ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-6091/15 от 04.06.2015 АС Иркутской области

         АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, д. 36А, тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск                                                                                                   Дело № А19-6091/2015

« 09 » июня 2015 г.

Резолютивная часть решения объявлена 04 июня 2015 г.

Полный текст решения изготовлен 09 июня 2015 г.

Арбитражный суд  Иркутской области в составе судьи Поздняковой Н.Г.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Козловой Е.Н.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Ваш Дом» (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 664002, <...>)

к Службе государственного жилищного надзора Иркутской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 664007, <...>)

о признании недействительным решения №1 от 10.04.2015 о возврате заявления,

при участии представителей         

от заявителя: не явились;

от органа, чье решение оспаривается: ФИО1 – представитель по доверенности от 01.06.2015 № 8637-3616/15;

                                                                          установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Ваш Дом» (далее – ООО «УК «Ваш Дом») обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Службе государственного жилищного надзора Иркутской области о признании недействительным решения №1 от 10.04.2015 года о возврате заявления ООО «УК «Ваш Дом».   

Заявитель, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направил.

Представитель Службы государственного жилищного надзора Иркутской области в судебном заседании требования заявителя не признал, поддержав позицию, изложенную в отзыве.

 Из материалов дела следует, что 03.04.2015 ООО «УК «Ваш Дом» обратилось в Службу государственного жилищного надзора Иркутской области с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами, по результатам рассмотрения которого Службой принято решение №1 от 10.04.2015 о возврате заявления в связи с пропуском соискателем лицензии срока предоставления заявления в лицензирующий орган (до 01.04.2015).  

ООО «УК «Ваш Дом», полагая, что оспариваемое решение не соответствует требованиям закона и нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В обоснование заявленных требований заявитель указал, что в связи с невозможностью получения в срок до 01.04.2015 квалификационного аттестата, что было вызвано несвоевременным созданием лицензионной комиссии, у ООО «УК «Ваш Дом» отсутствовала возможность своевременно подать заявление о предоставлении лицензии  для осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

Выслушав представителя Службы государственного жилищного надзора Иркутской области, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании незаконными действий Службы необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств, требования заявителя удовлетворению не подлежат.

В соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 26.11.2014 № 595-пп, Служба государственного жилищного надзора Иркутской области является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по региональному государственному жилищному надзору (пункт 1 Положения о службе государственного жилищного надзора Иркутской области, утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 26.11.2014 № 594-пп). 

В силу подпункта 11 пункта 7 Положения о службе государственного жилищного надзора Иркутской области Служба в соответствии с возложенной на нее задачей в установленном порядке осуществляет лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензионный контроль.

Согласно подпункту 51 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее – Закон о лицензировании) предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию. Данное положение введено Федеральным законом от 21.07.2014 № 255-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Закон № 255-ФЗ) и вступило в силу с 01.09.2014.

Согласно частям 1, 4 статьи 7 Закона № 255-ФЗ  юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 1 мая 2015 года. После 1 мая 2015 года осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.

В случае, если в срок до 1 апреля 2015 года юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на день вступления в силу настоящего Федерального закона, не обратились в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий региональный государственный жилищный надзор, с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление данной деятельности либо такому юридическому лицу или такому индивидуальному предпринимателю отказано в ее выдаче, орган местного самоуправления в порядке, установленном статьей 197 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), обязан уведомить об этом собственников помещений в многоквартирном доме, предпринимательскую деятельность по управлению которым осуществляет такое лицо. 

Согласно статье 13 Закона о лицензировании для получения лицензии соискатель лицензии представляет по установленной форме в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, а также копии учредительных документов юридического лица, засвидетельствованные в нотариальном порядке; копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности, и, которые свидетельствуют о соответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям, в том числе документов, наличие которых при осуществлении лицензируемого вида деятельности, предусмотрено федеральными законами.

В части 8 статьи 13 Закона о лицензировании указано, что в случае, если заявление о предоставлении лицензии оформлено с нарушением требований, установленных частью 1 настоящей статьи, и (или) документы, указанные в части 3 настоящей статьи, представлены не в полном объеме, в течение трех рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии лицензирующий орган вручает соискателю лицензии уведомление о необходимости устранения в тридцатидневный срок выявленных нарушений и (или) представления документов, которые отсутствуют, или направляет такое уведомление заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона о лицензировании в срок, не превышающий 45 рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов, лицензирующий орган осуществляет проверку полноты и достоверности содержащихся в указанных заявлении и документах сведений, в том числе проверку соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям статьи 19 названного Закона, и принимает решение о предоставлении лицензии либо об отказе в ее предоставлении.

Орган государственного жилищного надзора согласно части 1 статьи 194 Жилищного кодекса РФ рассматривает заявление соискателя лицензии о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы в порядке, установленном Законом № 99-ФЗ, в срок, не превышающий 30 рабочих дней со дня их приема. По результатам рассмотрения заявления орган государственного жилищного надзора осуществляет подготовку для лицензионной комиссии мотивированного предложения о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении.

Основанием для отказа соискателю лицензии в предоставлении лицензии в силу части 2 статьи 194 Жилищного кодекса РФ является:

1) установленное в ходе проверки заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям;

2) наличие в представленных соискателем лицензии заявлении о предоставлении лицензии и (или) прилагаемых к нему документах недостоверной или искаженной информации.

Согласно пункту 10 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 № 1110, принятие лицензионной комиссией решения, предусмотренного пунктом 1 части 4 статьи 201 Жилищного кодекса Российской Федерации, и оформление лицензирующим органом приказа о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении осуществляются в порядке, установленном статьями 14 и 15 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" с учетом положений статей 194 и 201 Жилищного кодекса Российской Федерации. Срок оформления приказа лицензирующего органа с учетом сроков, необходимых для принятия лицензионной комиссией решения, не может превышать 45 рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов. 

Учитывая, что управляющие организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, обязаны получить лицензию в срок до 01.05.2015, а срок рассмотрения заявления соискателя лицензии составляет 30 рабочих дней со дня приема заявления, ООО «УК «Ваш Дом» в соответствии с Законом 255-ФЗ вправе было обратиться в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии в срок до 01.04.2015.

Однако, фактически общество обратилось с заявлением о выдаче лицензии 03.04.2015.

Суд находит несостоятельными доводы заявителя о невозможности сдачи квалификационного экзамена, и, как следствие, пропуске срока на обращение с заявлением выдаче лицензии.

 Согласно пункту 2 части 6 главы 2 Положения о лицензионной  комиссии Иркутской области, утвержденного Указом Губернатора Иркутской области от 22.01.2015  № 4-уг, принятие квалификационного экзамена является задачей исключительно лицензионной комиссии.

С даты начала приема квалификационного экзамена лицензионной комиссией (10.03.2015) у заявителя имелось достаточно времени для обращения с заявлением о допуске к сдаче квалификационного экзамена.

Между тем, с таким заявлением руководитель ООО «УК «Ваш Дом» ФИО2 обратился лишь 31.03.2015, т.е. накануне истечения срока, установленного для подачи заявления о предоставлении лицензии. В этот же день ФИО2 был допущен к квалификационному экзамену и успешно его сдал.

Квалификационный аттестат получен ФИО2 02.04.2015, т.е. в течение двух дней с даты подачи заявления.

Таким образом, нарушение срока подачи заявления на выдачу лицензии явилось результатом действий самого заявителя, который обратился в лицензионную комиссию с заявлением о допуске к сдаче квалификационного экзамена 31.03.2015, тогда как последняя осуществляет свои функции ранее указанной даты. Объективных причин, препятствующих обращению в лицензионную комиссию в установленный срок, заявителем в материалы не представлено.

Негативные последствия несвоевременных действий заявителя не могут быть поставлены в вину лицензионной комиссии, либо Службе.

По данным, представленным Службой, в срок до 01.04.2015 с заявлениями о выдаче лицензий обратилось 228 управляющих организаций.

При этом, заявление о предоставлении лицензии могло быть подано обществом и при отсутствии аттестата, подтверждающего сдачу квалификационного экзамена, поскольку подача неполного пакета документов не является основанием для отказа в выдаче лицензии, а является основанием для направления соискателю лицензии уведомления о необходимости представления документов, которые отсутствуют.

Следовательно, решение Службы №1 от 10.04.2015 о возврате заявления ООО «УК «Ваш Дом», поданного с нарушением установленного законом срока, соответствуют действующему законодательству. 

Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

При таких обстоятельствах, требования ООО «УК «Ваш Дом» и признании недействительным решения Службы государственного жилищного надзора Иркутской области №1 от 10.04.2015 о возврате заявления удовлетворению не подлежат.

 На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований о признании недействительным решения Службы государственного жилищного надзора Иркутской области №1 от 10.04.2015 года о возврате заявления Общества с ограниченной ответственностью  «Управляющая компания «Ваш Дом» отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья                                                                                                   Н.Г. Позднякова