г.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Козловой Е.Н.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН<***>, адрес: 664047, г. Иркутск)

к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 664007, <...>),

Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г. Иркутска (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 664007, <...>),

третье лицо: Инспекция Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г. Иркутска (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: <...>, ул. Свердлова, 28),

о признании незаконным решений Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области об отказе в возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов от 18.01.2018 №№ 048F0718000183, 048F0718000184, 048F0718000185, об обязании ОПФР по Иркутской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя ФИО1 путем перерасчета и возврата излишне уплаченных страховых взносов за 2014-2016 г.г. в сумме 376 141 руб.

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1 (паспорт); ФИО2 удостоверение адвоката № 38/484, доверенность от 23.04.2018 № 1,

от Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области: ФИО3, доверенность от 26.12.2017 № НК-09/15451, паспорт;

от Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г. Иркутска - ФИО4, доверенность от 09.01.2018 № 09/01, паспорт;

от Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г. Иркутска: ФИО5, доверенность от 09.01.2018 № 05-18/000004;

установил:

индивидуальный предприниматель ФИО1 обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области (далее – ОПФР по Иркутской области), Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г. Иркутска (далее – УПФР в Октябрьском районе г. Иркутска), Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г. Иркутска о признании незаконным решений ОПФР по Иркутской области об отказе в возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов от 18.01.2018 №№ 048F0718000183, 048F0718000184, 048F0718000185, об обязании Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г. Иркутска возвратить излишне уплаченные страховые взносы за 2014-2016 в размере 376 141 руб.

В судебном заседании представитель заявителя просил исключить Инспекцию Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г. Иркутска из числа ответчиков по делу, привлечь ее к участию в деле в качестве третьего лица, пояснил, что никаких требований к Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г. Иркутска не предъявляет.

Также заявитель в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) уточнил требования: просил обязать ОПФР по Иркутской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя ФИО1 путем перерасчета и возврата излишне уплаченных страховых взносов за 2014-2016 г.г. в сумме 376 141 руб.

Уточнение требований принято судом.

Заявитель ФИО1 и ее представитель в судебном заседании заявленные требования в уточненном виде поддержали.

Представители УПФР в Октябрьском районе г. Иркутска и ОПФР по Иркутской области требования заявителя не признали по основаниям, изложенным в отзывах, пояснив, что перерасчет и возврат излишне уплаченных страховых взносов может быть осуществлен только по судебному решению.

Рассмотрев ходатайство об изменении процессуального статуса Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г. Иркутска и привлечении ее на основании статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, суд находит его подлежащим удовлетворению. Основания для процессуального участия Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г. Иркутска в деле в качестве ответчика, отсутствуют, поскольку заявитель каких-либо требований к инспекции не предъявляет.

Как следует из материалов дела, предприниматель ФИО1 обратилась в Управление Пенсионного фонда с заявлениями от 27.12.2017 о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов за 2014-2016 годы в сумме 376 141 руб.

Уведомлениями от 24.01.2018 №№ 13.1, 13.2, 13.3 УПФР в Октябрьском районе г. Иркутска сообщило заявителю о принятых ОПФР по Иркутской области решениях от 18.01.2018 №№ 048F0718000183, 048F0718000184, 048F0718000185, согласно которым предпринимателю отказано в возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов на основании части 3 статьи 21 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование".

Не согласившись с решениями ОПФР по Иркутской области от 18.01.2018 №№ 048F0718000183, 048F0718000184, 048F0718000185, индивидуальный предприниматель ФИО1 обратилась в суд с настоящим заявлением

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 АПК РФ, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.

Из статьи 201 АПК РФ следует, что для признания оспариваемых ненормативного правового акта недействительным, действия (бездействия) незаконными необходимо установить, что они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ) плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым, в частности, относятся индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.

Материалами дела подтверждается, что в 2014-2016 годах индивидуальный предприниматель ФИО1 на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ являлась плательщиком страховых взносов, уплачивающим единый налог по упрощенной системе налогообложения.

Согласно пункту 1 статьи 14 Закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.

Из подпункта 1.1 пункта 1 статьи 14 Закона № 212-ФЗ следует, что размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:

1) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз;

2) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.

На основании пункта 1 части 2 статьи 12 Закона № 212-ФЗ применяются следующие тарифы страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом: Пенсионный фонд Российской Федерации - 26 процентов.

Федеральным законом от 02.12.2013 № 336-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" установлен минимальный размер оплаты труда с 01.01.2014 в сумме 5554 рублей в месяц.

Федеральным законом от 01.12.2014 № 408-ФЗ " О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" установлен минимальный размер оплаты труда с 01.01.2015 в сумме 5965 рублей в месяц.

Федеральным законом от 04.12.2015 № 376-ФЗ " О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" установлен минимальный размер оплаты труда с 01.01.2016 в сумме 6204 рублей в месяц.

В соответствии с частью 9 статьи 14 Закона № 212-ФЗ налоговые органы направляют в органы контроля за уплатой страховых взносов сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период, определяемых в соответствии с частью 8 настоящей статьи, не позднее 15 июня года, следующего за истекшим расчетным периодом. После указанной даты до окончания текущего расчетного периода налоговые органы направляют сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период в органы контроля за уплатой страховых взносов в срок не позднее 1-го числа каждого следующего месяца.

В силу части 11 статьи 14 Закона № 212-ФЗ сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период и данные о выявленных в рамках мероприятий налогового контроля фактах налоговых нарушений налогоплательщиков, переданные налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также для проведения взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 16 Закона № 212-ФЗ расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.

Страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом.

Из материалов дела следует, что индивидуальным предпринимателем ФИО1 произведена уплата страховых взносов:

- за 2014 год в сумме 137 283,65 руб. (платежные поручения от 31.03.2014 № 28, от 29.09.2014 № 303, от 24.12.2014 № 533, от 17.03.2015 № 736);

- за 2015 год в сумме 148 886,40 руб. (платежные поручения от 17.03.2015 № 738, от 23.07.2015 № 1069, от 01.10.2015 № 1238, от 25.12.2015 № 1532);

- за 2016 год в сумме 154 851,84 руб. (платежные поручения от 30.03.2016 № 1826, от 06.06.2016 № 2053, от 09.08.2016 № 2216, от 23.08.2016 № 2272, от 03.10.2016 № 2380, от 19.12.2016 № 2636, от 21.03.2017 № 2883).

Данная сумма страховых взносов была исчислена страхователем в фиксированном размере как произведение МРОТ и тарифа страховых взносов в ПФР, увеличенное в 12 раз, плюс 1 % от суммы дохода, превышающего 300 000 руб. Сумма страховых взносов за 2014 год исчислена предпринимателем пропорционально периоду, равному 11 месяцев и 1 день. Поскольку сумма начислений превысила максимальный размер страховых взносов, подлежащих уплате за 2015, 2016 годы, фиксированный размер страховых взносов за указанные периоды определен страхователем в максимальном размере, как произведение восьмикратного МРОТ и тарифа страховых взносов, увеличенного в 12 раз – в размере 148 886,40 руб. за 2015 и 154 851,84 руб. за 2016 год.

Согласно подпункту 1 пункта 8 статьи 14 Закона № 212-ФЗ в целях применения положений части 1.1 настоящей статьи, устанавливающей порядок определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате плательщиками страховых взносов, не производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, доход для плательщиков страховых взносов, уплачивающих НДФЛ, учитывается в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации.

Подпункт 1 пункта 1 статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, производят исчисление и уплату налога на доходы физических лиц по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности.

При этом при исчислении налоговой базы и суммы налога на доходы физических лиц законодатель предусмотрел право индивидуальных предпринимателей на уменьшение полученного ими дохода на сумму фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов (профессиональный налоговый вычет); состав расходов определяется в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 1 статьи 221 Налогового кодекса Российской Федерации).

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 30.11.2016 № 27-П разъяснил, что взаимосвязанные положения пункта 1 части 8 статьи 14 Закона № 212-ФЗ и статьи 227 Налогового кодекса в той мере, в какой на их основании решается вопрос о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим налог на доходы физических лиц и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования предполагают, что для данной цели доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего налог на доходы физических лиц и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Налоговым кодексом правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц.

В определениях Верховного Суда от 18.04.2017 № 304-КГ16-16937, от 30.05.2017 №304-КГ16-20851 указано следующее. Согласно положениям статьи 346.14 НК РФ налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения (за исключением налогоплательщиков, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи), вправе по своему усмотрению выбрать объект налогообложения: доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов.

Статья 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает порядок учета доходов для определения объекта налогообложения.

Положения статьи 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации содержат перечень расходов, на которые может быть уменьшен полученный налогоплательщиком доход при определении объекта налогообложения в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

Таким образом, налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении объекта налогообложения уменьшают полученные доходы, исчисленные в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации на предусмотренные статьей 346.16 названного Кодекса расходы.

Поскольку принцип определения объекта налогообложения плательщиками НДФЛ аналогичен принципу определения объекта налогообложения для плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, суд полагает, что изложенная Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 30.11.2016 № 27-П правовая позиция подлежит применению и в рассматриваемой ситуации.

Следовательно, является недопустимым определять сумму страховых взносов лишь от величины дохода предпринимателя и без учета расходов для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц.

Из материалов настоящего дела следует, что согласно налоговым декларациям по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2014, 2015, 2016 годы, представленным предпринимателем ФИО1 в налоговый орган, объект налогообложения – доходы, уменьшенные на величину расходов. Доход предпринимателя составил 12 435 263 руб. за 2014 год, 18 845 621 руб. за 2015 год и 16 404 397 руб. за 2016 год. Расходы, связанные с исчислением дохода, составили: 11 338 726 руб. за 2014 год, 18 344 767 руб. за 2015 год и 16 003 571 руб. за 2016 год. Следовательно, налогооблагаемая база составляет: за 2014 год - 1 096 537 руб., за 2015 год – 500 854 руб., за 2016 год – 400 826 руб.

Фиксированный размер страховых взносов, определяемый как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период, должен составить:

за 2014 год – 23 896,39 руб. (15 931,02 руб. (5554 руб. * 26% * 11+1/31) + 7965,37 руб. ((1 096 537 – 300 000)* 1%));

за 2015 год – 20 619,34 руб. (18 610,80 руб. (5965 руб. * 26% * 12) + 2008,54 руб. ((500 854 – 300 000)* 1%));

за 2016 год – 20 364,74 руб. (19 356,48 руб. (6204 руб. * 26% * 12) + 1008,26 руб. ((400 826 – 300 000)* 1%)).

Материалами дела установлено и ответчиками не оспаривается, что в 2014 - 2016 годах ФИО1 уплачивала страховые взносы, исчисленные с доходов без учета расходов.

27.12.2017 заявитель обратился в УПФР в Октябрьском районе г. Иркутска с заявлениями о возврате излишне уплаченных страховых взносов за 2014, 2015, 2016 г.г.

Решениями ОПФР по Иркутской области от 18.01.2018 №№ 048F0718000183, 048F0718000184, 048F0718000185 индивидуальному предпринимателю отказано в возврате страховых взносов на основании части 3 статьи 21 Закона № 250-ФЗ., о чем он был уведомлен УПФР в Октябрьском районе г. Иркутска уведомлениями от 24.01.2018 №№ 13.1, 13.2, 13.3.

Согласно пункту 14 статьи 26 Закона № 212-ФЗ решение о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов принимается органом контроля за уплатой страховых взносов в течение 10 дней со дня получения заявления плательщика страховых взносов о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов или со дня подписания органом контроля за уплатой страховых взносов и этим плательщиком страховых взносов акта совместной сверки уплаченных им страховых взносов, если такая совместная сверка проводилась.

Федеральный закон № 212-ФЗ утратил силу с 01.01.2017 в связи с принятием Закона № 250-ФЗ.

На основании части 1 статьи 21 Федерального закона № 250-ФЗ решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения заявления страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов.

Указанное решение должно приниматься при отсутствии у плательщика страховых взносов задолженности, возникшей за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, и на следующий день после его принятия орган Пенсионного фонда Российской Федерации должен направить это решение в соответствующий налоговый орган для фактического осуществления возврата плательщику соответствующих сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов (части 3, 4 статьи 21 Закона № 250-ФЗ).

Декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 2014, 2015, 2016 годы, содержащие сведения о доходах и расходах, были поданы предпринимателем в налоговый орган 08.04.2015, 23.06.2016 и 21.03.2017 соответственно.

Данная информация о доходах и произведенных расходах предпринимателя ФИО1 за 2014, 2015, 2016 была получена Управлением Пенсионного фонда от налогового органа.

Суд, оценив представленные в материалы дела налоговые декларации по налогу на доходы физических лиц за налоговые периоды 2014 – 2016 годы, платежные поручения об уплате соответствующих сумм страховых взносов, учитывая Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 30.11.2016 № 27-П, установил, что ФИО1 производила уплату страховых взносов исходя из сумм доходов, без учета документально подтвержденных расходов, в связи с чем, у нее образовалась переплата за 2014-2016 годы в размере 376 141 руб. (в том числе: за 2014 – 113 387,26 руб. (137 283,65 – 23 896,39), за 2015 – 128 267,06 руб. (148 886,40 – 20 619,34), за 2016 – 134 487,10 руб. (154 851,84 – 20 364,74)). Таким образом, ОПФР по Иркутской области неправомерно отказало в возврате излищне уплаченных страховых взносов.

Расчет суммы переплаты арифметически верен и Пенсионным фондом не оспорен. В соответствии со статьями 65, 200 АПК РФ доказательств, свидетельствующих об отсутствии переплаты по страховым взносам за 2014-2016 годы, либо доказательств наличия обстоятельств, препятствующих ее возврату, ответчиками при рассмотрении дела не представлено.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что решения ОПФР по Иркутской области от 18.01.2018 №№ 048F0718000183, 048F0718000184, 048F0718000185 об отказе в возврате индивидуальному предпринимателю ФИО1 сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов, вынесенные при наличии переплаты и отсутствии недоимки за плательщиком страховых взносов, не соответствуют закону, нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

При таких обстоятельствах, требования индивидуального предпринимателя ФИО1 подлежат удовлетворению, а оспариваемые решения ОПФР по Иркутской области - признанию незаконными.

Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, должны содержаться, в том числе, указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

Из положений статей 19-21 и иных положений Закона № 250-ФЗ следует, что разграничение полномочий по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов между органами фондов и налоговыми органами произведено по дате - 01.01.2017, причем в законе не заложена возможность споров между фондами и налоговыми органами, то есть, налоговые органы принимают и используют ту информацию, которую им передает соответствующий фонд за подконтрольные ему периоды.

Алгоритм взаимодействия отделений Пенсионного фонда РФ и управлений Федеральной налоговой службы по субъектам РФ по организации работы по возврату плательщику страховых взносов излишне уплаченных страховых взносов изложен в совместном письме ПФ РФ №НП-30-26/15844, ФНС России №ГД-4-8/20020» от 04.10.2017.

В частности, из указанного письма следует, что получив подтверждение сведений, содержащихся в информационных ресурсах налоговых органов, сведениям, переданным отделением ПФР (далее - Подтверждение), отделение ПФР принимает решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов (далее - Решение) и в рамках регулярного обмена информацией в срок не позднее 1 рабочего дня после принятия Решения направляет его в УФНС России по субъекту РФ (в соответствии с пунктом 4 статьи 21 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Федеральный закон N 250-ФЗ).

В срок не позднее 3 рабочих дней после получения Решения территориальный налоговый орган формирует на его основании решение о возврате суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов и направляет соответствующую заявку на возврат в орган Федерального казначейства Российской Федерации (далее - УФК).

Указанное решение территориального налогового органа не подлежит печати и подписанию сотрудниками территориального налогового органа, поскольку формируется с целью реализации технической возможности направления соответствующей заявки на возврат в УФК.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что обязанность по перерасчету и возврату заявителю излишне уплаченных страховых взносов в общей сумме 376 141 руб. способом, определенным Федеральным Законом от 03.07.2016 № 250-ФЗ, должна быть возложена на ОПФР по Иркутской области, поскольку именно данный орган осуществляет непосредственные действия по принятию решений о возврате. Налоговый орган в рамках полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование лишь осуществляет формирование заявки на возврат в орган Федерального казначейства РФ.

Заявителем при обращении в суд уплачена государственная пошлина в сумме 900 руб. (чеки-ордера от 19.02.2018 №№ 43, 44, 45).

В силу статьи 102, части 1 статьи 110 АПК РФ с ОПФР по Иркутской области в пользу заявителя подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в сумме 900 руб.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

решил:

заявленные требования индивидуального предпринимателя ФИО1 удовлетворить.

Признать незаконными решения Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области от 18.01.2018 №048F0718000183, от 18.01.2018 №048F0718000184, от 18.01.2018 №048F0718000185 об отказе в возврате индивидуальному предпринимателю ФИО1 сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов.

Обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя ФИО1 путем перерасчета и возврата излишне уплаченных страховых взносов за 2014-2016 годы в размере 376 141 руб.

Взыскать с Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области в пользу индивидуального предпринимателя ФИО1 судебные расходы в сумме 900 руб.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья Н.Г. Позднякова