АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99.
1 судебный состав по рассмотрению дел о несостоятельности (банкротстве):
ул. Дзержинского, д. 36А, 664011, Иркутск; тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761.
Е-mail: info@irkutsk.arbitr.ru; http://www.irkutsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Иркутск Дело № А19-5689/2013
09.07.2013г.
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 04.07.2013 года.
Решение в полном объеме изготовлено 09.07.2013 года.
Арбитражный суд Иркутской области в составе:
судьи Дмитриенко Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Паженцевым О.Ю.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Общества с ограниченной ответственностью «Активресурс» (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 664047, Иркутская обл., Иркутск г., Советская ул., 92)
к Министерству труда и занятости Иркутской области (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 664011, Иркутская обл., Иркутск г., ФИО1 ул., 8а),
Управлению Федеральной миграционной службы по Иркутской области (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 664003, Иркутская обл., Иркутск г., Киевская ул., 1)
третье лицо: Областное государственное казенное учреждение Центр занятости населения города Иркутска
о признании незаконным решения от 16.01.2013г. № 14, признании недействительным решения от 24.01.2013г. № 11/12-898,
при участии в судебном заседании:
от заявителя – ФИО2 (представитель по доверенности, удостоверение адвоката);
от УФМС по Иркутской области – ФИО3 (представитель по доверенности, служебное удостоверение);
от Министерства труда и занятости Иркутской области – ФИО4 (представитель по доверенности, паспорт);
от третьего лица – ФИО5 (представитель по доверенности, паспорт),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Активресурс» (далее – Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным решения Министерства труда и занятости Иркутской области (далее – Министерство) о нецелесообразности привлечения и использования иностранных работников, содержащегося в заключении от 16.01.2013г. № 14; признании недействительным решения Управления Федеральной миграционной службы по Иркутской области (далее – Управление) от 24.01.2013г. № 11/12-898 об отказе в предоставлении государственной услуги по выдаче разрешений на привлечение и использование иностранных работников.
Определением суда от 27.06.2013г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Областное государственное казенное учреждение Центр занятости населения города Иркутска.
В судебном заседании представитель заявителя в полном объеме поддержал заявленные требования.
Представители Министерства труда и занятости Иркутской области, Управления Федеральной миграционной службы по Иркутской области и третьего лица считают оспариваемые акты законными и обоснованными, требования заявителя – не подлежащими удовлетворению.
Дело рассмотрено в порядке статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по имеющимся доказательствам, исследовав которые, заслушав доводы и возражения представителей участвующих в деле лиц, суд установил следующее.
26.12.2012г. Общество с ограниченной ответственностью «Активресурс» обратилось в Управление Федеральной миграционной службы по Иркутской области с заявлением о выдаче разрешения на привлечение и использование иностранных работников в количестве 45 человек.
Управлением в адрес Министерства труда и занятости Иркутской области направлен запрос от 27.12.2012г. № 11/12-18539 о выдаче заключения о привлечении и использовании иностранных работников.
В заключении от 16.01.2013г. № 14 Министерство, ссылаясь на то обстоятельство, что на момент обращения заявителя в Управление не истек месячный срок со дня предоставления сведений о потребности работодателя в работниках для замещения свободных рабочих мест (вакантных должностей) в ОГКУ ЦЗН города Иркутска, указало на нецелесообразность привлечения и использования иностранных работников.
На основании указанного заключения решением Управления Федеральной миграционной службы по Иркутской области от 24.01.2013г. № 11/12-839 Обществу отказано в предоставлении государственной услуги по выдаче разрешений на привлечение и использование иностранных работников.
Полагая, что заключение Министерства труда и занятости Иркутской области и решение Управления Федеральной миграционной службы по Иркутской области не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, заявитель обратился в Арбитражный суд Иркутской области с настоящим требованием.
Исследовав и оценив в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, арбитражный суд приходит к следующим выводам.
Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц установлены частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 5 Закона Российской Федерации от 19.04.1991г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» государственная политика в области содействия занятости населения направлена на развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту национального рынка труда.
Привлечение на территорию Российской Федерации иностранной рабочей силы является приоритетным правом Российской Федерации, которое осуществляется в порядке, определенном законодательством Российской Федерации (статья 17 Закона Российской Федерации от 19.04.1991г. № 1032-1).
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации определяется Федеральным законом от 25.07.2002г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 25.07.2002г. № 115-ФЗ), который также регулирует отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности (статья 1 Федерального закона).
В силу части 4 статьи 13 Федерального закона от 25.07.2002г. № 115-ФЗ работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность при наличии разрешения на работу.
Приказом ФМС России, Минздравсоцразвития России, Минтранса России и Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству от 11.01.2008г. № 1/4/1/2 утвержден Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, Федеральным агентством морского и речного транспорта и Государственным комитетом Российской Федерации по рыболовству государственной услуги по выдаче заключений о привлечении и об использовании иностранных работников, разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства (далее - Административный регламент).
Основанием для начала предоставления получателям государственной услуги является обращение работодателя, заказчика работ (услуг) в ФМС России или ее территориальный орган с заявлением о выдаче разрешения на привлечение и использование иностранных работников и документами, предусмотренными Административным регламентом (пункт 51 Административного регламента).
Административный регламент устанавливает исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче разрешений на привлечение иностранных работников. К таким основаниям, в частности, отнесено заключение о привлечении и об использовании иностранных работников, выданное органом государственной службы занятости населения субъекта Российской Федерации и содержащее решение о нецелесообразности привлечения и использования иностранных работников по соответствующим профессиям, специальностям, должностям (пункт 29.1 Административного регламента).
При этом положения Административного регламента не предоставляют территориальным органам ФМС России полномочий по проверке обоснованности такого решения, а также не предусматривают возможность, при наличии заключения о нецелесообразности привлечения и использования иностранных работников, принять решение о выдаче разрешения на их привлечение.
Согласно пункту 54 Административного регламента при предоставлении государственной услуги сотрудник ФМС России или ее территориального органа, ответственный за прием документов, не позднее дня, следующего за днем приема документов, оформляет и направляет в орган государственной службы занятости населения субъекта Российской Федерации, на территории которого (которых) предполагается использование иностранных работников, запрос о выдаче заключения о привлечении и об использовании иностранных работников, оформленный в соответствии с приложением № 3 к Административному регламенту.
Пунктом 60.2 Административного регламента установлено, что заключение о привлечении и об использовании иностранных работников, содержащее решение о нецелесообразности привлечения и использования иностранных работников по соответствующим профессиям, специальностям, должностям, выдается органами государственной службы занятости населения субъекта Российской Федерации с учетом Методики оценки эффективности использования иностранной рабочей силы в случае, если срок предоставления сведений о потребности работодателя в работниках для замещения свободных рабочих мест (вакантных должностей) в государственное учреждение службы занятости населения составляет менее одного календарного месяца на дату получения запроса от ФМС России или ее территориального органа на получение заключения о привлечении и об использовании иностранных работников.
Указанный срок предусмотрен законодателем в целях проведения органами государственной службы занятости населения анализа рынка труда, подбора и направления заявителю работников из числа граждан Российской Федерации, которые, исходя из положений Закона Российской Федерации от 19.04.1991г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», имеют приоритетное право на трудоустройство.
Из материалов дела следует, что сведения о потребности в работниках, наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей) по форме приложения 5 к Административном регламенту Федеральной службы по труду и занятости по предоставлению государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников, представлялись Обществом в Областное государственное казенное учреждение Центр занятости населения города Иркутска 23.01.2012г., 27.02.2012г., 03.04.2012г., а также 11.05.2012г. с отметкой «Квоты на 2013г.».
Впоследствии в течение полугода сведения о потребности в работниках, наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей) заявителем в государственное учреждение службы занятости населения не направлялись.
Очередное обращение заявителя в Областное государственное казенное учреждение Центр занятости населения города Иркутска датировано 14.12.2012г. В соответствии с представленными Сведениями о потребности в работниках, наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей) (вх. № 2324) потребность Общества в работниках по состоянию на 14.12.2012г. составила: каменщик 5 разряда – 5 человек, арматурщик 5 разряда – 10 человек, плотник 5 разряда – 10 человек, бетонщик 5 разряда – 10 человек, монтажник 5 разряда – 10 человек.
При этом с заявлением о выдаче разрешения на привлечение и использование иностранных работников в Управление Федеральной миграционной службы по Иркутской области Общество обратилось 26.12.2012г., то есть до истечения календарного месяца с момента предоставления сведений о потребности работодателя в работниках для замещения свободных рабочих мест (вакантных должностей) в государственное учреждение службы занятости населения, в связи с чем у органа службы занятости отсутствовала возможность подобрать заявителю работников из числа граждан Российской Федерации.
В этой связи Министерством труда и занятости Иркутской области обоснованно на основании пункта 60.2 Административного регламента принято решение о нецелесообразности привлечения и использования иностранных работников.
Судом рассмотрен и признан несостоятельным довод заявителя о том, что Обществом неоднократно в течение 2012 года представлялись в органы государственной службы занятости населения сведения о потребности в работниках, в связи с чем месячный срок предоставления сведений о потребности работодателя в работниках для замещения свободных рабочих мест (вакантных должностей) следует исчислять с 11.05.2012г.
Частью 3 статьи 25 Закона Российской Федерации от 19.04.1991г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» установлена обязанность работодателей ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей).
В силу пункта 26 Административного регламента Федеральной службы по труду и занятости по предоставлению государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 03.07.2006г. № 513 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 06.09.2006г. № 8219), отсутствие заполненного бланка «Сведения о потребности в работниках, наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей)» является основанием для отказа в предоставлении государственной услуги содействия в подборе необходимых работников при последующих обращениях работодателя.
Таким образом, принятие органами службы занятости мер к подбору работников обусловлено определенной инициативой со стороны работодателя.
В отсутствие сведений о потребности в работниках и наличии у работодателя вакантных должностей у органа государственной службы занятости населения отсутствует обязанность подбирать и направлять заявителю работников. Как следствие, не проводятся органами службы занятости и мероприятия по анализу рынка труда на предмет наличия работников из числа граждан Российской Федерации.
Кроме того, суд учитывает, что в соответствии со Сведениями о потребности в работниках, наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей), представленными Обществом 11.05.2012г. потребность Общества составляла в общей сложности 200 человек, в том числе: каменщик 5 разряда – 40 человек, арматурщик 5 разряда – 40 человек, плотник 5 разряда – 40 человек, бетонщик 5 разряда – 40 человек, монтажник 5 разряда – 40 человек, тогда как по состоянию на 14.12.2012г. потребность составила 45 человек, в том числе: каменщик 5 разряда – 5 человек, арматурщик 5 разряда – 10 человек, плотник 5 разряда – 10 человек, бетонщик 5 разряда – 10 человек, монтажник 5 разряда – 10 человек.
Таким образом, заявка Общества от 14.12.2012г., а также заявление от 26.12.2012г. исх. № 2012/01/148 о выдаче разрешения на привлечение и использование иностранных работников, не являются идентичными Сведениям, представленным заявителем в государственное учреждение службы занятости населения 11.05.2012г., ввиду наличия существенных расхождений, в том числе в количестве требуемых работников и предлагаемой заработной платы.
При таких обстоятельствах материалы дела свидетельствуют о законности решения Министерства труда и занятости Иркутской области о нецелесообразности привлечения и использования иностранных работников, изложенного в письменном заключении от 16.01.2013г. № 14. Как следствие, законным является решение Управления Федеральной миграционной службы по Иркутской области от 24.01.2013г. № 11/12-839 об отказе в предоставлении государственной услуги по выдаче разрешений на привлечение и использование иностранных работников.
Помимо прочего, суд считает необходимым отметить, что право на привлечение и использование иностранных работников было реализовано Обществом по истечении календарного месяца со дня предоставления сведений о потребности работодателя в работниках для замещения свободных рабочих мест (вакантных должностей) в государственное учреждение службы занятости населения.
29.01.2013г. Общество повторно обратилось в Управление с соответствующим заявлением (исх. от № 2013/01/02). По результатам рассмотрения указанного заявления, с учетом положительного заключения Министерства труда и занятости Иркутской области от 08.02.2013г. № 75, заявителю выдано разрешение от 18.02.2013г. № 38001054 на привлечение и использование иностранных работников численностью 45 человек в соответствии с требуемыми специальностями.
Оценивая фактические обстоятельства, установленные по настоящему делу, учитывая нормы правового регулирования спорных правоотношений, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые заявителем решения соответствуют требованиям закона и не нарушают права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании вышеизложенного, принимая во внимание отсутствие совокупности обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает необходимым в удовлетворении требований Общества с ограниченной ответственностью «Активресурс» отказать в полном объеме.
При обращении в арбитражный суд Обществом заявлено ходатайство о предоставлении отсрочки уплаты государственной пошлины.
Определением суда от 29.04.2013г. ходатайство заявителя удовлетворено, в связи с чем государственная пошлина за рассмотрение заявленных требований фактически Обществом не уплачивалась.
При таких обстоятельствах, исходя и содержания заявленных требований, в соответствии с положениями статей 102, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подпункта 3 пункта 1 статьи 333.21, статьи 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации взысканию с Общества с ограниченной ответственностью «Активресурс» в доход федерального бюджета Российской Федерации подлежит государственная пошлина в сумме 4 000 рублей.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
В удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Активресурс» (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 664047, Иркутская обл., Иркутск г., Советская ул., 92) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 4 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья Е.В. Дмитриенко