ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-5777/13 от 21.05.2014 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, д. 36А, тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск Дело №  А19-5777/2013

«28» мая 2014 года

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 21 мая 2014 года.

Решение в полном объеме изготовлено 28 мая 2014 года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Сураевой О.П., при ведении протокола судебного заседания секретарем Андреевой Т.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению областного государственного казенного учреждения Центр занятости населения города Братска (ОГРН <***>, адрес: <...>) о признании недействительным предписания № 19 от 29.12.2012г. и представления № 82 от 29.12.2012г. Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Иркутской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: <...>) в отношении областного государственного казенного учреждения Центр занятости населения города Братска,

третьи лица: ООО «Братскжелезобетон», ОАО «Комбинат Братскжелезобетон-1», ООО «Братский кирпичный завод», ООО «Зареченский кирпичный завод»,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: представителя ФИО1 по доверенности, представлен паспорт,

от ТУ Росфиннадзора в Иркутской области: представителя ФИО2 по доверенности, представлен паспорт, представителя ФИО3 по доверенности, представлено удостоверение,

от третьих лиц: не присутствовали,

установил:

Областное государственное казенное учреждение Центр занятости населения города Братска (далее – Центр занятости) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании недействительными предписания по устранению выявленных нарушений от 29 декабря 2012 года № 19 и представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса от 29 декабря 2012 года № 82 Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Иркутской области (далее – ТУ Росфиннадзора в Иркутской области) в отношении областного государственного казенного учреждения Центр занятости населения города Братска.

В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Общество с ограниченной ответственностью «Братскжелезобетон», Открытое акционерное общество «Комбинат Братскжелезобетон-1», Общество с ограниченной ответственностью «Братский кирпичный завод», Общество с ограниченной ответственностью «Зареченский кирпичный завод».

Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении. В обоснование заявленных требований указал следующее.

В соответствии с планом контрольной работы Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Иркутской области на 2012 года должностными лицами ТУ Росфиннадзора в Иркутской области в период с 01 ноября 2012 года по 06 декабря 2012 года проведена проверка использования областным государственным казенным учреждением Центр занятости населения города Братска средств, полученных из областного бюджета, источником финансового обеспечения которых является субсидия, выделенная из федерального бюджета на реализацию дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Иркутской области в части организации общественных работ, временного трудоустройства работников, находящихся под угрозой увольнения, а также признанных в установленном порядке безработными граждан и граждан, ищущих работу.

В ходе проверки выявлено нарушение положений статьи 24 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», пункта 2 Положения об организации общественных работ, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 1997 года № 875, касающееся незаконного использования средств федерального бюджета, не являющееся нецелевым использованием, выразившееся в заключении с работодателями договоров по организации общественных работ для работников, находящихся под угрозой увольнения на выполнение работ, не имеющих социально полезную направленность, необходимую для развития социальной инфраструктуры города Братска на общую сумму 12 808 149 руб. 00 коп.

Кроме того, ТУ Росфиннадзора в Иркутской области выявлены иные финансовые нарушения:

- произведены перечисления средств организациям (работодателям) по заключенным договорам о совместной деятельности по организации и проведению общественных работ на выполнение работ, не имеющих социально полезную направленность, необходимых для развития социальной инфраструктуры города Братска, чем нарушены пункту 1 и 2 статьи 24 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации и пункта 2 Положения об организации общественных работ, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 1997 года № 875;

- произведены перечисления средств организациям (работодателям) на возмещение затрат по оплате труда работников – участников общественных работ и временного трудоустройства граждан без предоставления работодателями акта о приеме работ, выполненных по срочному трудовому договору, заключенному на выполнение определенный работы (форма № Т-73), чем нарушен пункт 23 Порядка реализации мероприятий программы дополнительных мер по снижению направленности на рынке труда Иркутской области на 2010 год, утвержденного постановление Правительство Иркутской области от 19 февраля 2010 года № 20-пп.

Данные нарушения зафиксированы в акте от 06 декабря 2012 года и представлении о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса от 29 декабря 2012 года № 82.

По результатам проверки Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Иркутской области выдано предписание по устранению нарушений от 29 декабря 2012 года № 19, в соответствии с которым директору областного государственного казенного учреждения Центр занятости населения города Братска предписано устранить нарушение пункта 2 статьи 24 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», касающееся незаконного использования средств федерального бюджета, не являющиеся нецелевым использования выразившееся в заключении договоров с работодателями о совместной деятельности по организации и проведению общественных работ, не предусматривающих участие в общественных работах безработных граждан и граждан находящихся в поисках подходящей работы, и возмещены им затраты по оплате труда работников-участников общественных работ, не являющихся безработными или находящимися в поисках работы, путем принятия мер по возмещению незаконно выплаченных сумм в доход бюджета в соответствии с действующими нормативными правовыми актами, предусматривающими возмещение ущерба и в соответствии с пунктом 27 Порядка реализации мероприятий программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Иркутской области на 2010 год, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 19 февраля 2010 года № 20-пп, в срок не позднее 90 дней со дня получения предписания.

Выданным представлением о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса от 29 декабря 2012 года № 82 предложено принять меры по недопущению в дальнейшем совершения выявленного нарушения в срок до 60 дней с даты получения представления.

Заявитель, полагая вышеуказанные предписание и представление несоответствующими закону, нарушающими его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

По мнению Центра занятости, оспариваемые ненормативные правовые акты лишают его права реализовать на территории города Братска дополнительные мероприятия по снижению напряженности на рынке труда Иркутской области в части организации общественных работ, временного трудоустройства работников, находящихся под угрозой увольнения и создают препятствия для осуществления ОГКУ ЦЗН города Братска хозяйственной деятельности, незаконно возлагают на него обязанность по возврату в бюджет денежных средств. Социальная значимость общественных работ заключается в материальной поддержке граждан, ищущих работу, безработных граждан, их социальной защиты от безработицы и обеспечения потребностей, как территорий, так и организаций в выполнении работ, носящих временный или сезонный характер. Все граждане, участвовавшие в общественных работах, находились под угрозой увольнения и были зарегистрированы в Центре занятости города Братска в целях поиска подходящей работы, в результате чего приобрели право на участие в общественных работах, в связи с чем возмещение расходов в сумме 11 215 262 руб. 35 коп. по выплате заработной плате произведено гражданам, зарегистрированным в целях поиска подходящей работы, законно и обоснованно.

Представитель ТУ Росфиннадзора в Иркутской области в судебном заседании заявленные требования не признал, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемых ненормативных правовых актов, и пояснил, что фактически проведенные ОГКУ Центр занятости населения города Братска мероприятия не являлись общественными, не имели социально полезную направленность, а средства субсидии были направлены коммерческим организациям на возмещение их расходов по оплате труда своих работников, выполняющих обслуживание и вспомогательные работы на территориях, в производственных цехах, помещениях, принадлежащих таким организациям.

Третьи лица, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства, представителей для участия в судебном заседании не направили, ООО «Братскжелезобетон», ОАО «Комбинат Братскжелезобетон-1», ООО «Братский кирпичный завод» представлены отзывы на заявление, согласно которым денежные средства были направлены по назначению в соответствии с Программой дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда. Третьим лицом – ООО «Зареченский кирпичный завод» отзыв не представлен.

Дело в соответствии со статьей 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ рассмотрено в отсутствие третьих лиц.

Исследовав материалы дела, выслушав представителя Иркутского УФАС России, арбитражный суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Следовательно, для признания арбитражным судом недействительным ненормативного правового акта, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя. При отсутствии хотя бы одного условия заявление удовлетворению не подлежит.

В соответствии с Положением о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденным приказом Минфина РФ от 11 июля 2005 года № 89н, территориальное управление осуществляет контроль и надзор: за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности; за соблюдением требований бюджетного законодательства Российской Федерации получателями финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства Российской Федерации, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций; за исполнением органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления законодательства Российской Федерации о финансово-бюджетном контроле и надзоре.

В целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности территориальное управление имеет право проводить в установленном порядке ревизии и проверки, в ходе которых:

- проверять в организациях, получающих средства федерального бюджета, средства государственных внебюджетных фондов, в организациях, использующих материальные ценности, находящиеся в федеральной собственности, в организациях - получателях финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства Российской Федерации, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций денежные документы, регистры бухгалтерского учета, отчеты, планы, сметы и иные документы, фактическое наличие, сохранность и правильность использования денежных средств, ценных бумаг, материальных ценностей, а также получать необходимые письменные объяснения должностных, материально-ответственных и иных лиц, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе ревизий и проверок, и заверенные копии документов, необходимых для проведения контрольных и надзорных мероприятий;

- проверять правомерность и эффективность использования средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов и материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, по мотивированному обращению руководителей правоохранительных органов федерального уровня и руководителей правоохранительных органов субъектов Российской Федерации;

Учитывая вышеуказанные нормы арбитражный суд считает, что Территориальные органы Федеральной службы финансово-бюджетного надзора наделены полномочиями по направлению в пределах своей компетенции в проверенные организации, их вышестоящие органы обязательных для рассмотрения представлений и обязательных к исполнению предписаний по устранению выявленных нарушений.

Под предписанием понимается документ органа государственного финансового контроля, содержащий обязательные для исполнения в указанный в предписании срок требования об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и (или) требования о возмещении причиненного такими нарушениями ущерба Российской Федерации.

Под представлением понимается документ органа государственного финансового контроля, который должен содержать обязательную для рассмотрения в установленные в нем сроки информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений.

Из материалов дела усматривается, что основанием для вынесения оспариваемых ненормативных правовых актов, послужили выводы ТУ Росфиннадзора в Иркутской области о незаконном использовании средств федерального бюджета, не являющимся нецелевым использованием, выразившемся в заключении договоров с работодателями о совместной деятельности по организации и проведению общественных работ не предусматривающих участие в общественных работах безработных граждан и граждан находящихся в поисках подходящей работы, и возмещении им затрат по оплате труда работников-участников общественных работ, не являющихся безработными или находящихся в поисках работы.

Как следует из материалов дела, Центром занятости заключены следующие договоры об организации общественных работ для работников, находящихся под риском увольнения:

- договор от 01 марта 2010 года № 1-ОР/С с ООО «Братский кирпичный завод»;

- договор от 01 марта 2010 года № 2-РС/С с ООО «Зареченский кирпичный завод»;

- договор от 01 марта 2010 года № 5-ОР/С с ОАО «Комбинат Братскжелезобетон»;

- договор от 01 марта 2010 года № 6-ОР/С с ООО «Комбинат Братскжелезобетон-1;

- договор от 01 октября 2010 года № 9-ОР/С с ЗАО Сибавтоматика»;

- договор от 29 октября 2010 года № 10-ОР/С с Сибтепломаш».

Предметом вышеуказанных договоров является совместная деятельность работодателя и Центра занятости по организации оплачиваемых общественных работ, временного трудоустройства работников, находящихся под угрозой увольнения, на условиях возмещения работодателю затрат по оплате труда участников общественных работ, временного трудоустройства в соответствии с Программой дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Иркутской области на 2010 год, утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от 01 февраля 2010 года № 9-пп и Порядком реализации мероприятий Программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Иркутской области на 2010 год, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 19 февраля 2010 года № 20-пп.

В рассматриваемом случае Центром занятости были заключены договоры на организацию общественных работ, а не на организацию временных работ.

Согласно пункту 1 статьи 24 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее – Закон о занятости) органы службы занятости организуют в целях обеспечения временной занятости населения проведение оплачиваемых общественных работ. Под общественными работами понимается трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу. К общественным работам не относится деятельность, связанная с необходимостью срочной ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций и требующая специальной подготовки работников, а также их квалифицированных и ответственных действий в кратчайшие сроки.

Аналогичное понятие общественных работ содержится в Положении об организации общественных работ, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 1997 года № 875 (далее – Положение № 875).

В соответствии с пунктом 2 статьи 24 Закона о занятости право на участие в общественных работах имеют граждане, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, безработные граждане. Преимущественным правом на участие в общественных работах пользуются безработные граждане, не получающие пособия по безработице, безработные граждане, состоящие на учете в органах службы занятости свыше шести месяцев.

С лицами, желающими участвовать в общественных работах, заключается срочный трудовой договор. Срочный трудовой договор об участии гражданина в общественных работах может быть расторгнут им досрочно при устройстве на постоянную или временную работу.

Таким образом, в силу прямого указания закона правом на участие в общественных работах обладают граждане, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, безработные граждане. При этом с такими лицами должен быть заключен срочный договор на участие в общественных работах.

Следовательно, довод заявителя о том, что в рассматриваемом случае граждане находились под угрозой увольнения и поэтому были зарегистрированы в целях поиска подходящей работы, в результате чего приобрели право на участие в общественных работах, признается необоснованным, поскольку предметом заключенных договоров являлась организация именно общественных работ, а не организация временных работ.

Из представленных договоров об организации общественных работ для работников, находящихся под риском увольнения и дополнительных соглашений к ним следует, что в общественных работах принимали участие исключительно штатные работники вышеуказанных организаций.

Однако согласно статье 2 Закона о занятости занятыми считаются граждане, работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ (кроме граждан, участвующих в общественных работах и указанных в пункте 3 статьи 4 данного Закона).

Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя (пункт 1 статьи 3 Закона о занятости).

В соответствии с пунктом 8 Положения № 875 органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления по предложению и при участии органов службы занятости ежегодно принимают решения об организации общественных работ и определяют объемы и виды общественных работ, исходя из необходимости развития социальной инфраструктуры конкретной территории с учетом количества и состава незанятого населения, проводят работу по информированию незанятого населения о порядке организации общественных работ и условиях участия в этих работах.

Таким образом, правом на участие в общественных работах обладают только незанятые граждане, которые не имеют работы, ищущие работу, то есть граждане, находящиеся в поисках работы, безработные.

Работники, находящиеся под угрозой увольнения, по смыслу Закона о занятости являются занятыми гражданами и, следовательно, участвовать в общественных работах не могут. В то же время, как уже отмечалось выше, в рассматриваемом случае в общественных работах участвовали исключительно работники организаций – ООО «Братский кирпичный завод»; ООО «Зареченский кирпичный завод»; ОАО «Комбинат Братскжелезобетон»; ООО «Комбинат Братскжелезобетон-1; ЗАО Сибавтоматика»; Сибтепломаш».

При этом суд считает, что регистрация данных работников в Центре занятости в целях поиска подходящей работы сама по себе не означает, что они приобретают право на участие в общественных работах.

Нахождение работников под угрозой увольнения и их регистрация в связи с этим в целях поиска подходящей работы, по мнению суда, имеет правовое значение в случае организации временных (а не общественных работ).

Учитывая изложенное, арбитражный суд приходит к выводу о том, что заключение договоров с работодателями о совместной деятельности по организации и проведению общественных работ, не предусматривающих участие в общественных работах безработных граждан и граждан, находящихся в поисках подходящей работы, и возмещение им затрат по оплате труда работников-участников общественных работ, не являющихся безработными или находящихся в поисках работы, осуществлено Центром занятости в нарушение пунктов 1, 2 статьи 24 Закона о занятости и пункта 2 Положение № 875.

Кроме того, согласно пункту 5 Положения № 875 общественные работы призваны обеспечивать: осуществление потребностей территорий и организаций в выполнении работ, носящих временный или сезонный характер; сохранение мотивации к труду у лиц, имеющих длительный перерыв в работе или не имеющих опыта работы.

В пункте 6 Положения N 875 определены основные направления, по которым могут быть организованы общественные работы:

- строительство автомобильных дорог, их ремонт и содержание, прокладка водопроводных, газовых, канализационных и других коммуникаций;

- проведение сельскохозяйственных мелиоративных (ирригационных) работ, работ в лесном хозяйстве;

- заготовка, переработка и хранение сельскохозяйственной продукции;

- строительство жилья, реконструкция жилого фонда, объектов социально-культурного назначения, восстановление историко-архитектурных памятников, комплексов, заповедных зон;

- обслуживание пассажирского транспорта, работа организаций связи;

- эксплуатация жилищно-коммунального хозяйства и бытовое обслуживание населения;

- озеленение и благоустройство территорий, развитие лесопаркового хозяйства, зон отдыха и туризма;

- уход за престарелыми, инвалидами и больными;

- обеспечение оздоровления и отдыха детей в период каникул, обслуживание санаторно-курортных зон;

- организация сбора и переработки вторичного сырья и отходов;

- проведение мероприятий общественно-культурного назначения (перепись населения, спортивные соревнования, фестивали и т.д.);

- другие направления трудовой деятельности.

Кроме того, постановлением Администрации муниципального образования города Братска от 15 апреля 2010 года № 791 «Об организации общественных работ на территории муниципального образования города Братска на 2010 год» утвержден прилагаемый перечень видов оплачиваемых общественных работ, в частности, к таковым работам относятся: обслуживание библиотечной сферы, обслуживание зрелищных мероприятий (фестивалей, спортивных соревнований), очистка дорожный покрытий от грязи и снега в местах, недоступных для дорожной техники и др.

Однако из условий договоров, заключенных Центром занятости с вышеуказанными организациями, а также дополнительных соглашений к договорам не следует, что работниками организаций осуществлялись общественные работы, основные направления которых указаны выше. Данные работники являлись подсобными рабочими на своих предприятиях, выполняющие производственные работы.

С учетом изложенного суд полагает, что работы, выполняемые данными работниками, не были направлены на обеспечение осуществления потребностей территорий и организаций в выполнении работ, носящих временный или сезонный характер, сохранение мотивации к труду у лиц, имеющих длительный перерыв в работе или не имеющих опыта работы.

Произведенные работы не имели социально полезной направленности, необходимой для развития социальной инфраструктуры города Братска, они были направлены не на обеспечение общественных интересов, а на обеспечение интересов конкретных хозяйствующих субъектов, при этом данные работы произведены непосредственно штатными работниками этих организаций, которые не освобождались на период общественных работ от исполнения своих трудовых обязанностей; выполненные работы не носили временный или сезонный характер; с работниками, участвующими в выполнении общественных работ, срочные трудовые договоры не заключались, поскольку они уже являлись штатными работниками данных организаций.

Кроме того, ТУ Росфиннадзора в Иркутской области установлено также нарушение бюджетного законодательства, в частности, произведены перечисления средств организациям (работодателям) на возмещение затрат по оплате труда работников – участников общественных работ и временного трудоустройства граждан без предоставления работодателями акта о приеме работ, выполненных по срочному трудовому договору, заключенному на выполнение определенный работы (форма № Т-73), чем нарушен пункт 23 Порядка реализации мероприятий программы дополнительных мер по снижению направленности на рынке труда Иркутской области на 2010 год, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 19 февраля 2010 года № 20-пп (далее – Порядок № 20-пп).

Пунктом № 1 Порядка № 20-пп определено, что настоящий Порядок направлен на реализацию мероприятий Программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Иркутской области на 2010 год, утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от 01 февраля 2010 года № 9-пп, и разработан в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2009 года № 1011 «О предоставлении в 2010 и 2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации».

В силу пункта 32 Порядка № 20-пп предоставление субсидий осуществляется при условии представления работодателем ежемесячно в ОГУ ЦЗН: копии документов о начислении заработной платы и налогов; копии табелей учета рабочего времени; актов выполненных работ; копии приказов об участии выпускников в стажировке; копии приказов о назначении наставников; копии трудовых договоров.

Согласно постановлению Госкомстата РФ от 05 января 2004 года № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» в целях реализации требований Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 года № 197-ФЗ Государственным комитетом Российской Федерации по статистике утверждены согласованные с Министерством финансов Российской Федерации, Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерством труда и социального развития Российской Федерации унифицированные формы первичной учетной документации по учету труда и его оплаты.

Указным постановлением в качестве унифицированной формы первичной учетной документации по учету рабочего времени и расчетов с персоналом по оплате труда утвержден Акт о приеме работ, выполненных по срочному трудовому договору, заключенному на время выполнения определенной работы (форма № Т-73).

Согласно статье 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами.

Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по установленной форме.

Таким образом, в случае заключения срочного трудового договора на время выполнения определенной работы в целях учета рабочего времени и расчетов с персоналом по оплате труда составляется акт о приемке работ формы Т073, содержащий соответствующие реквизиты, а именно: номер документа, дату его составления, отчетный период, сведения о руководителе, трудовом договоре, работнике, выполнившим за отчетный период работу, наименование работы, сумме, сумме аванса, предоплаты, итоговой сумме к выплате, качестве, объеме, уровне выполненных работ. Акт подписывается работником и лицами, принявшими работу.

В нарушение вышеуказанных норм всеми предприятиями, принимавшими участие в организации общественных работ, акты выполненных работ, подтверждающие факт выполнения каждым работником конкретного вида, уровня и объема работ, сумму к выплате, не представлены.

Представленные в материалы дела акты выполнения условий (обязательств) договоров не могут быть приняты в качестве доказательств, подтверждающих выполнение работ, так как подписаны Центром занятости и работодателями организаций, и не содержат сведений о выполнении работниками конкретных видов и объема работ.

Учитывая изложенное и принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, арбитражный суд приходит к выводу о том, что ТУ Росфиннадзора верно установлено нарушение Центром занятости норм бюджетного законодательства Российской Федерации и в пределах предоставленных ему полномочий вынесены оспариваемые представление и предписание.

Арбитражный суд отклоняет как необоснованный довод заявителя о том, что предписание является неисполнимым. В любом случае Центр занятости вправе обратиться в ТУ Росфиннадзора за официальным разъяснением порядка и способов исполнения предписания.

Кроме того, срок исполнения оспариваемого предписания истек, как истек срок привлечения Центра занятости к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за невыполнение в установленный срок законного предписания.

Таким образом, оспариваемые ненормативные правовые акты являются законными и не наущающими права и законные интересы заявителя.

В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточную и взаимную связь доказательств в их совокупности, арбитражный суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

  Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья О.П.Сураева