ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-5742/10 от 02.04.2010 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, 70,

www.irkutsk.arbitr.ru

тел. 8(395-2)24-12-96; факс 8(395-2) 24-15-99

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск Дело   А19-5742/10-33

02.04.2010 г.

Резолютивная часть решения объявлена 02 апреля 2010 г.

Решение в полном объеме изготовлено 02 апреля 2010 г.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Мусихиной Т.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания судьей,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

Управления государственного пожарного надзора Главного управления МЧС России по Иркутской области

к Открытому акционерному обществу «Иркутский Росоргтехстром»

о привлечении к административной ответственности,

при участии в заседании представителей:

от заявителя: ФИО1 – удостоверение, доверенность,

от лица, привлекаемого к ответственности: ФИО2 – паспорт, доверенность; ФИО3 – паспорт,

установил:

Управление государственного пожарного надзора Главного управления МЧС России по Иркутской области (далее – заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о привлечении Открытого акционерного общества «Иркутский Росоргтехстром» (далее – Общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В судебном заседании представитель Управления требование поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.

Представители Общества в судебном заседании требование не признали, суду пояснили, что Управлением нарушены положения  Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Исчерпывающий перечень помещений, оборудования, инструмента, технологической оснастки, средств измерений и документации, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности и принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании, в законодательстве отсутствует, допускается использование других аналогичных приборов и оборудования. Работы по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений не являются основным видом деятельности Общества и составляют не более 5% от общего объема выполняемых услуг. Имеющихся специалистов Общества достаточно для производства данного объема работ.

Судебное заседание начато 26.03.2010г., судом в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв в судебном заседании до 10 час. 30 мин. 02.04.2010г.

Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном главой 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судом установлены следующие обстоятельства дела.

Общество зарегистрировано в качестве юридического лица, ОГРН – <***>.

На основании распоряжения от 28.01.2010г. № 14 о проведении проверки соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий при осуществлении лицензируемого вида деятельности Управлением проведена проверка соблюдения Обществом лицензионных требований и условий по производству работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

В результате проверки Управлением установлено грубое нарушение Обществом лицензионных требований и условий при осуществлении деятельности по производству работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, а именно: у Общества не в полном объеме имелось оборудование, инструменты, технологическая оснастка, средства измерения и документация, необходимые для осуществления лицензируемой деятельности; из двадцати работников, состоящих в штате лицензиата, профессиональная подготовка в области лицензируемой деятельности имеется у трех.

Указанные нарушения отражены в акте проверки от 25.02.2010г.

По результатам рассмотрения материалов проверки Управлением составлен протокол от 25.02.2010г. № 2-6-9 об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В адрес Общества вынесено предписание №14/1/1-2 о выполнении соответствующих мероприятий, направленных на устранение допущенных нарушений.

На основании части 3 статьи 23.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Управление обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Исследовав доказательства по делу: заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, ознакомившись с письменными доказательствами, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Судом установлено, что заявитель действовал в рамках полномочий, предусмотренных частью 3 статьи 28.3 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях.

Общество имеет лицензию №6-2/00040 от 18.05.2009г. со сроком действия до 18.05.2014г. на осуществление производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, включающее в себя монтаж, ремонт и обслуживание установок пожаротушения, пожарной и охранно-пожарной сигнализации, систем оповещения и эвакуации при пожаре.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии - специального разрешения на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданного лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

В силу подпункта 39 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001г. № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит такой вид деятельности как производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

Согласно пункту 7 статьи 18 Федерального закона от 08.08.2001г. № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" со дня вступления в силу технических регламентов, устанавливающих обязательные требования к лицензируемым видам деятельности, лицензирование данного вида деятельности прекращается.

Вместе с тем, в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ "О техническом регулировании" работы и услуги не являются объектом технического регулирования.

В связи с этим Федеральным законом от 22.07.2008 № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (вступил в силу 28.04.2009г.) не установлены требования к производству работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

Согласно письму МЧС РФ от 11.03.2010г. №19-1-15-1282 вступление в силу Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" не влечет отмену лицензирования производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

Согласно пункту 4 Положения о лицензировании производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25.10.2006 № 625 "О лицензировании деятельности в области пожарной безопасности", лицензионными требованиями и условиями при осуществлении лицензируемой деятельности, в том числе, являются: а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) помещений, оборудования, инструмента, технологической оснастки, средств измерений и документации, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности, соответствующих установленным законодательством Российской Федерации требованиям и принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании; б) наличие у всех работников, состоящих в штате соискателя лицензии (лицензиата), соответствующего их должностным обязанностям профессионального образования (профессиональной подготовки) в области лицензируемой деятельности, из которых не менее 50 процентов имеют стаж работы в указанной области не менее 3 лет; в) повышение квалификации указанных в подпункте "б" лиц в области лицензируемой деятельности не реже одного раза в 5 лет.

Суд, исследовав в судебном заседании представленные документы, в том числе подлинник административного дела, заслушав представителя заявителя и лица, привлекаемого к ответственности,  установил, что Общество нарушило условия, предусмотренные специальным разрешением (лицензией) при осуществлении деятельности по производству работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

Нарушение выразилось в следующем: из двадцати работников, состоящих в штате лицензиата, профессиональная подготовка в области лицензируемой деятельности имеется у трех.

Обществом не представлено доказательств, опровергающих доводы Управления о допущенном нарушении.

Ссылка ответчика на то, что работы по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений не являются основным видом деятельности Общества, отклоняется судом.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 08.08.2001г. № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензионные требования и условия - совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Статьей 4 указанного закона установлены критерии определения лицензируемых видов деятельности, в силу которых к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Таким образом, определяя особые условия для отдельных видов деятельности, законодатель определил и их значимость. Общество имеет действующую лицензию на осуществление производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, следовательно, обязано соблюдать лицензионные требования и условия лицензируемой деятельности, к которым относятся требования к профессиональной подготовке работников.

В соответствии с частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), - влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно примечанию к части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях понятие грубого нарушения условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

Пунктом 5 Положения о лицензировании производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25.10.2006 № 625 "О лицензировании деятельности в области пожарной безопасности", установлено, что грубыми нарушениями лицензионных требований и условий при осуществлении лицензируемой деятельности является невыполнение требований подпунктов "а", "г" и "д" пункта 4 настоящего Положения.

Таким образом, квалифицирующим признаком части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является грубое нарушение условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Нарушение пункта «б» и «в» пункта 4 Положения о лицензировании производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25.10.2006 № 625 "О лицензировании деятельности в области пожарной безопасности", не относится в силу пункта 5 указанного Положения к грубым нарушениям.

Учитывая изложенное и имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к выводу о том, что вышеуказанные действия Общества образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

В данном случае, учитывая положения части 3 статьи 23.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, переквалификация не изменяет подведомственность дела арбитражному суду.

В соответствии с пунктом 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" в случае если заявление административного органа о привлечении к административной ответственности или протокол об административном правонарушении содержат неправильную квалификацию совершенного правонарушения, суд вправе принять решение о привлечении к административной ответственности в соответствии с надлежащей квалификацией. При этом указанное в протоколе событие правонарушения и представленные доказательства должны быть достаточными для определения иной квалификации противоправного деяния. Вместе с тем, если в результате переквалификации составление протокола о совершенном правонарушении не отнесено к полномочиям обратившегося с заявлением органа, суд не вправе принять решение о привлечении к административной ответственности.

Полномочия заявителя на составление протокола об административном правонарушении предусмотрены частью 3 статьи 28.3 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях.

При таких обстоятельствах у суда имеются основания для привлечения Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Согласно протоколу от 25.02.2010г. № 2-6-9 об административном правонарушении Обществом также нарушены условия, предусмотренные специальным разрешением (лицензией) при осуществлении деятельности по производству работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, которые указаны в подпункте «а» пункта 4 Положения о лицензировании производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25.10.2006 № 625 "О лицензировании деятельности в области пожарной безопасности".

По мнению заявителя у Общества не в полном объеме имелось оборудование, инструменты, технологическая оснастка, средства измерения и документация, необходимые для осуществления лицензируемой деятельности.

В соответствии с положениями статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В протоколе об административном правонарушении от 25.02.2010г. № 2-6-9 указано, что у Общества не в полном объеме имеется оборудование, инструмент, технологическая оснастка, средства измерения и документация, необходимые для осуществления лицензируемой деятельности.

В силу части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в протоколе об административном правонарушении указывается, в том числе, событие административного правонарушения.

Вместе с тем, в нарушение требований, установленных частью 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, протокол об административном правонарушении не содержит перечень, указывающий, какие именно оборудование, инструмент, технологическая оснастка, средства измерения и документация отсутствуют у Общества.

Протокол об административном правонарушении также не содержит ссылку на нормативный акт, который содержит перечень необходимых для осуществления лицензируемой деятельности имущества и документации.

Согласно части 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.

В материалах дела отсутствуют доказательства, опровергающие доводы лица, привлекаемого к ответственности, о том, что исчерпывающий перечень помещений, оборудования, инструмента, технологической оснастки, средств измерений и документации, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности и принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании, в законодательстве отсутствует, допускается использование других аналогичных приборов и оборудования.

Таким образом, доказательств, подтверждающих событие административного правонарушения и виновность лица в совершении указанного административного правонарушения, заявителем не представлено.

Отсутствие события и состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (пункты 1, 2 часть 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Кроме того, ответчиком в материалы дела представлены доказательства имеющихся у Общества оборудования, инструмента, технологической оснастки, средств измерения и документации (перечень оборудования (аналога), имеющегося у Общества, паспорта приборов).

При таких обстоятельствах у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявления административного органа о привлечения Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Нарушений процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административном правонарушении, при производстве по делу об административных правонарушениях, которые повлекли бы отказ в удовлетворении требования административного органа о привлечении Общества к административной ответственности в соответствии с надлежащей квалификацией, судом не установлено.

Согласно части 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания учитываются характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

При определении размера наказания суд в силу части 2 статьи 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в качестве обстоятельства, смягчающего ответственность, учитывает, что Общество ранее к административной ответственности не привлекалось.

Доказательств наличия обстоятельств, отягчающих административную ответственность, суду не представлено.

Судом рассмотрены и отклонены доводы Общества о нарушении Управлением положений  Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" как противоречащие материалам дела.

Кроме того, ряд указанных ответчиком нарушений является несущественным, не влияющим на полноту и всестороннее рассмотрение Управлением материалов проверки и не относящимся к грубым нарушениям, влекущим недействительность результатов проверки, перечень которых установлен пунктом 2 статьи 20 указанного Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ.

Оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, учитывая положения части 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами, суд приходит к выводу о том, что Общество подлежит привлечению к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему следует назначить наказание в виде административного штрафа в минимальном размере - 30 000 руб.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Привлечь Открытое акционерное общество «Иркутский Росоргтехстром» (место нахождения: 664018, <...>; основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица – <***>) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить Открытому акционерному обществу «Иркутский Росоргтехстром» наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.

Сумма административного штрафа подлежит перечислению:

УФК по Иркутской области (ГУ МЧС России по Иркутской области)

р/с <***>, назначение платежа – «Штраф за нарушение требований пожарной безопасности»

БИК 042520001, Банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Иркутской области

ИНН <***>, КПП 380801001,

ОКАТО (муниципальных образований) по месту совершения административного

правонарушения: 254 010 000 00 – Городской округ Иркутск,

КБК 177 116 270 000 100 001 40.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня его принятия.

Судья Т.Ю. Мусихина