АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, 70,
www.irkutsk.arbitr.ru
тел. 24-12-96, факс 24-15-99
Р Е Ш Е Н И Е
г. Иркутск
Дело №А19-5615/08-36
«04» июня 2008 года
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Самойловой О.И.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Самойловой О.И.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ОАО «Шелеховский ремонтно-механический завод»
к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Восточно-Сибирском регионе
об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности
при участии в заседании:
от заявителя – Юшманов С.В. – генеральный директор ОАО «Шелеховский РМЗ»;
от административного органа, принявшего оспариваемое постановление - Рудых О.С. – представитель по доверенности от 14.01.2008;
установил:
Открытое акционерное общество «Шелеховский ремонтно-механический завод» (далее – заявитель; общество) обратилось в арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Восточно-Сибирском регионе (далее по тексту - административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 08.04.2008 № 13-11.
Представитель заявителя в судебном заседании требование поддержал, в качестве основания отмены оспариваемого постановления указал на отсутствие в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Представитель административного органа в судебном заседании требование оспорил, указав на законность и обоснованность привлечения общества к административной ответственности.
Дело, в соответствии со статьей 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассматривается по имеющимся в нем материалам, исследовав которые и выслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.
Рассмотрев поступившее 19.02.2008 в административный орган заявление акционера ОАО "Шелеховский РМЗ" Петренко В.Н. о не предоставлении обществом по соответствующему требованию информации, подлежащей предоставлению на основании ст.ст. 89, 91 Федерального закона "Об акционерных обществах", 19.03.2008 должностным лицом административного органа в присутствии законного представителя общества – генерального директора Юшманова В.В. был составлен протокол об административном правонарушении, которым установлено наличие в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - непредставление эмитентом (ОАО "Шелеховский РМЗ") инвесторам (Петренко В.Н., Голдобенко Г.К., Борюшкину А.Е.) по их требованию от 05.02.2008 информации в соответствии со статьями 89 и 91 Федерального закона "Об акционерных обществах".
Постановлением от 08.04.2008 № 13-П общество привлечено к административной ответственности на основании части 1 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Заявитель, полагая, что постановление административного органа не соответствует требованиям закона и нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, суд находит, что заявленное требование не подлежит удовлетворению, исходя из следующего.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Петренко В.Н., Голдобенко Г.К., Борюшкин А.Е., владеющие в совокупности более 25% акций ОАО "ШелеховскиЙ РМЗ", направили в ОАО "ШелеховскиЙ РМЗ" требование от 05.02.2008 о предоставлении копий следующих документов: 1) список акционеров ОАО "ШелеховскиЙ РМЗ", зарегистрированных в реестре владельцев именных акций и количестве принадлежащих им акций; 2) бухгалтерский баланс предприятия на последнюю отчетную дату (форма № 1,2); 3) сведения о затратах на производство и реализацию продукции (форма 5-з приложения к бухгалтерскому балансу) за 2007 год; 4) расшифровка стр. 122 (основные средства - здания, машины и оборудование) бухгалтерского баланса с указанием ввода в эксплуатацию, остаточной балансовой стоимости на последнюю отчетную дату; 5) расшифровка стр. 211 (запасы - сырье, материалы и другие аналогичные ценности) бухгалтерского баланса с указанием балансовой стоимости на последнюю отчетную дату; 6) расшифровка стр. 216 (запасы - расходы будущих периодов) бухгалтерского баланса с указанием балансовой стоимости на последнюю отчетную дату; 7) расшифровка стр. 611 (краткосрочные обязательства - займы и кредиты - кредиты банков, подлежащие гашению в течение 12 месяцев после отчетной даты) бухгалтерского баланса на последнюю отчетную дату с указанием наименования организации кредитора, даты и номера кредитного договора, даты возникновения задолженности, суммы задолженности по договору, планируемого графика погашения задолженности, начисляемых процентов по договору; 8) сведения о наличии и движении основных фондов (средств) и других нефинансовых активов предприятия (форма 11 бухгалтерского баланса) на последнюю отчетную дату; 9) расшифровка стр. 030 (коммерческие расходы) и стр. 040 (управленческие расходы) ф. 2 бухгалтерского баланса предприятия за 2007 г.; 10) сведения о структуре, численности и средней заработной плате персонала (в т. ч. управленческий персонал, рабочие, вспомогательный персонал и т. д.) за 2007 г.; 11) изменения в учредительных документах, зарегистрированных ИФНС 29.11.2005 и 16.12.2005; 12) копия последней выписки из Единого госреестра.
Указанное требование получено ОАО "Шелеховский РМЗ" 06.02.2008. но копии документов акционерам выданы обществом не были, а в их адрес направлено 12.02.2008 письма с требованием о предоставлении акционером доказательства права на акции открытого акционерного общества и подтверждением подписи.
В соответствии со ст. 91 Федерального закона "Об акционерных обществах", общество обязано обеспечить акционерам доступ к документам, предусмотренным п. 1 ст. 89 указанного Федерального закона. К документам бухгалтерского учета и протоколам заседаний коллегиального исполнительного органа имеют право доступа акционеры (акционер), имеющие в совокупности не менее 25 процентов голосующих акций общества. Документы, предусмотренные п. 1 ст. 91 указанного Федерального закона, должны быть предоставлены обществом в течение семи дней со дня предъявления соответствующего требования для ознакомления в помещении исполнительного органа общества. Общество обязано по требованию лиц, имеющих право доступа к документам, предусмотренным п. 1 ст. 91 указанного Федерального закона, предоставить им копии указанных документов.
В соответствии с п. 1 ст. 89 Федерального закона "Об акционерных обществах", общество обязано хранить, в числе прочего, документы бухгалтерского учета и документы бухгалтерской отчетности.
В соответствии с п. 2 ст. 13 Федерального закона "О бухгалтерском учете", бухгалтерская отчетность организаций, за исключением отчетности бюджетных организаций," а также общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), состоит из: а) бухгалтерского баланса; б) отчета о прибылях и убытках; в) приложений к ним, предусмотренных нормативными актами; г) аудиторского заключения или заключения ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов, подтверждающих достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту или обязательной ревизии; д) пояснительной записки.
Следовательно, бухгалтерский баланс, его приложения являются документами бухгалтерской отчетности.
Таким образом, общество обязано обеспечить акционеру доступ к бухгалтерскому балансу (его приложениям), и по его требованию предоставить копии указанных документов, независимо от количества принадлежащих ему голосующих акций общества, соответственно, ОАО "Шелеховский РМЗ" обязано было предоставить Петренко В.Н., Голдобенко Г.К., Борюшкину А.Е. копии документов, указанных в пп. 2, 3, 8 требования от 05.02.2008.
Федеральный закон "О бухгалтерском учете", Положение по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99), утвержденное Приказом Министерства финансов РФ от 06.07.1999 № 43н, Приказ Министерства финансов РФ "О формах бухгалтерской отчетности организаций" от 22.07.2003 № 67н не относят расшифровки статей бухгалтерского баланса к документам бухгалтерской отчетности.
Следовательно, указанные документы являются документами бухгалтерского учета.
Как следует из материалов дела, по состоянию на 05.02.2008 (дату требования о предоставлении информации) Петренко В.Н., Голдобенко Г.К., Борюшкин А.Е. имели в совокупности 34,8% голосующих акций ОАО "Шелеховский РМЗ", что подтверждается выписками из реестра владельцев именных ценных бумаг ОАО "Шелеховский РМЗ" по состоянию на 05.02.2008.
Таким образом, на дату обращения в ОАО "Шелеховский РМЗ" с требованием о предоставлении информации Петренко В.Н., Голдобенко Г.К., Борюшкин А.Е. имели право доступа к документам бухгалтерского учета (пп. 4-7, 9 требования от 05.02.2008).
Как следует из п. 10 требования от 05.02.2008, акционеры обратились в ОАО "Шелеховский РМЗ" с требованием предоставления сведений о структуре, численности и средней заработной плате персонала (в т. ч. управленческого персонала, рабочих, вспомогательного персонала и т. д.) за 2007 год.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона "О персональных данных" (далее - Закон), персональные данные - любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в т. ч. его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация.
В соответствии со ст. 7 Закона, операторами (государственными органами, муниципальными органами, юридическими или физическими лицами, организующими и (или) осуществляющими обработку персональных данных, а также определяющими цели и содержание обработки персональных данных) и третьими лицами, получающими доступ к персональным данным, должна обеспечиваться конфиденциальность таких данных (т.е. не должно допускаться их распространение без согласия субъекта персональных данных или наличия иного законного основания), за исключением случаев обезличивания персональных данных и в отношении общедоступных персональных данных.
Закон не предусматривает включение информации о доходах физического лица в общедоступные источники персональных данных.
Таким образом, операторами (государственными органами, муниципальными органами, юридическими или физическими лицами, организующими и (или) осуществляющими обработку персональных данных, а также определяющими цели и содержание обработки персональных данных) и третьими лицами, получающими доступ к персональным данным, должна обеспечиваться конфиденциальность данных о доходах физического лица, следовательно, распространение таких сведений возможно только с согласия субъекта персональных данных или при наличии иного законного основания.
С учетом изложенного суд соглашается с выводом административного органа о том, что, акционеры Петренко В.Н., Голдобенко Г.К., Борюшкин А.Е. не имели права доступа к сведениям о средней заработной плате персонала.
В соответствии с п. 1 ст. 89 Федерального закона "Об акционерных обществах", общество обязано хранить, в числе прочего, иные документы, предусмотренные указанным Федеральным законом, уставом общества, внутренними документами общества, решениями общего собрания акционеров, совета директоров (наблюдательного совета) общества, органов управления общества, а также документы, предусмотренные правовыми актами Российской Федерации.
Положение о порядке и сроках хранения документов акционерных обществ, утвержденное Постановлением ФКЦБ России от 16.07.2003 № 03-33/пс (далее - Положение) и Перечень типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организации, с указанием сроков хранения, утвержденный Росархивом 06.10.2000 (далее - Перечень) не предусматривают обязанность хранения организациями (в т. ч. акционерными обществами) "сведений о структуре и численности персонала".
Следовательно, акционеры Петренко В.Н,, Голдобенко Г.К., Борюшкин А.Е. не имели права требовать предоставления "сведений о структуре и численности персонала".
Также Петренко В.Н., Голдобенко Г.К., Борюшкин А.Е. обратились в ОАО "Шелеховский РМЗ" с требованием предоставить список акционеров ОАО "Шелеховский РМЗ", зарегистрированных в реестре владельцев именных акций и количестве принадлежащих им акций (п. 1 требования от 05.02.2008).
В соответствии с п. 3 ст. 8 Федерального закона "О рынке ценных бумаг", держатель реестра обязан предоставлять зарегистрированным в системе ведения реестра владельцам и номинальным держателям ценных бумаг, владеющим более 1 процента голосующих акций эмитента, данные из реестра об имени (наименовании) зарегистрированных в реестре владельцев и о количестве, категории и номинальной стоимости принадлежащих им ценных бумаг.
Вместе с тем, действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрена обязанность общества по предоставлению акционерам данных из реестра об имени (наименовании) зарегистрированных в реестре владельцев и о количестве, категории и номинальной стоимости принадлежащих им ценных бумаг.
Как следует из материалов дела, держателем реестра владельцев ценных бумаг ОАО "Шелеховский РМЗ" является ЗАО "Профессиональный регистрационный центр".
Соответственно, для получения списка акционеров ОАО "Шелеховский РМЗ", зарегистрированных в реестре владельцев именных акций и количестве принадлежащих им акций, акционерам необходимо было обратиться к держателю реестра общества в порядке, предусмотренном п. 7.9.1 Положения и ведении реестра владельцев именных ценных бумаг, утвержденного Постановлением ФКЦБ России от 02.10.1997 № .27.
Как следует из п. 11 требования от 05.02.2008, акционеры обратились в ОАО "Шелеховский РМЗ" с требованием предоставить изменения в учредительных документах, зарегистрированных ИФНС 29.11.2005 и 16.12.2005.
В соответствии с п. 1 ст. 89 Федерального закона "Об акционерных обществах", общество обязано хранить устав общества, изменения и дополнения, внесенные в устав общества, зарегистрированные в установленном порядке, решение о создании общества, документ о государственной регистрации общества.
П. 1 ст. 91 Федерального закона "Об акционерных обществах" не устанавливает каких-либо ограничений права доступа на ознакомление и получение копий в отношении указанных документов.
Таким образом, общество обязано обеспечить акционеру доступ к изменениям и дополнениям, внесенным в устав общества, зарегистрированным в установленном порядке, и по его требованию предоставить копии указанных документов, независимо от количества принадлежащих ему голосующих акций общества. Следовательно, ОАО "Шелеховский РМЗ" обязано было предоставить Петренко В.Н., Голдобенко Г.К., Борюшкину А.Е. копии документов, указанных в п. 11 требования от 05.02.2008 при наличии факта внесения изменений в учредительные документы в указанный в требовании период.
Относительно требования Петренко В.Н., Голдобенко Г.К., Борюшкин А.Е. о предоставлении копии последней выписки из единого госреестра (п. 12 требования от 05.02.2008), суд, исходя из положений пункта 38 Перечня, согласно которому организация обязана хранить документы (в т. ч. выписки из государственного реестра) о ликвидации организации, а хранение иных выписок из государственного реестра Перечнем не предусмотрено, соглашается с доводом административного органа о том, что акционеры Петренко В.Н., Голдобенко Г.К., Борюшкин А.Е. не имели права требовать предоставления копии "последней выписки из единого госреестра".
Норма ст. 91 Федерального закона "Об акционерных обществах", устанавливающая 7-дневный срок для выполнения обязанности акционерного общества по представлению информации акционеру, является императивной, не предусматривающей каких-либо исключений.
Пунктом 2 настоящего Федерального закона предусмотрено, что документы, предусмотренные пунктом 1 данной статьи, должны быть предоставлены обществом в течение семи дней со дня предъявления соответствующего требования для ознакомления в помещении исполнительного органа общества. Общество обязано по требованию лиц, имеющих право доступа к названным документам, предоставить им копии указанных документов.
С учетом изложенного, суд пришел к выводу о том, что обязанность общества предоставить акционерам копии документов, указанных в пунктах 2-9, и пункте 11 (при наличии изменений в учредительные документы) установлена вышеуказанным Федеральным законом и порождает обязательство общества перед акционером.
Таким образом, общество обязано исполнить требование акционера о предоставлении ему копий документов в течение семи дней со дня предъявления требования, полученного 06.02.2008, то есть не позднее 13.02.2008, что сделано не было.
Указанное требование получено ОАО "Шелеховский РМЗ" 06.02.2008. но копии документов акционерам выданы обществом не были, а в их адрес направлены 12.02.2008 письма с требованием о предоставлении акционером доказательства права на акции открытого акционерного общества и подтверждением подписи.
Доступ к части затребованной информации (для ознакомления) был обеспечен Петренко В.Н. за пределами указанного срока.
Согласно ч. 1 ст. 15.19 КоАП РФ административным правонарушением, влекущим применение административного наказания, признается непредставление эмитентом или профессиональным участником рынка ценных бумаг инвестору по его требованию предусмотренной законодательством информации.
Судом установлено, что запрашиваемые копии документов акционерам Петренко В.Н,, Голдобенко Г.К., Борюшкин А.Е. заявителем представлены не были, в связи с этим суд полагает, что в действиях заявителя содержится состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.19 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о принятии заявителем всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм действующего законодательства, обществом не представлено.
Довод заявителя о том, что акционеры сами не реализовали своего права на ознакомление с документами, не явившись в помещение исполнительного органа акционерного общества, несостоятелен, так как общество привлечено к административной ответственности за непредставление информации в виде копий запрашиваемых документов.
Исходя из толкования норм Федерального закона "Об акционерных обществах" и КоАП РФ, а также учитывая, что представление документов является одним из способов получения информации, следует, что основанием для привлечения акционерного общества к административной ответственности, установленной части 1 статьи 15.19 КоАП РФ, является как необеспечение акционеру реальной возможности в установленный срок ознакомиться с необходимыми документами, так и непредставление акционеру в установленный срок копий документов, предусмотренных статьей 89 Федерального закона "Об акционерных обществах".
Диспозицией части 1 статьи 15.19 КоАП установлена объективная сторона правонарушения: непредставление эмитентом инвестору по его требованию предусмотренной законодательством информации. Такое правонарушение является оконченным с момента непредставления информации в установленный Законом или в разумный срок.
В связи с изложенным срок давности привлечения общества к административной ответственности следует исчислять с момента совершения административного правонарушения (13.02.2008), и этот двухмесячный срок административным органом не пропущен - постановление вынесено 08.04.2008, то есть в пределах двухмесячного срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного частью 1 статьи 4.5 КоАП.
Довод ОАО "Шелеховский РМЗ" о ненадлежащем требовании акционеров о предоставлении информации в части непредставления ими выписок из системы ведения реестра владельцев ценных бумаг ОАО "Шелеховский РМЗ", подтверждающих статус акционера, не может быть принят во внимание, т. к. не основан на законе.
Действующее законодательство РФ не предусматривает обязанности представления акционером выписки из системы ведения реестра владельцев ценных бумаг при обращении в акционерное общество в порядке ст. 91 Федерального закона "Об акционерных обществах".
Кроме того, в соответствии с пп. 2 и 4 ст. 44 Федерального закона "Об акционерных обществах", общество обязано обеспечить ведение и хранение реестра акционеров общества в соответствии с правовыми актами РФ с момента государственной регистрации общества. Общество, поручившее ведение и хранение реестра акционеров общества регистратору, не освобождается от ответственности за его ведение и хранение.
Таким образом, акционерное общество не вправе требовать у акционера представления выписки из системы ведения реестра владельцев ценных бумаг при его обращении в акционерное общество в порядке ст. 91 Федерального закона "Об акционерных обществах".
Протокол от 19.03.2008 составлен начальником отдела организации и проведения надзорных мероприятий на финансовых рынках РО ФСФР России в ВСР Дегтяревой Т.Е. постановление о назначении административного наказания от 08.04.2008 вынесено руководителем РО ФСФР России в ВСР Щенниковым В.Г.
Согласно части 1 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с КоАП РФ.
Частью 1 статьи 23.47 КоАП РФ установлено, что федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.24, 15.17 - 15.24, 15.28 названного Кодекса.
Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органа, указанного в части 1 названной статьи, вправе руководитель федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков, его заместители, руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков.
Таким федеральным органом в соответствии с пунктом 5.3.11 Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 317, является Федеральная служба по финансовым рынкам.
В соответствии с пунктом 4 названного Положения Федеральная служба по финансовым рынкам осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Судом установлено наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, наличие законных оснований для привлечения к административной ответственности, соблюдение установленного порядка привлечения к ответственности, соблюдение сроков давности привлечения к административной ответственности.
Другие доводы заявителя не влияют на законность оспариваемого постановления.
При таких обстоятельствах, привлечение к административной ответственности общества суд признает правомерным, в связи с чем, заявленное требование удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. ст.167-170; 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований о признании незаконным и отмене постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Восточно-Сибирском регионе от 08.04.2008 № 13-11 о привлечении Открытое акционерное общество «Шелеховский ремонтно-механический завод» основной государственный регистрационный номер 1023802255487, к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.19 КоАП РФ - отказать.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня его принятия.
Судья О.И. Самойлова