АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99
дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,
тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761
http://www.irkutsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
г. Иркутск Дело №А19-572/2017
07.06.2017 г.
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 01.06.2017 года.
Решение в полном объеме изготовлено 07.06.2017 года.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Ананьиной Г.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семеновой А.Я., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "ПЕРСПЕКТИВА" (ОГРН <***>, ИНН <***>, 664033, <...>)
к Службе государственного жилищного надзора Иркутской области (664027, <...>)
3-е лицо - ФИО1
о признании недействительным предписания № 5687 от 09.12.2016
при участии в судебном заседании:
от заявителя – ФИО2 (представитель по доверенности, паспорт),
от органа, принявшего оспариваемый акт – ФИО3 (представитель по доверенности, паспорт), ФИО4 (представитель по доверенности, паспорт),
трете лицо – ФИО1 (паспорт)
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "ПЕРСПЕКТИВА" (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Службе государственного жилищного надзора Иркутской области (далее – Служба) о признании недействительным предписания № 5687 от 09.12.2016.
Определением суда от 10 апреля 2017 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечена ФИО1.
Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержал, полагая, что Общество правомерно выполняет начисление платы гражданке ФИО1 за «машино-место» по лицевому счету № <***>.
Представитель Службы требования оспорил, указав на законность и обоснованность оспариваемого предписания.
ФИО1 поддержала позицию Службы.
В судебном заседании 25.05.2017 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв до 11 час. 00 мин. 01.06.2017.
Дело рассматривается по правилам, установленным главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом установлены следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения заместителя руководителя Службы от 03.11.2016 № 5687-ср-п в связи с поступившим 27.10.2016 в Службу обращением, содержащим информацию о нарушении прав потребителей при начислении платы за жилищные услуги жителям многоквартирного дома № 2, расположенного по адресу: пос. Зеленый берег, ул. Сибирская (далее – МКД № 2), а также по вопросу предоставления платежных документов, должностным лицом Службы 09.12.2016 с 14 час. 00 мин. по 18 час. 00 мин. была проведена внеплановая, документарная проверка в отношении Общества, в ходе которой выявлено нарушение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации, подпункта «б» пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 № 1110, а именно: Общество по лицевому счету № <***>, закрепленному за гражданкой ФИО1 (машино-место) выполняет начисление платы в размере 312 руб. в месяц. По состоянию на 01.11.2016 Общество выставляет задолженность гражданке ФИО1 за «машино-место» в размере 18096 руб. Документы, подтверждающие правомерность (основания) начисления платы за «машино-место» в размере 18096 руб. в Службу не предоставлены.
Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 09.12.2016 № 5687/16.
Предписанием от 09.12.2016 № 5687/16 Обществу предписано в срок до 01.02.2017 выполнить перерасчет платы за «машино-место» по лицевому счету № <***>. Предоставить в Службу подтверждающие документы.
Не согласившись с вынесенным предписанием, посчитав его не соответствующим закону и нарушающим права и законные интересы Общества, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено право граждан, организаций и иных лиц обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Частью 7 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что государственный жилищный надзор не осуществляется в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии на ее осуществление.
В соответствии с частями 1 - 3 статьи 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.
Согласно статье 196 Жилищного кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и положения Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" с учетом особенности проведения внеплановой проверки, установленной частью 3 настоящей статьи.
Должностные лица органа государственного жилищного надзора при осуществлении лицензионного контроля обязаны исполнять своевременно и в полной мере предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений лицензионных требований. При осуществлении лицензионного контроля должностные лица органа государственного жилищного надзора имеют права, предусмотренные частью 5 статьи 20 настоящего Кодекса. При этом в случае выявления нарушений лицензионных требований должностные лица органа государственного жилищного надзора должны установить, что указанные нарушения допущены в результате виновных действий (бездействия) должностных лиц и (или) работников лицензиата.
Внеплановая проверка по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 4, 5 части 10 статьи 19 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также в связи с поступлением в орган государственного жилищного надзора обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений лицензиатом лицензионных требований проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления лицензиата о проведении внеплановой проверки.
Согласно статье 17 Закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны, выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
На территории Иркутской области органом государственного жилищного надзора является Служба государственного жилищного надзора Иркутской области (Положение о службе государственного жилищного надзора Иркутской области, утв. постановлением Правительства Иркутской области от 26 ноября 2014 года № 594-пп).
Судом установлено, что внеплановая проверка в отношении Общества на предмет соблюдения лицензионных требований проведена Службой на основании распоряжения от 03.11.2016 № 5687-ср-п в связи с поступившим обращением.
С учетом изложенного, суд находит, что проверка проведена Службой в пределах предоставленных полномочий.
Как следует из материалов дела, Общество осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии № 000248 от 17.09.2015, сроком действия - бессрочно.
Подпунктом «б» пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 № 1110 «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами» (далее – Положение № 1110) к числу лицензионных требований отнесено исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Как следует из материалов дела, между ТСЖ «Зеленый берег» и Обществом 26.12.2011 заключен договор оказания услуг по содержанию жилого фонда, целью которого, согласно п. 1.1. является оказание услуг по содержанию многоквартирных домов, расположенных в поселке Зеленый берег Иркутского района, формирования благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме, обеспечение эффективного пользования указанным имуществом в интересах собственников (дольщиков) помещений многоквартирного дома, а также предоставление услуг по управлению многоквартирным домом, направленных на обеспечение сохранности общего имущества многоквартирного дома и на предоставление установленного уровня качества услуг по содержанию, работ по текущему ремонту общего имущества объекта и коммунальных услуг, в пределах поступивших денежных средств от собственников (дольщиков) многоквартирных домов.
Заказчик поручает управляющей компании осуществлять управление группы многоквартирных домой, расположенных в Иркутской районе поселок Зеленый берег (приложение 1) в интересах Собственников (дольщиков) (п. 1.2 договора оказания услуг по содержанию жилого фонда от 26.12.2011).
Собственник (дольщик) самостоятельно оплачивает управляющей компании расходы по содержанию общего имущества дома, прилегающей к нему территории, текущий ремонт многоквартирного дома (п. 1.3 договора оказания услуг по содержанию жилого фонда от 26.12.2011).
Стандарты и порядок осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом установлены Правилами осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами" (далее – Правила № 416).
Управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением следующих стандартов: организация и осуществление расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги (подпункт «ж» пункта 4 Правил № 416).
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно пункту 1 статьи 290 ГК РФ и пункту 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование.
Согласно пунктов 1 и 2 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Пунктом 1 статьи 158 ЖК РФ предусмотрено, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме" (далее - Правила N 491), каждый собственник помещений в многоквартирном доме обязан нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей долевой собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений (подпункт "а" пункта 28).
В пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 64 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания" разъяснено, что отношения собственников помещений, расположенных в нежилых помещениях, возникающие по поводу общего имущества в таком здании, прямо законом не урегулированы. Поэтому в соответствии с пунктом 1 статьи 6 ГК РФ к указанным отношениям подлежат применению нормы законодательства, регулирующие сходные отношения, в частности статьи 249, 289, 290 ГК РФ. В силу изложенного собственнику отдельного помещения в здании во всех случаях принадлежит доля в праве общей собственности на общее имущество здания.
Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что собственник нежилых помещений, расположенных в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества. Данный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.04.2011 N 16646/10.
Состав платы за содержание и ремонт жилого помещения расшифрован в пункте 1 части 2 статьи 154 ЖК РФ, согласно которому плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 1 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в силу пункта 2 статьи 153 ЖК РФ, возникает у:
1) нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора;
2) арендатора жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения соответствующего договора аренды;
3) нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора;
4) члена жилищного кооператива с момента предоставления жилого помещения жилищным кооперативом;
5) собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса;
6) лица, принявшего от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента такой передачи;
7) застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) в отношении помещений в данном доме, не переданных иным лицам по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию.
Как следует из материалов дела, Службой в ходе проведения внеплановой, документарной проверки в отношении Общества, выявлено нарушение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации, подпункта «б» пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 № 1110, а именно: Общество по лицевому счету № <***>, закрепленному за гражданкой ФИО1 (машино-место) выполняет начисление платы в размере 312 руб. в месяц. По состоянию на 01.11.2016 Общество выставляет задолженность гражданке ФИО1 за «машино-место» в размере 18096 руб. Документы, подтверждающие правомерность (основания) начисления платы за «машино-место» в размере 18096 руб. в Службу не предоставлены.
Согласно позиции заявителя, отраженной в дополнении к возражению на отзыв, Общество выполняет начисление платы гражданке ФИО1 за «машино-место» как пользователю нежилого помещения на основании решения собственников многоквартирного дома от 25.06.2013, согласно которого содержание общего имущества – 12,13 руб. за кв.м., текущий ремонт общего имущества 4,46 руб. за кв.м.. Согласно представленному заявителем расчету оплаты за нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Иркутск, поселок Зеленый берег, улица Сибирская, дом 2, место 1, общей площадью 28 кв.м., используемое гр. ФИО1, на основании договора безвозмездного пользования, общая ежемесячная плата за содержание и текущий ремонт за данное нежилое помещение составляет 312 руб.
Как следует из материалов дела, между ТСЖ «Зеленый берег» (Собственник) и гражданкой ФИО1 (пользователь) 26.05.2010 заключен договор безвозмездного пользования имуществом, согласно пунктам 1.1., 1.2. которого собственник передает пользователю техническое помещение (№1, 2) общей площадью 28 кв.м., расположенное в цокольном этаже жилого дома по адресу: Иркутская область, Иркутский район, п. Зеленый берег, блок-секция № 6, корпус № 19 (присвоенный адрес г. Иркутск, п. Зеленый берег, ул. Сибирская, 2).
Пунктом 2.2. договора безвозмездного пользования имуществом от 26.05.2010 предусмотрена обязанность пользователя поддерживать имущество в исправном состоянии, за свой счет производить текущий и капитальный ремонт имущества, нести все расходы по его содержанию, при необходимости с согласия собственника производить улучшения имущества.
Согласно выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество, сведений о зарегистрированных правах на нежилое помещение по адресу: п. Зеленый берег, ул. Сибирская, 2, цокольный этаж № 1, отсутствуют.
С учетом установленных обстоятельств по делу, суд приходит к выводу, что ФИО1 не является ни собственником спорного помещения, ни лицом, принявшего от застройщика после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента такой передачи. При этом ТСЖ «Зеленый берег» также не является ни собственником помещения, ни застройщиком МКД (застройщик ООО «Норд-Вест» согласно разрешению на ввод объекта в эксплуатацию), в связи с чем передача ТСЖ «Зеленый берег» ФИО1 по договору безвозмездного пользования имуществом спорного помещения не может быть расценена судом как принятие помещения от застройщика.
Указание заявителя на передачу ФИО1 01.04.2010 ключей от данного помещения несостоятельно, поскольку представленная выписка в табличной форме по дому Сибирская, 2 не является передаточным актом или иным документом о передаче и не позволяет установить лицо, передавшее имущество или ключи от помещения. Представленная справка от 26.05.2010 об оплате и расписка о получении денежных средств ООО «Норо-Вест», также не свидетельствует о передаче от застройщика к гражданину указанного помещения.
Таким образом, суд находит правомерным вывод Службы об отсутствии оснований для начисления ФИО1 платы по лицевому счету № <***> за «машино-место», в связи с тем, что указанное лицо не относится к лицам, поименованным в п. 2 ст. 153 ЖК РФ на которые возложена обязанность по внесению платы за помещение.
Иные документы, подтверждающие правомерность начисления платы за техническое помещение гражданке ФИО1 по лицевому счету № <***> в сумме 312 руб. Обществом не представлены.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Оценив с учетом положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд, учитывая, что гражданка ФИО1 не является в данном случае лицом у которого, в силу положений ст. 153 ЖК РФ, возникает обязанность по внесению платы за техническое помещение (№1, 2), расположенное в цокольном этаже жилого дома по адресу: Иркутская область, Иркутский райн, п. Зеленый берег, ул. Сибирская, 2, в связи с чем у Общества отсутствует право начислять ей плату в размере 312 руб. в месяц за указанное нежилое помещение, используемое гражданкой ФИО1 на основании договора безвозмездного пользования, приходит к выводу о том, что предписание Службы государственного жилищного надзора Иркутской области № 5687 от 09.12.2016 является законным и обоснованным и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных обществом с ограниченной ответственностью "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "ПЕРСПЕКТИВА" требований в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья Г.В. Ананьина