АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99.
1 судебный состав по рассмотрению дел о несостоятельности (банкротстве):
ул. Дзержинского, д. 36А, 664011, Иркутск; тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761.
Е-mail: info@irkutsk.arbitr.ru; http://www.irkutsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Иркутск Дело № А19-5687/2013
19.07.2013 г.
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 12.07.2013 года.
Решение в полном объеме изготовлено 19.07.2013 года.
Арбитражный суд Иркутской области в составе:
судьи Е.Ф. Капустенской,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи О.В. Болтрушко,
рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению
индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>)
к агентству лесного хозяйства Иркутской области (ОГРН <***>; 664003, <...>)
об изменении договора.
при участии в судебном заседании:
от истца: - ФИО2 по доверенности от 11.02.2013 г.,
от ответчика: - не явился, извещен.
установил:
Иск заявлен индивидуальным предпринимателем ФИО1 к агентству лесного хозяйства Иркутской области об изменении договора аренды лесного участка от 29.10.2010 г., дополнив пункт 5.4. дополнительным подпунктом 5.4.5-1 следующего содержания: «5.4.5-1 осуществлять на участке санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубку погибших и поврежденных лесных насаждений, очистку лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия) в соответствии с п.4 ч. 1 ст. 55 Лесного кодекса Российской Федерации».
Истец исковые требования поддерживает в полном объеме, в обоснование исковых требований ссылается на необходимость проведения санитарно-оздоровительных мероприятий на арендованном им участке, в частности, квартал 79 и 84 Ольхонского лесничества. Пояснил, что в связи с не проведением таких мероприятий страдает урожайность и ухудшаются имущественные интересы истца.
Ответчик в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, направил для приобщения к материалам дела копию договора аренды лесного участка №91-363/10 от 29.10.2010 г. с отметкой о его государственной регистрации и акт приема-передачи лесного участка от 11.01.2012 г., требования истца не признает, в представленном отзыве на исковое заявление ссылается на ст.ст. 19, 55 Лесного кодекса Российской Федерации, из анализа которых, по мнению ответчика, следует, что они являются органом, на которого возложена обязанность осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия по его усмотрению. Пояснил, что вид использования лесов ответчика не предполагается возложения обязательств на арендатора проведение санитарно-оздоровительных мероприятий.
Дело подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие представителя ответчика, по имеющимся в деле материалам.
Изучив материалы дела, выслушав представителя истца, суд установил следующие обстоятельства.
Между агентством лесного хозяйства Иркутской области (истец) и индивидуальным предпринимателем ФИО1 (ответчик) на основании протокола №2 результатов аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка от 19.10.2010 г. заключен договор аренды лесного участка №91-363/10 от 29.10.2010 г., в соответствии с условиями которого, истец предоставил по акту приема-передачи от 11.01.2012 г., а ответчик принял в возмездное временное пользование лесной участок, расположенный на землях лесного фонда, имеющий местоположение: Иркутская область, Ольхонский район, Ольхонское лесничество, Бугульдейское участковое лесничество, «Заозерная дача», кварталы №№77-80, 83-85, общей площадью 7580 га. в целях использования лесов для заготовки пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений (п. 1.1. договора).
При этом, договором аренды установлен ежегодный объем лесных ресурсов, подлежащих заготовке: пищевые лесные ресурсы (дикорастущие ягоды) – 1221 кг., лекарственные растения – 51 979 кг.
Согласно п. 9.1. договора №91-363/10 от 29.10.2010 г., настоящий договор считается заключенным с момента его государственной регистрации в соответствии с Федеральным Законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» №122-ФЗ от 21.07.1997 г. и действует по 29.10.2034 г. (включительно).
Договор аренды лесного участка №91-363/10 от 29.10.2010 г. зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Иркутской области 18.02.2011 г. за №38-38-01/003/2011-585.
Ссылаясь на необходимость проведения санитарно-оздоровительных мероприятий на арендованном им по договору аренды №91-363/10 от 29.10.2010 г. лесном участке истец 24.12.2012 г. обратился к ответчику с предложением изменить договор аренды, а именно: дополнить пункт 5.4. договора дополнительным подпунктом 5.4.5-1 следующего содержания: «5.4.5-1 осуществлять на участке санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубку погибших и поврежденных лесных насаждений, очистку лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия) в соответствии с п.4 ч. 1 ст. 55 Лесного кодекса Российской Федерации».
Однако, ответчик отказался изменить договор (письмо от 24.01.2013 г. исх. №91-37-326/13), ссылаясь на лесохозяйственный регламент Ольхонского лесничества, согласно которому, в пределах арендуемого истцом лесного участка не имеется лесных насаждений, нуждающихся в проведении санитарно-оздоровительных мероприятий. Кроме того, ответчик указал, что по условиям договора аренды №91-363/10 от 29.10.2010 г. на арендатора не возложена обязанность выполнения отдельных видов санитарно-оздоровительных мероприятий (проведение выборочных санитарных рубок, сплошных санитарных рубок).
Полагая, что договор аренды лесного участка №91-363/10 от 29.10.2010 г., не содержащий условие об осуществлении арендатором на участке санитарно-оздоровительных мероприятий, не соответствует закону и иным правовым актам, действовавшим в момент его заключения, в частности, ст. 19, ч. 4 ст. 55 Лесного кодекса Российской Федерации, п. 1 абз. 4 п. 13, п. 14 Правил заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений, утвержденных Приказом МПР России от 10.04.2007 г. №83, п. 4 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2007 г. №414, п. 4 Правил ухода за лесами, утвержденных Приказом МПР России от 16.07.2007 г. №185, п.п. 5., 6. Руководства по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий, утвержденных Приказом Рослесхоза от 29.12.2007 г. №523, истец обратился в Арбитражный суд Иркутской области с требованием об изменении договора аренды лесного участка от 29.10.2010 г., дополнив пункт 5.4. дополнительным подпунктом 5.4.5-1 следующего содержания: «5.4.5-1 осуществлять на участке санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубку погибших и поврежденных лесных насаждений, очистку лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия) в соответствии с п.4 ч. 1 ст. 55 Лесного кодекса Российской Федерации».
Исследовав доказательства по делу, выслушав представителя истца, арбитражный суд приходит к выводу о том, что заявленные требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
В предмет доказывания по настоящему делу входят: наличие обстоятельств, предусмотренных п.2 ст.450 ГК РФ, п.1 ст.451 ГК РФ, а также, факт несоответствия договора аренды лесного участка №91-363/10 от 29.10.2010 г. в связи с отсутствием в договоре условия об осуществлении арендатором на участке санитарно-оздоровительных мероприятий, требованиям закона и факт нарушения отсутствием в договоре условия об осуществлении арендатором на участке санитарно-оздоровительных мероприятий прав истца.
Согласно п. 1 ст. 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иным правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 55 Лесного кодекса российской Федерации, в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия).
Такие мероприятия осуществляются в соответствии с Правилами санитарной безопасности в лесах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007 года № 414.
Согласно п. 3 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2007 г. №414, к мерам санитарной безопасности в лесах относятся:
а) лесопатологический мониторинг, проведение которого обеспечивается: на землях лесного фонда – Федеральным агентством лесного хозяйства;
б) лесозащитное районирование, лесопатологические обследования, авиационные и наземные работы по локализации и ликвидации очагов вредных организмов, санитарно-оздоровительные мероприятия, проведение которых обеспечиваются: в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по защите которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия) это одна из мер обеспечения санитарной безопасности в лесах.
При этом, как следует из подпункта «б» пункта 3 указанных Правил, меры санитарной безопасности в лесах включают в себя санитарно-оздоровительные мероприятия, проведение которых в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по защите которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 ЛК РФ, обеспечивается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 8 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2007 г. №414, работы по назначению и проведению санитарно-оздоровительных мероприятий осуществляются в соответствии с Руководством по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий.
В соответствии с пунктом 4 Руководства по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий, санитарно-оздоровительные мероприятия в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, обеспечиваются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пункта 5 Руководства по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий, выполнение санитарно-оздоровительных мероприятий осуществляется в соответствии со статьей 19 Лесного кодекса Российской Федерации и Правилами санитарной безопасности в лесах путем размещения заказов на выполнение этих работ, кроме случаев, когда это возложено на лица, использующие леса.
В статье 19 Лесного кодекса Российской Федерации указано, что мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, или использующими леса в соответствии с настоящим Кодексом лицами.
В случаях, если осуществление мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не возложено на лиц, использующих леса, органы государственной власти, органы местного самоуправления размещают заказы на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», при условии, что иное не установлено настоящим Кодексом.
Из анализа приведенных норм в их совокупности и системной взаимосвязи следует, что на землях лесного фонда расположенных на территории Иркутской области, выполнение санитарно-оздоровительных мероприятий обеспечивается непосредственно Агентством лесного хозяйства Иркутской области, кроме случаев, когда выполнение санитарно-оздоровительных мероприятий возложено на лиц использующих леса.
Следовательно, выполнение санитарно-оздоровительных мероприятий арендаторами лесных участков осуществляется, только в том случае если такая обязанность предусмотрена договором аренды лесного участка.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 55 Лесного кодекса Российской Федерации, меры санитарной безопасности на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами этих лесных участков на основании проекта освоения лесов.
В том случае, когда условие о проведении арендатором санитарно-оздоровительных мероприятий прямо предусмотрено договором аренды лесного участка, такие мероприятия осуществляются на основании проекта освоения лесов.
Содержащаяся в названной норме оговорка о том, что санитарно-оздоровительные мероприятия осуществляются на основании проекта освоения лесов, лишь указывает на необходимость включения санитарно-оздоровительных мероприятий в проект освоения лесов, соответственно, при наличии данного условия в договоре аренды лесного участка.
При этом, договором аренды лесного участка №91-363/10 от 29.10.2010 г. на арендатора ФИО1 не возложена обязанность выполнения отдельных видов санитарно-оздоровительных мероприятий (проведение выборочных санитарных рубок, сплошных санитарных рубок).
Руководство по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий, являющемуся приложением к приказу Рослесхоза от 29.12.2007 г. №523 предусматривает обязанность лесничества контролировать состояние лесов и своевременно выявлять леса, требующие проведения санитарно-оздоровительных мероприятий.
Так, согласно пунктов 9, 11 Руководства по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий, санитарно-оздоровительные мероприятия планируются лесничествами (лесопарками) и органами исполнительной власти в пределах переданных полномочий. Необходимость включения того или иного лесного участка в план санитарно-оздоровительных мероприятий определяется на основе оценки санитарного состояния лесов с учетом их целевого назначения, категорий защитных лесов, зоны лесопатологической угрозы, транспортной доступности, а также с учетом экологической и экономической целесообразности.
В материалам дела имеется справка Ольхонского лесничества от 02.07.2013 г. №378, из содержания которой следует, что состояние лесного участка, предоставленного в аренду ИП ФИО1, признано удовлетворительным, необходимость проведения санитарно-оздоровительных мероприятий отсутствует.
Кроме того, согласно сведений лесохозяйственного регламента Ольхонского лесничества, в пределах арендуемого ИП ФИО1 лесного участка не имеется лесных насаждений, нуждающихся в проведении санитарно-оздоровительных мероприятий.
Вместе с тем, истец приобщил к материалам дела документы, подтверждающие необходимость проведения санитарно-оздоровительных мероприятий на арендованной им участке, в частности, квартал 79 и 84 Ольхонского лесничества: планы-корректировки проведения санитарно-оздоровительных мероприятий на 2009 г., 2010 г., таксационное описание. Пояснил, что в связи с не проведением таких мероприятий страдает урожайность и ухудшаются имущественные интересы истца.
Однако, в случае если арендатор считает, что имущество, сданное в аренду арендодателем, имеет недостатки, способы защиты права установлены статьей 612 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Истец ссылается на то, что не включение в договор условия об осуществлении им на арендованном лесном участке санитарно-оздоровительных мероприятий нарушает его права, поскольку без проведения санитарно-оздоровительных мероприятий лесной участок не может быть использован в полном объеме в тех целях, для которых он был взят в аренду – для заготовки пищевых лесных ресурсов, и, соответственно, для извлечения планируемой истцом прибыли.
Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав, в соответствии со ст. 11 Гражданского кодекса РФ, осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд.
Согласно ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Истец просит внести изменения в договор аренды лесного участка №91-363/10 от 29.10.2010 г. дополнив пункт 5.4. дополнительным подпунктом 5.4.5-1 следующего содержания: «5.4.5-1 осуществлять на участке санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубку погибших и поврежденных лесных насаждений, очистку лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия) в соответствии с п.4 ч. 1 ст. 55 Лесного кодекса Российской Федерации».
В соответствии со ст. 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Согласно п.1 ст.451 Гражданского кодекса Российской Федерации, существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа.
Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
Указанных в данных статьях Гражданского кодекса Российской Федерации обстоятельств судом при рассмотрении дела не установлено, истцом их наличие не доказано(ст.65 АПК РФ), а именно:
Договор аренды лесного участка №91-363/10 от 29.10.2010г., заключенный на основании протокола аукциона, подписан обеими сторонами и зарегистрирован в установленном законом порядке 18.02.2011г. Акт приема- передачи лесного участка в аренду от 11.01.2012 г. подписан обеими сторонами без возражений и оговорок в отношении недостатков принятого и переданного имущества.
Обращаясь с требованиями о внесении изменений в договор аренды истец ссылается на ст.ст. 19, 55 Лесного кодекса Российской Федерации, которые посвящены санитарной безопасности в лесах и мероприятиям по охране, защите, воспроизводству лесов.
Вместе с тем, Лесной кодекс Российской Федерации в указанных статьях не содержит требования обязательного включения в договор аренды лесного участка обязанности арендатора осуществлять на участке санитарно-оздоровительные мероприятия.
В соответствии со статьей 19 Лесного кодекса Российской Федерации, мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, или использующими леса в соответствии с настоящим Кодексом лицами.
В случаях, если осуществление мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не возложено на лиц, использующих леса, органы государственной власти, органы местного самоуправления размещают заказы на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», при условии, что иное не установлено настоящим Кодексом.
При размещении заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов одновременно осуществляется продажа лесных насаждений для заготовки древесины. В этих целях заключается договор, в котором содержатся элементы государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и договора купли-продажи лесных насаждений.
В случае, если договор, предусмотренный частью 3 настоящей статьи, не заключен, заказ на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов размещается без продажи лесных насаждений для заготовки древесины.
Особенности размещения заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и заключения договоров, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, включение в договор аренды лесного участка условия о проведении арендатором санитарно-оздоровительных мероприятий не является обязательным условием договора аренды лесного участка, подлежащим внесению.
Исходя из содержания статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации, включение в договор аренды лесного участка условия о проведении арендатором санитарно-оздоровительных мероприятий оставляется на усмотрение уполномоченного органа, в настоящем случае, на Федеральное агентство лесного хозяйства, органом которого на территории Иркутской области является Агентство лесного хозяйства Иркутской области.
Кроме того, учитывая, что если данное положение не было включено в договор аренды лесного участка, то работы по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий осуществляются путем размещения заказов.
Внесение данного положения по соглашению сторон будет противоречить требованиям Федерального Закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».
Как усматривается из материалов дела, истец просил включить в санитарно-оздоровительные мероприятия рубку деревьев и кустарников. При этом, п. 36 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2007 г. №414 соотносится с п. 4 Правил заготовки древесины, утвержденных Приказом Рослесхоза от 01.08.2011 г. №337, следовательно, данные работы могут проводиться лицами, выигравшими данное право на аукционе. Однако, договор аренды лесного участка №91-363/10 от 29.10.2010 г., заключенный между агентством лесного хозяйства Иркутской области и ИП ФИО1, не связан с заготовкой древесины, и, соответственно, рубкой леса. При этом, положение о том, что будут включены санитарно-оздоровительные мероприятия в виде рубки леса при проведении аукциона не объявлялось.
Требования, устанавливаемые правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами, правилами лесовосстановления, являются обязательными для выполнения при заготовке древесины, однако истцу лесной участок был предоставлен для иных целей, а именно: для заготовки пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений.
Представитель Агентства лесного хозяйства Иркутской области, категорически возражая в судебном заседании против включения в договор аренды лесного участка №91-363/10 от 29.10.2010 г., заключенный с ИП ФИО1, пояснил, что вид использования лесов истца не предполагается возложения обязательств на арендатора проведение санитарно-оздоровительных мероприятий.
Более того, как следует из действующего законодательства (ст.ст. 19, 55 ЛК РФ) и сложившейся судебной практики, деятельность по осуществлению санитарно-оздоровительных мероприятий является обязанностью, а не правом арендатора, и только в случае, если она прямо предусмотрена договором и, соответственно, на его основании проектом освоения лесов.
Таким образом, не включение обязанности по осуществлению санитарно-оздоровительных мероприятий в договор аренды не нарушает ни требования закона (как следует из приведенного выше анализа действующего законодательства), ни прав истца.
Следовательно, при отсутствии нарушений прав истца, отсутствуют основания для обращения с заявленными требованиями.
Если истец полагает, что без проведения санитарно-оздоровительных мероприятий он не может пользоваться лесным участком в соответствии с целью его использования согласно договору лесного участка №91-363/10 от 29.10.2010 г., он может обратиться в Агентство лесного хозяйства Иркутской области с требованием проведения санитарно-оздоровительных мероприятий либо защитить свои права с соответствии со ст. 612 ГК РФ. Заявленный же в иске способ защиты права в данном случае не является надлежащим способом.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание изложенное выше, учитывая, что отсутствуют основания для понуждения ответчика к изменению (дополнению) договора в части включения в него обязанности арендатора осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия (как в соответствии со ст. 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, так, и в соответствии со статьями 19, 55 Лесного кодекса РФ, иным лесным законодательством) требования истца удовлетворению не подлежат в силу ст.ст. 19, 55 Лесного кодекса Российской Федерации, ст. 11, 12, 422, 450, 612 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2007 г. №414.
В силу ст.ст. 102, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина в сумме 4 000 руб. относится на истца, которая уплачена им при подачи иска в суд.
Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия, и по истечении этого срока вступает в законную силу.
Судья: Е.Ф. Капустенская