АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99
дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, д. 36А, тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761
http://www.irkutsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
г. Иркутск Дело №А19-5699/2014
« 15 » июля 2014 г.
Резолютивная часть решения объявлена 15 июля 2014 г.
Решение в полном объеме изготовлено 15 июля 2014 г.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Поздняковой Н.Г.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Буяновой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>, адрес: 664058, Иркутская область, г. Иркутск)
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Правобережному округу г. Иркутска (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 664007, <...>)
о признании незаконным и отмене постановления от 31.03.2014 № 26574693,
при участии в заседании представителей
от заявителя: ФИО2, доверенность от 16.06.2014;
от налогового органа, принявшего оспариваемый акт: ФИО3, доверенность от 10.01.2014 № 05/08;
установил:
индивидуальный предприниматель ФИО1 обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Правобережному округу г. Иркутска о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 31.03.2014 № 26574693.
Определением суда от 15.04.2014 заявление ФИО1 принято и назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
03.06.2014 по делу № А19-5699/2014 вынесено определение о рассмотрении дела по общим правилам административного судопроизводства и назначении предварительного судебного заседания.
Представитель предпринимателя ФИО1 в судебном заседании заявленные требования поддержал.
Представители Инспекции Федеральной налоговой службы по Правобережному округу г. Иркутска в судебном заседании требования заявителя не признали, подержав позицию, изложенную в отзыве.
Из материалов дела следует, что ФИО1 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 17.12.2013 за основным государственным регистрационным номером <***>.
На основании поручения от 05.03.2014 № 2171-036 должностным лицом Инспекции Федеральной налоговой службы по Правобережному округу г. Иркутска проведена проверка исполнения индивидуальным предпринимателем ФИО1 исполнения законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники по вопросу полноты учета выручки, полученной при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт.
В ходе проверки установлено, что ФИО1 осуществляет предпринимательскую деятельность по розничной торговле, состоит на налоговом учете в Инспекции Федеральной налоговой службы по Правобережному округу г. Иркутска в качестве налогоплательщика единого налога на вмененный доход.
ФИО1 в качестве кассовой книги на проверку представлен блокнот, не прошитый и не пронумерованный в установленном порядке, в котором предпринимателем зафиксированы суммы полученной от реализации товаров выручки. На основании представленного блокнота, который не принят налоговым органом в качестве кассовой книги, а также в результате проверки наличных денежных средств кассы установлено, что денежные средства, вырученные за реализованные товары (за 03.03.2014 в сумме 530 руб., 04.03.2014 – 2385 руб., 05.03.2014 – 1385 руб., 06.03.2014 – 9230 руб.), в нарушение пункта 6.1 Порядка № 373-П, не были оприходованы в кассу. С учетом того, что предпринимателем ФИО1 распоряжением от 10.01.2014 № 1 установлен лимит остатка наличных денег в кассе в сумме 3000 руб., превышение лимита остатка кассы за 04.03.2014 составило 120 руб., за 06.03.2014 – 4230 руб.
Результаты проведенной проверки зафиксированы в акте о проверке наличных денежных средств кассы № 011038 от 04.03.2014, в акте проверки полноты учета выручки № 21/1-036 от 20.03.2014.
20.03.2014 проверяющим инспектором составлен протокол об административном правонарушении № 21/1-036-38-17/13, на основании которого и.о. начальника налоговой инспекции вынесено постановление по делу об административном правонарушении от 31.03.2014 № 26574693, согласно которому индивидуальный предприниматель ФИО1 привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в сумме 4 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, предприниматель ФИО1 обратился в суд с настоящим заявлением, указав, что вывод инспекции основан лишь на личных записях предпринимателя, в которые включены денежные средства не только от предпринимательской деятельности. В связи с чем, факт превышения лимита остатка наличных денежных средств в кассе не доказан налоговым органом.
В судебном заседании 10.07.2014, в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ, был объявлен перерыв до 12 часов 15.07.2014. После перерыва в судебное заседание явились: представитель заявителя ФИО2, представитель налогового органа ФИО3
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При этом, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан с доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.
Объективную сторону указанного административного правонарушения образует совершение любого из перечисленных деяний.
В качестве административного правонарушения предпринимателю вменено неоприходование денежных средств в кассу, превышение установленного лимита остатка наличных денег в кассе предприятия.
В силу пункта 5 статьи 346.26 Налогового кодекса РФ налогоплательщики единого налога на вмененный доход обязаны соблюдать порядок ведения расчетных и кассовых операций в наличной и безналичной формах, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 7 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Центральный банк Российской Федерации уполномочен по вопросам, отнесенным к его компетенции, издавать в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.
В рассматриваемый период действовал Порядок ведения кассовых операций, установленный Положением о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации (утв. Центральным банком Российской Федерации 12.10.2011 № 373-П, далее – Положение № 373-П) (утратил силу с 01.06.2014 в связи с изданием Указания Банка России от 11.03.2014 № 3210-У).
Согласно пункту 1.8 Положения № 373-П кассовые операции, проводимые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, оформляются приходными кассовыми ордерами 0310001, расходными кассовыми ордерами 0310002 (далее - кассовые документы).
Прием наличных денег юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, в том числе от работников, проводится по приходным кассовым ордерам 0310001 (пункт 3.1 Положения № 373-П).
Согласно пункту 5.1 Положения № 373-П для учета поступающих в кассу наличных денег, за исключением наличных денег, принятых платежным агентом, банковским платежным агентом (субагентом), и выдаваемых из кассы, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель ведут кассовую книгу 0310004.
Записи в кассовой книге 0310004 осуществляются кассиром по каждому приходному кассовому ордеру 0310001 (расходному кассовому ордеру 0310002), оформленному на полученные (выданные) наличные деньги (пункт 5.2 Положения № 373-П).
Согласно пункту 6.1 Положения № 373-П юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обеспечивают организацию ведения кассовых операций, установленных настоящим Положением, в том числе, внесение в кассовую книгу 0310004 всех записей, которые должны быть сделаны на основании приходных кассовых ордеров 0310001 и расходных кассовых ордеров 0310002 (полное оприходование в кассу наличных денег).
Из анализа указанных положений следует, что под понятием "оприходование в кассу денежной наличности" понимается ряд последовательных действий, которые необходимо совершить в день ее поступления, в том числе оформить приходные кассовые ордера о поступивших наличных денежных средствах в кассу организации и внести в тот же день в кассовую книгу на основании приходных кассовых ордеров записи о поступивших денежных средствах. Невыполнение данных требований свидетельствует о нарушении порядка ведения кассовых операций.
Таким образом, законодательством, действующим на момент проверки, была установлена обязанность по ведению кассовой книги, в которой должны учитываться поступающие в кассу наличные деньги.
Материалами дела установлено, что предпринимателем не была оприходована полученная им за период с 03.03.2014 по 06.03.2014 выручку от реализации товаров, записи о которой имеются в блокноте. Заявитель не вел кассовую книгу, не оформлял в установленном порядке приходные кассовые ордера.
Факт нарушений подтверждается взаимной связью и совокупностью представленных в материалы дела доказательств, и свидетельствует о наличии события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ.
Также в ходе проверки выявлено факт превышения у предпринимателя установленного лимит остатка наличных денег в кассе.
В соответствии с пунктом 1.2 Положения № 373-П для ведения кассовых операций юридическое лицо, индивидуальный предприниматель устанавливают максимально допустимую сумму наличных денег, которая может храниться в месте для проведения кассовых операций, определенном руководителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем (далее - касса), после выведения в кассовой книге 0310004 суммы остатка наличных денег на конец рабочего дня (далее - лимит остатка наличных денег).
Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель издают об установленном лимите остатка наличных денег распорядительный документ, который хранится в порядке, определенном руководителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем или иным уполномоченным лицом.
Пунктом 1.4 Положения № 373-П установлено, что юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обязаны хранить на банковских счетах в банках наличные деньги сверх установленного в соответствии с пунктами 1.2 и 1.3 настоящего Положения лимита остатка наличных денег (далее - свободные денежные средства).
Накопление юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем наличных денег в кассе сверх установленного лимита остатка наличных денег допускается в дни выплат заработной платы, стипендий, выплат, включенных в соответствии с методологией, принятой для заполнения форм федерального государственного статистического наблюдения, в фонд заработной платы и выплаты социального характера (далее - другие выплаты), включая день получения наличных денег с банковского счета на указанные выплаты, а также в выходные, нерабочие праздничные дни в случае ведения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в эти дни кассовых операций.
В других случаях накопление в кассе наличных денег сверх установленного лимита остатка наличных денег юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем не допускается.
Согласно распоряжению № 1 от 10.01.2014 предпринимателем ФИО1 установлен лимит наличных денег в торговой точке в размере 3 000 руб. в день.
Пунктом 6.1 Положения № 373-П установлено, что юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обеспечивают организацию ведения кассовых операций, установленных настоящим Положением, в том числе, недопущение накопления в кассе наличных денег сверх установленного лимита остатка наличных денег, за исключением случаев, установленных в абзаце втором пункта 1.4 настоящего Положения.
Материалами дела установлено, что предприниматель допустил превышение установленного распоряжением № 1 от 10.01.2014 лимита остатка кассы, в том числе: за 04.03.2014 – на 120 руб., за 06.03.2014 – на 4230 руб. Доказательств, опровергающих данный факт, в частности, доказательств, свидетельствующих о сдаче денежной наличности в банк, предпринимателем в материалы дела не представлено.
В соответствии с постановлением по делу об административном правонарушении от 31.03.2014 № 26574693 индивидуальный предприниматель ФИО1 привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в неоприходовании денежных средств в кассу, превышении установленного лимита остатка наличных денег в кассе (нарушение требований пунктов 1.2, 1.4, 1.8, 5.1, 6.1 Положения № 373-П).
С 01.06.2014 вступило в силу Указание Банка России от 11.03.2014 № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» (далее - Указание). В силу пункта 8 Указания Положение № 373-П утратило силу (подпункт 8.2 пункта 8 Указания).
С этой даты предприниматели, которые в соответствии с налоговым законодательством РФ ведут учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения либо физических показателей, характеризующих определенный вид предпринимательской деятельности, могут не оформлять кассовые документы и не вести кассовую книгу (подпункты 4.1, 4.6 пункта 4 Указания). Кроме того, такие лица могут не устанавливать лимит остатка наличных денег (пункт 2 Указания).
В силу части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
В соответствии с частью 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Указанная норма предписывает применять новый закон в случаях, когда после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена.
Непременным условием обратной силы закона является улучшение положения лица, привлеченного к административной ответственности, а равно исключение публичной обязанности, за невыполнение которой лицо привлекается к ответственности.
Соответственно, с 01.06.2014 у индивидуальных предпринимателей отсутствует обязанность оформлять и вести кассовую книгу, устанавливать лимит остатка наличных денег. Данное обстоятельство свидетельствует об исключении публичной обязанности, за невыполнение которой лицо привлечено к ответственности. Следовательно, в рассматриваемом случае подлежат применению положения части 2 статьи 1.7 КоАП РФ об обратной силе закона.
Согласно пункту 33.2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5
(ред. от 19.12.2013) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разрешая жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях, необходимо учитывать положения части 2 статьи 1.7 КоАП РФ, в соответствии с которой закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу при условии, что постановление о назначении административного наказания не исполнено.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 № 37 «О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения» в целях реализации положений части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, согласно которым, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон, привлекающий к ответственности орган обязан принять меры к тому, чтобы исключить возможность несения лицом ответственности за совершение такого публично-правового правонарушения полностью либо в части.
Согласно пункту 2 указанного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в случае непринятия привлекающим к ответственности органом необходимых мер вопрос о неприменении ответственности может быть решен в арбитражном суде по заявлению лица, в отношении которого вынесено решение (постановление) о привлечении к ответственности, и судам необходимо исходить из того, что если в названных целях данным лицом предъявлено требование о признании решения (постановления) о привлечении к ответственности недействительным, факт устранения такой ответственности после принятия оспариваемого решения (постановления) является основанием не для признания его недействительным, а для указания в резолютивной части судебного акта на то, что оспариваемое решение не подлежит исполнению.
Принимая во внимание положения части 2 статьи 1.7 КоАП РФ об обратной силе закона, с учетом исключения публичной обязанности, за невыполнение которой лицо привлечено к ответственности, постановление по делу об административном правонарушении от 31.03.2014 № 26574693 не может быть исполнено, взыскание наложенного штрафа не может быть произведено.
Учитывая изложенное, оспариваемое постановление от 31.03.2014 № 26574693 следует признать не подлежащим исполнению.
Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
решил:
Признать не подлежащим исполнению постановление по делу об административном правонарушении от 31.03.2014 № 26574693, вынесенное Инспекцией Федеральной налоговой службы по Правобережному округу г. Иркутска, согласно которому индивидуальный предприниматель ФИО1 привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в сумме 4 000 руб.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня его принятия.
Судья Н.Г. Позднякова