АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99
дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,
тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761
http://www.irkutsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
г. Иркутск
17 августа 2016 г. Дело № А19-5877/2016
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 11 августа 2016 г.
Решение изготовлено в полном объеме 17 августа 2016г.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Ханафиной А.Ф.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Юденко Ю.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску
МУНИЦИПАЛЬНОГО УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ «РИТУАЛ» Г. ИРКУТСКА (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 664047, <...>)
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 109097, <...>)
Управлению Федерального Казначейства по Иркутской области(ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 664003, <...>)
к Иркутской области в лице Министерства финансов Иркутской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 664027, <...>)
третьи лица: Администрация города Иркутска (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 664025, <...>)
Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 664073, <...>)
о взыскании 341 774 руб. 25 коп.,
при участии в судебном заседании:
от истца: ФИО1, представитель по доверенности, паспорт; ФИО2, представитель по доверенности, паспорт;
от ответчика Министерство финансов Российской Федерации: ФИО3, представитель по доверенности, паспорт;
от ответчика Управления федерального казначейства по Иркутской области: ФИО3, представитель по доверенности, паспорт;
от ответчика Министерство финансов Иркутской области: ФИО4, представитель по доверенности, удостоверение;
от третьих лиц: не явились, извещены,
установил:
иск заявлен МУНИЦИПАЛЬНЫМ УНИТАРНЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ «РИТУАЛ» Г. ИРКУТСКА (далее – истец, МУП «Ритуал» г. Иркутска) о взыскании убытков в размере 341 774 руб. 25 коп. с Российской Федерации в лице МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (далее – ответчик Минфин РФ), представляемого УПРАВЛЕНИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ (далее – ответчик Управление федерального казначейства), а в случае выделения Иркутской областью субвенций из федерального бюджета на возмещение специализированной службе расходов на погребение умерших, личность некоторых не установлена, с Иркутской области в лице Министерства финансов Иркутской области (далее – ответчик Минфин Иркутской области).
В обоснование иска указано на неисполнение ответчиком обязательств по возмещению расходов, понесенных истцом в период с декабря по январь 2015 г., связанных с погребением 25 умерших, личность которых не установлена, в соответствии с Федеральным законом № 8-ФЗ от 12.01.1996 «О погребении и похоронном деле».
Третье лицо Администрация Иркутской области, извещенное надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, в судебное заседание не явилось, отзыв, заявлений, ходатайств не направило.
Третье лицо Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, извещенное надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, в судебное заседание не явилось, направило отзыв на исковое заявление, ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Дело рассматривается в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Истец требования поддержал в полном объеме, дал пояснения.
Ответчики Управление федерального казначейства, Министерство финансов Российской Федерации требования не признали, указали, что являются ненадлежащим ответчиками.
Ответчик Министерство финансов Иркутской области требования не признал, указал, что является ненадлежащим ответчиком, финансовое обеспечение затрат по погребению умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел, и невостребованных умерших должно осуществляться за счет средств бюджета Российской Федерации или за счет субвенций из указанного бюджета. Средства на финансовые расходы, связанные с погребением указанных умерших, из бюджета Российской Федерации не поступали.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.
Согласно уставу МУП «Ритуал» г. Иркутска истец осуществляет следующие виды деятельности:
- предоставление государственных гарантий осуществления погребения умерших во исполнение федерального закона «О погребении и похоронном деле», в том числе предоставление услуг согласно гарантированному перечню услуг по погребению на безвозмездной основе; погребение умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего; погребение умерших (погибших), личность которых не установлена органами внутренних дел в определенные законодательством Российской Федерации сроки;
-оказание ритуальных услуг населению, в том числе предоставление услуг согласно гарантированному перечню услуг по погребению по минимальным ценам (тарифам);
-обеспечение выполнения требований законодательства Российской Федерации, Иркутской области, муниципальных правовых актов города Иркутска к специализированной службе по вопросам похоронного дела в части деятельности общественных кладбищ города Иркутска;
-захоронение отходов органического происхождения, образовавшихся в результате деятельности медицинских организаций.
Постановлением Администрации г. Иркутска № 031-06-113/13 от 21.01.2013 утверждены фиксированные тарифы на оказание МУП «Ритуал» г. Иркутска услуг, в том числе тел, умерших, личность которых не установлена, в зимний период – 15 711 руб. 90 коп., в летний период – 10 042 руб. 65 коп.
Из разрешений, справок о выдаче тела, справок о смерти, актов выполненных работ следует, что истец в период с декабря по январь 2015 г. осуществил погребение 25 тел, в том числе 16 тел в зимний период, 9 – в летний, на общую сумму 341 774 руб. 25 коп.
В связи с тем, что Иркутской областью субвенции из федерального бюджета на возмещение специализированной службе расходов на погребение умерших, личность некоторых не установлена, не выделены, возмещение стоимости услуг по погребению умерших, личность которых не установлена, в размере 341 774 руб. 25 коп. не произведено, истец обратился с данным иском в суд.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что истец осуществляет предоставление государственных гарантий по погребению умерших во исполнение Закона «О погребении и похоронном деле».
Согласно Указу Президента № 1001 истец не вправе отказывать в оказании услуг лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, в связи с отсутствием у предприятия необходимых средств, а также по другим основаниям.
Из материалов дела следует, что истец в период с декабря по январь 2015 г. осуществил погребение 25 тел, в том числе 16 тел в зимний период, 9 – в летний, на общую сумму 341 774 руб. 25 коп.
В подтверждение расходов истец представил расчеты расходов за заявленный период, справки о смерти, разрешения на захоронения трупов, справки о выдаче тел для погребения, акты выполненных работ по погребению умерших (погибших) лиц, личность которых не установлена органами внутренних дел, захороненных на кладбище территории г. Иркутска.
Гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего установлены Федеральным законом от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Закон о погребении).
В соответствии со статьей 26 Закона о погребении финансовое обеспечение похоронного дела осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов, согласно статьям 9, 10, 11 настоящего Закона.
Статьей 9 Закона о погребении предусмотрен гарантированный перечень услуг по погребению, оказание которых производится на безвозмездной основе. Услуги оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.
Согласно пункту 3 статьи 9 Закона о погребении стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок за счет различных источников.
При погребении умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти - за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации;
при погребении умерших, которые на день смерти являлись получателями досрочной (до достижения необходимого возраста) пенсии, оформленной по предложению службы занятости - за счет средств федерального бюджета;
при погребении умерших граждан, подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти, а также умерших несовершеннолетних членов семей граждан, подлежащих такому страхованию - за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации;
при погребении умерших, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являвшихся пенсионерами, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Статьей 12 Закона о погребении предусмотрены гарантии погребения умерших, не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребения, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение.
Однако в пункте 3 статьи 9 Закона о погребении источники финансирования расходов на погребение умерших, личность которых не установлена, не указаны.
В то же время пункт 2 статьи 1 Закона о погребении устанавливает гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего. Услуги по погребению являются мерой социальной защиты граждан, которая находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно подпункту 41 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено, в том числе, предоставление материальной и иной помощи для погребения.
Субъект самостоятельно за счет собственных источников определяет порядок их возмещения. Пункт 2 статьи 1 Федерального закона «О погребении похоронном деле» устанавливает гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего.
Услуги по погребению указанных лиц являются мерой социальной защиты граждан, которая в силу статьи 72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В соответствии со статьей 76 Конституции по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Согласно нормам статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации реализация решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней, финансируется исключительно из федерального бюджета. Таким образом, реализация мер социальной защиты в виде предоставления гражданам бесплатных услуг по погребению, установленных на федеральном уровне, и на основании статей 130, 133, 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации относится к государственным полномочиям Российской Федерации, поэтому финансирование расходов на осуществление переданных полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи средств нижестоящим бюджетам в виде субвенций.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 № 584 «О программе развития бюджетного федерализма в РФ» ответственность за выполнение Федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, может иметь место лишь при передаче из федерального бюджета средств для компенсации таких расходов и в пределах переданных для этих целей средств.
Как следует из информации, предоставленной Министерством финансов Иркутской области, средства из федерального бюджета в бюджете Иркутской области 2015 на выполнение работ по погребению тел умерших, личность которых не установлена, не предусматривались.
Судом установлено, что ни Законом Иркутской области от 08.12.2014 № 146-ОЗ «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов», ни Постановлением Правительства Иркутской области от 24.10.2013 № 437-пп «Об утверждении государственной программы Иркутской области «социальная поддержка населения» на 2014-2018 годы», ни иными нормативными правовыми актами не определены источник и порядок возмещения расходов, понесенных специализированной организацией в 2015г., в связи с погребением умерших, личность которых не установлена.
В соответствии с указанным Законом Иркутской области и Постановлением Правительства Иркутской области разрешен вопрос относительно выплаты социального пособия на погребение и возмещение расходов по гарантированному перечню услуг по погребению в случаях, если умерший, не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являвшихся пенсионерами, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности.
В материалах дела отсутствуют и ответчиком Минфином РФ не представлены суду доказательства, подтверждающие, что в спорный период или на день принятия судом решения по делу из федерального бюджета в бюджет Иркутской области были переданы средства на финансирование и возмещение расходов, связанных с реализацией Федерального Закона «О погребении и похоронном деле», понесенных в период с декабря по январь 2015 г. специализированными службами по вопросам похоронного дела.
Согласно правовой позиции, изложенной Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в определениях от 13.02.2009 № 475/09, от 06.10.2010 №ВАС-13070/10 по аналогичным спорам, поскольку государство финансово не обеспечило реализацию установленных федеральным законодательством обязанностей специализированных служб по вопросам похоронного дела, исковые требования подлежат удовлетворению за счет казны Российской Федерации.
В соответствии со статьями 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, возмещение вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, за счет казны Российской Федерации, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.
Противоправность поведения государственных органов, уполномоченных возмещать убытки, усматривается в уклонении (бездействии) Российской Федерации в их лице от исполнения обязательства по компенсации расходов истца, понесенных в результате предоставления установленных Федеральным законом льгот.
Вышеизложенное также следует из Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», в котором указано, что, рассматривая иски, предъявленные согласно статьям 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, судам необходимо иметь в виду, что должником в обязательстве по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, также является публично-правовое образование, а не его органы либо должностные лица этих органов. Следовательно, при удовлетворении указанных исков в резолютивной части решения суда должно указываться о взыскании денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования, а не с государственного или муниципального органа.
Заявленная ко взысканию сумма расходов сторонами не оспорена, контррасчет не представлен.
Ссылка ответчика Минфина РФ на определение Верховного Суда Российской Федерации от 29.04.2016 № 303-ЭС15-18506 по делу № А51-775/2015 судом не принимается, поскольку при рассмотрении дела № А51-775/2015 судом установлено, что «Выплата социального пособия на погребение и возмещение расходов по гарантированному перечню услуг по погребению за счет средств краевого бюджета предусмотрена Законом Приморского края от 19.12.2013 N 334-КЗ "О краевом бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов», а при рассмотрении настоящего дела установлено, что законы и иные правовые акты о выделении из федерального бюджета Иркутской области в 2015 г. на выполнение работ по погребению тел, умерших, личность некоторых не установлена, не принимались.
С учетом вышеизложенного, убытки истца в сумме 341 774 руб. 25 коп. подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации. Надлежащим ответчиком по данному делу суд считает Российскую Федерацию в лице Министерства финансов Российской Федерации.
В удовлетворении иска к Иркутской области, Управлению Федерального Казначейства по Иркутской области суд отказывает ввиду правовых оснований для взыскания убытков с данного лица.
В соответствии с частью 1 статьи 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, арбитражным судом разрешаются вопросы распределения судебных расходов, к каковым в силу статьи 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится и государственная пошлина.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации размер государственной пошлины по заявленному иску составляет 9 835 руб.
Истцом при подаче искового заявления в арбитражный суд уплачена государственная пошлина в размере 9 835 руб.
Частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Таким образом, на основании части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 9 835 руб.
Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
исковые требования удовлетворить.
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу МУНИЦИПАЛЬНОГО УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ «РИТУАЛ» Г. ИРКУТСКА убытки в размере 341 774 руб. 25 коп., а также судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 9 835 руб.
В удовлетворении исковых требований к Иркутской области в лице Министерства финансов Иркутской области, Управлению Федерального казначейства по Иркутской области отказать.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Иркутской области.
Судья А.Ф. Ханафина