ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-5707/07 от 07.05.2007 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск

7 мая 2007 года Дело № А19-5707/07-56

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Загвоздина В.Д.,

при ведении протокола судебного заседания,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу

к Муниципальному учреждению Хор-Тагнинская сельская администрация

о взыскании 3231 руб. 28 коп.

при участии в заседании:

от заявителя: не явились

от ответчика: не явились

установил:

Межрайонная инспекция ФНС России № 14 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с требованием о взыскании с Муниципального учреждения Хор-Тагнинская сельская администрация задолженности по налогам в сумме 84 руб., пени в размере 1904 руб. 28 коп. и налоговых санкций в сумме 1243 руб.

Стороны в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом (уведомления № 17433, 17432).

Дело рассматривается в соответствии с частью 2 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие сторон по имеющимся в нем доказательствам.

Из материалов дела следует, что Муниципальное учреждение Хор-Тагнинская сельская администрация зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным номером 1033801911439.

Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №14 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу проведена выездная налоговая проверка ответчика по вопросам правильности исчисления, удержания, уплаты и перечисления налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, налога на имущество предприятий, транспортного налога, земельного налога, платежей за пользование участками лесного фонда, единого социального налога за период с 01.01.03 г. по 14.08.06 г., налога с продаж за период с 01.01.03 г., страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) за период с 01.01.03 г. по 14.08.04 г., страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 01.01.05 г. по 14.08.06 г., налога на доходы физических лиц с 01.01.03 г. по 14.08.06 г.

В ходе проверки установлено, что налогоплательщиком не исчислен налог на добавленную стоимость за 3 квартал 2003 года, 3 квартал 2004 года.

В нарушение требований п. 3 ст. 169 Налогового кодекса РФ, постановления Правительства РФ от 02.12.00г. №914 «Об утверждении Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость» журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и продаж учреждением не велись.

В соответствии с п.7 ст.31 Налогового кодекса РФ в ходе проверки с сумм полученной учреждением выручки налоговым органом исчислен налог на добавленную стоимость: за 3 квартал 2003 года - 30 руб., за 3 квартал 2004 года - 45 руб.

За 3 квартал 2003 года по данным декларации сумма налога составляет 0 руб., сумма налога при реализации услуг составляет 0 руб., по данным проверки сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, составила 30 руб., поскольку по данным Журнала операций по счету «Касса» и приходного кассового ордера от 22.07.03г. №42 выручка учреждения от выдачи справок составила 150 руб., сумма налога при реализации услуг - 30 руб. (150 руб. х 20 %).

За 3 квартал 2004 года по данным налогоплательщика сумма налога составляет 0 руб., сумма налога при реализации услуг - 0 руб., по данным проверки сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, составила 30 руб. По данным Журнала операций по счету «Касса» за август 2004г. и приходного кассового ордера от 10.08.04г. № 47 выручка от выдачи справок составила 254 руб., сумма налога - 45 руб. (254 руб. х 18 %).

В ходе проверки налоговый орган также установил факт неуплаты налога с продаж за июль 2003 года в сумме 9 руб. По данным мемориальных ордеров № 1 «Журнал операций по счету «Касса» и приходного кассового ордера от 22.07.03г. № 42 выручка от выдачи справок составила 150 руб., поэтому в нарушение ст. 354 НК РФ, ст.ст. 2, 4, 6 Закона Иркутской области от 19.10.98г. № 44-оз налогоплательщиком не исчислен и не уплачен налог с продаж за июль 2003 года в сумме 9 руб. ((150 руб. + 30 руб.) х 5%). В соответствии со ст.75 Налогового кодекса РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога в бюджет на дату вынесения решения начислены пени в сумме 4 руб. 67 коп.

Налогоплательщиком неполно исчислен, удержан и перечислен налог на доходы физических лиц в сумме 5668 руб., в том числе за 2003 год - 2534 руб., 2004 год – 156 руб., 2005 год - 2978 руб., поскольку учреждением как налоговым агентом предоставлялись отдельным работникам стандартные налоговые вычеты при отсутствии копий свидетельств о рождении детей и без учета дохода, полученного ими с начала налогового периода по предыдущему месту работы.

В соответствии со ст.75 Налогового кодекса РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога в бюджет начислены пени на дату принятия решения в сумме 1870 руб. 81 коп., в том числе: на задолженность - в сумме 378 руб. 04 коп., на дополнительно начисленный налог - в сумме 1 492 руб. 77 коп.

Кроме того, налогоплательщиком в нарушение пункта 5 статьи 174 НК РФ не представлена в установленный срок налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2003г., срок представления которой установлен не позднее 20.07.03г.

По результатам проверки налоговым органом составлен акт выездной налоговой проверки от 13.10.06г. № 01-31/71 и принято решение от 23.11.06г. № 01-51/71 о привлечении общества к налоговой ответственности, предусмотренной:

¾ пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату (неполную уплату) налога на добавленную стоимость за 3 квартал 2004 года в виде штрафа в размере 9 руб.;

¾ статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) налога на доходы физических лиц, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, в виде штрафа в сумме 1134 руб.;

¾ пунктом 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость в виде штрафа в размере 100 руб. (пункт 1).

Кроме того, указанным решением налогоплательщику предложено уплатить налог на добавленную стоимость в сумме 75 руб., налог с продаж в сумме 9 руб., пени за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость в сумме 28 руб. 80 коп., налога с продаж в сумме 4 руб. 67 коп., налога на доходы физических лиц в сумме 1870 руб. 81 коп. (в том числе: на задолженность – 378 руб. 04 коп., на дополнительно начисленный налог – 1492 руб. 77 коп.).

Решение и требования от 29.11.06г. № 17894, 17895, 17896 об уплате недоимки по налогам, пени и налоговых санкций ответчику вручены, срок исполнения истек, однако задолженность по налогам в сумме 84 руб. 00 коп., пени в размере 1904 руб. 28 коп. и налоговые санкции в сумме 1243 руб. до настоящего времени не погашены.

Поскольку ответчик является учреждением, у которого расчетные счета отсутствуют, финансируется за счет муниципального бюджета, в силу абз.2 п.5, п.п.2, 9 ст.46 Налогового кодекса РФ взыскание обязательных платежей по решению налогового органа не может производиться с бюджетных счетов, заявитель в соответствии с п.3 ст.46 Налогового кодекса РФ просит взыскать с ответчика 3231руб. 28 коп., составляющих сумму задолженности по налогам, пени и налоговым санкциям в судебном порядке.

Ответчик возражения не представил, требования налогового органа по существу не оспорил.

Исследовав материалы дела, суд полагает, что требования налогового органа подлежат частичному удовлетворению, в связи со следующим.

В силу статьи 143 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик является плательщиком налога на добавленную стоимость.

В соответствии с пунктом 4 статьи 166 Налогового кодекса Российской Федерации общая сумма налога на добавленную стоимость исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 названного Кодекса, дата реализации (передачи) которых относится к соответствующему налоговому периоду, с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу в соответствующем налоговом периоде.

Согласно пункту 1 статьи 167 Налогового кодекса Российской Федерации моментом определения налоговой базы в зависимости от принятой налогоплательщиком учетной политики для целей налогообложения, если иное не предусмотрено пунктами 6 - 11 настоящей статьи, является 1) для налогоплательщиков, утвердивших в учетной политике для целей налогообложения момент определения налоговой базы по мере отгрузки и предъявлении покупателю расчетных документов, - день отгрузки (передачи) товара (работ, услуг); 2) для налогоплательщиков, утвердивших в учетной политике для целей налогообложения момент определения налоговой базы по мере поступления денежных средств, - день оплаты отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг).

В случае, если налогоплательщик не определил, какой способ определения момента определения налоговой базы он будет использовать для целей исчисления и уплаты налога, то применяется способ определения момента определения налоговой базы, указанный в подпункте 1 пункта 1 настоящей статьи (п. 12 ст. 167 НК РФ).

Пунктом 3 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации на налогоплательщиков возложена обязанность составлять счета-фактуры, вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж.

Согласно пункту 7 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы вправе определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет (внебюджетные фонды), расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги.

Как следует из материалов дела, в проверяемый период учреждение осуществляло выдачу справок населению и проведение вечеров в Доме досуга. Поступление денежных средств в кассу организации оформлялось приходными кассовыми ордерами.

В приказах об учетной политике ответчика не установлен способ определения момента определения налоговой базы, поэтому моментом определения налоговой базы налогоплательщика считается день отгрузки (передачи) товара (работ, услуг).

В ходе проверки налоговый орган направил в адрес учреждения требование от 21.09.06г. о представлении документов, необходимых для проведения проверки. Налогоплательщик представил объяснение, в котором, в том числе указал, что документы не могут быть представлены, так как журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок, книги продаж не велись.

В связи с этим налоговый орган воспользовался предоставленным ему правом и исчислил налог на добавленную стоимость с сумм полученной учреждением выручки за 3 квартал 2003 г. в размере 30 руб., за 3 квартал 2004 г. – 45 руб., исходя из имеющихся данных о налогоплательщике: по данным мемориального ордера № 1 «Журнал операций по счету «Касса» и приходного кассового ордера от 22.07.03г. № 42 выручка учреждения за 3 квартал 2003 г. от выдачи справок составила 150 руб., сумма налога от реализации услуг - 30 руб. (150 руб. х 20 %): за 3 квартал 2004 года по данным мемориального ордера № 1 «Журнал операций по счету «Касса» за август 2004г. и приходного кассового ордера от 10.08.04г. № 47 выручка от выдачи справок составила 254 руб., а сумма налога - 45 руб. (254 руб. х 18 %).

Таким образом, налоговый орган правомерно начислил учреждению налог на добавленную стоимость за 3 квартал 2003г., 3 квартал 2004 г. в сумме 75 руб. и в соответствии со ст.75 Налогового кодекса РФ - пени в сумме 28 руб. 80 коп. за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость в бюджет в соответствии с расчетом, изложенным в приложении № 2 к решению от 23.11.06г. № 01-51/71.

В соответствии со статьей 348 Налогового кодекса РФ, действовавшей в спорный период (2003 г.), ответчик являлся плательщиком налога с продаж.

Налоговая ставка устанавливается законами субъектов Российской Федерации в размере не выше 5 процентов (ст. 353 НК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 354 Налогового кодекса РФ сумма налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Сумма налога включается налогоплательщиком в цену товара (работы, услуги), предъявляемую к оплате покупателю (заказчику, отправителю).

Налог подлежит уплате по месту осуществления операций по реализации товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению в соответствии с настоящим Кодексом (п. 2 ст. 354 НК РФ).

Согласно статье 1 Закона Иркутской области «О налоге с продаж» налоговая ставка в отношении операций по реализации всех товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению, устанавливается в размере 5 процентов.

По данным мемориальных ордеров № 1 «Журнал операций по счету «Касса» и приходного кассового ордера от 22.07.03г. № 42 выручка ответчика от выдачи справок составила 150 руб., в связи с чем налоговый орган правомерно начислил налог с продаж за июль 2003г. в сумме 9 руб. ((150 руб. + 30 руб.) х 5%) и пени за его несвоевременную уплату в сумме 4 руб. 67 коп.

В соответствии с пп.1, 4 п.3 ст.24, ст.226 Налогового кодекса РФ ответчик является налоговым агентом по налогу на доходы физических лиц, обязан правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты указанный налог.

При определении размера налоговой базы в соответствии с пунктом 2 статьи 210 настоящего Кодекса налогоплательщик имеет право на получение следующих стандартных налоговых вычетов (п. 1 ст. 218 Налогового кодекса РФ).

Установленные вышеуказанной статьей стандартные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщику одним из налоговых агентов, являющихся источником выплаты дохода, по выбору налогоплательщика на основании его письменного заявления и документов, подтверждающих право на такие налоговые вычеты.

В случае начала работы налогоплательщика не с первого месяца налогового периода налоговые вычеты предоставляются по этому месту работы с учетом дохода, полученного с начала налогового периода по другому месту работы, в котором налогоплательщику предоставлялись налоговые вычеты. Сумма полученного дохода подтверждается справкой о полученных налогоплательщиком доходах, выданной налоговым агентом в соответствии с пунктом 3 статьи 230 настоящего Кодекса (п. 3 ст. 218 НК РФ).

Налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках (п.6 ст.226 Налогового кодекса РФ).

Из материалов дела усматривается, что ответчиком как налоговым агентом отдельным работникам предоставлялись стандартные налоговые вычеты при отсутствии копий свидетельств о рождении детей и без учета дохода, полученного ими с начала налогового периода по предыдущему месту работы. Налогоплательщиками справки о доходах с предыдущего места работы налоговому агенту не представлены.

По этой причине ответчиком не произведено своевременное исчисление, удержание и перечисление налога на доходы физических лиц в сумме 5668 руб., в том числе за 2003 год - 2534 руб., 2004 год – 156 руб., 2005 год - 2978 руб.

Кроме того, при проверке правильности, полноты и своевременности перечисления исчисленного и удержанного с физических лиц налога на доходы инспекцией установлено, что в течение проверяемого периода учреждением несвоевременно перечислялся удержанный с физических лиц налог на доходы, в связи с чем, в соответствии со ст.75 Налогового кодекса РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога в бюджет начислены пени на дату принятия решения в сумме 1 870 руб. 81 коп., в том числе на задолженность - в сумме 378 руб. 04 коп., на дополнительно начисленный налог - в сумме 1 492 руб. 77 коп.

Определением от 10.04.07г. при назначении дела к судебному разбирательству ответчику предлагалось документального опровергнуть выводы налогового органа, изложенные в решении от 23.11.06г. № 01-51/71, относительно доначисления налога с продаж, налога на добавленную стоимость и налога на доходы физических лиц.

В ходе разбирательства по делу ответчик никаких первичных документов, опровергающих данные, отраженные в приложениях к акту проверки и решении налогового органа, суду не представил.

При таких обстоятельствах, требования налогового органа о взыскании с ответчика налога на добавленную стоимость в сумме 75 руб., налога с продаж в размере 9 руб., пени по налогу на добавленную стоимость в сумме 28 руб. 80 коп., налогу с продаж в размере 4 руб. 67 коп., налогу на доходы физических лиц в сумме 1 870 руб. 81 коп. подлежат удовлетворению.

Вместе с тем, исследовав имеющиеся в материалах дела документы, арбитражный суд полагает, что заявление налогового органа о взыскании налоговых санкций по п.1 ст.122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату (неполную уплату) налога на добавленную стоимость в виде штрафа в размере 9 руб., ст. 123 Налогового кодекса Российской Федерации за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога на доходы физических лиц в виде штрафа в сумме 1134 руб., п. 2 ст. 119 Налогового кодекса РФ за непредставление налоговой декларации в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах и сборах срока в виде штрафа в размере 100 руб., не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, по следующим основаниям.

Пунктом 7 ст.114 Налогового кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.07г.) предусмотрено, что налоговая санкция взыскивается с налогоплательщика на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, в случае, если сумма штрафа, налагаемого на налогоплательщика - индивидуального предпринимателя, не превышает пять тысяч рублей по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах, на организацию - пятьдесят тысяч рублей по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах.

Статьей 101.3 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что в случае, если сумма штрафа, налагаемого на индивидуального предпринимателя, не превышает пять тысяч рублей по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах, на организацию - пятьдесят тысяч рублей по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах, руководитель (его заместитель) налогового органа принимает решение о взыскании налоговой санкции на основании решения о привлечении налогоплательщика (иного лица) к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В силу пунктов 2, 7 и 8 указанной статьи решение о взыскании налоговой санкции, после его вступления в законную силу, подлежит принудительному исполнению в порядке, установленном Федеральным законом «Об исполнительном производстве».

Таким образом, из содержания перечисленных норм следует, что взыскание налоговых санкций в случаях, предусмотренных в статье 103.1 Налогового кодекса РФ, производится по решениям налоговых органов, принятым в период с 01.01.06г. по 31.12.06г., в бесспорном (безакцептном) порядке, и не может быть осуществлено в судебном порядке в силу прямого указания Закона.

Согласно правовой позиции Президиума Высшего арбитражного суда РФ, сформулированной в Информационном письме от 20.02.06г. №105 «О некоторых вопросах, связанных с вступлением в силу Федерального закона от 04.11.05г. №137-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров», при обращении налоговых органов в арбитражные суды после 31.12.05г. с заявлениями о взыскании налогов, пени и налоговых санкций, которые в соответствии с Законом взыскиваются во внесудебном порядке, и принятии судами подобных заявлений, производство по таким делам подлежит прекращению на основании п.1 ч.1 ст.150 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Налоговый орган обратился в суд с заявлением о взыскании санкции в 2006 году по решению о привлечении к ответственности от 23.11.06г. № 01-51/71.

В силу п.18 ст.7 Федерального закона от 27.07.06г. №137-ФЗ налоговые санкции за нарушение законодательства о налогах и сборах, по которым решение налогового органа было вынесено до 1 января 2007 года, взимаются в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Принимая во внимание, что размер налоговой санкции, заявленной ко взысканию с ответчика, не превышает предела, установленного Законом, действовавшим в 2006 году, производство по делу в части взыскания налоговых санкций подлежит прекращению в соответствии с п.1 ч.1 ст.150 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Таким образом, требования налогового органа подлежат частичному удовлетворению, с ответчика подлежит взысканию задолженность по налогу на добавленную стоимость в сумме 75 руб., налогу с продаж в размере 9 руб. и пени по налогу на добавленную стоимость в сумме 28 руб. 80 коп., налогу с продаж в размере 4 руб. 67 коп., налогу на доходы физических лиц в сумме 1 870 руб. 81 коп. В остальной части требований производство по делу следует прекратить.

На основании п. 1 ст.110 Арбитражного процессуального кодекса РФ, ст.333.21 пп.4 п.1 ст.333.22 Налогового кодекса РФ с ответчика, с учетом удовлетворенных требований, подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 307 руб. 66 коп. (500 руб. х (1988 руб. 28 коп. х 100 % / 3231 руб. 28 коп.).

Руководствуясь ст.ст.150, 167-170, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

заявленные требования удовлетворить частично.

Взыскать с Муниципального учреждения Хор-Тагнинская сельская администрация, расположенного по адресу: 666327, Иркутская область, Заларинский район, село Хор-Тагна, ул. Хорская, д. 5, зарегистрированного в Едином государственном реестре юридических лиц за основным номером 1033801911439, -

- 1988 руб. 28 коп. в том числе:

- 84 руб. 00 коп. задолженности по налогам,

- 1904 руб. 28 коп. пени, с зачислением в соответствующие бюджеты, и в доход федерального бюджета - государственную пошлину в сумме 307 руб. 66 коп.

В остальной части требований производство по делу прекратить.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья: В.Д. Загвоздин